Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М. и др. Уроки по окружающему миру. 3 класс. Учебник основана в 2005 году


НазваниеУчебник основана в 2005 году
АнкорНовицкая М.Ю., Белянкова Н.М. и др. Уроки по окружающему миру. 3 класс.pdf
Дата18.04.2017
Размер1.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNovitskaya_M_Yu__Belyankova_N_M_i_dr_Uroki_po_okruzhayuschemu_mi
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#14610
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

УДК 372.8:502
ББК 74.261
У71
Серия Академический школьный учебник основана в 2005 году
Проект Российская академия наук,
Российская академия образования,
издательство Просвещение — российской школе»
Руководители проекта вице-президент РАНакад. В. В. Козлов,
президент РАО акад. Н. Д. Никандров,
генеральный директор издательства «Просвещение»
чл.-корр. РАО А. М. Кондаков
Научные редакторы серии акад.-секретарь РАО,
д-р пед. наук А. А. Кузнецов,
акад. РАО, др пед. наук МВ. Рыжаков,
д-р экон. наук СВ. Сидоренко
Серия Перспектива основана в 2006 году
Руководитель проекта Перспектива Ю. П. Леонова
Автор концепции «Перспектива»
канд. пед. наук Л. Ф. Климанова
Авторы:
М. Ю. Новицкая, НМ. Белянкова,
Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян
ISBN Издательство Просвещение, Художественное оформление.
Издательство Просвещение, Все права защищены
Уроки по окружающему миру. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / МЮ. Новиц- кая, НМ. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Сар- кисян];
Рос.
акад.
наук,
Рос.
акад.
образования,
изд-во Просвещение. — М. : Просвещение, 2010. —
175 с. — (Академический школьный учебник. — Перспектива 978-5-09-019812-7.
У71
В пособии представлены подробные поурочные разработки по всем темам курса Окружающий мира также рассматривается методика проведения уроков.
УДК 372.8:502
ББК 74.261

ВВЕДЕНИЕ
Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу Окружающий мир в линии учебно-методических комплектов Перспектива. Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребён- ка, гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, с педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.
Настоящее пособие посвящено описанию возможного хода уроков и внеучебной деятельности по программе 3 класса курса Окружающий мир. Тематическое содержание программы класса организует проблема Круг жизни в природе и культуре. В учебнике эта проблема раскрывается входе изучения взаимных связей в природных сообществах
(раздел Мир как дом) и закономерностей социально-нрав- ственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, таки для сохранения духовно-нравст- венного здоровья целого общества (раздел Дом как мир»).
Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени. В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье;
накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности.
Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса ив учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.
Сравнение между собой семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни — рождением, вступлением в брак, кончиной, даёт возможность познакомиться с общезначимыми ценностями и своеобразной формой их выражения враз- ных культурах. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор в становлении и развитии не только отдельной личности, но ив мирочув- ствии всего общества, в том числе и современного. Заключительный раздел В поисках всемирного наследия, решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в тоже время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечелове- ческого.
Наряду с доминирующей установкой на социально-нрав- ственное воспитание внимание учителя постоянно должно быть сосредоточено и на продолжении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную сего природно-климатическими особенностями. Главные педагогические подходы в работе учителя в 3 классе остаются теми же, что ив предшествующих 1 и 2 классах, — коммуника-
тивно-деятельностный,
культурно-исторический,
духовно-
ориентированный. С помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы развитие у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компе- тентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др.
В пособии представлены разработки всех уроков для класса начальной школы по четырём разделам Радость познания, Мир как дом, Дом как мир, В поисках
Всемирного наследия. Большое внимание по-прежнему уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным
с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы.
Обращаем внимание на то, что все темы раскрыты в 56 уроках. Оставшиеся 12 часов учебного времени — это ресурс для учителя. Он по своему усмотрению любую тему может распределить на нужное количество уроков, в том числе построить один из них целиком на основе националь- но-регионального компонента, провести экскурсию, посвятить урок темам по ОБЖ. Кроме того, предлагаемый в описании темы объём работы во многих случаях рекомендуется фрагментарно распределять для включения в уроки родного языка, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, технологии, во внеучебную деятельность, в систему взаимодействия с семьёй. Особенно следует обратить внимание на то, что сквозная тема курса Игры народов России — школа здоровья может быть последовательно и деятельностно развита на уроках физкультуры.
Описание каждого урока построено также, как ив пособиях для учителя 1 и 2 классов, по плану из 8 рубрик задачи
урока; планируемые достижения учащихся оборудование;
предварительная работа ход урока региональный компонент физкультминутки; рекомендации для занятий в семье.
Описание предполагаемой деятельности учителя и детей в блоке внеклассной, внешкольной работы изложено в рубрике За страницами учебника, которая завершает собой серию уроков по каждому из четырёх разделов. Блок предусматривает исследовательскую и творческую деятельность детей, а также проведение праздничных мероприятий на основе традиционной культуры народов своего края.
Предложенные поурочные разработки учитывают условия повышения эффективности урока работа в группах и парах коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов наряду с индивидуальными заданиями, которые даются в соответствии с интересами и способностями детей смена
видов деятельности на уроке. Учебник, рабочие тетради и другие учебные пособия к курсу предоставляют надёжные дидактические материалы и средства (атлас-определитель
«От земли до неба книги для чтения «Зелёные страницы и
«Великан на поляне приложение в форме Страничек Умного Совёнка» — сквозного персонажа УМК «Перспектива»).
При проведении урока учитель может на них опереться либо разработать собственный вариант занятия.
Несколько слово специфике работы в связи с содержанием программы 3 класса. Позиция 1. Система заданий и вопросов учебника и рабочей тетради предусматривает развитие мышления, речи, памяти, воображения детей, воспитание в них эмоционально-эстетической отзывчивости к красоте природы, к мудрости и духовно-нравственному смыслу народных семейных традиций. Для этого представлен необходимый фактический материал природоведческого и этнокультурного характера. Однако самому учителю следует по мере возможности уделять в течение года большое внимание знакомству с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формированию умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей местности растений, грибов, животных. Следует также знакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края. Всё
это составляет своего рода азбуку, без освоения которой невозможны ни успешное овладение собственно курсом Окружающий мир, нив широком смысле, полноценные, поистине культурные взаимоотношения человека с природой и со своим ближайшим социальным кругом общения в течение всей последующей жизни. Кроме того, всё перечисленное определяет практико-ориентированный характер программы класса. Не менее важно раскрытие и на естественнонаучном материале, и на материале народной культуры разнообразных связей, зависимостей, существующих как в природе,
так и между людьми в семье. Эти знания являются ядром экологического и обществоведческого аспектов в содержании программы, и внимание к ним — необходимое условие успешного экологического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Важно раскрыть перед детьми многостороннюю ценность природы и семьи для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой и со своими близкими. При этом необходимо акцент с традиционно доминирующей сугубо практической значимости окружающей природы, а также внешних этикетных форм внутрисемейных отношений переносить на их эстетическую, познавательную,

глубинную нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения детей к природе и родным людям, для предупреждения у них узкопраг- матического, потребительского подхода к своему природному и семейному окружению.
В курсе окружающего мира для 3 класса значительно усилено внимание к исследовательской и проектной деятельности учащихся. Являясь эффективнейшим средством активизации познавательной деятельности детей, эта работа становится одной из составных частей обучения умению учиться, способствует развитию самостоятельности в учёбе,
любознательности и креативности детей. Первый из разделов
учебника Радость познания знакомит третьеклассников с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов,
моделирование), с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, раскрывает роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и обще- ственно-политической жизни. Эти сведения являются базовыми при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся. В учебнике в рубриках «Подумаем»
и Обсудим, а также в рабочих тетрадях имеются задания и планы проведения этой работы. Советуем обратить внимание детей на фиксацию результатов экспериментальной деятельности и указание источников, откуда учащимися почерпнуты дополнительные сведения. Введение элементов научного познания мира в учебные занятия повышает самооценку детей и стремление их к достижению результата, что немаловажно для повышения мотивации куч бе, и способствует превращению ребёнка из объекта в субъект учебно-воспита- тельного процесса. При этом хотелось бы предостеречь учителя от излишнего расширения учебного содержания, превышающего требования программы,
так как материал учебника соответствует возрастным возможностям третьеклассников, и перегрузка памяти детей дополнительными фактами или научными понятиями мало что даст для их развития. Не следует также увлекаться включением в урок разного рода занимательных материалов (загадок, кроссвордов,
ребусов и т. д. Гораздо целесообразнее сосредоточить внимание на развитии у третьеклассников исследовательских навыков, а также на постановке и выполнении учебной задачи урока в соответствии с системно-деятельностным подходом к обучению и воспитанию младших школьников. Понимание детьми того, что дети должны узнать на уроке и чему научиться, очень важно для выработки у них соответствующих компетенций. В соответствии с этим должно измениться отношение к этапу рефлексии, завершающему урок. Чаще всего учителя понимают этот этап как рефлексию оце- ночно-эмоциональную (интересно — неинтересно, понравилось не понравилось, легко — трудно. Системно-деятель- ностный подход предполагает, что эта рефлексия должна стать оценочно-интеллектуальной: поняли — не поняли, научились не научились, можем — не можем. Чаще всего учителя проводят этот этап с помощью показа детьми карточек разного цвета. Этот этап эффективен только при безоговорочном доверии к учителю каждого ребёнка, когда он уверен, что, если он поднимет карточку, свидетельствующую о том, что он не достиг результата, к нему не будет применено санкций со стороны учителя. Опасение снизить своё
7
реноме в глазах учителя и одноклассников может заставить ребёнка покривить душой и показать «благополучную»
карточку, что не только приучает ребёнка к приукрашиванию результатов и приводит к пробелам в знаниях, но и возвращает ребёнка на ступень объекта, а не субъекта учеб- но-воспитательного процесса. Более целесообразно, чтобы ребёнок сам для себя оценивал результаты своей работы, ставя соответствующие значки в рабочей тетради в конце урока и после выполнения домашнего задания.
Позиция 2. Отличительной чертой работы учителя должно быть по-прежнему внимательное отношение к проблеме
культурного многообразия и поликонфессиональности явлений, характерных для России в её историческом прошлом и настоящем. Материал традиционной культуры разных народов России необходимо представлять с учётом его конфессиональной составляющей. При этом степень раскрытия учителем конфессионального компонента определяется задачей представления бытовых фактов традиционной культуры сточки зрения их внутреннего ценностного смысла,
важного для трудового, нравственного, патриотического воспитания учащихся. С учётом проблемы культурного икон- фессионального многообразия следует также раскрывать перед детьми величие и непреходящую ценность объектов
Всемирного природного и культурного наследия подходить к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.
Так же, как и во 2 классе, внимание детей следует обращать на изображение предмета рядом с названием каждой темы. Понимание его символического значения поможет вам глубже раскрыть нравственный смысл урока.
Позиция 3. Работа учителя по программе 3 класса по своей духовно-нравственной наполненности должна быть
преемственно связана с работой в 1 и 2 классах. В ней сохраняются содержательные линии, поддерживающие взаимодействие детей и взрослых в школе и семье, воспитывающие интерес и любовь к родному городу (селу, родной стране, уважение к трудовыми праздничным традициям народов России и мира. В 3 классе продолжается последовательное знакомство с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира. Так, постепенно, из года в год накапливается содержательный материал для обоснованных суждений в 3, а затем ив классах о лучших чертах национального характера, отражённых в каждой творческой личности, в том числе ив личности современных детей, представляющих собой новые поколения российских граждан, о системе базовых национальных и общемировых ценностей.
Блок внеклассной, внешкольной работы
«За страницами учебника»
Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной

работы За страницами учебника непосредственно вытекает из содержания программы 3 класса и опирается на ценно- стно-смысловой потенциал отечественной и мировой культуры (см Уроки по окружающему миру. 1, 2 классы»).
Рассмотрим более подробно особенности этой работы.
Третий класс
Тема года От родного дома к всемирным сокровищам»
Тема этого года ещё больше расширяет круг общения детей от родного дома — в мир города (села, родного края,
своей страны, к поискам всемирных сокровищ. Любое путешествие начинается от родного порога. Любое путешествие это открытие мира, это познание себя и окружающих людей. Поэтому необходимо обратиться к понятию «дом»
в самом понятном для каждого человека смысле дом — это семья, круг близких людей. Наши родные (родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки) не только самые любимые и близкие люди, но и те, кто нам помогает в жизни, защищает от невзгод. Дети должны задуматься, умеют ли они ценить любовь и заботу близких и отвечать им тем же. Говоря о своих родителях, ребята из христианских семей могут обратиться к святым, чьи имена носят их мама и папа, брат и сестра, вспомнить об ангелах-хранителях. И конечно, всем детям, безразличия их этнической и конфессиональной принадлежности, важно обратить внимание на символическое значение своего имени, на происхождение своей фамилии,
на поиск образца для подражания в историко-культурном прошлом России и всего мира, а также среди своих совре- менников-земляков и соотечественников.
Так, постепенно представление о доме у ребят расширится, и они поймут, что домом можно назвать свою Родину.
Можно будет проследить и раскрыть связь слов род — родня — родник — Родина. Также как и зависимость слов
«отец — отчий — Отчизна — Отечество. Таким образом,
через глубину понимания слов родного языка создаются условия для воспитания в детях чувства патриотизма, гражданственности. Это хороший фундамент для работы по программе следующего, 4 класса. Вспомнив поговорку «Иван,
родства не помнящий, можно начать разговор о том, как
важно знать свои корни, знать как можно больше о своих предках, о происхождении фамилии. Следует задуматься,
в каких случаях мы используем прилагательное в разных устойчивых словосочетаниях родной, родной человек, родной дом, родной язык, родные просторы, родная деревня...
Таким образом, в течение года ведётся разговор об уважении к родителям, родственникам, об умении быть гостеприимным, заботливым, внимательным к тем, кто слабее и младше тебя. Помимо развития этих важных нравственных качеств, следует продолжить знакомить ребят с особенностями этикета. Им полезно будет узнать о правилах знакомства,
о том, как следует себя вести в гостях, или, напротив, когда твои друзья пришли в гости к тебе, в твой отчий дом».
Усвоение и осознание воспитательного содержания курса
за страницами учебника
должно происходить путём его расширения входе чтения, рассуждения, а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром. Диапазон произведений по внеклассному чтению может быть расширен за счёт произведений писателей, принадлежащих в духовном смысле к конфессиям, традиционным для России, — православию, исламу, иудаизму, буддизму (по выбору).
Содержание работы в течение года можно более подробно представить, если обратиться к основным темам каждой четверти четверть

Как я изменился за год;
Как изменились мои друзья;
С кем я отправлюсь в путешествие;
Готовимся к путешествию четверть

Почему вода бывает святой;
Как сохранить воздух — наше невидимое сокровище;
Как уберечь землю — нашу кормилицу;
«Большая охота в родном городе (селе четверть
Помним ли мы своих предков;
Откуда произошла моя фамилия;
Тепло родного дома;
«Красный угол родного дома;
Златоглавое чудо (церковь рядом с домом и её история четверть
Учимся помогать слабому;
Как жить в мире, или Можно ли обойтись без ссор;
Легко ли просить прощение
Когда мы радуемся и когда грустим;
Что значит «милосердие»;
Любовью за любовь;
Что мы будем читать летом.
Конкретные советы даются в рубрике Рекомендации для занятий в семье, в поурочных описаниях занятий в классе.
Таково общее содержание работы за страницами учебника в 3 классе. Однако в дальнейшем оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника Окружающий мир».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей