Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Практикум лечфака-2 часть. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии


НазваниеПрактикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии
АнкорПрактикум лечфака-2 часть.doc
Дата27.09.2017
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактикум лечфака-2 часть.doc
ТипПрактикум
#20903
страница3 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Опыт N2. (УИРС) Значение печени для организма



Цель опыта: показать, что одной из причин возникновения почечной комы является гипогликемия, возникающая при отсутствии печени (депо гликогена).
Порядок проведения работы. Крысе, находящейся под наркозом, с предварительно удаленной печенью и находящейся в состоянии печеночной комы, внутрибрюшинно вводят 10 мл 5% раствора глюкозы. Наблюдают изменения в состоянии животного. Делают вывод о роли печени как депо глюкозы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Печень как афферентная зона различных интероцептивных рефлексов.

2. Особенности основных функций печени в старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Из раздела “ Пишеварение” сборника “ Тестовые задания...” задачи №№ 24-26, 34- 37, 43, 44.
Занятие N 4.

ТЕМА: Пищеварение в тонком кишечнике.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: состав сока тонкого кишечника; -значение тонкого кишечника в процессах пищеварения; виды тонкокишечного пищеварения; строение слизистой оболочки тонкого кишечника; полостное пищеварение; пристеночное пищеварение, мембранное пищеварение; механизм регуляции образования сока тонкого кишечника; виды моторики тонкого кишечника; механизмы всасывания в тонком кишечнике (виды транспорта питательных веществ через стенку кишечника в кровь и лимфу), в толстом кишечнике; значение толстого кишечника в процессах пищеварения; виды моторики толстого кишечника.

Студент должен уметь: объяснить метод получения сока тонкого кишечника (операция создания изолированной кишки по Тири-Веллу).

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Сколько кишечного сока выделяется у взрослого человека за сутки?

2. Что происходит с соком тонкого кишечника при центрифугировании ? Почему?

3. Какие типы пищеварения происходят в тонком кишечнике?.

4. Какова реакция сока тонкого кишечника?

5. Как регулируется сокообразование в тонком кишечнике?

6. Как влияет блуждающий нерв на сокообразование?

7. Какие факторы стимулируют отделение кишечного сока?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Состав и свойства сока тонкого кишечника.

2.Регуляция сокообразования и секреции.

3. Полостной гидролиз пищевых веществ.

4.Пристеночный гидролиз. Пищеварительный "конвейер" в тонком кишечнике.

5. Виды сокращений тонкого кишечника.

6. Функции толстого кишечника

  1. 7. Моторика толстого кишечника.

8. Всасывание в разных отделах пищеварительного тракта. Виды транспорта питательных веществ через биологические мембраны (стенку кишки)

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Особенности проницаемости энтерогематического барьера у детей.

2. Значение ферментов сока тонкого кишечника в детском возрасте.

3. Особенности тонкокишечного пищеварения у детей.

4. Значение микрофлоры толстого кишечника в детском возрасте.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт 1. Пристеночное пищеварение.
Цель опыта: показать значение сорбирования ферментов на мембранах клеток слизистой кишечника в пищеварении.
Порядок проведения работы.

1.Кусочек слизистой оболочки верхней четверти тонкой кишки крысы весом 10-15 мг поместить в стаканчик Хагедорна, в который налито 4 мл охлажденного раствора Рингера

(t +3,5 градусов). Встряхивая в течение 30 секунд, смывают амилазу, которая не была сорбирована на поверхности кишки. Эта фракция (амилаза С) участвует в полостном пищеварении и используется как показатель полостного пищеварения.

2.Кусочек отмытой слизистой перенести в ступку и проводят его гомогенизацию в 4 мл раствора Рингера. Гомогенизат перелить в стаканчик Хагедорна и встряхивать 5 минут. Так отмывается фракция амилазы гомогената (Г-амилаза), которая характеризует мембранное пищеварение.

3.Профильтровать экстракты С и Г фракции амилазы и определить в них амилолитическую активность по методу Вольгемута (определяется убыль крахмала при ферментативном гидролизе по изменению окраски йодо-крахмальных комплексов (по мере убыли крахмала синяя окраска постепенно слабеет и исчезает).

Ход определения амилолитической активности: В 2 штатива поставить 6-8 пробирок, в которые налить по 1 мл р-ра Рингера, затем в 1-ню пробирку одного штатива добавить 1 мл экстракта, содержащего фракцию С-амилазы, а в 1-ую пробирку 2 штатива - 1 мл экстракта, содержащего фракцию Г-амилазы. После встряхивания пробирок 1 мл смеси последовательно переносят в следующую пробирку, вновь встряхивают и т.д. Из последней пробирки 1 мл смеси выливают. Т.о. получен ряд разведений в 2 раза. Затем в пробирки налить по 2 мл 1% р-ра крахмала и поместить пробы в водяную баню при t 38 градусов на 30 минут, после чего реакцию остановить добавлением во все пробирки по 1 мл

1%р-ра соляной кислоты. Затем во все пробирки прилить по 1 капле иодного раствора. Активность амилазы рассчитывается по разведению фермента в последней пробирке, которая не отличается по окраске от контроля (в контроле имеются все компоненты, кроме амилазы, ее заменяет 1 мл р-ра Рингера). Результат выражается в условных единицах Вольгемута, характеризующих степень разведения.

Пример:4-я пробирка -16 единиц; 5-я32 ед.и т.д. После определения амилолитической активности С и Г фракций находят отношение мембранного пищеварения (М) к полостному (С) М/С. В норме эта величина больше 2,5-3. Оформить протокол. Сделать вывод о значении мембранного пищеварения.
Опыт 2. Запись моторной деятельности кишечника лягушки.
Цель опыта: наблюдение моторики кишечника и влияние на нее ацетилхолина и адреналина.
Порядок проведения работы. У обездвиженной лягушки после разреза передней брюшной стенки найти желудок, кишечник, прямую кишку и клоаку. Пинцетом или булавкой нанести механическое раздражение верхнего отдела пищеварительной трубки. Наблюдают перистальтическое движение. Осторожно освободить прямую и небольшую часть тонкой кишки. На 1-2 см выше начала прямой кишки наложить серфин, соединенный с рычажком для регистрации на кимографе. Записывают сокращения прямой кишки, а затем пинцетом сдавливают участок кишки, наблюдают повышение тонуса и усиление перистальтики. Не останавливая кимографа, на поверхность кишки наносят каплю раствора ацетилхолина (1:1000).Отметить на бумаге кимографа момент нанесения химического раздражения. После записи на кимографе следует хорошо отмыть кишку от р-ра ацетилхолина при остановленном кимографе. Сделать новую запись.(2-3 сокращения). Затем на кишку нанести 1 каплю раствора адреналина, отметив момент нанесения химического раздражения. Оформить протокол, вклеив в него кимограммы с разными химическими воздействиями. Сделать вывод об автоматии кишечника и влиянии на его моторику ацетилхолина и адреналина.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1.Пищеварительный конвейер - основа полноценного гидролиза питательных веществ и их всасывания.

2. Особенности кишечного пищеварения в старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие виды пищеварения происходят в тонком кишечнике?

2.В чем заключается роль ферментов кишечного сока в общей цепи пищеварительного процесса?

3.Объясните особенности этапов полостного гидролиза: а)монофазный, б) гетерофазный.

4.Назовите сильные возбудители тонкокишечной секреции: а)мясо; б)каломель; в)механическое раздражение слизистой тонкой кишки; г)касторовое масло.

5.Как регулируется сокообразование в тонком кишечнике?

6.Назовите основные стимуляторы и ингибиторы внешнесекреторной функции

поджелудочной железы

7.Назовите ферменты, участвующие в мембранном пищеварении тонкого кишечника.

8. Как происходит всасывание питательных веществ в тонком кишечнике?

9.Что собой представляет "пищеварительный конвейер"?

10. Объясните происхождение метеоризма , выберите правильный ответы:

а)нарушение кровоснабжения тонкого кишечника; б)гниение, брожение в кишечнике; в)преобладание давления газов в просвете кишки над его напряжением в крови.

11.Объясните особенности этапов полостного гидролиза: а)монофазный, б) гетерофазный.

12.Какие ферменты образуются в толстом кишечнике под влиянием микроорганизмов?

13.Образуются ли в толстом кишечнике витамины? Какие?

14.На чем основано действие слабительных препаратов (сенна, касторовое масло) в кишечнике?

15.Возможна ли гипокалиемия при длительных поносах? Почему?
Из раздела “Пищеварение” “Сборника тестовых заданий... “ задачи №№ 23, 27, 33, 38, 39, 45, 46, 48, 49.
Занятие N 5

ТЕМА: Пищевое поведение.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: - понятия о функциональной системе питания и физиологической системы пищеварения; звенья функциональной системы питания; определение понятия "пищевое поведение"; значение эмоций голода и насыщения; локализация " пищевого центра"; теории возникновения голода; виды насыщения; пути насыщения.

Студент должен уметь: объяснить термины "активный выбор пищи","избирательный аппетит"; охарактеризовать действие пептидов, регулирующих пищевое поведение; привести примеры экспериментов, доказывающих теории возникновения голода.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1.Что такое пищевое поведение?

2. Есть ли разница между "голодом " и "аппетитом"?

4. Где локализуется "центр голода"?

5. Любая ли пища удовлетворит "избирательный аппетит"?

7. Влияют ли традиции на "пищевое поведение"?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Функциональная система питания, ее звенья.

2. Физиологические основы голода и насыщения.

3. Центр "пищевого поведения", его строение.

4. Теории возникновения голода.

5. Регуляция "пищевого поведения".

6. Значение режима питания для правильного функционирования ЖКТ.

7. Понятие о полноценном сбалансированном питании.

Профильные вопросы для педиатрического факультета
1.Значение введения раннего прикорма детей в формировании "пищевого поведения".

2. Значение гормональных и местных механизмов в формировании "пищевого поведения" в разные возрастные периоды.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт N1. Наблюдение за "пищевым поведением" крысы после воздержания от соленой пищи.

Цель опыта: Показать появление" избирательного аппетита" при дефиците соли.
Порядок проведения работы. За неделю до проведения опыта часть крыс получает в качестве питья и пищи дистиллированную воду и зерно. Другие крысы имеют привычный водно-пищевой режим. На практическом занятии перед крысами обеих групп ставят поилки с дистиллированной водой и 3% р-ром поваренной соли. Студенты наблюдают за поведением крыс. Делают вывод о существовании “избирательного аппетита”.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Имеются ли связи между изменением состава крови и чувством голода? Какие? Как объяснить их возникновение?

2. Объясните, почему притупляется чувство голода при тяжелой мышечной работе?

3.Что является причинами "голодной" и "сытой" моторики ЖКТ?

Задачи раздела “Пищеварение” сборника “Тестовые задания... “ №№ 47, 50.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ:
1. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

2. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

5. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.

6. Детская гастроэнтерология. Под ред. Лукьяновой Е. М., “Здоровье”, Киев, 1978.

7. Печень и регуляция межуточного обмена. Изд-во “Наукова думка”, Киев, 1978.

8. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.4. М., “Мир”, 1986.

9. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.


РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ПОЧЕК И ВОДНО-СОЛЕВОГО ОБМЕНА



Занятие № 1.

ТЕМА: Функции почек. Основные процессы мочеобразования (клубочковая фильтрация).
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: функции почек; строение почки и нефрона, типы нефронов, особенности кровоснабжения; основные процессы мочеобразования (клубочковая фильтрация, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция); механизмы клубочковой фильтрации; состав первичной мочи.

Студент должен уметь: нарисовать схему строения нефрона; объяснить механизмы процесса фильтрации; производить расчет величины клубочковой фильтрации.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие функции выполняют почки?

2. Что является структурно - функциональной единицей почки?

3. Из каких отделов состоит нефрон?

4. Какие типы нефронов различают и по каким признакам проводится такая дифференциация?

5. Что представляет собой юкстагломерулярный комплекс?

6. Назовите основные процессы мочеобразования

7. Перечислите структуры гломерулярного фильтра.

8. Назовите физико-химические факторы обеспечения фильтрации.

9. Из чего складывается эффективное фильтрационное давление?

10. Какой показатель является количественной характеристикой процесса фильтрации?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Почки и их функции.

2. Нефрон - структурно-функциональная единица почки. Строение нефрона.

3. Типы нефронов. Особенности кровоснабжения.

4. Механизмы мочеобразования. Клубочковая фильтрация:

а) строение гломерулярного фильтра;

б) факторы обеспечения фильтрации;

в) скорость клубочковой фильтрации;

г) методы оценки фильтрации. Коэффициент очищения;

д) состав первичной мочи.

ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Возрастные особенности структуры почек.

2. Особенности почечного кровотока и клубочковой фильтрации в различные периоды онтогенеза.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт 1. Изменение диуреза под влиянием водной нагрузки.
Цель опыта: ознакомиться с влиянием водной нагрузки на процессы мочеобразования.

Ход работы. Двух крыс взвесить, одной из них дать водную нагрузку: через полиэтиленовый зонд ввести в желудок воду (+37 °С), в объеме 5-7 % веса тела. Обеих крыс посадить в воронки на 40 мин. За это время в стаканчики собирается моча крыс. По окончании опыта измерить количество мочи мерным цилиндром.

Зарисовать установку опыта. Сделать вывод о влиянии водной нагрузки на процессы мочеобразования.

Опыт 2. Расчет скорости клубочковой фильтрации.
Цель опыта: научиться методике расчета скорости клубочковой фильтрации.
Ход работы. Количество клубочкового фильтрата может быть определено путем введения в кровь веществ, которые свободно фильтруются через стенки капилляров клубочка и, не реабсорбируясь, выделяются с мочой(инулин) или по креатинину (конечный продукт азотистого обмена), концентрация которого остается постоянной в крови. Концентрация креатинина в фильтрате, содержащемся в полости капсулы, равна концентрации его в плазме крови. Зная концентрацию креатинина в плазме(Р кр),объем мочи, выделенный за определенное время (V) и концентрацию креатинина в ней ( U кр), можно по формуле найти величину клубочковой фильтрации (F):
V * U кр

F = --------------

Р кр
Полученная величина объема фильтрации за одну минуту показывает, какой объем плазмы крови освободился от креатинина за это время, т.е. коэффициент очищения от креатинина.

Задачи. 1) Подсчитать величину скорости клубочковой фильтрации на фоне спонтанного диуреза собаки: кол-во выделенной за 30 мин. мочи = 28 мл, концентрация креатинина в плазме крови = 0,03, концентрация креатинина в моче = 0,67. Чему равна скорость клубочковой фильтрации?

2) Артериальное давление у человека, получившего травму, стало равным 60/20 мм рт.ст. Как при этом изменится диурез и почему?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Выделительная функция кожи, легких, ЖКТ, печени.

2. Особенности выделительной функции почек в старости.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Тестовые задания по курсу нормальной физиологии”, №№ 1-13, 20, 22, 23, 35.
Занятие № 2.

ТЕМА: Основные процессы мочеобразования (канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция).
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: механизмы транспорта веществ из мочи в кровь и лимфу; виды канальцевой реабсорбции в разных отделах нефрона; механизмы функционирования поворотно-множительной системы; понятие о канальцевой секреции; состав и свойства конечной мочи.

Студент должен уметь: производить расчет канальцевой реабсорбции вещества; зарисовать схему локализации реабсорбции веществ; зарисовать схему функционирования поворотно-противоточной системы.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:


  1. Что представляет собой процесс канальцевой реабсорбции?

  2. В каких отделах нефрона происходит реабсорбция веществ?

  3. Какие вещества реабсорбируются в проксимальном отделе нефрона?

  4. Какие вещества реабсорбируются в дистальном отделе нефрона?

  5. Что отражает понятие «максимальный канальцевый транспорт вещества»?

  6. Что называется почечным порогом выведения?

  7. Какие вещества называются пороговыми и непороговыми?

  8. Назовите виды канальцевого транспорта веществ

  9. Какие структуры нефрона составляют противоточно-множительную систему почки?

  10. Что такое канальцевая секреция?

  11. Какие вещества выделяются путем канальцевой секреции.?

  12. В каких отделах нефрона осуществляется канальцевая секреция веществ?


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:


  1. Основные процессы мочеобразования. Канальцевая реабсорбция веществ:

а) особенности реабсорбции воды, солей и органических веществ в проксимальном и дистальном отделах нефрона; понятие об избирательной и обязательной реабсорбции;

б) механизмы осмотического концентрирования и разведения мочи; поворотно-противоточная канальцевая система мозгового вещества почки, участие натрия и мочевины в процессах концентрирования мочи, значение юкстамедуллярных нефронов в этих процессах;

в) сосудистая противоточная система мозгового вещества почки.

  1. Канальцевая секреция.

  2. Состав и свойства конечной мочи.

  3. Экскреторная функция почек. Принципы искусственного внепочечного очищения крови.


ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:


  1. Становление канальцевой реабсорбции и секреции в онтогенезе.

  2. Особенности процессов концентрирования мочи в детском возрасте.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт 1. Расчет канальцевой реабсорбции.
Цель опыта: научиться рассчитывать относительную величину канальцевой реабсорбции воды.

Ход работы. Показатели величины клубочковой фильтрации, полученные на предыдущем занятии, используются для подсчета относительной реабсорбции (R) вещества по формуле:
F - V

R = ------------------------ * 100 = %

F

где F - скорость клубочковой фильтрации

V - объем минутного диуреза
Задачи. 1) Скорость клубочковой фильтрации равна 120 мл/мин, а объем минутного диуреза составляет 1,4 мл. Чему равна канальцевая реабсорбция воды?

2) Содержание сахара в крови составляло у человека 110 мг%, сколько сахара при этом выделяется с мочой?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Особенности канальцевой реабсорбции и секреции в старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Тестовые задания по курсу нормальной физиологии”, №№ 14-16, 25- 30, 39-43, 47, 48.


Занятие № 3.

ТЕМА: Регуляция деятельности почек. Участие почек в регуляторных процессах организма.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: механизмы регуляции процессов фильтрации; механизмы регуляции канальцевой реабсорбции воды и электролитов; основные факторы, влияющие на реабсорбцию воды; механизмы регуляции канальцевой секреции; состав и свойства конечной мочи; механизмы участия почек в регуляции физиологических функций организма.

Студент должен уметь: объяснить механизмы регуляции процессов мочеобразования

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие механизмы поддерживают постоянство кровотока в клубочках и фильтрационное давление?

2. Какие влияния регулируют скорость клубочковой фильтрации?

3. Где находятся V1-рецепторы, что их активирует, какой при этом отмечается эффект?

4. Назовите пути регуляции канальцевой реабсорбции.

5. Какое вещество является основным регулятором реабсорбции воды в дистальных отделах нефрона?

6. Где локализуются V2-рецепторы и какой гормон осуществляет через них свое влияние?

7. Какие гормоны, кроме вазопрессина, оказывают регулирующее влияние на процессы реабсорбции воды?

8. Назовите механизмы регуляции канальцевой секреции веществ.

9. Какие эффекты вызывает симпатическая нервная система на процессы мочеобразования?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Виды регуляции деятельности почек. Механизмы регуляции клубочковой фильтрации.

2. Регуляция канальцевой реабсорбции веществ:

а) гормоны, регулирующие реабсорбцию воды и механизм их действия;

б) регуляция канальцевой оеабсорбции электролитов.

3. Регуляция канальцевой секреции.

4. Нервная регуляция деятельности почек.

5. Инкреторная функция почек. Значение эритропоэтина. Влияние ренина, кининов, простагландинов на процессы мочеобразования и величину артериального давления. Роль почек в регуляции артериального давления.

6. Метаболическая функция почек.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Развитие механизмов регуляции функций почек в онтогенезе.

2. Реакция почек на гормоны щитовидной железы, альдостерон, вазопрессин в разном возрасте.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт 1. Изменения диуреза под влиянием питуитрина и алкоголя.
Цель опыта: изучить изменения диуреза под влиянием различных веществ.
Ход работы. Взвешивают трех крыс. Вводят двум из них через полиэтиленовый зонд воду в желудок из расчета 5-7 % веса тела. Сразу же вслед за водной нагрузкой 1-й крысе вводят п/к раствор питуитрина в дозе 20 МЕД/100 г веса, 3-й крысе вводят через зонд 12,5 % этиловый спирт в дозе 5 ? веса тела. Вторая крыса служит контролем. Крыс помещают в стеклянные воронки на 40 мин., собирают мочу в стаканчики. По окончании опыта количество мочи измеряют.

Делают вывод о влиянии питуитрина и алкоголя на процессы мочеобразования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Механизмы выведения мочи и мочеиспускания.

2. Особенности регуляции мочеобразования в старости.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Тестовые задания по курсу нормальной физиологии”, №№ 18, 19, 21, 24, 31, 36-38, 44-46, 49, 50.

Занятие № 4.

ТЕМА: Механизмы регуляции водно-солевого обмена и гомеостатическая функция почек.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: значение воды и минеральных веществ для организма; сущность понятия водный и солевой баланс; основные звенья регуляции водно-солевого обмена; что такое дегидратация организма и факторы, ее обусловливающие; виды дегидратации; локализацию осмо- и натриорецепторов; важнейшие приспособительные реакции организма при дегидратации; локализацию центра осморегуляции; механизмы формирования чувства жажды, дипсогенные факторы; локализацию питьевого центра; локализацию волюморецепторов, их значение в процессе водно-солевого обмена; что такое гипергидратация и факторы, способствующие ее возникновению; последствия воздействия на организм гипергидратации.

Студент должен уметь: объяснить механизмы гомеостатической регуляции водно-солевого обмена при де- и гипергидратации; объяснить механизмы возникновения жажды.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Назовите основные характеристики водно-солевого баланса.

2. Перечислите водные пространства организма.

3. Какие факторы могут привести к дегидратации организма?

4. Назовите виды дегидратации.

5. Где располагаются рецептивные поля осморегулирующих рефлексов?

6. Укажите место локализации центра осморегуляции.

7. Что такое жажда?

8. Где находится питьевой центр?

9. Какие дипсогенные факторы вы знаете?

10. Какие условия могут привести к гипергидратации организма?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Выделение как один из компонентов функциональной системы, обеспечивающей постоянство водно-солевого баланса организма.

2. Значение осмо - и волюморецепторов в осуществлении гомеостатической функции почек.

3. Роль ионорецепторов в регуляции водно-солевого обмена и значение натрийуретического гормона.

4. Значение и формирование чувства жажды. Дипсогенные факторы и механизм их действия. Дегидратация, гипергидратация.

  1. Функциональная система, обеспечивающая постоянство объема жидкости в организме и осмотическое давление.


ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Развитие волюмо- и осморегуляции в онтогенезе.

2. Действие АДГ в разные возрастные периоды.

  1. Питьевой режим новорожденного, связанный с особенностями регуляции процессов мочеобразования.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Опыт 1. Влияние избыточной экскреции натрия на объем водного диуреза.
Цель опыта: оценить влияние избыточной секреции натрия на объем выделяемой мочи (фуросемид).
Ход работы. Двум крысам в желудок через зонд вводят воду (5-7 % веса тела). Одной из них одновременно вводят подкожно лазикс ( фуросемид - натриуретик) в дозе 0,2- 0,3 мл. Вторая крыса служит контролем. Обеих крыс помещают в стеклянные воронки для сбора мочи на 40 мин. Измерив количество выделенной крысами мочи, делают вывод о влиянии избыточной экскреции натрия на объем выделяемой мочи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Физиологическая роль, суточная потребность организма и источники поступления основных минеральных веществ и микроэлементов.

2. Особенности водно - солевого баланса и его регуляции в старости.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Решение задач из раздела “Физиология почек” сборника “Тестовые задания по курсу нормальной физиологии”, №№ 32-34.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ
1. В.Б.Брин, Л.З.Тель. Физиология выделения, эндокринной системы и гормональной регуляции физиологических функций. 1992.

2. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

3. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

4. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

5. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

  1. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.

  2. А.Вандер Физиология почек. СПб, «Питер»,2000

  3. Д.А.Шейман Патофизиология почки. М. «Бином». 1997


РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ



Занятие № 1.

ТЕМА: Физиология эндокринной системы . Передняя доля гипофиза.
Учебные цели занятия:

Студент должен знать: определения понятия «гормоны», «эндокринная функция», звенья функциональной системы гормональной регуляции физиологических функций, уровни управления эндокринных функций, виды эффектов гормонов на организм, классификацию гормонов, виды гормональных эффектов, методы исследования функций инкреторных органов, основные физиологические эффекты гормонов передней доли гипофиза.

Студент должен уметь: объяснить механизмы действия гормонов передней доли гипофиза.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ



1. Что такое “внутренняя секреция”

2. Что такое “эндокринная система»

3. Какие вещества называют гормонами

4. Какими способами обеспечивается гормональная регуляция.

5. Назовите органы с эндокринной функцией.

6. Перечислите пути управления эндокринными железами.

7. На какие группы по химическому строению делятся все гормоны.

8. Какие виды эффектов оказывают гормоны на организм.

9.Назовите регуляторные пептиды гипоталамуса

10.При избыточной продукции каких гормонов наблюдается “ Базедова болезнь”.

Основные вопросы темы



- Местная гуморальная саморегуляция

- Система гормональной регуляции.

- Звенья общей гормональной интеграции.

- Гипофизарный, парагипофизарный и межжелезистый пути управления.

- Виды и механизма действия гормонов.

- Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом. Либерины и статины.

- Передняя доля гипофиза и ее гормоны. Физиологические эффекты гонадотропина,

тиреотропина, кортикотропина, пролактина.

  • Физиологические эффекты соматотропина, соматомедина.


ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
- Развитие в онтогенезе гипоталамо-аденогипофизарной системы

  • Роль аденогипофизарных гормонов в разные возрастные периоды.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт № 1. Влияние лактина на осмотическую проницаемость стенки мочевого пузыря лягушки.
Цель опыта: показать возможность действия пролактина на трансмемебранный транспорт воды в модельном опыте.
Ход работы: у обездвиженной лягушки извлекают мочевой пузырь. Натягивают его ( слизистой оболочкой к просвету) на стеклянную трубочку, фиксируя шелковыми нитками. Остаток пузыря отрезают и так же натягивают на 2-ю трубочку. Каждую из трубочек соединяют со стеклянным градуированным капилляром от прибора Панченкова резиновыми колечками. Обе трубочки заполняют дистиллированной водой до уровня и одновременно опускают их в 2 стаканчика с 10 мл раствора Рингера. В один из стаканчиков добавляют 0,5 ед. лактина на 10 мл раствора Рингера. Уровень дистиллированной воды в обеих трубочках постепенно изменяется. Отмечают уровень воды в трубочках через 1,2,3,5,10,15 минут после погружения трубочек в стаканчики.

Делают выводы о влиянии лактина на осмотическую проницаемость стенки мочевого пузыря после проведения статистической обработки всех полученных данных.
Вопросы для самостоятельной подготовки:


  1. Изменения функции гипоталамо-аденогипофизарной системы при старении.



1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей