Главная страница
qrcode

курсовая педтехнологии. Курсовая работа Исполнитель Кутенёва Татьяна Александровна, студент 211 группы заочной формы обучения


Скачать 151.35 Kb.
НазваниеКурсовая работа Исполнитель Кутенёва Татьяна Александровна, студент 211 группы заочной формы обучения
Дата15.09.2020
Размер151.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая педтехнологии.docx
ТипКурсовая
#71368
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБПОУ СО «Алапаевский профессионально – педагогический колледж»

Эффективность применения современных педагогических технологий физического воспитания в ДОУ.

Курсовая работа


Исполнитель: Кутенёва Татьяна Александровна,

студент 211 группы заочной формы обучения

специальность 49.02.01 Физическая культура



Алапаевск

2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение
3
Глава 1.Теоретические аспекты современных педагогических технологий физического воспитания дошкольном образовательномучреждении
6


1.1
Обзор педагогических здоровье сберегающих технологий по проблеме исследования
6


1.2
Характеристика здоровье сберегающих педагогических технологий
11
Глава 2. Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ
18


2.1
Оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
18


2.2
Анализ результатов использования здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении
25
Заключение
29
Источники информации
32
Приложения
37














ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?

В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Все это указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед педагогом, который должен воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих педагогических технологий.

Поэтому тема курсовой работы важна и актуальна.

Объект исследования: технологии физического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: применение современных педагогических здоровье сберегающих технологии.

Цель исследования: Показать эффективность применения педагогических здоровье сберегающих технологий физического воспитания

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования:
Исследовать новые педагогические здоровье сберегающие технологии физического воспитания дошкольников.
  • Изучить характеристики педагогических здоровье сберегающих технологий.
  • Провести анализ эффективности применения педагогических здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.
    Для решения поставленных задач применялись следующие

    Методы исследования:
    Анализ современных педагогических, здоровьесберегающих технологий по теме исследования, обобщение опыта работы.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
    Методики исследования:

    «Методика оценки состояния здоровья детей»; «Оценка физического развития детей, через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского»; «Анкета для родителей».

    База исследования: опытно – поисковая работа по выбранной теме исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 41«Сказка» г. Алапаевска, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    1.1 Обзор педагогических здоровье сберегающих технологий по проблеме исследования
    Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях усилия педагогов, как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

    Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

    В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

    Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

    Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

    «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявчев., Б.Б.Егоров 

    реализует принцип развивающего обучения в области физического воспитания дошкольников, направлена на развитие двигательной активности детей. В ней изложены новые идеи двигательной активности и оздоровительной работы, приведены разнообразные полезные упражнения и увлекательные оздоровительные игры. Здоровый ребёнок есть эталон и практически достижимая норма детского развития - таково кредо этой технологии, используются общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально - ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения.

    «Гимнастика маленьких волшебников» С. В. Хрущёв - данная технология представляет разнообразные нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей и по профилактике заболеваний. Технология предполагает - гимнастику после сна с элементами йоги; дыхательную и звуковую гимнастики; игры, для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; игры серии «Лечимся сами».

    «Аромотерапия» по В. А. Иванченко - с целью понижения заболеваемости, повышения защитных сил детского организма, профилактики респираторных заболеваний используются элементы аромотерапии.

    «Здоровый ребёнок» Ю.Ф.Змановский - социально - оздоровительная технология оздоровления детей посредством организации физкультурных занятий на улице, также набором разнообразных закаливающих и оздоровительных мероприятий.

    «Дыхательная гимнастика» Стребелева - технология направлена на восстановление правильного дыхания. В ней представлен разнообразный арсенал упражнений и игр в этом направлении.

    «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина - технология физического воспитания детей 5-7 лет, основана на использовании подвижных игр с элементами спорта, разработана в целях оптимизации деятельности педагогов по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.

    Здоровье сберегающие технологии.

    В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение и поддержание здоровья, всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка.

    Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.

    Так, Т. Г. Матвеева классифицирует здоровьесберегающие технологии на:
    Медико-профилактические.
  • Физкультурно-оздоровительные.
  • Образовательные.
  • Обеспечивающие благополучие ребенка.
  • Здоровьесберегающие и здоровьеобогащающие педагогов.
  • Сохраняющие и стимулирующие здоровье.
  • Обучающие здоровому образу жизни.
  • Коррекционные.
    Д. Д. Шарипова, М. А. Исмаилова и Г. А. Шахмурова выделяют следующие здоровьесберегающие технологии:
    Стимулирующие (закаливание, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии, медикаментозные средства – препараты железа, йода).
  • Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).
  • Компенсаторно-нейтрализующие (дыхательная оздоровительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, массаж, самомассаж, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги и другие).
  • Информационно-обучающие (плакаты, листовки, брошюры, письма, которые адресованы детям, их родителям, педагогам и всем специалистам образовательных учреждений).
    Н. К. Смирнов дает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
    Медико-гигиенические технологии (МГТ). Данные технологии включают в себя контроль и помощь в создании необходимых гигиенических условий и норм. Для реализации данной технологии осуществляются мероприятия, направленные на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, организацию профилактических мероприятий и т.д.,
  • Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Цель – физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Осуществляются на занятиях в различных режимных моментах, в ходе самостоятельной двигательной активности детей.
  • Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Цель таких технологий – создание природосообразных, экологически оправданных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В ДОО это – обустройство территории, зеленые растения в помещениях, участие в природоохранных мероприятиях, обучение бережному использованию природных ресурсов.
  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Так как сохранение здоровья является частным случаем главной задачи – сохранение жизни требования и рекомендации по обеспечению безопасности должны обязательно учитываться в интеграции общей системы здоровьесберегающих технологий.
    Таким образом, именно применение современных педагогических здоровьесберегающих технологий позволяет дошкольному образовательному учреждению целенаправленно двигаться к достижению поставленных государством стратегических целей в области здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды.

    1.2 Характеристика здоровьесберегающих технологий
    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогического состава ДОУ и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
    приобщение детей к физической культуре,
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.
    Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Главное, конечно же, воспитать в ребенке потребность в здоровом образе жизни.

    Виды здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании:
    медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
    Рассмотрим обозначенные виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ подробнее.

     в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

     в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

     в детском саду — технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель — становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

     

    ребенка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

     — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей: задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

    На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям. 

    :

    Стретчинг - специальные упражнения под музыку, которые проводятся не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

    Динамические паузы — во время занятий, 2−5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

    Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.

    Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.

    Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

    Гимнастика для глаз — ежедневно по 3−5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

    Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

    Гимнастика корригирующая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

    Гимнастика ортопедическая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

    Технологии обучения здоровому образу жизни:

    Физкультурное занятие — 2−3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст — 15−20 мин., средний возраст — 20−25 мин., старший возраст — 25−30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

    Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) — в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

    Утренняя гимнастика проводится каждый день в течение 6–8 мин. Каждое упражнение сопровождается музыкой. Такой вид гимнастики формирует у детей ритмические умения и навыки.

    Самомассаж проводится в игровой форме каждый день. Ребенок должен осознать серьезность данной процедуры. Е. И. Николаева указывает на то, что самомассаж удобно проводить в форме игры в виде пятиминутного занятия либо в виде динамической паузы на занятиях. Применение при этом веселых стихов, ярких образов, делают его для ребенка доступным и интересным [3; с.129]. Ответственные за проведение: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.

    Активный отдых: физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья. При проведении таких мероприятий все дети непосредственно участвуют в различных состязаниях, соревнованиях, с желанием выполняют двигательные задания. Во время активного отдыха дети более раскованы, чем на физкультурном занятии, что позволяет им двигаться без особого напряжения.

    Точечный массаж проводится во время эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится в соответствии со специальной методикой. Рекомендовано детям, которые часто болеют простудными заболеваниями.  Ответственные за проведение: воспитатель, руководитель физического воспитания, медсестра.

    Коррекционные технологии:

    Технологии музыкального воздействия — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2−4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

    Сказкотерапия - 2−4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

    Технологии воздействия цветом — правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

    Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

    Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

    Принцип доступности и индивидуальности — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

    Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

    Принцип систематичности - непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

    Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания — это такие методы как 

    Таким образом, каждая из представленных технологий отличается оздоровительной направленностью, а здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, формирует у дошкольников стремление к здоровому образу жизни. Применение данных технологий в дошкольной образовательной организации направлено на становление осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, на развитие у них умений оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье, как в детском саду, так и во взрослой жизни.

     
  •   1   2   3   4

    перейти в каталог файлов


    связь с админом