Главная страница
qrcode

метрология. Метрология, стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг


НазваниеМетрология, стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг
Дата07.11.2019
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файламетрология.docx
ТипДокументы
#64920
страница2 из 2
Каталог
1   2


Цель задания

Разобраться в сущности метода селективной сборки соединения.

Научиться определять предельные размеры деталей, соединения, входящих в каждую размерную группу, а также предельные групповые зазоры (натяги).

Содержание задания

Определить значения допусков, предельных отклонений и предельных

размеров вала и отверстия.

Исходные данные

Соединение технологическое, заданное номинальным размером и полями допусков деталей по возможностям изготовления

Точность соединения (эксплуатационного), заданная групповым допуском посадки (зазора), требуемое по условиям функционирования соединения.

Соединение технологическое, заданное номинальным размером и полями допусков деталей по возможностям изготовления.

Ø22 Н9/f9

Групповой допуск посадки 60 мкм.

Верхние и нижние отклонения находим по ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП (Приложение 3 и 4)

Таблица 1
Верхнее отклонение
ES
+52
мкм
Нижнее отклонение
EI
0
мкм
Верхнее отклонение
es
-20
мкм
Нижнее отклонение
ei
-72
мкм


Условные обозначения и их определения:

D(d) - номинальный размер отверстия(вала) - размер, относительно которого определяются предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений.

ES(es) - верхнее отклонение отверстия(вала) - алгебраическая разность между наибольшим пределом D
EI(ei) - нижнее отклонение отверстия(вала) - алгебраическая разность между наименьшим пределом D
H9/f9- квалитеты отверстия и вала, квалитет - ступень точности или ступень традиции значений допусков системы.


Рисунок 3 - Схема расположения полей допусков посадки

Dmax =N + ES= 22,052 мм;

Dmin =N + EI = 22,0 мм;

dmax =N + es= 21,98 мм;

dmin =N + ei = 21,928 мм;

где Dmax - наибольший

предельный размер отверстия;

Dmin - наименьший предельный размер отверстия;

dmax— наибольший предельный размер вала;

dmin - наименьший предельный размер вала.

Допуски для отверстия:

TD=ES - EI =52 - 0 = 52 мкм

Допуски для вала:

Td=es - ei = -20 - (-72) = 52 мкм

2.Определить значения предельных зазоров в заданном соединении (технологическом)

Smax = ES - ei = 52 - (-72) = 124 мкм

Smin = EI - es = 0 – (-20) = 20 мкм

3.Определить число групп вала и отверстия для обеспечения заданной точности соединения.


где TSmex - допуск посадки по возможностям изготовления;

TSзксгр - групповой допуск посадки по требованиям эксплуатации.

TSmex =TD + Td = 52 + 52 = 104 мкм; TSэкс = 60 мкм.

Находим количество групп вала и отверстия

Принимаем nгр=2.

Групповые допуски деталей для селективной сборки

Допуски всех размерных групп вала или отверстия будут равны между собой.

Карта сортировщика на две размерные группы деталей соединения
Номер размерной группы
Размеры деталей
отверстие
вал
1
от
22
21,928
до
22,026
21,954
2
свыше
22,026
21,954
до
22,052
21,98
Предельные групповые зазоры равны

4.Выполнить схему полей допусков заданного соединения Ø22 Н9/f9, детали которого следует рассматривать на две размерные группы (рисунок 4)


Рисунок 4 – Схема полей допусков соединения Ø100 Ø22 Н9/f9, детали которого рассортированы на две размерные группы



Цель задания


Исходные данные







Обосновать характер нагрузки подшипника.

Выбираем характер нагрузки подшипника - перегрузка до 300%, умеренные толчки вибрации.

Установить вид нагружения каждого кольца подшипника.

Для внутреннего кольца устанавливают циркуляционное нагружение, а для наружного кольца - местное.

При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на валы и в корпусы выбирают по значению интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности.

Интенсивность радиальной нагрузки определяют по формуле


R –
Bp – Bp=(BK – 2r)·n;
r
п
Кп
F - коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале и тонкостенном корпусе, изменяется от 1 до 3 для вала и от 1 до 1,8 для корпуса; (При массивном вале F=1). При тонкостенном корпусе F=1,4.

FA - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки; FA=1 при отсутствии осевой нагрузки


dк6L0 L0/к6.
DJS7.
L0. JS7/L0.
Для соединений «корпус-подшипник» и «подшипник-вал» построить схемы полей допусков

L0/к6
Верхнее предельное отклонения для внутреннего кольца ES = 0

Нижнее предельное отклонения для внутреннего кольца EI =-0,01 мкм

Верхнее предельное отклонения для вала es = 0,015 мм

Нижнее предельное отклонения для вала ei = 0,002 мм

максимальный натяг:


минимальный натяг:

JS7/L0
Верхнее предельное отклонения для корпуса ES = 0,03 мм

Нижнее предельное отклонения для корпуса Е1=0 мм

Верхнее предельное отклонения для наружного кольца es = 0 мм

Нижнее предельное отклонения для наружного кольца ei = -0,013 мм

Максимальный зазор:


Минимальный зазор:


Js7

Ø17 k6 (0.015 Ø47 Js7 (0.03 Ø47 Js7 (0.03
L0 (-0,013)
L0 (-0,01)

Ø17 k6 (0.015


Цель задания

1.Научиться выбирать поля допусков для размеров шпоночных соединений.

2.Научиться обозначать посадки шпоночных соединений на чертежах

Исходные данные

1. Диаметр вала d мм: d = 12 мм.

2. Конструкция шпонки: сегментная

3. Вид соединения: нормальное

Выполнение работы

1. Определить основные размеры шпоночного соединения.

2. Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки

3. Назначить поля допуска на другие размеры деталей шпоночного соединения

Определить основные размеры шпоночного соединения.

По ГОСТ 24071-80 для d = 12 мм: ширина сегментной шпонки b = 3 мм, высота h = 6,5 мм, d = 16 мм, глубина паза на валу t

Диаметр вала
b
Глубина паза
на валу
во втулке
12
3х6,5х16
5,3
1,5

Исполнительные размеры шпоночных пазов.

Соединение нормальное.

Паз на валу: N9, ширина b = 3 мм

EI = -0,036

ES = 0

3 N9
Паз во втулке: js 9

ei = - 0,018

es = + 0,018

3 js 9
Глубина, вал t1 = 5,3
Глубина, втулка t2= 1,5
высота шпонки – по h11, h =6,5
длина шпонки – по h14,

длина паза вала – по H15,

глубина паза вала и втулки – по H12,

диаметр сегментной шпонки – по h12.D = 16
Заполним таблицу для вала d= 12 мм, сегментной шпонки и нормального соединения.

Размерные характеристики деталей шпоночного соединения
Наименование размера
Номинальный размер, мм
Поле допуска
Предельные отклонения, мм
Предельные размеры, мм
Допуск размера, Т, мм
верхнее

es
Нижнее ei
max
min
Ширина шпонки b
3
h9
0
-0,036
10,000
9,964
0,036
Высота шпонки h
6,5
h11
0
-0,110
13,000
12,890
0,110
Ширина паза вала
3
N9
0
-0,036
10,000
9,964
0,036
Ширина паза втулки
3
JS9
+0,018
-0,018
10,018
9,982
0,036
Глубина паза вала t1
5,3
H12
+0,120
0
10,120
10,000
0,120
Глубина паза втулки t2
1,5
H12
+0,120
0
3,420
3,300
0,120
Диаметр шпонки *(для сегментных шпонок) D
16
h12
0
-0,120
32,000
31,880
0,120
Предельные зазоры и натяги в соединениях шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки определяют, как в гладких соединениях.

В соединении шпонка-паз вала

S
Nmax

Шпонка-паз втулки

Smaх
Nmаx



Цель задания:
Научиться расшифровывать условные обозначения шлицевых прямобочных соединений и их деталей на чертежах.
  • Научиться по обозначениям шлицевого соединения и его деталей определять предельные отклонения и предельные размеры всех элементов шлицевых деталей.
  • Научиться правильно изображать эскизы шлицевого соединения и его деталей.
    Исходные данные:

    Условное обозначение прямобочного шлицевого соединения.

    D-6х13х
    В данном шлицевом соединении центрирование осуществляется по наружному диаметру. Оно обеспечивает хорошее качество центрирование при относительно невысокой стоимости. Снижение стоимости достигается тем, что втулка не шлифуется, а финишная обработка ее осуществляется чистовой протяжкой. Нецентрирующим является размер d.

    Определяем размеры, отклонения и допуски элементов деталей шлицевого соединения. Подсчитаем предельные размеры. Результаты занесем таблицу
  • Наименование элементов шлицев
    Номинальный

    размер, мм.
    Поле допуска

    Отклонения, мм
    Предельные размеры, мм
    Допуск размера Т, мм
    Верхнее

    ES (es)
    Нижнее

    EI (ei)
    Наибольший
    Наименьший
    1. Центрирующие элементы
    Отверстие
    16
    H7
    + 0,025
    0
    16,025
    16,000
    0,025
    Вал
    16
    g6
    - 0,05
    - 0,089
    15,95
    15,911
    0,039
    Ширина впадины отверстия
    3,5
    F10
    + 0,06
    + 0,03
    3,56
    3,53
    0,03

    Толщина шлица

    вала
    3,5
    f7
    + 0,013
    + 0,001
    3,513
    3,501
    0,012
    2. Нецентрирующие элементы
    Отверстие
    13
    Вал
    13

    Предельные зазоры и натяги в шлицевом соединении.

    По размерам наружного D диаметра:

    Smax = Dmax - dmin = 16,025 - 15,911 = 0,114

    Smin = Dmin - dmax = 16 - 15,95 = 0,05

    По размерe ширины шлица b:

    Smax = Bmax - bmin = 3,56 - 3,501 = 0,059

    Smin = Bmin - bmax = 3,53 - 3,513 = 0,017


    1   2

    перейти в каталог файлов


    связь с админом