Главная страница
qrcode

Урок с применением технологий деятельностного типа сборник методических разработок Калтай 2015


НазваниеУрок с применением технологий деятельностного типа сборник методических разработок Калтай 2015
АнкорSbornik-Sovremennyj urok-s-prime neniem-tehnologij deyatelnostn ogo-tipa.pdf
Дата29.06.2019
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSbornik-Sovremennyj-urok-s-primeneniem-tehnologij-deyatelnostnog
оригинальный pdf просмотр
ТипУрок
#56643
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТОМСКОГО РАЙОНА
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА
Сборник методических разработок
Калтай 2015

Рецензент
Проректор по научной работе ТОИПКРО, кандидат педагогических наук, научный руководитель экспериментальной площадки
Дозморова Елена Владимировна
Современный урок с применением технологий деятельностного типа:
Сб. метод. материалов, разработанных учителями МАОУ «Калтайская СОШ» Томского района
(
Муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Инновационные
технологии современного урока»).
В сборнике представлены методические материалы по теме: «Инновационные технологии
современного урока», содержит авторские разработки учителей МАОУ «Калтайская
СОШ» Томского района.
АВТОРЫ:
Координатор проекта «Инновационные технологии современного урока» -
Синтюрина М.М., учитель химии.
Руководитель направления «Модель современного урока по технологии РКМЧП» -
Прокопенко Н.А., учитель русского языка и литературы.
Консультант по ИКТ - Савлюк С.А., учитель физической культуры.
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
«Модель современного урока по таксономии Блума»:
Сорокина Ольга Игоревна, учитель биологии,
Турчакова Инна Ивановна, учитель математики,
Синтюрина Марина Михайловна, учитель химии.
«Модель современного урока по технологии РКМЧП»:
Прокопенко Наталья Александровна, учитель русского языка,
Павлик Алла Юрьевна, учитель английского языка,
Пермякова Любовь Павловна, учитель начальных классов,
Пермякова Александра Сергеевна, учитель начальных классов,
Бабичева Ирина Терентьевна, учитель начальных классов.
3
Содержание
Введение ..................................................................................................................................... 4
Содержание проекта .................................................................................................................. 5
Виды уроков ............................................................................................................................... 8
Технологическая карта урока ................................................................................................... 10
Модель современного урока по таксономии Блума ............................................................... 11
Сорокина О.И. Технологическая карта урока биологии ....................................................... 11
Турчакова И.И. Технологическая карта урока математики .................................................. 17
Синтюрина М.М. Технологическая карта урока химии ...................................................... 24
Модель современного урока по технологии РКМЧП ............................................................ 29
Прокопенко Н.А. Технологическая карта урока литературы ............................................... 29
Павлик А.Ю. Технологическая карта урока английского языка .......................................... 33
Пермякова Л.П. Технологическая карта урока окружающий мир ...................................... 39
Бабичева И.Т. Технологическая карта урока литературное чтение .................................... 45
Голинка Е.А, Узуналиева З.А., Хисматулина Н.В. Технологическая карта урока математики ...................................................................................................................... 48
Литература .................................................................................................................................. 54 3
4
Введение
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Критерии результативности урока в рамках требования ФГОС:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Для реализации современных требований к уроку используются современные образовательные технологии. Технологии деятельностного обучения - механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС. Такими технологиями являются: технология критического мышления через чтение и письмо; технология «Таксономия Блума» - инструмент для формирования уровня обученности и для педагогического наблюдения за траекторией развития каждого ученика.
Цель проекта: Поиск и реализация эффективных стратегий, методов и форм использования современных образовательных технологий, направленных на реализацию современных требований к уроку.
Задачи проекта:
1. Освоить способы последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий;
2. Выявить, обобщить и распространить опыт творчески работающих учителей.
Ожидаемые результаты:
Применение современных технологий деятельностного типа позволят обновить предметное содержание и повысить результативность урока в соответствии с критериями, соответствующими требованиям ФГОС.
5
Содержание проекта
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
4. Организация урока динамична и вариативна.
5. На уроке используются современные педагогические технологии.
Предпочтительными технологиями в нашей общеобразовательной организации являются технологии Блума и технология критического мышления через чтение и письмо, поскольку разнообразие приемов данных технологий позволяет организовать деятельностный подход на
6 уроке, работать с детьми разной степени способности к обучению, выходить на комплексную систему оценивания.
Таксономия Блума — вариант классификации педагогических целей. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю» соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.
Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления.
Здесь выделяются шесть уровней.
Таблица 1
Уровни учебных целей
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о
достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и
воспроизведение изученного материала — от
конкретных фактов до целостной теории.
— воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание
Показателем понимания может быть
преобразование материала из одной формы
выражения — в другую, интерпретация
материала, предположение о дальнейшем ходе
явлений, событий.
— объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение
Эта категория обозначает умение
использовать изученный материал в
конкретных условиях и новых ситуациях.
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить
материал на составляющие так, чтобы ясно
выступала структура
вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение
комбинировать элементы, чтобы получить
целое, обладающее новизной.
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать
значение того или иного материала.
— оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Аффективная область
Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.
Психомоторная область
Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.
7
РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный – стадия вызова;

восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

присвоение информации – стадия рефлексии.
Таблица 2
Стадия
Функции
Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление
содержания

Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации).

Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

Информационная (приобретение нового знания).

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Такие стадии данной технологии позволяют организовать мыследеятельность на уроке, которая способствует пониманию учебного материала, использованию предметного содержания в разных ситуациях, мотивирует обучающегося на занятия предметным содержанием, способствует формированию и развитию рефлексивных умений и навыков.
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.
8
Виды уроков
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1. Уроки «открытия» нового знания.
2. Уроки отработки умений ирефлексии.
3. Уроки общеметодологической направленности.
4. Уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок отработки умений и рефлексии.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока отработки умений и рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов,
выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Уроки общеметодологической направленностипризваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а вовторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
Отдельные теперь уже предметные уроки должны быть посвящены формированию представлений о методах наук. Например, в курсе математики необходимы уроки, на которых формируются методы измерения, классификации конечных групп предметов по количественному признаку, расширения числовых множеств, математического моделирования, проб и ошибок и др.
4. Урок развивающего контроля.
8
9
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания
результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

предъявление контролируемого варианта;

наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

написание учащимися варианта контрольной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
10
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).
Создание технологической карты позволяет учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.
11
Модель современного урока по таксономии Блума
Технологическая карта урока биологии
ФИО учителя: Сорокина О.И.
Учебный предмет: биология.
Класс: 6.
Тема урока: «Распространение плодов и семян».
Место и роль урока в изучаемой теме: заключительный урок в разделе «Строение и многообразие покрытосеменных растений».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока
Содержательная: Закрепление и при необходимости коррекция изученных знаний о плодах и семенах
Деятельностная: Формирование у обучающихся способностей к рефлексии
Задачи
Обучающие: обобщение знаний о классификации плодов и семян, ознакомление обучающихся со значением распространения плодов и семян.
Развивающие:формирование навыков работы с натуральными объектами и дополнительной литературой;
Развитие самостоятельности мышления, умения работать в группе, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе.
Планируемый
результат
Предметные умения:
Учащиеся должны знать:
-внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
-видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
- различать и описывать органы цветковых растений;
- объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
- осуществлять описание изучаемого объекта;
-классифицировать объекты;
- проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Личностные УУД:
-установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Организация пространства
Межпредметные
связи
Формы работы
Ресурсы
География
Групповая, индивидуальная
УМК: В.В. Пасечник Биология. Многообразие покрытосеменных растений
Оборудование: натуральные плоды и семена, таблицы, рисунки
Экранно-звуковые пособия
Персональный компьютер, проектор, презентация
Основные
термины, понятия
Семя, плод
11
12
Ход урока
Этап урока
Время
Содержание
учебного
процесса
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
Организационный
этап (1-2мин)
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей
Включаются в ритм урока
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
Личностные:
мотивация учения.
Постановка цели.
Мотивация
учебной
деятельности
обучающихся.
(5мин)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание обучающихся на значимости темы.
(сказка «О жадном дубе», приложение1)
Это конечно сказка, но она объясняет для чего семенам нужно путешествовать. И как важно иметь друзей, которые помогли бы им, переселятся на новые места.
Записывают дату в тетрадь, определяют цель урока.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Актуализация
знаний
(10 мин)
1.Знание
(определение и отбор информации)
2. Понимание
(понимание предоставленной информации)
Раздает текст - «Леса меняют адреса» и вопросы к тексту.
(задание №1в бланке )
Учитель предлагает ответить на вопросы, отвечает первая группа, а при неверном или неполном ответе отвечают другие группы.
Показывает слайд с правильными ответами
Читают, отвечают на вопросы
Работают в группах.
Рассматривают семена и определяют, какие они имеют приспособления для распространения ветром.
Оценивают себя.
(задание №2 в бланке)
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
оценивание усваиваемого материала.
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество со сверстниками.
Применение
знаний
(15 мин)
3. Применение
(использование понятий в новых ситуациях)
Лабораторная работа
«Классификация плодов»
Наблюдает, помогает
1) Рассмотрите имеющиеся у вас плоды, разделите их на сочные и сухие.
2) Сочные разделите на односемянные и многосемянные.
3) Сухие плоды разделите на односемянные и многосемянные.
Демонстрируют знания, заполняют таблицу (задание
№3 в бланке))
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль
13 4. Анализ
(разбивание информации на связанные части)
5. Синтез
4) Заполните таблицу
«Классификация плодов»
Оцените вклад каждого участника группы в выполнении задания.
В последовательностях названий пяти растений или плодов выявить «лишнее».
(задание №4 в бланке)
Проверьте себя по слайду, поставьте отметку в бланк.
1) Пшеница, остальные плоды сочные.
2) Костянка, остальные ягодовидные плоды.
3) Репейник, остальные распространяются ветром
Диктант. Дописать предложения.
(задание №5 в бланке)
Проверьте себя по слайду, поставьте отметку в бланк.
1-защита и распространение;
2-околоплодника и семян;
3-семязачатка;
4-односемянные, многосемянные;
5- сочные и сухие;
6-ягода;
7-абрикос, вишня, слива;
8- сухой;
9- мак, лен, табак;
10 – тыква, огурцы.
Выполняют задание в бланке полученного результата.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Подведение итогов
(5 мин)
6. Оценка
Решите биологическую задачу:
Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом преждевременную уборку ржи.
Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество семян.
При запоздалой уборке полновесные семена осыпаются, колосья обламываются и опадают, питательные вещества семян вымываются дождями и росами; семена могут прорастать и загнивать в колосьях.
Недозревшие семена щуплые, плохо вымолачиваются, легко травмируются, содержат мало питательных веществ.
Уборку ржи целесообразно начинать, когда зерно достигает высокой степени спелости.
Решают задачу, записывают свой ответ в бланк.
(Задание №6)
Оценивает учитель.
Личностные:
Познавательная мотивация.
Регулятивные: самостоятельность.
Познавательные: выбор эффективного способа решения.
Контроль
усвоения,
Дать качественную
Выявляет качество и уровень усвоения знаний.
Обучающиеся анализируют свою
Личностные:
формирование
13
14
обсуждение
допущенных
ошибок и их
коррекция
(3 мин) оценку работы класса и отдельных обучаемых. работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность выполнения данного задания. позитивной самооценки.
Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий.
Рефлексия
(подведение
итогов)
(5 мин)
Дать количественную оценку работы обучающихся.
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Обучающиеся сдают бланки самооценивания.
Регулятивные:
определяет степень успешности выполнения своей работы.
15
Приложение к уроку биологии
Сказка «О жадном дубе».
На опушке рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!»
Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась.
Жил дуб в полном одиночестве. Временами на нем появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам не хватало места. Они мешали друг другу и погибали в юном возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены…
Бланк заданий и ответов
Фамилия Имя______________________________________
Тема урока_________________________________________
1. Знание.
«Леса меняют адреса».
Осенью 1941 г. фашисты начали наступление на Москву. Чтобы задержать врага, на его пути строили оборонительные укрепления. У дороги, ведущей в столицу, саперы вместе с местными жителями валили лес.
Люди постарались на совесть: завал получился отличный и помог на какое-то время задержать немецкие танки, рвавшиеся к Москве. Когда врага отогнали, остаток леса пошел на восстановление спаленных фашистами домов.
Так и не стало ельника. Прошло несколько лет, и местные жители стали замечать, что на месте прежнего леса поднимается новый. Удивляло лишь одно: был еловый, а теперь тянулись тоненькие березки. Никто специально их не сажал.
Вопросы:
1) Откуда взялись семена из которых выросли березы?
____________________________________________________________________________
2) Как семена попали на новое место? _______________________________________
3) Почему до войны березовые семена не долетали в еловый лес?
_______________________________________________________________________________
Отметка:_______
2. Понимание.
Рассмотрите семена березы, иван-чая, одуванчика, ольхи и определите, какие они имеют приспособления для распространения ветром.
_______________________________________________________________________________
Отметка:_____
3. Применение.
«Классификация плодов»
Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Заполните таблицу:
Названия плодов
Тип плода
Какие растения имеют такой плод
Сочный или сухой
Односемянный или многосемянный
Отметка: _____
4. Анализ. В последовательности названий растений и плодов выявить «лишнее»
1) Яблоня, томат, смородина, огурец, пшеница _________________________________.
2) Ягода, яблоко, померанец, костянка, тыквина ________________________________
3) Береза, одуванчик, репейник, сосна, ясень ___________________________________
15
16
Отметка: ______
5. Синтез. Допишите предложения
1. Важнейшие функции плода …
2. Плод состоит из ..
3. Семена образуются из …
4. По количеству семян плоды разделяются на …
5. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают …
6. Сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей…
7. Какие растения имеют плод костянку:
8. Семянка - сухой или сочный плод …
9. Плод коробочка развивается у …
Плод тыквина имеется у растений …
6. Оценка. Биологическая задача
Два фермерских хозяйства выращивали рожь. В одном хозяйстве произвели запоздалую, в другом преждевременную уборку ржи. Окажут ли влияние сроки уборки ржи на количество и качество семян.
_______________________________________________________________________________________________
Отметка: ______
Итоговая отметка: ____________
17
Технологическая карта урока математики
ФИО учителя: Турчакова Инна Ивановна.
Учебный предмет: математика.
Класс: 6.
Тема урока: «Проценты».
Место и роль урока в изучаемой теме: 3-й урок по данной теме.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий по теме «Проценты».
Задачи
Обучающие: Закрепить умения переводить проценты в обыкновенную и десятичную дробь и наоборот. Изображать проценты на рисунках.
Развивающие: Развивать критичность мышления; развивать умение проводить рефлексию способов деятельности. Формировать умение оценивать практическую ситуацию (с точки зрения противоречивости данных, недостаточности данных).
Формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать. Развивать вычислительных навыков.

Воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда;
Планируемый
результат
Предметные умения: Записывать проценты в виде обыкновенной и десятичной дроби и наоборот.
Формулировать определения процента, формулировать правила перевода, десятичной дроби и обыкновенной дроби в проценты и обратно.
Личностные УУД: Развивать находчивость при решении задач. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль. Готовность учиться самостоятельно. Доброжелательно и уважительно относиться к другим людям, уметь работать в режиме диалога.
Регулятивные УУД: Планировать и корректировать собственные учебные действия. Осваивать навыки самоконтроля.
Находить и исправлять ошибки (свои собственные и допущенные другими).
Прогнозировать результат решения. Оценивать себя и других.
Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников и способы взаимодействия. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: Использовать знаковословесные способы кодирования информации.
Структурировать знания. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. Работать с текстом, искать в тексте нужную информацию.
Организация пространства
18
Межпредметные
связи
Формы работы
Ресурсы
Индивидуальная, групповая, фронтальная
УМК Э.Г. Гельфман, компьютер проектор,
презентация.
Основные
термины,
понятия
Процент; часть от величины; обыкновенная дробь, десятичная дробь, отношение.
Ход урока
Этап урока
Время
Содержание учебного
процесса
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
1.
Организационный
Включение учащихся в учебную деятельность
Приветствует учащихся, раздает бланки каждому обучающемуся
Настраиваются на работу, концентрируют внимание, записывают фамилию и имя в бланк работы на уроке
2.Целеполагание и мотивация
Разгадывание ребуса о процентах.
Выяснение того все ли мы знаем о процентах. Какие затруднения возникают при изучении темы.
Предлагает разгадать ребус.
Фиксирует затруднения.
Оценивают собственные затруднения.
Формулируют тему и цели.
Записывают тему в бланке.
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; участие в коллективном обсуждении вопроса
Регулятивные:
организация своей учебной деятельности
Личностные:
мотивация учения.
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
3.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Актуализация знаний.
Выполнение в бланках первого задания.
Знание. Заполните
пропуски.
1) Процент – это _________
_________
___________________ данной величины.
2) Для обозначения процентов применяют специальный знак
_________________.
3) Вся величина составляет
______________
__________ (процентов).
4) Половина от величины составляет __________
___________ (процентов).
Предлагает выполнить задание1 и задание2,
Самостоятельно проверить ответы по слайдам.
Предлагает выполнить взаимопроверку в парах и оценить по критериям:
«5»- 12 -13 баллов
«4» - 9-11 баллов
«3» - 6-8 баллов
(по одному баллу за верно заполненное
Отвечают на задания в бланках.
Осуществляют взаимопроверк у в парах.
Познавательные:
структурирование собственных знаний.
Регулятивные:
контроль иоценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные:
оценивание
18
19 5) Четверть от указанной величины составляет
____________ __________
(процентов).
Понимание. Установите
соответствие между
рисунками и подписями к
ним и заполните таблицу.
1) 2) 3) 4) 5) а) стакан заполнен наполовину; б) стакан заполнен на три четверти; в) стакан полный; г) стакан пустой; д) стакан заполнен на четверть; е) стакан заполнен на 100 %; ж) стакан заполнен на 25 %; з) стакан заполнен на 50%; и) стакан заполнен на 0 %; к) стакан заполнен на 75 %.
Стакан
Обыкновенная дробь
%
1 1
2 50
%
2 3
4 5
Баллы __________. Оценка
_________________. предложение уровня Знание и по баллу за верно заполненную ячейку таблицы») усваиваемого материала.
Познавательные :
Использовать знаково-словесные способы кодирования информации.
Осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации
(типовые)
Работа в группах.
Рассмотреть примеры представления процентов в виде десятичных дробей и обыкновенных дробей (стр.
186) и представления дробей в виде процентов (стр. 187).
Обсудить какие из приведенных способов легче и удобнее). Далее обучающиеся выполняют задания в своих бланках. В случае затруднения каждый может получить консультацию у более подготовленных участников
Предлагает повторить представление процентов в виде дроби и дробей в виде процентов
(стр. 186 и 187 практикума по математике Э.Г.
Гельфман и др.),
(на предыдущем уроке были рассмотрены простейшие примеры) и обсудить эти
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Работать с текстом, искать в тексте нужную информацию.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные
:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном
19
20 группы, в случае затруднения у всех участников группы, можно проконсультироваться у учителя.
Применение.
1) Представьте проценты в виде обыкновенных дробей и десятичных дробей: а) 47%= = ; б) 350 % =
= ; в) 45,62 % = = ; г)
3 4
%= = .
2) Запишите обыкновенные дроби в виде процентов: а)
1 20
= ; б)
3 25
=
; в)
17 5
= ; г)
111 100
= ; д)
22 200
= .
3) Запишите десятичные дроби в виде процентов: а) 0, 07= %; б) 0,6= %; в) 5,63 = %; г) 1,583=
%.
Первый справившийся с заданием участник группы осуществляет самоконтроль по карте самоконтроля и выставляет себе оценку по критериям. Далее выполняет проверку у каждого справившегося участника группы и выставляет оценку по критериям. Поскольку темп работы у обучающихся разный, то обучающиеся справившиеся с заданием, переходят к выполнению следующих заданий. Менее подготовленные продолжают работу. способы (на сколько удобны).
Оказывает необходимую помощь при затруднениях.
Раздает карточки самоконтроля, предлагает выполнить проверку и выставить оценку по критериям: (1 балл за каждый верно заполненный пропуск).
8-11 баллов «3»
12-14 баллов «4»
15-17 баллов «5» обсуждении вопроса.
Регулятивные
УУД: Планировать и корректировать собственные учебные действия.
Осваивать навыки самоконтроля.
Находить и исправлять ошибки
(свои собственные и допущенные другими).
Прогнозировать результат решения.
5. Первичное закрепление в изменённой ситуации
(конструктивные)
Самостоятельное
выполнение задания №4 из бланка.
4. Анализ. Расположите в порядке возрастания: а) 5 %; б) 1,2; в)
10 25
; г)
130 %; д)
3 10
; е) 50 %; ж) 0,1; з)
1 4
; и) 0,3 %; к) 97.
Ответ___________________
________________________
________________________
____
Предлагает выполнить задание 4 из бланка. Оказывает помощь при затруднениях.
Осуществляет контроль, оценивает правильность выполнения заданий.
Выполняют задание 4 из бланков.
Личностные:
формирование готовности к самообразованию.
Регулятивные:
п ланирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
6. Подведение итогов урока
(рефлексия учебных знаний)
Выполнение заданий 5 и 6 из бланка заданий. Синтез.
Сформулируйте правило
перевода десятичных и
Предлагает выполнить задания 5 и 6.
Наблюдает,
Выполняют задания 5 и 6 из бланков.
Зачитывают
Познавательные:
формирование интереса к данной теме.
20
21
обыкновенных дробей в
проценты. Чтобы выразить дробь в процентах нужно
________________________
_____.
Сформулируйте правило
представления процентов
в виде дроби. Чтобы выразить проценты в виде дроби, нужно ____________
6. Оценка. Сочините рассказ «Проценты в нашей жизни». фиксирует затруднения.
Оценивает работу на данном этапе сам (если время ограничено, то оценка выставляется после урока).
Просит зачитать свои ответы на задания свои ответы по просьбе учителя
Личностные:
формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные
:уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
п ланирование своей деятельности для решения поставленной задачи.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.
Стр. 191; В-1, В-2.
Задание2.
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
8.Рефлексия учебных действий
Отвечают на вопросы:
Тема урока ...
Цели урока ...
Я научился …
Я испытал затруднения …
Просит ответить на вопросы и осуществить самооценку деятельности на уроке.
Отвечают на вопросы.
Ставят себе оценку за работу на уроке
(среднюю арифметическу ю по оценкам в бланке).
Личностные:
формирование позитивной самооценки
Регулятивные:
умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
22
Приложение к уроку математики
Фамилия Имя_____________________________________________________________
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов


связь с админом