Главная страница
qrcode

Учебное пособие для вузов


НазваниеУчебное пособие для вузов
АнкорDetskaya psikhologia Shagraeva.pdf
Дата03.02.2017
Размер2.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаDetskaya_psikhologia_Shagraeva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#8184
страница7 из 39
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   39
Ведущий тип деятельности как критерий выделения возрастных этапов в концепции
Д.Б.Эльконина
Принимая во внимание идею о том, что место ребенка в системе общественных отношений есть одна из существеннейших характеристик развития ребенка на томили ином возрастном этапе, ДБ.
Эль-конин обращает внимание на то, что существуют две системы отношений человека отношение к вещами отношение к человеку.
Как известно, Ж. Пиаже рассматривал процесс интеллектуального развития ребенка в системе отношений ребенок—предмет. 3. Фрейд обратил внимание на отношения в системе человек—
человек. Но предмет, подчеркивает ДБ. Эльконин, социален по своей функции и происхождению. Носителем же определенных способов употребления вещей и определенных смыслов человеческой деятельности является человек. А это значит, что между этими двумя системами отношений есть некоторый общий знаменатель. Вещь — это нечто объективное, на чем лежит печать способов ее употребления, а человек — носитель этих способов употребления. Способы употребления предметов человеком являются, по ДБ. Эльконину, этим общим знаменателем».
Непосредственно эмоциональное общение, предметно-манипуля-тивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность — так выглядит последовательность ведущих типов деятельности в детском возрасте.
Содержательно-предметный их анализ позволил ДБ. Эльконину разделить вышеперечисленные типы деятельности на две группы.
Первую группу составили типы деятельности, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Сюда входят непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра и интимно-личное общение подростков. При осуществлении этой группы типов деятельности у детей развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера.
Разве можно говорить о смысле жизни ребенка первого года жизни или дошкольника Ведь они ничего еще не понимают, скажете вы. Но так ли это Обратитесь к концепции Э. Эриксона. С позиции Э. Эриксона в течение первого
года жизни формируется (или не формируется) базовое доверие к миру, с которым ребенок будет шагать и строить свою судьбу, свое отношение с миром. Доверие к миру и смысл жизни — не являются ли они феноменами одного порядка Есть ли между ними какая-либо связь?
Вторую группу образуют типы деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность старших подростков. На основе усвоения общественно выработанных способов действий с этими предметами происходят все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил, его становление как компонента производительных сил общества.
Как должны строить свои взаимоотношения с детьми взрослые люди, зная, что в данный возрастной периоду ребенка должны быть сформированы смыслы человеческой деятельности Способы человеческой деятельности?
В развитии ребенка можно заметить некоторую периодичность. Говоря о существовании закона самого развития, ДБ. Эльконин выделяет три эпохи человеческого развития младенчество включая в него младенческий и ранний возраст детство (дошкольный и младший школьный возраст подростковый возраст (подростковый возрасти юность).
Каждая из этих эпох делится на два периода в зависимости оттого, что ребенок там усваивает. Так, в детском развитии ДБ. Эльконин выделил периоды, в которые происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе — развитие мотивационно- потребностной сферы периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе — формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.
Что осталось за рамками повествования
В изложении материала мы остановились лишь на подходах, ставших уже классическими в отечественной психологии. Во многом они принимаются всеми без исключения психологами
За рамками нашего повествования остались достаточно интересные взгляды В.И. Слободчикова и ГА. Цукерман на проблемы развития субъективной реальности в онтогенезе».
Прочтите работы В.И. Слободчикова, совместную работу В.И. Слободчикова, ГА. Цукерман самостоятельно.
Интересен подход к возрастной периодизации и вальдорфской педагогики. В качестве дополнительной литературы прочтите работу Ф. Карлгрена.
О подходе А. Валлона к возрастной периодизации вы сможете прочесть в книге Возрастная и педагогическая психология, в книге Л.Ф. Обуховой ив работе А. Валлона Психическое развитие ребенка».
О ступенях развития ребенка вы прочитаете в работах Л.Ф. Обуховой, К. Бюлера.
Информацию о периодизации развития личности от молодости до старости вы найдете в работах МВ. Гамезо Возрастная психология (в соавт.), МВ. Гамезо, Л.М. Орлова Возрастная и педагогическая психология».
Наша справка
Андреева Галина Михайловна доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. МВ.
Ломоносова.
Блонский Павел Петрович (1884—1941) — отечественный психологи педагог рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Ему принадлежит ряд исследований по педологии. Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, он анализировал познавательные и волевые процессы с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти — моторная, аффективная, образная и вербальная — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.
Бюлер Карл (1879—1963) — немецко-австрийский психолог. Разрабатывал методики экспериментального изучения мышления. Ряд его исследований посвящен проблемам теории и психологии языка и речи.
Валлон Анрй (1879—1962) — французский психолог, педагог, общественный деятель.
Выготский Лев Семенович (1896—1934) — отечественный психолог. Разработал учение о развитии высших психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.
Гальперин Петр Яковлевич (1902—1988) — отечественный психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности.
Гамезо Михаил Викторович —■ доктор психологических наук, профессор.
Гезелл Арнольд (1880—1961) — разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного исследования изобрел знаменитое зеркало Гезелла».
Годфруа Жо — профессор, франко-канадский психолог с большим лекторским опытом. Приверженец динамичного, коммуникационного стиля в преподавании психологии

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — опираясь на идею культурно-исторической теории, выдвинули детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности.
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — отечественный психологи философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике человек и его психика формируются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.).
Слободчиков Виктор Иванович — чл.-кор. РАО, доктор психологических наук, директор Института педагогических инноваций РАО.
Термен Льюис (1877—1955) — американский психолог. Один из основоположников учения о психологических тестах. Ввел понятие коэффициента интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении всей жизни.
Флэйк-Хобсон Кэрол — автор книги Мир входящему».
Холл Гренвилл Стенли (1846—1924) — американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики.
Цукерман Галина Анатольевна — доктор психологический наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.
Эриксон Эрик (1902—1994) — американский психолог, представитель эго-психологии.
Словарь понятий
Ведущая деятельность — деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Деятельностный подход к изучению психики) — теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов.
Зона ближайшего развития — расхождение между умственным возрастом, или уровнем актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задачи между уровнем, которого достигает ребенок при решении задач не самостоятельно, а в сотрудничестве — определяет зону ближайшего развития.
Интроспекция самонаблюдение) — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).
Интроспективная психология от лат. introspekto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.
Методология от метод и греч. logos — слово, понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Морфология — в названиях некоторых естественных наук строение, форма.
Педология от греч. pais — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX веков, обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо- физиологических,биологических и социологических подходов к развитию ребенка.
Поведенческая психология бихевиоризм) — направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Постнатальный период — послеродовый период.
Психология как наука о душе — первая форма знаний, в системе которых начали развиваться первые психологические представления.
Психология сознания — система психологических знаний, предметом которой явилось сознание как критерий психики.
Смысл — содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.
Способ — действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Стратегия — искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Уровень актуального развития — уровень трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно.
Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его частях.
Филогенез — процесс возникновения, исторического развития (эволюции) психики и поведения животных возникновения и эволюции форм сознания входе истории человечества.
Эмпирическая психология от греч. empeiria — опыт) — особая дисциплина, которая изучает конкретные явления психической жизни в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души.
Формы проведения практических занятий по теме Методологические проблемы детской психологии»
Цель: усвоение учащимися понятий, раскрывающих суть методологических проблем детской психологии.
Вариант 1. Семинар
Как подготовиться к практическому занятию
Прочтите рекомендуемую литературу. Выделите систему понятий, раскрывающих данный блок вопросов детской психологии. Обратите внимание на методологическое значение обсуждаемых проблем вопроса о движущих силах психического развития проблемы соотношения обучения и развития проблемы возрастной периодизации. К каждому из теоретических положений подберите примеры из опыта вашей работы или ситуаций повседневного общения
Ход занятия
В ходе проведения семинара предстоит обсудить следующие вопросы:
а) понятие методологии;
б) вопрос о движущих силах психического развития ребенка;
в) проблема соотношения обучения и развития;
г) проблема возрастной периодизации в детской психологии.
В своем выступлении постарайтесь представить не только основные подходы к решению каждой из проблем детской психологии, но и сформулировать свою позицию. Попытайтесь обосновать свое отношение.
Почему педагогу так необходимо знать существующие точки зрения на вопрос о движущих силах психического развития, существующие позиции по вопросу о соотношении процессов обучения и развития, имеющиеся взгляды на проблему возрастной периодизации Как знание этих закономерностей может повлиять на вашу позицию педагога Какие изменения произошли в вашем представлении о ребенке и основных закономерностях его развития?
Вариант 2. Научная конференция на тему Методология и практика психологической науки»
Как подготовиться к практическому занятию
Обратитесь к литературе статьям в психологических журналах (см. приложение III). Отберите те из них, в которых обсуждаются вышеперечисленные проблемы детской психологии или поднимаются новые вопросы, имеющие отношение к методологии науки. Прочтите и систематизируйте собранный материал. Попытайтесь составить представление о том, в какой степени современные исследования по изучению особенностей детского развития обращаются к разработке методологических основ научного знания. Насколько актуальны эти вопросы в настоящее время Каковы тенденции современных научных исследований в этой области?
Обратитесь к работам В.И. Слободчикова и В.И. Слободчикова, ГА. Цукерман. Что вам покажется принципиально новым в обозначенных подходах к возрастной периодизации Что вы посчитаете необходимым использовать в своей практике?
Ход занятия
В ходе занятия заслушиваются выступления. Слушатели задают друг другу вопросы. Уточняют позиции коллег. Выясняют прикладное значение обсуждаемых теоретических положений
Вариант 3. Психологическая консультация
Как подготовиться к практическому занятию
Внимательно изучите лекционный материал, прочтите рекомендуемую литературу. Выпишите основные понятия. Заучите основные правила и формулировки. Подумайте над тем, где вы могли бы использовать полученные знания. Обратитесь к повседневной реальности, к своей профессиональной деятельности, к ситуациям общения взрослого с ребенком. Подумайте над тем, какие вопросы вы хотели бы обсудить на практическом занятии. Какие вопросы не дают вам покоя?
Ход занятия
В течение 5—10 минут предложите преподавателю и группе студентов вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы входе данного практического занятия. Далее группа разбивается на подгруппы в зависимости от избранного каждым студентом вопроса. Так, водной подгруппе окажутся слушатели, готовые обсуждать какой-то один (или два) из ряда предложенных вопросов. Затем начинается обсуждение. Единственное требование, которого необходимо придерживаться в процессе обсуждения вопроса, — опираться на материалы данного раздела (темы) детской психологии. Отвечать на поставленные вопросы необходимо в рамках методологического круга проблем детской психологии. Следует иметь ввиду, что ответы на поставленные вопросы пока могут принимать лишь форму объяснения тех или иных явлений и фактов.
Вариант 4. Групповая дискуссия
Как подготовиться к практическому занятию
Предстоит серьезная работа по выделению основных подходов в решении тех или иных методологических проблем. Необходимо обратиться к материалам лекции, к рекомендуемой литературе, первоисточникам. Систематизируйте собранный материал. Внимательно изучите аргументацию каждого из авторов. Попытайтесь встать на позицию каждого из них. Понять позитивный смысл открытых ими закономерностей.
Ход занятия
Группа студентов разбивается на подгруппы, каждая из которых представляет позицию одной из психологических школ, ту или иную. О. А. Шаграева
65
концепцию. Работая в подгруппе в течение 15—20 минут, сформулируйте основные положения, которые выбудете защищать (отстаивать) входе дискуссии. Прослушайте внимательно выступления и доводы ваших коллег в пользу той или иной концепции. Ответьте на вопрос каково значение такого разнообразия психологических концепций во взглядах на одну и туже проблему Какое значение это многообразие имеет для практики воспитания и обучения ребенка?
Вопросы для самопроверки по теме Методологические проблемы детской психологии. Назовите возможные уровни методологии научного познания. Что такое общая и частная методология. Перечислите методологические проблемы детской психологии. В чем суть вопроса о движущих силах психического развития ребенка. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития вам известны. В чем суть теорий преформизма?
7. В чем суть теорий чистой доски. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции двух факторов. Сформулируйте позицию ДБ. Эльконина в решении вопроса о движущих силах психического развития ребенка. Назовите основные подходы в решении проблемы о соотношении обучения и развития. Сформулируйте позицию Ж. Пиаже поданному вопросу. В чем суть позиции бихевиоризма в решении проблемы о соотношении обучения и развития. Сформулируйте позицию Л.С. Выготского по вопросу о соотношении обучения и развития. Объясните (как сточки зрения теории, таки сточки зрения практики воспитания ребенка) методологическое значение проблемы возрастной периодизации. Перечислите основные подходы к решению проблемы возрастной периодизации. Сформулируйте позицию Л.С. Выготского по вопросу о возрастной периодизации. Дайте определение категории новообразования возраста. Что такое структура возраста. Дайте определение понятию социальная ситуация развития. В чем суть кризиса в детском развитии с позиции Л.С. Выготского?
21. Сформулируйте позиции АН. Леонтьева и ДБ. Эльконина в решении проблем периодизации детского развития. Что такое ведущий вид деятельности. Что отличает позицию В.И. Слободчикова—Г.А. Цукерман во взглядах на возрастную периодизацию от всех предшествующих концепций

24. Объясните методологическое значение всех перечисленных проблем для теории и практики воспитания ребенка первых лет жизни.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   39

перейти в каталог файлов


связь с админом