Главная страница
qrcode

Теория-государства-и-права. В. Л. Кулапов теория государства и права


НазваниеВ. Л. Кулапов теория государства и права
Дата01.10.2020
Размер2.21 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТеория-государства-и-права.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#71710
страница9 из 41
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   41
Правовое государство — это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Со второй половины XIX в. в конституциях ряда государств стала законодательно закрепляться идея социального правового государства. Истоки социальной политики государства связаны с его социальным назначением, выполнением функций инструмента компромиссного управления общественными делами.
Катализатором развития этой идеи стало кризисное обострение основополагающих принципов капитализма — принципа индивидуальной свободы и принципа всеобщего равенства.

94
Декларированная буржуазным обществом индивидуальная свобода, обеспечив инициативу и предприимчивость отдельных личностей, объективно привела не только к укреплению экономической мощи государств, но и к невиданному расслоению общества, к конфликту с принципом социального равенства, грозящему широкомасштабным социальным взрывом. Государство было вынуждено перейти от политики «ночного сторожа», охраняющего личность от любого вмешательства, к активной регулирующей деятельности в социально-экономической сфере.
Следует отметить, что процесс социализации государств значительно ускорился и благодаря весьма успешной политике социалистических государств в социальной сфере.
Однако социально ориентированная политика государств не означает грубого вмешательства в экономику, попрания индивидуальной свободы и разумной инициативы. Для построения подлинно социального государства необходимы определенные предпосылки:
1. Формирование мощной социально ориентированной экономики, позволяющей перераспределять доходы, существенно не ущемляя права собственников.
2. Формирование гражданского общества, позволяющего обеспечить плюрализм власти и реальный контроль за деятельностью государства.
3. Правовая и демократическая организация государственной власти, обеспечивающая приоритетную реализацию различных социальных программ.
4. Формирование высокого культурно-нравственного уровня граждан и должностных лиц.
§ 2. Правовой статус личности
Формирование гражданского общества и построение правового государства — не самоцель, а средство обеспечения свободы личности. Однако понятие свободы весьма относительно. Ее качество и количество зависят от достигнутого уровня развития общества, от его способности обеспечить постоянно изменяющиеся

95 потребности и интересы человека.
Современный перечень прав и свобод человека, зафиксированный во внутригосударственных и международных документах — результат длительной борьбы всего человечества за возможность свободного поведения, не запрещенного законом, и пользования различного рода материальными и духовными благами, созданными в процессе трудовой деятельности.
При этом нельзя забывать, что этот перечень не может быть раз и навсегда данным, единым универсальным для всех рас и народностей, содержание, порядок и набор прав и свобод во многом зависят от национальных, религиозных, культурно-логических и т.п. особенностей населения.
Каждый человек как биологическое существо стремится к индивидуальной свободе, к наиболее полному удовлетворению своих потребностей. Однако, будучи еще и социальным существом, он понимает, что полно удовлетворить свои потребности и на этой основе получить подлинную свободу может только через общение и деятельность других людей. Его индивидуальная, личностная характеристика, отражающая социально значимые свойства человека (честность, справедливость и т.д.), проявляется лишь в отношениях с другими людьми, а его свобода оказывается ограниченной свободой поведения других лиц. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна, самобытна и неповторима по способу своего существования. Таким образом, «личность – это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми». Поэтому истинная ценность человека состоит не в уровне его потребления, степени насыщения, а в высоте потребностей и интересов, характере конкретной деятельности.
Идеологи реформирования Российского государства, преследуя цели становления капиталистического общества, основной акцент сделали на провозглашении индивидуальных прав и свобод, игнорируя интересы общества, законность, дисциплину и элементарное выполнение обязанностей. Идея высшей ценности прав личности и еѐ приоритет над интересами общества, не смотря на еѐ внешняя привлекательность, весьма сомнительна и не случайна. Она

96 сопутствует эпохам упадка, разочарованию в определенном общественном строе и уходу в личную жизнь ориентации на самого себя.
Признание этой идеи логически приводит к выводу о приоритете «моего права» над правами любой другой личности, к его истолкованию как неограниченной свободы. Еще Ш.Монтескье в своем труде «о духе законов» отмечал «Разреши человеку делать все, что он хочет, и тем погубишь его». Частный интерес содержит в себе соблазн удовлетворять свои потребности, за счет общества игнорируя интересы окружающих. Любое государство объединяет людей обладающих по конституции такими же правами как и отдельная личность претендующая на исключительность, на верховенство своих прав. Подлинно демократическая идея требует свободы для всех не предоставляя привилегий для избранных и допуская лишь те ограничения, которые продиктованы условиями совместного общения. Демократия больше стремится к равенству, чем к свободе.
Статья 29 Всеобщей декларации прав человека установила, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».
Само существование общества изначально предполагает существование общих интересов, обеспечивающих целостность и устойчивость развития общественной системы.
Создается парадоксальное положение, в соответствии с которым, чтобы быть свободным, человек вынужден ограничивать свое поведение, действуя по правилу «Не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе».
Как известно, всякая свобода представлена внешним («свобода от») и внутренним («свобода для») аспектами своего содержания, которые должны находиться в гармоничном равновесии.
В связи с этим возникает проблема равенства и гарантированности свободы отдельных индивидов и проблема наиболее целесообразного соотношения индивидуального интереса и интересов общества, которые представляет государство. Эти проблемы в значительной степени решаются посредством права, которое уравновешивает и реализует субъективные права с помощью

97 соответствующих обязанностей. Если свобода представляет человеку возможность беспрепятственного проявления его индивидуальных качеств, то равенство делает его личностью, членом человеческого сообщества функционирующего на основе справедливых законов. Оно является своеобразным обобщающим согласованным результатом слаженного взаимодействия многочисленных индивидов и их объединений. Причем этот результат, отражающий положение человека в обществе, меняется в зависимости от времени, исторического, географического и политического пространства, а также других объективных и субъективных факторов.
Государство общается с гражданами на языке закона. Своеобразие права состоит именно в том, что оно выражает правила поведения всеобщие и равные для всех граждан. Юридическое равенство предполагает равенство состояний
(при котором все, по своему правовому положению равны перед законом) и равенство условий согласно которому действующее законодательство устанавливает для всех формально равные возможности удовлетворить свои потребности правовым способом и в границах, установленных законодательством. Однако формальное, юридическое равенство не означает отрицания фактического различия конкретных индивидов. По разному распорядившихся представленными возможностями добившихся различных результатов своей деятельности. Юридическое равенство характерно не только для участников горизонтальных, частноправовых отношений, но и для субъектов, участвующих в вертикальных, властных, публичных отношениях. Государство и гражданин, должностное лицо и гражданин, несмотря на все различия в правовом положении, равны как субъекты права, обязанные поступать в соответствии с законом, который закрепляет объективно необходимый паритет олицетворяемого ими индивидуального и общественного интереса.
К сожалению, в российском законодательстве этот паритет часто нарушается: то в угоду коллективному ущемляется индивидуальный интерес, то в угоду индивидуальному попирается общественный.
Так, в современной России, объявив войну негативным проявлениям

98 социалистического коллективизма, идеологи реформ, прикрываясь лозунгом приоритетности прав индивида, приватизировали основные материальные ценности и в угоду относительно небольшой группы лиц используют природные богатства государства вопреки интересам общества.
Однако ничем не ограниченный приоритет интересов личности над интересами общества вступает в противоречие с равноправием и ориентирует на эгоизм и анархическое своеволие, социальные конфликты. Эффективно развивающееся общество требует от людей осознания ответственности друг перед другом, выработки чувства солидарности и взаимной поддержки.
Поэтому государство как официальный представитель общества должно законодательно закрепить и обеспечить объективно необходимый баланс индивидуальных и общественных интересов в правовом статусе личности.
Обязанности — столь же необходимый его компонент, как и права.
Кроме того, всякое государство обязано соблюдать пять основных принципов международного стандарта института прав человека. Принцип всеобщности, закрепляющий права человека вне зависимости от гражданства. Принцип
неотчуждаемости, согласно которому человек не может отказаться от своих прав, а государство не может их ограничивать без достаточных на то оснований.
Принцип непосредственного действия: вне зависимости от конкретизирующего законодательства. Принцип равноправия, запрещающий дискриминацию отдельных категорий граждан. Принцип государственной защиты прав и свобод, обязывающий государство создать эффективно работающий механизм, гарантирующий личность от каких-либо проявлений произвола.
Правовой статус можно определить как правовое положение личности в обществе. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
Правовая оболочка фактического положения человека должна не только оградить его от любого проявления внешнего произвола, но и стимулировать

99 общественно полезную деятельность, стать мерой его свободного поведения.
Структуру правового статуса личности составляют: гражданство, законодательно закрепленные права, обязанности и законные интересы личности, ее правосубъектность и юридическая ответственность перед обществом.
Различают общий
(конституционный), специальный
(родовой) и индивидуальный статус личности.
Общий правовой статус — это статус индивида как человека и как гражданина данного государства. Его основное содержание составляют субъективные права и юридические обязанности, равные для всех граждан и зафиксированные в Конституции и нормах международного права в качестве базовых, основополагающих.
При этом следует иметь в виду, что Конституция РФ и международноправовые акты различают права человека как такового и права гражданина.
Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира. Права человека – это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.
Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.
В зависимости от своего содержания права российских граждан подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на международно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве «гражданских»).
Основное их назначение заключается в том, чтобы: гарантировать

100 человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо.
Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком.
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политическим правам и
свободам. Наряду с личными (гражданскими) правами политические права принадлежат к так называемому первому поколению прав человека. Именно эти две группы прав были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.
Особенности данных прав:
1)
они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п.; в то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан);
2)
в отличии от личных, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного кнкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
3)
они самым непосредственным образом связаны с организацией и

101 осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
4)
политические права являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).
Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения
(впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.).
Особенности данных прав:
1)
для них характерно такое общее свойство, как единство материального
(экономического и социально-культурного) содержания;
2)
они нередко выступаю как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;
3)
имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;
4)
требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем
(трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;
5)
одни права претерпели существенное изменении (право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).
Специальный правовой статус отражает правовое положение определенной категории граждан (студентов, пенсионеров, военнослужащих и т.д.). Его виды и содержание закрепляются отраслевыми специальными законами
(профессиональные статусы, статус предпринимателя, налогоплательщика и т.д.).
Индивидуальный статус фиксирует правовое положение конкретного человека. Он динамичен. Поскольку постоянно изменяется отражая

102 многообразную деятельность субъекта, выражая специфику разнообразных ситуаций и лиц участвующих в ней. Каждый человек имеет свой индивидуальный статус, отражающий особенности его взаимодействия с окружающими и государством. Он статичен, поскольку фиксирует своеобразное состояние таких взаимоотношений. Если деятельность определяет динамику правового статуса, то фактически обстоятельства, обстановка, условия определяющие правовое положение субъекта определяют его статику.
Правовой статус личности на протяжении всей истории развития человечества весьма существенно менялся. В современной России его содержание отразило духовную и материальную разобщенность общества, потерю идеологических ориентиров и общенациональных социальных приоритетов. Законодательно закрепив за гражданами
Российской
Федерации весь комплекс общедемократических прав и свобод, государство оказалось не в состоянии надежно обеспечить их реализацию. Слабая социально-правовая защищенность личности и отсутствие гарантирующих механизмов привели к недопустимому расслоению общества, лавинообразному росту преступности, различного рода социальным конфликтам, социальному дискомфорту и неуверенности как богатых, так и бедных в завтрашнем дне. Однако в последние годы государство стремится вернуть себе роль общенационального представителя и организатора общественной жизни, устраняя допущенные ошибки.
Список рекомендуемой литературы
Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008
Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003.
Гражданское общество и правовое государство / Под ред. Манова Г.Н. 1991.
Гражданское общество. Истоки и современность / Под ред. Кального И.И.,
Лопушинского И.Н. СПб, 2002.
Исследования теоретических проблем правового государства. М., 1996.

103
Князев
С.Д.
Административноправовой статус гражданина: состояние и проблемы совершенствования// Правоведение. 2003. №5.
Кулиев
М.Р.
Гражданское общество: социально-философские и методологические подходы. М., 1996.
Летова Н.В. Правовой статус ребенка // Государство и право. 2010. №11
Любашиц В.Я. Гражданское общество как институт цивилизации// Правовая политика и правовая жизнь, 2004. №3.
Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. 1997. № 3.
Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. Спб,
2004.
Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в
России // Государство и право. 1996. № 5.
Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.
Право и права человека в условиях глобализации / Отв. ред. Лукашева Е.А.,
Колотова Н.В. М., 2006.
Раянов Ф.М. Правовое государство – судьба России. Уфа, 2007.
Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в
России: формула взаимообусловленности// Правоведение. 2003. №5.
Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России/ Под ред. А.В. Малько СПб. 2005.
Чекунов Н.А. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики//
Правоведение. 2003. №4.
Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   41

перейти в каталог файлов


связь с админом