Главная страница
qrcode

Теория-государства-и-права. В. Л. Кулапов теория государства и права


НазваниеВ. Л. Кулапов теория государства и права
Дата01.10.2020
Размер2.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория-государства-и-права.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#71710
страница8 из 41
Каталог
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   41
тип государства — это система сущностных признаков государств определенной общественноэкономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, сущности и социального назначения.
Формационный подход не лишен некоторых погрешностей, которые выражаются в игнорировании цикличности, возможной возвратности развития государств, умалении значимости духовно-культурной жизни общества, в механистической, прямолинейной трактовке государственного прогресса, при котором социалистическое государство рассматривается как высшее и исторически последнее. Кроме того, из этой типологии выпадает азиатский
(восточный) тип государства, при котором источником собственности являлась государственная власть, в то время как в западных (европейских) государствах, наоборот, источником власти являлась собственность. Положение человека в европейских странах определялось его отношением к средствам производства

83
(объемом собственности). Положение человека в странах востока определялось его ролью в пирамиде государственной власти. Чем выше должность, тем больше материальных благ имел чиновник. При этом
«пирамидальное устройство» охватывало все общество.
По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, У. Ростоу, О. Шпенглера и других, цивилизационный подход дает более точную типологию государств.
Они считают его основой духовно-культурную жизнь общества, которая выражается в совокупности духовных ценностей, обеспечивающих гармоничную жизнедеятельность человека.
Ценность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии. По их мнению, именно духовные факторы способны парализовать или стимулировать развитие социально-экономических отношений, а не наоборот. Чем выше уровень духовности и культуры в обществе, тем стабильнее развивается его экономический потенциал и растет благосостояние населения.
В рамках цивилизационного подхода существуют самые различные принципы типологии цивилизаций (хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозный и т.д.). Тем самым данный подход объясняет и иллюстрирует все многообразие общественного развития.
В соответствии с этим (довольно неопределенным критерием) выделяется более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т.д.)
Однако цивилизационный подход дает возможность систематизировать не столько государства, сколько разные общественные системы. Он отличается нечеткостью и незавершенностью разработки.
Думается, что формационный и цивилизационный подходы лишь в своей совокупности весьма удачно дополняют друг друга, раскрывая объективную картину развития государственности, так как религия, культура, уровень технического развития имеют лишь косвенное отношение к государству.
Особо следует сказать о переходном государстве. Некоторые авторы, ссылаясь на то, что переходный процесс занимает весьма продолжительное

84 время, позволяющее видоизменяться не только государству, но и национальным, культурным, религиозным и т.п. духовным ценностям и ориентирам, утверждают его как самостоятельный тип государства. Причем этот тип существует как при формационном, так и цивилизационном подходах. В качестве примера делаются ссылки на Японию, Южную Корею, удачно соединивших традиции национальной культуры с западноевропейскими технологиями.
В условиях современной глобализации наблюдаются тенденции универализации, стандартизации государств при увеличении количества относительно самостоятельных государств и усложнении системы взаимодействия различных политических систем основанной на новых универсальных цивилизационных и формационных свойствах. При этом транснациональная глобализация должна проходить на основе свободного самоопределения отдельных стран. Иначе она превратится в новую форму колонизации и уничтожения самобытности народов.
Сейчас на фоне усиливающегося технологического прогресса и снижения национальной специфики усиливается конфликт между ним. Капитал в условиях глобализации приобретает мировые параметры. Мы вступаем в кризис капитализма, который исчерпал себя. Возникает новая форма существования человечества при которой постоянно изменяется система доминирующих факторов (экономических, политических, религиозных, технологических, информационных и т.д.) определяющих роль и значение современных конкретных государств, степень успешности их существования в современной действительности.
В зависимости от степени самодостаточности, самостоятельности и способности оказывать системно-структурные влияния на мировую политику все государства можно поделить на три видовые, динамично изменяющиеся группы: 1. успешные (способные задавать тон и определять основной вектор развития общественной системы); 2. промежуточные
(способные действовать относительно самостоятельно); 3. неуспешные
(зависимые государства). В результате их взаимодействия формируется

85 корпорации стран (к примеру, северо- атлантическое сообщество). Теряется связь права с территорией и суверенным государством (европейское право, естественные права человека). Изменение ценностей влияет на специфику права и государства. Существующая ценность разрушается и на ее месте формируется новая.
Список рекомендуемой литературы
Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3.
Байтин М.И. Понятие государства: сущность, назначение, основные признаки и определение // Вестник СГАП. 2002. № 3.
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.
Саратов, 1979.
Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //
Государство и право. 1993. № 7.
Гуревич Н.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии.
1990. № 11.
Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Признаки государства: понимание и интерпретация // Государство и право, 2010. №10.
Загородный А.В. Становление государственности. М. 2004.
Захаров А.В. Проблемы понятия, происхождения и сущности государства в трактовке Б.Н. Чичерина // Правоведение. 2003. № 4.
Звонарева О.С. О цивилизационном подходе в теории государства и права//
Правоведение. 2003. № 4.
Иванов В. Теория государства. М., 2010.
Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. 2006 №3.
Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.
Мамут Л.С. Метаморфозы восприятия государства // Проблемы ценностного

86 подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.
Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения, понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1.
Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России / Под ред. А.В. Малько СПб. 2005.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб. 1992.
Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права.
2004. № 4.
Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение.
1992. № 2.
Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.
Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство //
Государство и право. 2002. № 2.
Тесты для самоконтроля:
1.
Государство это: а) население страны б) особая организация политической власти в) аппарат управления обществом
2.
Политическая власть является разновидностью: а) публичной власти б) государственной власти в) власти органов самоуправления

87
Тема 5.
ГРАЖДАНСКОЕ
ОБЩЕСТВО, ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО
И ЛИЧНОСТЬ
§1. Понятие и структура гражданского общества
Идея гражданского общества возникла в глубокой древности как противопоставление произволу государственной власти, как идея контроля за ее деятельностью, а также разумного использования при организации общественной жизни методов централизованного государственного управления и самоуправления, основанных на социальном компромиссе.
Эта идея высказывалась еще Аристотелем, Платоном и Цицероном. Однако на подлинно научную основу она была поставлена Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Ш.
Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, которые утверждали, что в рамках общественного договора народ вправе лишать недобросовестное государство представительских полномочий или вовсе устранить его.
Потребовалось время, чтобы И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер и другие смогли четко выделить критерии отличия гражданского общества от государства и основные аспекты их взаимодействия. К этому времени сформировались и организационно обособились такие институты гражданского общества, как политические партии, профсоюзы и иные общественные структуры и движения, которые позволяли достаточно эффективно выявить, обособить и защитить общественные интересы.
Поэтому становление гражданского общества охватывает десятки столетий от отдельных его элементов в античном мире до современных демократических общественных систем. В соответствии с этим на различных этапах общественного развития складывались и различные представления о нем.
В современном представлении гражданское общество —это: сообщество экономически и политически свободных индивидов:

88 а) обладающих всем комплексом реально обеспеченных общедемократических прав и свобод, позволяющих установить достойный уровень жизни людей (равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности, свобода слова и печати, независимость средств массовой информации, классовый мир, партнерство, национальное согласие и т.д.).
Однако следует иметь в виду, что гражданское общество — это прежде всего такое общество, где индивиды, осознавая свой долг перед другими людьми и сообществом в целом, добросовестно выполняют свои обязанности. Всякое общество сильно взаимной поддержкой своих членов, согласовании совместной деятельности. Нельзя забывать о том, что исполнение обязанностей является основным условием и гарантией успешной реализации прав. Именно обязанность выполняет роль своеобразного стабилизатора общественной жизни, становится препятствием для проявлений воинствующего индивидуализма. Творческое выполнение обязанностей становится основной формой проявления свободы человека. б) плюралистически управляющееся легитимной и легальной, правовой государственной властью, не вмешивающейся в частную жизнь граждан, но создающей необходимые условия для их деятельности; в) активно пользующееся механизмом самоуправления; г) результативно использующее правовые и иные формы социального контроля за государством.
Гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в диалектическом единстве. Оно общество сотрудничает, оппонирует и направляет деятельность государства. Гражданство возникает и стабильно развивается там и тогда, где и когда есть широкие слои относительно самостоятельных собственников, способных самоорганизоваться для защиты своих интересов, получения знаний и повышения уровня культуры. Главным действующим лицом гражданского общества становится обычный человек. Именно там он

89 проявляется как автономная личность. Складывающиеся отношения проявляются через него. Ему разрешено всѐ, что не запрещено законом. Но он и отвечает за выбор своего поведения. В гражданском обществе акцент переносится на интенсивность и ответственность перед обществом. Человек не только может, но и должен осуществлять свои права. Общество заинтересовано в формировании широко образованной, творческой личности, а государству нужен профессионал узкой специализации классно выполняющий свою работу, но не способный к объективному анализу окружающей действительности.
Сильное общество способно подчинить себе государство и заставить служить интересам человека. Оно заботиться о силе и авторитете такого государства, которое обеспечивает и защищает достойную жизнь всех людей без исключения.
Сильное государство невозможно без сильного гражданского общества. Слабое общество вынуждено подчиниться государству, которое за его счет удовлетворяет свои интересы. Такое государство монополизирует и выполняет подчас не свойственные для него публичные функции, вмешиваясь даже в личную жизнь граждан, а его аппарат превращается в оторванную от общества бюрократическую корпорацию. Все действия человека либо определяются власть, либо являются покушением на власть.
Гражданское общество — это идеальная модель общественного устройства, которая отражает систему экономических, нравственных, политических и иных отношений индивидов, добровольно объединившихся в различные ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
Структуру гражданского общества составляют:
- свободная личность, ограниченная в своем социально значимом поведении интересами других лиц;
- объединения людей различной степени общности и назначения (семья, общественные объединения и политические партии, религиозные конфессии и т.д.);
- экономические, духовно-культурные , информационные, политические отношения и соответствующие им институты (собственность, научно и

90 культурные учреждения, средства массовой информации и т.д.).
При анализе гражданского общества недопустимо противопоставление общества и государства. Тем более, что в последнее время усиливается координирующее влияние государства на общественную жизнь, расширяется использование правовых начал в ее организации. Безчетного нормативного закрепления отношений в системе общество-государство-человек невозможно достижение должного уровня правопорядка и безопасности, которые являются необходимыми условиями существования общества.
Таким образом, наличие гражданского общества определяется существованием трех критериев:
1) социально-экономического (развитие среднего класса);
2) политического (наличие демократического режима предполагающего реальное участие народа в формировании и осуществление власти);
3) юридического (предполагающего наличие правового законодательства, выражающего сбалансирование интересов заинтересованных субъектов гражданского общества и обеспечивающего эффективную защиту прав и свобод человека).
§ 1. Правовое и социальное государство
Категория «правовое государство» впервые появилась в XIX в. в трудах немецких юристов, однако идея правового государства, как и идея гражданского общества, имеет долгую и поучительную историю.
Это связано с тем, что всякая власть по своей природе неизбежно стремится к расширению своего влияния на других субъектов и другие отношения. Для подвластных это стремление выражается в ограничении их свободы и ущемлении законных интересов. В общественной жизни нет ничего опасней бесконтрольной власти. Поэтому уже в первобытном обществе поведение властных структур весьма жестко регламентировалось ритуалами, различного рода табу и обычаями.
С появлением государства идеи нормативного ограничения власти получают не только религиозное и философское, но и правовое обоснование. «Я вижу

91 близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над правителями, … я усматриваю спасение государства», — писал Платон.
С глубокой древности и по настоящее время ученые и общественные деятели занимались поиском таких форм и конструкций взаимодействия права и власти, которые сделали бы право властной силой, а государственную власть (благодаря надлежащей организационной поддержке и ограничению правом) справедливой.
Эти поиски выразились в идее правового государства.
Большинство исследователей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо) связывали эту идею с естественными неотчуждаемыми правами человека. Они отстаивали такое взаимоотношение личности и государства, которое основывалось бы на гуманном праве и исключало государственный произвол. В то же время среди ее сторонников есть и представители юридического позитивизма (Р. Моль, Г. Кельзен и др.). Они утверждали, что отношения между государством и гражданами должны иметь публично-правовой характер, основанный на взаимном признании прав и свобод, закрепленных в юридических актах.
В России идея правового государства разделялась М.М. Сперан­ским,
А.Н. Радищевым, Б.Н. Чичериным, П.И. Новгородцевым, Л.И. Петражицким,
Б.А. Кистяковским и др.
Главное в правовом государстве не верховенство закона, а подлинное народовластие, обеспечивающее с помощью права управление общественной жизнью в интересах всего населения. Предпосылкой и основой правового государства является развитое гражданское общество, нормальную жизнедеятельность которого оно (государство) обеспечивает.
Правовое государство стремится в своей деятельности к тому чтобы расширить и стабилизировать круг правомерных, социально-полезных общественных отношений посредствам повышения качества правового регулирования и вытеснения из жизни общества поведения, не согласующегося с правом. В таком государстве демократия находится в органическом единстве с

92 дисциплиной и ответственностью. В процессе развития демократии расширение реальных прав и свобод гражданина должно способствовать развѐртыванию потенциальных возможностей человека, его инициативы и не должно наносить ущерба интересам общества и государства, а так же правам других граждан.
К настоящему времени в юридической науке сложились следующие основные признаки правового государства:
1. Признание человека основной социальной ценностью современности.
Относительно свободное и безопасное положение личности в форме прав, свобод и обязанностей законодательно закрепляется в юридических актах и становится основой для проявления ее творческих способностей, а также для регулирующей деятельности государственных органов. Но свобода сама по себе не гарантирует возможности использования предоставленных прав. Поэтому провозглашенные права и свободы должны быть реально обеспечены и защищены процедурами и социальными институтами от всех форм проявления произвола. При этом не следует противопоставлять права и свободы индивида интересом общества. Человек — существо социальное, и потому общественный порядок и безопасность, физическое и нравственное здоровье населения в целом составляют ценность более высокого порядка поскольку отражают и обеспечивают благополучие каждого из его представителей.
2. Господство права, которое означает связанность, ограниченность деятельности государства правовыми предписаниями, основанными на сбалансированной воле общества; действия государственных органов и должностных лиц должны осуществляться в соответствии с принципом
«дозволено только то, что прямо разрешено законом»; правовую организацию государственной власти, а также верховенство и прямое действие закона как основополагающего юридического акта, созданного представительными органами или непосредственно населением. Правовое государство немыслимо без соблюдения принципа формального равенства субъектов права. Поэтому каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения

93 должностных лиц к такому исполнению законов, какой обладают должностные лица в отношении граждан.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Ответственность государства смягчает автократические проявления власти. Убеждает граждан в том, что государство способно признавать и исправлять свои ошибки, что властвование становится общественным служением, а не привилегией отдельных лиц. Однако о равной юридической ответственности речь конечно идти не может.
К сожалению, современные политики довели до абсурда тезис о служебной роли государства, до его «приватизации» на практике забыв об обязанностях каждой личности перед государственным сообществом. Гражданин несет перед государством все виды такой ответственности. Государство отвечает перед ним лишь в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный вред.
4. Разделение власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью законодательно закрепленной системы сдержек и противовесов; повышение роли суда как основного арбитра возможных споров и конфликтов, как гаранта законности принимаемых решений.
5. Соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и другие.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   41

перейти в каталог файлов


связь с админом