Главная страница
qrcode

Методические рекомендации по написанию истории болезни по госпитальной хирургии. Лекции по лфк. Курс лекций СПбгафк им. П. Ф. Лесгафта, 2003. 111 с. Печатается по решению Редсовета спбгафк им. П. Ф. Лесгафта


НазваниеЛекции по лфк. Курс лекций СПбгафк им. П. Ф. Лесгафта, 2003. 111 с. Печатается по решению Редсовета спбгафк им. П. Ф. Лесгафта
АнкорМетодические рекомендации по написанию истории болезни по госпитальной хирургии.docx
Дата28.06.2019
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDevyatova_M_V_Karlova_K_S_Panova_G_I_Smirn.doc
ТипЛекции
#56486
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА

Избранные лекции по ЛФК
Курс лекций

Санкт-Петербург

2004
УДК 615.825 + 615,851.83 (033)

М.В. Девятова, К.С. Карлова, Г.И.Панова, Г.И, Смирнов. Избранные лекции по ЛФК. Курс лекций/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 111 с.


Печатается по решению Редсовета СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта.

Представленный курс включает в себя 5 лекций: «Классификация и характеристика физических упражнений, используемых с лечебной целью. Двигательные режимы» - проф. Девятова М.В., доц. Смирнов Г.И.. ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при компрессионных переломах позвоночника» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при невритах конечностей» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С. ; «ЛФК при поясничном остеохондрозе позвоночника» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С; «ЛФК при диафизарных пере­ломах» - доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Панова Г.И.

Лекции предназначены студентам СПбГАФК (специальности «Фи­зическая культура и спорт» и «Лечебная физическая культура»).

Библиогр. 22
© Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.Лесгафта, 2004.

© М.В.Девятова, Н.С.Карлова, Г.И.Панова, Г.И. Смирнов, 2004


ВВЕДЕНИЕ

Лечебная физическая культура, являясь интегральной дисциплиной, включает в себя знания как медицинских, так и педагогических наук. Находясь на стыке многих дисциплин, ЛФК предъявляет высокие требования к уровню знании своих специалистов.

Тенденция развития клинических дисциплин, педагогики, биомеханики, теории и методики физической культуры, специальной и общей психологии, спортивных специализаций ведет к повышению требований в подготовке специалистов ЛФК.

Достижения смежных дисциплин должны быть учтены в научно-практической деятельности специалистов ЛФК и отражены в учебно-методической литературе. На кафедре спортивной медицины разработан ряд научно обоснованных методик, отвечающих указанным требованиям. Прежде всего, в отличие от существующей учебно-методической литера­туры методики впервые разработаны на основе унифицированных двига­тельных режимов. Критерием этих режимов является сопоставление патоморфологических изменений в больном органе с соответствующими им клиническими проявлениями. Такой подход позволяет грамотно ставить четкие задачи, определять средства и особенности методики в занятиях с больными на любом этапе заболевания, при любой патологии.

В настоящем пособии представлен ряд избранных лекций. Выбор тематики определялся актуальностью и отсутствием научно-обоснованных методик по данной патологии.

В написание лекций принимали участие преподаватели цикла ЛФК кафедры спортивной медицины:

«Классификация и характеристика физических упражнений, исполь­зуемых с лечебной целью. Двигательные режимы» - проф. Девятова М.В., доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при компрессионных переломах позвоночника» - проф. Девя­това М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при невритах конечностей» - проф. Девятова М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при поясничном остеохондрозе позвоночника» - проф. Девя­това М.В., ст. преп. Карлова Н.С.

«ЛФК при переломах костей верхних конечностей» - доц. Смирнов Г.И., ст. преп. Панова Г.И.

ЛЕКЦИЯ 1

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ С ЛЕЧЕБНОЙ ЦЕЛЬЮ

Физические упражнения являются основным лечебным средством физической реабилитации больных. В настоящее время имеется более 200 классификаций физических упражнений по различным признакам. По лечебному воздействию все упражнения, прежде всего, делятся на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие упражнения оказывают лечебное действие на всех больных независимо от имеющейся у них патологии. Например, упражнения на координацию и равновесие полезны больным с сосудистой патологией, травмами опорно-двигательного аппарата, нарушением мозгового кровообращения и т.д.

Специальные упражнения направлены на решение частных задач при различных заболеваниях. Например, больным бронхолегочной патологией требуется усиление оттока мокроты. Это осуществляется с помощью специальных, так называемых, дренажных упражнений. Во избежание развития контрактур при травмах суставов необходимы специальные упражнения на увеличение их подвижности. Без использования специальных упражнений лечебное воздействие общеразвивающих резко снижается. Специальные упражнения при патологии различных систем приводятся в соответствующей литературе по ЛФК.

В настоящей лекции представлена характеристика общеразвивающих упражнений. К таким упражнениям относятся: дыхательные, лечебно-гимнастические, лечебно-бытовые, лечебно-спортивные упражнения и лечебные игры.

Ни одно занятие не может проходить без дыхательных упражнений. Под дыхательными упражнениями подразумевается произвольное изменение дыхательного акта (вдох - выдох - пауза). В качестве общеразвивающих дыхательные упражнения используются или для снижения нагрузки, как расслабляющие, или для увеличения вентиляции после нагруз­ки. К дыхательным упражнениям, обладающим расслабляющем эффектом, относятся упражнения на урежение и изменение фаз дыхания. Наиболее простым способом урежения дыхания является мысленный подсчет дыхательных движений. Изменить фазы дыхания можно, произвольно изменяя продолжительности вдоха к выдоху составляет 1:1,3. Это соотношение можно изменить, укорачивая вдох, удлиняя выдох или, одновременно, укорачивая вдох и удлиняя выдох, например, до соотношения 1:1,5 или 1:2 и т.п. Во избежание гипервентиляции при урежении дыхания не следует допускать его углубления. Усилить эффект расслабления можно сочетанием дыхания с одновременным расслаблением мимической мускулатуры. Например, шумный выдох через "улыбающиеся" губы.

Увеличение вентиляции достигается упражнениями с вовлечением в акт дыхания вспомогательной дыхательной мускулатуры. Это - большая группа крупных и выносливых мышц шеи, плечевого пояса и спины. Их основные функции: 1) обеспечение движений плечевого пояса, головы и туловища, 2) фиксация перечисленных частей тела при работе руками. При выполнении основных функций они должны иметь опору на позвоночнике или грудной клетке, то есть там, где они начинаются. Этот процесс сопровождается "закрепощением" грудной клетки и компрессией позвоночника. Дыхание при этом осуществляют лишь главные мышцы вдоха (диафрагма и межреберные мышцы). При этом они вынуждены работать в затрудненных условиях. Таким образом, тяжесть рук, а, тем более, работа руками затрудняет грудное дыхание. Вспомогательные мышцы вдоха при этом не только сами не участвуют в акте дыхания, но и затрудняют работу главных мышц вдоха. В связи с этим нецелесообразно относить к дыхательным уп­ражнениям упражнения с движением рук. Ни улучшения вентиляции, ни отдыха для снижения нагрузки они обеспечить не могут. «Закрепощение» грудной клетки при работе вспомогательной дыхательной мускулатуры, наоборот, ухудшает дыхание. Вовлечение же в работу больших мышечных групп не дает желаемого расслабления. Если вспомогательные дыхательные мышцы освободить от основных функций, они начинают участвовать в акте дыхания. Для этого необходимо обеспечить опору местам их прикрепления (лопаткам, голове, туловищу). При этом мобильной частью становятся ребра, что увеличивает размеры грудной клетки. Руки можно фиксировать как на внутренней (на поясе, тазовых костях, бедрах), так и внешней опоре (на подлокотниках, спинке стула и т.д.). Опорой для головы, шеи и туловища может быть подголовник, высокая спинка стула и т.д. При этом в корне меняется работа вспомогательных дыхательных мышц, они сокращаются на вдохе и расслабляются на выдохе. Мышцы начинают работать в ритме дыхания, что создаст условия для их расслабления и отдыха.

Увеличению вентиляции способствует и диафрагмальное дыхание. Как правило под диафрагмальным дыханием понимается дыхание животом (брюшное дыхание). Между брюшным и диафрагмальным дыханием проводится знак равенства. Однако их следует различать. По отношению друг к другу брюшная диафрагма и передняя стенка живота - антагонисты, так что один тип дыхания никак не может быть синонимом другого. Брюшная диафрагма - самая мощная мышца вдоха, передняя стенка живота - выдоха. Сокращение диафрагмы требует расслабления передней стен­ки, иначе ее купол не сможет опускаться вниз. И, наоборот, втягивание брюшной стенки вынуждает диафрагму, расслабляясь, подниматься вверх. Совместно они работают лишь в том случае, когда нужно повысить внутрибрюшное давление, например, при поднятии тяжестей, при натуживании, при родах. Итак, есть брюшное дыхание с помощью передней стенки живота и диафрагмальное. При брюшном дыхании передняя стенка живота втягивается на выдохе и расслабляется на вдохе. При диафрагмальном опускающийся купол диафрагмы выпячивает переднюю брюшную стенку на вдохе. Оптимальный вариант - сочетание того и другого типа дыхания. На вдохе передняя брюшная стенка выпячивается, на выдохе - втягивается. Это - так называемое диафрагмально-брюшное дыхание.

Эффективность такого дыхания зависит от выбора исходного положения. Максимальная амплитуда движений диафрагмы достигается при соблюдении ряда условий. Во-первых, органы брюшной полости должны смещаться вниз, чтобы не ограничивать ее движений. Во-вторых, передняя стенка живота - антагонист диафрагмы - должна быть слегка расслаблена, и, наконец, диафрагма должна иметь опору для своего сокращения. Мы­шечная часть диафрагмы начинается от поясничных позвонков, из которых и следует создать опору. Для этого необходимо хоть небольшое напряжение мышц спины. Итак, оптимальным для диафрагмального дыхания является положение стоя с небольшим наклоном туловища вперед при опоре рук. Однако такое положение неприемлемо для многих больных. Вариантами для них яв­ляются положение лежа на спине с согнутыми ногами или положение сидя с опорой для спины. В положении лежа выполняется единственное условие - расслабление передней брюшной стенки. Более выгодно положение лежа на спине с одной - согнутой, другой - выпрямленной ногой, либо лежа на боку с согнутыми ногами. В положении сидя нарушены все условия для оптимального участия диафрагмы в акте дыхания.

При выполнении дыхательных упражнений не следует допускать ги­первентиляции, Гипервентиляция ведет к спазму гладкой мускулатуры (сосудов головного мозга, коронарных сосудов, желчных протоков, брон­хов и т.д.) Соответственно, ее проявлениями могут быть головокружение, сердечные боли, приступ печеночной или почечной колики и т.п. Для по­жилых, ослабленных больных и людей физически слабо развитых количе­ство повторений дыхательных упражнений не должно превышать 2-4 раза.

Наиболее широко с лечебной целью используются гимнастические упражнения. Они характеризуются искусственным сочетанием движений, выполняемых из определенных исходных положений, с точно предусмот­ренными направлениями, амплитудой, скоростью движения. Широта их использования обусловлена рядом особенностей. Во-первых, они просты и доступны всем больным независимо от возраста и физической подготов­ленности. Вторая особенность состоит в возможности их локального воз­действия на определенные суставы или мышечные группы, что особенно важно для травматологических и неврологических больных. Третья осо­бенность заключается в возможности строгого дозирования нагрузки, что делает их незаменимыми при лечении многих заболеваний. Прежде всего, это касается больных с патологией сердечно-сосудистой системы и нару­шением мозгового кровообращения. Нагрузка определяется содержанием упражнений, исходным положением (и.п.), количеством упражнений, ко­личеством повторений каждого, интервалами отдыха, темпом выполнения, амплитудой движений. И, наконец, выполнение гимнастических упражне­ний не требует специально оборудованного места и специальных приспо­соблений. Они могут использоваться больными, находящимися на по­стельном режиме, в зале ЛФК, в парке, на берегу моря и т.д.

В свою очередь, лечебно-гимнастические упражнения подразделяют:
по анатомическому признаку (упражнения для головы, туловища, конечностей, брюшного пресса и т.п.);
по целевой направленности;
по характеру работы мышц.
Характеристика по анатомическому признаку не требует специаль­ных пояснений.

По характеру работы мышц упражнения подразделяются:
по режиму их работы,
по степени активности.
Характеристика по режиму работы мышц. Различают три режима работы мышц: изотонический, ауксотонический и изометрический.

В изотоническом режиме мышца свободно укорачивается при не­изменном напряжении. В чистом виде так сокращаются только мышцы языка. Они закреплены только одним своим концом. Отсутствие напряже­ния мышц при работе языка делает его неутомимым.

Скелетные мышцы имеют фиксацию с двух сторон. Поэтому их уко­рочение сопровождается преодолением веса перемещаемой части тела. При этом непрерывно изменяется напряжение мышц. Такой режим работы называется ауксотиническим. В этим режиме мышцы и укорачиваются, и напрягаются. Возможны разные формы ауксотонического режима - с пре­обладанием укорочения или напряжения мышц. Форму работы мышц с преобладанием укорочения принято называть динамической и, соответст­венно, упражнения - динамическими. Как правило, они направлены на усиление кровообращения. Их эффективность зависит от исходного поло­жения, количества повторений, амплитуды, темпа выполнения и плеча ры­чага конечности. Так, неправильно выбранное и.и. может привести к неже­лательному результату. Например, движения туловища в положении стоя сопровождаются значительным усилением кровотока при небольшом на­пряжении мышц. И, наоборот, те же движения в положении лежа ведут к выраженному мышечному напряжению при ухудшении кровообращения. Количество повторений должно соответствовать величине мышц, т.к. чем крупнее мышцы, тем сильнее кровоток. Так, для достижения минимально­го эффекта при работе мелких мышц количество повторений должно быть от 10 до 12, средних - от 6 до. 8 и крупных - от 4 до 6.

Большое значение имеет темп выполнения. Неправильно выбранный темп может включить в работу совсем не те мышцы. Например, медленное как сгибание, так и разгибание руки в локтевом суставе выполняется за счет только сгибателей предплечья. При сгибании - преодолевая вес пред­плечья, при разгибании - ему уступая. И, наконец, чем больше амплитуда движения и плечо рычага конечности, тем сильнее лечебное воздействие. Кровоток резко усиливается при движении выпрямленными конечностями по максимально возможной амплитуде. Работа мышц в ауксотоническом режиме с преобладанием напряжения используется в силовых упражнениях Сила мышц зависит от ряда морфологических, физиологических и биомеханических факторов. Для вовлечения в работу максимально возможного количества мышечных волокон напряжение можно увеличить с использованием отягощения или сопротивления. Эти упражнения направ­лены на увеличение динамической силы мышц. Диапазон использования сопротивления и отягощения мышц очень широк, поскольку сильно раз­нится исходное состояние мышц. Например, у неврологических больных силы паретичных мышц порою хватает лишь на перемещение сегмента ко­нечности в облегченных условиях. Таким мышцам сопротивлением может служить палец или тонкая резинка. У травматологических больных на за­ключительных этапах реабилитации используются тренажеры со значительным сопротивлением. Также широк диапазон использования отягощения (от нескольких граммов до десятка килограммов). Наращивание дина­мической силы возможно за счет увеличения количества повторений, за­медления темпа, увеличения веса отягощения или сопротивления. Чем медленнее темп, тем большее усилие развивают мышечные волокна. Кро­ме того, медленный темп позволяет прочувствовать напряжение. Работа мышц при этом возможна как в преодолевающем, так и уступающем ре­жимах движения. Например, при медленном приседании разгибатель голе­ни (четырехглавая мышца) работает в уступающем режиме, уступая тяже­сти тела; при выпрямлении ног работает эта же мышца, преодолевая эту же тяжесть. При одинаковом темпе работа в уступающем режиме значи­тельно тяжелее, чем в преодолевающем. Когда все меньшее количество повторений требуется для достижения одинакового эффекта (например, амплитуды), целесообразно увеличить вес отягощения или силу сопротив­ления. В настоящее время с целью отягощения кроме привычных гантелей и гирей используют современные утяжелители на конечности с различны­ми вариантами веса. В упражнениях с сопротивлением противодействие может оказывать методист или партнер (в групповых занятиях). Исполь­зуются также эспандеры, резиновые бинты и различные тренажеры с дози­руемой силой сопротивления.

В изометрическом режиме мышцы не укорачиваются, изменяется лишь их напряжение. Такая форма работы мышц называют статической, и соответст­венно, упражнения - статическими. Они направлены на повышение статиче­ской силы. Примером может быть сохранение определенной позы, упоры, висы, удержание груза и т. д. Выполнение статических упражнений сопровождается ухудшением кровообращения мышц вследствие пережимания их капилляров даже при 50% от максимально возможного сокращения мышц. Поэтому, как до так и после статического напряжения необходимо расслабление мышц. Чем лучше расслабление, тем эффективнее последующее напряжение. Необходи­мость расслабления обусловливает темп выполнения. При быстром темпе рабо­ты мышцы не успевают расслабиться, и последующее напряжение выполняется уже напряженной мышцей, что уменьшает степень ее напряжения.

Время удержания напряжения следует постепенно увеличивать, но не чрезмерно. Начинать с 1-2 секунд, доводя до оптимального времени на­пряжения 7-8 секунд. Значительное напряжение настолько ухудшает кро­воснабжение мышц, что они длительное время не могут восстановиться после занятий. При статической работе мышц максимальные сдвиги со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы наблюдаются на 2-4 минутах после окончания выполнения упражнений. По этой причине ста­тические упражнения целесообразно чередовать с динамическими.

Следует отметить, что удержание напряжения в статических упраж­нениях иногда путают с удержанием позы в тестах на статическую вынос­ливость. Например, статическую выносливость мышц спины определяют по времени удержания «ласточки» в положении лежа на животе. В поло­жении лежа на спине проверяется статическая выносливость мышц живота по времени удержания выпрямленных ног, поднятых под углом 45°.

С повышением статической и динамической силы восстанавливается общая выносливость человека к нагрузкам.

По степени активности физические упражнения подразделяются на пас­сивные, идеомоторные и различной степени выраженности активные.

При полном отсутствии активных движений используют пассивные, являющиеся прообразом восстанавливаемых активных. Движение выпол­няется методистом или больным с помощью здоровых конечностей. По своему воздействию на организм они являются наиболее щадящими. Пас­сивные упражнения оказывают незначительное физиологическое воздей­ствие, улучшая крово- и лимфоток в больной конечности. Кроме того, они противодействуют развитию контрактур в суставах. Особенно широко они применяются у травматологических и неврологических больных.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом