Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница2 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ Житейский, эмпирический опыт людей как основа всякой науки. Отличие житейских знаний от знаний научных. Конкретность житейского знания и обобщенность научного знания. Отработка понятия как одна из функций науки.
Интуитивность житейского знания и рациональность, осознанность — научного. Формулирование гипотез. Способы передачи знаний в житейской и научной психологии. Методы получения знаний. Уникальность фактического материала в научном знании. Житейские представления как предмет исследования научной психологии.
Житейские представления и эффективность обучения. Наивные теории и представления о семье. Родительские представления и детское развитие. Понятие самоактуализирующихся пророчеств. Народная психология о закономерностях детского развития.
Основные понятия научность, житейский опыт, конкретность, обобщенность, рациональность, осознанность, понятие, эпистемиологическое препятствие, ментальные модели, самоактуализирующиеся пророчества, народная психология.
Чем отличаются житейские психологические знания
от научных
У каждого из нас, отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, есть определенный запас житейских психологических знаний. Свидетельством тому являются те обстоятельства, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.
Замечено, что люди очень рано, уже в детском возрасте, приобретают наивные (базовые) теории по крайней мере в трех областях знаний, которые называют центром отношений между человеком и миром знания по физике, психологии и биологии. Эти теории опираются на каждодневный опыт и предваряют более поздние концептуальные приобретения. Термин теория используется в силу того, что, несмотря на наивность, эти знания сродни связанной и хорошо организованной системе объяснительных признаков.
Житейский, эмпирический опыт людей рассматривают в качестве основы любой науки. Так, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тело трении и инерции, о свете, звуке, теплоте. Математика исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Говоря о житейской психологии, существование которой неоспоримо, многие авторы обращаются к понятиям наивные теории, теории житейского толка, популярные, или дилетантские, теории, народная психология. Имеются ввиду взгляды людей, зачастую далеких от научного знания и не получивших специального образования в области педагогики, психологии и медицины.
Случай из педагогической практики
Вот взгляды одной из матерей о состоянии дел в современной школе и об отношении к традиционным формам ее работы.
«Познавать мир — это неоспоримое желание ребенка с момента рождения. Познание окружающего мира для растущего человека — это такая же жизнеобеспечивающая необходимость, как желание есть, пить, спать. Наблюдая за развитием ребенка, мы, родители, отмечаем этапы его физического и физиологического роста. До школы родители внимательны и к интеллектуальному развитию ребенка, и к его эмоциональному восприятию мира.
Но вот наступила пора поступать в образовательное учреждение.
Несмотря на привычное состояние ответственности за своего ребенка, с момента поступления его в школу родитель вынужден переложить ответственность за его воспитание и образование по большей части на школу. Это уже годами сложившиеся и устоявшиеся взаимоотношения между школой и семьей.
Кто из родителей может реально повлиять на изменение нагрузки, подходов к образованию, темпы и глубину образовательного процесса Заменить учителя или повлиять на нравственную атмосферу класса мы не в состоянии».
Мать четверых детей считает, что не следует отдавать ребенка в школу. Ее детине ходили в школу. Сейчас ими лет. Их первые шаги в школьном мире и привели мать к таким действиям. Теперь она учит своих мальчиков и девочку сама. Для собственных детей и для детей, которые по разным причинам не вписались в школьную жизнь, она организовала Центр семейного образования. Кроме нее в качестве консультантов здесь работают люди, имеющие высшее образование. Мать считает, что хорошими консультантами при семейной форме образования могут быть люди, не имеющие педагогического образования, или люди с педагогическим образованием, но ни разу не работавшие в школе. По такому принципу и подбираются кадры.
Чем же отличаются житейские психологические знания от знаний научных Выделяют несколько таких отличий. Житейские психологические знания приурочены к конкретным ситуациям, к конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших ее функций.
Что такое понятие вообще Что такое научное понятие Приведите примеры. Какова необходимость именно в научных понятиях Нельзя ли
человечеству в своей реальной жизни обойтись понятиями житейскими, основные значения которых закреплены в русском языке, например Что выдумаете поданному поводу?
Ю.Б. Гиппенрейтер поэтому поводу пишет, что в научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Так, можно долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Научные понятия часто совпадают с житейскими понятиями по своей внешней форме, те. выражаются теми же словами. Внутреннее содержание, значения слов житейских и научных терминов, как правило, различны, хотя могут и совпадать по форме. Житейские термины обычно более расплывчаты, многозначны.
Пример из педагогической практики
Автобус — это слово. Транспорт — это уже обобщение. Таким обобщениям воспитатели учат детей в детском саду. А зачем они это делают Что дает ребенку знание слова транспорт Что изменится в его жизни Где он сможет использовать это слово, это понятие Что вы подумаете о человеке, который скажет Я приехал на автобусе И что вы подумаете о человеке, который скажет Я воспользовался транспортом»?
Приведите пары житейских и научных понятий из практики воспитания и обучения ребенка.
Например: Мой ребенок ужасно неусидчив, — скажет мама о своем ребенке дошкольного возраста. У ребенка дошкольного возраста процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, — скажет психолог.
Рассмотрим две цитаты, касающиеся этого вопроса.
Первая: Каждая серьезная философская концепция сопряжена со своим особым, только ей присущим языком. Отчетливо разными вырисовываются перед нами языки философий Канта,
Гегеля, Ницше, Гуссерля, Витгенштейна, Хайдеггера. Серьезные философски ориентированные разделы науки — квантовая механика, теория относительности — это также построения, обладающие своими собственными языками. Разные религиозные системы оказываются порожденными разными языками. Разные языки обладают разной выразительной силой Налимов В.В. Вероятностная модель языка. — МС И еще одна цитата:
«Границы моего языка означают границы моего мира»
1
Как вы понимаете эти высказывания Приведите примеры.
Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано со способом их получения они приобретаются, как пишет Ю.Б. Гиппенрейтер, путем практических проб и прилаживаний. Научные же психологические знания рациональны и вполне осознанны.
Что такое интуиция Что отличает рациональное знание от знания интуитивного Как вы их различаете Приведите примеры.
Следующее отличие знаний житейских и знаний научных состоит в способах передачи знаний, в самой возможности такой передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. В тоже время в науке знания аккумулируются и достаточно эффективно передаются.
Как происходит аккумуляция научного знания Как передаются эти знания Что вам об этом известно Приведите примеры.
Четвертое отличие касается методов получения знаний в области житейской и научной психологии. В житейской психологии такими методами являются, как правило, метод наблюдения и метод размышления. В научной психологии существует возможность добавить к этим методам еще эксперимент.
Почему эксперимент невозможен в сфере житейского знания Так ли это Приходилось ли вам с своей жизни экспериментировать, и что из этого вышло Расскажите. В чем состоит житейское и научное понимание слова
«эксперимент»?
Преимущество научного знания состоит в том, что оно располагает обширным, разнообразными подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается в разных отраслях психологической науки возрастной, педагогической, патопсихологии и нейропсихологии, психологии труда и инженерной психологии, социальной психологии, зоопсихологии и др.
Что такое уникальность В чем заключается, на ваш взгляд, уникальность фактического материала, накопленного в научном знании Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры такой уникальности.
Житейское знание конкретно, интуитивно, его передача другому человеку невозможна, оно ограничено в перечне методов исследования. Научное знание, напротив, рационально и осознанно, оно стремится к обобщениям. Научные знания аккумулируются и легко передаются. Разнообразие методов и накопленного материала — характеристики, присущие научному знанию Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — М, 1958.
17
Как в деятельности профессионального психолога должны уживаться эти два вида опыта — ставит вопрос Ю.Б. Гиппенрейтер. Научный психолог, подчеркивает она, должен быть одновременно и хорошим житейским психологом. А потому научная психология должна опираться на житейский психологический опыт, извлекать из него свои задачи ив нем же проверять успешность их решения.
Так ли это Приведите доказательства.
И еще об отношении житейской и научной психологии.
Ошибочно полагать, что знание теоретических основ психологии лишь углубят уже имеющиеся у человека представления, сформированные на базе его жизненного опыта. Это не так. Овладение даже элементами научных знаний по психологии не только количественно увеличивает возможности человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его поведения. Лишь тесный сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целенаправленное развитие личности.
Представление о существовании двух рядов знаний (знания научного и знания житейского) чрезвычайно важно и необходимо. Во-первых, в ситуации обучения, как детей, таки взрослых, педагогу (учителю, воспитателю) следует принимать во внимание наличие определенных житейских знаний ученика вступая в противоречие сознанием научным, оно может препятствовать эффективному обучению. Второй аспект проблемы касается особенностей детского развития в условиях семейного воспитания взгляды отцов и матерей, представления родителей или других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка, являются одним из ключевых факторов, определяющих развитие ребенка первых лет жизни. Просвещение родителей
— один из возможных методов, позволяющих оказать влияние на эффективность воспитания и обучения ребенка в семье.
В каких еще сферах действительности, по вашему мнению, важно учитывать существование житейского и научного знания, их взаимовлияние?
Житейские представления и эффективность обучения
В работах данного направления внимание исследователей приковано к таким явлениям, как способ видения мира, когнитивная переработка информации, «эпистемиологическое препятствие, ментальный опыт, ментальная модель».
В психологии достаточно активно обсуждается вопрос о том, что организация и специализация знаний, которые предлагаются ребенку в процессе обучения, вторгаются в выполняемую индивидом когнитивную переработку информации. В данном случае предлагается
принимать во внимание трудности, которые могут возникнуть в процессе обучения, связанные с так называемым «эпистемиологиче-ским препятствием ложные предконцепции ученика, затрудняющие или мешающие освоению научных концепций. Сточки зрения психологии, сточки зрения дидактики важно выявить эти предконцепции.
Задача обучения тому или иному предмету во всяком возрасте состоит в том, чтобы представить структуру данного предмета в терминах способа видения мира учеником, считает Дж. Брунер. Основную же трудность в таком случае исследователи видят в разработке и выборе методов, позволяющих определить базовые знания учеников в области науки. Б. Троссей и П. Розенцвейг в качестве таких методов называют изучение ментальных моделей и ситуации решения задач.

Наивные теории и представления о семье
По словам Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, наивно-психологические теории играют огромную роль в формировании семейных представлений. Опираясь на них, члены семьи интерпретируют поведение друг друга.
Приведите примеры таких представлений. Как вы обычно интерпретируете поведение других людей Детей Какие представления лежат в основе такой интерпретации?
Исследования доказали, что представления такого плана являются достаточно сложными,
системно организованными и относительно устойчивыми образованиями. Их сложность и системная организованность, помысли Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, состоит в том, что составные элементы этих представлений взаимно обусловливают друг друга. Их устойчивость находит отражение в возможности применения одного итого же представления к широкому кругу ситуаций.
Подумайте над своими примерами.
Пример из педагогической практики
«Я низа что не поверю, что ребенка можно воспитать без наказаний. Каким-то образом следует ему показать, чего нельзя делать. Ведь стать плохим — это достаточно сильная тенденция, которая сидит в каждом ребенке. И следует показать ему, что развитие таких черт характера мы недопустим Чтобы вы ответили воспитателю Что вы сами думаете о наказаниях Можно ли воспитать ребенка без наказаний И за что вы стали бы наказывать
шестилетнего ребенка Послушайте, что говорят родители, приводящие детей в группу детского сада. Что они ивы думаете по поводу философских положений человек по своей природе добр человек по своей природе зол Как изменится отношение взрослых людей к детям, если они будут думать, что по своей природе человек, ив частности ребенок, добр К каким средствам воспитания они будут прибегать И нужно ли вообще тогда будет понятие
«воспитание»?
Представители бихевиоризма считают, и это они доказали в своих исследованиях, что наказания недопустимы. Наказание информирует наказуемого о том, чего нельзя делать, ноне сообщает ему, что делать можно. Наказание не дает человеку возможности понять самому, какое поведение в данной ситуации является лучшим. Это основное препятствие эффективному обучению.
Пример из педагогической практики
«Посмотрите, как он держит смычок, — говорит учитель музыки маме пятилетнего малыша. Иона демонстрирует, как ребенок неправильно держит смычок. Действительно, нехорошо думает мама. — Но как мне научить ребенка держать смычок правильно Я ведь не знаю. Настроение у мамы портится, и все чаще она думает о том, чтобы забрать своего малыша из музыкальной школы.
Согласно положению бихевиоризма, наказываемые способы поведения не исчезают. Они почти всегда возвращаются. Просто теперь они могут быть замаскированы другими способами поведения.
Ребенок продолжает заниматься в музыкальной школе, ив какой-то моменту него появляются новые проблемы. Он начинает нарушать ритм музыкального произведения. Что случилось Ни учитель, ни мамане могут понять, в чем дело. Теперь взрослые забыли о неправильной постановке руки. А ребенок, собственно (на бессознательном уровне, этого и хотел. Это показала беседа психолога с ребенком по поводу его музыкальных занятий в процессе психологического консультирования.
Родительские представления и детское развитие
Для изучения семейных представлений Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицким были разработаны и апробированы в клинической практике специальные процедуры, основная идея которых — поставить исследуемого перед необходимостью применить имеющиеся у него знания, семейные представления для решения практически важных для него задач.
Как бы вы стали изучать специфику представлений человека о той или иной стороне действительности Какие методы изучения предложили бы?
По мнению П. Хейманца, такими методами могут быть включенное наблюдение и контент-анализ высказываний родителей о ребенке
В зарубежной психологии в настоящее время оформилось направление народная психология развития, предмет которого не детско-родительские отношения как таковые, не собственно стиль внутрисемейного общения. В поле его внимания находится специфическая роль мнений, верований, взглядов и представлений родителей о развитии ребенка содержание этих взглядов, их динамика, а также процесс трансформации взглядов и представлений родителей в те или иные формы поведения ребенка. В работах данного направления используется категория
«самоактуализирующиеся пророчества. Это некоторые утверждения родителей, которые, пройдя ряд шагов (этапов) в своем становлении, трансформируются в поведение и особенности психики ребенка. Такую схему в своих работах дает М. Снайдер.
Шаг первый — быстрые субъективные интерпретации. Зарождение утверждений, касающихся ребенка, начинается с процесса, когда родитель интерпретирует еще неясные характеристики, особенности, свойства ребенка. Именно так, по-видимому, в какой-то момент родители решают, что их ребенок талантлив или, напротив, отстает в своем развитии.
Приведите примеры. Ваш опыт может представить их. Не так ли?
Шаг второй — это тест на проверку. Родители могут сомневаться в точности, истинности своей интерпретации, а поэтому, для того чтобы избежать ошибки, будут стремиться проверить свои предположения. К сожалению, даже тогда, когда родители искренне пытаются проверить свои ожидания, они скорее всего попытаются найти подтверждение своим взглядам. Считая, например, что ребенок застенчив, они ставят его в достаточно сложные социальные ситуации, в которых ребенок вновь и вновь демонстрирует застенчивость, вместо того чтобы предоставить ребенку лишнюю возможность опровергнуть первоначальную интерпретацию.
Приведите примеры. Так ли это Приходилось ли вам наблюдать нечто похожее Не оказывались ли вы сами в плену таких обстоятельств?
Шаг третий — действие согласно интерпретации. Получая подтверждение своих первоначальных впечатлений, родители чувствуют необходимость вести себя согласно этим впечатлениям.
Подумайте над примерами.
Как развиваются события дальше О чем говорит ваш опыт?
По мнению же М. Снайдера, далее следует шаг четвертый — реакция ребенка действия взрослого требуют от ребенка реагировать соответствующим образом. Демонстрируя ту форму поведения, которую ищет родитель на втором этапе, ребенок обеспечивает некоторое подтверждение гипотезам взрослого, однако в данном случае реакции ребенка являются достаточно определенными. Дети подтверждают гипотезы взрослых, передавая отобранную информацию о себе своим родителям».
Приведите примеры
Шаг пятый — «интериоризация». Это последний этап в процессе самоактуализации родительских предположений и пророчеств. Ребенок переводит вновь образованное поведение во внутреннюю самоконцепцию (представление о себе) и затем переносит их в новые ситуации. Например, замечено, что, оценивая свои возможности, дети в большей степени ориентируются на взгляды родителей, чем на свои собственные достижения.
Подводя итог, М. Снайдер отмечает, что самоактуализация родительских предсказаний будет иметь место в той мере:
а) в какой родители формулируют субъективное впечатление о неясном поведении ребенка;
б) насколько они проверяют свои впечатления;
в) насколько эти впечатления направляют процесс воспитания;
г) насколько поведение детей соответствует ожиданиям взрослых;
д) в какой дети интериоризируют впечатления родителей, которые они подтвердили.
Подумайте о значении открытий М. Снайдера. Не кажется ли вам, что материал, касающийся этапов реализации родительских пророчеств, выходит за рамки чисто семейной тематики Не оказывают ли такое же влияние на детское развитие взгляды и представления воспитателя, других взрослых, принимающих участие в воспитании и обучении ребенка Каков механизм такого влияния Приходилось ивам ощущать на себе влияние таких взглядов Приведите примеры.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом