Главная страница
qrcode

методы исследования органов пищеварения. Учебное пособие Методы исследования органов пищеварения у детей


НазваниеУчебное пособие Методы исследования органов пищеварения у детей
Анкорметоды исследования органов пищеварения.doc
Дата13.01.2017
Размер204 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetody_issledovania_organov_pischevarenia.doc
ТипУчебное пособие
#4225
страница3 из 3
Каталог
1   2   3

11. Холецистография

Диагностическое значение метода: Холецистография основана на пероральном введении контрастного вещества (билитраст, холевид, селектан, те-ленак).

Метод позволяет оценить размеры и форму желчного пузыря, его концентрационную функцию, наличие конк­рементов. С помощью этой методики можно определять проходимость пузырного протока.

Противопоказания

  • Острые заболевания печени

  • Геморрагические диатезы

  • Повышенная чувствительность к препаратам йода

  • Тиреотоксикоз

Осложнения

  • Аллергические реакции на препараты йода

  • Тошнота, рвота (рис. 3).

  • Жидкий стул после приема препарата

Подготовка пациента:

    • Информировать родителей (или опекунов) ребенка о предстоящем исследовании и получить его согласие.

    • Предупредить о последствиях нарушения правил под­готовки (искажение результатов исследования).

    • Выяснить аллергологический анамнез (переносимость препаратов йода).

    • Взвесить пациента (для расчета дозы контрастного ве­щества).

    • Предупредить пациента о проведении исследования на­тощак.

Методика проведения исследования:

В день накануне исследования пациент соблюдает диету без высокого содержания клетчатки (капуста, хлеб грубого помола, овощи).

В 17—19 часов дня накануне исследования пациент принимает контрастное вещество дробно (по 0,5 грамма) в течение часа каждые 5 минут, запивая сладким чаем.

Проводить пациента в рентгенологический кабинет с историей болезни к назначенному часу.

В рентгенкабинете пациент выпивает раствор сор­бита (20 граммов на стакан кипяченой воды) для желче­гонного эффекта.

Пациенту выполняются обзорные снимки, а затем выполняется серия снимков через определенные промежутки времени.

При проведении рентгенисследования медсестра покидает рентгенкабинет.

После исследования проводить пациента в палату
12. Холеграфия

Диагностическое значение метода

Холеграфия основана на парентеральном введении кон­трастного вещества (билигност, билиграфин, эндографин).

Метод позволяет оценить размеры и форму желчного пузыря, его концентрационную функцию, наличие конк­рементов.

С помощью этой методики можно определять проходи­мость пузырного протока, а также внутри- и внепеченочных протоков.

Противопоказания

  • Острые заболевания печени

  • Геморрагические диатезы

  • Повышенная чувствительность к препаратам йода

  • Тиреотоксикоз

Осложнения

  • Аллергические реакции на препараты йода

Подготовка пациента:

    • Информировать родителей (или опекунов) ребенка о предстоящем исследовании и получить его согласие.

    • Предупредить о последствиях нарушения правил под­готовки (искажение результатов исследования).

    • Выяснить аллергологический анамнез (переносимость препаратов йода).

    • Предупредить пациента о проведении исследования на­тощак.

    • Провести пробу на чувствительность к контрастному веществу за 1—2 часа до исследования — ввести внут­ривенно 1,0 мл контраста, подогретого до 38 °С.

Методика проведения исследования:

Проводить ребенка в рентгенологический кабинет к назначенному часу.

Помочь ребенку лечь на спину.

Медленно в течение 8-10 минут ввести внутривенно необходимое количество контрастного вещества, подогретого до тем­пературы тела.

Пациенту выполняются обзорные снимки, а затем выполняется серия снимков через определенные промежутки времени.

При проведении рентгенисследования медсестра по­кидает рентгенкабинет.

После исследования проводить пациента в палату.
13. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости

Ультразвуковое исследование органов брюшной поло­сти — это инструментальный метод исследования парен­химатозных органов брюшной полости (печени, селезен­ки, желчного пузыря, поджелудочной железы), основан­ный на отражении ультразвуковых волн от границ тканей с различной плотностью.

Диагностическое значение метода

С помощью ультразвукового метода исследования воз­можно определение размеров и структуры органов брюш- ной полости, диагностика патологических изменений ор­ганов брюшной полости (конкременты, опухоли, кисты). К неоспоримым преимуществам метода относится его безвредность и безопасность для пациента, возможность проведения исследования при любом состоянии пациен­та, немедленное получение результата.

Противопоказания

Противопоказаний нет

Осложнения

Не зарегистрировано

Подготовка пациента

    • Информировать родителей (или опекунов) ребенка о предстоящем исследовании и получить его согласие.

    • Предупредить о последствиях нарушения правил под­готовки (искажение результатов исследования).

    • Освободить кишечник ребенка от каловых масс и газов.

    • Исключить из питания в течение трех дней до ис­следования газообразующие продукты (овощи, фрукты, черный хлеб, молоко, бобовые)

    • При метеоризме обеспечить прием активированный уголь или эспумизан в течение двух дней.

    • Предупредить ребенка о необходимости проведения исследования натощак, для этого нужно исключить при­ем пищи за 16-18 часов до исследования.

    • Предупредить о необходимости взять с собой полотенце и простыню.

Методика проведения исследования:

Проводить пациента в кабинет УЗИ к назначенному часу.

Помочь ребенку лечь на спину.

При исследовании сократительной способности жел­чного пузыря после первичного осмотра принимается раствор сорбита, повторный ос­мотр проводится через 50—60 минут.

После исследования проводить ребенка в палату.
14. Обследование органов пищеварения.

А. Пальпация живота

1. Согреть свои руки.

2. Сесть с правой стороны от больного.

3. Уложить ребенка на спину без подушки, руки «по швам», ноги слегка согнуты в коленях (происхо­дит расслабление мышц живота).

4. При проведении пальпации делать последователь­но два движения: первое - 2-3-4 пальцами входить несколько вглубь живота, затем поднимать их вверх, как бы поддергивая орган.

5. Пальпацию проводить по часовой стрелке в сле­дующей последовательности: правая подвздошная об­ласть → правое подреберье → эпигастральная область → левое подреберье → левая подвздошная область (при пальпации левой подвздошной области пальцы погружать более глубоко и скользящими движениями прощупать в норме мягкий эластичный тяж сигмовидной ниш).

6. Пропальпировать область вокруг пупка по ходу часовой стрелки. При этом обратить внимание на урчание, болезненность, выпячивания.

Образец записи:

«При пальпации живот мягкий, болезненный. Печень и селезенка не пальпируются»

«Живот мягкий, болезненный в правом подреберье и эпигастральной области. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1 см. Селезенка не пальпируется» и т.п.

Б. Желчепузырные симптомы

Помнить: перед проверкой желчепузырных симптомов необходимо:

  • согреть свои руки;

  • сесть с правой стороны от больного;

  • уложись ребенка на спину без подушки, «руки но швам», ноги слегка согнуты в коленных суставах.

1. Симптом Кера

1. Найти точку проекции желчного пузыря (находится в точке пересечения правой реберной дуги и наружного края прямой мышцы живота).

2. Расположить большой палец левой руки на точ­ку проекции желчного пузыря.

3. Большой палец правой руки поместить в симметричную точку на противоположной стороне.

4. Попросить ребенка сделать глубокий вдох. При этом ваши большие пальцы должны несколько войти в подреберье ребенка

Появление болезненности справа свидетельствует о положительном симптоме Кера.

2. Симптом Ортнера

1. Ребро правой руки расположить в области на­ружной части правой реберной дуги ребенка

2. Провес­ти поколачивание по ней в направлении к мечевидно­му отростку,

3. Затем провести поколачивание по левой реберной дуге ребенка в направлении от мечевидного отростка к боковой поверхности живота

Появление бо­лезненности справа свидетельствует о положительном желчепузырном симптоме Ортнера.

Образец записи:

«Желчепузырные симптомы Кера и Ортнера отрицательны»,

«Симптом Кера слабо положителен»,

«Желчепузырные симптомы Кера и Ортнера положительны» и т.п.

Материал для самоконтроля.

1. тестовые задания

  1. При естественном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают

а) бифидобактерии

б) кишечная палочка

в) лактобактерии

г) энтерококки

  1. При искусственном вскармливании в кишечнике ребенка преобладают

а) бифидобактерии, лактобактерии

б) кишечная палочка, энтерококки

в) стафилококки, пневмококки

г) протей, синегнойная палочка

  1. Емкость желудка у новорожденного составляет (в мл)

а) 30–35

б) 50–55

в) 100–155

г) 250-–300

  1. Емкость желудка у ребенка 1 года составляет (в мл)

а) 30–35

б) 50–100

в) 100–150

г) 250–300

  1. Склонность детей к срыгиванию обусловлена

а) слабым развитием кардиального сфинктера

б) хорошим развитием кардиального сфинктера

в) слабым развитием пилорического сфинктера

г) хорошим развитием пилорического сфинктера

  1. Наиболее частый признак заболеваний органов пищеварения у детей

а) боль в животе

б) нарушение аппетита

в) диарея

г) потеря массы тела

  1. Ведущее значение в ранней диагностике заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки у детей принадлежит

а) рентгенографии

б) ФГДС

в) лабораторным исследованиям

г) УЗИ

  1. Для установления формы дискинезии у детей широко применяется неинвазивный метод

а) обзорная рентгенография органов брюшной полости

б) эхография

в) дуоденальное зондирование

г) радиоизотопное исследование

  1. Метод исследования при подозрении на дискинизию желчевыводящих путей

а) УЗИ желчных протоков, холецистография

б) эндоскопия

в) фракционно-желудочное зондирование

г) изотопный

  1. Перед подготовкой к УЗИ органов брюшной полости за три дня рекомендуют исключить продукты

а) отварное мясо

б) сдобу, молоко

в) сыр, творог

г) рыбу

  1. Копрологическое исследование проводится в лаборатории

а) бактериологической

б) клинической

в) биохимической

г) иммунологической

  1. Для диагностики аскаридоза исследуют

а) перианальный соскоб

б) фекалии

в) рвотные массы

г) мочу

  1. Эндоскопическое исследование всех отделов толстой кишки у детей

а) дуоденоскопия

б) колоноскопия

в) ректороманоскопия

г) ирригоскопия

  1. Выявление яиц в соскобах кожи перианальной области у детей применяют для диагностики

а) описторхоза

б) лямблиоза

в) аскаридоза

г) энтеробиоза

  1. Факторы, способствующие акту сосания грудного ребенка:

а) комочки Биша, большой язык

б) комочки Биша, маленький язык

в) обильное слюнотечение, большой язык

г) обильное слюнотечение, маленький язык

эталоны ответов:

1-а; 2-б; 3-а; 4-г; 5-а; 6-а; 7-в; 8-в; 9-а; 10-б; 11-в; 12-б; 13-б; 14-г; 15-а.
2. глоссарий.

  1. Эзофагит –

  2. Гастрит –

  3. Дуоденит –

  4. Энтерит –

  5. Колит –

  6. Панкреатит –

  7. Гепатит –

  8. Холецистит –

  9. Дисбактериоз –

  10. Дефекация –

  11. Ахилия –

  12. Ахолия – не поступление желчи в кишечник

  13. Саливация – слюноотделение

  14. Моторика –

  15. Перистальтика –

  16. Дискенезия –

  17. Рефлюс –

  18. Гиперацидное состояние –

  19. Анацидное состояние –

  20. Гипоацидное состояние –


Эталоны ответов:

  1. Эзофагит – воспаление слизистой оболочки пищевода

  2. Гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка

  3. Дуоденит – воспаление 12-перстной кишки

  4. Энтерит – воспаление тонкого кишечника

  5. Колит – воспаление толстой кишки

  6. Панкреатит – воспаление поджелудочной железы

  7. Гепатит – воспаление печени

  8. Холецистит – воспаление желчного пузыря

  9. Дисбактериоз – нарушение нормальной микрофлоры кишечника

  10. Дефекация – опорожнение толстого кишечника

  11. Ахилия – отсутствие секреции в желудке

  12. Ахолия – не поступление желчи в кишечник

  13. Саливация – слюноотделение

  14. Моторика – движение стенки органа пищеварения

  15. Перистальтика – волнообразное движение

  16. Дискенезия – расстройство движения стенок кишки

  17. Рефлюс – обратное движение содержимого желудка

  18. Гиперацидное состояние – повышенная кислотность желудочного сока

  19. Анацидное состояние – нулевая кислотность желудочного сока

  20. Гипоацидное состояние – пониженная кислотность желудочного сока

Список литературы:

1. Участковый педиатр. Справочное руководство/ под ред. М.Ф. Рзянкиной. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

2. Сестринское дело в педиатрии / под редакцией Р.Ф. Морозовой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

3. Справочник по педиатрии (период новорожденности)/ Под ред. А.К. Устиновича. Минск: Беларусь, 1979

4. Здоровый человек и его окружение/ под редекцией Б.В. Кабарухина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

5. Подготовка пациента к исследованиям. Технологии сестринских манипуляций./ под редакцией Л.В. Димитровой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002


Материал подготовлен преподавателем первой квалификационной категории Волковой Н.В.
1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом