д р филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета Дружбы народов Е.Н. Ремчукова
д р филол. наук, профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета
д р филол. наук, профессор кафедры общественных связей и рекламы факультета журналистики Санкт Петербургского государственного университета АД. Кривоносов
© ОС. Иссерс, 2009
Речевое воздействие учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности Связи с общественностью ОС. Иссерс. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 224 с 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
, который автор в течение 10 лет читает на филологическом факультете Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, а также в качестве приглашенного лектора в других вузах – Калининградском государственном университете им. И. Канта, Нижневартовском государственном университете. Многие методики,
представленные в пособии, были апробированы на консультациях, тренингах и семинарах, которые автор проводил в различных государственных и коммерческих структурах. В пособии представлены различные аспекты теории и практики речевого воздействия, наиболее значимые, по мнению автора, для подготовки профессионального коммуникатора – журналиста,
филолога, специалиста по рекламе и связям с общественностью. Этот список отнюдь не ограничивается названными специальностями вопросы речевого воздействия актуальны для всех, кто интересуется
, задумывается не только о том, что сказать, но и как выразить свою мысль. Особое внимание в пособии обращается на приемы влияния на собеседника, выбор оптимальных языковых средств.
В каждой главе имеются практические задания, которые позволяют применить полученные знания в конкретной сфере.
Для филологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, а также для всех, кто интересуется современными подходами к речевой коммуникации и хочет усовершенствовать навыки речевого воздействия.
Предисловие ....................................................................................................................... Введение .............................................................................................................................. Глава 1. Истоки теории речевого воздействия. Риторика
.................................................................................................. 9 1.1. Краткий исторический экскурс .................................................................... 9 1.2. Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия .................................. Задания после лекции ................................................................................... Глава 2. Современный человек – субъект и объект речевого воздействия ..... 20 2.1. Предмет и задачи науки о речевом воздействии .................................. 20 2.2. Что значит быть субъектом и объектом речевого воздействия .... 24 2.3. Психологические предпосылки современных технологий речевого воздействия ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................... Глава 3. Власть языка ................................................................................................. 33 3.1. Речевое общение как деятельность ........................................................... 33 3.2. Понятие о модели мира и ее роли в речевом воздействии ............... 35 3.3. Семиотические предпосылки речевого воздействия.
Устройство языкового знака ...................................................................... 38 3.4. Речевое общение и речевое воздействие ................................................. 43 3.5. Модель коммуникации и ее речевоздействующий потенциал ....... Задания после лекции ................................................................................... Глава 4. Когнитивные механизмы речевого воздействия ............................ 54 4.1. Базовые стратегии интерпретации действительности ...................... 54 4.2. Когнитивная теория аргументации .......................................................... 61 4.3. Приемы ввода имплицитной информации ............................................ Задания после лекции ................................................................................... Глава 5. Механизмы номинации и проблема выбора слова ........................ 83 5.1. Мир слови мир вещей все имеет свое имя ......................................... 83 5.2. Проблема выбора слова. Ложь в акте номинации ............................... 87 5.3. Проблема недискретности мира и дискретности имен ..................... 91 5.4. Уровень абстракции как манипуляционный ресурс .......................... 94 5.5. Ловушка со временем ................................................................................ 99 5.6. Как этикетки влияют на людей ........................................................... 100 5.7. Сужение возможностей, или черно белый мир ................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 6. Потенциал речевого воздействия лексической системы языка ..... 106 6.1. Семантическая структура слова .............................................................. 106 6.2. Символы Добра и Зла .................................................................................. 108
3
УДК 80(075.8)
ББК 81.2 5 923
И89
УДК 80(075.8)
ББК 81.2 5 923
И89
Р е цензе н т ы:
д р филол. наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Российского университета Дружбы народов Е.Н. Ремчукова
д р филол. наук, профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета
И.А. Стернинд р филол. наук, профессор кафедры общественных связей и рекламы факультета журналистики Санкт Петербургского государственного университета АД. Кривоносов
© ОС. Иссерс, 2009
© Издательство «Флинта», 2009
Иссерс О.С.Речевое воздействие учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности Связи с общественностью ОС. Иссерс. – М. : Флинта : Наука, 2009. – 224 с 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
ISBN 978 5 02 034575 1 (Наука)
В основу книги положен курс лекций, который автор в течение 10 лет читает на филологическом факультете Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, а также в качестве приглашенного лектора в других вузах – Калининградском государственном университете им. И. Канта, Нижневартовском государственном университете. Многие методики,
представленные в пособии, были апробированы на консультациях, тренингах и семинарах, которые автор проводил в различных государственных и коммерческих структурах. В пособии представлены различные аспекты теории и практики речевого воздействия, наиболее значимые, по мнению автора, для подготовки профессионального коммуникатора – журналиста,
филолога, специалиста по рекламе и связям с общественностью. Этот список отнюдь не ограничивается названными специальностями вопросы речевого воздействия актуальны для всех, кто интересуется проблемами эффективной речевой коммуникации, задумывается не только о том, что сказать, но и как выразить свою мысль. Особое внимание в пособии обращается на приемы влияния на собеседника, выбор оптимальных языковых средств.
В каждой главе имеются практические задания, которые позволяют применить полученные знания в конкретной сфере.
Для филологов, журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью, а также для всех, кто интересуется современными подходами к речевой коммуникации и хочет усовершенствовать навыки речевого воздействия.
ОглавлениеПредисловие ....................................................................................................................... Введение .............................................................................................................................. Глава 1. Истоки теории речевого воздействия. Риторика
как наука убеждать .................................................................................................. 9 1.1. Краткий исторический экскурс .................................................................... 9 1.2. Античный риторический канон и его современная интерпретация в аспекте речевого воздействия .................................. Задания после лекции ................................................................................... Глава 2. Современный человек – субъект и объект речевого воздействия ..... 20 2.1. Предмет и задачи науки о речевом воздействии .................................. 20 2.2. Что значит быть субъектом и объектом речевого воздействия .... 24 2.3. Психологические предпосылки современных технологий речевого воздействия ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................... Глава 3. Власть языка ................................................................................................. 33 3.1. Речевое общение как деятельность ........................................................... 33 3.2. Понятие о модели мира и ее роли в речевом воздействии ............... 35 3.3. Семиотические предпосылки речевого воздействия.
Устройство языкового знака ...................................................................... 38 3.4. Речевое общение и речевое воздействие ................................................. 43 3.5. Модель коммуникации и ее речевоздействующий потенциал ....... Задания после лекции ................................................................................... Глава 4. Когнитивные механизмы речевого воздействия ............................ 54 4.1. Базовые стратегии интерпретации действительности ...................... 54 4.2. Когнитивная теория аргументации .......................................................... 61 4.3. Приемы ввода имплицитной информации ............................................ Задания после лекции ................................................................................... Глава 5. Механизмы номинации и проблема выбора слова ........................ 83 5.1. Мир слови мир вещей все имеет свое имя ......................................... 83 5.2. Проблема выбора слова. Ложь в акте номинации ............................... 87 5.3. Проблема недискретности мира и дискретности имен ..................... 91 5.4. Уровень абстракции как манипуляционный ресурс .......................... 94 5.5. Ловушка со временем ................................................................................ 99 5.6. Как этикетки влияют на людей ........................................................... 100 5.7. Сужение возможностей, или черно белый мир ................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 6. Потенциал речевого воздействия лексической системы языка ..... 106 6.1. Семантическая структура слова .............................................................. 106 6.2. Символы Добра и Зла .................................................................................. 108
ISBN 978 5 9765 0766 1 (Флинта)
ISBN 978 5 02 034575 1 (Наука
Моим любимым мужчинам – мужу, сыновьями внукам
ПредисловиеУчебное пособие по речевому воздействию можно рассматривать как популярный в современном маркетинге продукт типа три водном автор попытался объединить достижения нескольких наук, обслуживающих человека говорящего и влияющего на окружающих лингвистики, психологии, рекламоведения… Список остается открытым, потому что нет такой области естественноязыко вой коммуникации, где бы небыли актуальны знания о языке как инструменте воздействия.
Книга эта по определению не может не быть фрагментарной в ней выделены лишь те аспекты, которые, на взгляд автора, являются наиболее значимыми для будущего специалиста по связям с общественностью, журналиста, филолога. Учитывая фактор адресата, имеющего разную степень осведомленности в лингвистике, в ней
встречаются отдельные экскурсы в дисциплины,
которые читаются филологам, но отсутствуют в учебных планах других специальностей, например, в теорию языка, семиотику и др. Автор попытался представить некоторые довольно сложные и требующие дополнительных знаний лингвистические концепции таким образом,
чтобы их содержание было понятно не только узким специалистам.
Этим же обусловлено некоторое упрощение в изложении ряда научных проблем и отсутствие подробных ссылок на историю вопроса, за что, надеюсь, меня не упрекнут коллеги.
Более полувека назад была высказана парадоксальная мысль о том, что нет ничего более практического, чем хорошая теория 1951: 169]. Впоследствии в той же парадоксальной форме другой ученый добавил Нет ничего более теоретически ценного,
чем убедительная практика [Levy Leboyer 1988: 785]. Автор старался следовать этим постулатам, поскольку их сочетание представляется принципиальным при обучении специалистов, для которых профессиональное владение словом является квалификационным требованием. Пособие включает практические задания, которые введены в изложение материала либо даются в конце раздела. Коннотативные элементы лексического значения ........................... 112 6.4. Языковая игра, основанная на многозначности, омонимии,
паронимии ....................................................................................................... 114 6.5. Антонимические противопоставления в аспекте речевого воздействия ..................................................................................................... 120 6.6. Использование ресурсов фразеологии .................................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 7. Приемы актуализации грамматических значений ...................... 130 7.1. Морфология .................................................................................................... 130 7.2. Словообразовательная игра ...................................................................... 141 7.3. Ресурсы синтаксиса ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 8. Фонетические ресурсы речевого воздействия ............................. 154 8.1. Орфоэпические нормы, акцент, интонация ......................................... 154 8.2. Штучки дрючки устной речи (прием рифмованного эха) ............. 157 8.3. Играна созвучиях, рифмах и ритме ....................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 9. Выразительные средства языка в аспекте речевого
воздействия ............................................................................................................ 161 9.1. Метафора ......................................................................................................... 162 9.2. Сравнение, метонимия ................................................................................ 168 9.3. Эпитет ............................................................................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 10. Коммуникативные стратегии и их реализация в речи ............. 177 10.1. Предпосылки выделения понятий речевой стратегии и тактики ... 177 10.2. Стратегия как способ прогнозирования ............................................. 181 10.3. Речевые маркеры коммуникативных стратегий .............................. 184 10.4. Проблемы планирования диалога ........................................................ 186 10.5. Контроль в речевом общении (коммуникативный мониторинг) ... 188 10.6. Как стать коммуникативным стратегом ........................................... Задания после лекции ................................................................................. ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................................ Приложение .................................................................................................................. 205 1. Реклама пива ............................................................................................................ 205 2. Тексты для анализа ................................................................................................ 208 3. Анализ рекламы ...................................................................................................... 218 4. Тест по курсу Речевое воздействие ............................................................. 221
Моим любимым мужчинам – мужу, сыновьями внукам
Предисловие
Учебное пособие по речевому воздействию можно рассматривать как популярный в современном маркетинге продукт типа три водном автор попытался объединить достижения нескольких наук, обслуживающих человека говорящего и влияющего на окружающих лингвистики, психологии, рекламоведения… Список остается открытым, потому что нет такой области естественноязыко вой коммуникации, где бы небыли актуальны знания о языке как инструменте воздействия.
Книга эта по определению не может не быть фрагментарной в ней выделены лишь те аспекты, которые, на взгляд автора, являются наиболее значимыми для будущего специалиста по связям с общественностью, журналиста, филолога. Учитывая фактор адресата, имеющего разную степень осведомленности в лингвистике, в ней встречаются отдельные экскурсы в дисциплины, которые читаются филологам, но отсутствуют в учебных планах других специальностей, например, в теорию языка, семиотику и др. Автор попытался представить некоторые довольно сложные и требующие дополнительных знаний лингвистические концепции таким образом,
чтобы их содержание было понятно не только узким специалистам.
Этим же обусловлено некоторое упрощение в изложении ряда научных проблем и отсутствие подробных ссылок на историю вопроса, за что, надеюсь, меня не упрекнут коллеги.
Более полувека назад была высказана парадоксальная мысль о том, что нет ничего более практического, чем хорошая теория 1951: 169]. Впоследствии в той же парадоксальной форме другой ученый добавил Нет ничего более теоретически ценного,
чем убедительная практика [Levy Leboyer 1988: 785]. Автор старался следовать этим постулатам, поскольку их сочетание представляется принципиальным при обучении специалистов, для которых профессиональное владение словом является квалификационным требованием. Пособие включает практические задания, которые введены в изложение материала либо даются в конце раздела. Коннотативные элементы лексического значения ........................... 112 6.4. Языковая игра, основанная на многозначности, омонимии,
паронимии ....................................................................................................... 114 6.5. Антонимические противопоставления в аспекте речевого воздействия ..................................................................................................... 120 6.6. Использование ресурсов фразеологии .................................................. Задания после лекции ................................................................................. Глава 7. Приемы актуализации грамматических значений ...................... 130 7.1. Морфология .................................................................................................... 130 7.2. Словообразовательная игра ...................................................................... 141 7.3. Ресурсы синтаксиса ..................................................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 8. Фонетические ресурсы речевого воздействия ............................. 154 8.1. Орфоэпические нормы, акцент, интонация ......................................... 154 8.2. Штучки дрючки устной речи (прием рифмованного эха) ............. 157 8.3. Играна созвучиях, рифмах и ритме ....................................................... Задания после лекции ................................................................................. Глава 9. Выразительные средства языка в аспекте речевого