Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Реферат физ.культура. Введение Формы проведения производственной гимнастики


Скачать 30.83 Kb.
НазваниеВведение Формы проведения производственной гимнастики
Дата01.10.2020
Размер30.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат физ.культура.docx
ТипРеферат
#71720
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей














ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3-4

1. Формы проведения производственной гимнастики

1.1 Вводная гимнастика…………………………………………………………5

ВВЕДЕНИЕ.

Основное назначение производственной гимнастики – повышение эффективности учебной или трудовой деятельности. Применение специальных комплексов упражнений в режиме учебных занятий или в процессе труда помогает сохранить высокую работоспособность и укрепляет здоровье. Основными формами восстановительно-профилактических мер с использованием средств физической культуры являются: утренняя гимнастика, производственная гимнастика, восстановительно-профилактические занятия, тренировочные занятия спортивной и оздоровительной направленности, физкультурно-массовые мероприятия, туристическое походы и т.п.

Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека.

Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Одно из основных условий сохранения высокой работоспособности – переключение с одного вида деятельности на другой. Для этого надо через определённые промежутки времени прерывать учебный процесс или работу, создавая тем самым условия для переключения деятельности.

Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Перерывы следует заполнять специально подобранными физическими упражнениями. Каждый вид профессиональной деятельности предъявляет к человеку специфические требования, которые обусловлены не только особенностями выполняемой трудовой деятельности, но и её условиями.


1. Формы проведения производственной гимнастики

1.1 Вводная гимнастика
Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством выполнения определенным образом подобранных гимнастических упражнений в течение 4-5 минут ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе,

Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Поэтому перед применением вводной гимнастики необходимо хорошо изучить выполняемую на данном производственном участке работу и подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. В частности, в вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений – от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного.

При построении комплексов вводной гимнастки рекомендуется учитывать следующие стороны трудовой деятельности:
рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
  • рабочие движения (быстрые или медленные, напряженные или ненапряженные, с большой амплитудой или силой, симметричные или асимметричные, однообразные или разнообразные и т. п.);
  • характер трудовой деятельности (точность движений, повторяемость, быстроту реакций, напряженность и концентрацию внимания, нагрузку на органы чувств, психическую и мышечную нагрузку, монотонность труда, сложность и интенсивность мыслительных процессов);
  • степень и характер утомления по субъективным показателям (рассеянное внимание, ощущение болей в мышцах, головная боль, раздражительность и т.п.);
  • наличие людей, занимающихся производственной гимнастикой, имеющих отклонения в здоровье (для них целесообразно подобрать специальный комплекс с учетом отклонений в здоровье, не забывая при этом задач производственной гимнастики).
    Для рационального подбора упражнений необходимо правильно изучить рабочие движения: их форму, число повторений, темп и ритм, характер участия в работе определенных мышечных групп (степень развиваемых ими усилий, взаимодействие друг с другом и т. п.). Такой анализ позволяет определить умеренную нагрузку на те мышечные группы и нервные центры, которые будут заняты в последующей трудовой деятельности. При составлении комплексов вводной гимнастики и физкультурной паузы целесообразно учитывать следующие основные принципы:
    соответствие содержания комплексов задачам конкретной формы производственной гимнастики;
  • разностороннее воздействие комплексов на организм занимающихся;
  • соответствие применяемых упражнений особенностям занимающихся и условиям проведения занятий;
  • взаимодействие упражнений в комплексе гимнастики;
  • соответствие нагрузки подготовленности занимающихся;
  • необходимость физического совершенствования занимающихся.
    Исходя из этих принципов в общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать следующие группы упражнений:
    Ходьба.
  • Упражнения на поддерживание с глубоким дыханием.
  • Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса (наклоны, повороты туловища с большой амплитудой и активными движениями рук).
  • Упражнения на растягивание мышц ног, а также упражнения общего воздействия (полу шпагаты, приседания, бег на месте, подскоки).
  • Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (на растягивание и мышечное усилие, для сохранения хорошей осанки).
  • Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.
    Коллективное выполнение упражнений в общем режиме и темпе помогает сосредоточить внимание, поднимает настроение и улучшает самочувствие. Общая нагрузка от упражнений не должна вызывать чувства усталости. Для этого необходимо соблюдать определенные правила:
    Во время выполнения упражнений занимающиеся должны испытывать чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.
  • Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп.
  • Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение – на совершенствование точности движений и концентрацию внимания – выполняется в темпе предстоящих рабочих движений.
  • После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.
    1.2 Физкультурная пауза
    Другой формой производственной гимнастики, проводимой в первую и вторую половины рабочего дня в течение 5—6 минут, является физкультурная пауза, в течение которой выполняете комплекс из 6—7 специально подобранных физических упражнений. Физиологическое значение физкультурных пауз состоит в ускорении и углублении отдыха во время регламентированных перерывов, в восстановлении нарушенных динамических стереотипов и в предупреждении возможного их нарушения.

    Отсюда следует очень важное положение: назначать перерывы для физкультурных пауз целесообразно в моменты, предшествующие развитию утомления, с тем расчетом, чтобы предотвратить возможность снижения работоспособности и сохранить на всем протяжении рабочего дня высокий уровень производительности труда. Поэтому их надо назначать в моменты наступления начальных признаков утомления, которые желательно определять в предварительных исследованиях изменений работоспособности у работающих на данном участке производства.

    Во время физкультурных пауз, т.е. активного отдыха, выполняются такие упражнения, которые обеспечивают переключение деятельности на мышечные группы, не участвовавшие (или мало участвовавшие) в основной работе. Эта рекомендация основана на одном из основных естественных законов высокой производительности труда – закона перемены деятельности. Если упражнения для активного отдыха (физкультурной паузы) выбраны правильно, то по закону индукции в мышцах и нервных центрах, утомленных предыдущей работой, индуцируется (наводится) торможение, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых. Однако установлено, что при чрезмерных раздражениях «работающих» во время активного отдыха нервных центров описанный механизм расстраивается и дает отрицательный эффект, В связи с этим необходимо организовать физкультурную паузу так, чтобы создать наилучшие условия для переключения внимания и деятельности работающих (соответствующий комплекс упражнений, психологическая обстановка, методически рациональное проведение физкультурной паузы и т.д.).

    Целесообразно подбирать такие упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку, способствовали углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах.
    При выборе упражнений для комплекса физкультурной паузы необходимо кроме общих теоретических положений учитывать характер труда (рабочая поза, темп и ритм рабочих движений, их интенсивность, степень и характер мышечных усилий), напряжение анализаторов, концентрацию внимания и т. п.

    При определении нагрузки производственной гимнастики необходимо найти и соблюдать оптимальное соотношение между рабочей нагрузкой и нагрузкой упражнений. Степень нагрузки для упражнений активного отдыха определяют, руководствуясь следующими правилами.

    Работающим с незначительной физической нагрузкой обычно предлагают легкие и средние по нагрузке упражнения; для лиц, работающих со средней физической нагрузкой, подбирают более трудные по нагрузке упражнения; при труде, требующем участия всех мышечных групп конечностей и туловища, рекомендуются упражнения на расслабление мышц с учетом физиологических взаимоотношений нервной индукции, существующих между нервными центрами различных мышечных групп, а также упражнения на растягивание мышц и со средней нагрузкой на неработающие мышцы. При напряженной, умственной работе, сопровождающейся выраженным нервным возбуждением, нагрузка во время физкультурной паузы должна быть увеличена, комплекс включает в себя упражнения с повышенной нагрузкой (с элементами статических усилий).

    При разработке типовых комплексов упражнений физкультурной паузы в настоящее время пользуются классификацией деления разных профессий на четыре основные группы труда. В первую группу объединены профессии, связанные с выполнением кратковременных операций. Они требуют небольших физических нагрузок и отличаются монотонностью рабочих действий. При этом виде труда у рабочих на протяжении длительного времени значительно напряжено внимание и зрение; рабочие длительно находятся в однообразной позе и выполняют мелкие и точные, весьма однообразные движения, главным образом пальцами рук (например, швейницы, сборщики мелких механизмов и др.).

    Для представителей этой группы труда упражнения физкультурной паузы рекомендуется чередовать следующим образом:

    1. Упражнения в потягивании.

    2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (повороты, наклоны в стороны и вперед с движениями рук и ног).

    3. Те же упражнения, но выполнение их более интенсивное.

    4. Приседания, прыжки, бег, переходящий в ходьбу.

    5. Упражнения для туловища, рук и ног.

    6. Расслабление мышц рук.

    7. Упражнения на точность и координацию движений.

    Нагрузка увеличивается постепенно, достигая максимума в четвертом

    упражнении, а затем понижается.

    Ко второй группе относятся представители профессий, работа которых

    отличается умеренными физическими усилиями, значительным напряжением внимания при большом разнообразии трудовых движений (имеются в виду станочники – токари, фрезеровщики, автоматчики, текстильщицы и др.). Для этой группы комплекс составляется из разнообразных динамических упражнений, подбираемых так, чтобы они не явились дополнительной нагрузкой для мышц, которые участвовали в предшествующей производственной деятельности. Комплекс физкультурной паузы составляется из следующих упражнений:

    1. Упражнения в потягивании.

    2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног (сокращение и растягивание, сменяющиеся расслаблением).

    4. Упражнения махового характера для различных мышечных групп.

    5. Приседания, прыжки, бег, переходящий в ходьбу.

    6. Маховые движения ногами, позволяющие расслабить мышцы голени и стопы.

    7. Упражнения в расслаблении наиболее активно работавших мышечных групп с динамическими усилиями для других.

    8. Упражнения на точность и координацию движений.

    В третью группу объединяются представители профессий, чей труд отличается большими физическими усилиями и выполнением разнообразных рабочих действий, часто в очень быстром темпе. К ним можно относят формовщиков, прокатчиков, обрубщиков, строительных рабочих, шахтеров и др. В комплекс для рабочих этой группы труда наряду с упражнениями, направленными на общее разностороннее укрепление организма, включаются упражнения на растягивание и расслабление работавших мышц. Одновременно полезно выполнение динамических упражнений поработавшими мышечными группами. Особо важное значение приобретает медленное выполнение упражнений с глубоким дыханием.

    Физкультурную паузу полезно сочетать с легкими водными процедурами (после выполнения упражнений обтирать теплой водой шею, по пояс туловище и растираться полотенцем).

    Комплекс физкультурной паузы для лиц, выполняющих тяжелую физическую работу, целесообразно составлять из следующих упражнений:

    1. Упражнения в потягивании с глубоким дыханием, заканчивающиеся расслаблением мышц рук и плечевого пояса.

    2. Упражнения в глубоком дыхании и расслаблении мышц рук.

    3. Отдых, сидя в удобной позе (или лежа) с расслабленными мышцами всего тела (1-2 мин.). Затем в этой же позе движения ногами.

    4. Упражнения, способствующие улучшению осанки, подвижности суставов и растягиванию активно работающих мышечных групп (наклоны, повороты туловища).

    5. Активные движения руками (вращения, рывки, круговые движения).

    6. Упражнения для мышц ног, туловища (махи, выпады, приседания, прыжки, бег на месте).

    7. Упражнения на совершенствование координации движений и концентрацию внимания.

    Для работников умственного труда, особенно лиц пожилого возраста рекомендуемые упражнения и последовательность их выполнения следующие:

    1. ходьба или легкий бег (бег трусцой);

    2. потягивание с глубоким дыханием;

    3. полу приседы, приседания с движениями рук;

    4. бег или прыжки, переходящие в постепенно замедленную ходьбу с дыхательными движениями;

    5.на концентрацию внимания (асимметричные движения руками и ногами).

    Особо важное значение для эффективного применения гимнастики на производстве приобретает учет индивидуальных особенностей занимающихся, их здоровья и физической подготовленности, т. е. дифференцированный подход к подбору упражнений физкультурной паузы.


    Упражнения выполняются на фоне углубленного и замедленного дыхания. Подобные упражнения положительно сказываются на деятельности основных психофизиологических функций и состоянии центральной нервной системы, увеличивая ее физиологическую подвижность и тонус, Это, в свою очередь, способствует активизации восстановительных процессов в головном мозгу, а в целом – повышению умственной работоспособности и улучшению общего состояния организма человека.
    1.3 Физкультурная минута
    Относится к так называемым малым формам активного отдыха, проводится в течение 1 – 2 мин и состоит из 2 – 3 физических упражнений.

    Чаще всего они выполняются индивидуально, по мере необходимости.

    Первые упражнения обычно связаны с распрямлением спины, отведением плеч назад и т. д. Затем могут быть упражнения направленного воздействия для тех мышечных групп, в которых ощущается усталость. Используются упражнения на расслабление, как способствующее лучшему кровоснабжению мышц. Обычно используются некоторые приёмы самомассажа, что усиливает восстановительный эффект.

    При организации производственной гимнастики на конкретном участке производства необходимо руководствоваться научно обоснованными рекомендациями. До введения производственной гимнастики целесообразно провести большую организационную и разъяснительную работу среди трудящихся. В процессе занятий производственной гимнастикой регулярно определять ее эффективность, и результаты доводить до сведения каждого работающего.
    1.4. Физические упражнения во время обеденного перерыва
    Во время обеденного перерыва, если длительность его продолжительна (до 1 часа и более), а прием пищи был достаточно кратковременным, в оставшееся до начала работы время целесообразно не только пассивно отдохнуть, но и выполнить определенные виды упражнений с целью активизации отдыха и восстановительных процессов. С этой целью в практике научно оправдано применяют комплекс легких двигательных упражнений (5—6 упражнений), который выполняется в медленном темпе в сочетании с глубоким дыханием и с расслаблением крупных мышечных групп. Выполняется комплекс, как правило, после спокойного сидения за 5—10 мин. до начала работы в течение 3—4 мин.
    2. Профилактика влияния неблагоприятных факторов труда
    Кроме производственной гимнастики, проводимой в рабочее время, существуют профилактические занятия проводимые в свободное время. Основной задачей занятий физическими упражнениями профилактической направленности является повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов труда, которые могут вызвать профессиональные заболевания и отклонения в состоянии организма.

    Наиболее часто встречающиеся неблагоприятные факторы: ограниченная двигательная активность, монотонность, неравномерное распределение физической нагрузки на отдельные мышечные группы, неудобная рабочая поза, вибрация, перегрев и др. Профилактические занятия проводятся в следующих формах:

    1.Профилактическая гимнастика – это комплекс упражнений, подобранных в соответствии с необходимостью профилактики конкретных неблагоприятных влияний. Занятия проводятся в нерабочее время. В комплекс рекомендуется включать 18 – 20 упражнений динамического характера. Продолжительность занятий 20 – 25 минут.

    2.Профилированная группа здоровья. В ней занимаются те, кто подвержен влияниям определённых факторов труда. Используются специальные упражнения. Занятия организуются 2 – 3 раза в неделю во внерабочее время. Продолжительность их 45 – 90 минут. Профилированные занятия в физкультурно-оздоровительных центрах - одна из наиболее эффективных форм профилактических воздействий, так как в занятиях используется оздоровительная техника, которой оборудуются центры. Занятия могут проводиться до и после работы, во время перерыва. Профилактикой от развития профессиональных заболеваний служит любой активный отдых: бег, плавание, туристические походы, участие в соревнованиях и т.п.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Систематические занятия физическими упражнениями оказывают всестороннее положительное воздействие на организм человека. Основные черты этого воздействия характеризуются улучшением функциональной деятельности нервной, сердечно сосудистой и дыхательной систем и пищеварительного аппарата, стимуляцией процессов тканевого обмена и укреплением мышечной системы и приводят к повышению общей устойчивости и работоспособности организма. Это гарантия в достижении человеком как специалистом необходимых психофизических качеств и свойств, сохранения его здоровья и творческого долголетия, хорошей работоспособности, повышенной производительности труда, снижения потерь рабочего времени по болезни, профилактики профессиональных заболеваний, выполнения служебных и общественных функций.

    Правильное использование средств физической культуры с профессионально-прикладной целью очень важно как для человека лично, так и для общества в целом.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    2. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие /Отв.ред. Г.В. Валеева. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2000.

    3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 №80-ФЗ.

    4. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов. / Под общ. ред. В.И. Ильинича.-М.:Гардарики, 2003.

    10. Управление творческой деятельностью кафедры физического воспитания и спорта: монография /Крамской С.И., Зайцев В.П. - М.: Изд-во АСВ; Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. - 244 с.

    15. Восстановительная медицина. - Под ред. В.Г. Лейзермана. - Ростов н/Д, Феникс, 2008. - 411 с.

    16. Здоровый образ жизни. Шедрина А.Г. - Новосибирск, 2007. - 144 с.

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей