Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы


НазваниеУчебное пособие для вузов Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы
Дата30.07.2020
Размер2.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПсихология девиантного поведения.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#70577
страница1 из 43
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК
В. Д. МЕНДЕЛЕВИИ
психология
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
учебное пособие для вузов
Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы
Министерства образования и науки РФ
в качестве учебного пособия
РЕЧЬ
Санкт-Петербург
2005
ББК88.5
М50
Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ
в качестве учебного пособия
Р е ц е н з е н т :
д. м. н., проф. Ю. С. Шевченко
Менделевия В. Д.
М50 Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь,
2005. - 445 с.
ISBN 5-9268-0387-Х
В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены этнокультуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям поведения, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводится описание основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций. Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.
Учебное пособие является первым издаваемым в стране вузовским учебником по психологии девиантного поведения и соответствует курсу по данной дисциплине и по разделам клинической психологии. Оно может использоваться студентами,
изучающими социальные, психологические и медицинские науки, а также врачами-психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) и практическими психологами, педагогами, социальными работниками для самостоятельного освоения данного курса.
ББК 88.5
© В. Д. Менделевич, 2005
© Издательство «Речь», 2005
ISBN 5-9268-0387-Х ® П- В- Борозенец, обложка, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
Глава 1
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ 10
Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций 15
Идеальная норма, креативность и девиации поведения 17
Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов 21
Программированный контроль знаний 28
Рекомендуемая литература 31
Глава 2
ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 32
Темпераментальная сбалансированность 37
Гармоничность характера .ч 43
Личностная гармония 56
Программированный контроль знаний 66
Рекомендуемая литература 69
Глава 3
ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 70
Структура девиантного поведения 70
Взаимодействие индивида с реальностью 74
Делинквентный тип девиантного поведения 77
Аддиктивный тип девиантного поведения 78
Патохарактерологический тип девиантного поведения 82
Психопатологический тип девиантного поведения 83
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях 84
Агрессивное поведение 86
Аутоагрессивное поведение 90
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности 96
Нарушения пищевого поведения 102
Сексуальные девиации и перверсии 108
3
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Сверхценные психологические увлечения 117
Сверхценные психопатологические увлечения 126
Характерологические и патохарактерологические реакции и расстройства личности , 129
Коммуникативные девиации 133
Безнравственное и аморальное поведение 146
Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения 146
Программированный контроль знаний 149
Рекомендуемая литература 155
Глава 4
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 156
Программированный контроль знаний 170
Рекомендуемая литература 172
Глава 5
ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 173
Программированный контроль знаний 193
Рекомендуемая литература 195
Глава 6
ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 196
Программированный контроль знаний 212
Рекомендуемая литература 215
Глава 7
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 216
Программированный контроль знаний 224
Рекомендуемая литература 226
Глава 8
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ 227
Программированный контроль знаний 248
Рекомендуемая литература 251
Глава 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 252
Способы и методы психологического консультирования,
психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии 254
Психологическое консультирование 257
Психологическая коррекция 266
Психотерапия 270
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Психофармакотерапия 272
Методы и способы психологической и психофармакологической коррекции и терапии девиаций поведения 273
Агрессивное поведение 273
Аутоагрессивное поведение 274
Зависимость от психоактивных веществ 276
Пищевое поведение 285
Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения 286
Сверхценные психологические увлечения 289
Сверхценные психопатологические увлечения 291
Характерологические и патохарактерологические реакции 291
Коммуникативные девиации 292
Другие виды девиантного поведения 295
Программированный контроль знаний 296
Рекомендуемая литература 301
Приложение 1
ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ (СТИЛЕВЫХ) СТЕРЕОТИПОВ,
ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ 302
Тезаурус индивидуально-психологических качеств и стилей поведения 303
Тезаурус феноменов, отражающих особенности стиля действий,
поведения и влечений 325
Тезаурус эмоциональных феноменов и девиаций 338
Тезаурус экспрессивных стилей 355
Тезаурус речевых стилей и феноменов 366
Приложение 2
ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ 374
Опросник для оценки агрессии (Ч. Спилбергер) 374
Тест коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) 377
Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон) 379
Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский) 382
Опросник определения типов темперамента (Я. Стреляу) 388
Тест для оценки экстраверсии — интроверсии и нейротизма
(Г. Айзенк) 393
Характерологический опросник (К. Леонгард) 397
Висбаденский опросник (Н. Пезешкиан) 401
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 408
Сокращенный многопрофильный опросник личности СМОЛ 409
Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич) 411
Патохарактерологический диагностический опросник ПДО
(А. Е. Личко) 416 5
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма
(К. К. Яхин, В. Д. Менделевич) 433
Тест «Склонность к зависимому поведению»
(В. Д. Менделевич) 435
Приложение 3
ОТВЕТЫ К ПРОГРАММИРОВАННОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 442
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое учебное пособие «Психология девиантного поведения» —
плод долгих раздумий и исследований автора. В нем нашли отражение воззрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, когда психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формирования поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррекции и терапии. Существующая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в определении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной норме привела к тому, что эту сторону психической жизни индивида и соответствующую научно-практическую область психологии ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до возникновения психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психической деятельности, вначале посчитали эту сферу знаний малозначимой в сопоставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. Действительно, что в сравнении с шизофренией гемблинг (увлечение азартными играми)? Следствием гемблинга может стать лишь утрата денег, а следствием шизофрении — утрата личности и здоровья.
По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет становления клинической психологии и передачи в ее ведение значительной части так называемой «малой психиатрии» «большая психиатрия» начала экспансию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как несущественные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Заметьте, не феноменов, а именно расстройств. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой международной классификации. Из прежней классификации психических заболеваний (то есть нозологических форм) она превратилась сегодня в классификацию психических и поведенческих расстройств (то есть симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку наконец психиатрия стала переходить с ортодоксальных на феноменологические позиции; с другой — включение в сферу деятельности психиатрии поведенческих расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь медицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена),
следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы,
как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр
F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские критерии для разграничения, например, поведенческого расстройства в виде ковыряния в носу и привычки ковырять в носу. Особо следует отметить тот факт,
что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обыденных выражений. Но ведь известно, что медицинский подход к терминологической оснащенности специалиста должен отличаться жесткостью, точностью и четкостью. Около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единственно правильным и должно способствовать отделению науки от паранауки или других наук.
Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстройствам) поведения не способна быть объективной, и этот путь развития психологии девиантного поведения следует причислить к тупиковым.
Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подобными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения, заранее разделить психические и поведенческие расстройства, с одной стороны, и отклонения — с другой. Как следствие, предлагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведения, а психологии — условной нормы. Но ведь проблема как раз и заключается в диагностике и уже потом в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, болен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психопатологически или стопроцентно психологически обусловленных девиаций.
Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы выбора человеком подобного стиля поведения, являются нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснованной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вначале психиатры должны отвергнуть «свою патологию», а затем психологи анализируют случай и оказывают психологическую помощь.
Каждодневная клиническая практика автора — психиатра, психотерапевта, сексопатолога, нарколога и клинического психолога в одном лице, невозможность заранее (до встречи со страждущим) предугадать, с пациентом или клиентом придется общаться и какую именно помощь оказывать (психофармакологическую, психотерапевтическую, собственно психологическую), заставили по-новому взглянуть на проблему отклоняющегося поведения. Суть этого нового взгляда выражается в убеждении, что ортодоксальность и консерватизм наук о психике, искусственное разведение специальностей (пси-
ПРЕДИСЛОВИЕ
хиатрии и психологии) приводит к сужению поля научного видения проблемы и снижению эффективности помощи лицам с неадекватным и некомфортным для них и их окружения поведением.
Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми. Такова реальность. В первом случае их поведенческая девиация имеет непосредственную связь с психической патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во втором — базируется на внутриличностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную
«деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой после того, как подобное поведение однозначно причислено к девиантному, определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта.
Часто бывает так, что девиант нуждается и в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании, и в психофармакологическом сопровождении. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением мы считаем единственно верным и научно обоснованным. Все остальные подходы позволяют рассмотреть и проанализировать лишь часть проблемы, а не проблему в целом.
Вторая особенность нашего подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение не является атрибутом исключительно подросткового периода (как считалось раньше). Даже деликты способна совершать не только молодежь, но взрослые и пожилые. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Мы не претендуем на окончательность разработки теории и практики психологии девиантного поведения. Представленная автором позиция может рассматриваться как один из вариантов системного анализа данной проблемы и как попытка выделить психологию девиантного поведения из ряда родственных дисциплин. Альтернативные авторской точки зрения могли бы способствовать нахождению истины в научном споре и подлинному становлению новой научной дисциплины.
Данная работа не могла бы состояться без помощи коллег по работе — сотрудников кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики
Казанского государственного медицинского университета, которой я имею честь руководить, а также без традиций Казанской психиатрической школы,
у истоков которой стоял В. М. Бехтерев.
Глава 1
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА,
ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
Современное положение в сфере наук, изучающих поведение человека,
можно обозначить скорее как противостояние, чем как сотрудничество. Поведенческие феномены подвергаются, как правило, пристрастному анализу корпоративных научных сообществ, что не приводит к получению истинных знаний о предмете, имеющем несомненно мультидисциплинарный характер.
Психология девиантного поведения — это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей.
Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контексте представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому — столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально психиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. Отнюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.
Для анализа механизмов поведенческих девиаций существенными являются знания, накопленные в таких областях, как клиническая психология,
10
ГЛАВА I, ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ
патопсихология, нейропсихология, возрастная и семейная психология, общая психология и психология личности, психиатрия, психосоматика, педагогика и некоторые другие.
До последнего времени отмечалась тенденция дистанцировать проблемы,
изучаемые в рамках психологии девиантного поведения, от проблем смежных дисциплин, что приводило и приводит к одностороннему, пристрастному взгляду на сложные теоретические и практические вопросы отклоняющегося от общепринятых стандартов поведения. Наиболее распространена попытка противопоставить психологию и психопатологию девиантного поведе-
ния, четко разделить проблемы здоровой и больной психической деятельности, что с нашей точки зрения ошибочно. Следствием данного подхода является стремление выделять девиации «в рамках психической нормы» и при психопатологических расстройствах, последние из которых предлагается обозначить иным термином (не «девиация»). Ярким примером может служить неудачная попытка разделить такую проблему девиантного поведения, как употребление наркотических веществ, на собственно психологическую (когда существует лишь психологическая зависимость от наркотика) и медицинскую (в случае «злоупотребления» наркотиком, формирования физической зависимости и заболевания — наркомании).
Приведенный выше широко распространенный подход, основанный на ортодоксальных принципах, не позволяет, с одной стороны, всесторонне объективно и беспристрастно анализировать механизмы психогенеза, то есть психические процессы, ответственные за формирование девиаций, с другой —
не дает возможности оказывать адекватную и эффективную помощь. Консерватизм данной позиции отражается в поиске альтернативы ответственности за формирование и исход девиации.
Предлагаемая читателям книга «Психология девиантного поведения» отражает попытку автора взглянуть на эту сложную и весьма актуальную проблему, отбросив узкопрофессиональные мерки, и определить место психологии девиантного поведения в системе наук, изучающих поведение человека
(рис. 1).
Можно утверждать, что психология девиантного поведения входит в спектр дисциплин, на одном из полюсов которого расположена психиатрия (психопатология и патопсихология), а на другом — общая психология. Принципиальное различие между дисциплинами, занимающими крайние положения спектра, заключается в подходах к диагностике и терапии девиаций поведения. Следует признать тот факт, что вероятность выявления психопатологической симптоматики и т. н. поведенческих расстройств существенно выше у представителя психиатрического, а не психологического сообщества. И это связано не столько с более широкими и глубокими знаниями психиатра в обП с и х о л о г и я „
Психиатрия девиантного Клиническая Психология
Рис. 1. Место психологии девиантного поведения в системе наук о поведении
11
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ласти психопатологии, сколько с его гипердиагностической парадигмой, противопоставляемой гиподиагностической парадигме психолога. Таким образом,
один и тот же поведенческий феномен в виде девиации может трактоваться специалистами и как психопатологический симптом, и как психологический феномен.
Промежуточное положение в приведенной схеме занимают клиническая психология и психология девиантного поведения. Они отличаются (или должны отличаться) от ортодоксальных дисциплин, расположенных на крайних полюсах спектра, в первую очередь феноменологическим подходом к оценке нормы и патологии. В клинической феноменологии действует принцип
«как — так», который отражается в убеждении в том, что за каждым поведенческим феноменом может скрываться как феномен, так и психопатологический симптом. Принцип «как — так» противостоит ненаучному принципу
«либо — либо», исповедуемому ортодоксальными психиатрами и психологами, когда каждый поведенческий феномен пытаются строго закрепить либо за психической патологией, либо за нормой.
Диагностика девиантного поведения часто затруднена по причинам скорее субъективным, чем объективным. Это связано с тем, что попытки признания какого-либо поведения однозначно отклоняющимся и даже патологическим приводят к игнорированию основополагающего принципа диагностики девиантного поведения, нацеленного на учет реальности, окружающей человека действительности. Справедливо в связи с этим замечание Мак-Каги о том,
что девиантное поведение — это не просто поведение, «отличающееся от норм или принятых в обществе стандартов», но и «не удовлетворяющее социальным ожиданиям». В свою очередь, социальные ожидания обусловлены понятиями социального положения человека, этнической и культурной принадлежности, возрастного диапазона, пола, профессии и пр.
Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и / или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы,
формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей