Главная страница
qrcode

Сочинение по картине


Скачать 40.58 Kb.
НазваниеСочинение по картине
Дата30.04.2020
Размер40.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРусск и бел квалиф.docx
ТипСочинение
#68921
Каталог


Сочинение по картине
Компоненты урока написания сочинения по картине:
Подготовка учащихся к восприятию картины.
  • Рассматривание картины.
  • Беседа с целью анализа ее содержания
  • Словарно-стилистическая работа.
  • Составление плана сочинения.
  • Устный рассказ.
  • Запись текста учащимися.
    Алгоритм рассмотрения картины:

    Сюжетной
    Пейзажной
    Сочинения бывают

    - домашние, классные и классно-домашние (по условиям выполнения)

    - обучающие и контрольные (по целям проведения)

    - устные и письменные (по форме изложения)

    Типы сочинений с точки зрения внутренней, содержательной стороны (классификация по проблемно-тематическому принципу):

    - сочинения – характеристики;

    - литературно-критические сочинения;

    - сочинения на свободную тему


    адачи: воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи;

    коррекция фонематического недоразвития и формирование навыков анализа и синтеза звукового состава речи; формирование грамматического строя и связной речи.

    Направления работы:

    - развитие ручной и речевой моторики;

    - развитие речеслухового восприятия;

    - постановка и автоматизация звуков;

    - дифференциация фонетически сходных звуков;

    - формирование слогового и фонематического анализа слов;

    - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

    - формирование просодических компонентов (ритма, темпа, паузации, интонации, логического и вербального ударения)

    Этапы процесса коррекции нарушений звуковой стороны речи

    1-й этап - Обследование речи детей и постановка логопедического заключения (ежегодно в начале учебного года – 2 недели)

    2-й подготовительный - Цель: подготовить речевую моторику, речеслуховое, зрительно-пространственное восприятие к работе по коррекции нарушенных звуков, к обучению грамоте.

    Задачи: развитие мелкой ручной и ревой моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие речеслухового восприятия, элементарных форм фонематического анализа, развитие зрительно-пространственных функций.

    3-й основной - Цель: постановка, автоматизация звуков в речи, дифференциация фонетически близких звуков, дальнейшее развитие речевой моторики, слогового и фонематического анализа и синтеза, формирование лексики и грамматического строя речи.



    Классификация сочинений (Львов М.Р.)

    По источникам, основанным: - на материале непосредственного опыта учащихся – сочинения о пережитом, виденном самими учениками. К данному виду относятся сочинения о прогулках, походах, экскурсиях, на материале труда, наблюдений и т.д.;

    - на книжном материале или по рассказам учителя, а также по просмотренному спектаклю, кинофильму, отзывы о прочитанных книгах и т.д.;

    - на воображении учащихся – сочинение по одной картине и серии картин. К этому же виду относятся сочинения по опорным словам, по данному началу или концу;

    - на материале разных источников – например, ученик в сочинении объединяет результаты своих наблюдений со сведениями из книг

    По степени самостоятельности и методам подготовки к письму

    - сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие общеклассной подготовки;

    - сочинения индивидуальные, самостоятельные

    По жанру или типам текста

    сочинения – повествования

    сочинения – описания

    сочинения рассуждения

    По стилю

    - эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения: это, в основном, сочинения о различных событиях, описания природы;

    - сочинения типа деловой статьи, в которых преобладает стиль, близкий к научному или деловому: планы, отчеты о проделанной работе, объявления и т.д.;

    Сочинения бывают

    - домашние, классные и классно-домашние (по условиям выполнения)

    - обучающие и контрольные (по целям проведения)

    - устные и письменные (по форме изложения)

    Типы сочинений с точки зрения внутренней, содержательной стороны (классификация по проблемно-тематическому принципу):

    - сочинения – характеристики;

    - литературно-критические сочинения;

    - сочинения на свободную тему

    Сочинение по следам экскурсии

    Этапы работы (Накопление материала, Отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, Речевое оформление текста)

    Компоненты урока написания сочинения по следам экскурсии
    Беседа с целью создать определенный эмоциональный настрой в классе, ввести в тему сочинения.
  • Сообщение темы и цели сочинения.
  • Беседа с целью восстановления в памяти учащихся и обогащения образов и знаний, полученных на экскурсии.
  • Рассматривание описываемого предмета с целью сбора материала для его описания (если такой присутствует).
  • Коллективное составление плана.
  • Коллективное составление I части текста, устное изложение ее учащимися и обсуждение.
  • Орфографическая подготовка.
  • Запись текста учащимися. Наблюдение учителя и оказание индивидуальной помощи
    Проверка учащимися своих работ. Совершенствование написанного текста.


    Текст (связная речь) – группа предложений, подчиняющихся единой темой и имеющих четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом

    Типы текстов: монолог (устный, письменный), диалог (устный, письменный), повествование, описание, рассуждение.

    Направления работы с текстом

    -интонационно-синтаксическое (при чтении, пересказе, рассказывании ученики тренируются в умении переводить знаки препинания в соответствии с их значением в интонационное оформление, а при письме наоборот: ориентируясь на интонацию, ставить знаки препинания);

    - лексико-семантическое (при анализе и создании текста особое внимание обращается на синонимию, антонимия, омонимию, паронимию слов, словосочетаний и предложений);

    - парадигматическое (анализируется функционирование словоформ, роль части речи, их категориальное значение в тексте)

    - синтагматическое ( обсуждается построение фразы как законченной мысли и возможные варианты ее оформления, значение порядка слов в предложении, его частей);

    - стилистическое (обнаруживаются особенности текстопостроения, жанровые характеристики, композиция, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и сочинении текста).

    Умения, формируемые в процессе работы с текстом

    - выделять существенные признаки связного высказывания (единая тема, структура ее развития, связь предложений друг с другом);

    - соблюдать правильную структуру высказывания (вступление, основное содержание, заключение);

    - выделять тему и основную мысль текста (рему);

    - употреблять различные средства межфразовой связи;

    - конструировать и реконструировать текст;

    - составлять различные виды плана связного высказывания.


    -интонационно-синтаксическое (при чтении, пересказе, рассказывании ученики тренируются в умении переводить знаки препинания в соответствии с их значением в интонационное оформление, а при письме наоборот: ориентируясь на интонацию, ставить знаки препинания);

    - лексико-семантическое (при анализе и создании текста особое внимание обращается на синонимию, антонимия, омонимию, паронимию слов, словосочетаний и предложений);

    - парадигматическое (анализируется функционирование словоформ, роль части речи, их категориальное значение в тексте)

    - синтагматическое ( обсуждается построение фразы как законченной мысли и возможные варианты ее оформления, значение порядка слов в предложении, его частей);

    - стилистическое (обнаруживаются особенности текстопостроения, жанровые характеристики, композиция, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и сочинении текста).

    Умения, формируемые в процессе работы с текстом

    - выделять существенные признаки связного высказывания (единая тема, структура ее развития, связь предложений друг с другом);

    - соблюдать правильную структуру высказывания (вступление, основное содержание, заключение);

    - выделять тему и основную мысль текста (рему);

    - употреблять различные средства межфразовой связи;

    - конструировать и реконструировать текст;

    - составлять различные виды плана связного высказывания.

    Виды текстовых упражнений

    - устный пересказ в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый, выборочный, творческий, драматизация, заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение);

    - различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.);

    - устные сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по предложенному или самостоятельно составленному плану; по вступлению и заключению; по заданной схеме сюжета;

    - ведение личных дневников;

    - письменные сочинения – реализация системы устных упражнений в письменной речи;

    - отзывы о прочитанном, о спектаклях и т.п.

    Требования к организации работы с текстом
    Повышение языковой и ревой мотивации
  • Работа над логикой высказывания (рассматривание предмета в определенной последовательности, высказывания в соответствии с планом и т.п.).
  • Четкая постановка перед детьми цели высказывания
  • Организация самого высказывания (с опорой на план).
    Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов высказываний, с опорой на личный опыт детей.


    Изложение – письменный пересказ текста

    Классификация изложений (Т.А.Ладыженская, И.Д.Морозова)

    По способу восприятия исходного текста (изложения, в которых текст воспринимается на слух; - изложения, текст которых дается для зрительного восприятия учащихся; - изложения, условиями которых предусматривается сочетание аудио и зрительного восприятия текста)

    По характеру воспроизведения текста (- подробные; - выборочные; - сжатые; - изложение с творческим заданием)

    Этапы работы над изложением:
    Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.
  • Чтение текста: учитель 1-2 раза, учащиеся – 1 раз.
  • Беседа по тексту рассказа.
  • Составление плана.
  • Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи.
  • Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах.
  • Самопроверка, саморедактирование (проверяется построение текста, выбор слов, правописание).


    Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченность мысли, в его составе – подчиняющее (главное) и подчиненное (второстепенное) слова, связанные синтаксическими связями (согласование, управление и примыкание)

    Словосочетание создает последовательность связей слов внутри предложения

    Содержание работы:

    Установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

    Толкование значений словосочетания вне предложения или в нем;

    Схематическое изображение связей между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование;

    Составление словосочетаний разнообразных типов и тематики;

    Выделение устойчивых словосочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

    Исправление речевых ошибок в словосочетании и т.п.

    Предложение – это основная единица речи; лексико-грамматическое единство, выражающее законченную мысль

    Значение для реч. д-ти:

    Из предложений строится текст. Предложение имеет четкую грамматическую организацию; формирует мышление; служит центром всех дополнительных средств речи (паралингвистических), а на письме - пунктуации

    Содержание работы:

    Чтение и запись, анализ смысла, формы, изобразительных средств;

    Составление предложений по вопросам, аналогичных данному;

    Восстановление деформированного текста;

    Деление текста (без заглавных букв, точек) на предложения;

    Распространение небольшого предложения;

    Соединение двух-трех простых предложений в одно;

    Построение предложения по моделям заданного типа;

    Составление предложений по опорным слова, фразеологизмам и т.п.

    Методические требования к работе над предложением:
    Постоянно стимулировать познавательную и эмоциональную активность учащихся. Стимуляторами могут быть наглядные средства, игровые приемы, интересный для младших школьников материал, система поощрений ученика учителем.
    2.Работы над предложением не следует ограничивать материалом учебника. Целесообразно использовать тексты из художественных произведений, газет, журналов.

    3.В процессе работы над предложением необходимо сочетать языковые упражнения с речевыми. Это ответы на вопросы, их постановка, конструирование предложений на основе реальных ситуаций и имеющегося опыта, составление диалогов, озвучивание фильмов, игровые упражнения.

    4.Работа над предложением должна быть всегда в центре внимания учителя на любом уроке русского языка.


    Методика внеклассного чтения – система формирования читательской самостоятельности школьников

    1-й этап подготовительный - Цель: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам;

    ввести детей в доступный круг чтения

    Задача: показать связь между содержанием книги и ее внешними приметами (заглавие, фамилия автора, иллюстрация)

    2-й этап начальный - Цель: научить читать книгу

    Задачи: учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и целью чтения; тренироваться в самостоятельном прогнозировании содержания и чтения одной незнакомой книги

    3-й этап основной - Цель: формирование читательских интересов

    Задачи: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении книг, расширять читательский кругозор детей



    Демонстрация натуральных объектов и их изображений.
    Объяснение значения слова.
  • Объяснение значения слова путем выделения его из контекста.
  • Подбор однокоренных слов.
  • Подбор синонимов.
  • Подведение видовых понятий под родовые понятия (оса – это насекомое).
  • Использование приемов выборочного чтения с логическим (или грамматическим) заданием.
    Требования к проведению словарной работы:
    Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.
  • Стремиться к контекстному объяснению новых слов.
  • Процесс семантизации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.
  • Необходимо соблюдение всех этапов работы над словом.
  • При активизации лексики необходимо привлекать жизненный опыт детей, развивать их представления об окружающем.
    Работа над лексикой должна быть частью комплексной работы над всеми сторонами языка.



    Развитие речи – усвоение различных сторон языка: грамматики и правописания, произношения, словаря, синтаксического строя, устной и письменной связной речи

    Задачи:

    - Произносительный уровень развития речи - Обучение учащихся с ТНР правильному произношению; развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;

    овладение нормами орфоэпического произношения; узнавание и запоминание образа звука по его артикуляционным и акустическим признакам», развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, чувства ритма.

    - Лексический уровень развития речи (словарная работа) - Пополнение, уточнение, актуализация словаря в свободных высказываниях детей; Развитие лексической системности

    - Грамматический уровень работы по развитию речи - Овладение знаниями и умениями в построении разнообразных синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений, связи их между собой в тексте

    - Уровень текста в развитии речи - Овладение знаниями и умениями в построении сложного высказывания, подчиненного единой теме, имеющее четкую структуру и специальные языковые средства, которые служат для связи предложений друг с другом

    Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие

    - Номинативная функция - Называние явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения

    - Когнитивная функция - Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие

    - Коммуникативная функция - Слова, организованные в предложения, являются строительным материалом для общения, передачи мысли, чувств

    Задачи работы над словом

    - Обогащение (пополнение, накопление) словаря

    - Уточнение значения слов (усвоенных, но употребляющихся не вполне верно)

    - Активизация (актуализация) словаря

    Источники обогащения словаря младшего школьника:
    Речевая среда в семье, среди друзей.
  • Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
  • Учебная работа в школе (содержание учебных программ, речь учителя).
  • Словари, справочники.
    Этапы работы над словом:

    I –выделение в тексте слова, нуждающегося в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность

    II – семантизация – одним или несколькими способами: занесение в словарик,; формирование понятий «синонимы» и «антонимы», «слова иноязычного происхождения» и т.п.

    III – выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и др.

    IV – введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.

    Типология уроков чтения:

    По учебной задаче (Комбинированный урок, Урок знакомства с произведением, Урок анализа произведения, Урок обобщения)

    По ведущей деятельности учащихся (Урок «просто» чтения (чтение вслух, беседа о прочитанном, свободные высказывания детей, размышления о прочитанном, выводы)

    Урок литературы (работа с целостным литературным произведением)

    По типу учебного материала (Внеклассное чтение (урок работы с детской книгой

    Чтение в классе)

    Урок знакомства с произведением (Голосовые упражнения (развитие мелодико-интонационной стороны речи), Подготовка к восприятию нового материала, Рассказ учителя, Первичное чтение Есенин «Поет зима – аукает», Словарная работа, Прослушивание записи, Итог,Домашнее задание.)

    Урок обобщения (Организационный момент, Вступительное слово учителя, Беседа о жизни и творчестве писателя, Физкультминутка, Творчество Л. Н. Толстого – пересказ, инсценирование)


    Некоторые аспекта анализа художественного произведения

    Основная часть урока чтения

    Цель: выяснение идейной направленности произведения

    Работа над образами произведения (Умение подобрать в тексте материал для рассказа о герое, составить выборочный рассказ о нем (с помощью учителя), сопоставить героев по поступкам и оценить их)

    Работа над композицией произведения (Умение делить текст на части и составлять план рассказа или статьи)

    Анализ изобразительных средств языка (Практическое знакомство с приемами изображения образов писателем (образными словами и выражениями, сравнениями, эпитетами, метафорами)

    План анализа образа персонажа произведения
    Внешний облик.
  • Описание обстановки, в которой он живет.
  • Поступки героя и мотивы его поведения.
  • Его мысли.
  • Особенности речи.
  • Описание картины природы, помогающей понять настроение героя.
  • Отношение персонажа к окружающим и к событиям, о которых повествует автор.
  • Отношение окружающих к герою.
  • Отношение автора к герою.
  • Личностное отношение к герою.
    Выбор пунктов плана зависит от содержания произведения и особенностей героев

    Виды работы с текстом (Выборочное чтение; Ответы на вопросы учителя своими словами; Постановки вопросов учащимися; Составление плана произведения; Выразительное чтение; Пересказ)

    Алгоритм составления плана рассказа
    Прочитай внимательно рассказ.
  • Подумай над его содержанием.
  • Читай сначала и задавай себе вопросы: о ком (о чем) говорится в начале рассказа, что говорится об этом?
  • Скажи, где начинается и заканчивается I часть, докажи это.
  • Озаглавь I часть.
  • Так же ищи следующие части.
    Виды пересказа

    - Подробный, близкий к тексту - Развивает связность, последовательность высказывания, память, обогащает язык учащихся образными, меткими и точными выражениями

    - Сжатый - Способствует развитию логического мышления (способности к абстракции и обобщению)

    - Выборочный - Учит отбирать материал на заданную тему



    Цели:Дидактические: познакомить учащихся со звуками и буквами, научить читать слова различной слоговой структуры

    Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие учащихся, способствовать коррекции дефектов звукопроизношения, совершенствовать зрительное восприятие учащихся на материале изучаемых букв, развивать мышление и речь, обогащать чувственный опыт, развивать представления об окружающем мире.

    Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества

    Структура:
    Методы:
    Содержание работы:
    Слого-звуковой анализ слова, договаривание слов, заканчивающихся новым звуком, перечисление предметов, окружающих детей или изображенных на картинках, в названии которых есть заданный звук, выполнение логических упражнений, отгадывание загадок.

    Анализ артикуляции звука, уточнение правильной артикуляции, анализ акустических характеристик звука.

    Звуковой анализ слов (выделение изучаемого звука из потока речи, определение места звука в слове).

    Анализ строения буквы: кол-во и характер элементов ее составляющих, расположение их относительно друг друга, приемы запоминания зрительного образа буквы (конструирование буквы), сравнение сходных по начертанию букв.

    Составление слогов, слов с использованием тщательного звукового анализа и синтеза. Опора на проговаривание.

    Текст для чтения составляется с постепенным усложнением: чтение отдельных слогов – чтение слов, разделенных на слоги – чтение слов без деления на слоги.

    Научить ориентироваться на странице букваря.



    Гигиенические требования при обучении письму:

    прямая посадка; расстояние между глазами и тетрадью 25 – 30 см. обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за край; левая рука поддерживает тетрадь и передвигает ее вверх по мере заполнения

    Требования к графическим навыкам:
    Письмо должно быть наклонным в правую сторону под углом 65 градусов с соблюдением параллельности основных штрихов. Высота и ширина букв в рукописном шрифте должны находиться в соотношении 2:1 (кроме букв из 3 элементов) Правильно использовать три способа соединений: верхнее, среднее, нижнее. Необходимо равномерно располагать буквы, слова на строке.

    Требования к содержательной организации письма: осознанное, грамматически выстроенное (необходимо достаточное усвоение знаний на уроках обучения грамоте)

    Стадии усвоения навыка письма:

    Элементная, буквенная, стадия связного письма, стадия связного скорописного письма

    Операции письма:

    - Анализ звукового состава слова: (определение последовательности звуков в слове; уточнение звуков, т.е. превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы; контроль со стороны речедвигательного анализатора (артикуляции)

    - Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов

    - «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи: графемы переводятся в кинемы

    Стадии усвоения навыка письма:

    Элементная, буквенная, стадия связного письма, стадия связного скорописного письма

    Этапы урока: организационная часть, Дыхательная гимнастика, Развитие артикуляции, Повторение, Выделение нового звука, Выделение звука, Гимнастика, работа с кассой, Подготовка руки к письму, Работа в тетради, Беседа, Знакомство с буквой у, итог.

    Гигиенические требования при обучении письму:

    прямая посадка; расстояние между глазами и тетрадью 25 – 30 см. обе руки лежат на парте, только локтевой сустав немного выступает за край; левая рука поддерживает тетрадь и передвигает ее вверх по мере заполнения

    Требования к графическим навыкам:
    Письмо должно быть наклонным в правую сторону под углом 65 градусов с соблюдением параллельности основных штрихов. Высота и ширина букв в рукописном шрифте должны находиться в соотношении 2:1 (кроме букв из 3 элементов) Правильно использовать три способа соединений: верхнее, среднее, нижнее. Необходимо равномерно располагать буквы, слова на строке.

    Требования к содержательной организации письма: осознанное, грамматически выстроенное (необходимо достаточное усвоение знаний на уроках обучения грамоте)

    Стадии усвоения навыка письма:

    Элементная, буквенная, стадия связного письма, стадия связного скорописного письма


    Объект исследования – учебные планы, программы, учебники, организационные формы и закономерности обучения русскому языку школьников с ТНР

    Предмет исследования – процесс обучения русскому языку детей с ТНР

    Цель: формирование устной и письменной речи как средства общения, как средства овладения школьными знаниями, умениями и навыками.

    Задачи:
    определение содержания и объема русского языка как учебного предмета и распределение его по годам обучения в школе для детей с ТНР;
  • изучение процесса формирования знаний, умений и навыков чтения, письма и правописания у школьников с ТНР. Выявление тех программных разделов, в овладении которыми они испытывают трудности;
  • разработка эффективных путей и средств, способствующих преодолению этих трудностей, овладению знаниями по русскому языку на уровне современных требований, а также общему развитию учащихся;
  • поиск и внедрение методов и приемов, направленных на решение через урок русского языка воспитательных задач
    Методы исследования:
    изучение и анализ учебно-методической общей и специальной литературы
  • изучение, анализ и обобщение передового опыта педагогов
  • педагогический эксперимент (естественный и лабораторный)
  • наблюдение за процессом обучения учащихся с ТНР русскому языку
  • изучение детских работ и документации
    Науки, оказывающие наибольшее влияние на развитие методики русского языка:

    логопедагогика, логопсихология, лингвистика, психолингвистика, физиология и патология органов речи, методика начального обучения русскому языку для массовых школ


    Проходит на уроках грамоты

    Цели:Дидактические: познакомить учащихся с прописными заглавными и строчными буквами, научить их писать;

    Коррекционно-развивающие: совершенствование зрительного анализа, развитие глазомера и ориентировки в малом пространстве (на листе бумаги), коррекция недостатков пространственного восприятия;

    Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитывать личностные качества (аккуратность, трудолюбие).

    Направления работы:
    Содержание работы:
    Руководство рукой ученика при объяснении начертания буквы;

    Прописывание буквы в воздухе, на парте (без следа), обведение образца в тетради без следа), написание буквы на доске, повтор объяснения учителя.

    Одна строка делится на несколько частей;

    После написания каждой части анализ: выявляются и объясняются допущенные ошибки, выделяется лучшая буква; Рассмотрение образцов начертания смешиваемых букв;

    Выяснение их сходства и различия; Упражнения в списывании слов и текстов с пропущенными смешиваемыми буквами и в записи слов и текстов под диктовку;

    Смыслоразличительные упражнения для слов-паронимов. Письмо слогов, слов и простых предложений (списывание). Тщательный анализ предложений, составление из букв разрезной азбуки; Запись предложений под диктовку.

    Овладение начальными навыками чтения (Чтение – сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы) Техническая сторона – соотнесение зрительного образа слова с его произношением, Смысловая сторона – понимание прочитанного

    Ступени формирования навыка чтения:

    1. Ступень овладения звуко-буквенными обозначениями (Добукварный и букварный период; единица чтения – буква; способ чтения слога – аналитический; темп чтения – очень медленный; понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова; почти не используется смысловая догадка)

    2. Ступень слогового чтения (единица чтения – слог; способ чтения слога – аналитический, аналитико-синтетический; темп чтения – возрастает; понимание читаемого еще отстает во времени от зрительного восприятия слова, следует за ним;

    имеет место смысловая догадка)

    3.Ступень синтетического чтения (единица чтения – слово, группы слов (синтагма); способ чтения слога – синтетический; темп чтения – быстрый; главная задача чтения – осмысление прочитанного; смысловая догадка определяется логикой рассказа)


    Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

    Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

    Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках обучения грамоте являются таблицы. Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые.

    Таблицы используются в качестве приемов, облегчающих усвоение принципа слияния двух звуков в слог. Среди них: чтение по подобию (ма, на, ла, ра), чтение с подготовкой (а-па, о-то), чтение слога под картинкой (по следам «живого» анализа), подборка слоговых таблиц и др.

    Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Примером подобной таблицы является подбор слов (на полях учебника, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с целью уточнения или разъяснения их значений, а также для запоминания их орфографического облика. Таблицы - наиболее распространённый, традиционный вид пособий, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты в использовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительные приспособления).

    Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

    Раздаточный материал предусматривает:

    1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);

    2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания)

    Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

    · Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.

    · При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.

    · Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

    Зрительно-слуховые средства обучения. Экранно-звуковые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.


    Основные положения фонетики (Русское письмо является звуковым, Фонема – единица звуковой системы языка, которая различает словоформы данного языка и представлена в речи одним или несколькими звуками – аллофонами, Сильные фонемы (в сильной позиции обладает максимальной различительной способностью, Слабые фонемы (в слабой позиции обладает меньшей различительной способностью), Фонема в речевом потоке реализуется в звуках речи – аллофонах, Гласные звуки (6 звуков), Согласные звуки (37 звуков)

    2. Основные положения графики (Звуки кодируются на письме буквами: печатная, рукописная, строчная, прописная, Главное (ядерное) значение буквы: Чтение буквы вне слова и в слове совпадают, Употребление букв регулируется правилами графики)

    Второстепенное (периферийное) значение буквы (Чтение буквы вне слова и в слове различно, Употребление букв регулируется правилами орфографии).


    Вторичный синтез – этап работы, который предполагает:
    обобщение по произведению;
  • его перечитывание;
  • выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного
    Цели: уточнение идеи произведения; осмысление читательской позиции учащихся

    Приемы работы: Беседа, Выборочное чтение, Соотнесение идеи произведения с пословицей, Заключительное слово учителя, Творческие работы по следам прочитанного (деятельность детей, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному)

    Творческие работы по следам прочитанного: Выразительное чтение с последующим обсуждением вариантов прочтения; Графическое иллюстрирование; Словесное рисование; Творческий пересказ; Чтение по ролям; Драматизация


    Задачи изучения грамматики и правописания в системе начального обучения русскому языку школьников с ТНР:
    Сформировать у детей первоначальные языковые обобщения (фонематические, морфологические, синтаксические)
  • Совершенствовать произносительную сторону речи
  • Развивать способность к языковому анализу (анализу предложений на слова, морфологическому, фонематическому).
  • Развивать навыки семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и связной речи.
  • Обучить некоторым правилам орфографии.
    Этапы формирования грамматических понятий: - Анализ языкового материала для выделения существенных признаков, - Обобщение признаков и установление связей между ними, - Введение термина, - Осознание формулировки определенного понятия, - Упражнения по применению полученных знаний на практике, - Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными


    Методические условия формирования навыков грамотного письма у учащихся с ТНР:

    - Знание грамматической теории

    - Развитие и коррекция чувственной базы (Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти - Использование таблиц с выделенными орфограммами, Совершенствование моторики пальцев рук - Специальные упражнения по развитию моторики рук и координации движений)

    - Совершенствование речевой и мыслительной деятельности (Проговаривание послоговое, поморфемное)

    Этапы работы по формированию навыков грамотного письма:

    I – учащиеся усваивают те грамматические понятия, на которых основываются орфографические правила

    II – путем наблюдения за языковыми фактами выводят и формулируют правило

    III – учатся сознательно применять правило в письменной речи

    Виды орфографических упражнений:


    Списывание, различные виды диктантов (предупредительный: зрительный и слуховой, выборочный, самодиктант, свободный, творческий, графический, контрольный), изложение



    . Особенности программы классного чтения в школе V вида. Жанры программных литературных произведений, представленные для изучения детьми с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе

    Значение уроков чтения (Формируют правильные представления об окружающем мире, Являются средством нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся с нарушениями зрения, Способствуют развитию связной устной речи, коррекции фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, развитию наглядно-образного и логического мышления, внимания, обогащению чувственного опыта, Осуществляют коррекцию и воспитание личностных качеств, эмоциональной сферы)

    Задачи уроков чтения (Образовательные: совершенствовать навык чтения, приобретенный в период обучения грамоте (обучение сознательному, правильному, беглому, выразительному чтению); расширять сведения о природе, общественной и трудовой жизни людей; формировать научное мировоззрение; дать элементарные литературоведческие знания, Коррекционно-развивающие: Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся; Осуществлять коррекцию нарушений устной и письменной речи, Воспитательные: воспитывать, прививать интерес к чтению, осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание)

    Жанры: Художественные тексты с ярко выраженным сюжетом, Прозаические художественные описания природы, Произведения научно-познавательного характера, Лирические и эпические стихотворения, Басни, Тексты драматургического характера, Произведения устного народного творчества

    Требования к навыкам чтения учащихся с ТНР по годам обучения

    II класс – правильное, сознательное, выразительное чтение текстов целыми словами простой слоговой структуры (чтение сложных слов по слогам) с соблюдением пауз и интонации; должны уметь читать короткие рассказы «про себя», отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать содержание по иллюстрациям, озаглавливать с помощью учителя текст, анализировать поступки героев

    III класс – увеличение темпа чтения, учатся анализировать произведение, пересказывать по вопросам учителя и по коллективно составленному плану, пересказывать подробно и выборочно

    IV класс – овладевают сознательным, правильным, выразительным чтением целыми словами различных по жанру произведений с использованием пауз, логических ударений, интонации и темпа чтения для выражения смысла читаемого текста. ; должны уметь самостоятельно составлять план и на его основе подробно, выборочно и кратко пересказывать текст.

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом