Главная страница
qrcode

Word_Лабораторный практикум_2010. Практикум по дисциплине Информатика


НазваниеПрактикум по дисциплине Информатика
Дата24.03.2019
Размер1.37 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаWord_Лабораторный практикум_2010.doc
ТипПрактикум
#44156
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Министерство образования и наук Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ


Лабораторный практикум

по дисциплине «Информатика»

Уфа 2013

Министерство образования и наук Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимский государственный авиационный технический университет

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ


Лабораторный практикум

по дисциплине «Информатика»


Уфа 2013

Составители: М. П. Карчевская, О. Л. Рамбургер
УДК 004.43(07)

ББК 32.973.26-018.2(Я7)
Технология создания технической документации: Лабораторный практикум по дисциплине «Информатика». /Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; Сост.: М. П. Карчевская, О. Л. Рамбургер – Уфа: УГАТУ, 2013. – 55с.

Излагаются особенности создания сложно форматированных текстовых документов в техническом вузе.
Предназначен для студентов первого и второго курсов технических специальностей и направлений подготовки, в том числе, по направлению подготовки (специальности) 220402 «Специальные организационно-технические системы», направления подготовки бакалавров 230700 «Прикладная информатика», направления подготовки бакалавров 220100 – «Системный анализ и управление», направления подготовки бакалавров 221100 – «Мехатроника и робототехника», а также для всех студентов технических вузов, изучающих дисциплину «Информатика». Может быть полезен при оформлении пояснительных записок к курсовым и выпускным квалификационным работам.


Библиогр.: 4 назв.


Рецензенты: к. т. н. Е. А. Кузьмина

к. т. н. Е. Ш. Закиева


© Уфимский государственный авиационный технический университет, 2013








Содержание




ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................

4

1

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ..............................

5

2

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ....................................

6

3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОЗДАНИЕ ШАБЛОНА ПЗ ............

11




3.1

УСТАНОВКА ПАРАМЕТРОВ СТРАНИЦЫ.........................................

11




3.2

ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОНТИТУЛОВ.....................................................

11




3.3

СОЗДАНИЕ СТИЛЕЙ ........................................................................

13




3.4

ВСТАВКА НУМЕРАЦИИ СТРАНИЦ ..................................................

17




  • КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К ВЫПОЛНЕНИЮ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ 19
5 МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 20
5.1 ВСТАВКА ТЕКСТА ИЗ ДРУГОГО ДОКУМЕНТА 20

5.2 ВВОД СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ СИМВОЛОВ 20

5.3 ВСТАВКА ФОРМУЛ 20

5.4 ВСТАВКА НУМЕРАЦИИ РИСУНКОВ, ТАБЛИЦ, ФОРМУЛ 24

5.5 ВСТАВКА ПЕРЕКРЕСТНЫХ ССЫЛОК 26

5.6 ВСТАВКА РИСУНКОВ С ЭКРАНА МОНИТОРА 27

5.7 ВСТАВКА БЛОК-СХЕМ 28

5.8 СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ 29

5.9 ВСТАВКА СНОСКИ 31

5.10 ВСТАВКА ОГЛАВЛЕНИЯ 31


  • КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛАБОРАТОРНОГО

ПРАКТИКУМА 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО

ЛИСТА 36


3

ВВЕДЕНИЕ
Требования к выполнению лабораторных работ


  1. Получить у преподавателя шаблон титульных листов и вариант для выполнения индивидуальных заданий;




  1. В порядке, описанном в практикуме, изучить теоретический материал лабораторной работы;




  1. Выполнить индивидуальное задание;

  2. Сохранить результаты работы на личном носителе;




  1. Ответить на контрольные вопросы и задания, приведенные в конце практикума;




  1. Продемонстрировать выполненную работу преподавателю, ответить на поставленные вопросы, уметь внести изменения в созданный документ;




  1. Хранить файлы документов до завершения семестра на личном носителе.


Отчетность
Отчет по лабораторной работе – это созданный в процессе работы шаблон и документ с индивидуальным заданием.
Защита лабораторных работ
При защите работы студент должен уметь объяснить использование возможностей текстового процессора.
Компетенции, формируемые в результате выполнения лабораторной работы


  • результате выполнения данной лабораторной работы формируются следующие компетенции:




  • Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.




  • Способность формировать научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях.




  • Способность оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.



4

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ


Целью лабораторной работы является закрепление, углубление и совершенствование знаний и практических навыков работы на персональном компьютере с использованием современных компьютерных технологий, а также овладение навыками подготовки электронной документации в текстовом процессоре в соответствие с требованиями ГОСТ 2.105-95. и ГОСТ 2.104-68. ЕСКД [1, 2, 3].
Задачей лабораторной работы является создание шаблона для выполнения отчетов, пояснительных записок к курсовым и выпускным квалификационным работам в соответствие с требованиями ГОСТ, а также овладение методикой создания текстовых документов, содержащих сложно форматированный текст:


  • таблицы,




  • формулы,




  • рисунки,




  • списки,




  • схемы,




  • сноски,




  • ссылки,




  • перекрестные ссылки,




  • оглавление и другие объекты электронного документа.


5

  • КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ


Документ должен отвечать требованиям ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) «Общие требования


  • текстовым документам» и ГОСТ 2.104-68. ЕСКД. «Основные надписи».


Согласно ГОСТ текстовый документ должен отвечать следующим требованиям.
Оформление листов. Каждый текстовый документ в системе ЕСКД должен иметь определенную форму, которая включает рамку и основную надпись. При этом формы первого и последующих листов различаются.
На рисунке 1 представлены размеры страницы, рамки, штампа и границ текста ПЗ для первых листов, на рисунке 2 – последующих листов.
На рисунке 3 показана форма и размеры основной надписи (штампа) для первого листа (листа содержания) текстового документа (Форма 2а).
На рисунке 4 показана форма и размеры основной надписи (штампа) для всех последующих листов текстовых документов (Форма 2б).
Параметры страниц: формат А4; ориентация – книжная; поля документа сверху – 1,5 см, снизу – 3,0 см, слева – 2,5 см, справа – 1,0 см.
Основная часть документа должна быть оформлена согласно параметрам, представленным в таблице 1 (стр. 17).
Заголовки разделов и подразделов документа должны иметь нумерацию и быть оформлены согласно параметрам, представленным в таблице 2 (стр. 25).
Страницы документа должны быть пронумерованы, номер страницы проставляется в правом нижнем углу.

6



Рисунок 1 – Размеры страницы, рамки, штампа и границ текста (для первого листа)

7



Рисунок 2 – Размеры страницы, рамки, штампа и границ текста (для последующих листов)

8



Рисунок 3 – Форма и размеры основной надписи для первых текстовых листов в соответствии с ГОСТ 2.104 (форма 2а)



Рисунок 4 – Форма и размеры основной надписи для последующих текстовых листов в соответствии с ГОСТ 2.104 (форма 2б)

9

Рисунки и таблицы располагаются по центру и должны иметь поясняющие надписи и быть пронумерованы. Название рисунка с нумерацией располагается под рисунком по центру. Название таблицы с нумерацией располагается над таблицей слева с абзацного отступа. В тексте документа должны быть перекрестные ссылки на рисунки и таблицы.
Формулы располагают в середине строки. Они должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
Размер шрифта переменных, входящих в состав формулы должен совпадать с размером шрифта основного текста документа.
Пояснения символов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле, а после формулы поставить запятую.
Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия и без абзацного отступа.
Вторая и последующие строки пояснений располагаются с абзацным отступом.
Символ в пояснении отделяют от его расшифровки знаком тире. После расшифровки каждого символа ставят точку с запятой, размерность буквенного обозначения отделяют от текста запятой.
Оформление литературы. Перечень литературы приводят в конце документа, его нумеруют арабскими цифрами. Ссылки в тексте на первоисточники дают в квадратных скобках с указанием номера источника по перечню литературы.
Оформление содержания документа. Содержание – это многоуровневый нумерованный список заголовков, который включает первый заголовок под названием Введение, далее заголовки (названия) всех разделов, подразделов, заголовки под названием Заключение, Список литературы с указанием номеров листов, с которых начинаются эти элементы в документе. Содержание документа размещают после титульного листа.

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОЗДАНИЕ ШАБЛОНА ПЗ


3.1 Установка параметров страницы


  • основным параметрам страницы относятся размер страницы, поля и ориентация страницы. Параметры страницы можно устанавливать как для всего документа, так и для его отдельных разделов.


Шаг I. Создайте новый документ. Установите параметры страницы для листов ПЗ согласно табл. 1.
Таблица 1 – Параметры страницы согласно требованиям ГОСТ 2.105-95






верхнее

1,5 см










Поля

нижнее

3 см;

левое

2,5 см
















правое

1 см

Размер бумаги

А4 21 × 29,7 см













Ориентация

книжная















Чтобы установить соответствующие параметры страницы используйте команду меню1 Файл → Параметры страницы. На вкладке Поля установите параметры согласно таблице 1. Для параметра Применить выберите Ко всему документу.
Далее перейдите на вкладку Источник бумаги и в разделе Различать колонтитулы поставьте галочку для параметра
Первой страницы.
3.2 Оформление колонтитулов
Колонтитул – это область на каждой странице документа, которая недоступна при наборе основного текста и предназначена для оформления той части текста, который необходимо расположить на всех страницах документа. Различают верхний и нижний колонтитулы.




  • В Word 2010 для выбора и установки параметров страницы используют элементы группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы.


Для выбора произвольного размера полей и/или применения их для всего документа выберите команду Настраиваемые поля.

Шаг II. Первые три страницы вашего будущего шаблона имеют разное оформление колонтитулов:


  • на первом листе нет рамки и номера страницы;




  • на втором листе есть рамка и большой штамп;




  • на третьей странице есть рамка и маленький штамп, нумерация страниц начинается с третьей страницы.


Для того чтобы в одном документе задать разное оформление колонтитулов, его необходимо разделить на разделы с помощью команды меню Вставка → Разрыв.
Вставьте в документ два разрыва раздела со следующей страницы.
Шаг III. Создайте в любом программном средстве (Word, Visio) рамки с большим и маленьким штампами, сгруппируйте их и вставьте в нижние колонтитулы второго и третьего разделов соответственно.
Для этого скопируйте в буфер обмена рамку с большим штампом


  • с помощью команды2 Вид → Колонтитулы перейдите в режим корректировки колонтитулов.


Перейдите в нижний колонтитул Раздела 2 вашего документа, отожмите кнопку3 Как в предыдущем… и только после этого вставьте из буфера обмена скопированную рамку. Скопируйте в буфер обмена рамку с маленьким штампом и аналогично вставьте ее в нижний колонтитул третьего раздела.
Сохраните ваш документ под именем Шаблон_ПЗ_Фамилия. Этот документ вы будете использовать в дальнейшем для отчетов, пояснительных записок и т.п. Не закрывайте его.
Шаг IV. Заполните титульный лист и штамп на второй странице своими данными. Правила заполнения приведены в приложении 1.




  • В Word 2010: Вставка → Нижний колонтитул → Изменить

нижний колонтитул.
Для перехода к созданию и/или редактированию колонтитулов дважды щелкните мышью в верхнем или нижнем поле страницы. При этом

автоматически откроется специальная вкладка Работа с

колонтитулами/Конструктор.


  • В Word 2010 отключите Связать с предыдущим в разделе Работа с колонтитулами в группе элементов Переходы.

3.3 Создание стилей
При работе с документом часто приходится обращаться к однородным фрагментам и применять для них одинаковое оформление. Облегчить единообразное оформление документов поможет использование стилей.
Стилем называется набор параметров форматирования, который применяется к абзацам текста, заголовкам, таблицам, спискам и др. чтобы быстро изменить их внешний вид. Стили позволяют одним действием применить сразу всю группу параметров форматирования к помеченному фрагменту документа.
Создадим стили для основного текста ПЗ, заголовков двух уровней и нумерации формул.
Шаг V. Основной текст документа должен быть оформлен согласно ГОСТ (таблица 2).
Таблица 2 – Оформление основного текста документа




Наименование элемента

Значение

Шрифт Times New Roman (пт)

14

Абзацный отступ (см)

1,2







Интервал до (пт)

0

Интервал после (пт)

0







Выравнивание

По ширине







Межстрочное расстояние

1,5 инт (полуторный)









Для создания стиля основного текста пояснительных записок (ПЗ) (назовем его Основной_ПЗ) установите курсор на третью страницу документа и откройте окно4 Стили и форматирование командой меню Формат → Стили и форматирование….




  • В Word 2010 для работы со стилями используют элементы группы Стили вкладки Главная, либо область задач Стили, либо команду


Стили контекстного меню.
Новый стиль в Word 2010 можно создать на основе оформленного фрагмента документа и сразу же добавить его в коллекцию Экспресс-
стили:


  • выделите фрагмент текста, параметры оформления которого требуется использовать для создания нового стиля;




  • щелкните правой кнопкой мыши по выделенному фрагменту документа, в контекстном меню выберите команду Стили, а затем в

  • этом окне нажмите кнопку Создать стиль… . Установите следующие Свойства:



Имя

Основной_ПЗ

Стиль

Абзаца

Основан на стиле

Нет

Стиль следующего абзаца

Основной_ПЗ



  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом