Главная страница
qrcode

Теория-государства-и-права. В. Л. Кулапов теория государства и права


НазваниеВ. Л. Кулапов теория государства и права
Дата01.10.2020
Размер2.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория-государства-и-права.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#71710
страница4 из 41
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
Частно-научные методы в своей совокупности ориентированы на специфику предмета познания конкретной науки и генетически связаны с ним. Как совокупность познавательных приемов и правил, они детерминированы закономерностями построения, функционирования и развития изучаемых предметов и должны соответствовать их основным свойствам. При этом должна быть определена структура предмета (объекта) установлены границы и аспекты его исследования, а также возможные взаимосвязи между структурными элементами в рамках изучаемого предмета. Использование неадекватных

35 методов ведет к получению неверных выводов или к их неполучению вообще.
Для иллюстрации достаточно сравнить предметы и средства познания математики, физики и юриспруденции. Более того, средства и способы познания могут стать его предметом, и наоборот. История науки свидетельствует, что искусство познания совершенствуется по мере совершенства самого знания.
В теории государства и права исследование закономерностей развития государственно-правовых явлений осуществляется как общенаучными методами
(в различных пропорциях использующими эмпирические и рациональные
(теоретические), исторические и логические подходы), так и целым комплексом дополняющих и детализирующих специальных, а также частно-научных методов.
Среди них преобладают:
формально-юридический метод, позволяющий на основе анализа политикоправовых понятий и категорий познать анатомию, внутреннюю структуру государства и права, а также динамику их развития и реального функционирования. Формализм характерен для права. Он помогает точно изложить мысль, представить ее как официальный документ, систематизировать, обобщить юридическую материю и т.д.; Этот метод дополняется семантикой и герменевтикой. Семантика акцентирует внимание на внешней нормативно языковой деятельности, а герменевтика позволяет проникнуть в умонастроение автора, в сущность явлений отраженных в тексте и познать их истинную социальную обусловленность на основе уже существующего предварительного понимания.
сравнительный метод, способствующий выявлению специфики тех или иных государственно-правовых явлений, их сходства и различия, позитивных и негативных свойств на основе сопоставления с аналогичными явлениями в других отраслях, регионах или странах, существующих одновременно или в разные исторические периоды. При сходных ситуациях, он позволяет заимствовать наиболее удачные правовые решения и конструкции;
конкретно-социологический метод, позволяющий на основе анализа информации, полученной при исследовании документов, анкетирования, опроса

36 населения, обобщения юридической практики и т.д., оценить степень эффективности государственного управления и правового регулирования.
Необходимо знать, как на практике, в реальной действительности действуют те принципы и рекомендации, которые предлагаются теоретической наукой;
метод
социально-правового
эксперимента, дающий возможность экспериментально проверить внедрение в практику определенных научных гипотез и предложений.
К этой группе методов следует также отнести такие детализирующие методы как: моделирования, статистический, синергетики, так необходимый для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т.д. Синергетический подход, позволяет обратить внимание на сопутствующие, случайные факторы, которые своим влиянием на события действительности препятствуют их тотальной регламентации и детальному прогнозированию. Государство и право не должны подменять саморазвитие социальной среды, а усиливать, охранять и создавать необходимые условия, определять цели поступательного развития общества.
Следует иметь ввиду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно-правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий, детализируя общефилософские методы и решая этапные задачи, происходит преимущественное использование лишь определѐнных методов и приемов познания.
Так, на стадии сбора и изучения имперических фактов используются такие приѐмы конкретно социологического метода как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т.д. на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический метод, классификация, математическое моделирование и т.д.

37
Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своѐм содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов выражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут послужить юридические конструкции (состава правонарушения) различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.
Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственноправовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своѐм совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права.
Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права, которые становятся основой познания конкретных государственно-правовых явлений, выработки специально отраслевых методик исследования.
Список рекомендуемой литературы
Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4.
Домарли М. К новой концепции исторического познания права //
Правоведение. 2003. № 3.
Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
Керимов Д.А. Методология права. М., 2001.
Керимов Д.А. Общая теория права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.
Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

38
Лукач Р. Методология права. М., 1981.
Мартышин О.В.Общетеоретические юридические науки и их соотношение //
Государство и право. 2004. № 7.
Путьков О.А. Теория государства и права: проблемы и перспективы //
Правоведение. 2001. № 6.
Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1.
Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. М., 2000.
Сырых В.М. Метод правовой науки (основные элементы, структура). М., 1980.
Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург,
2001.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.
Малько. М., 2000. Гл. I.
Тесты для самоконтроля:
1.
Предмет науки является частью: а) формы явления б) объекта науки в) метода науки
2.
К отраслевым юридическим наукам относятся: а) история политических и правовых учений, теория государства и права б) судебная психиатрия, судебная статистика в) конституционное право, уголовное право

39
Тема 2.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
§ 1. Социальная власть и нормы первобытнообщинного строя
Существование ранних форм объединения предков современного человека было обусловлено необходимостью защиты от негативных проявлений внешней среды и для совместного добывания пищи. В суровых природных условиях первобытного общества человек мог выжить только в коллективе.
Дородовые объединения людей не были устойчивыми и не могли обеспечить достаточных условий сохранения и развития человека как биологического вида.
Продукты питания, получаемые от природы в готовом виде, могли обеспечить лишь минимальные потребности общества в экстремальных условиях его существования. Экономика того времени была присваивающей. Материальную основу первобытного общества составляла общественная собственность с половозрастной специализацией труда и уравнительным распределением его продуктов.
Выжить и выделиться из мира животных человеку помогло изготовление орудий труда и творческая организация совместной хозяйственной деятельности.
Этот процесс требовал не только развития инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, передачи опыта последующим поколениям и т.д.
Первичной организационной единицей воспроизводства человеческой жизни был род, основанный на кровно-родственных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Данное обстоятельство связано прежде всего с особенностями семейных отношений того времени. В первобытном обществе доминировала полигамная семья, при которой все мужчины и женщины принадлежали друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Сложился матриархат, при котором женщины занимали лидирующее положение в обществе. Несколько позже, с помощью обычаев, сначала запрещаются браки

40 между родителями и детьми, затем — между братьями и сестрами. В результате запрета инцеста (кровосмешения) послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин. При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии — в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отношений, коммуникаций между людьми. Расширение общения обогатило процесс познания окружающей действительности и обучение ближних на основе обобщенного опыта с помощью рационализированных способов передачи информации.
Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины, которые в повседневной жизни были равными среди равных, направляя поведение соплеменников личным примером.
Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин.
Поступки человека во многом предопределяются его природными инстинктами. Чувство голода, жажды и т.д. вызывают необходимость совершения определенных действий по удовлетворению индивидуальных потребностей. Эти инстинкты, обусловленные природой существования живого организма, присущи всем представителям животного мира. Поведение человека в первобытном стаде направлялось с помощью знаков «можно» и «нельзя», воспринимавшихся, как и у животных, на уровне инстинктов и физических ощущений. Заложенные в основу этого поведения природные инстинкты
(размножения, самосохранения и т.д.) обостряются коллективной природой человека. Поскольку жизнь индивида во многом зависит от поведения окружающих его людей, от согласованности взаимного существования. В повседневной действительности он должен не только что-то брать от окружающей природы для себя лично, но и отдавать себя на пользу общества

41 соблюдая общие правила поведения. В отличие от других животных, человек наделен свойством разума. Поэтому в поступках человека все большее отражение получает его духовная жизнь, которая опосредуется нравственностью и некоторыми религиозными нормами. Его поступки получают оценку с позиций добра и зла, чести и бесчестия, справедливого и несправедливого. Он начинает осознавать, что подлинное благополучие наступает не тогда, когда человек удовлетворяет свою физиологическую потребность, а тогда, когда он живет в полной гармонии с окружающими. Природный коллективизм, объединивший людей для согласованной целенаправленной деятельности и обеспечивший их выживание на определенном этапе своего развития, нуждался в социальном регулировании. Всякая община — это самоуправляющийся локальный коллектив, способный вырабатывать нормы совместной деятельности и обеспечивать их соблюдение.
При этом для социального регулирования необходимо было развитое сознание, способность оценивать, обобщать и формулировать наиболее рациональные варианты поведения в виде общеобязательных образцов. Нормативное регулирование имело значительные преимущества в сравнении с индивидуальными велениями. Оно весьма существенно улучшало процесс управления, т.к. властные органы освобождались от необходимости вмешательства в каждую социальнозначимую ситуацию и принятия множества конкретных управленческих решений, появилась возможность прогнозировать поведение людей в типичных ситуациях.
Кроме того существование норматива позволяло координировать поведение многих людей, экономило их силы и облегчало совместный труд при достижении индивидом своих целей.
С помощью нарождающихся социальных норм формально закрепляющих накопление и обобщение социально полезной информации человеческое общество решало проблему выживания и обеспечения стабильной совместной жизни. Аккумулируя частицы накопленного социального опыта в предметнофантастической форме, они указывали, как нужно и как нельзя поступать в определенной жизненной ситуации. Риск слишком дорого обходился

42 первобытному человеку. Поэтому в тех нормах, в отличие от ныне действующих норм, выражалась не связь сущего с должным, а связь уже апробированного прошлого с настоящим. При этом нарождающиеся права человека, отражая меру его свободы действовать по своему усмотрению, еще в значительной мере предопределялись природными факторами (физической силой, умом, организаторскими способностями и т.д.) и уровнем знаний первобытного человека. Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выражающимися в форме заклятий, обетов, зароков и табу. Табу — это запрет, который проходил особую религиозную, магическую технологию (устанавливался жрецами) и имел мистические санкции, грозящие неблагоприятными последствиями.
Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода, его природный эгоизм препятствующий необходимости согласования с потребностями других людей и подчинению общезначимым интересам.
Человек безопасно чувствовал себя только в границах установленных запретов. Лишь позже появились обязывания и дозволения, деление права на естественное (природное) и позитивное, искусственно создаваемое и изменяемое самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества.
Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как они находились на начальной стадии своего формирования и их еще невозможно было дифференцировать.
Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основными формами были — миф и обычай.
Миф (сказание, эпос, предание и т.д.) в художественно-образной, предметнофантастической форме передавал информацию о необходимом или запретном поведении. Закрепляя определѐнные нормативы поведения в качестве прецедента, обращѐнного в будущее он придавал норме поведения ореол святости и справедливости. Данные свойства придавали образцам поведения

43 идеологические и обобщающие характеристики, т.к. осознавались обществом в качестве традиционных правил поведения, освященных сверхъестественными силами и потому не подлежащих сомнению и критике.
Обычай — это форма передачи нормативно-поведенческой информации от одного поколения к другому. Нет и не может быть обычая вообще. Различают моральные, религиозные, правовые и т.п. обычаи. Иногда они одновременно включают в свое содержание и моральные, и правовые, и религиозные аспекты поведения.
Сила обычая состояла не в принуждении, а в общественном мнении и привычке людей руководствоваться данной нормой, в стереотипе поведения, выработанном долговременной практикой и подкрепленном моральными, религиозными и т.п. требованиями. Норма обычая действует, пока ее помнят и передают из поколения в поколение. Значительную помощь в этом всегда оказывал бытовой фольклор (притчи, пословицы, поговорки). Они отражали все этапы зарождения и разрешения спорной ситуации: «уговор дороже денег»; «долг платежом красен, а займы — отдачею»; «ушел — так и прав, попался — так и виноват»; «не всякая вина виновата» и т.д.
Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в мифах и обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных обрядов. Ритуал представляет собой систему последовательно совершаемых действий сигнальнозвукового и символического характера. Форма его проведения и внешние атрибуты участников внушали людям необходимое чувство и настраивали на определѐнную деятельность.
Жизнь первобытного человека это продолжающийся ритуал познания и использования природы, где каждый поступок имеет определенное символическое значение. Питание становится не только средством удовлетворения физиологических потребностей, но и средством поклонения, обучения, воспитания и познания. Религиозный обряд — это комплекс стереотипных, коллективных действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами, вызывающий

44 определенные коллективные чувства. При его проведении приоритетное значение получает не только и не столько форма, сколько смысловое содержание действий выполняемых под руководством человека обладающего специальными познаниями, сила образа в эмоционально-психологическом воздействии на людей, их коллективное сопереживание с участниками обряда. Соблюдая норму, субъект аппелирует к группе добиваясь ее поддержки
§ 2. Причины и формы возникновения государства
Около 10 тысяч лет назад в процессе длительного эволюционного развития общества возникло государство. Его появление обусловлено целым комплексом социальных, экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разное значение для организации общественной жизни человека. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Природу каждого явления и тем более государства трудно, но очень важно понять. Ибо если начало определено не правильно, то мы рискуем истинностью целой науки и всех ее отправных положений.
Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании это не стихийный процесс. Оно стало результатом саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития, требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.
Государство является продуктом сознательной, коллективной воли и деятельности человека, отражающей его жизненный опыт и уровень социального развития. Это естественный, объективно исторический процесс, проходящий без решающего влияния внешних обстоятельств. В то же время нельзя забывать о влиянии ряда сопутствующих факторов.
Этому процессу в определенной степени способствовало изменение природноклиматических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными.

45
Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством, а также последующему оседлому проживанию на определенной территории. Однако природноклиматические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, стали условием, но не послужили его причиной.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

перейти в каталог файлов


связь с админом