Главная страница
qrcode

Психология здоровья. Учебное пособие Киев 2017


НазваниеУчебное пособие Киев 2017
Дата02.12.2019
Размер0.85 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПсихология здоровья.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#65522
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7
Алиева Марзият Батырсултановна
Бейбутова Аида Маликовна
Чубанова Гюльнара Рамазановна
Цахаева Анжелика Амировна
ПСИХОЛОГИЯ
ЗДОРОВЬЯ
Учебное пособие
Киев 2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Дагестанский Государственный Педагогический Университет»
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра общей и педагогической психологии
Алиева Марзият Батырсултановна
Бейбутова Аида Маликовна
Чубанова Гюльнара Рамазановна
Цахаева Анжелика Амировна
Психология здоровья
Учебное пособие
Киев 2017

2
УДК-316-6
ББК-88
П 86
Авторы:
Алиева Марзият Батырсултановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ДГПУ
Бейбутова Аида Маликовна – кандидат медицинских наук, доцент ДГМУ
Чубанова Гюльнара Рамазановна – кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии ДГПУ
Цахаева Анжелика Амировна – доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии ДГПУ
Рецензенты:
Гаджиева Р.У. кандидат биологических наук
Даудова Д.М. кандидат психологических наук, доцент
П 86 Психология здоровья /Алиева М,Б., Бейбутова А.М., Чубанова Г.Р., Цахаева А.А. [текст]. — Киев. : Общество с ограниченной ответственностью "Финансовая Рада Украины" (Киев), 2017. — С. 100.
Учебное пособие представляет собой примерное содержание лекций по учебной программе «Психология здоровья» и позволяет конкретизировать и систематизировать знания, полученные в процессе изучения данного курса.
В учебном пособие здоровье рассматривается как сложный феномен, отражающий наиболее значимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты человека.
Предлагаемый курс раскрывает критерии, признаки и факторы психического, физического и душевного здоровья, понятия образа жизни, влияние защитных и адаптационных механизмов организма.
Данное учебное пособие предназначено для студентов психологических отделений педагогических вузов.

3
Оглавление
Предисловие……………………………………………………………………...5
Раздел 1. Учебная программа курса «Психология здоровья»….….............7
Раздел 2. Содержание лекций…………………………………………………24
Тема 1. Введение в научную проблематику здоровья …………………….24
Определение психологии здоровья и задачи ее исследования.
Признаки здоровья
Психические факторы здоровья
Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками
Тема 2. Здоровье и образ жизни………………………………………………42
Понятие «образ жизни»
Основы рационального питания
Личная гигиена
Тема 3. Физическое здоровье…………………………………………………50
Понятие и факторы физического здоровья
Адаптационные резервы организма
Тема 4. Методологические аспекты изучения стресса……………………57
Понятие, проблема, причины стресса
Профилактика и методы борьбы со стрессом
Защитные механизмы организма
Тема 5. Душевное здоровье и культура…………………………………….86
Понятие о душевном здоровье, духовно-нравственные качества человека
Душевное здоровье и культура в трудах психологов

4
Тема 6. Психологическая устойчивость личности…………......................92
Понятие «психологическая устойчивость»
Общее представление о психологической устойчивости
Составляющие психологической устойчивости
Библиографический список…………………………………………………..98

5
Предисловие
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это важное слагаемое человеческого фактора.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Серьезные нарушения здоровья влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся в практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а в целом вынужденную коррекцию планов на будущее.
Проблема здоровья носит комплексный характер. На ее изучение сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из ведущих мест по праву принадлежит психологии здоровья. Психология здоровья- это перспективная область знания, которая предполагает специальную подготовку психологов.
Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России.
Содержание лекционного материала направлена не столько на самом факте какого-либо заболевания, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования, а также формирования у студентов адекватного представления о необходимости профилактики физического, психического, душевного и социального здоровья.
Это учебное пособие по одной из новых психологических дисциплин — психологии здоровья — может быть использовано как для практических, семинарских, так и для лекционных занятий.

6
Тематика представленного материала отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья: как влияют на здоровье человека социальные и психологические факторы. Учебное пособие рекомендуется преподавателям, студентам, обучающимся по направлению и специальностям психологии, психологам-практикам и всем, кто интересуется проблемами психологии здоровья.
Данное учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта и подготовлено на основе курса лекций читаемым автором. В своей работе автор опирался на опыт и материалы отечественных исследователей, к ним в первую очередь можно отнести: доктора психологических наук, профессора Г. С. Никифорова, под руководством которого была создана первая в
России кафедра психологии здоровья при Институте психологии и социальной работы в Санкт-Петербурге, а так же на труды Ананьева Б.Г, Нестеровой Е.Н,
З.Фрейда, Брехмана И.И, Билича Г.Л, Назаровой Л.В. и т.д.

7
РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММ ПО КУРСУ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема здоровья носит комплексный характер. На ее изучение сосредоточены усилия многих научных дисциплин. Среди них одно из ведущих мест по праву принадлежит психологии здоровья. Психология здоровья это перспективная область знания, которая предполагает специальную подготовку психологов.
Как самостоятельная научная дисциплина психология здоровья оформляется на границе 70-80-х гг. XX в. за рубежом и в начале 1990-х гг. в России.
Содержание программы направлена не столько на самом факте какого-либо заболевания, сколько на изначальном формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования, а также формирования у студентов адекватного представления о необходимости профилактики физического, психического, душевного и социального здоровья.
Содержание курса " Психология здоровья" отражает самые разные проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов, занимающихся вопросами здоровья: какова роль личности в поддержании своего здоровья: как влияют на здоровье человека социальные и психологические факторы.
Учебная дисциплина позволяет конкретизировать и систематизировать знания, полученные в процессе изучения данного курса.
Дисциплина рассматривает здоровье как сложный феномен, отражающий наиболее значимые биологические, психологические, социальные и духовные аспекты человека.
Предлагаемый курс раскрывает критерии, признаки и факторы психического, физического и душевного здоровья, понятия образа жизни, влияние защитных и адаптационных механизмов организма.
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
сформировать положительную доминанту установки на здоровый образ жизни понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей;

8
- раскрыть способность человека в формировании здоровой психики и поддержке ее функционирования;
- сформировать у студентов адекватное представление о необходимости профилактики физического, психического, душевного и социального здоровья;
- освоение основных принципов самореализации человека, умения ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства;
- изучение проблемы совершенствования способности человека оптимально адаптироваться к социальным условиям;
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина "Психология здоровья" является составной частью цикла специальных дисциплин, обязательных для подготовки бакалавра. Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: клиническая психология, общая и экспериментальная психология, возрастная психология, социальная психология, психология развития, психофизиология и призвана сформировать психологическую готовность специалиста к конструктивным действиям по поддержанию и диагностике психического, физического и социального здоровья.
4. КОМПЕТЕНЦИИ ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБ-
НОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМ-
ПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: ОПК -12- способностью использовать здоровьесберегающие технологии профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.
В результате освоения дисциплины студент должен:
1) знать: социально-психологические факторы, определяющие состояние здоровья человека; дифференцировать понятия физическое и психическое здоровье, ориентироваться в вопросах психологической устойчивости и психиче-

9
ской саморегуляции, необходимо представление о градациях нормы, напряжения и патологии здоровья, особенности психологических определений и измерения этих состояний;
2) уметь классифицировать уровни саморегуляции, определять индивидуальные особенности, предрасполагающие к снижению психической устойчивости, различать алкогольное и наркотическое опьянение
3) владеть /быть в состоянии продемонстрировать:
- методы и средства психической саморегуляции для сохранения, укрепления и развития здоровья;
- методы предупреждения различных заболеваний, как нервно-психических, так и соматических;
- методы для обеспечения психической адаптации личности в обществе.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
ОДО
Таблица 1
№ п/п
Наименование темы учебной дисциплины
Семестр
Виды учебной деятельности, включая их трудоемкость (в часах)
Форма промежуточной аттестации лекции практич. л/р с/р
1
Введение в научную проблематику здоровья
2 2
Здоровье и образ жизни.
2 3
Физическая культура и здоровье
2 4
Методологические аспекты изучения стресса
2

10 5
Душевное здоровье и культура
2 6
Психологическая устойчивость личности, саморегуляция и здоровье
2 7
Психическая саморегуляция и здоровье
4 8
Индивидуальнотипологические аспекты психического здоровья
4 9
Профилактика вредных привычек
4 10
Психология старения и долголетия
4 12
Профессиональное здоровье
2 13.
Физическое здоровье
4 14
Гармония личности и здоровье
4 15
Психотип и здоровье
4 16
Социальное здоровье
4 17
Образ жизни и здоровье
4 18
Основы сексуального здоровья
4

11 19
Психологические факторы рискованного поведения
4 20
Аддиктивное поведение
4 21
Обучение и психическое здоровье
4 22
Экстремальные ситуации и здоровье
4 23
Геронтологические аспекты психического здоровья
2
ИТОГО
12 18 42 76/2 з.е.
6.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема № 1 . Введение в научную проблематику здоровья
1. Определение психологии здоровья и задачи ее исследования
2.Признаки здоровья
3.Психические факторы здоровья
4.Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками
Основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые (предрасполагающие, когнитивные, факторы социальной среды, демографические переменные) передающие (виды поведения, способствующие здоровью) и мотиваторы (стрессоры, существование в болезни).
Определения здоровья как состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия. Признаки здоровья. Определение и некоторые типы личности, предрасположенные к заболеваниям определенного вида.
Определение физическое, психическое и социальное здоровье.

12
Тема: № 2. Здоровье и образ жизни.
1. Понятие «образ жизни».
2. Основы рационального питания.
3. Личная гигиена и здоровье.
Основные факторы, определяющие образ жизни. Уровень жизни, качество и стиль жизни. Конституция человека (рефлексивная, генотипическая, фенотипическая, иммунная, нейронная, психологическая, гормонально-половая).
Понятие питания. Пищевые вещества, необходимые для жизнедеятельности организма (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и микроэлементы и вода). Определение закаливания, как эффективное средство укрепления здоровья человека. Принципы закаливания: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей. Реакция организма на охлаждение.
Пассивное и активное закаливание. Общее и местное закаливание.
Профилактика заболеваний. Влияние закаливания на организм человека. Воздушные и солнечные ванны. Теплые, прохладные и холодные воздушные ванны.
Основные требования к приему солнечных ванн. Водные процедуры. Общие и местные водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в открытых водоемах, купание в проруби и др.).
Личная гигиена как комплекс мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Основные функции кожи: защитная, бактерицидная, терморегуляторная, выделительная, дыхательная, энергетическая, рецепторная.
Тема № 3. Физическая культура и здоровье.
1. Физическое развитие и здоровье.
2.Факторы физического здоровья.
3.Адаптационные резервы организма.

13
Физические упражнения - любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму. Понятие о самоорганизации, самообновления, саморегулирования и самовосстановления. Преимущество людей занимающихся физкультурой.
Физическое развитие- процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течении его жизни. Физическая подготовленность - внешнее проявление уровня физической активности.
Критерии хорошей физической формы (адаптационные, структурные, функциональные, биохимические и психические резервы). Разные степени физической нагрузки - польза и риск. Эпизодические тренировки. Принципы организации оздоровительных тренировок. Выбор времени проведения тренировок.
Меры безопасности. Контроль реакции.
Методы самоконтроля. Внешние признаки утомления. Характер питания при физических нагрузках. Общая двигательная активность. Заболевания, при которых противопоказаны физические нагрузки. Болезни позвоночника.
Тема № 4. Методологические аспекты изучения стресса
1. Понятие, проблема, причины стресса
2. Профилактика и методы борьбы со стрессом
3.Защитные механизмы организма
Значение психического здоровья. Эмоции - отражение психических функций человека. Влияние отрицательных и положительных эмоций. Определение стресса и стрессового фактора. Гормоны стресса. Восприимчивость к стрессам.
Три стадии стресса (стадия адаптации, мобилизации и истощения). Виды стресса: эустресс и дистресс. Симптомы дистресса. Общие принципы борьбы со стрессом.. Медитация, сон, отрыв от повседневности (способы снятия стресса).
Психическая адаптация, социальная адаптация. Механизмы психической адаптации. Аллопсихические и интрапсихические механизмы адаптации. Механизмы защиты по З.Фрейду. е, психического здоровья.

14
Понятие массажа. Применение массажа, основные приемы. Виды самомассажа.
Три фактора в механизме действия массажа на организм: нервный, гуморальный и механический.
Тема № 5. Душевное здоровье и культура
1. Понятие о душевном здоровье, духовно-нравственные качества человека
2. Душевное здоровье и культура в трудах психологов
Понятие духовности как способности различать и выбирать нравственные ценности подчинять им свои поступки.
Разделение духовных и нравственных качеств человека. Определение нравственного и духовного здоровья. Психические свойства человека как устойчивое образование, обеспечивающий определенный качественно- количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Тема № 6. . Психологическая устойчивость личности
1. Понятие «психологическая устойчивость»
2. Общее представление о психологической устойчивости
3. Составляющие психологической устойчивости
Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены: уравновешенность, стойкость и стабильность, сопротивляемостью. Факторы социальной среды. Внутренние( личностные) ресурсы и внешние ( межличностные). Личность. Сознание личности, отношение личности, в том числе к себе, когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая и коммуникативная сфера. Индивидуальные особенности, предрасполагающие к

15
снижению устойчивости. Коронарный тип, свойства личности присущие коронарному типу.
7. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ (тема, вопросы
для обсуждения, литература)
Тема: Психическая саморегуляция и здоровье.
- роль психической саморегуляции зрелой личности;
- уровни саморегуляции;
- виды нарушений в познании;
- функции саморегуляции;
Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья.
- психологические типы как формы психического здоровья;
- акцентуация личности и психическое здоровье;
- основные формы акцентуации;
- сильные стороны и адаптационное значение психологических типов.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом