Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБПОУ СО «Алапаевский профессионально – педагогический колледж»
Эффективность применения современных педагогических технологий физического воспитания в ДОУ.
Курсовая работа
Исполнитель: Кутенёва Татьяна Александровна,
студент 211 группы заочной формы обучения
специальность 49.02.01 Физическая культура
Алапаевск
2017 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты современных педагогических технологий физического воспитания дошкольном образовательномучреждении 6
1.1 Обзор педагогических здоровье сберегающих технологий по проблеме исследования 6
1.2 Характеристика здоровье сберегающих педагогических технологий 11 Глава 2. Содержание работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ 18
2.1 Оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского 18
2.2 Анализ результатов использования здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении 25 Заключение 29 Источники информации 32 Приложения 37
ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать?
В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Все это указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед педагогом, который должен воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих педагогических технологий.
Поэтому тема курсовой работы важна и актуальна.
Объект исследования: технологии физического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: применение современных педагогических здоровье сберегающих технологии.
Цель исследования: Показать эффективность применения педагогических здоровье сберегающих технологий физического воспитания
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи исследования: Исследовать новые педагогические здоровье сберегающие технологии физического воспитания дошкольников. Изучить характеристики педагогических здоровье сберегающих технологий. Провести анализ эффективности применения педагогических здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. Для решения поставленных задач применялись следующие
Методы исследования: Анализ современных педагогических, здоровьесберегающих технологий по теме исследования, обобщение опыта работы. Наблюдение. Эксперимент. Методики исследования:
«Методика оценки состояния здоровья детей»; «Оценка физического развития детей, через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского»; «Анкета для родителей».
База исследования: опытно – поисковая работа по выбранной теме исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 41«Сказка» г. Алапаевска, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Обзор педагогических здоровье сберегающих технологий по проблеме исследования Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях усилия педагогов, как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявчев., Б.Б.Егоров -
реализует принцип развивающего обучения в области физического воспитания дошкольников, направлена на развитие двигательной активности детей. В ней изложены новые идеи двигательной активности и оздоровительной работы, приведены разнообразные полезные упражнения и увлекательные оздоровительные игры. Здоровый ребёнок есть эталон и практически достижимая норма детского развития - таково кредо этой технологии, используются общеразвивающие упражнения с элементами перевоплощения, музыкально - ритмические упражнения, задания на развитие мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения.
«Гимнастика маленьких волшебников» С. В. Хрущёв - данная технология представляет разнообразные нетрадиционные методы и формы работы по сохранению и укреплению здоровья детей и по профилактике заболеваний. Технология предполагает - гимнастику после сна с элементами йоги; дыхательную и звуковую гимнастики; игры, для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям; игры серии «Лечимся сами».
«Аромотерапия» по В. А. Иванченко - с целью понижения заболеваемости, повышения защитных сил детского организма, профилактики респираторных заболеваний используются элементы аромотерапии.
«Здоровый ребёнок» Ю.Ф.Змановский - социально - оздоровительная технология оздоровления детей посредством организации физкультурных занятий на улице, также набором разнообразных закаливающих и оздоровительных мероприятий.
«Дыхательная гимнастика» Стребелева - технология направлена на восстановление правильного дыхания. В ней представлен разнообразный арсенал упражнений и игр в этом направлении.
«Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина - технология физического воспитания детей 5-7 лет, основана на использовании подвижных игр с элементами спорта, разработана в целях оптимизации деятельности педагогов по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения «запаса прочности» здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.
Здоровье сберегающие технологии.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это технологии, которые направлены на сохранение, обогащение и поддержание здоровья, всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
Так, Т. Г. Матвеева классифицирует здоровьесберегающие технологии на: Медико-профилактические. Физкультурно-оздоровительные. Образовательные. Обеспечивающие благополучие ребенка. Здоровьесберегающие и здоровьеобогащающие педагогов. Сохраняющие и стимулирующие здоровье. Обучающие здоровому образу жизни. Коррекционные. Д. Д. Шарипова, М. А. Исмаилова и Г. А. Шахмурова выделяют следующие здоровьесберегающие технологии: Стимулирующие (закаливание, физические нагрузки, приемы психотерапии и фитотерапии, медикаментозные средства – препараты железа, йода). Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). Компенсаторно-нейтрализующие (дыхательная оздоровительная, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, массаж, самомассаж, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги и другие). Информационно-обучающие (плакаты, листовки, брошюры, письма, которые адресованы детям, их родителям, педагогам и всем специалистам образовательных учреждений). Н. К. Смирнов дает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: Медико-гигиенические технологии (МГТ). Данные технологии включают в себя контроль и помощь в создании необходимых гигиенических условий и норм. Для реализации данной технологии осуществляются мероприятия, направленные на санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников, организацию профилактических мероприятий и т.д., Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Цель – физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. Осуществляются на занятиях в различных режимных моментах, в ходе самостоятельной двигательной активности детей. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Цель таких технологий – создание природосообразных, экологически оправданных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В ДОО это – обустройство территории, зеленые растения в помещениях, участие в природоохранных мероприятиях, обучение бережному использованию природных ресурсов. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Так как сохранение здоровья является частным случаем главной задачи – сохранение жизни требования и рекомендации по обеспечению безопасности должны обязательно учитываться в интеграции общей системы здоровьесберегающих технологий. Таким образом, именно применение современных педагогических здоровьесберегающих технологий позволяет дошкольному образовательному учреждению целенаправленно двигаться к достижению поставленных государством стратегических целей в области здоровьесбережения и сохранения здоровьесберегающей среды.
1.2 Характеристика здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, педагогического состава ДОУ и родителей. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Главное, конечно же, воспитать в ребенке потребность в здоровом образе жизни.
Виды здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Рассмотрим обозначенные виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ подробнее.
в дошкольном образовании — технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
в дошкольном образовании — технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
в детском саду — технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель — становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
ребенка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
— технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей: задача данных технологий — обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.
:
Стретчинг - специальные упражнения под музыку, которые проводятся не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы — во время занятий, 2−5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры — как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используются лишь элементы спортивных игр.
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая — с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз — ежедневно по 3−5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, необходимо обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика корригирующая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие — 2−3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст — 15−20 мин., средний возраст — 20−25 мин., старший возраст — 25−30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) — в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Утренняя гимнастика проводится каждый день в течение 6–8 мин. Каждое упражнение сопровождается музыкой. Такой вид гимнастики формирует у детей ритмические умения и навыки.
Самомассаж проводится в игровой форме каждый день. Ребенок должен осознать серьезность данной процедуры. Е. И. Николаева указывает на то, что самомассаж удобно проводить в форме игры в виде пятиминутного занятия либо в виде динамической паузы на занятиях. Применение при этом веселых стихов, ярких образов, делают его для ребенка доступным и интересным [3; с.129]. Ответственные за проведение: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания.
Активный отдых: физкультурные праздники, досуги, развлечения, дни здоровья. При проведении таких мероприятий все дети непосредственно участвуют в различных состязаниях, соревнованиях, с желанием выполняют двигательные задания. Во время активного отдыха дети более раскованы, чем на физкультурном занятии, что позволяет им двигаться без особого напряжения.
Точечный массаж проводится во время эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время с детьми старшего дошкольного возраста. Проводится в соответствии со специальной методикой. Рекомендовано детям, которые часто болеют простудными заболеваниями. Ответственные за проведение: воспитатель, руководитель физического воспитания, медсестра.
Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия — в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2−4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия - 2−4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом — правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровье сберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.
Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
Принцип доступности и индивидуальности — предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий — это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность — это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.
Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.
Принцип систематичности - непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания — это такие методы как
Таким образом, каждая из представленных технологий отличается оздоровительной направленностью, а здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, формирует у дошкольников стремление к здоровому образу жизни. Применение данных технологий в дошкольной образовательной организации направлено на становление осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, на развитие у них умений оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье, как в детском саду, так и во взрослой жизни.
|