Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница39 из 39
Каталог
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39
Выводы
Таким образом, элементы образа жизни, которые отстаивает христианство, можно сформулировать так брак, прежде всего — это мученический подвиг. Ибо кроме тягот, которые приносят в браке мужи жена друг другу, они получают еще другие тяготы, когда появляются дети но брак двух любящих сердец благословен Богом и Иисусом Христом, а поэтому таинством брака церковь увенчивает врачующихся обещанием помощи свыше и обещанием торжества добра мужчине и женщине уготованы разные роли в семье (они — две половинки одного целого, каждая из которых обладает рядом достоинств, которые чрезвычайно ценны в жизни семьи, в воспитании детей особенно в соответствии с этими особенностями главой семьи признается муж — отец. Вторая роль — второе место отводится жене

— ценность женщины усматривается в ее сердечности, чуткости, гибкости ума, покорности мужу цель существования мужа и жены, семьи в целом — рождение и воспитание детей. За качество этого воспитания они ответственны перед Богом, и никакие успехи профессиональной деятельности не искупят их грехов в деле воспитания собственного ребенка совершенное дитя может дать совершенный брак главные средства воспитания — молитва и собственный пример родителей, их внутренняя духовная жизнь главное в воспитании детей — их состояние души. Не роскошь и богатство, но их умение жить добродетельно и скромно человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке массу трудностей, преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, работа над собой, хождение пред Богом. Начинать эту работу надо с первых дней совместной жизни».
Наш комментарий
Как показало проведенное исследование, обозначенные группы семей не статичные и изолированные образования. Границы их размыты и весьма подвижны. Более того, достаточно четко выражена тенденция перехода семей из одного объединения в другое, что является своеобразным свидетельством перестройки сознания родителей, изменения их взглядов как по форме, таки по содержанию на условия, гарантирующие благополучное развитие ребенка.
Так, с одной стороны, наблюдается стремление родителей перейти от менее гибких систем воспитания, какими являются методы Б.П. Никитина и И.Б. Чар-ковского сих жесткими временными рамками, к более свободным методами системам, которые представлены Нравственной психологией и педагогикой и православными семьями. Двум последним присущи установки, согласно которым в воспитательном процессе для нормального психического развития ребенка никогда и ничего не поздно все придет в свое время.
С другой стороны, перечисленные группы семей и их философские построения — это своеобразные ступени роста, если можно так выразиться, сознания родителей во взглядах на ребенка и специфику его психического развития. Во всяком случае, именно так оценивают изменение собственных взглядов сами родители, составившие выборку нашего исследования.
На первой ступени — группы семей И.Б. Чарковского и Б.П. Никитина (как правило, это семьи, ожидающие первого ребенка. В качестве приоритетов процесса воспитания в них избраны раннее физическое и психическое развитие ребенка. Порой это делается в ущерб нормам человеческого общежития, когда демонстративно игнорируется мнение окружающих людей. Существую только я и мой ребенок — таков девиз этих направлений. Горькие плоды подобной точки зрения родители пожинают, когда ребенок становится старше он проявляет эгоизм по отношению к матери, отцу, братьями сестрам, подобно тому как это делали в свое время родители в отношении окружающих, возмущенных тем, что бессердечная мать вывела ребенка в одних трусиках и босиком на снег
Это одна из причин, заставляющих родителей обратиться к вопросам формирования нравственных основ личности. Второй причиной, на наш взгляд, нередко выступает увеличение размера семьи. С рождением каждого последующего ребенка все острее встает проблема формирования сугубо нравственных принципов общежития, заслоняя собой проблему развития отдельных способностей ребенка.
Так совершается переход ко второй ступени, представленной направлением Нравственная психология и педагогика. Здесь, напротив, имеет место полное игнорирование физического комфорта, а порой и отрицание необходимости интеллектуального развития ребенка и возведение в абсолют нравственных качеств личности. Как правило, на эту ступень поднимаются родители, имеющие в своем большинстве трех-четырех детей.
Третья ступень в развитии взглядов на процесс воспитания представлена православными семьями, в которых, по мнению родителей, обеспечивается гармоничное развитие физических, интеллектуальных и нравственных основ личности ребенка, хотя приоритет родителями данной группы отдается духовности.
Собранный материал свидетельствует, что подобные переходы становятся возможными ив силу ряда общих черт, присущих практически всем направлениям. Прежде всего это взгляды, согласно которым именно повседневная жизнь семьи имеет далеко идущие последствия для психического развития ребенка, его личностного становления.
Чрезвычайная значимость придается периоду беременности, процессу родов, первым мгновениями годам жизни ребенка. Окружающая среда оказывает влияние на развитие ребенка и находится под контролем '.зрослых. Залог успешного физического, умственного и нравственного развития ребенка — самоотверженность и ответственность родителей.
Оставляя позади одни объединения и переходя в новые, родители уносят с собой то, что кажется им наиболее ценным. Так, покидая ряды семей И.Б. Чар-ковского, матери уносят с собой приобретенные навыки самостоятельных родов в домашних условиях.
Покидая ряды приверженцев педагогики Б.П. Никитина, родители надолго сохраняют стремление к раннему физическому и психическому развитию собственных детей с опорой на элементы повседневной жизни и элементы закаливания с универсальной одеждой — трусиками. В подобных семьях, давно приобщившихся к православию, привычное дело — видеть детей, правда, дошкольного возраста, бегающих по дому и лазающих по веревочной лестнице в трусиках и с крестиком на груди.
Семьи, проповедующие идеи А.Ц. Гармаева, берут на вооружение предлагаемую здесь структуру семьи конфликтные ситуации решаются всегда в пользу мужчины либо более старшего члена семьи. Уважение родителями друг друга — образец подражания для детей как в отношениях между собой, таки в отношении каждого из родителей.
Православие для родителей — это кладезь мудрости, исчерпать который практически невозможно. Видимо, поэтому обратного движения (отказа от православия в пользу какого бы тони было из вышеназванных направлений) в нашем исследовании не отмечено
Приложение Фрагменты художественных произведений,
использованных в тексте
Она (мама. — ОШ) погладила малыша по голове и сказала Что касается мальчика, то с ним легче всего справиться лаской Опыт подсказывает мне, что ласка не всегда помогает, — решительно возразила фрекен Бок. — Дети должны чувствовать твердую руку...
Неприятности начались уже со следующего же дня, как только Малыш пришел из школы. На кухне не было ни мамы, ни какао с плюшками — там теперь царила фрекен Бок, и нельзя сказать, что появление Малыша ее обрадовало Все мучное портит аппетит, — заявила она. — Никаких плюшек тыне получишь.
А ведь сама их испекла целая гора плюшек стыла на блюде перед окном Но. — начал было Малыш Никаких но, — перебила его фрекен Бок. — Прежде всего на кухне мальчику делать нечего. Отправляйся-ка в свою комнату и учи уроки. Повесь куртку и помой руки Ну, поживей!
И Малыш ушел в свою комнату. Он был злой и голодный. Бимбо лежал в корзине и спал. Но едва Малыш переступил порог, как он стрелой вылетел ему навстречу.
«Хоть кто-то рад меня видеть, — подумал малыши обнял песика.
А. Линдрген (Карлсон, который живет на крыше. — МС. Тетя Лиса велела нам держать Черстин подольше на воздухе, потому что малышка послушнее ведет себя, когда гуляет. Нов двенадцать часов нужно подогреть еду и покормить ее. А потом уложить спать часа на два Ой, как интересно — сказала Анна Да, — согласилась я. — Когда я вырасту, обязательно буду няней И я тоже, — сказала Анна. — Ухаживать за детьми вовсе нетрудно. Нужно только не забывать говорить сними ласково. Тогда они будут слушаться. Это было на днях написано в газете Ясное дело, обращаться сними надо бережно и ласково, а как же иначе — согласилась я Агаты думаешь, мало людей, которые рычат на детей — сказала Анна. — А они от этого становятся злыми и упрямыми и вовсе никого не слушаются. Это тоже было написано в газете А кто будет рычать на вот такую золотую малышку — спросила я и пощекотала пятки Черстин.
Черстин сидела на одеяле, расстеленном на траве, и весело смотрела на нас. До чего же она хорошенькая У нее маленький выпуклый лобики голубые-голубые глаза. Во рту у нее четыре верхних зуба и четыре нижних. Когда она смеется, зубы у нее кажутся рисинками. Говорить она еще не умеет. Она может сказать только ай, ай и повторяет это все время. Может, она каждый раз хочет этим сказать совсем разное, кто знает.
У Черстин есть деревянная тележка, в которой ее возят Давай прокатим ее немножко в тележке, — предложила Анна. Так мы и сделали Иди сюда, Черстин, миленькая, — сказала Анна и посадила ее в тележку. — Сейчас мы тебя прокатим.
Она говорила ласково и приветливо, как и надо говорить с маленькими детьми Ну вот, миленькая Черстин, садись хорошенько, — уговаривала ее Анна. Но Черстин это не понравилось. Она хотела стоять в тележке, прыгать и кричать ай, ай. Номы боялись, что она упадет Давай привяжем ее, — придумала я. Мы взяли толстый шнурок и привязали ее к тележке. Но раз теперь она не могла стоять и кричать ай, ай, то начала громко реветь на всю округу. Улле прибежал из хлева испросил Что выделаете Никак выбьете ее Еще чего выдумал, дурак — ответила я. — Мы говорим с ней ласково и приветливо Правильно, — ответил Улле, — таки надо. Позволяйте ей делать все, что хочет, тогда она не будет плакать.
Ясное дело, Улле лучше знал, как обращаться сего сестрой. И мы позволили Черстин стоять в тележке и сколько угодно кричать ай, ай. Я тянула тележку, а Анна бежала рядом и поднимала Черстин каждый раз, когда она падала.
Но тут мы подкатили к глубокой канаве. Черстин увидела это и вылезла из тележки Посмотрим, что она станет делать, — сказала Анна.
И тут мы увидели Чудные все-таки малыши Можно подумать, что они не умеют быстро бегать, ведь ножки у них маленькие. Но это вовсе неправда. Когда захочет, малышка побежит быстрее кролика. Во всяком случае, наша Черстин. Она сказала ай, ай, и не успели мы и глазом моргнуть, как она помчалась прямо к канаве, споткнулась и свалилась вводу вниз головой. Правда, Улле сказал, что ей нужно позволять все, что захочет. Может, она и хотела лежать в канаве, номы все же решили вытащить ее оттуда. Она промокла насквозь, кричала и смотрела на нас со злостью, будто это мы были виноваты, что она влетела в канаву. Номы стали с ней говорить ласково и приветливо, посадили в тележку и повезли домой переодеваться. Она ревела всю дорогу. Увидев мокрую Черстин, Улле сильно разозлился Вы что это делаете — закричал он. — Никак вы хотели утопить ее Тогда Анна сказала, что он должен разговаривать снами ласково и приветливо, потому что мы тоже дети.
Улле помог нам найти одежду Черстин, чтобы переодеть ее. А потом ему снова надо было бежать в хлев Посадите ее на скамеечку и переоденьте, — велел Улле перед тем, как идти в хлев.
Интересно, пробовал ли он сам сажать ее когда-нибудь? Хотела бы я посмотреть, как он это делает. Мыс Анной изо всех сил старались усадить ее, но ничего не получалось. Она выпрямилась, как палка, и орала на чем свет стоит, ноне садилась

— Глупая девчонка, — начала я, но вспомнила, что так нельзя говорить с маленькими детьми.
Хотя Черстин не желала садиться, пришлось все равно надеть на нее сухую одежду. Я держала ее за руки, а Анна пыталась ее одеть. Черстин продолжала орать и выскальзывала, как угорь, извивалась туда-сюда. Мы одевали ее целых полчаса. А потом уселись, усталые, отдохнуть. А Черстин перестала кричать, сказала ай, ай, заползла под стол и напустила там маленькую лужицу. Потом поднялась и сдернула клеенку, отчего кофейные чашки упали и разбились Вредная девчонка, — сказала ласково и приветливо Анна...
А. Линдгрен (Весело живется в Буллербю / / Линдгрен А. Расмус-бродяга.
СПб., 1998. - СВ этот день все газеты в Женеве и ее окрестностях вышли с заголовками Генеральный секретарь сообщает, ООН меняет политику, Нас ждет Год хорошего ребенка»...
Журналисты бросились к заведующей сектором детей ООН и стали задавать вопрос за вопросом Есть ли у вас свои дети Нет. Только племянники. Свои дети отвлекают от главной задачи — любить всех детей Земли Кто вам помогает осуществлять ваши идеи В нашей комиссии лучшие педагоги мира Какова главная задача Года Выявить лучших детей. Сделать их образцами подражания для всех других детей. Может быть, в будущем ввести образцовых детей в правительства стран В каком городе будет проводиться заключительный праздник Года За эту честь будут бороться многие города. Вопрос пока висит. Может быть, у нас в Женеве Кто будет рассказывать о главных событиях Года Будет выходить специальная газета на английском языке Образцовый ребенок. В ней будут публиковаться статьи на темы воспитания и всевозможные новости Года Кто будет финансировать мероприятие Отчасти ООН. Отчасти фирмы, работающие на детей. Отчасти сами дети и детские организации разных стран. Мы собираемся открыть специальный детский международный банк.
В это время на руке у мисс Карабас заскрипел маленький аларм, то есть будильники она строго сказала Все. У меня обед Госпожа Карабас! Всего лишь по одному вопросу от каждого, — взмолились сто журналистов.
Но мисс была неумолима Мы приучаем детей мира к дисциплине и порядку и сами не должны их нарушать. Приходите завтра
Но завтра никто не пришел. Все итак было ясно. И все газеты вышли с заголовками:
«СЕГОДНЯ ГОД ХОРОШЕГО РЕБЕНКА, ЗАВТРА ДЕСЯТИЛЕТИЕ ХОРОШЕГО ВЗРОСЛОГО, СВОИ ДЕТИ МЕШАЮТ ЛЮБИТЬ ЧУЖИХ ДОЛОЙ СВОИХ ДЕТЕЙ, БАНК ДЕТСКИЙ, А ДЕНЬГИ ВЗРОСЛЫЕ».
Э. Грун, Э. Успенский (Год хорошего ребенка Комическая повесть. МС. Котел парового отопления в погребе остыли в гостиной было очень холодно.
Дрожащими лапами Муми-тролль накладывал на живот и грудь один коврик за другим, но никак не мог согреться. Лапы болели, в горле саднило. Жизнь внезапно стала такой горестной, а мордочка казалась чужой и слишком большой. Муми- тролль попытался свернуть свой холодный, как лед, хвост, но тут он снова чихнул. И тогда его мама проснулась. Она не слыхала залпов канонады вовремя ледохода, не слыхала она и снежного бурана, завывавшего в изразцовой печи. Ее дом был полон шумных гостей, а будильники звонили всю зиму, так ни разу и не разбудив ее.
Теперь же она открыла глаза и, окончательно проснувшись, посмотрела в потолок. Потом, усевшись на кровати, она сказала Ну вот, ты и простудился Мама, — стуча зубами, ответил Муми-тролль, — если б я только был уверен в том, что это тот самый бельчонок, а не какой-нибудь другой. Мама тут же направилась в кухню подогреть сок Там грязная посуда, — несчастным голосом закричал Муми-тролль.
— Ничего, — сказала мама. — Все уладится.
Она нашла несколько поленьев за помойным ведром. А из своего потайного шкафа вытащила смородиновый сок, какой- то порошок и фланелевый шейный платок.
Когда вода закипела, она смешала порошок — сильное средство от простуды — с сахаром, имбирем и ломтиками высохшего лимона, который лежал за грелкой для кофейников, почти на самой верхней полке.
Но грелки для кофейника теперь уже не было. Не было даже кофейника. Однако Муми-мама этого не заметила. На всякий случай она пробормотала маленький волшебный стишок. Над лекарством от простуды. Стишку этому она выучилась у своей бабушки, маминой мамы. Потом она пошла в гостиную и сказала Выпей лекарство, пока оно теплое.
Муми-тролль выпил лекарство, и нежное тепло заструилось в его промерзший живот Мама, — сказал он. — Я должен тебе столько всего объяснить Сначала ты должен выспаться, — прервала его мама, обмотав ему вокруг шеи фланелевый платок Только одно, — сонно сказал он. — Обещай, что тыне затопишь печь, там живет наш предок

— Конечно, не затоплю, — ответила мама.
Внезапно ему стало совсем тепло, ион почувствовал, что спокоен и низа что больше не должен отвечать. Тихонько вздохнув, он зарылся носом в подушку. И тут же уснул, позабыв обо всем на свете.
Т. Янсон (Муми. - СПб., 1993. - С. Приложение III Основные этапы информационного поиска. Сформулируйте тему вашего исследования и запишите ее. На какие вопросы вы хотите получить ответы в своем исследовании Запишите. Посмотрите на написанное. Подчеркните в полученном тексте основные понятия по теме исследования. Используя психологический словарь, словарь синонимов русского языка, словарь иностранных слов, толковый словарь, энциклопедический словарь, русско-английский словарь, соберите весь перечень ключевых понятий по вашей теме исследования. Распишите полученные понятия по отдельным карточкам. Вы получите основные предметные рубрики вашей информационно-поисковой системы по теме исследования.
Нарисуйте графическую схему, изображающую логические связи между основными понятиями вашей работы. Выявленные вами отношения между основными понятиями работы (род вид, часть—целое, причина—следствие и т.д.), зафиксированные в виде граф-схемы, есть основа написания первого варианта сложного плана (2—3 уровней детальности) вашего будущего обзорного текста, описывающего современное состояние проблемы исследования, для которого вы начинаете собирать научную информацию, при этом родовые (более общие) понятия войдут составной частью в основные пункты плана, а видовые (более частные) — в подпункты. Составьте этот план. Работа со справочной литературой, в которой содержится информация о защищенных диссертациях, об опубликованных статьях за тот или иной период такая информация содержится в периодически издающихся сборниках по диссертациями в последних номерах журналов за каждый год, в предметных каталогах научных библиотек. Подбираем материалы, опубликованные за последние пять лет. Исключение составляют работы, ставшие классическими, а также исследования, в которых изучается проблема в историческом аспекте. Отбираем прежде всего прототипные работы (работы, в названии которых присутствуют ключевые понятия вашего исследования) в отличие от работ, составляющих второй и третий круг информационного поиска. Работа с понятиями. Составление предметного и алфавитного каталогов. Здесь используются карточки. В правом верхнем углу записывается понятие
На основном поле карточки записываем литературный источник с указанием автора, названия статьи или монографии, года издания и страницы, на которой находится определение понятия. С обратной стороны карточки записывается самоопределение. Собранный материал позволяет отразить состояние проблемы и возможные пути ее решения на современном этапе. Возможные параметры библиографического обзора могут выглядеть следующим образом. Такая-то проблема изучалась с позиций таких-то школ. Хронологический принцип по годам. Интенсивность развития проблемы по годам. Географический принцип предполагает ответ на вопрос, где находятся научные центры. Виды документов сколько диссертаций, монографий, статей, учебных пособий, периодических изданий, конференций.
Приложение IV
А
Б
в
г
д
Л
П
п
в
л
Е
Ж
3
и
к
В
л
п
в
л
Л
м
н
О
п
л
п
л
л
п
р
с
т
У
ф
в
п
л
п
в
X
ц
ч
ш
я
л
в
в
п
л
Учебное издание
Шаграева Ольга Аркадьевна
ПСИХОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Теоретический и практический курс
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Зав. редакцией Т.Б. Слизкова
Редактор Н.В. Менщикова
Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников
Художник Ю.В. Токарев
Компьютерная верстка ЛЯ. Попов
Корректор И.А. Мушникова
Лицензия ЛР № 064380 от Гигиеническое заключение
№77.99.2.953.П. 13882.8.00 от 23.08.2000 г.
Сдано в набор 19.04.2000. Подписано в печать Формат 60x90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. Тираж 15 000 экз. Зак. № 1430<к-гэ>.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».
117571, Москва, просп. Вернадского, Московский педагогический государственный университет.
Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19.
E-mail: vlados@dol.ru Государственное унитарное предприятие
Смоленский полиграфический комбинат
Министерства Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

перейти в каталог файлов


связь с админом