Главная страница
qrcode

Удк 372. 8 Ббк 74. 00 Л88


Скачать 13.54 Mb.
НазваниеУдк 372. 8 Ббк 74. 00 Л88
Дата14.09.2020
Размер13.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLykova-IZO_v_DS-podgotov_gruppa.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#71351
страница1 из 25
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
УДК 372.8
ББК 74.00
Л88
Лыкова И.А.
Л88 Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. - 208 с, 16 л. вкл.,
переиздание дораб. и доп.
ISBN 978-5-9715-0166-4
Рецензенты:
Савенкова Л.Г., доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института художественного образования РАО,
Боякова Е.В., кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования РАО,
Гаранина Н.К., заведующая ГОУ № 1951 ЦАО г. Москвы.
Книга содержит систему развивающих занятий по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада
(96 конспектов с методическими рекомендациями). Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей, сформулированных в предисловии.
Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.
Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).
Книга адресована воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, старшим воспитателям и заведующим ГОУ,
студентам педагогических колледжей и вузов, а также родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей.
ISBN 978-5-9715-0166-4
Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.
© Лыкова И.А., автор, 2008
© 000 «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008
Предисловие
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной),
вариативностью, гибкостью, подвижностью...
В подготовительной к школе группе воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач:
•• продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
•• показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение,
формировать эстетическое отношение к миру;
•• поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведениям том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы;
•• расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье,
жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город,
деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта; показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки,
Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;
•• помочь детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;
•• инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;
•• учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем,
отражая свои эстетические чувства и отношение;
передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (человек грустный или весёлый, сказочный персонаж добрый или злой и т.д.);
•• совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности:
продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму),
пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку,
а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания;
•• развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их
формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например,
туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема;
•• в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками
(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш);
•• в лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа;
•• в аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы,
экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (зайчики пляшут,
хоровод ёлочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки);
познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев,
цветочных лепестков, семян, соломки, бересты);
•• поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов
(гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств,
соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения;
•• учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа
(плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции, образ моря, леса и др.; сочетание крупных и мелких мазков, линий при изображении отдельных предметов); поощрять стремление сделать свое произведение красивым, содержательным, выразительным;
•• способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники (например, при создании коллажей берутся бросовые материалы, ткани, веточки, листья, вырезанные из бумаги элементы рисунков, сконструированные из бумаги детали и т.п., которые располагают на цветном фоне);
•• предлагать для декоративного оформления поделки, выполненные на занятиях по конструированию (нарядные игрушки из бумажных цилиндров и конусов); для иллюстрирования сборники сказок и рассказов из личного опыта,
составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой;
•• в дидактических играх с художественным содержанием учить составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания; различать цветовые контрасты и нюансы; размещать цвета по степени интен- I
сивности (до 5-7 светлотных оттенков );
•• создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; j организовывать вместе с детьми выставки детских работ (придумывать названия, готовить рамочки, развешивать или выставлять «картины», I
выступать в роли экскурсовода);
Материалы данного пособия были апробиро- I
ваны на занятиях художественного цикла в ГОУ № 1951 ЦАО (заведующая Гаранина Н.К.),
ГОУ № 1824 (заведующая Дашкова Н.Н.),
ГОУ № 2339 (заведующая Зачик-Исаева А.Н.),
УВК №1642 (директор Сергеева Л.А.).
w
а»
I
Вид деятельности
Название
занятия
Задачи занятия
Рисование
предметное
(педагогическая
диагностика)
Картинки на песке
Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности.
Лепка и аппликация
предметная
(педагогическая
диагностика)
Бабочки-
красавицы
Выявление уровня владения пластическими и аппликативными умениями, способности к интеграции изобразительных техник.
Рисование
сюжетное
по замыслу
(педагогическая
диагностика)
Улетает
наше лето
Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений
(самостоятельность, оригинальность,
адекватные изобразительновыразительные средства).
Лепка животных
с натуры
из пластилина
или глины
Наш уголок
природы
(комнатные
животные)
Лепка (с натуры) животных уголка природы с передачей характерных признаков (форма, окраска, движение).
Аппликация
декоративная
(коллективная
композиция)
Наша клумба
Создание композиций на клумбах разной формы из розетковых (имеющих круговое строение) полихромных цветов с лепестками разной формы.
о.
\0
Рисование
декоративное
(модульное)
Чудесная
мозаика
Знакомство с декоративными оформительскими техниками (мозаика)
для создания многоцветной гармоничной композиции.
Лепка сюжетная
коллективная
Спортивный
праздник
Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей движений и взаимоотношений.
Аппликация
сюжетная
коллективная
Качели-карусели
(детская площадка)
Создание аппликативной тематической композиции из однородных элементов
(овал и полуовал), трансформируемых в разные образы (человечек, лодочка,
самолёт).
Рисование
сюжетное
по замыслу
Веселые
качели
Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях;
самостоятельный поиск изобразительновыразительных средств.
10
Лепка рельефная
коллективная
Азбука
в картинках
Закрепление представления детей о начертании печатных букв; показать,
что буквы можно не только писать,
но и лепить разными способами.
11
Аппликация
декоративная
(прорезной декор)
Ажурная закладка
для букваря
Знакомство детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий - прорезным декором (на полосе бумаги, сложенной вдвое).
12
Рисование
по замыслу
(оформление
коллективного
альбома)
С чего начинается
Родина?
Создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны - России.
5
О)
I
Вид деятельности
Название
занятия
Задачи занятия
13 Лепка по замыслу
Грибное
лукошко
Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции.
14 Аппликация и
плетение из
бумажных полос
Плетёная корзинка
для натюрморта
Создание плетёной формы как основы будущей композиции (корзинка для натюрморта из фруктов). Совершенствование техники аппликации.
15
Аппликация
силуэтная
и рисование
декоративное
Осенний натюрморт
(композиция
в плетёной
корзинке)
Совершенствование техники вырезания симметричных предметов из бумаги,
сложенной вдове, для составления натюрморта в плетёной корзинке.
16 Лепка рельефная
из пластилина
или солёного
теста
«Фрукты-овощи»
(витрина
магазина)
Совершенствование техники многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании композиции «Витрина магазина».
17 Аппликация
(аранжировка)
из осенних
листьев и плодов
Осенние
картины
Создание сюжетных композиций из природного материала - засушенных листьев, лепестков, семян; развитие чувства цвета и композиции.
18 Рисование
и аппликация из
бумаги (коллаж)
«Лес,
точно терем
расписной...»
а
vo
I
О
Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева
(обрывная и накладная аппликация,
раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.
19
Лепка сюжетная
(коллективная
композиция
на зеркале
или фольге)
Лебёдушка
Совершенствование техники скульптурной лепки. Воспитание интереса к познанию природы и более тонкому отражению впечатлений в изобразительном творчестве.
20 Аппликация
симметричная
(силуэтная) из
фактурной бумаги
Кудрявые
деревья
Вырезывание двойных (симметричных)
силуэтов разных деревьев с передачей характерных особенностей строения ствола и ажурной кроны.
21
Рисование
в технике
«по мокрому»
(с отражением)
Деревья смотрят
в озеро
Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки).
22 Лепка животных
по замыслу
(коллективная
композиция)*
Кто в лесу
живёт?
Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщённой формы: из цилиндра (валика),
конуса или овоида (яйца), передача несложных движений.
23
Аппликация
силуэтная
Кто в лесу живёт?
(дополнение к занятию №18)
Создание сюжетной композиции из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам.
24
Комплексное
занятие
(рисование
и аппликация)
Летят
перелётные птицы
(по мотивам сказки М. Гаршина)
Создание сюжетов по мотивам сказки,
комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений.
I
Вид деятельности
Название
занятия
Задачи занятия
25 Лепка и аппликация
(коллективная
композиция)
Отважные
парашютисты
Создание коллективной композиции,
сочетание разных техник и материалов
(лепка парашютистов из пластилина,
вырезание парашютов из цветной бумаги или ткани).
26
Аппликация
модульная
Детский сад
мы строим сами.
Освоение способа модульной аппликации (мозаики); планирование работы и технологичное осуществление творческого замысла.
27
Рисование
декоративное
с элементами
письма
Такие разные
зонтики
Рисование узоров на полукруге;
осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия
(узор на зонте и парашюте).
10 28
Лепка
предметная
на форме
«Едем-гудим!
С пути уйди!»
(транспорт для путешествий)
Моделирование необычных машинок путём дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки) лепными деталями; экспериментирование с формой.
29
Аппликация
предметная
(коллективная
композиция)
Рюкзачок
с кармашками
Создание оригинальной композиции с заменяемыми деталями в кармашках
(рюкзачок с его содержимым).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов


связь с админом