Главная страница
qrcode

Практическое занятие 1. Современные образовательные технологии дошкольного образования


Скачать 29.84 Kb.
НазваниеСовременные образовательные технологии дошкольного образования
Дата26.06.2020
Размер29.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическое занятие 1.docx
ТипУчебник
#70241
Каталог

Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования

_____________________________________________________________________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 1: Пользуясь материалом учебника и интернет-ресурсами составьте таблицу с описанием определений понятия «педагогическая технология», предложенных разными авторами.
Автор

Определение
Б.Т.Лихачев
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса
В.М. Монахов

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
В.П. Беспалько
определяет педагогическую технологию как проект определения педагогической системы, реализуемый на практике. Согласно его мнению, педагогическая технология – это часть педагогической системы, имеющей структуру. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей
И.П. Волков
Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения


ЮНЕСКО
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

ЗАДАНИЕ 2: Раскройте содержание понятия «технология воспитания»

ТЕХНОЛОГИЯОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ(от греч. technē – искусство, ремесло, мастерство + ...ОБУЧЕНИЯ.

Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной программированного
 обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств обучения.

ЗАДАНИЕ 3: Выделите и охарактеризуйте основные элементы воспитательных технологий

личностно-ориентированная технология
  • Гуманистическая технология
  • ЗАДАНИЕ 4: Назовите и охарактеризуйте типы воспитательных технологий
    Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
  • Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических
  • Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
    Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

    - антропоцентричностью;

    - гуманистической направленностью;

    - психотерапевтической направленностью;

    - имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

    В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

    - гуманно-личностные технологии;

    - технологии сотрудничества;

    - технологии свободного воспитания;

    - эзотерические технологии.
    Гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
  • Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
  • Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
    Технология организованного общения школьников:

    - изучение межличностных отношений детей (метод социометрии);

    - организация малых групп, способы организации: «Фонарик», «Магнит», «Предпочтение»;

    - обеспечение эффективной деятельности и дружеского общения детей в группе: распределение ролей (лидер, функциональные роли: затейник, артист, художник, поэт и т.д.);

    - обучение культуре общения, гуманизация отношений мальчиков и девочек, традиции класса;
    Технология индивидуального воспитательного взаимодействия с ребенком:
    - изучение интегративных характеристик индивидных свойств личности (типология индивидуальностей);

    - формирование образа «Я»;

    - изучение интересов и склонностей ребенка;

    - разработка методов индивидуального воздействия на детей.
    Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников:
    - изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи;

    - установление личностного контакта с родителями;

    - организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы;

    - педагогическое просвещение родителей;

    - педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания (коррекция семейного воспитания).

    ЗАДАНИЕ 5: Обоснуйте необходимость и важность использования воспитательных технологий в детском саду




    Интерактивное оборудование  максимально соответствует способу восприятия информации, который характерен для нового поколения дошкольников, отличающегося высокой потребностью в визуальной информации и зрительной стимуляции.


    Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы дошкольного учреждения в контексте информатизации. Использование ИКТ в ДУ позволит модернизировать учебно –воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

    ЗАДАНИЕ 6: Среди перечисленных в учебнике технологий отдельно не выделяют технологии общения. Как Вы думаете, почему? Обоснуйте свой ответ

    На протяжении всего дошкольного возраста взрослые выступают для ребёнка значимым объектом окружающего мира.  Длительная автономия диады «ребёнок – взрослый»  может привести к деформации детской личности. Интерес к сверстнику рано становится важнейшей социогенной потребностью ребёнка. Взаимодействия ребёнка со взрослым, статус каждой из сторон осознаётся по – разному : ребёнок способен к субъектное – субъектному восприятию этого взаимодействия, взрослый чаще всего воспринимает ребёнка как объект своих действий. Взаимодействия ребёнка со взрослым и при взаимодействии ребёнка со сверстниками является непосредственно – эмоциональная форма общения. В связи с обозначенными моделями взаимодействия педагог может наметить направления в развитии общения детей в группе сверстников: возникновения и развития  у ребёнка   потребности в общении с другими детьми; усложнение мотивации общения; развитие индивидуального стиля общения Таким образом, знание педагогом особенностей общения в дошкольном возрасте позволяет приблизиться к реализации личностного ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком, реализуя цель общения: психическую защищённость, доверие ребёнка к миру, формирование базисной культуры, развитие индивидуальности ребёнка, выделяя центральными такие способы общения, как понимание, признание и принятие личности, избирая как тактику общения с ребёнком сотрудничество на основе разнообразия стиле общения, высказывая личностную позицию: уважение на основе учёта интереса ребёнка, с взглядом на него как на полноценного партнёра по общению.  

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом