Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница5 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Наша справка
Ананьев Борис Герасимович (1907—1972) — теоретики экспериментатор, ярко проявивший себя при исследовании широчайшего спектра проблем в психологии. Он основал новую научную школу и состоялся как талантливый педагоги организатор, создав последовательно кафедру, отделение, факультет психологии в Ленинградском университете, а затем организовав при нем Институт комплексных интеллектуальных исследований.
Антонова Татьяна Викторовна — кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социального развития ребенка Центра Дошкольное детство им. А.В. Запорожца Московского департамента образования.
Бондаренко Стелла Борисовна автор книги Мозг. Обучение. Здоровье (в соавт.).
Донцов Александр Иванович — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. МВ.
Ломоносова.
Жуков Юрий Михайлович — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГУ им. МВ.
Ломоносова.
Кериг Патриция — психолог, Калифорнийский университет, Беркли, США.
Лисина Мая Ивановна (1929—1983) — доктор психологических наук, специалист в области психологии детей раннего и дошкольного возраста. Разрабатывала концепцию развития коммуникативной деятельности в детском возрасте. Под ее руководством был выполнен цикл сравнительных исследований развития ребенка в семье и вне семьи.
Обухова Людмила Филипповна — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. МВ.
Ломоносова.
Петровская Лариса Андреевна — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. МВ.
Ломоносова.
Ротенберг Вадим Семенович — автор книги Мозг. Обучение. Здоровье (в соавт.).
У минский Константин Дмитриевич (1824—1870) — русский педагог, родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь
принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения.
Филиппова Галина Григорьевна — кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания.
Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — отечественный психолог. Развивая положения культурно-исторической теории в решении широкого круга проблем детской психологии, выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии ведущей деятельности. Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слова провел психологический анализ игры, выявив ее роль в процессе развития ребенка.
Словарь понятий
Гетерохронность — понятие, указывающее на свойства каждого из психических процессов развиваться в своем темпе ив свое время.
Детерминизм — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Детерминизм включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его.
Неврозы — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе. В их основе лежит непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимость потери и т.д.
Предмет — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.
Практика — деятельность людей, входе которой они, воздействуя на материальный мири общество, преобразуют их деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области.
Системности принцип — методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.
Теория — учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-нибудь мастерства сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.
42
Формы проведения практических занятий по теме Предмет и задачи детской психологии»
Цель: студентам предстоит усвоить набор основных понятий детской психологии, получить представление округе задач, решаемых детской психологией на современном этапе.
Вариант 1. Семинар
«Понятийный аппарат детской психологии.
Предмет и задачи науки»
Как подготовиться к практическому занятию
Прочтите лекционный материал, познакомьтесь с содержанием статей и монографий, рекомендованных к прочтению. Обратите внимание на категории, которыми оперируют авторы работ. Выпишите эти понятия и систематизируйте их. Разработайте рисунок-схему (своего рода наглядное пособие, в котором найдут отражение все изученные вами понятия, а также связи между ними. Составьте развернутый план изученного вами материала.
Ход занятия
На обсуждение вынесены следующие вопросы:
а) категориальный аппарат детской психологии;
б) предмет и задачи детской психологии;
в) связь детской психологии с другими науками;
г) академическая и практическая детская психология связи и отношения.
На занятии рассматриваются вопросы в порядке их очередности. Слушатели делятся своими знаниями и мнениями в отношении прочитанного. Задают друг другу дополнительные вопросы. Обсуждают проблемы, которые вызвали затруднения в понимании. Заключительным вопросом к данному занятию может быть вопрос о том, где эти знания можно использовать.
Вариант 2. Научная конференция Предмет и задачи детской психологии на современном
этапе»
Как подготовиться к практическому занятию
В процессе подготовки к практическому занятию целесообразно обратиться к статьям, опубликованным в психологических журналах
где речь идет о задачах и предмете детской психологии. Таких статей окажется немного. А потому стоит просмотреть статьи, в которых обсуждаются те или иные аспекты детского развития на томили ином возрастном этапе. Развитие каких именно сторон психики и личности ребенка- дошкольника интересует исследователей Какие задачи они ставят перед собой Какие проблемы перед психологической наукой ставит практика?
Пусть этот круг вопросов найдет отражение в вашем докладе на конференции. Вы можете предложить сообщение несколько иного содержания, руководствуясь своими профессиональными и личными интересами.
Ход занятия
Составляется список выступающих, заслушиваются и обсуждаются выступления.
Вариант 3. Психологическая консультация
Как подготовиться к практическому занятию
Следует прочесть теоретический материал, рекомендуемую литературу. Прочтите литературу ровно в той степени, в какой это вам доступно. Обратите специальное внимание на понятия детской психологии. Научитесь произносить их вслух. На языке этих понятий вам предстоит говорить входе психологического консультирования. Постарайтесь запомнить те немногочисленные закономерности детского развития, которые уже сейчас вам удалось выделить в прочитанных текстах.
Ход занятия
Группа разбивается на подгруппы потри человека консультант, клиент, наблюдатель. Клиент с позиции воспитателя или родителя рассказывает о проблеме, которая привела его в консультацию. Консультант проблему выслушивает, делает необходимые записи и пробует ее квалифицировать в понятиях детской психологии. Задайте дополнительные вопросы клиенту, уточните для себя детали ситуации, которую описывает вам «клиент».
После того как консультант задаст последний вопрос, подгруппе предстоит описать в понятиях детской психологии проблему поведения ребенка, с которой обратился родитель или воспитатель. Чего касается обсуждаемая проблема — вопросов развития, вопросов поиска причин, вопросов взаимоотношения в детском коллективе или между ребенком и взрослыми К каким смежным дисциплинам (к специалистам какого профиля) вы бы обратились за помощью в решении этой проблемы — философии, педагогике, медицине К кому еще А может быть, у вас уже есть возможность объяснить причины создавшегося положения Тогда опишите их.
Вопросы для самопроверки. Что такое детская психология. Назовите основные понятия детской психологии. Дайте определение категории развитие. Что такое возраст. Как вы понимаете «гетерохронность»?
6. Как вы понимаете системность. Что такое детерминизм. В чем отличие возраста хронологического от возраста умственного. Как рассчитывается коэффициент интеллектуального развития ребенка. Назовите круг задач детской психологии. В чем состоит основная тенденция расширения предмета детской психологии на современном этапе. Как связана детская психология с философией. В чем суть взаимоотношений детской психологии и медицины. Как бы вы описали место детской психологии в ряду психологических наук. Педагогика и детская психология обозначьте основные линии сотрудничества. Каково место детской психологии в структуре возрастной психологии. В чем состоит разница подходов возрастной и генетической психологии к вопросам детского развития. Что такое метрическое свойство возраста. Что такое топологическое свойство возраста. В чем состоит специфика академических знаний и подходов фундаментальной психологии к исследованию психического развития человека в отличие от психологии практической. Назовите имена психологов, имеющих непосредственное отношение к исследованию особенностей детского развития.
Литература
Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды Вт М, 1970. — Т. 1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М Воронеж, 1996.
45
Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир — МС. 10—26.
Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологиче-ское консультирование. Проблемы психического развития детей. — М, 1990.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — МС. 184—295.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997. — С. 3—39.
Донцов АИ, Жуков Ю М, Петровская Л А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности / / Введение в практическую социальную психологию. — МС. 7—21.
Кериг П.К. Семейный контекст удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. — 1990. — №1. — С. 158—164.
Коломинский ЯЛ. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.
Коломинский ЯЛ, Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М, 1986.
Леонтьев АН. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — МС 186.
Лисина МИ. Общение, личность и психика ребенка.—М.; Воронеж, 1997.
Розин В.М. Психология теория и практика. — М, 1997.
Ротенберг B.C., Бондаренко СМ. Мозг. Обучение. Здоровье. — М, 1989.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л, 1990.
Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. — М, 1996.
Ушинский К.Д. Избр. соч Вт М, 1974. — Т. 1.
Филиппова Г.Г. Психология материнства. Концептуальная модель. М, 1999.
Фридман ИК. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 93—100.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л, 1990. — С. 127—142.
Ярошевский МГ. История психологии. — МС. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Понятие методологии научного знания. Общая и частная методология. Методология как совокупность конкретных методических приемов. Понятие о методе науки. Методологические проблемы детской психологии. Вопрос о движущих силах психического развития. Теории преформизма. Теории чистой доски. Теория конвергенции двух факторов. Принцип единства деятельности и сознания. Проблема соотношения процессов обучения и воспитания. Проблема возрастной периодизации
Основные понятия методология, метод, социальное, приобретенное, биологическое, наследственное, возраст, социальная ситуация развития, новообразования, центральные линии развития, побочные линии развития, ведущий вид деятельности, кризисы.
Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В современном научном знании термином методология обозначают три различных уровня научного подхода.
Первый уровень — это некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Второй уровень методологии научного познания представлен частной (или специальной) методологией, понимаемой как совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Третий уровень — методология как совокупность конкретных методических приемов исследования.
Общая и частная методология
Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно — применяются в исследованиях. В качестве общей методологии обычно принимают ту или иную философскую систему.
С какими философскими системами вы знакомы Какой философской системы придерживаетесь в своей жизни В своей профессиональной деятельности Вам близки позиции идеализма или материализма Как вы отвечаете на основной вопрос философии Чем можете обосновать свою позицию Какими примерами Способны ли философские взгляды педагога повлиять на выбор подходов к воспитанию и обучению ребенка Как именно Приведите примеры. В анализе такого рода постарайтесь не скатываться на уровень политических оценок. Останьтесь в рамках безоценочного анализа.
Г.М. Андреева считает, что частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования.
К уровню частной или специальной методологии научного познания в рамках детской психологии относят три ряда проблем вопрос о движущих силах психического развития проблему соотношения обучения и развития проблему возрастной периодизации. От способа решения данного круга проблем непосредственно зависят позиция исследователя при изучении особенностей детского развития и позиция взрослого человека (воспитателя, педагога, родителя, участвующего в процессе воспитания и обучения маленького человека.
Что вам уже сейчас известно о возможных путях решения данного круга вопросов, данного круга проблем Чтобы вы могли назвать в качестве движущих сил развития психики ребенка Как бы вы раскрыли само понятие движущие силы Что такое обучение Чем оно отличается от воспитания Какое отношение эти понятия могут иметь к развитию ребенка Имеют ли Какие возрастные периоды проходит в своем развитии человек Что говорит вам простое наблюдение за развитием детей и взрослых, которые живут рядом с вами Запишите ответы на поставленные вопросы у себя в тетрадь. У вас будет возможность сверить свои ответы стем мнением, которое существует в научном знании.
Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования»
В русском языке, как подчеркивает ГМ. Андреева, для обозначения данного уровня методологии чаще используют понятие методики. Сведение всех методологических проблем только к третьему значению считается недопустимым. Главную идею этого шага ГМ. Андреева видит в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись в исследовании, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Любой методический прием — анкета, тест, социометрия — всегда применяется в определенном методологическом ключе. В свою очередь и философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно они должны преломляться через принципы специальной методологии.

Конкретные методические приемы могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентации. Однако общий набор методик, генеральная стратегия их применения, безусловно, несут методологическую нагрузку.
Наука, пишет С.Л. Рубинштейн, — это прежде всего исследование. И потому характеристика науки не исчерпывается лишь определением ее предмета. Характеристика науки включает в себя и определение ее метода. Методы — это пути познания, способы, посредством которых познается предмет науки.
По мнению С.Л. Рубинштейна, психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве. Основные методы науки опираются на основные закономерности предмета науки. Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию, считает С.Л.
Рубинштейн.
48
Вопрос о движущих силах психического развития человека как центральная проблема детской психологии
Центральной проблемой детской психологии, которая несет на себе методологическую нагрузку, называют вопрос о движущих силах психического развития ребенка.
Относительно движущих сил психического развития существует несколько теорий, отмечал ДБ.
Эльконин. Это теории преформизма, теории чистой доски, теории конвергенции двух факторов.
Теории преформизма
В русле данного круга теорий рассуждают следующим образом развитие изначально предопределено наследственными задатками, заключенными в зачатке, в семени. Развитие рассматривается как постепенное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень которого они достигают входе развития, — все это наследственно предопределено. Теория преформизма, по словам ДБ. Элько- нина, сводит все психическое развитие к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств.
Подумайте, может ли психическое развитие определяться лишь наследственными факторами.
Пример из педагогической практики
Место действия — детский сад.
«И что это за ребенок такой, — думает воспитатель, глядя на Игоря, мальчика шести лет. — Ничего не хочет делать. Мешает остальным. Что я только ни предпринимала. Никаких изменений. Да, чего и ждать У него и родители такие. Это у них наследственное бездушное отношение к другим людям и отсутствие ума».
В данном случае явно прослеживается склонность воспитателя в интерпретации поведения ребенка прибегать к положениям теории преформизма.
Как показывает история развития детской психологии, преодоление биологического подхода к развитию ребенка происходит очень медленно и не преодолено до сих пор, считает К. Флэйк-Хобсон. Концепции С. Холла, А. Гезелла, Л.
Термена относятся к данной группе теорий.
В качестве дополнительной литературы можно познакомиться с интереснейшей работой П.Я. Гальперина, написанной в
1976 году и опубликованной в том же году в журнале Вопросы психологии, № 1. Статья называется К вопросу об инстинктах у человека. П.Я. Гальперин анализирует две области взаимодействия человека с внешней средой — физиологические отношения и отношения с другими людьми. Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных от животных инстинктивных форм деятельности и поведения. Анатомо-физиологические свойства человеческого организма не предопределяют ни вида, ни характера, ни предельных возможностей человека ив этом смысле составляют уже не биологические, а только органические свойства. А потому, сточки зрения П.Я.
Гальперина, ошибочна сама формулировка Биологическое и социальное в развитии человека. У человека нет инстинктов, а потому и нет биологического.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом