Главная страница
qrcode

Методический справочник учителя истории. Часть 2. Лекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать


НазваниеЛекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать
АнкорМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
Дата01.10.2017
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
ТипЛекция
#23235
страница7 из 16
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

Сначала XVII до середины XVIII в.

Период вступления России в систему европейских государств

С середины XVIII до ре­форм 60-х го­дов XIX в.

Новый период русской истории

Периодизация Соловьева отражает прежде всего исто­рию государственности.

Автор «Курса русской истории» В.О. Ключевский выде­лил в истории России четыре периода (см. схему).

С VIII до XIII в.

Русь Днепровская, городовая, торговая

Днепровский период

С XIII до середины XV в.

Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледель-ческая

Верхневолж­ский период

С половины XV до второго десятиле­тия XVII в.

Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая

Великорус­ский период

С начала XVII до половины XIX в.

Всероссийский, императорско-дворянскин период

Всероссий­ский период


Периодизация Ключевского в большей мере отражает уровень экономики в ее стадиальном развитии, акцентиро­вавшая при этом значительное внимание на факторе коло­низации.
Периодизации истории России патриархов отечественной ис­тории солидны и привлекательны. Однако в современных усло­виях они не могут быть взяты за основу в преподавании истории в общеобразовательных учебных заведениях.
«Ни в одной из представленных периодизаций ни разу не встречается понятие «Киевская Русь». Почему? Почему затем, уже в XX веке, особенно в советское время, да и на рубеже ХХ-ХХ1 веков, слова «Киевская Русь» включались в периодизации истории и оглавления учебников почти всеми авторами? (В учебнике А.А. Преображенского и Б.А. Рыба­кова «История Отечества», например, понятие «Киевская Русь» упоминается только в оглавлении пять раз (с. 3)».

В современных условиях устойчивая периодизация истории России, ее важнейших событий еще не сложилась. Поиск наиболее приемлемых вариантов приводит к значительному разночтению в этом вопросе.

Периодизация Второй мировой войны.

«Первый период - с 1 сентября 1939 года до июня 1942 года. Для него характерен расширяющийся масштаб войны при сохранении превосходства сил агрессоров. Второй пе­риод - с июня 1942 года по январь 1944 года - это время перелома в ходе войны, когда инициатива и превосходство в силах переходят в руки стран антигитлеровской коали­ции. Третий период - с января 1944 года до 2 сентября 1945 года - заключительный этап войны, в ходе которого дос­тигнутое превосходство стран антигитлеровской коалиции было реализовано в ходе разгрома армий противника, когда обозначился кризис правящих режимов государств-агрес­соров и наступил их крах» (Кредер АЛ. Новейшая история. XX век: Учебник для основной школы. - М, 1996. - С. 130).

«Первый период войны (1.9.1939-21.6.1941). Начало вой­ны. Вторжение германских войск в страны Западной Евро­пы. Разгром Польши и Франции. Оккупация ряда стран. ...Второй период войны (22.6.1941-18.11.1942). Нападение фаш. Германии на СССР. Расширение масштаба войны. Отражение вторжения, срыв немецко-фашистского плана «молниеносной войны» и сокрушения СССР в 1942. ...Тре­тий период войны (19.11.1942 - кон. дек. 1943). Коренной перелом в ходе войны. ...Четвертый период войны (янв. 1944 — 9.5.1945). Полное изгнание врага с советской земли. Открытие второго фронта. Освобождение порабощенных на­родов Европы. Безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Пятый период войны (9.5-2.9.1945). Разгром империалистической Японии. Освобождение народов Азии от японской оккупации. Окончание 2-й мировой войны» (Военная Энциклопедия: В 8 т. - М., 1994. - Т. 2. - С. 309-312, 314).

Несмотря на трудности и противоречия в разработке перио­дизации, в практику обучения учащихся можно предложить сле­дующую схему исторических периодов.

I

1Х-ХН вв.

Древнерусское государство

ii

XII-XV вв.

Удельный период

iii

XVI-XVII вв.

Централизованное государство

iv

XVIII - начало XX в.

Российская империя

v

Начало XX в. -конец 80-х п. XX в.

Советское государство

vi

90-е гт. XX в.- по н.в.

Новая Россия


Предлагаемая периодизация не бесспорна. Но она аккумулиру-ет в себе многообразие точек зрения, заложенных в ряде учебников истории.

В случае разночтений в периодизациях ставку целесообразно делать на энциклопедические источники, подготовленные науч­ными центрами.

Ознакомление учащихся с периодизацией истории начинается [ с первого урока изучения курса.

периферическое зрение - пространство, обозримое глазом; способность охватывать взглядом определенную часть тер­ритории, площади, предметов и т.п.

Периферия - удаленная от центра часть чего-либо. Лишь отдельные учащиеся старших классов одновременно могут охватить взглядом два-три слова. Некоторые не осиливают одно. Убедиться в этом просто. Возьмите любой текст. Остановите взгляд в центре слова из 5-7 знаков ( букв). Не двигая зрачками, попытайтесь прочесть слова-соседи избранного слова справа и слева. Это получится далеко не у всех. Значит - отсутствует развитое периферическое зрение.

Скорость чтения текстов значительно возрастет, если учащийся | будет одновременно охватывать взглядом хотя бы два слова.

Развитию периферического зрения способствует ряд упраж­нений.

С привычного при чтении расстояния остановите взгляд на обозначенной цветным карандашом точке в центре страницы книги. Стремитесь к тому, чтобы, не двигая зрачками, охватить взгля­дом часть, а затем и всю страницу.

Возьмите узкую колонку текста из газеты или журнала. Проведите по центру вертикальную линию. Двигаясь взглядом строго по линии сверху вниз, старайтесь видеть и читать все строч­ки по всей их ширине. В дальнейшем используются колонки по­шире, вплоть до размеров книги.

3 (см. схему ниже). Двигаясь взглядом только по вертикальной линии букв сверху вниз, называйте буквы и цифры, размещенные на боковых наклонных линиях. Зрение будет считаться перифери­чески развитым, если, глядя на букву «О» внизу вертикального столбца, вы увидите и назовете буквы «Г» и «Ш>.


Й Е Ш Ф А

О Ж Ч

И

К М 7

п р

Е 8 А Б Т Я

ъ ь

Б У Н 3 Ы

п л э с т о

10 К А


М И

м в

ж

3

ц

д

м

Б

ш

4. Тренировка зрения по буквенным таблицам на 25 клеток.

Размеры таблиц вначале могут быть размером, вмещающим че­тыре таблицы на одном стандартном листе, затем две, наконец, одна. Идеальной считается таблица размером 2,5 х 2,5 см каждый квадрат.

Вариантов работы с такими таблицами несколько.

Вариант 1 (см. таблицу).

п

д

У

к

ц

ф

ы

в

А

п

я

ч

с

м

и

т

О

л

д

ж

п

и

т

ю

Б

Считайте таблицу, следуя взглядом сверху вниз, по центру (не выходя за границы центральных квадратов), последовательно: У, Б, С, Л, Т. Старайтесь при этом, не выходя взглядом за границы центральных квадратов, считывать знаки справа и слева. Вариант 2.

Работа с той же таблицей, но движение глаз осуществляется по горизонтали, по центральным квадратам, не выходя за границы прямоугольников, последовательно: Я, Ч, С, М, И. Старайтесь при этом, не выходя взглядом за границы центральных квадратов, счи­тывать знаки сверху и снизу.

Вариант 3.

Зафиксируйте взгляд в центре таблицы (С). Не допуская ни­каких движений глазами (зрачками), необходимо увидеть и на­звать все знаки, расположенные вокруг центрального прямоуголь­ника. Справившись с этой задачей, попытайтесь увидеть знаки, расположенные во внешних прямоугольниках.

При отработке этого упражнения желательно иметь рядом с собой товарища, который следил бы за правильностью ваших от­ветов и контролировал фиксацию взгляда в центре таблицы.

правила чтения исторических текстов: интег­ральный алгоритм - определенная последовательность при­емов и умственных действий объединительного характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения.

Интегрировать - объединить части, стороны чего-либо в одно целое.

Алгоритм - система работы по строго определенным прави­лам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.

Интегральный алгоритм чтения включает 7 блоков. Интегральный алгоритм чтения

Наименование читаемого источника (Н).

Автор (А).

Выходные данные (В).

Основное содержание (О).

Фактографические данные (Ф).

Новизна материала, спорные моменты, критика (К).

7. Возможности использования на практике (П).
Первый блок - наименование читаемого источника, заго-
ловок.

Многие учащиеся считают заголовки исторических трудов ме­лочью. Но заголовок не случайно называют входной дверью в ис­точник. При его мыслительной обработке достигается лучшее пони­мание общего содержания источника и восприятие текста в целом.

Второй блок включает некоторые данные об авторе.

Увидев, что авторами книг являются Н.М. Карамзин, СМ. Со­ловьев, В.О. Ключевский, нетрудно сделать вывод, что перед чита­телем фундаментальные труды по отечественной истории.

Узнав, что книги написаны Дж. Боффа, Н. Всртом, Дж. Хос-кингом - безошибочно узнаем, что в них зарубежная точка зрения на историю России.

Услышав о появлении книг М. Аджиева, А. Фоменко, Г. Но­совского, читатели без особого труда отнесут их к области фанта­стической фальсификации.

Многое скажут о содержании источников такие имена, как В. Жириновский, Г. Зюганов, Е. Гайдар, А. Чубайс и др.

Таким образом, знание авторов предполагает выработку мо­тива чтения. А это уже немаловажный фактор.

Третий блок - выходные данные.

На титульном листе указывается классификация книги (учеб­ник, учебное пособие, исторический роман, монография, книга для чтения и т.д.), что позволяет определить ее предназначение. Важно знать и издательство, выпустившее книгу. По году изда­ния часто определяется актуальность книги, особенно учебников по истории.

Таким образом, ознакомление с выходными данными помогает I читателю либо выбрать способ чтения книги, либо решить, читать ли ее вообще.

Четвертый блок - основное содержание.

В одной из школ провели опрос учащихся по знанию ими основной идеи хрестоматийного источника «Крещение Руси» из «Повести временных лет» (Хрестоматия по истории России. -Т. 1. - С. 38-41). Вопрос был поставлен так: «В чем причины похода князя Владимира на Корсунь?» Ответы были такими: «Князь и дружина хотели обогатиться»; «Владимир решил при­пугнуть Византию на будущее»; «Князь решил таким путем зас­тавить византийских императоров выдать за него замуж их сестру Анну»; «Владимиру потребовался яркий случай для принятия хри­стианства на Руси» и т.п. Как видим, выделить главное содержание из исторического текста учащимся не так-то просто.

Реализация четвертого блока напоминает о необходимости выделять узловые вопросы, тему, главное содержание книги.

Пятый блок - фактографические данные.

История мертва, если учащийся по прочтении книги, статьи не запомнил ни действующих лиц, ни места действия, ни фактов и событий, подкрепленных датами и аргументами. Реализация бло­ка предполагает узаконение внимательного усвоения фактов, со­бытий, имен, цифр I: т.п.

Шестой блок - новизна, спорное, критика.

Исторические источники читаются с целью нахождения ново­го материала. При этом уже имеющиеся знания сопоставляются с новыми. Всякое же сопоставление предполагает критический ана­лиз.

Седьмой блок - возможности использования материала в практической работе.

Для учащихся и студентов очень важно, какое место займут полученные из источников знания в их жизни: в учебе; в оценке окружающей действительности и т.д.

Чтение текстов по интегральному алгоритму, став привыч­ным, в последующем протекает почти незаметно для читателя.

Интегральный алгоритм требует его полного закрепления в памяти. Это лучше удается тем, кто разрабатывает для этой цели образное представление алгоритма в виде близкого, родного, лю­бимого предмета (книги - для любителей почитать; телевизора -для любителей посмотреть; самовара - для чаелюбов; самолета -для будущих летчиков и т.д.) с обозначениями блоков алгоритма (см. рисунки ниже. Каждая из букв на рисунках обозначает блок алгоритма).



правила чтения исторических текстов: диффе­ренциальный алгоритм - определенная последователь­ность приемов и умственных действий расчленяющего характера при чтении и отработке текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения и конспектирования.

Дифференциация - расчленение, разделение, расслоение це­лого на отдельные разнородные элементы, части, формы, ступени.

Дифференциировать - разграничивать, расчленять, выделять разнородные элементы при изучении чего-либо.

Квалифицированное чтение исторической литературы предпо­лагает, наряду с отбором необходимой для усвоения информации, ее смысловое сжатие, перекодирование и т.п. с целью обеспечения большей глубины понимания и запоминания материала в более сжатом и обобщенном виде.

Дифференциальный алгоритм чтения имеет в основе прием выделения смысловых опорных сигналов (слов, несущих основ­ную смысловую нагрузку) и их соответствующую отработку. Схе­матично алгоритм выглядит так.

1 этап

Выделение ключевых слов в отрезках текста (абзаца)

2 этап

Составление

из них смысловых предложений

3 этап

Выделение основного смысла отрезка текста



Работа по дифференциальному алгоритму помогает учащему­ся выделять основной смысл текста или его отрезка. Именно от­сутствием навыков данного вида работы страдают многие наши подопечные. Большинство, читая тексты, часто не видят в них смыс­ловой нагрузки, что неизбежно приводит к недостаточно глубоко­му пониманию прочитанного.

Рассмотрим работу по дифференциальному алгоритму на при­мере конкретного текста.

«В августе 1881 г. было издано «Положение об усилен­ной и чрезвычайной охране». При введении его в какой-либо местности власти могли высылать нежелательных им лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела на рас­смотрение военного суда вместо гражданского, приостанав­ливать периодические издания. В «Положении об усилен­ной и чрезвычайной охране» подчеркивался его временный характер, но оно просуществовало вплоть до падения само­державия. Некоторые местности десятилетиями находились на режиме чрезвычайного управления, хотя особой необхо­димости в том не было. Просто губернаторы не хотели рас­ставаться с дополнительными полномочиями» (Буганов В.И., Зырянов ПЛ. История России: Конец ХУИ-Х1Х в. - М., 1995.-С. 256).

Ключевые слова текста.

Август 1881 г.; «Положение об усиленной и чрезвычай­ной охране»; высылка; закрытие; военный суд; приостанов­ка; временный; самодержавие; чрезвычайное управление. Смысловые предложения.

С августа 1881 г. вводится «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», объявленное временным, действо­вавшее до падения самодержавия.

Власть могла высылать лиц, закрывать учебные заведе­ния, использовать военный суд, приостанавливать периоди­ческие издания.

Некоторые местности без необходимости подвергались чрезвычайному управлению.

Основной смысл текста. «Положение об усиленной и чрезвычайной охране» (август 1881 г.) ограничивало права и свободы лиц, организаций, прессы, предусматривало чрез­вычайное управление в местностях.

Объем текста после его обработки по дифференциаль­ному алгоритму значительно уменьшился: с 80 до 21. Ос­новной же смысл прочитанного материала не утратился.

При освоений дифференциального алгоритма очень важно не спеша и последовательно выполнять все три этапа. Только в этом случае можно достигнуть такого уровня, когда они будут проте­кать быстро, почти подсознательно, без вспоминания названия этапов и их содержании.

Работа по дифференциальному алгоритму удачно вписывает­ся в процесс конспектирования исторических источников. За счет чего?

Во-первых, за счет выделения основополагающих терми­нов в тексте.

Во-вторых, за счет самостоятельного составления смыс­ловых предложений. Известно, что самостоятельно сформулиро­ванная фраза запоминается в 5-7 ра"з быстрее, чем фраза, запи­санная под диктовку или из текста.

праздничные дни россии - дни, отражающие наибо лее важные вехи в российской и мировой цивилизации. 1 и 2 января - Новый год.

января - Рождество Христово.

марта - Международный женский день. 1 и 2 мая - Праздник Весны и Труда.

мая - День Победы.

12 июня - День принятия Декларации о государственном су­веренитете Российской Федерации.

7 ноября - Годовщина Великой Октябрьской социалистиче­ской революции; День согласия и примирения.

12 декабря - День Конституции Российской Федерации.

(Основание: Кодекс законов о труде Российской Федерации. Гл. V «Время отдыха». Ст. 65 «Праздничные дни»).

Всем государственным праздникам России не нашлось места ни в одном отечественном учебнике истории. Редко упоминаются как праздники Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, Праздник Весны и Труда.

Отдельные авторы не включают в хронологические таблицы праздники, рожденные преобразованиями 90-х гг. Так, в учебни­ке Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова «История России» в хроно­логической таблице отсутствуют День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, День Кон­ституции Российской Федерации.

Названия некоторых праздников искажаются. Великая Ок­тябрьская социалистическая революция в учебнике И.И. Долуц-кого «Отечественная история. XX век» значится так: «1917, 25 ок­тября. Большевики берут власть в Петрограде. II съезд Советов принимает декреты о мире и земле» (с. 104).

У В.П. Дмитриева (на титульном листе В.П. Дмитренко), В.Д. Есакова, В.А. Шестакова «История Отечества. XX век» па­раграф, посвященный Октябрьской революции, назван «Октябрь­ским переворотом» (с. 53). (Хронологическая таблица в учебном пособии отсутствует). Такое же название (Октябрьский перево­рот) получила революция в учебном пособии А.Н. Боханова, М.М. Горинова, В.П. Дмитренко «История России. XX век» (с. 171).

В справочном пособии для учащихся средних школ и студен­тов высших учебных заведений (Овсянников АЛ. История двух тысячелетий в датах. - Тула, 1996) под датой «25 октября (7 нояб­ря)» термины «октябрь» и «революция» не упоминаются вообще (с. 86).

Государственные праздники России должны изучаться с пер­вого занятия по истории Отечества, а их дни широко отмечаться в каждой школе.

причина (лат. саиза - причина, основание, побудительное начало) - то, что предшествует другому и вызывает его в качестве следствия; явление, обстоятельство, непосредственно порождаю­щее, обусловливающее другое явление - следствие; начало, источ­ник, вина, коренной повод к действию, случаю.

Причинность - одна из форм всеобщей взаимосвязи явлений объективного мира.

Причинная связь явлений - связь и взаимоотношение причи­ны и следствия.

Повод - обстоятельство, событие, случай, которые использу­ются с какой-либо целью как предлог или побудительный толчок к развязыванию каких-либо событий, имеющих более глубокие причины или основания. «Познание причинной связи явлений в ходе трудовой деятель­ности людей, - отмечал Н.И. Кондаков, - сыграло огромную роль в становлении человека. Это дало возможность ему предвидеть ход дальнейшего развития явления, а следовательно, сознательно на-правлять процесс изменения предметов в соответствии с интереса-ми общества и своевременно предупреждать наступление таких явлений, которые могут нанести ущерб интересам общества» (Кон­даков Н.И. Логический словарь-справочник. - С. 479).

Выявление причин фактов, событий, явлений является обяза-тельным условием понимания истории. Однако трудно найти учеб-ник истории, в котором при освещении важнейших событий (войн, революций, различных актов и т.д.) выдерживалась бы класси-ческая схема анализа: причина, ход, последствия (выводы, значе-ние, уроки). Речь идет не о последовательности изложения материала, она в основном выдерживается. Вопрос стоит в формулировании четких определений этих понятий.

Отдельные учащиеся путают причину с поводом.

Так, конфликт между сербами и албанцами в Югосла­вии (1999 г.) послужил поводом к агрессии США и других стран НАТО на суверенную страну. Причиной же этого со­бытия является желание США, стран НАТО установить полное господство над европейским континентом, устранить неугодный США правящий режим в Югославии.

Поводом к Первой мировой войне (1914-1918 гг.) по­служило убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены. Причина в дру­гом: борьба наиболее развитых капиталистических стран за передел мира.

Поводом к войне за австрийское наследство (1740— 1748 гг.) послужил отказ Пруссии, Баварии, Саксонии и Ис­пании признать наследственное право на австрийскую коро­ну и все владения Габсбургов Марии Терезии - старшей до­чери умершего императора «Священной Римской империи» Карла VI. Причины войны - противоречия между основны­ми европейскими державами, агрессивные устремления быс­тро усиливавшейся Пруссии, а также англо-французское ко­лониальное соперничество.

Поводом к войне России с Турцией (1853-1856 гг.) по­служили дела христиан на Востоке (католическому духо­венству были переданы ключи от главных дверей Вифлеем­ской церкви, которые прежде находились у православного патриарха; Людовик-Наполеон выхлопотал некоторые льго­ты католикам в ущерб православным и т.д.). Причина войны - борьба России и Турции, а также европейских держав за господство на Ближнем Востоке.

проблема (греч. ргоЫета - задача, задание) - теоретичес­кий или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом