Главная страница
qrcode

Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге. Ulla Kiesling Sensorische Integration im DialogУлла КислингСенсорная интеграция в


НазваниеUlla Kiesling Sensorische Integration im DialogУлла КислингСенсорная интеграция в
Дата30.06.2020
Размер3.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУлла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#70272
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Ulla Kiesling
Sensorische Integration im
Dialog
Улла Кислинг
Сенсорная интеграция в
диалоге
Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести
равновесие
Под редакцией Е.В. Клочковой
verlag modernes lernen - Москва Теревинф 2010
УДК 159.922.7:159.939.93 ББК
88.8 К
Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред.
Е.В. Клочковой; |юй; перс нем. КА. Шарр]. - М Теревинф, 2010. - 240 с.
ISBN 97N 978-5-4212-0003-1. Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях" Книга адресованввана родителями специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогами др. Перевод с немецкяецкого Ксения Шарр Фотографии УллаУлла Кислинг, Имке Кордтс, цирк Миньон Дизайн и верстка стка Н.Э. Бернштейн Научный редакторктор Е.В. Клочкова Литературный реД редактор МИ. Соколова Редактор МС. ДиЛ. Дименштейн
Корректор НС. СсС. Самбу Подписано в печать 26.10.16.10.2009. Формат Гарнитура NewCentury Schcy Schoolbook. Печ. л. 15. Бумага офсетная. Заказ Издательство «Теревинф» шф»
для переписки 1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс (495) 585 0 587
эл. почтzakaz@terevinf.ru cайwww.terevinf.ruОтпечатано в ОАО «ИПК «ИПК Ульяновский Дом печати, г. Ульяновск, ул. Гул. Гончарова, 14.
ISBN 978-5-4212-0003-1 (р (рус)
ISBN 978-3-8080-0446-3 (нем)
© «Теревинф», перево;ревод, оформление, 2009 © verlag modernes lens lernen, Dortmund, 2007
Содержание
Предисловие к русскому изданию .............................................. 8 Предисловие Инге Флемиг ......................................................... 9
Неповторимое Я ........................................................................ 11
Введение .................................................................................... 12 Основы сенсорной интеграции в диалоге ............................... 15 Вестибулярная система = система поддержания равновесия ............................................ 18 Тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция ............................................................................ 26 Проприоцептивная система = система кинестетического восприятия
(мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения .............................. 34 Кинестетическое восприятие и язык ............................................ 42 Диалог ....................................................................................... 44 Кому может помочь терапия по методу сенсорной интеграции в диалоге ...................... 58 Первая встреча - наблюдающая диагностика .................... 61 Характеристики поведения ....................................................... 76 Младенец ......................................................................................... 76 Ребенок дошкольного возраста ..................................................... 76 Ребенок школьного возраста ......................................................... 76 Возможные причины нарушений ............................................ 80 Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий по методу сенсорной интеграции в диалоге ....................... 83 Размеры помещения ....................................................................... 83 Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий ...................... 84 Крупные терапевтические снаряды .............................................. 86 Ароматные вещества в помещении для терапевтических занятий ............................ 93 Занятия в учебном бассейне .......................................................... 94
Занятия на природе ............................................................... Использование музыки на занятиях сенсорной интеграцией в диалоге ............... Правила игры и границы обеспечивают безопасность, уверенность и помогают ориентироваться в пространстве .................... 98 Первое занятие ........................................................................ 108 Доверие. Значимость ошибки ................................................................ 113 Примеры работы ..................................................................... 120 а) Беньямин, 1,2 года
(сильное отставание в развитии) ................................... б) Мартин, 2,5 года (по заключению врача,
здоровый ребенок, нездорова мать) ............................. в) Флориан, 7 лет (проблемы в обучении,
нарушение поведения, гиперактивность) ..................... г) Филипп, 7 лет (умственная отсталость, стереотипии, тики) .......................................................... д) Амира, 14 месяцев (аутизм, эпилепсия,
задержка развития) ......................................................... е) Пауль, 5 лет ...................................................................... Прислушиваться к мелодии ребенка .................................. 172 Отсутствие результата на занятиях Развитие вспять ....... 174 Роль терапевта ........................................................................ 181 Роль родителей в терапии ...................................................... 186 Сотрудничество с воспитателями, учителями, другими терапевтами и врачами ........................................ 193 Мои мнимые уловки ................................................................ 198 Как найти подходящего терапевта ....................................... 201 Идеальная детская комната для развития ............................. 203 Сенсорная интеграция в диалоге за пределами терапевтического кабинета ......................... 205 Где лучше отдыхать ............................................................ Какие виды терапии разумно дополняют сенсорную интеграцию в диалоге ................................... 215 Логопедия, коррекция речи ................................................ Физическая терапия, эрготерапия ..................................... 216
Мартин Кливер (Гамбург Амбулаторный кабинет лечебной педагогики ....................... 216 Мартин Кливер (Гамбург Занятия по раннему развитию на дому .................................. 217 Мартин Кливер (Гамбург. Лечебная эвритмия ......................... 218 Метод Фельденкрайза .................................................................. 219 Двигательная терапия - психомоторика ..................................... 220 Терапевтические игры вводе Лечебная верховая езда (иппотерапия) ....................................... 221
Кинезиология ................................................................................ 222 Рейки .............................................................................................. 222
Лотар Урсинус (гомеопат, Гамбург. Натуропатия .................. 223
Иоахим Купце (институт Томатиса в Гамбурге Метод доктора Томатиса ......................................................... 226
Габриэле Каэхеле (Гамбург. Шиатсу для детей - шиатсу в диалоге ...................................................................... 228 Интегративный лечебно-педагогический/терапевтический цирк ................... 229 Когда заканчивается терапия ............................................... 231 Финиш ......................................................................................... 233 Редко речь идет о том ................................................................... 234 Литература ...................................................................................... 235
Введение
Пришло время, и я наконец решилась издать свои материалы по Сенсорной интеграции в диалоге в формате небольшой книги желание писать не раз появлялось у меня после выступлений перед родителями, терапевтами и педагогами. Я разрабатываю и применяю этот метод уже 16 лет. Я особенно благодарна Инге Флемиг, которая когда-то заставила меня прыгнуть вхолодную воду и с тех пор много раз беседовала со мной, будучи необыкновенным наставником-супервизором. За те несколько недель, когда я проходила практику на ее врачебных приемах, она очень быстро заметила, что мне удается интуитивно установить диалог с детьми с тяжелыми нарушениями поведения и общения. Первым аутичным ребенком, с которым она позволила мне проводить терапию, была Ронни. Инге Флемиг тогда сказала мне Работайте интуитивно, собирайте материал. Позже, работая осознанно, вы поймете, что именно выделаете. Так началось приключение, которому, казалось, не будет конца. Чтобы добиться более объективного контроля и получить возможность анализировать свою терапевтическую деятельность, я попросила доктора Рольфа Флемига как можно чаще снимать мои терапевтические занятия на видео. Вскоре мы стали работать так слаженно, что ни детям, ни мне присутствие камеры уже не мешало. Те, кто видел на моих выступлениях некоторые из этих записей всего их около трехсот, - могут это подтвердить. Огромный такт и глубокое понимание работы терапевта со стороны Рольфа Флемига позволяют зрителям участвовать в работе так, как если бы они присутствовали на занятиях. Сердечное ему за это спасибо Эти записи помогли мне больше узнать о том, что, собственно, делала я, и о том, что делали дети. Интуитивный метод работы хорош, но он таит в себе определенные опасности. Хороший терапевт не может ограничиваться одним лишь интуитивным методом. Работать интуитивно и все же отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, - нет ли здесь противоречия Интуиция - это результат взаимодействия знания и опыта. И то и другое нам, терапевтами педагогам, нужно накопить. Я думаю, что путь учения бесконечен. За первые пять месяцев тесного сотрудничества с Инге Фле-миг я познакомилась со многими детьми с самыми разными проблемами.
Инге Флемиг взяла меня с собой на семинар по повышению квалификации и попросила представить нашу работу выступлением и наглядными примерами. Я смонтировала первое видео о терапии посредством диалога и, сильно волнуясь, выступила на семинаре. Начался новый важный этап моей жизни. Теперь мне нужно было яснее представлять себе, что именно я делаю, чтобы подробно отвечать на бесконечные вопросы родителей и терапевтов. Новая форма понимания начала приобретать определенные черты. Мне стало ясно, как плохо информированы родители и как мало они узнают о занятиях, пока ждут своих детей в коридоре. Сколько возможностей побольше узнать о своих детях они при этом упускают До сих поря считаю, что терапевты ущемляют права родителей, если не допускают их к детям, а детей - к ним вовремя занятий. Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять минут терапевтического сеанса (разв неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдают дети Еще одно сердечное спасибо - всем родителям. Постоянно задавая важные вопросы, они помогли мне лучше понять мою собственную работу. И все же моими лучшими учителями были дети. Вася хочу поблагодарить за доверие на нашем общем отрезке жизненного пути. Все большие и маленькие проблемы, с которыми мы сталкивались по дороге, помогли нам подрасти. Кристине Урсус я благодарна за ее дружескую поддержку и зато, что она помогла мне изложить на бумаге мои мысли и
13
идеи. Без практических советов Коры Бессер-Зигмунд о том, как начать писать, эта книга никогда бы не состоялась. Миха-эла
Цайсинг, Инго Вюртель и мой кузен Экхард Вестфаль трудились не покладая рук, чтобы выловить все назойливые орфографические и пунктуационные ошибки. Им тоже сердечное спасибо Некоторые читатели, наверное, хотели бы познакомиться и с научно обоснованными высказываниями и заключениями о работе нервной системы. Яне являюсь специалистом в этой области, а специалисты написали на эту тему уже много книг. Я прошу вас обратиться к ним. Я пишу эту книгу без претензий на научность. Это ориентированное на практику обобщение моего личного опыта. Теоретической базой для всего, что здесь изложено, являются книга Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция, а также многочисленные прослушанные мною курсы. Уже более десяти летя именую свою работу Сенсорной интеграцией в диалоге. Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами.
* A. JeanAyres. Sensory Integration and the Child. Los Angeles: Western
Psychological Association, 1979 - Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция Понимание скрытых проблем развития / Перс англ. Ю. Даре. М Теревинф, 2009. Примеч. пер
Улла
Кислин г Сенсорная интеграция в диалоге. Основы сенсорной интеграции в
ди
ал
оге
Сенсор ная интеграция- это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери.
Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Американская исследовательница и терапевт Джин Айрес в 1979 году написала книгу Ребенок и сенсорная интеграция, предназначенную для родителей, имеющих детей с нарушениями восприятия. Книга должна была помочь родителям распознать и понять те трудности, с которыми сталкиваются их дети, стем, чтобы в дальнейшем они могли действовать более целесообразно. Информированные родители более активно поддерживают терапию и принимают в ней участие. В 1984 году врачи Инге и Рольф Флемиг перевели книгу Дж. Айрес на немецкий язык. Она вышла под названием Кирпичики детского развития. В этой в принципе весьма полезной книге и
Инге Флемиг, и мне не хватало диалога. Инге Флемиг постоянно указывала на его необходимость и тем самым помогла мне более осознанно проанализировать свою практическую работу с детьми в результате именно диалог стал важнейшей основой моих терапевтических занятий.
* См. примеч. нас Слово терапия здесь, как и во всей книге, используется для обозначения подхода к помощи, собственно вмешательства специалистов итого, что происходит на занятиях. Таким образом, терапия в этих значениях не имеет ничего общего ни с разделом медицины, ни с использованием лекарственных препаратов. - Примеч. науч. ред.
*** A.
Jean Ayres. Bausteine der kindlichen Entwicklung. Heidelberg: SpringerVerlag, 1984.
15
Джин Айрес проводила исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери. Она исходила из того, что в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы она назвала основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств. Речь идет о следующих системах
- вестибулярная система = система поддержания равновесия
- тактильная система = система кожной чувствительности = экстероцепция;
- проприоцептивная система = система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) = восприятие собственной позы и движения. Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств, которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека. Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития. Такое разделение видов чувствительности часто создает впечатление, что и работают они отдельно друг от друга, и при определенных дефицитах их можно стимулировать изолированно. Наделе восприятия различных ощущений так тесно переплетены, что все системы, и воспринимающие ощущения от собственного тела, и воспринимающие воздействие внешнего мира на тело, всегда работают одновременно. В терапии важно целенаправленно стимулировать отдельные системы восприятия ощущений таким образом, чтобы на долю других приходилось как можно меньше работы. Нарушения трех базовых ощущений проявляются как повышенная или пониженная чувствительность при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть ответе на соответствующие стимулы. Так называемая норма находится между полярными вариантами, и определить ее не-
Основы сенсорной интеграции в диалоге легко. Ив пределах нормы бывают естественные отклонения, например, наша чувствительность к различным раздражителям различается по утрами по вечерам. Пример Ребенок демонстрирует повышенную чувствительность вестибулярной системы и повышенную тактильную чувствительность. На уровне кинестетического восприятия он проявляет пониженную чувствительность.
Как правило, дети с особенно чувствительной кожей избегают телесного контакта. Допустим, что в нашем случае ребенок проявляет лишь слегка повышенную тактильную чувствительность и нам уже удалось установить с ним доверительные отношения. Ребенок знает, что только сего разрешения я могу дотронуться до него четким движением и с нажимом. Я как бы усыпляю чувствительную кожу, чтобы добраться через нее до мышечно-сустав-ного чувства. Если мое прикосновение будет ребенку приятно, я смогу, воздействуя, к примеру, на его ногу, послать стимулы в область мозга, воспринимающую кинестетическую информацию. Чтобы ребенок не запутался, важно не вывести его из равновесия слишком сильным движением и нажимом. В работе с этим ребенком я стараюсь, насколько это возможно, избегать раздражения вестибулярной системы искусственной стимуляцией (искусственная стимуляция в этом случае - это та стимуляция, которую осуществляет терапевта самостоятельная стимуляция происходит, когда ребенок стимулирует себя сам).
Люди с повышенной чувствительностью вестибулярной системы любят за что-то держаться. Они ищут опору в предметах, других людях, а также в привычках. Они часто бывают напряжены и держат себя неловко (скованно. Чтобы чувствовать себя в безопасности, им особенно важно не терять контроля над тем, что сними происходит.
К повышенной чувствительности необходимо относиться с уважением
Вестибулярная система = система поддержания равновесия
Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и проверяют, должны ли они вызывать определенную двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался при ходьбе.
Вестибулярная система вместе с другими органами чувств например, проприоцепцией и зрением) сообщает нам, как мы двигаемся быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе.
Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок (см. проприоцепция. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом