Главная страница
qrcode

Методическая разработка лекционного занятия. Контрольные вопросы для студентов пояснительная записка методическая разработка лекционного занятия по теме по теме Общие основы лфк и медицинского контроля. Участие медицинской сестры при лфк в терапии


НазваниеКонтрольные вопросы для студентов пояснительная записка методическая разработка лекционного занятия по теме по теме Общие основы лфк и медицинского контроля. Участие медицинской сестры при лфк в терапии
Дата07.11.2019
Размер311 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодическая разработка лекционного занятия.doc
ТипКонтрольные вопросы
#64906
страница3 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Формы и методы лечебной физкультуры

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки.

Помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия.

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т. е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела — 60-80% всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

Очень важна плотность занятий, т. е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний. Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.

Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода.

1. Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.

2. Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.

3. Регулярность воздействия.

4. Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.

5. Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.

6. Разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10-15 % с повторением 85-90 % прежних для закрепления результатов лечения.

7. Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.

8. Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.

9. Принцип всесторонности — предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.

10. Наглядность и доступность упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.

11. Сознательное и активное участие больного — достигается умелым объяснением и подбором упражнений.

Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания.






  • Правила применения гигиенической гимнастики



    1. 3. Основы медицинского контроля

      При назначении ЛФК необходимо провести углубленное клиническое обследование перед началом курса и по окончании его, а при необходимости — и в середине курса с использованием методов функциональной диагностики, по показаниям биохимических анализов, характеризующих состояние сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата. Врачи определяют выбор методов обследования с учетом имеющейся патологии.

      Наряду с результатами функциональной диагностики с применением функциональных проб необходимо учитывать показатели физического развития.

      Физическое развитие— это комплекс морфологических и функциональных свойств организма, который определяет массу, плотность и форму тела, а у детей и подростков — процессы роста. Оценка физического развития помогает оценить выносливость, работоспособность, физическую силу.

      Инструктор ЛФК должен уметь определять артериальное давление (АД), а также контролировать самочувствие, частоту пульса до и после процедуры.

      Все эти показатели помогают определить величину и характер физических нагрузок.

      Основными методами исследования физического развития служат соматоскопия (внешний осмотр) и антропометрия (соматометрия).

      Соматоскопия

      Соматоскопия выявляет особенности телосложения, осанку и состояние опорно-двигательного аппарата.

      Особенности телосложения определяются конституцией. Различают три типа конституций: нормостенический, гиперстенический и астенический:

      - у нормостеников существуют определенные пропорции между длиннотными и широтными размерами тела (относительно пропорциональное тело);

      - у гиперстеников пропорции нарушены в сторону увеличения широтных размеров (относительно длинное туловище и короткие ноги);

      - у астеников пропорции нарушены в сторону увеличения длиннотных размеров (длинные ноги и короткое туловище).


      Наружный осмотр необходим, чтобы выявить, нет ли нарушений осанки. Проводят осмотр в трех положениях: спереди, сбоку и сзади:

      - при осмотре спереди обращают внимание на возможные асимметрии лица, шеи, на форму грудной -клетки, рук, ног, положение таза;

      - осмотр сбоку позволяет проверить осанку в сагиттальной плоскости (плоская, круглая, сутулая, плосковогнутая, кругловогнутая спина и др.);

      - при осмотре сзади выявляют возможные искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз).

      Осанка — это привычная поза непринужденно стоящего человека. Нормальная осанка характеризуется умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника и симметричным расположением всех частей тела. Голова движется прямо, надплечья слегка опущены и отведены назад, руки прилегают к прямому туловищу, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы параллельны или слегка разведены в стороны. Нарушения осанки возникают при слабости мышц в любом возрасте. Чаще других развивается сутуловатость. Круглую спину часто называют юношеским кифозом. Круглая и кругловогнутая спина способствуют снижению функции дыхания и кровообращения, плоская спина снижает рессорную функцию позвоночника. Валено своевременно выявить, нет ли бокового искривления позвоночника — сколиоза. При сколиозе любой локализации на выпуклой стороне искривления пространство между туловищем и опущенными руками (треугольник) менее выражен. При I степени сколиоза уже можно выявить торсию позвонков вокруг вертикальной оси в положении наклона туловища до 90°.

      Нарушение формы грудной клетки: крыловидные лопатки, асимметричное положение плечевого пояса. Живот в норме, несколько втянут.

      Для определения формы ног обследуемому предлагают в положении стоя соединить пятки и несколько развести носки врозь. Форма ног различна: нормальная, Х-образная и О-образная. Ноги считают прямыми, если колени, стопы соприкасаются. При Х-образных ногах соприкасаются только колени, при 0-образных — только стопы.

      Стопы могут иметь нормальную форму, уплощенную и плоскую.

      При плоскостопии уплощен свод стоп. Диагностируют плоскостопие по отпечаткам подошвенной поверхности стопы (плантография) и измерению ее размеров (подометрия). Легко определить плоскостопие, когда пациент стоит на стуле на коленях, стопы отвисают.

      Для определения формы рук в положении стоя обследуемый должен вытянуть руки вперед ладонями вверх и соединить их так, чтобы мизинцы кистей соприкасались. Если руки прямые, то они не соприкасаются в области локтей, при Х-образной форме — соприкасаются.

      Развитие мускулатуры оценивают как хорошее, среднее и слабое — по состоянию тонуса, силы и рельефа мышц.

      Антропометрия

      Антропометрия — это измерение ряда параметров человеческого тела: роста, массы тела, ширины плеч, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и силы мышц.

      Рост у взрослых измеряют на антропометре. Обследуемый стоит, касаясь ягодицами и лопатками антропометра. Рост ребенка до 2 лет измеряют в положении лежа.

      Окружность груди измеряют в трех состояниях: в моменты максимального вдоха, полного выдоха и в покое. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток и спереди: у детей и мужчин доводят до сосков, у женщин над грудной железой на уровне верхнего края IV ребра. Разность между величинами вдоха и выдоха (экскурсия грудной клетки) у мужчин равняется 4-5 см, у женщин 4-6 см, у спортсменов достигает 10-14 см, у больных снижена до 2-1 см или равна 0.

      Окружность живота измеряют в положении лежа на боку на уровне наибольшей его выпуклости, а талию — в положении стоя на уровне наименьшей выпуклости живота.

      Окружность плеча измеряют при напряженных мышцах плеча и предплечья поднятой до уровня надплечья и согнутой в локте руки. Ленту накладывают в области наиболее выступающей части двуглавой мышцы плеча. В расслабленном состоянии на том же уровне проводят измерения при опущенной руке.

      Окружность бедра измеряют под ягодичной складкой, а голени — в области наибольшей выпуклости икроножной мышцы. Ширину плеч измеряют тазомером, устанавливая ножки его на выдающемся крае акромиона. При измерении ширины таза ножки тазомера ставят между точками гребней подвздошных костей.

      Оценка физического развития человека и методы- исследования

      Жизненную емкость легких измеряют при помощи спирометра. Пациента ставят лицом к аппарату, предлагают сделать глубокий вдох, а выдох через мундштук в трубку спирометра. Повторяют 2-3 раза и записывают наибольший результат.

      Силу мышц измеряют динамометром. Силу мышц кисти определяют, сжимая ручной динамометр кистью отведенной вперед руки. Для измерения силы мышц спины используют становой динамометр. Пациент становится на опорную площадку его, крюк которой должен находиться между стопами, пациент тянет рукоятку, соединенную с динамометром, вверх. Рукоятку устанавливают на уровне колен. При измерении — ноги прямые.

      Для объективного суждения о физическом развитии определяют соотношения отдельных антропометрических показателей — индексы.

      Весоростовой показатель (индекс Кетле) вычисляется путем деления массы тела в граммах на рост в сантиметрах. Для мужчин его норма в пределах 370-400, для женщин — 325-375.

      Жизненный индекс определяется путем деления жизненной емкости легких (в кубических миллиметрах) на массу тела (в килограммах). Для мужчин этот средний показатель равен 60-65 мл, для женщин — 50-55 мл. Более точное представление о функции внешнего дыхания получают при сравнении индивидуальной ЖЕЛ с должной (ДЖЕЛ), которую определяют по формуле:


      где В — возраст; Р — рост (в см).

      У здоровых соотношение ЖЕЛ и ДЖЕЛ не менее 90 %, у больных — менее 90 % , у спортсменов — больше 100 %. Показатели силы кисти получают от деления данных динамометрии силы мышц кисти (в кг) на массу тела (кг), умноженных на 100. Средний показатель у мужчин — 65-75%, у женщин—45-50%. Соответственно сила мышц спины у мужчин — 200-220 %, у женщин — 135-150%. У больных показатели значительно снижены, у спортсменов — более высокие.

      Критерием адекватности нагрузки при тренировках является отсутствие признаков ее непереносимости.


      4. ЛФК в терапии

      4.1 Лечебная физкультура при заболеваниях сердечнососудистой системы

      Сердечнососудистые заболевания занимают первое место среди причин смерти. Все забо­левания сердечнососудистой системы приводят к нарушению кровообращения в той или иной степени. Среди заболеваний сердца особого внимания заслуживает ишемическая болезнь, которая проявляется в форме стенокардии, инфаркта миокарда и атеросклеротического кардиосклероза и является причиной коварных осложнений, приводящих к инвалидности и смерти. Чаще причиной недостатка кровоснабжения сердца (ишемии) является атероск­лероз.

      Во время занятий лечебной физкультурой вследствие увеличения частоты и силы сердечных сокращений, увеличения количества функционирующих капилляров и ОЦК в артерии сердца поступает больше крови, усиливаются окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ, укрепляется сердечная мышца и приспосабливается к постепенно нарастающей нагрузке. Нормальное кровообращение восстанавливается главным образом за счет внесердечных механизмов кровообращения: присасывающей силы грудной клетки во время вдо­ха, благодаря чему кровь из полых вен попадает в правое предсердие, и «мышечного насоса» (сдавливание вен при мышечных сокращениях перемещает кровь к сердцу), облегчающего работу сердца.

      При выполнении физических упражнений учащается пульс, повышается АД, увеличивается количество циркулирующей крови и число функционирующих капилляров в скелетных мышцах и в миокарде.

      Занятия лечебной гимнастикой при заболеваниях сердечнососудистой системы, максимально активизируя действие экстракардиальных факторов кровообращения, способствуют нормализации нарушенных функций.

      ЛФК широко используется при заболеваниях системы кровообращения в остром периоде при выздоровлении и в дальнейшем как фактор поддерживающей терапии.

      Противопоказания:

      - острая фаза ревматизма, эндо- и миокардита;

      - тяжелые нарушения ритма и проводящей системы сердца;

      - острая сердечная недостаточность (пульс более 104-108 уд./мин, выраженная одышка, отек легких);

      - недостаточность кровообращения III стадии;

      - высокое артериальное давление (выше 200/110 мм рт. ст.);

      - аневризма сердца, тромбоэмболические осложнения,
      1   2   3   4   5   6

      перейти в каталог файлов


  • связь с админом