Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Тищенко Ч2 Учим говорить особенного ребенка. Особенные дети обучаемы, они талантливы


НазваниеОсобенные дети обучаемы, они талантливы
АнкорТищенко Ч2 Учим говорить особенного ребенка .doc
Дата30.09.2017
Размер220 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТищенко Ч2 Учим говорить особенного ребенка .doc
ТипДокументы
#22047
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Глава 5.Зависимость.


Существует «зеркальный эффект» - мы оказываемся в зависимости от зависимости своих детей. Это «созависимое» поведение часто наблюдается в семьях с особенными детьми. Мы уделяем нашим детям очень много внимания, проявляем свою заботу. Но если ребенку хорошо сейчас, это не значит, что в дальнейшем ему будет также комфортно. Потому что мы сами способствуем возникновению зависимости.

Выход из этой ситуации – уважительно относиться к своему ребенку. Установить для себя определенные пределы помощи. Признавать способность детей заботиться о самих себе, а не делать их более зависимыми.

Это позволит вам больше жить собственной жизнью, освобождая себя от необходимости реагировать на то, что ребенок в состоянии сделать сам.

Чувство зависимости, как и любое другое чувство, имеет внутреннюю структуру. Если ребенок зависит от матери, ему необходимо ощущать тесную связь. Близость тел – это типичный способ ощущения взаимозависимости.

Мамы говорят, что при всей любви к ребенку, они устают держать его на руках. Но дети устраивают истерику, требуют к себе повышенного внимания.

Вика (3 года) громко плакала, если мама не брала ее на руки. По дому они ходили вдвоем с мамой. Вика отказывалась спать одна в своей кроватке. Когда ребенок отсоединяется от мамы, его охватывает страх быть покинутым.

Помогайте ребенку изменить ранние убеждения о собственной ограниченности. Вселяйте в него веру, что он способен научиться и преуспеть в делах.

Когда сын был студентом, я сказала ему, что теперь я спокойна за него, так как вижу, что все, что я в него вложила, в нем есть. Потом мысленно представила пуповину, которая нас связывала и перерезала её.

Каждый из нас делает выводы и принимает решения исходя из своего жизненного опыта. Эти выводы влияют на то, как мы реагируем на наши переживания. Некоторые наши убеждения формируются под воздействием одного сильного переживания, другие убеждения возникают в результате многих мелких переживаний. Поняв, как действуют на нас сильные переживания, мы можем полностью изменить травмирующие переживания нашего прошлого.

Своими словами и поведением мы устанавливаем тип поведения нашего ребенка. Мы главные внушатели!

Иногда я вижу, что родители беспомощны в воспитании своего ребенка.

Часто дети плохо пережёвывают пищу, плохо её глотают, не умеют вовремя проглотить и задержать слюну, поэтому наблюдается сильное слюнотечение (саливация).

1.Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать слюну, которая у него накопилась во рту, не дожидаясь, пока она потечет изо рта.

2.Необходимо проглотить слюну перед тем, как начать говорить, или перед тем, как нужно произвести артикуляционное упражнение.

3.Чтобы облегчить акт глотания, предложите ребенку пожевать, несколько закидывая голову назад.

4.Кроме глотания слюны ребенок должен научиться закрывать рот и удерживать его в таком положении.

5.Для того, чтобы активизировать у ребенка желание преодолеть свое слюнотечение, нужно снять нагрудник.
Например: Во время занятий Маше важно высказать свои мысли. Она стремиться произвести впечатление на окружающих своей эрудицией, своим юмором. При этом губы смыкаются не полностью, рот остается открытым, обильно выделяется слюна. Девочка не обращает на это внимание. Рядом сидит бабушка и постоянно вытирает Маше рот.

Уважаемые родители, бабушки, дедушки. Дайте своим любимым детям больше самостоятельности. Поверьте, они могут справиться с некоторыми проблемами сами. Избегайте гиперопеки.

Во время занятий я предложила девочке проглатывать слюну, а потом говорить. Что она с успехом и делала. А бабушке я объяснила, что нужно разъяснять девочке, как вести себя и общаться в разных ситуациях . Есть та грань в общении, которую не допустимо переступать. И ребенку нужно это объяснять. Ведь ей придется общаться в школе. Иногда желание ребенка привлечь к себе внимание окружающих любыми способами пагубно влияет на его характер. Он надевает на себя маску шута. И эта маска остаётся с ним на всю жизнь.

Важно объяснять ребенку нормы поведения в обществе. А Машу я посоветовала записать в театральный кружок. У нее есть артистизм, есть чувство юмора. Если у ребенка есть потребность выразить свои мысли, то нужно ему дать эту возможность. Необходимо помогать ребенку развивать все природные таланты.
Глава 6. План – конспект занятия.


1.Пальчиковая гимнастика.

«Кулачки – ладошки». «Замочек».

2.Артикуляционные упражнения.

«Открой рот. Закрой рот». «Лопаточка». «Горка». «Часики». «Трубочка».

3.Фонетическая ритмика.

Звуки «А,О,У,И,Э»

4.Обучение чтению.

Буквы «А, П, М»

5. Логоритмика.

Мы ногами топ-топ, а руками хлоп – хлоп, головою круть – круть, постучали в грудь, грудь.

6.Работа над словарным запасом.

Тема «Животные».

7.Сенсорное развитие.

Опустить формы в гнезда соответствующей плоскости.

Собрать пирамидку.

8.Наглядно – действенное мышление.

Постучать палочкой по барабану.

Удержать шарик за ниточку.

9.Изобразительная деятельность.

Черкание.

10.Конструктивная деятельность.

Составить башню из трех кубиков.



6.1.Пальчиковая гимнастика.


Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. У ребенка сначала начинают развиваться движения пальцев рук. Когда они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Ученые установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) ускоряет процесс созревания речевых областей.

Тренировка пальчиков:

1). С 3 месяцев можно начинать делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно).

2).С 8 месяцев давайте ребенку в руки крупные яркие предметы, затем более мелкие, для того, чтобы он их перебирал. Это могут быть орехи, лото.

3). С 10 месяцев, развивая пальчики, можно использовать следующие стихи.
а). - Пальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел.
- С этим братцем песни пел!

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.

б).- Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
- Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
- Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
- Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
- А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.

Перебираем пальчики.

4). Руки лежат на столе - «кулачок- ладошка».

Собираем пальцы в кулачок и распрямляем ладошку на столе.
5). Руки лежат на столе.

Собираем пальчики вместе и разводим пальчики друг от друга как можно дальше.
6). Стучим по столу поочередно одним пальчиком, двумя, тремя, четырьмя, пятью.
7). Держим две руки перед собой вместе.

Пальчики «здороваются» друг с другом – сначала мизинчики, потом безымянный, средний, указательный и большой.
8). Все пальчики по очереди касаются «здороваются» с большим пальчиком.

6.2.Артикуляционные упражнения.


Перед зеркалом:

А). Открываем и закрываем рот.

Б). Показываем и убираем язык. Говорим: «это язык».

В). Язык широкий - узкий.

Г). Упражнение «часики». Язык двигается влево - вправо.

Д). Упражнение «качели». Язык двигается вверх - вниз.

Часто дети не могут выполнять это упражнение.

Можно намазать вареньем нижнюю губу, чтобы ребенок ее облизал языком. Потом мажем вареньем уголки губ.

Называем «это губы».

Мажем вареньем верхнюю губу.

Следим за тем, чтобы ребенок облизывал варенье языком, а не губами.

Можно положить кусочек сахара между десной и щекой.

Это будет стимулировать ребенка дотянуться языком вверх, к сахару.

Называем: «это зубы».

6.3.Фонетическая ритмика.


Вместе с ребенком стоите у большого зеркала, чтобы вас было видно в полный рост.

Первое время вам придется брать руки ребенка и самому разводить их в стороны.

Говорим « А, О,У».

На звук «А» руки разводим в разные стороны.

На звук «О» руки смыкаются над головой, как колечком.

На звук «У» руки вытягиваем прямо перед собой.

Это упражнение необходимо делать до тех пор, пока ребенок вам не научится поднимать и разводить руки в стороны, сначала молча, а потом проговаривая вместе с вами эти звуки.

У кого-то это получается быстрее, а кому-то требуется времени больше.

Все зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

6.4.Логоритмика.


Проговариваем слова, одновременно делаем движения руками.

Если ребенок сам не может поднять руки, то вы делаете это вместе с ним.

А). «Мы шли – шли – шли.

И пирог нашли.

Сели, поели,

И дальше пошли».

Б). « Буратино потянулся.

Руки в стороны развел.

Раз – качнулся.

Два – качнулся.

Поклонился и пошел».

В). «Мы ногами топ-топ.

А руками хлоп-хлоп.

Головою круть – круть .

Постучали в грудь-грудь».

6.5.Азбука.


На первом занятии показываем букву «А».

Я разводила руки в стороны, говорила «А».

Потом то же самое движение мы делали вместе с ребенком.

Беру в руки мишку, качаю его, говорю «А-А-А», потом прошу ребенка покачать мишку и сказать «А-А-А». Беру букву «А» и показываю ее ребенку. Говорю «А».

Вы можете сделать буквы из бархатной бумаги, из наждачной бумаги, из ткани.

6.6.Работа с музыкальными инструментами.


Цель: развитие фонематического слуха, научить ребенка различать звучание музыкальных инструментов.

Показываете ребенку бубен, металлофон, маракасы, барабан.

Бьёте в барабан за спиной ребенка.

На слух ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал.

Если вы слушаете музыку на СД, ДВД, ребенок должен показать или называть инструменты, которые звучат.

6.7.Развитие речи.


Для развития речи показываем большое количество картинок с изображением предмета в разных действиях и состояниях.

Для развития произносительной стороны речи картинки отбираются с изображением таких предметов, к которым можно применить то или иное звукоподражание.

Иногда ребенок тянет картинку в рот, жует ее, в таком случае используйте вместо картинок игрушки.

Когда вы показываете игрушку, ребенок учиться совмещать плоское изображение на картинке и объемное изображение игрушки.

Например, вы говорите:

Собака лает : ав…ав…ав…

Корова мычит : му…му…му…

Гусь гогочет : га…га…га…

Петух кричит : ку-ка-ре-ку.

Ребенок плачет : а…а…а…

У мальчика болят зубы : о…о…о…

Дети заблудились в лесу и зовут: ау…ау…ау…



Берите два - три звукоподражания. По мере отработки, добавляйте новые.

Словесная память на начальном этапе у ребенка слабая.

Каждое звукоподражание ребенок произносит многократно, чтобы совершенствовать речевой аппарат.

Звукоподражание напишите на бумажную полоску печатным шрифтом.

1.Вы спрашиваете ребенка, как лает собака, как мычит корова.

Ребенок многократно вам произносит.

2.Вы спрашиваете, кто кричит ау-ау, га-га-га.

Ребенок вам должен показать соответствующую картинку.

3.Ребенок произносит любое звукоподражание - вы подаете соответствующую картинку.

4.Вы спрашиваете, где собака, как она лает.

Ребенок подает вам картинку и произносит соответствующее слово.

5.Чаще заставляйте ребенка произносить слова «ВОТ», «НА», «ДАЙ».


Запишите эти слова на карточку.

Подавая то, что вы просите, ребенок должен сказать: «Вот», «На».

Не давайте ребенку просимое , пока он не скажет: «Дай».

Ребенок должен усвоить значение этих слов, так как часто дети путают значения и вместо «на» говорят «дай» и наоборот.

6.Напишите на карточке слова «мама», «папа», «баба».

Попросите показать на фото папу.

Ребенок показывает папу и называет слово.

Слова «тут», «там», отрабатываются отдельно, чтобы не спутались понятия.

Например:

Мама с ребенком находятся в комнате.

Папа стоит в коридоре.

Вы говорите: «Мама тут. Папа там».

Потом можно включать имя ребенка, имена родных и знакомых, легкие по звучанию (Ната, Тата, Тома, Вова, Оля, Катя).

Дальнейшее накопление слов идет по фонетическому принципу.

Слова подбираются на каждом этапе речевого развития такие, которые ребенок может произнести без особого затруднения, даже если не выговаривает тех или иных звуков.

Слова должны:

1.Иметь конкретное значение.

2.Применяться часто в разговорно-обиходной речи.

3.Способствовать развитию речевого аппарата.

4.Помогать овладевать всеми звуками в процессе говорения.

5.Нужно учитывать, что из этих слов впоследствии можно будет составить предложения без грамматического изменения слов.

Например:

«Ната, иди, на суп».

«Папа и мама дома».
Для повторения ребенку дается большое количество слов- названий предметов и явлений окружающей действительности и обиходных слов.

Цель:

1.Ребенок должен осознать, что каждому предмету, явлению есть свое название.

2.Развитие связной устной речи идет от звукоподражания к слову и предложению в зависимости от произносительных возможностей ребенка.

6.8.Обучение чтению.


Работа по овладению чтением проводится одновременно с работой по развитию словарного запаса.

1.Написаные на карточках слова разрезаются на слоги.

2.Слоги смешиваются.

3.Из них опять составляются слова.

4.Составляются слоги из разрезной азбуки.

5.Составляется табличка слогов только с гласным «А».

6.Прибавляются новые согласные к гласному «А».

7.Овладение грамотой должно способствовать развитию произносительных возможностей ребенка, общему его развитию.

8.Из слов ПАПА, МАМА,БАБА,ВАВА,ТАТА выделяем слоги ПА,МА,БА,ВА,ТА.

9.Слоги пишутся на отдельных бумажках в двух- трех экземплярах.

10.Вы показываете один слог, ребенок должен подобрать другой, чтобы получить слово.

11.Все слоги смешиваются.

12. Ребенок выбирает те, которые нужны для составления вышеуказанных слов.

13.Составляются новые слова – ВАТА, ХАТА,ПАНАМА.

14.Написанные на карточках слова разрезаются на слоги, слоги смешиваются, из них составляются слова.

15.Ребенок читает, и значение их срисовывает в свою тетрадь.

1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей