Главная страница
qrcode

Теория-государства-и-права. В. Л. Кулапов теория государства и права


НазваниеВ. Л. Кулапов теория государства и права
Дата01.10.2020
Размер2.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория-государства-и-права.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#71710
страница5 из 41
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41
Причинами возникновения государства являются:
1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2) создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, активизировало самостоятельность индивида, изменение в организации семейной и общественной жизни.
Производство продукта для обмена обусловило разрыв между трудом и собственностью стимулировало появление частной собственности на орудия и продукты труда;
3) социально-классовое расслоение членов общества вызванное накоплением собственности у отдельных лицна социальные группы с различными, порой противоположными интересами. Этому процессу первобытное общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.
4) поляризация интересов, обострение межклассовых противоречий, связанные с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека породили потребность по-новому организовать общество и
обеспечить централизованное управление социальными процессами на основе независимого согласования интересов и обеспечения его консолидации. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества,

46 которое позволило содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнам, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.
Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти главной задачей, которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.
Основные формы возникновения государства:
афинская — классическая, проявившаяся в реформах Тезея, Солона и
Клисфена, поделивших население Аттики сначала по роду трудовой деятельности, затем по имущественному признаку и потом закрепивших их проживание на определенной территории;
римская — образование государства ускорила борьба чуждых плебеев против патрициев (коренного населения Рима), приведшая к формированию аппарата управления на паритетных началах;
древнегерманская — возникновению государства способствовало завоевание дикими германскими племенами (варварами) больших территориальных пространств, населенных различными народами и нуждающихся в централизованном управлении;
азиатская — формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и

47 строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении.
При этом родоплеменная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировалась специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства и повседневной жизни.
Коллективная собственность превратилась в государственную и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, т. к. собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.
Как свидетельствуют последние археологические сведения и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства могут быть не Афины (хотя именно они стали локомотивом истории), а восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, т.к. имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.
Признаки, отличающие государство от общественной власти родового
строя:
1. Объединение людей в первобытном обществе основывалось на кровнородственных связях. В государстве, в интересах управления и взимания налогов, деление населения закреплялось по территориальному признаку.
2. Если организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением, то в условиях расслоения общества для управления общественными делами создается особая организация не только публичной, но уже политической власти, специального аппарата, состоящего из служащих, профессионально осуществляющих управление, ориентированное на интересы определенного класса или иной социальной группы.

48 3.
Для содержания аппарата государственной власти нужны материальные средства, которые собираются с населения путем налогов и займов.
§ 3. Характеристика основных теорий происхождения государства
Наряду с материалистической существуют и другие теории происхождения государства:
теологическая (Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве). Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью;
патриархальная (Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н. Михайловский).
Представители этой теории утверждали, что человек как существо социальное всегда стремится к общению, взаимной поддержке и созданию коллективных объединений, первичным из которых является семья. Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства
(монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.
В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т.д.);
договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев).
Создатели этой теории пришли к выводу, что государство — не проявление

49 божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства люди жили в естественном состоянии. По мнению Руссо, это был
«золотой век человечества», завершившийся появлением частной собственности, расколовшей общество на бедных и богатых. По мнению Т. Гоббса, шла «война всех против всех».
В любом теоретическом варианте существования люди не имели гарантий осуществления своих естественных прав. Поэтому на основе добровольного соглашения, для обеспечения общего блага они создали государство, которому передали часть своих естественных прав. Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны. Если же государство нарушает или не выполняет условия общественного договора, то люди вправе его расторгнуть, даже с помощью революции.
Расторжение общественного договора в случае узурпации власти Дж. Локк рассматривал ни как мятеж, а как необходимую оборону;
психологическая (Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н.М. Коркунов).
Сторонники данной теории связывают появление государства со свойствами человеческой психики: с желанием основной массы людей уклоняться от принятия ответственных решений; со стремлением подчиниться общепризнанному авторитету, способному взять на себя всю полноту ответственности за судьбы населения; а также с необъяснимым страхом некоторых людей перед магической силой власти. В то же время государство — это не только проявление потребности человека подчиниться внешней силе, но и эффективное средство подавления агрессивных влечений индивида;
насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). Государство — результат насилия, завоевания одних племен другими. Победитель, пощадив поверженного неприятеля, в угоду удовлетворения собственного интереса по причине экономической целесообразности и извлечения прибыли, сделал первый шаг к созданию государства. При этом насилие необходимо как для удержания в

50 повиновении покоренных с помощью специального аппарата принуждения, так и для их защиты от произвола со стороны других племен. Поскольку для человека насилие, состояние войны — естественное состояние, постольку и государство как олицетворение силы людей вечно.
В юридической литературе имеют место и иные теории происхождения государства:
патримониальная (связывающая право собственника на землю с правом владения теми, кто на ней проживает);
органическая
(отождествляющая биологические закономерности с закономерностями развития общества и государства);
ирригационная (объясняющая происхождение государства широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений) и другие.
Но все они в большей или меньшей степени являются проявлением уже перечисленных теорий.
Указанные теории, подчеркивая отдельные стороны возникновения государства, преувеличивают их значение. Анализ этих теорий показывает, что познание происхождения государства — процесс длительный и сложный, в нем были как рациональные моменты, так и заблуждения.
§ 4. Особенности возникновения права
В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно времени и порядка возникновения права. Многие ученые утверждают, что право возникло вместе с государством в силу одних и тех же причин. Однако, несмотря на то, что процессы их формирования шли параллельно и были синхронизированы, это разные явления общественной жизни. Право — это система правил поведения, а государство — это система органов. Они удовлетворяют разные потребности человеческого сообщества в организации совместной жизни. Следовательно, и причины их возникновения не могут быть тождественными (хотя полного противопоставления здесь не может быть.
Государственная власть возникла из первобытнообщинной организации власти, а

51 право — из социальных норм доклассового общества). Кроме того, процесс возникновения права занял более продолжительный период времени.
Представляется, что существует два основных комплекса причин и условий в процессе возникновения права.
Первый носит преимущественно экономический характер и связан с описанными Ф. Энгельсом тремя крупными общественными разделениями труда, переходом человечества к «производящей» экономике, которая привела к относительно избыточному продукту и развитию отношений обмена, при котором относительно свободная, обособившаяся от общества личность стала зависимой не столько от общества в целом, сколько от потребностей и интересов других его членов. Проблема выживаемости первобытного коллектива потеряла свою остроту. Более актуальной стала проблема паритетного регулирования отношений между равными людьми. Симптоматично, что возникновение права непосредственно связано с возникновением субъективных прав, развитием дозволительного способа регулирования, предоставляющего некоторую свободу для личного усмотрения индивида.
Существовавшие обычаи и моральные заповеди, обеспечивая жизнеспособность коллектива, выражали преимущественно общественный интерес и не могли обеспечить равенства, справедливости и относительной самостоятельности субъектов, участвующих в отношениях обмена. Для регулирования этих отношений на началах равенства стала необходимой такая разновидность социальных норм, которая устанавливала бы их эквивалентный, справедливый характер и отражала бы выраженный в форме прав и обязанностей баланс интересов заинтересованных сторон и общества. Взаимовыгодный характер общеобязательной, обеспеченной властью и рассчитанной на повторяемость типичной связи делает ее правовой. По мнению древнеримских юристов «согласие творит право». Формальное равенство становится источником справедливости как воздаяния равный за равное. Следовательно, архаическое в своей зачаточной форме право возникает до государства.
Второй, социально-управленческий комплекс тесно связан с первым. Он

52 выражается в заинтересованности нарождающейся политической власти и господствующих социальных групп в том, чтобы нормы, регулирующие основополагающие отношения, выражали бы, прежде всего их волю, динамичнее реагировали на изменения общественной жизни и защищали бы их корпоративный интерес.
Кроме того, в условиях расслоения общества и дифференциации интересов обострилась проблема установления единого порядка и предотвращения конфликтных ситуаций. Согласованные и обеспеченные принудительной силой решения помогали избегать конфликтов и определяли наиболее целесообразное и справедливое поведение людей в наиболее значимых и повторяющихся ситуациях. В большинстве случаев сама выработка общеобязательных норм носила для населения мистический характер. Она осуществлялась как бы от имени и за счет сверхъестественных сил. Господствующая социальная группа, уничтожая первобытное равенство, поддерживала эту мистику, обожествляя и свою власть, и создаваемые властью нормы. При этом большое значение приобретала правовая символика, которая, выражаясь в чувственных образах, физических и реальных знаках была доступна для восприятия, бросалась в глаза, поражая воображение людей.
Возникновение права, как и возникновение государства, имело весьма продолжительную эволюционную историю. Под влиянием социальноэкономических и политических факторов происходило аккумулирование и формальное закрепление таких свойств нарождающихся традиций как устойчивость и характерность, повторяемость и неизменность утверждающих преемственность, стабильность и передовой опыт в различных сферах повседневной жизни. Так осуществлялось постепенное деление единых мононорм на отдельные разновидности. Укрепляющееся государство брало под свою опеку и защиту некоторые обычаи, формируя тем самым обычное право.
Обобщая практику правового регулирования, оно создавало абстрактные образцы поведения в типичных, повторяющихся жизненных ситуациях. Так возникли агрокалендари, а затем и другие письменные источники права. На место

53 некогда преимущественно использовавшихся запретов, определявших взаимоотношение индивида с сообществом, приходили позитивные обязывания. При дифференциации мононорм большинство социальных запретов переместились в сферу религии и морали, а те, которые приобрели юридическую значимость, изменили социальную направленность. Из средств, обеспечивающих сплочѐнность и выживаемость первобытного коллектива, они превратились в средство обеспечения привилегий господствующих индивидов. Весьма активно расширялось использование дозволительного способа регулирования. Если запреты и обязывания обеспечивали сохранение общины и выражали преимущественно ее интерес, то дозволения выражали преимущественно интерес участника общественных отношений.
В процессе применения обычаев родовыми, общинными судами возникли прецедент и юридический договор как результат компромиссного решения жизненной ситуации.
Дальнейшее развитие права во многом определялось спецификой доминирующих форм собственности и ролью государства в повседневной жизни общества. Если в странах Азии и Древнего Востока господствующее положение занимала коллективная, государственная собственность, а деспотическое государство являлось проводником политики религиозных объединений, то основным источником, и формой существования правовых предписаний были религиозно-нравственные трактаты. Эти предписания зачастую носили казуальный характер и нуждались в адаптации к новым условиям жизни с помощью толкования религиозными деятелями и установлений монарха.
В странах с развитой формой частной собственности относительно независимым равным положением собственников, требующих согласования интересов, возникло не только сильное государство с преимущественно республиканской формой правления, но и право достигло такой степени формализации и совершенства, что некоторые его образцы используются и в современных условиях (римское частное право).

54
Таким образом, возникновение права стало возможным лишь при достижении обществом определенного уровня экономического и социального развития. Его появление стало своеобразной реакцией на социализацию и рационализацию общественных отношений, дальнейшее развитие которых стало невозможным без достижения определенного состояния организованности, порядка и нормативно-ценностного закрепления перспектив совершенствования социальной системы на основе согласования многообразных интересов.
Следовательно, право возникает из объединения равных при координирующей власти сильнейшего. Его основной идеей становится обеспечение и защита общих интересов против возможной угрозы со стороны частного интереса. Для этого необходимо:
1) наличие общих, жизненно значимых интересов и ценностей, обусловливающих совместное, согласованное поведение по достижению взаимоприемлемых индивидуальных и коллективных целей;
2) взаимный обмен достоверной информацией об интересах и намерениях сторон;
3) воздержание сторон от несогласованного применения силы и действий, имеющих существенное значение для достижения поставленных целей;
4) использование опыта подобного общения, а также средств и процедур, способствующих достижению консолидированного решения;
5) привлечение властного беспристрастного арбитра к установлению и обеспечению равного масштаба, общего правила поведения, рассчитанного на систематическое, общеобязательное использование в аналогичных жизненных ситуациях. Такую правоустановительную деятельность властных органов
(народное собрание, государство) следует отличать от деятельности третьих лиц при установлении консенсуса между сторонами социального конфликта, чьи мнения
(не будучи обязательными) лишь помогают прийти к взаимоприемлемому соглашению.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

перейти в каталог файлов


связь с админом