Главная страница
qrcode

Бруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов. Методические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49


НазваниеМетодические рекомендации по основным разделам техники речи (первый год обучения) Дикция 38 Дыхание и постановка голоса 49
АнкорБруссер А. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов.doc
Дата20.09.2017
Размер3.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБруссер А._Сценическая речь._Методические рекомендации и практич
ТипМетодические рекомендации
#15609
страница6 из 7
Каталог
1   2   3   4   5   6   7


Перечень вопросов по всему курсу

1 семестр

1. «Дыхание в жизни» и «дыхание на сцене». Назовите сход­ства и различия.

  1. Понятия: вдох - выдох - добор воздуха. Что вы знаете об этом?

  2. Что такое «опора» звука?

  3. Что такое резонаторы и для чего они существуют?

  4. Как образуются губные звуки - П, Б, В, Ф?

  5. Чем отличаются согласные от гласных?

  6. В образовании каких звуков активно участвует кончик языка?

  7. Чем отличается звукообразование К,Г,Х от СДЦ ?

  8. Что изменяется при образовании твердых и мягких звуков
    Р-РЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ,Д-ДЬ.

  9. Что такое говор? Как вы работаете над его исправлением?

2 семестр

  1. Как восстановить дыхание после физической нагрузки?

  2. Какие вы знаете голосовые атаки?

  3. Что такое «посыл» звука?

  4. Есть ли разница в понятиях «сила» и «громкость» звука?

  5. Что вы знаете о голосовых регистрах?

Стр. 89

  1. Какие вы знаете составные гласные звуки?

  2. Отличия в образовании звуков «ш» и «ж»?

  3. Что такое йот? Его значение в разделах «Орфоэпия» и «Дикция».

  4. Что вы знаете о понятиях «темп» и «ритм»?

  5. Как работать со скороговорками?

3 семестр.

  1. Сравните разделы «Орфоэпия и «Характерность речи».

  2. Что такое логика речи? Для чего она нужна?

  3. Значение контекста.

4 семестр

  1. Как вы готовите свой аппарат к звучанию?

  2. Отличие стихов от прозы?

5, 6, 7 семестры

  1. Что такое текст и что такое подтекст?

  2. Значение «видений» в работе актера-чтеца.

  3. Что такое стиль автора? Сравните стили двух любимых
    Вами авторов.

  4. В чем отличие чтеца от актера?

4. Распределение часов курса по темам и видам работ

Число часов в семестре на 1-м и 2-м курсах в расчете на 1-го студента (1-й -4-й семестры -17 недель).

Групповые занятия:

4 часа в неделю х 17 недель х 4 семестра = 272 час. Индивидуальные занятия:

15 мин./неделя х 17 недель х 4 семестра = 22 2/3 час. Прогоны зачетов и экзамена: 2 часа на человека х 4 семестра х = 8 час. Теория сценической речи:

Стр. 90

1 час в неделю х 2 семестра = 34 час.

Во втором семестре прибавляются часы на консультации и контрольный урок по орфоэпии - 1 час на студента.

В четвертом семестре прибавляются часы на консультации и контрольный урок по логике речи и стихосложению - 1 час на студента.

Итого: 346 2/3 акад. час.

Педагог имеет право распределять количество часов по разде­лам предмета по своему усмотрению, в зависимости от речевых проблем группы и индивидуальных особенностей речи каждого студента в отдельности.

Число часов в семестре на 3-м и 4-м курсах в расчете на 1-го студента ( 5 семестр - 17 недель, 6 семестр - 16 недель)

Художественное чтение:

1 час в неделю х 33 недели =33 час.

Групповые разминки по технике речи:

1 час в неделю х 33 недели = 11 часов (из часов «Речь в спектакле»).

Прогоны зачета и экзамена:

2 час х 3 прогона х 2 семестра = 6 час. Зачёт и экзамен - 1 час.

Итого: 73 часа

Число часов в семестре на 4-ом курсе в расчёте на 1-го студента (7 семестр — 16 недель)

Художественное чтение:

1 час в неделю х 16 недель =16 часов (часы из факультатива). Групповые разминки по технике речи:

1 час в неделю х 16 недель = 16 часов. Речь в спектакле - 8 часов.

Стр. 91

Прогоны зачёта:

1 час х 3 прогона = 3 часа.

Зачёт

1 час.

Итого: 56 часов

Общий итог: 475 2/3 часа.

По Государственному стандарту 2003 г. общее количество часов на дисциплину «Сценическая речь» по циклам. ОПД и СД - 714 часов. Из них:

475 2/3 часа - практические

200 часов - самостоятельная работа студентов

38 1/3 -факультатив.

5. Формы итогового контроля

  1. семестр - зачет

  2. семестр - зачет

  3. семестр - зачет

  4. семестр - экзамен

  5. семестр - зачет

  6. семестр - экзамен

  7. семестр - зачёт

  8. семестр - итоговая аттестация с учётом речи в дипломном спектакле.

Заключительным этапом в работе кафедры на курсе является концерт студентов-дипломантов. В учебный процесс включено участие студентов в концертах, чтецких конкурсах, семинарах и конференциях. Кроме часов, предусмотренных учебным планом института, кафедра предоставляет педагогу право воспользоваться дополнительными часами для репетиций и прогонов необходимо­го репертуара.

Стр. 92

Рекомендуемая литература

Аванесов Р. Русское литературное произношение. - М., 1972.

Аксенов В. Искусство художественного слова. - М., 1962.

Артоболевский Г. Художественное чтение. - М., 1978.

Бруссер А. Учебно-методическое пособие по технике речи для асси­стентов-стажеров (первый и второй семестры). - М., 2002.

Бруссер А. Основы дикции (практикум). - М., 2003.

Бруссер А., Оссовская М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). - М., 2005.

Вербовая Н., Головина О., Урнова В. Искусство речи. - М., 1964.

Винокур Г. Русское сценическое произношение. - М., 1997.

Волконский С. Выразительное слово. - Спб., 1913.

Груздева 3., Куцкая С. Руководство по технике речи. - М., 1966.

Гегелия Н. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М., 1999.

Германова М. Книга для чтецов. - М., 1964.

Ермолаев В., Лебедева Н., Морозов В. Руководство по фониатрии. -М., 1970.

Журавлев Д. Беседы об искусстве чтеца. - М., 1977.

Запорожец Т. Логика сценической речи. - М., 1974.

Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.

Калинина Н. Логично мыслить - логично говорить: Правила русской речи.-М.,2003.

Кнебель М. Слово в творчестве актера. - М., 1970.

Козлянинова И., Чарелли Э. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, '1992.

Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.

Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. - М., 1968

Ласкавая Е. Сценическая речь. - М., 2006.

Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.

Лотман Ю. Анализ поэтического текста. - М., 1978.

Немирович-Данченко В. О творчестве актера. - М., 1973.

Оссовская М. Орфоэпия. Теория и практика. - М., 1998.

Оссовская М. Русские диалекты (наречия и говоры): Учебно-методическое пособие по устранению произносительных диалектных ошибок. - М., 2000.

Оссовская М. Московский говор. - М., 2003.

Оссовская М. Практическая орфоэпия. - М., 2005.

Оссовская М. Уроки орфоэпии. - М., 2007.

Стр. 93

Петрова А. Сценическая речь. - М., 1981.

Проблемы сценической речи. Сб. - М., 1968.

Промптова И. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актера. - М., 1972.

Саричева Е. Сценическая речь. - М., 1955.

Саричева Е. Работа над словом. - М., 1956.

Саричева Е. Сценическое слово. - М., 1963.

Савкова 3. Как сделать голос сценическим. - М., 1968.

Савкова 3. Энергия живого слова. - СПб., 1991.

Сладкопевцев В. Искусство декламации. - СПб., 1910.

Смоленский Я. В союзе звуков чувств и дум. - М., 1976.

Смоленский Я. Гармония и алгебра стиха. - М., 1996.

Сценическая речь. - М., 1995.

Станиславский К. Работа актера над собой. Собрание сочинений, том 3. - М. Любое издание.

Ушаков Д. Русский язык (1928). - М., 1995.

Ушакова В. Орфоэпия. - М., 1976.

Хватцев М. Логопедия. - М., 1951.

Чарелли Э. Как работать над дикцией и голосом актеру. - Иркутск, 1969.

Чарелли Э. Учитесь говорить. - Екатеринбург, 1991.

Чуковский К. Живой как жизнь. - М., 1962.

Шварц А. В лаборатории чтеца. - М., 1968.

Эфрос Н. Записки чтеца. - М., 1980.

Словари

Агеенко Ф., Зарва М. Словарь ударений русского языка (под редак­цией Штудинера М.) - М., 2000.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. -М.,1995.

Зарва М. Русское словесное ударение. - М., 2001.

Каленчук М., Касаткина Р. Словарь трудностей русского произно­шения. - М., 1997.

Орфоэпический словарь русского языка. / под редакцией

Аванесова Р.)-М., 1997.

Толковый словарь русского языка конца 20-ого века: Языковые из­менения. - СПб., 2000.

Стр. 94

Сценическая речь

Учебная программа для магистров

1. Организационно-методический раздел

Цели обучения:

  • подготовка педагогов по предмету «Сценическая речь»,

  • воспитание творческой педагогической индивидуальности.

Задачи обучения:

  • освоение теоретических основ предмета,

  • совершенствование собственного речевого аппарата для возможности демонстрации студентам технических приемов по всем разделам предмета (приобретение навыков профессионального дыхания, разработка звучного, гибкого голоса и умелое владение им, приобретение безупречной, ненавязчивой дикции, овладение образцовым произношением, согласно современным нормам русского языка, освоение основ словесного действия, развитие речевого слуха),

  • поэтапное соединение навыков, полученных при практическом освоении каждого раздела,

  • овладение методикой преподавания курса «Сценической речи», предусмотренного учебной программой для студентов актёрского факультета Театрального институту имени Б. Щукина,

  • приобретение педагогических навыков преподавания предмета «Сценическая речь» для повышения речевого мастерства студентов в различных предлагаемых обстоятельствах сцены и жизни,

  • освоение междисциплинарных связей.

Стр. 95

Место курса в профессиональной подготовке педагога

Основополагающим звеном профессиональной подготовки будущего педагога по сценической речи является постижение организационных и методических требований, создание индивидуального комплекса методов работы, направленных на реализацию поставленных задач. Имея базовое актерское образование, магистры определяют цели и задачи обучения. ,

Учебный процесс магистра по кафедре сценической речи де­лится на три основные этапа обучения в соответствии с формой обучения (очная форма - 2 года, заочная - 3 года).

Практическое освоение методики преподавания сценической речи проходит, как правило, в виде самостоятельного изучения теоретической базы, созерцательной практики (систематического присутствия на занятиях ведущих педагогов кафедры) и выпол­нения методических рекомендаций научного руководителя.

Первый этап обучения (ознакомительный) складывается из изучения и анализа учебно-методической литературы, а также приобретения созерцательного опыта. Такое сочетание позволяет начинающему педагогу:

  • осознать объём и глубину новых знаний, которые ему необходимо освоить для успешной работы в своей педагогической
    деятельности,

  • понять основные принципы организации учебного процесса,

  • усвоить связь теоретических основ предмета с их практической реализацией,

  • освоить методику и методы обучения студентов технике сценической речи в театральном вузе,

  • выработать критерии оценки и отбора материала в соответствии с личностными особенностями студента,

  • научиться слышать речевые произносительные ошибки
    студентов,

Стр. 96

• использовать разнообразие теоретических и практических разработок для накопления самостоятельного педагогического опыта.

Этот этап чрезвычайно важен для получения фундаменталь­ных знаний по всем разделам предмета и формирования коммуни­кативной педагогической культуры. Кроме этого, необходимо' фиксировать и анализировать опыт, приобретенный в процессе созерцательной практики. Положения этих записей могут быть проверены на собственной практике во время второго и третьего этапа обучения. В результате этого начинающий педагог либо принимает рекомендованные ему методы обучения, либо форми­рует свой подход к решению методических проблем предмета. При этом следует учесть, что в теории и практике предмета «Сце­ническая речь» есть стабильные составляющие, которые не следу­ет ревизовать, - такие как нормы литературного произношения, физиологические особенности организма и т.п.

Первый этап обучения заканчивается теоретическим экзаме­ном.

Второй этап обучения (пробный) - продолжение созерца­тельного опыта в сочетании с самостоятельной практикой, кото­рая должна проходить под руководством научного руководителя или опытного педагога кафедры.

Такой подход позволяет будущему педагогу:

  • убедиться в эффективности индивидуального подхода к каждому студенту,

  • на собственной практике оценить результаты применения личностного воздействия на студентов (создание дисциплины, атмосферы и т.д.),

  • понять неоднозначность и вариантность преобразования
    теоретических знаний в практические умения,

осознать необходимость дополнительного изучения сопутствующих теоретических дисциплин - таких, как философия, педагогика, психология и других, входящих в учебный план обучения магистров и аспирантов.

Стр. 97

Как правило, второй этап является весьма важным в процессе становления педагогической индивидуальности, т.к. переход к пробно-самостоятельной практике демонстрирует готовность бу­дущего педагога приступить к третьему этапу обучения.

Надо отметить, что при любой педагогической практике неиз­бежно возникают трудности в освоении отдельных разделов предмета. Особенно сложно сразу постичь комплексное видение всего предмета в целом. Для этого требуется не один год. Поэтому в процессе обучения и последующей педагогической практики происходит переход с одной ступени квалификации на другую -более высокую.

Второй этап заканчивается сдачей открытого урока по разде­лам предмета.

Третий этап (самостоятельный) - полноценная самостоятель­ная педагогическая практика. На протяжении этого этапа:

  • реализуется на практике освоение методики преподавания,

  • вырабатываются наиболее эффективные методы работы,

  • происходит осознание педагогической ответственности, определяются критерии самооценки,

  • приобретается систематический опыт продуктивного общения со студентами,

• вырабатываются критерии оценки работы студентов.

Третий этап заканчивается сдачей контрольного урока или

сдачей самостоятельно подготовленного со студентами зачета (эк­замена).

Четвертый этап (дополнительный) - самостоятельная работа с текстом по художественному чтению.

Обучение заканчивается защитой магистерской диссертации. По окончанию обучения магистры получают диплом и полно­правно встают на путь самостоятельной педагогической деятель­ности.

Стр. 98

2. Краткое содержание курса

Первый этап

Подготовка речевого аппарата к звучанию

Свобода мышц. Осанка.

2. Типы дыхания и мышцы, участвующие в процессе дыхания

- Укрепление мышц дыхательно-голосовой опоры.

- Сходства и различия дыхания в жизни и на сцене.

- Носовое дыхание.

- Понятия «вдох», «добор», «фиксированный выдох», «длинный

выдох».

- Методические рекомендации по постановке дыхания.

3. Постановка звуков

- Гласные звуки.

- Согласные звуки.

- Основы логопедии.

- Методика исправления дикционных недостатков.

4. Голосоведение

- Гигиена голоса.

- Опора звука как основа звучания.

- Резонаторы. Закрытый звук.

- Вывод звука. Посыл звука. Сильный и слабый звук.

- Развитие диапазона. Три регистра звучания.

- Индивидуальное и групповое звучание.

- Методические рекомендации по постановке голоса.

5. Нормы литературного произношения

- Орфоэпические законы и правила устной речи.

- Методика исправления диалектных речевых недостатков.

- Характерность речи как выразительное средство для соз­дания образа на сцене.

- Культура речи.

6. Логико-интонационная структура текста

- Законы и правила логики речи.

Стр. 99

- Понятия «логика речи», «значение и смысл», «действен­ность слова».

- Из истории стихосложения.

- Основы стихосложения.

- Методические рекомендации по работе с прозаическим и

стихотворным текстом.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом