Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

О.С. Иссерс. Речевое воздействие. Учебное пособие. Москва Издательство Флинта


НазваниеМосква Издательство Флинта
Дата24.03.2019
Размер6.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаО.С. Иссерс. Речевое воздействие. Учебное пособие.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#44135
страница1 из 34
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Учебное пособие
О.С. Иссерс
Речевое воздействие
Москва
Издательство «Флинта»
Издательство «Наука»
2009
Допущено Учебно методическим объединением вузов
Российской Федерации по образованию
в области международных отношений в качестве учебного
пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению
(специальности) Связи с общественностью

3
УДК 80(075.8)
ББК 81.2 5 923
И89
УДК 80(075.8)
ББК 81.2 5 923
И89
Р е цензе н т ы:
д р филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета Дружбы народов Е.Н. Ремчукова

д р филол. наук, профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета И.А. Стернин
д р филол. наук, профессор кафедры общественных связей и рекламы факультета журналистики Санкт Петербургского государственного университета АД. Кривоносов

© ОС. Иссерс, 2009
© Издательство «Флинта», 2009
Иссерс О.С.
Речевое воздействие учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности Связи с общественностью ОС. Иссерс. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 224 с 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
ISBN 978 5 02 034575 1 (Наука)
В основу книги положен курс лекций, который автор в течение 10 лет читает на филологическом факультете Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, а также в качестве приглашенного лектора в других вузах – Калининградском государственном университете им. И. Канта, Нижневартовском государственном университете. Многие методики,
представленные в пособии, были апробированы на консультациях, тренингах и семинарах, которые автор проводил в различных государственных и коммерческих структурах. В пособии представлены различные аспекты теории и практики речевого воздействия, наиболее значимые, по мнению автора, для подготовки профессионального коммуникатора – журналиста,
филолога, специалиста по рекламе и связям с общественностью. Этот список отнюдь не ограничивается названными специальностями вопросы речевого воздействия актуальны для всех, кто интересуется проблемами эффективной речевой коммуникации, задумывается не только о том, что сказать, но и как выразить свою мысль. Особое внимание в пособии обращается на приемы влияния на собеседника, выбор оптимальных языковых средств.
В каждой главе имеются практические задания, которые позволяют применить полученные знания в конкретной сфере.
Для филологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, а также для всех, кто интересуется современными подходами к речевой коммуникации и хочет усовершенствовать навыки речевого воздействия.
Оглавление
Предисловие ....................................................................................................................... Введение .............................................................................................................................. Глава 1. Истоки теории речевого воздействия. Риторика

как наука убеждать .................................................................................................. 9 1.1. Краткий исторический экскурс .................................................................... 9 1.2. Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия .................................. Задания после лекции ................................................................................... Глава 2. Современный человек – субъект и объект речевого воздействия
..... 20 2.1. Предмет и задачи науки о речевом воздействии .................................. 20 2.2. Что значит быть субъектом и объектом речевого воздействия .... 24 2.3. Психологические предпосылки современных технологий речевого воздействия ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................... Глава 3. Власть языка ................................................................................................. 33 3.1. Речевое общение как деятельность ........................................................... 33 3.2. Понятие о модели мира и ее роли в речевом воздействии ............... 35 3.3. Семиотические предпосылки речевого воздействия.
Устройство языкового знака ...................................................................... 38 3.4. Речевое общение и речевое воздействие ................................................. 43 3.5. Модель коммуникации и ее речевоздействующий потенциал ....... Задания после лекции ................................................................................... Глава 4. Когнитивные механизмы речевого воздействия ............................ 54 4.1. Базовые стратегии интерпретации действительности ...................... 54 4.2. Когнитивная теория аргументации .......................................................... 61 4.3. Приемы ввода имплицитной информации ............................................ Задания после лекции ................................................................................... Глава 5. Механизмы номинации и проблема выбора слова ........................ 83 5.1. Мир слови мир вещей все имеет свое имя ......................................... 83 5.2. Проблема выбора слова. Ложь в акте номинации ............................... 87 5.3. Проблема недискретности мира и дискретности имен ..................... 91 5.4. Уровень абстракции как манипуляционный ресурс .......................... 94 5.5. Ловушка со временем ................................................................................ 99 5.6. Как этикетки влияют на людей ........................................................... 100 5.7. Сужение возможностей, или черно белый мир ................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 6. Потенциал речевого воздействия лексической системы языка ..... 106 6.1. Семантическая структура слова .............................................................. 106 6.2. Символы Добра и Зла .................................................................................. 108
ISBN 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
ISBN 978 5 02 034575 1 (Наука

3
УДК 80(075.8)
ББК 81.2 5 923
И89
УДК 80(075.8)
ББК 81.2 5 923
И89
Р е цензе н т ы:
д р филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета Дружбы народов Е.Н. Ремчукова

д р филол. наук, профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета И.А. Стернин
д р филол. наук, профессор кафедры общественных связей и рекламы факультета журналистики Санкт Петербургского государственного университета АД. Кривоносов
© ОС. Иссерс, 2009
© Издательство «Флинта», 2009
Иссерс О.С.
Речевое воздействие учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности Связи с общественностью ОС. Иссерс. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 224 с 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
ISBN 978 5 02 034575 1 (Наука)
В основу книги положен курс лекций, который автор в течение 10 лет читает на филологическом факультете Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, а также в качестве приглашенного лектора в других вузах – Калининградском государственном университете им. И. Канта, Нижневартовском государственном университете. Многие методики,
представленные в пособии, были апробированы на консультациях, тренингах и семинарах, которые автор проводил в различных государственных и коммерческих структурах. В пособии представлены различные аспекты теории и практики речевого воздействия, наиболее значимые, по мнению автора, для подготовки профессионального коммуникатора – журналиста,
филолога, специалиста по рекламе и связям с общественностью. Этот список отнюдь не ограничивается названными специальностями вопросы речевого воздействия актуальны для всех, кто интересуется проблемами эффективной речевой коммуникации, задумывается не только о том, что сказать, но и как выразить свою мысль. Особое внимание в пособии обращается на приемы влияния на собеседника, выбор оптимальных языковых средств.
В каждой главе имеются практические задания, которые позволяют применить полученные знания в конкретной сфере.
Для филологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, а также для всех, кто интересуется современными подходами к речевой коммуникации и хочет усовершенствовать навыки речевого воздействия.
Оглавление
Предисловие ....................................................................................................................... Введение .............................................................................................................................. Глава 1. Истоки теории речевого воздействия. Риторика
как наука убеждать .................................................................................................. 9 1.1. Краткий исторический экскурс .................................................................... 9 1.2. Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия .................................. Задания после лекции ................................................................................... Глава 2. Современный человек – субъект и объект речевого воздействия ..... 20 2.1. Предмет и задачи науки о речевом воздействии .................................. 20 2.2. Что значит быть субъектом и объектом речевого воздействия .... 24 2.3. Психологические предпосылки современных технологий речевого воздействия ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................... Глава 3. Власть языка ................................................................................................. 33 3.1. Речевое общение как деятельность ........................................................... 33 3.2. Понятие о модели мира и ее роли в речевом воздействии ............... 35 3.3. Семиотические предпосылки речевого воздействия.
Устройство языкового знака ...................................................................... 38 3.4. Речевое общение и речевое воздействие ................................................. 43 3.5. Модель коммуникации и ее речевоздействующий потенциал ....... Задания после лекции ................................................................................... Глава 4. Когнитивные механизмы речевого воздействия ............................ 54 4.1. Базовые стратегии интерпретации действительности ...................... 54 4.2. Когнитивная теория аргументации .......................................................... 61 4.3. Приемы ввода имплицитной информации ............................................ Задания после лекции ................................................................................... Глава 5. Механизмы номинации и проблема выбора слова ........................ 83 5.1. Мир слови мир вещей все имеет свое имя ......................................... 83 5.2. Проблема выбора слова. Ложь в акте номинации ............................... 87 5.3. Проблема недискретности мира и дискретности имен ..................... 91 5.4. Уровень абстракции как манипуляционный ресурс .......................... 94 5.5. Ловушка со временем ................................................................................ 99 5.6. Как этикетки влияют на людей ........................................................... 100 5.7. Сужение возможностей, или черно белый мир ................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 6. Потенциал речевого воздействия лексической системы языка ..... 106 6.1. Семантическая структура слова .............................................................. 106 6.2. Символы Добра и Зла .................................................................................. 108
ISBN 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
ISBN 978 5 02 034575 1 (Наука
Моим любимым мужчинам – мужу, сыновьями внукам
Предисловие
Учебное пособие по речевому воздействию можно рассматривать как популярный в современном маркетинге продукт типа три водном автор попытался объединить достижения нескольких наук, обслуживающих человека говорящего и влияющего на окружающих лингвистики, психологии, рекламоведения… Список остается открытым, потому что нет такой области естественноязыко вой коммуникации, где бы небыли актуальны знания о языке как инструменте воздействия.
Книга эта по определению не может не быть фрагментарной в ней выделены лишь те аспекты, которые, на взгляд автора, являются наиболее значимыми для будущего специалиста по связям с общественностью, журналиста, филолога. Учитывая фактор адресата, имеющего разную степень осведомленности в лингвистике, в ней встречаются отдельные экскурсы в дисциплины, которые читаются филологам, но отсутствуют в учебных планах других специальностей, например, в теорию языка, семиотику и др. Автор попытался представить некоторые довольно сложные и требующие дополнительных знаний лингвистические концепции таким образом,
чтобы их содержание было понятно не только узким специалистам.
Этим же обусловлено некоторое упрощение в изложении ряда научных проблем и отсутствие подробных ссылок на историю вопроса, за что, надеюсь, меня не упрекнут коллеги.
Более полувека назад была высказана парадоксальная мысль о том, что нет ничего более практического, чем хорошая теория 1951: 169]. Впоследствии в той же парадоксальной форме другой ученый добавил Нет ничего более теоретически ценного,
чем убедительная практика [Levy Leboyer 1988: 785]. Автор старался следовать этим постулатам, поскольку их сочетание представляется принципиальным при обучении специалистов, для которых профессиональное владение словом является квалификационным требованием. Пособие включает практические задания, которые введены в изложение материала либо даются в конце раздела. Коннотативные элементы лексического значения ........................... 112 6.4. Языковая игра, основанная на многозначности, омонимии,
паронимии ....................................................................................................... 114 6.5. Антонимические противопоставления в аспекте речевого воздействия ..................................................................................................... 120 6.6. Использование ресурсов фразеологии .................................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 7. Приемы актуализации грамматических значений ...................... 130 7.1. Морфология .................................................................................................... 130 7.2. Словообразовательная игра ...................................................................... 141 7.3. Ресурсы синтаксиса ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 8. Фонетические ресурсы речевого воздействия ............................. 154 8.1. Орфоэпические нормы, акцент, интонация ......................................... 154 8.2. Штучки дрючки устной речи (прием рифмованного эха) ............. 157 8.3. Играна созвучиях, рифмах и ритме ....................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 9. Выразительные средства языка в аспекте речевого
воздействия ............................................................................................................ 161 9.1. Метафора ......................................................................................................... 162 9.2. Сравнение, метонимия ................................................................................ 168 9.3. Эпитет ............................................................................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 10. Коммуникативные стратегии и их реализация в речи ............. 177 10.1. Предпосылки выделения понятий речевой стратегии и тактики ... 177 10.2. Стратегия как способ прогнозирования ............................................. 181 10.3. Речевые маркеры коммуникативных стратегий .............................. 184 10.4. Проблемы планирования диалога ........................................................ 186 10.5. Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг) ... 188 10.6. Как стать коммуникативным стратегом ........................................... Задания после лекции ................................................................................. ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................ Приложение .................................................................................................................. 205 1. Реклама пива ............................................................................................................ 205 2. Тексты для анализа ................................................................................................ 208 3. Анализ рекламы ...................................................................................................... 218 4. Тест по курсу Речевое воздействие ............................................................. 221
Моим любимым мужчинам – мужу, сыновьями внукам
Предисловие
Учебное пособие по речевому воздействию можно рассматривать как популярный в современном маркетинге продукт типа три водном автор попытался объединить достижения нескольких наук, обслуживающих человека говорящего и влияющего на окружающих лингвистики, психологии, рекламоведения… Список остается открытым, потому что нет такой области естественноязыко вой коммуникации, где бы небыли актуальны знания о языке как инструменте воздействия.
Книга эта по определению не может не быть фрагментарной в ней выделены лишь те аспекты, которые, на взгляд автора, являются наиболее значимыми для будущего специалиста по связям с общественностью, журналиста, филолога. Учитывая фактор адресата, имеющего разную степень осведомленности в лингвистике, в ней встречаются отдельные экскурсы в дисциплины, которые читаются филологам, но отсутствуют в учебных планах других специальностей, например, в теорию языка, семиотику и др. Автор попытался представить некоторые довольно сложные и требующие дополнительных знаний лингвистические концепции таким образом,
чтобы их содержание было понятно не только узким специалистам.
Этим же обусловлено некоторое упрощение в изложении ряда научных проблем и отсутствие подробных ссылок на историю вопроса, за что, надеюсь, меня не упрекнут коллеги.
Более полувека назад была высказана парадоксальная мысль о том, что нет ничего более практического, чем хорошая теория 1951: 169]. Впоследствии в той же парадоксальной форме другой ученый добавил Нет ничего более теоретически ценного,
чем убедительная практика [Levy Leboyer 1988: 785]. Автор старался следовать этим постулатам, поскольку их сочетание представляется принципиальным при обучении специалистов, для которых профессиональное владение словом является квалификационным требованием. Пособие включает практические задания, которые введены в изложение материала либо даются в конце раздела. Коннотативные элементы лексического значения ........................... 112 6.4. Языковая игра, основанная на многозначности, омонимии,
паронимии ....................................................................................................... 114 6.5. Антонимические противопоставления в аспекте речевого воздействия ..................................................................................................... 120 6.6. Использование ресурсов фразеологии .................................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 7. Приемы актуализации грамматических значений ...................... 130 7.1. Морфология .................................................................................................... 130 7.2. Словообразовательная игра ...................................................................... 141 7.3. Ресурсы синтаксиса ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 8. Фонетические ресурсы речевого воздействия ............................. 154 8.1. Орфоэпические нормы, акцент, интонация ......................................... 154 8.2. Штучки дрючки устной речи (прием рифмованного эха) ............. 157 8.3. Играна созвучиях, рифмах и ритме ....................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 9. Выразительные средства языка в аспекте речевого
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей