Главная страница
qrcode

АНАЛИТИКА_по_Зарубежному_опыту_10082016_(1). московский государственный психолого-педагогический университет


Названиемосковский государственный психолого-педагогический университет
АнкорАНАЛИТИКА по Зарубежному опыту 10082016 (1).pdf
Дата10.06.2019
Размер1.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаANALITIKA_po_Zarubezhnomu_opytu_10082016_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#53416
страница3 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6
связанных с пониманием особенностей жизни людей с аутизмом в ЕС. Целями первой стадии проекта было:

Улучшение полноты информации о характеристиках медицинских, образовательных, социальных услуг и их доступности для людей с аутизмом в странах-участниках проекта EAIS;

Получение информации о возможных трудностях, возникших при оценке распространенности РАС в различных исследованиях на территории европейских стран;
В июле 2006 года для поставленных задач группой специалистов, исследующих расстройства аутистического спектра в «Институте редких заболеваний» в Мадриде, был создан специальный опросный лист в рамках проекта EAIS. Анкета была разработана для каждого региона-участника проекта. Опросный лист был разделен на 6 секций. Первые 4 секции нацелены на получение информации о состоянии образовательных, медицинских, социальных услуг, о ключевых характеристиках платных и бесплатных медицинских услуг, о системе наблюдения за здоровьем детей, о статистических медицинских учреждениях, о характере аккумулированных данных. Другие 2 секции концентрировались на общих аспектах диагностирования РАС, учета, наблюдения и доступности информации.
Всего опрос включал 65 вопросов открытого и закрытого типов.
В исследовании и опросе участвуют 18 стран партнеров проекта EAIS.
На текущий момент были обработаны опросные данные, полученные от 11 стран (Болгария, Чехия, Дания, Англия, Франция, Италия, Мальта, Польша,
Португалия, Шотландия, Испания). Группа из 11 стран составляет 290 миллионов жителей (63% населения ЕС). Из них 7 стран проводили статистическое исследования для всей территории страны, а 4 страны
(Испания, Италия, Франция, Шотландия) провели опрос в определенных регионах.
2.
Описательный анализ результатов исследований
Согласно исследованиям, случаи РАС чаще всего диагностируются у детей в возрасте 3-4 лет (72%) и 5-6 лет (36%).
Относительно образовательных услуг, 81% стран устанавливают обязательное образование для детей с 6 лет. 6 стран заявили, что большинство детей посещают дошкольные учреждение, 5 стран не обеспечили такой информацией. 63% стран заявили, что на их территории существуют специальные образовательные центры и модули, предназначенные для развития детей с РАС: в 25% стран они представлены исключительно государственным сектором, 37% имеют центры смешанного
Электронное издание «Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта»
© ФГБОУ ВО МГППУ
19 типа (государственные, частные, частные некоммерческие, субсидированные благотворительными фондами и спонсорами). Португалия, Шотландия и
Италия заявили об отсутствии специальных образовательных учреждений для детей с РАС.
Только в 4 странах все дети с РАС участвуют в государственных образовательных программах. В остальных странах большинство детей с
РАС (54%) находятся на домашнем обучении, и меньшая доля обучается в специализированных социальных учреждениях и частных центрах терапии
(27%). Большая доля стран (81%) имеет инклюзивные модели обучения в школах, однако также некоторые из них заявили о наличии отдельных программ для детей с РАС в общих и специализированных школах.
Статистика также показала, что в данных странах чаще всего дети с РАС в возрасте 19-20 лет еще продолжают обучение в школе.
Дети с РАС
Число стран
Виды обучения

Государственные образовательные программы

Домашнее обучение

Социальные учреждения

Центры терапии
3 6
2 1
Возраст продолжения школьного
обучения:

16-18

19-20

21

Зависит от потребностей ребенка

Недостаточно данных
2 3
1 2
3
Специальные программы в школах:

Инклюзивное обучение

Интеграция

Смешанный тип обучения

Отдельные программы
9 8
6 7
В случае диагностирования РАС в анализируемых странах существуют государственные институты, ответственные за обеспечение социальными услугами данного населения. 81% стран обеспечивают услугами служб ранней помощи, психолого-медико-педагогическими и семейными консультациями (72% стран), семьи могут также получить финансовую

20
[Введите текст] поддержку. 63% стран сообщило о наличии программ по оказанию помощи и программ по трудоустройству для нуждающихся семей с ребенком с РАС, а также о разработке специальных программ для отдельных случаев.
Исключением является Португалия, где существуют только службы ранней помощи и врачебное наблюдение, другие услуги отсутствуют.
В 81% стран доступность данных услуг зависит от определенных критериев (доход, место жительства, степень тяжести заболевания). Только одна страна заявила, что среднее время ожидания для получения услуг с момента обращения семьи – 1 месяц, в 27% стран подтвердили, что данная процедура занимает от 1 до 3 месяцев, в других странах (27%) от 3 до 6 месяцев.
Все страны имеют, по крайней мере, одну центральную организацию для людей с РАС, имеющую в основе группы взаимопомощи и поддержки. В
4 странах данные организации обеспечивают диагностирование и услуги по ранней помощи, в 3 странах (Болгария, Франция, Португалия) они обеспечивают только услуги по ранней помощи и лечебные услуги, в 3 странах (Мальта, Чехия, Италия) эти организации не предоставляют ни одной услуги данного спектра. Дания не предоставила данных по анализируемой статье. 5 стран заявило, что 50% семей с детьми с РАС являются членами этих организаций.
Характеристики социальных услуг и организаций для людей с РАС в
странах-участниках исследования
Количество стран
Социальные услуги

Финансовая поддержка
9

Услуги социальных работников
6

Службы ранней помощи (0-3 года)
7

Поддержка на дому
6

Индивидуальная терапия
8

Обучение и консультирование семей
6

Психолого-медикопедагогические консультации
7

Последующее лечение и наблюдение
6

Индивидуальная опека
4
Время ожидания семей для получения услуг

Менее 1 месяца
1

1-3 месяца
3

6-12 месяцев
3

Нет точных данных
4
Электронное издание «Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта»
© ФГБОУ ВО МГППУ
21
3.
Анализ по странам
Чехия
Официальный орган власти или институт, ответственный за разработку подходящего учебного плана для детей с РАС – Центр консультирования по социальной помощи для детей с особыми образовательными потребностями под руководством Министерства образования. Качество обучения различается, присутствуют как очень высокие стандарты, так и неудачные подходы к обучению. Имеет место низкая осведомленность об особенностях
РАС и потребностях людей с данными психологическими характеристиками.
Шотландия
Официальный орган власти или институт, ответственный за разработку подходящего учебного плана для детей с особыми образовательными потребностями – Департамент образования, однако также может быть разработан при участии Департамента здравоохранения. Многие дети с РАС переводятся для лечения и развития в другие регионы из-за отсутствия специалистов и экспертных знаний в определенных районах.
Италия
В исследовании анализировался отдельный регион – Верона.
Отсутствует официальный институт, разрабатывающий образовательную программу для детей с РАС, но существует департамент, выпускающий сертификаты об инвалидности. Нет специализированных школ для детей с
РАС.
Испания
Пилотный проект по выявлению случаев аутизма на ранней стадии с использованием M-CHAT (модифицированный скрининговый тест на аутизм) был запущен в нескольких регионах.
Большая доля специализированных школ управляется группами родительской поддержки.
Дети обучаются не только по государственным, но и по частным образовательным программам, а также в специализированных центрах дневного ухода.
Существуют многочисленные ассоциации, две национальные федерации родителей детей с РАС. Все они автономные и независимые. Даже если они являются частью федерации, они самостоятельно собирают данные и формируют статистику.
Великобритания
Официальный орган власти или институт, ответственный за разработку подходящего учебного плана для детей с особыми образовательными потребностями, – местные органы народного образования под руководством
Департамента образования. В сфере образования существует нерешенные задачи относительно инклюзивного образования. Наблюдается недостаток квалифицированных кадров (очень низкие заработные платы не стимулируют развитие в данной области). Объединение родителей, созданное в 1962 году, переросло в Национальное Общество по Аутизму
(NAS). Также на региональном уровне существуют небольшие объединения,

22
[Введите текст] предлагающие социальные услуги. С 2003 года действует Национальный план по аутизму (nap-c, в котором содержатся рекомендации и протоколы по выявлению и оценке РАС.
Франция
Официальный орган власти или институт, ответственный за разработку подходящего учебного плана для детей с особыми образовательными потребностями в регионе исследования – «Maison Départementale des personnes handicapées» (Региональный центр по делам инвалидов).
Характерна тенденция обучения детей с
РАС в обычных общеобразовательных школах, если это представляется возможным.
Существует 3 национальных объединения родителей детей с РАС: Autisme
France, Sésame Autisme, Pro Aide Autisme.
Мальта
Установлен стандартизированный протокол раннего диагностирования
РАС и обучения таких детей (STEP – Системная воспитательная и образовательная программа). На протяжении 6 недель происходит детальная оценка коммуникативных, речевых отклонений ребенка с РАС. Комиссия, состоящая из логопеда, трудотерапевта оценивает коммуникативное развитие, координацию движений, навыки самообслуживания ребенка. По истечению 6 недель производится встреча специалистов, врачей, педагогов и родителей, на которой разрабатывается индивидуальный план обучения.
В Государственном Образовательном Отделе существует Комиссия по утверждению особых образовательных потребностей, которая разрабатывает наиболее подходящий образовательный план для ребенка и ведет статистику о детях с РАС и их истории обучения (например, получали дополнительную поддержку и детских садах или нет).
Существует специальная программа EDEN, разработанная фондом
EDEN. С 2002 года она была аккредитована Национальным обществом по
Аутизму Великобритании. Дети с РАС посещают 1-2 раза в неделю, в вечернее время, специальные занятия, а также поддерживаются школой и местными общественными организациями. Данная программа субсидируется государством, но полностью не обеспечивается им. Она нацелена, прежде всего, на инклюзивное обучение, поскольку большая часть детей с РАС посещает обычные школы. Только 0,4% детского населения посещает специализированные школы. 80% детей с РАС посещает обычные общеобразовательные школы. Сотрудники фонда EDEN посещают школы с целью контроля подходов к обучению и поддержке учеников с РАС.
Польша
Отсутствует официальный институт, разрабатывающий образовательную программу для детей с РАС. Много случаев индивидуального домашнего обучения детей с РАС. Существует
Национальная Ассоциация аутистов с 14 центрами по всей стране. Кроме этого, имеется много групп поддержки и объединений родителей детей с
РАС – в целом, около 40. Однако между ними нет эффективного взаимодействия, отсутствует слаженность в работе.
Электронное издание «Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта»
© ФГБОУ ВО МГППУ
23
В итоге становится очевидным, что в Европе лишь небольшое число стран проявило интерес к данному исследованию, однако наиболее глубокий анализ был проведен в Великобритании.
Общеевропейские программы исследований по проблемам аутизма и
других нарушений развития, в которых принимает участие «Аутизм-
Европа», и которые финансируются Европейским Союзом
1. DE-ENIGMA - Multi-Modal Human-Robot Interaction for Teaching and
Expanding Social Imagination in Autistic Children (2016-2019)
Источники:
2. TRASE - Training in Sexual Education for People with Disabilities
(2015-2017)
3. ESIPP - Equality and Social Inclusion Positive Parenting (2015-2018)
Источник:
Цель состоит в том, чтобы адаптировать образовательные инструменты разных стран ЕС с целью обеспечения образования для родителей и профессиональной подготовки для семей в тех регионах, где она ранее была недоступна. После оценки этих инструментов, будет распространенна информация о типовой учебной программе, инструментах и материалах.
Страны: Великобритания, Хорватия, Бельгия.
4. ASDEU - Autism Spectrum Disorders in the European Union (2015-
2017)
Источники:
В программе участвуют 12 стран Европы: анализ экономических и социальных факторов аутизма, обзор существующих механизмов и разработка предложений для программ раннего выявления; подготовки специалистов; программы для улучшения понимание диагноза, сопутствующих заболеваний, а также эффективной помощи и поддержки для взрослых и пожилых людей, страдающих аутизмом. Выработка рекомендаций по вопросам политики в области здравоохранения и социальной интеграции.

24
[Введите текст]
5. SEAD - Sex education for people with learning disabilities (2012-2015)
Источники:
6. BRAINVIEW (2015-2019)
Источник:
7. Count Me In - for the social inclusion of people with learning disabilities in the arts and cultural sector
Источник:
Проект направлен на улучшение социальной интеграции людей с особыми потребностями в области искусства и культурного сектора и расширение возможностей для них на рынке труда.
8. FIRST - Developing a tool for people with autism to simplify text and documents.
Источник:
Проект по разработке инструмента, который называется Open Book, чтобы помочь людям с расстройствами аутистического спектра для адаптации письменных документов в формат, который является для них легче читать и понимать.
9. ASC-Inclusion - Creating interactive emotion games for children with autism (2011-2015)
Источник:
10. JoTraDi - Job Trainers for People with intellectual disabilities and
Autism Spectrum Disorders (2013-2015)
Источник:
Основная цель сделать эту программу доступной во всех странах и обеспечить обучение для учителей, воспитателей, преподавателей.
11. SPEAK UP- System for Protection and Empowerment of Autistic Child as victim of abuse or Unintentional Perpetrator (2013-2015)
Источник:
12. Together We Can Manage - supporting employment of people with autism in the Czech Republic
Источник:
Программа с участием людей, страдающих аутизмом, в том числе политики, представители органов управления, правительства, и работодатели для создания общего документа, регламентирующего основные вопросы, а также написание программы для развития благоприятных возможностей трудоустройства для людей с аутизмом в Чешской Республике.
Электронное издание «Сопровождение, обучение и воспитание лиц с РАС: обзор зарубежного опыта»
© ФГБОУ ВО МГППУ
25 13. The MapAbility project for the social inclusion of students with disabilities
Источник:
14. Autism Connections Europe (ACE)
Источник:
Этот проект направлен на обеспечение людей (18 лет и старше) с аутизмом возможности улучшить свои коммуникативные и социальные навыки, участвуя в интернет-сообществах, путешествия в другие страны
Европы (Словении, Италии, Великобритании и Эстонии) и развития навыков отстаивать свои права.
15. New Bridges to Autism
Источник:
16. Side-by-Side
Проект предусматривает обучение неквалифицированных сотрудников, которые работают с сфере аутизма в организациях по всей Европе.
Курирует проект APPDA, Португальская Ассоциация по Аутизму, в партнерстве с португальским государственным университетом, государственным университетом Чехии, Фондом аутизма (Венгрия).
Великобритания
Согласно современным статистическим данным, расстройства аутистического спектра выявлено более, чем у 700000 жителей
Великобритании, т.е. примерно один человек из ста страдает данным нарушением развития.
В связи с этим активно развивается система комплексной помощи лицам с РАС. Ее формирование и эффективное функционирование осуществляется благодаря совместным усилиям государства, государственных организаций, благотворительных общественных организаций.
Система помощи регламентируется и регулируется первой в
Великобритании стратегией по поддержке людей с аутизмом – «Autism Act»
(2009), Стратегией по аутизму (2010), госпрограммой «Думай об аутизме»
(2014).
В документе «Autism Act» содержатся предписания для правительства, местных властей, Национальной службы здравоохранения (NHS) и
Министерства труда и пенсионного обеспечения. Стратегия «Autism Act» охватывает пять основных направлений деятельности:

26
[Введите текст]
- повышение уровня информированности населения об аутизме и проблемах людей с аутизмом;
- совершенствование механизма диагностики РАС;
- обеспечение людям с особенностями развития доступа к необходимым услугам и предоставление им возможности вести независимое существование;
- трудоустройство лиц с аутизмом;
- наделение партнеров на местах всем необходимым инструментарием для помощи таким людям.
Оценка успешности реализации стратегии осуществляется
Национальным обществом помощи лицам с РАС – National Autistic Society
(NAS).
Стратегия по аутизму направлена на:
- обеспечение полноценной и плодотворной жизни;
- создание условий для обучения всех категорий специалистов по вопросам аутизма;
- создание местных комиссий по аутизму;
- улучшение планирования и предоставления услуг, в том числе вовлечение самих людей с аутизмом и их родителей/близких в этот процесс;
- улучшение доступа к диагностике;
- создание национальных, региональных и местных структур по улучшению доступа к службам помощи.
Госпрограмма «Думай об аутизме» (2014) направлена на:
- обеспечение людям с РАС таких же возможностей, как и у неаутичных людей;
- осуществление подходящей поддержки для достижения своих целей;
- повышение информированности общества и государственных учреждений (включая полицию и пенитенциарную систему) с помощью общественных кампаний.
Программа «Думай об аутизме» (2014) нацелена на:
- равноправное участие в сообществе;
- подходящую поддержку в подходящее время на протяжении всей жизни;
- развитие навыков и независимости;
- получение работы в соответствии со способностями.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом