Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница14 из 39
Каталог
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   39
Что осталось за рамками повествования
За рамками повествования остались удивительные работы Ж. Пиаже, пересказать которые, сохранив язык автора, просто невозможно. Ж. Пиаже надо просто читать. Обратитесь к работе Ж. Пиаже Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное, опубликованную в Вопросах психологии (1996. № 6). О сложных взаимодействиях интеллекта ребенка и социальных воздействий вы прочтете в работе Ж. Пиаже ив работе АН. Перре-Клермон Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей».
Прочтите в работе Л.Ф. Обуховой параграф, посвященный диалогу двух великих психологов XX века — П.Я.
Гальперина и Ж. Пиаже. Непосредственной участницей этой дискуссии была сама Л.Ф. Обухова.
Таблица Классификация стадий развития интеллекта

Период
Подпериод
Стадии
Возраст
А. Центрация на собственном теле. Упражнение рефлексов. Первые навыки и первые круговые реакции. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции мес. 1—4,5 мес мес. Сенсомо- торный интеллект
В. Объективация практического интеллекта. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств мес. 11 — 18 мес
Окончание табл.
Период
Подпериод
Стадии
Возраст
6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции
18—24мес.
А. Предопе- раторный интеллект. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления года лет 5,6—8 лет. Репрезентативный интеллект и конкретные операции
В. Конкретные операции. Простые операции классификация, се- риация, взаимно однозначное соответствие. Система операций система координат, проективные понятия лет 10—12 лет
А. Становление формальных операций. Гипотетико-дедук- тивная логика и комбинаторика. Структура решетки и группа четырехтрансформаций
(INRC)
12—14 лет отлет. Репрезентативный интеллект и формальные операции
В. Достижение формальных операций
Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. — МС. Наша справка

Венгер Александра Абрамовна — доктор психологических наук, работала в лаборатории дошкольного воспитания аномальных детей Института дефектологии.
Перре-Клермон Анн-Нелли — известный швейцарский ученый, профессор психологического факультета
Невшательского университета

Пиаже Жан (1896—1980) — швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.
Словарь понятий
Аутизм от греч. auto — сам) — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний.
Вербальный от лат. verbalis — словесный) — термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом. Различают вербальный осмысленный материал (ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и т.д.) и вербальный бессмысленный материал (группы из трех согласных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку).
Интеллект от лат. intellektus — разумение, понимание, постижение) — способность мышления, рационального познания, относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенными опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.
Операции — интериоризированное действие.
Теория познания — раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Эгоцентризм от лат. ego — я centrum — центр круга) — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Эпистемология — теория познания.
Формы проведения практических занятий по теме Генетическая психология о закономерностях развития
интеллекта»
Цель: усвоение категориального аппарата генетической психологии Ж. Пиаже и формирование умений по использованию установленных им закономерностей в практике обучения ребенка.
Вариант 1. Семинар Концепция Ж. Пиаже: основные положения концепции»
Как подготовиться к семинару
В поле вашего внимания должны оказаться основные понятия, введенные Ж. Пиаже в психологию. Среди них категории структура мысли
группировка, схемы действия. Вы можете прочесть литературу, в которой разные авторы с разных сторон анализируют исследования Ж. Пиаже. После того как вы ознакомитесь сними, прочтите работы самого Ж. Пиаже. Вы получите огромное удовлетворение от стиля мышления и логики изложения материала самим Ж. Пиаже. Определите набор понятий, с которыми работал Ж. Пиаже, и попытайтесь раскрыть их содержание.
Ход занятия
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
а) основные понятия концепции Ж. Пиаже;
б) основные закономерности развития мышления;
в) основные этапы развития интеллекта;
б) основные характеристики развития мышления ребенка дошкольного возраста.
Вариант 2. Психологический практикум Методы исследования детского мышления»
Как подготовиться к практическому занятию
Широко известны задачи Ж. Пиаже. Найдите их описание у Пиаже, Л.Ф. Обуховой. Определитесь с базами исследования и количеством детей, с которыми вы сможете провести работу. Проведите беседы в духе самого Ж. Пиаже. Как отвечают детина ваши вопросы Как решают задачи Ж.
Пиаже? Не забудьте в протоколах ваших исследований зафиксировать возраст каждого из детей. Подготовьте сообщение, с которым вы выступите на практическом занятии.
Ход занятия
Слушаем отчеты коллег о проделанной работе. Что позитивного было для вас сегодня на практическом занятии Что нового вы узнали Где можно использовать полученные знания?
Вариант 3. Психологическая консультация
«Решаем насущные проблемы детского развития
с позиции концепции Ж. Пиаже»
Как подготовиться к практическому занятию
На занятии вам придется играть роли консультанта, клиента и наблюдателя. К каждому из ролей предъявляются свои требования
Однако выполнить их все можно успешно лишь в том случае, когда вы свободно будете владеть понятийным аппаратом того направления детской психологии, в русле которого собираетесь работать. Прочтите лекционный материал и рекомендуемую литературу. Соберите и уясните содержание основных понятий генетической психологии Ж. Пиаже. Научитесь произносить их вслух. Вам придется говорить на этом языке.
Обратитесь к своей профессиональной деятельности и подумайте о проблемах и вопросах, которые часто встают перед вами. Запишите их в тетрадь.
Ход занятия
Работа в группах по 3 человека. Поочередно участники импровизированного консультационного процесса играют роли клиента, консультанта, «наблюдателя».
Задача клиента — предложить вопрос для обсуждения. Задача консультанта — на языке концепции Ж. Пиаже дать объяснение и предложить возможные пути выхода из создавшейся ситуации. Задача наблюдателя — проследить, чтобы и консультант и клиент оставались в рамках понятийного пространства концепции Ж. Пиаже и не переходили на язык простых житейских рассуждений.
Вариант 4. Коллоквиум по работам Ж. Пиаже
«Речь и мышление ребенка»
и Суждение и рассуждение ребенка»
Как подготовиться к практическому занятию
Просмотрите рекомендуемую для изучения литературу. Отберите для прочтения одну из работ Ж.
Пиаже, руководствуясь исключительно собственными интересами. Прочтите ее. Как всегда в поле своего внимания держите основные понятия и категории, которые использует Ж. Пиаже в своей работе. Эти понятия во многом новы для детской психологии.
Обратите внимание и нате положения Ж. Пиаже, которые явились для вас своеобразным открытием, которые являются чрезвычайно важными и полезными с позиции вашей профессиональной деятельности. Запомните и запишите их в тетрадь. О них вам надо будет рассказать преподавателю вовремя коллоквиума
Ход занятия
На занятии проводится индивидуальное собеседование преподавателя с каждым из студентов. К работе можно привлечь студентов старших курсов, преподавателей.
Вариант 5. Тренинг личностного роста Цитата дня (читая работу Ж. Пиаже Психология
интеллекта»)
Как подготовиться к практическому занятию
Проработайте лекционный материал, познакомьтесь с рекомендуемой литературой. Прочтите вышеназванную работу Ж. Пиаже. Не бойтесь трудностей. То, что сначала кажется трудным, в дальнейшем окажется чрезвычайно интересными полезным.
В работе Ж. Пиаже подберите небольшую цитату, которая содержит, с вашей точки зрения, нечто глубокое и чрезвычайно важное. Подготовьтесь ее прочесть на практическом занятии. Попросите ваших коллег объяснить ее содержание.
Ход занятия
В ходе занятия обсуждаются цитаты, предложенные слушателями. По окончании работы ответьте на вопрос о том, что было для вас полезного на этом занятии.
Вопросы для самопроверки. Назовите основные работы Ж. Пиаже.
2. Перечислите основные понятия концепции Ж. Пиаже. Раскройте их содержание. Назовите основные этапы развития интеллекта, объясните их название. Как понимал Ж. Пиаже интеллектуальное развитие. Что такое эгоцентризм мышления. Что такое эгоцентрическая речь. В чем суть заочной полемики между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже?
8. В чем суть экспериментальных исследований А.А. Венгер?
9. В чем суть полемики между П.Я. Гальпериным и Ж. Пиаже?
10. Назовите основные характеристики мышления ребенка на стадии, соответствующей дошкольному возрасту. В чем специфика суждений и рассуждений ребенка с позиции Ж. Пиаже?
12. Каково влияние социальных факторов на развитие интеллекта ребенка

Литература
Выготский Л.С. Мышление и речь. — МС. 21—78.
Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: За и против. — М, 1981.
Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. — МС. 133—176.
Перре-Клермон АН. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей М, 1991.
Пиаже Ж. Психология интеллекта / / Пиаже Ж. Избр. психологические труды. — МС. 55—233.
Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С.
125—131.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997.
Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. — СПб., 1997.
Флэйк-Хобсон К. и др. Мир входящему. — МС 454—460.
Эльконин ДБ. Детская психология. — МС ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ С ПОЗИЦИИ БИХЕВИОРИЗМА Общая характеристика направления. Отрицание специфики развития человека, возрастных этапов развития. Типы и формы научения. Научение реактивным формам поведения привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс. Оперантное научение научение методом проб и ошибок, формирование реакций, научение посредством наблюдения, викарное научение и подражание. Когнитивные формы научения обучение сложным психомоторным навыкам, латентное научение, научение путем инсайта, научение путем рассуждений, перцептивное и концептуальное научение.
Основные понятия организм, стимул, реакция, условный и безусловный раздражитель, условная и безусловная реакция, позитивное и негативное подкрепление, наказание и поощрение.
По определению Дж. Уотсона, бихевиоризм
— особое направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении в своем современном виде бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки которого Дж. Уотсон находит в Англии и России. Впервые же понятия бихевиоризм, «би-хевиорист», «бихевиористический», по свидетельству Дж. Уотсона, появились в 1913 году, в его собственной статье.
Первые экспериментальные исследования, проведенные Л. Морганом над поведением животных, показали, что у животных имеют место такие сложные действия, которые не могли быть отнесены к
разряду инстинктивных. Здесь утверждалось, что животные разумно относятся к вещами что поведение их подобно человеческому.
Бихевиоризм как направление психологии
С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью являются предсказание поведения и контроль за ним. Пытаясь получить универсальную схему ответа животного, бихевиорист не признает демаркационной линии между человеком и животными. Поведение человека со всеми его совершенствами и сложностью образует лишь часть схемы исследования бихевиориста.
С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Факты поведения могут быть наблюдаемы точно также, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках, считает Дж. Уотсон. При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, поскольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека.
Бихевиоризм не находит данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей. Бихевиористы считают, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.
У новорожденного ребенка бихевиорист наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например ползание, лазанье, опрятность, драка и т.д., в настоящее время считаются надстроенными или условными
Бихевиоризм о формировании поведения
Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (St) и реакций (R). Простая схема St—R в данном случае вполне пригодна. Задача психологии поведения является разрешенной, если известны стимул и реакция. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладевать) ими — два существенных момента, которых требует всякая наука. Несмотря, однако, на всю сложность отношения «стимул—реакция», особенно в социальном поведении, бихевиорист ни на минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах.
Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно изготовить человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений — всей многогранности ее внутренней жизни. Дайте мне, приводит слова Уотсона МГ. Ярошевский, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я смогу превратить его в специалиста любого типа — доктора, юриста, купца или же нищего и вора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников.
Бихевиоризм нив чем не находит доказательства существования потока сознания, он считает доказательным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения. Реакции любовь, страх, гнев появляются при рождении также, как чиханье, икание, питание, движение туловища, ног, гортани, хватание и т.д. Протягивание рук, мигание и т.п. появляются в более позднем возрасте. Некоторые из врожденных реакций продолжают существовать в течение всей жизни, в то время как другие исчезают. Условные реакции, надстраи-ваясь на основе врожденных, расширяют тем самым поток активности.
Т.Д. Марцинковская обращает внимание нате положения бихе-виористов, согласно которым развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит от условий жизни от стимулов, поставляемых средой. А потому в русле бихевиоризма не поднимался вопрос о возрастной периодизации. В русле бихевиоризма речь может идти лишь о периодизации функциональной. Главное внимание в исследованиях детского развития должно уделяться изучению условий, способствующих или препятствующих научению.
Познакомьтесь с анализом бихевиористического подхода к детскому развитию по работе Т.Д. Марцинковской История детской психологии
Бихевиоризм о научении
Подробная систематизация типов научения, предлагаемых в русле бихевиоризма, приводится в работах Дж. Годфруа и К. Флэйк-Хобсона.
Три категории научения различает бихевиоризм научение реактивным формам поведения, оперантное научение, когнитивное научение. Научение может осуществляться на разных уровнях в зависимости оттого, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут происходить уже на уровне рецепторов или спинного мозга для других же необходимо участие подкорковых структур или даже миллиардов нервных цепей головного мозга. Одни формы поведения осуществляются автоматически и непроизвольно. Другие требуют такого программирования, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих ив особенности человека.
Когда речь идет о реактивных формах научения, организм реагирует пассивно на какие-то внешние факторы ив нервной системе как бы незаметно и непроизвольно возникают изменения нейронных цепей, формируются новые следы памяти. К данной группе форм научения относят привыкание, сенсибилизацию, импринтинг, условные рефлексы.

Оперантная форма научения требует от организма определенной доли активности, необходимо, чтобы организм экспериментировал с окружающей средой и таким образом устанавливал связи между различными ситуациями. Научение методом проб и ошибок, методом формирования реакций и научение путем наблюдения составляют данную группу форм научения.
Когнитивное научение составляет третью группу форм научения. Здесь имеет место оценка ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий, в результате чего организм и принимает определенное решение. Сюда относят латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт, научение путем рассуждений.

Прочтите материал, представленный в работе Дж. Годфруа Что такое психология».
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом