Главная страница
qrcode

формы жизнеустройства. Тема. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содержание


Скачать 312.48 Kb.
НазваниеТема. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Содержание
Дата05.02.2020
Размер312.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаформы жизнеустройства.docx
ТипДокументы
#66844
Каталог

Тема. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

СОДЕРЖАНИЕ
    История развития социальной помощи на Руси.
  1. Понятие «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Обстоятельства получения несовершеннолетними официального правового статуса «оставшийся без попечения родителей».
  2. Семейные формы устройства «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей»
    Усыновление (удочерение).
  3. Опека.
  4. Приемная семья.
    Этапы адаптации ребенка к замещающей семье.
  5. Организация жизнеустройства «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей», вне замещающих семей.
    Государственные учреждения для «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей»: дом ребенка, детский дом, детский дом-школа, специализированный (коррекционный) детский дом, специализированная (коррекционная) школа-интернат.
  6. Иные формы устройства «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей»: патронатное воспитание, детские дома семейного типа, детские дома квартирного типа, детские поселки, детские городки.

      История развития социальной помощи на Руси.
      Милосердие, способность к состраданию, сопереживанию присущи нашему народу. Социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Первые попытки призрения бедных предпринимались еще в XIV-XV вв., нуждающихся поддерживали прежде всего церкви и монастыри. В XVII в. начали формироваться основы государственной социальной политики: в соответствии с царскими указами за счет казны создавались дома призрения и богадельни для детей бедняков, где они могли получить знания и обучиться ремеслам; ассигновывались средства на выдачу пособий, пенсий, земельных наделов нуждающимся. В 1682 г. был принят "Приговор", или решение церковного Собора о призрении больных и нищих.

      Важное значения для становления государственной системы социальной защиты имели указы Петра I "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых" (1701 г.) и "Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей" (1712 г.), в котором, в частности, предписывалось "по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым; также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены".

      Благотворительностью активно занималась Лютеранская Церковь в России. Помимо чисто богослужебной практики, в ее ведении находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные общества, плодами деятельности этих учреждений пользовались люди различных конфессий.

      Особую роль в укреплении системы социальной поддержки сыграла Екатерина II. При ней были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин с присвоением им статуса государственных. В 1764 г. было создано одно из первых благотворительных обществ в России - Общество воспитания благородных девиц. В 1775 г. впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения "для всех гражданских сословий". На губернские органы управления возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

      В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

      Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких масс.

      До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности.

      При царе Федоре Алексеевиче (старшем брате будущего Петра Первого) в 1682 г. в Москве возникли две богадельни, к концу века их стало около десяти, а к 1718 г. при Петре уже 90 с 400 "призреваемыми". В их числе знаменитая Матросская Тишина на Яузе.

      Екатерина Великая в 1775 г. учредила приказы общественного призрения (прообразы комитетов соцзащиты), но и частые лица при этом поощрялись за устройство благотворительных заведений. Затем возникло Ведомство учреждений императрицы Марии, а ее сын Александр 1 основал Императорское человеколюбивое общество. Тогда же графом Шереметевым был построен Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (ныне знаменитый Институт скорой помощи им. Склифосовского).

      При Александре 1, не получив ожидаемой поддержки на родине у Наполеона, в Петербург приехал доктор Гаюи, радениями которого здесь был основан первый в России институт для слепых. Это было до Отечественной войны 1812 года, а годом позже после ее завершения в столице благодаря издателю П. Пезаровиусу появилась газета "Русский инвалид", уделявшая внимание прежде всего ветеранам и издававшаяся вплоть до Октябрьской революции. В Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войнах стали возникать общины сестер милосердия.

      У истоков первой из них Крестовоздвиженской стояли великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов. Впоследствие многие из них перешли к Обществу Красного Креста.

      В 80-ых годах помещица Анна Адлер устроила типографию для слепых, в которой в 1885 г. была напечатана шрифтом Брайля первая книга на русском языке. К началу ХХ века в России уже существовало несколько десятков школ для слепых, тогда же родился журнал "Слепец".
        Понятие «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей. Обстоятельства получения несовершеннолетними официального правового статуса «оставшийся без попечения родителей».
        «Дети-сироты» - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

        Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав. Другие причины утраты родительского попечения – следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Правда такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.). Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время. Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин. Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном Кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребёнок растёт в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребёнке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощённые положением ребёнка-беженца, временного переселенца. При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление. Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчёта нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.5 Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п.1 ст.122 СК РФ). Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пп. 1и 2 ст. 123 СК РФ, обеспечивает устройство ребёнка и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом (п.2 т.122 СК РФ). За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом (п.4 ст.122 СК РФ). Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей,- непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения6. Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане. Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.(МОЖНО СОКРАТИТЬ)

          Семейные формы устройства «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей»
          Семейный кодекс предусматривает следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
          усыновление (удочерение),
        1. опека (попечительство),
        2. передача в приемную семью.

          1. Усыновление (удочерение) –это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

          Условия и порядок усыновления

          В настоящее время усыновление производится только судом (ранее осуществлялось органами опеки и попечительства).

          В качестве усыновленных могут быть только несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей. По достижении ребенком десяти лет необходимо его согласие. усыновление братьев и сестер разными лицами как правило, не допускается.

          Одним из важнейших условий усыновления является согласие лиц, определенных в законе. Так, для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей, поскольку усыновление прекращает правовые связи между ними и ребенком.

          согласие родителей не требуется, если они (ст. 130 СК РФ):

          - неизвестны,

          - признаны судом недееспособными,

          - лишены судом родительских прав,

          - по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

          при этом между усыновителями и усыновленными возникают такие же юридические отношения (в том числе личные неимущественные и имущественные отношения) как между родителями и родными детьми по происхождению.

          Отмена усыновления

          Усыновление может быть отменено в судебном порядке в следующих случаях:

          - уклонения усыновителей от выполнения возложенных на них обязанностей родителей,

          - злоупотребления этими правами,

          - жестокого обращения с усыновленными,

          При этом согласие ребенка на отмену усыновления не требуется.

          2. Опека (попечительство) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет попечительство.

          Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. требования к опекунам (попечителям) во многом идентичны требованиям к усыновителям. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При этом учитываются их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка.

          Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

          В качестве опекунов (попечителей) часто выступают родственники, знакомые, которые взяли ребенка на воспитание.

          Права и обязанности опекунов (попечителей) во многом сходны с родительскими. В частности, опекуны обязаны заботиться о содержании, воспитании и образовании ребенка, о его нравственном и физическом развитии. Опекуны совершают от имени малолетних сделки и осуществляют другие необходимые юридические действия, попечители дают согласие на совершение сделок, которые подростки совершают от своего имени.

          Отличие опеки от родительских правоотношений состоит в том, что опека осуществляется под контролем органа опеки и попечительства. Кроме того, на содержание ребенка опекуну (попечителю) государством ежемесячно выплачиваются денежные средства.

          Дети, находящиеся под опекой сохраняют право на получение алиментов, пенсий, пособий и других социальных выплат, право собственности или право пользования жилым помещением, право на общение со своими родственниками.

          Основаниями для прекращения опеки и попечительства являются:

          - достижение ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет или его эмансипация,

          - смерть опекуна (попечителя) или подопечного,

          - возвращение несовершеннолетнего родителям,

          - усыновление подопечного или помещение его в соответствующее детское учреждение,

          - отстранение опекунов (попечителей), которое производится в случаях ненадлежащего выполнения им обязанностей. Последствием этого является невозможность в дальнейшем быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.

          3. Приемная семья –сравнительно новый институт в семейном правепредставляет собой своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя некоторые признаки института усыновления и опеки (попечительства).такая форма воспитания детей распространена за рубежом. В России к началу ХХI века насчитывалось около 1000 приемных семей.

          Законодательством не устанавливается минимальное количество детей, которое может быть передано в приемную семью. Максимальное число приемных детей, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Для передачи в приемную семью ребенка, достигшего десяти лет, необходимо его согласие.

          В отношении приемных родителей действуют те же ограничения, что и в отношении усыновителей. Приемные родители приобретают по отношению к приемному ребенку права и обязанности опекуна (попечителя). Между приемными родителями и приемными детьми не возникает алиментных и наследственных правоотношений. Приемные дети сохраняют право на алименты, получаемые до передачи в приемную семью, а также наследственные права в отношении родственников.

          Основной особенностью приемной семьи является то, что она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Этот договор по юридической сущности является договором возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ), к нему также применимы общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.

          Основанием для заключения договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. К заявлению прилагаются заключение органов опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, а также соответствующие документы. В договоре предусматриваются обязанности приемных родителей (воспитание ребенка, создание необходимых условий для получения им образования, забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение защиты прав и интересов ребенка и др.). Орган опеки и попечительства обязуется ежемесячно перечислять денежные средства на ребенка и другие выплаты, а также обеспечивать жильем, мебелью и другими необходимыми вещами.
          Этапы адаптации ребенка к замещающей семье.

          Сам по себе процесс адаптации термин, введенный в научный оборот физиологами в конце XVIII века; в самом общем виде он означает приспособляемость ­­- способность некоего объекта сохранять спою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, способностью к компенсационному изменению собственных параметров в 
          Если с такой позиции рассмотреть процесс адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях, то мы сталкиваемся с дуализмом процесса адаптации.

          С одной стороны, ребенку, попавшему в 
          Как отмечает в своем исследовании Е.А. Горбунова, адаптация ребёнка - социального сироты в замещающей семье процесс, происходящий на его личностном уровне и на уровне семьи, формирующей новые связи. Это 
          Можно выделить условия успешного процесса адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе замещающей семьи:

          наличие действующих федеральных и региональных законов, регулирующих механизм помещения и воспитания детей, лишенных родительской опеки в замещающей семье; 
        3. подготовка замещающих родителей к воспитательной работе с детьми-сиротами, которая носит императивный характер и рассматривается как условие повышения педагогического потенциала замещающей семьи; 
        4. создание в структуре образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей службы, осуществляющей социально-психологическую реабилитацию ребёнка до и после помещения в семью, профессиональное сопровождение замещающей семьи, планирование дальнейшего попечения над ребёнком При этом следует отметить важность психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации при помещении ребенка в замещающую среду. Здесь важно выделить несколько этапов, которые проходит ребенок и семья в процессе адаптации. 

          Следует отметить, что адаптация проходит у разных детей по-разному. Факторы, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка в 

          Рис. : Этапы адаптации ребенка в замещающей семье.

          Первый этап - «Знакомство» или «Медовый месяц». В этот период и ребенок, и семья, чаще всего, испытывают некое состояние эйфории, родители «изливают на ребенка» свою любовь, ребенок с радостью выполняет, то, что от него требуют, готов называть приемных родителей «мамой и папой». 

          Второй этап «Возврат в прошлое» или «Регрессия». После первого этапа эйфории и первых впечатлений начинается процесс притирания. Для ребенка семья – это новые люди, новые правила, новые отношения; азарт с которыми он выполнял поручения на первом этапе проходит, ребенок пробует адаптироваться к системе – привнеси в 
          Третий этап «Привыкание» или «Медленное восстановление». Ребенок привыкает к правилам поведения в семье, усваивает нормы поведения и традиции семьи, восстанавливается общение – ребенок идет на контакт, проявляет активность в семейных делах. О прошлом ребенок начинает вспоминать гораздо реже. Трудности, которые встречаются на этом этапе, как правило, обусловлены возрастными кризисами. В нашем случае наиболее актуален кризис подросткового возраста.

          Если рассмотреть среднестатистическую семью, то кризис подросткового возраста имеет системную структуру. В одной семье, рассматривая несколько поколений, происходит наложение возрастных кризисных проявлений:
          Подростковый кризис у ребенка 12-14 лет; 
        5. Кризис середины жизни 
        6. Кризис пенсионного возраста у бабушек и дедушек 55-60 лет. 

          Исходя из этого адаптация подростка в замечающей семье, особенно в рамках наложения кризисных состояний, является особенно актуальной.

          Как правило, кризис подросткового возраста можно разделить на несколько основных частей:

          Первая половина подросткового возраста определяется формированием идентичности, когда подросток стремиться к независимости и эмансипации. На этом этапе проявляется повышенный интерес ребенка к своим корням, а также эксперименты со своей внешностью. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно, когда испытывает обиду. Приемные дети часто пытаются быть похожими на своих биологических родителей. Если подросток обладает ограниченной информацией о биологической семье, он домысливает недостающие нюансы, старается походить на воображаемый образ биологических родителей. Может показаться, что подросток отрицает ценности, обычаи, религию и внешность усыновителей и принимает ту шкалу ценностей, которая, как ему представляется, существовала в 
          В подростковом возрасте все молодые люди настойчиво требуют независимости. Парадоксально, но подросток, в глубине души страшащийся отделения от усыновителей, может переходить все мыслимые границы, яро отстаивая свою независимость и заявляя о своей непричастности к семье: «Ты не можешь указывать мне, что делать! Ты мне не мать!» В моменты обострения отношений, возможно, вы услышите слова о том, что ему в 
          Вторая стадия переживания – агрессия. Подросток вступает в эту стадию как раз в тот момент, когда заявляет о своем отрицании идентичности приемной семьи и отказывается от ее поддержки. Хотя подростковый возраст сопровождается агрессивностью у всех молодых людей, для приемных детей это 
          Осложнение отношений между взрослыми и ребенком, изменения в поведении появляются у любого ребенка в подростковом возрасте, когда просыпается интерес к своему "я", истории своего появления. Между взрослыми и детьми может возникать отчуждение, теряется искренность, доверительность отношений. Взрослеющий ребенок, отстраняется от взрослых, у него появляются секреты. Он многое пробует, чтобы подтвердить свое взросление: покуривает, пробует алкоголь, употребляет бранные слова, грубит.

          Четвертый этап называется «Поиск себя» или «Сепарация». Ребенок начинает вновь замыкаться, возможно, общение становиться не столько доверительное как было раньше. Ребенок начинает разграничивать отношения самого себя и приемной семьи, чаще спрашивать и интересоваться своей биологической семьей. Ребенок начинает искать приемлемые 

          Этапы адаптации ребенка в замещающей семье



          Этап адаптации 

          Особенности адаптации ребенка

          Особенности адаптации семьи 



          «Знакомство» или «Медовый месяц» 

          Ребенок испытывает удовольствие от изменений в 
          Перед ребенком много нового: он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена.


          Родители хотят обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Или может встречаться растерянность свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли. 



          «Возврат в прошлое» или «Регрессия» 

          Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям; он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. У детей, воспитывавшихся в 
          Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту.


          Обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и ребенка. Или гипер контроль со стороны родителей или недостаточно внимания к 
          Родители, часто пытаются опираться на свой жизненный опыт и игнорируют необходимость знания психологии возраста и поведения ребенка. Стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка. Между родителями могут возникать шок, испуг, раздражительность, в том числе, может, возникнуть стремление вернуться к прежней «спокойной» жизни.




          Привыкание» или «Медленное восстановление»

          Ребенок испытывает удовольствие от выполнения порученных семейных дел. Ребенок начинает проявлять активность, появляются семейные воспоминания, о которых говорит ребенок. Ребенок для игры выбирает сверстников. Ребенок чувствует себя свободно, расковано, независимо, самостоятельно. 

          Общение 


          «Поиск себя» или «Сепарация» 

          Ребенок начинает много спрашивать, настойчиво интересоваться своей биологической семьей, может принимать попытки поиска биологических родителей. Ребенок много времени проводит в уединении или в общении со своим близким другом. Ребенок кажется апатичным с периодическими вспышками эмоций. 

          Как правило, такое поведение ребенка вызывает желание – поговорить, помочь ребенку, но он на контакт идет с не охотой. Часто ребенок может агрессивно проявлять себя. Такое поведение вызывает напряженное состояние в семье. Часто сопровождается игнорированием норм семейной системы. 


          Организация жизнеустройства «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей», вне замещающих семей.

          Государственные учреждения для «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей»: дом ребенка, детский дом, детский дом-школа, специализированный (коррекционный) детский дом, специализированная (коррекционная) школа-интернат.




          Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, с отклонениями в развитии.

          Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии – для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.


          Иные формы устройства «детей-сирот», «детей, оставшихся без попечения родителей»: патронатное воспитание, детские дома семейного типа, детские дома квартирного типа, детские поселки, детские городки.

          Детские дома семейного типа

          Детские поселки
          .
          Речь идет о семейных группах, которые создаются на семейном принципе. От обычной семьи этот тип отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться другими путями. Мать-постоянный воспитатель и создатель эмоциональной уверенности.

          Детский городок
          Патронатное воспитаниеПервая - это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью - на месяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить полный распад семьи. Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее.
        7. Детские дома квартирного типа -

        8. перейти в каталог файлов


связь с админом