Главная страница
qrcode

Теория-государства-и-права. В. Л. Кулапов теория государства и права


НазваниеВ. Л. Кулапов теория государства и права
Дата01.10.2020
Размер2.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория-государства-и-права.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#71710
страница41 из 41
Каталог
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41
Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.
Обыденное правосознание отражает внешние, порой наглядно проявляющиеся стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии — совокупности чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т.п., выражающих отношение человека к правовой действительности.
Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т.е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т.п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые,

458 общественные деятели и т.д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.
Правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.
С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на
общественное, групповое (классовое) и индивидуальное.
Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых юридически значимых деяний (коррупция).
Отсутствие синтетически целостного правосознания общества превращает людей в разрозненную толпу не способную объективно, аналитически осознавать окружающую действительность.
Безбрежный плюрализм низвергает существующую иерархию социальных ценностей. Лишает человека четких критериев истинны и справедливости, порочное воспринимается как законное и справедливое, а свобода воспринимается как нравственный и мировоззренческий произвол. Это облегчает задачу манипулирования людьми. Поэтому при авторитарных режимах власть старается держать людей в невежестве, лишать людей широкого всестороннего образования, превращая их в узких профессионалов, подвергает сомнению необходимость дружбы и взаимовыручки, объявляет порочным чувство патриотизма. Разрозненных людей легче подчинить злой воле. Власть охотно пользуется таким социальным абсурдом, принимая нужные ей решения, легко находя для них юридические обоснования и мотивацию. Она действует по принципу «Разделяй и властвуй».
Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т.д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т.п. Особым видом группового правового

459 сознания является профессиональное правосознание юристов.
Оно формируется на основе юридической практики, под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности
Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей), а также психологическую индивидуальную готовность к совершению правомерных поступков.
Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию, готовность действовать в соответствии с этой оценкой.
Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его
функциях:
познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.
В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

460
§ 2. Основные формы деформации правосознания
Под влиянием различного рода объективных и субъективных обстоятельств могут возникать деформации правосознания, выражающиеся в следующих формах:
1. Правовой инфантилизм (правовое невежество), при котором в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ действующего законодательства человек не может полноценно ориентироваться в правовой действительности.
2. Правовой идеализм (романтизм)означает переоценку возможностей права.
Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового состава законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.
Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо поощрять позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью, коррупцией и т.д.), необеспеченных возможностями власти, стремление государства переложить на неподготовленное гражданское общество обязанность выполнения некоторых своих функций.
Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо

461 позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т.е. в правовом нигилизме.
3. Правовой нигилизм, как и правовой идеализм, имеет весьма богатую историю. По своему содержанию он выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, к установлению порядка и пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).
Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.
Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках российского правосудия и т.д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т.д. Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего преступные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста — там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь — туда и вышло».
К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятие несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабую защищенность личности. Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня

462 правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и т.д.
4. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т.п. мотивами). В отличие от правового нигилизма оно выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.
§ 3. Понятие и виды правовой культуры
Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире его по содержанию, так как включает в себя помимо знания и оценки права
(духовного элемента) юридически значимое поведение, действия людей и материализованные юридические ценности. Отражая уровень развития правовой реальности, она проявляется в идеологических, деятельностных и предметных формах. Ее развитие, как и развитие культуры вообще, во многом зависит от характера национальной идеологии. Прогрессивная идея захватывает людей, пробуждает творческий потенциал и социальную активность личностей. К правовой культуре следует относить не всякую юридическую деятельность и ее результаты, а лишь ту, которая является благом, социальной ценностью для человека и его объединений, связанных меж собой определенным образом жизни. Можно сказать, что правовая культура — это своего рода юридическое богатство общества, отражающее качественное состояние его правовой жизни, это совокупный юридический опыт, направленный на прогрессивное развитие как общества в целом, так и отдельных личностей.
Правовая культура это:
- часть общей культуры, так как в любом обществе правовая культура детерминирована целым комплексом экономических, политических, национальных, религиозных и т.п. факторов, отражающих своеобразие жизни в

463 определенной общественной системе;
- выражение ценностной характеристики правовых явлений;
- отражение качественного состояния правовой жизни.
Содержание правовой культуры отражает как комплекс юридических ценностей, так и процесс их воспроизводства в реальной действительности.
Правовая культура — это юридическое богатство общества, отражающее уровень развития правового прогресса, который воплощает в себе создаваемые и созданные, национальные и интернациональные юридические ценности, обеспечивающие должный уровень правового состояния общественной жизни и гарантирующие достойное положение личности в ней. Она не только сохраняет и выражает общечеловеческие, мировоззренческие ценности, но и трансформирует их применительно к юридической сфере деятельности, а также ретранслирует их в иные сферы человеческого бытия.
Будучи социальным явлением, правовая культура формируется всем обществом. Это результат интеллектуальной совокупной деятельности многих людей, передающийся из поколения в поколение. Однако эта аксиома вовсе не отрицает существования индивидуальной правовой культуры. Поскольку личность ежеминутно ощущает себя составной частью коллектива, функционально связана с другими людьми. Происходит взаимное обогащение знаниями и опытом, формируется ценностный подход к окружающей действительности. Обществом вырабатываются ценностные установки и передаются в процессе обучения и воспитания индивидам. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, предрасположенностью субъекта, заранее определенному отношению к данному объекту, явлению или процессу.Развитие правовой культуры совпадает с развитием личности.
Виды правовой культуры. Различают правовую культуру общества, индивида и социальной группы.
Правовая культура общества является частью его общей культуры. Уровень ее развития можно определить по следующим показателям:

464 а) состояние правосознания населения и должностных лиц; б) уровень совершенства законодательства и состояние законности в стране; в) соотношение общечеловеческого и национального в праве; г) степень развитости в стране юридической науки и юридического образования; д) эффективность деятельности правоприменительных органов и защищенность прав личности.
Таким образом, основными структурными элементами правовой культуры общетсва, позволяющими судить о ее содержании, являются: правосознание, право и юридическая практика. Они отражают не только способ расположения элементов и степень наполнения ими содержания правовой культуры, но и последовательную взаимосвязь между ними во времени, показывая характер влияния человека на формирование и реализацию правовой материи.
Определенной спецификой характеризуется правовая культура социальной группы (молодежи, профессионалов-юристов и т.д.).
Важное значение для государства имеет профессиональная культура работников правоохранительных органов.
Ее должны отличать следующие черты: а) знание и уважение права, действующего законодательства; б) законность действий при выполнении должностных обязанностей; в) умение пользоваться данной властью, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям; г) способность эффективно обеспечить права и свободы граждан; д) умение вести правовое обучение и воспитание подчиненных, граждан; е) быстро и правильно оформлять необходимые юридические документы.
Создание и функционирование в нашей стране правового государства невозможно без воспитания у граждан высокой правовой культуры.
Правовая культура личности включает в себя следующие основные элементы: а) понимание права и знание действующего законодательства; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному,

465 законопослушному поведению, в формировании общественно необходимой ценностной ориентации, под которой следует понимать направленность деятельности субъекта на достижение социально полезных ценностей; в) опыт, навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод; г) реальное юридически значимое поведение.
Не всякого индивида, знающего и понимающего нормы права, можно считать человеком высокой правовой культуры. Таковым является только тот, у кого знание юридических норм сочетается с внутренней потребностью строгого соблюдения их предписаний, кто в своей практической деятельности неуклонно им следует.
§4. Правовое воспитание
Важную роль в формировании правосознания и правовой культуры граждан играет правовое воспитание — целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Как всякий организованный процесс правовое воспитание носит системный характер, его основными элементами являются: субъекты воспитания
(государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т.д.); содержание воспитания — передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы
правового воспитания.
В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключается в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт,

466 содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
К основным организационным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т.п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты, т.п.).
Методы
правового
воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят прежде всего убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и другие методы.
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

467
Список рекомендуемой литературы
Бошно С.В., Васюта Г.Г. Отражение в правовом сознании государственных служащих судебной практики (по итогам социолого-юридического исследования)
// Государство и право. 2010. №10.
Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
Казаков В.Н., Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика //
Государство и право. 2002. № 3.
Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч.10.
Правосознание и правовая культура в правовой системе общества: Текст лекций.
Ярославль, 2004.
Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. № 1.
Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны
«одной медали» // Правоведение. 1994. № 2.
Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// Журнал российского права. 2004. №3.
Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Саратов, 1989.
Сафронов В.Г. Понятие правового нигилизма // Государство и право. 2004.
№ 12.
Семитко П.П. правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск. 1990.
Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал российского права. 2004. №11.
Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в
России: формула взаимообусловленности// Правоведение. 2003. №1.
Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М.,
2007.

468
Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. № 10.
Туманов В.А. О правовом нигилизме // Государство и право. 1989. № 10.
Фарбер И.С. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.
Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004.
№2.
Тесты для самоконтроля:
1.
Содержание правовой психологии составляет система: а) чувств б) мнений в) теоретических идей г) переживаний
2.
Что входит в содержание правосознания? а) знание и оценка права б) юридически значимое поведение, деяния людей в) материализованные юридические ценности

469
ГЛОССАРИЙ
Акт применения норм права — официальный акт, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о принятии на работу и т.д.).
Аналогия закона — разрешение конкретной жизненной ситуации на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения.
Аналогия права — разрешение конкретной жизненной ситуации на основе общих принципов права.
Власть — отношения между властвующим и подвластными, в которых властвующий навязывает свою волю подвластному, направляя его поведение.
Внешние функции государства — основные направления деятельности на международной арене.
Внутренние функции государства — основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
Гарантии
законности — совокупность условий и средств, обеспечивающих надлежащий режим законности.
Гипотеза — часть юридической нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, условия, при наличии которых определѐнные субъекты вступают в отношения друг с другом.
Государственно-правовой режим — система приемов и способов осуществления власти.
Государство — особая суверенная территориальная организация политической власти, которая на основе права с помощью специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего общества, используя для этого его национальные ресурсы.
Гражданское общество — идеальная модель общественного устройства, которая отражает систему экономических, нравственных, политических и иных отношений индивидов, добровольно объединившихся в различные ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

470
Дееспособность — признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.
Деликтоспособность — способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения.
Динамика права — отражает количество и интенсивность изменений его свойств, структурных элементов и связей за определѐнный период времени и в рамках определенного пространства в ответ на потребности социальной действительности.
Диспозиция — часть нормы, содержащая права и обязанности адресатов, указывающая, как должен (может) действовать субъект, попавший в условия, указанные в гипотезе, определяет само правило поведения.
Доказательства— фактические данные (точнее, не сами фактические данные, а сведения о них), с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказывание — форма подачи информации, при которой всякое юридически значимое утверждение обосновывается доказательствами и в связи с этим приобретает достоверный, убедительный характер.
Закон — существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь в государственно-правовой сфере, которая не терпит исключений и действует статично с неумолимой силой.
Закон — принятый в особом порядке акт правотворчества высших представительных органов государства
(субъекта
Федерации) либо непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных базовых общественных отношений.
Законность — такой режим общественной жизни, который основан на системе требований по строгому и неуклонному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями и гражданами.

471
Законодательная инициатива — предоставленное строго ограниченному кругу субъектов, право на внесение в представительный орган законодательных предложений, которому соответствует его обязанность рассмотреть предложенный законопроект и включить в повестку дня для обсуждения на очередной сессии парламента.
Законодательный процесс — система относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.
Закономерность — объективно существующая, устойчивая и системная связи между повторяющимися государственно-правовыми явлениями .
Инкорпорация — внешняя обработка или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу.
Институт права — обособленный комплекс правовых норм (их первичная общность), регулирующий определенную группу родственных отношений.
Интерес — целесообразное направление воли на определѐнный объект действительности по поводу удовлетворения возникшей потребности.
Исполнение права — состоит в преимущественно активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей.
Использование права — состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме.
Источник права — указывает на истоки правовой информации, и систему факторов, предопределяющих содержание этого явления.
Категория — логическая общность ряда научных абстракций, создается за счет устранения второстепенных, детализирующих признаков, образующих конкретные видовые понятия и их логического объединения на основе сущностных свойств в общие (родовые) понятия или категории.
Классификация — распределение изучаемых объектов (норм) по классам
(группам) на основе общего признака.

472
Кодификация — деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки и объединения действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.
Консолидация — форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт.
Конфедерация
— межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский
Союз с 1815 по 1866 г.).
Корпоративные нормы — правила поведения общего характера, которые устанавливаются определенной корпоративной организацией в границах полномочий, установленных государством по поводу удовлетворения коллективных интересов и регулирования отношений с участием ее членов.
Метод науки — система принципов, приемов и правил последовательной научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательно обоснованных научных знаний.
Метод правового регулирования — совокупность средств, приемов и способов, с помощью которых, обеспечивается регулятивное воздействие на общественные отношения для достижения юридически значимой цели (как, каким способом регулируются общественные отношения?).
Механизм государства — система государственных организаций, взаимодействующих меж собой и обществом по поводу осуществления задач и функций государства. Он интегрирует организационные структуры государства и использует возможности общества для решения проблем государственного управления.
Механизм правового регулирования — взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется комплексное

473 регулятивное воздействие на поведение людей с целью достижения общественно полезного результата.
Монархия (единовластие) форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.
Наука — система упорядоченных знаний об определенных явлениях и процессах действительности, формально выраженных в абстрактных понятиях и категориях.
Нормативно-правовой акт — принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Нормативный договор — добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес.
Нормы морали — правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми с позиций исторически складывающихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.
Общество — сложная, динамическая система, сущность которой проявляется в различного рода отношениях, возникающих между индивидами и их объединениями, удовлетворяющими свои потребности за счет поддержания целостного и прогрессивного саморазвития социального объединения.
Община — самоуправляющийся локальный коллектив, способный вырабатывать нормы совместной деятельности и обеспечивать их соблюдение.
Объект правонарушения — то, на что направлено противоправное деяние. Общим объектом противоправного посягательства являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.

474
Объект правоотношения — то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, то, по поводу чего возникают правоотношения.
Объект теории государства и права — реальная государственноправовая действительность во взаимодействии с экономикой, политикой, культурой и другими явлениями окружающей среды без системного изучения которых невозможно понять причины появления и особенности функционирования государства и права.
Объект — особый круг (познанных и непознанных) явлений окружающей действительности, на который направлена совместная познавательная деятельность нескольких родственных наук. Он существует до и независимо от нашего знания как некая внешняя реальность.
Объективная
сторона
правонарушения — внешняя сторона противоправного деяния, отражающая проявление правонарушений в реальной действительности.
Обычаи — устойчивые, исторически сложившиеся в результате многократного повторения локальные правила поведения людей, сохраняющиеся в общественном сознании и охраняемые силой общественного мнения.
Определение — краткое раскрытие сути того или иного понятия путем перечисления его наиболее характерных свойств.
Орган государства — юридически оформленная, организационно и экономически обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих, наделенных властными полномочиями и материальными средствами для выполнения, в пределах своей компетенции (от имени государства в целом) определенного вида государственной деятельности.
Организационные правила — разновидность социальных норм, которые регулируют отношения, связанные с производственными и организационными вопросами, обеспечивают слаженную работу управленческого аппарата, не отраженную в праве и не требующую оценки с позиций морали.
Отрасль права — система правовых норм, регулирующих определенную

475 сферу общественной жизни с помощью соответствующего режима (набора методов) правового регулирования.
Полезность правовой нормы — соотношение намеченных позитивных и побочных негативных результатов, возникших вне предвидения законодателя.
Политическая система общества — совокупность политических организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового характера, позволяющими в соответствии со своими убеждениями и целями участвовать в формировании и осуществлении государственной власти.
Политические нормы — правила поведения общего характера, установленные или санкционированные субъектами политической системы по поводу их участия в формировании и использовании государственной власти.
Понятия — научные абстракции, которые в обобщенной форме отражают систему взаимосвязанных общих и специальных признаков, позволяющих отграничить данное явление от иных родственных, пограничных явлений общественной жизни.
Потребности — внутренний побудительный мотив активной совместной деятельности людей, выражающийся в недостатке определенных явлений или средств жизненно необходимых для существования индивида или коллектива.
Право — система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, групповых и общечеловеческих интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.
Правовая идеология — система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.
Правовая культура юридическое богатство общества, отражающее уровень развития правового прогресса, который воплощает в себе создаваемые и созданные, национальные и интернациональные юридические ценности,

476 обеспечивающие должный уровень правового состояния общественной жизни и гарантирующие достойное положение личности в ней.
Правовая позиция — основанные на истолковании действующего законодательства и принципов права представления и юридически аргументированные комплексные выводы субъекта, в которых выражается его юридическая оценка сложившейся жизненной ситуации.
Правовая политика — обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов, сознательно-волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни.
Правовая семья — совокупность национальных правовых систем, отличающихся сходством доминирующих юридических идей, исторически сложившихся источников формирования, форм внешнего выражения права, структуры юридических конструкций и других признаков технико-юридического свойства.
Правовое воспитание — целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое государство — демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правовое ограничение — система юридических средств, устанавливающих границы социально допустимого поведения под угрозой наступления неблагоприятных последствий за их нарушение.
Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования обычное правило поведения, санкционированное государством.
Правовой прецедент — такое решение государственного органа, которое

477 принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел.
Правовой режим — особый порядок правового регулирования, который состоит в использовании определенного комплекса юридических средств и способов для достижения желаемых специальных целей.
Правовой статус — правовое положение личности в обществе, которое отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими.
Правовой стимул — комплекс юридических средств, побуждающих субъекта к социально активному поведению для удовлетворения позитивного общественно значимого интереса.
Правовые льготы — юридические средства, предоставляющие субъектам
(ветеранам, участникам боевых действий и т.д.) дополнительные права или освобождающие их от установленных законом обязанностей.
Правовые привилегии — специальные льготы для конкретных субъектов
(Президент РФ, Председатель Государственной Думы РФ), необходимые для лучшего выполнения публичных функций.
Правомерное поведение — соответствующее требованиям действующего права социально полезное, интеллектуально волевое поведение субъектов направленное на удовлетворение их юридически значимых интересов обеспеченных поддержкой государства.
Правомочие— законодательно закреплѐнный элемент субъективного права конкретизирующий свободу возможного поведения участника правоотношения.
Правонарушение — противоправное, виновное деяние деликтоспособного субъекта, причиняющее вред охраняемым законом интересам.
Правоотношения — общественные отношения, конкретные участники которых являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в юридической норме.
Правопорядок — устойчивая, внутренне согласованная система отношений и

478 связей, урегулированных действующим правом и гарантированных государством.
Правосознание — система чувств, эмоций, взглядов, идей и гипотез, в которых выражается отношение людей к праву и иным явлениям правовой действительности.
Правоспособность — признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно-полезной деятельности.
Правосубъектность — способность индивида или его объединений быть субъектом правоотношения.
Правотворчество — осуществляемая в особом порядке государственновластная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.
Предмет — часть непознанных явлений и процессов (входящих в содержание объекта), которые подвергаются специализированному познанию методами и средствами, характерными лишь для одной из комплекса родственных наук.
Предмет
правового
регулирования — общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу объектов определяющих их интерес
(что регулирует право).
Предмет теоретической науки — специализированное изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений системно обеспечивающих организацию общественной жизни.
Применение
права
— государственно-властная управленческая деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную

479 жизненную ситуацию.
Принципы права — законодательно закреплѐнные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание а также порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.
Пробел в праве — отсутствие в действующем законодательстве нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового разрешения.
Реализация права — процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата.
Республика (дело народа) — форма правления, при которой государственная власть передается (делегируется) народом представительным органам, избранным на определенный срок.
Санкция — часть нормы, определяющая вид и меру юридической ответственности за нарушение правил поведения, содержащихся в ее диспозиции.
Система права — исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая состав и взаимодействие составляющих ее норм, институтов и отраслей по поводу достижения общественно необходимых целей.
Систематизация
нормативно-правовых
актов — деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения.
Соблюдение права — выражается в преимущественно пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом.
Состав правонарушения — система зафиксированных в норме права типичных, наиболее важных признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.
Социальные нормы — общеобязательные правила поведения, регулирующие

480 отношения между людьми.
Способ правового регулирования — основанная на государственно-властной оценке социально значимых явлений, система правовых предписаний, фиксирующих комплекс правовых средств, приемов и процедур, с помощью которых осуществляются регулятивное воздействие на сознание и волю людей с целью достижения социально полезного результата.
Способ толкования — совокупность специальных приемов, и правил познания позволяющих установить истинный смысл правового предписания для урегулирования конкретной жизненной ситуации.
Стадии правоприменения — относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.
Статика права — устойчивость (неизменность, равновесие) его качественного состояния, обусловленного соответствием его регулятивных возможностей потребностями общественной жизни.
Статья — является документально-письменной формой бытия нормы, частью законодательного текста.
Структура нормы права — внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.
Субъект правонарушения — вменяемое, деликтоспособное, достигшее определенного возраста лицо, а также социальная организация.
Субъективная
сторона
правонарушения—выражает отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям.. С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е. психическим отношением лица к содеянному.
Субъективное право — вид и мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица.

481
Субъекты правоотношений — участники конкретных правовых отношений (люди и их объединения), имеющие предусмотренные законом права и обязанности.
Тенденция — направление государственно-правового развития, определяемое как объективными, так и субъективными факторами, имеет кратковременный, неустойчивый и бессистемный характер.
Технические нормы — регулируют отношения человека к окружающему его миру, к природе и технике по поводу их наиболее целесообразного использования.
Тип государства система сущностных признаков государств определенной общественно-экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения.
Толкование норм права — интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм с целью их наиболее правильного применения.
Унитарные государства— единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают (Франция,
Финляндия, Норвегия и др.).
Федеративное государство — добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство.
Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
Форма государственного устройства —территориальная организация государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.
Форма права — показывает, как право организовано и выражено вовне, в реальной действительности.
Форма правления — порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

482
Формы осуществления функций государства — упорядоченная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Функции государства — наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение на определенном этапе общественной жизни.
Функции права — основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых отражаются его сущность и социальная востребованность для организации общественной жизни.
Функции юридической практики — основанные на обобщенном юридическом опыте главные направления по совершенствованию правовой материи, юридической деятельности и социальной действительности в целом.
Экономичность правовой нормы — соотношение достигнутых результатов и средств, затраченных на их достижение.
Эффективность правовой нормы — определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.
Юридическая
деятельность
— такая государственно-властная управленческая деятельность компетентных органов которая влечет юридические последствия и осуществляется в особом порядке на профессиональной основе с использованием специальных приемов и средств по поводу удовлетворения социально значимых потребностей и интересов.
Юридическая конструкция — типовая модель, отражающая правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни.
Юридическая обязанность — вид и мера должного (требуемого) поведения правообязанной стороны.
Юридическая ответственность — установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы.

483
Юридическая
практикаюридически значимая деятельность, связанная с созданием и реализацией юридических актов, а также обобщением и передачей накопленного в связи с этим социально-правового опыта.
Юридическая процедура — система последовательных юридически значимых действий, осуществляемых определенными субъектами с использованием допустимых законом средств по организации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм материального и процессуального права.
Юридическая техника — система средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.
Юридическая цель — идеально предполагаемое управомоченным на то органом состояние отношений, явлений или процессов, для достижения, которого предлагаются определенные комплексы юридических средств.
Юридически значимое поведение урегулированное правом, типичное, социально значимое и сознательно волевое поведение субъектов, влекущее юридические последствия.
Юридические
коллизии — противоречия между юридическими предписаниями, или актами регулирующими одно или несколько родственных отношений.
Юридические средства — взятая в единстве система правовых инструментов (установлений) и форм юридически значимой деятельности, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.
Юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Юридический процесс — система оформленных юридическими актами последовательных процедур, обеспечивающих комплексную реализацию норм материального права по достижению поставленных целей в определенной сфере

484 общественной жизни.
Юридический состав — выражает совокупную согласованную правом, связь между относительно самостоятельными юридическими фактами по поводу достижения определенных юридических последствий.
Юридический спор — совместное состязание (устное или письменное), где каждая сторона отстаивает свою правовую позицию, опровергая доводы противника.

485
Содержание
Введение. Из истории теоретико-правовой науки
Тема 1. Предмет и метод теории государства и права
Тема 2. Происхождение государства и права
Тема 3. Место и роль государства в политической системе общества
Тема 4. Понятие, сущность и типология государства
Тема 5. Гражданское общество, правовое государство и личность
Тема 6. Форма государства
Тема 7. Механизм государства
Тема 8. Функции государства
Тема 9. Понятие, сущность и ценность права
Тема 10. Соотношение права и государства
Тема 11. Статика и динамика права
Тема 12. Правовая система общества
Тема 13. Право в системе социальных норм
Тема 14. Нормы права
Тема 15. Форма права
Тема 16. Правотворчество и юридические процедуры
Тема 17. Система права и система законодательства. Методы, способы,
типы и режимы правового регулирования
Тема 18. Формы реализации и толкование права
Тема 19. Правоотношения
Тема 20. Механизм правового регулирования, цели и средства его
функционирования
Тема 21. Юридически значимое поведение и юридическая
ответственность

486
Тема 22. Законность,
правопорядок и дисциплина
Тема 23. Правосознание и правовая культура
Глоссарий
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

перейти в каталог файлов


связь с админом