Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца


НазваниеПрограмма дисциплины Методика преподавания историко-бытового танца
АнкорПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» АРБ им. Вагановой.doc
Дата17.09.2017
Размер367 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрограмма дисциплины «Методика преподавания историко-бытового та
ТипПрограмма дисциплины
#13517
страница2 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
Тема 10. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVII века

Основные принципы художественного стиля барокко в бальном (салонном) костюме, и его влияние на технику исполнения танцев XVII века. Зависимость манеры исполнения танцев XVII века (плавность, мягкость, изысканность, манерность движений) от художественного стиля барокко – пышность, вычурность, галантность и т.д.

Общий тип бального (салонного) женского костюма: платье с декольте, отрезным лифом и баской, двойная юбка (верхняя – драпирована широкими расходящимися складками спереди и шлейфом). Корсет (вытянутость корпуса), легкая фактура ткани, туфли на каблуке (полувыворотное положение ног) – как причина усложненности лексики (подъём на полупальцы).

Общий тип парадного мужского костюма: панталоны (до колен), белая рубашка (с кружевами), камзол (приталенный), шляпа (широкополая с перьями), сапоги (на каблуках с раструбами), обилие бантов, кружев и т.д.

Сословно–иерархический бальный этикет и его влияние на композиционное построение танцев. Парижская академия танца и ее роль в развитии хореографии. Взаимосвязь и взаимовлияние бытового и сценического танца. Менуэт – один из самых популярных танцев XVII века. Особенности композиционного построения менуэта. Благородство и грация манеры исполнения менуэта. Музыкальное сопровождение танца.
Тема 11. исторический бальный танец XVIII века

XVIII в. – век Просвещения. Историческое значение эпохи Просвещения в истории мировой культуры. Общественно–социальный уклад жизни и бытовой костюм. Влияние развития торговли и общеевропейской культуры на становление единых форм европейского костюма. Франция законодатель моды на костюм, искусство и культуру.

Художественный стиль рококо и его влияние на костюм XVIII века. Появление фрака как новой формы мужского костюма. Основной вид отделки мужского костюма (вестон, аби, фрак) – кружева, пуговицы, брелоки.

Изменение формы женской одежды к концу века. Отказ от художественных принципов рококо в решении бытового костюма. Сохранения принципов рококо в отделке платья. Прически светских дам – dorlotte («неженка»), papillon («бабочка»), equivoque («двусмысленность»). Второе рождение моды на парики (использование париков в женском и мужском костюмах). Румяна и мушки. Особенность мужской и женской обуви XVIII века.

Влияние бытового костюма на формирование танца. Развитие бытового танца в XVII веке.

Реформы Ж. Ж. Новерра («Письма о танцах и балете»), влияние на развитие балетного искусства. Совершенствование и усложнение лексики сценического танца. Взаимосвязь взаимовлияние сценического балетного искусства и салонного танца. Развитие новой формы бытового – парного танца. Усложнение техники исполнения бальной хореографии. Оснащенность бытовых танцев элементами классического танца, особенно прыжками.

Наиболее популярные танцы XVIII века – менуэт (скорый) и гавот.

Французская буржуазная революция и влияние народного танца на салонную хореографию. Значение массовых танцев. Возрождение фарандолы.

Конец XVIII века – появление новых форм костюма и бытовой хореографии (контрданса, полонеза и вальса).

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца XVIII века:

  • Pas dégagé.

  • Pas chassé.

  • Pas balancé.

  • Pas grave.

  • Pas glissade.

  • Pas assamblé.

  • Pas menu.

  • Pas emboité.

  • Pas ballotté.

  • Pas de bourree ballotté.

  • Pas jeté.

  • Changement de pied.

  • Pas coupé.

  • Entrechat quatre и др.

2. Реверанс дамы и поклон кавалера XVIII века.

  • Роль и значение поклонов в быту и на балах.

  • Реверанс дамы XVII века.

  • Поклон кавалера XVII века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XVIII века:

  • Менуэт (скорый).

  • Гавот.

  • Полонез.

  • Алеманда.


Тема 12. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVIII века

Художественный стиль рококо и его влияние на бальный костюм (хрупкость, изыскан­ность и причудливость форм, нежность цветовой гаммы) и бытовой танец. Обязательное обучение танцам детей аристократов, выработки непринужденности естественности манеры исполнения. XVIII век – эпоха галантного отношения к женщине. Хрупкость и изящество – идеал женской красоты. Изысканность и грациозность манер – непременное условие в костюме и манерах у быту и танцах. Изменение формы женского костюма – кринолин (овал), легкость ткани (шелк, тонкий атлас), более короткая (до щиколотки) длинна юбки, рукава (а la pagoda), перчатки и т.д. Новая форма женской бальной обуви – как причина сложности и легкость движений салонного танца. Взаимосвязь и взаимовлияние бального и сценического танцев. Сложность технического исполнения бальной хореографии.
Тема 13. Бытовой танец в России

Хоровод. Танец–игра. Скоморошество – как явление русской культуры. Роль скоморохов в развитии танцевального искусства. Бытовые танцы в эпоху царствования Алексея Михайловича. Реформы Петра I. Открытие Петровских Ассамблей. Этикет и правила поведения на Ассамблеях. Особенности манеры исполнения западноевропейских танцев в России. Введение танца как обязательного предмета в высшие и средние учебные заведения.
Тема 14. Исторический бальный танец XIX века

XIX век – эпоха Романтизма. Историческое значение эпохи Романтизма в истории мировой культуры. Развитие капитализма и демократизация общества. Социальный уклад жиз­ни и бытовой костюм. Капиталистическое общество XIX века – как условие новой эпохи развития костюма – единого европейского костюма. Цикличность моды. Зависимость частой смены моды (10–15 лет) от развития промышленности и торговли. Влияние эстетики художественных стилей на бытовой костюм.

Стиль «Empire» (ампир) начала XIX века и его влияние на искусство европейских стран. Стиль ампир и его влияние на облик костюма начала века. Социально–философские основы эстетики романтизма 30–х годов эпохи. Изменение силуэта костюма романтического стиля.

Основной покрой женского костюма середины века – цельнокроеное платье («полонез», «принцесс»). Корсет и его влияние на изменение формы женского костюма XIX века. Видоизменение форм обуви. Разнообразие стилей и форм женской прически. Украшения: гребни, серьги, колье, браслеты, кольца и т.д.

Стандартизация видов и стабилизация покроев мужского костюма. Фрак – как парадная форма одежды. Общий тип мужского костюма: разновидность редингота (сюртука) – («jaquette») жилет или «визитка», брюки, галстук и т.д. Перчатки, трость и шляпа (цилиндр) – как обязательное условие мужского костюма. Форменный мужской костюм: парадный, военный, придворный.

Костюм и бытовой танец. Эстетика художественных стилей и танец. Романтический стиль в балетном искусстве. Особенности романтического стиля в бытовой хореографии XIX века. XIX век – век массовых танцев. Смена стилей бальной хореографии. Распространение славянских бальных танцев (полонез, вальс, мазурка, полька, краковяк) в Европе в связи с событиями 1821г. Особенности композиций славянских танцев. Характер и манера исполнения бытовых танцев славянского происхождения. Влияние славянских танцев на развитие бытовой хореографии.

Придворные балы и их церемониал. Придворные – официальные («большие»), домашние – «малые», общественные, маскарады. Вальс – один из популярных танцев столетия. История его возникновения и эволюционного развития. Роль вальса в романтическом балете.

Стиль модерн и модификация бытового общеевропейского костюма конца XIX века. Исчезновение традиционных форм салонного танца и рождение бального танца, не имеющего строгого стиля, национальной окраски. Появление моды на южно–американские танцы (бразильский матчиш, аргентинское танго и др.).

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца XIX века:

  • Формы pas chassé: 1-я форма, 2-я форма «А» и «Б», 3-я форма «А» и «Б», 4-я форма «А» и «Б», double chassé.

  • Па полонеза.

  • Па польки.

  • Pas balancé.

  • Па галопа.

  • Вальс в три па, в два па.

  • Pas de basque.

  • Элементы мазурки: pas gala, pas couru, pas coupé, coup de talon и др.

2. Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

  • Реверанс дамы, книксен XIX века.

  • Поклон кавалера XIX века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XIX века:

  • Полонез.

  • Французская кадриль.

  • Лансье.

  • Вальс в два па.

  • Вальс в три па.

  • Комбинированный вальс.

  • Алеман (вальс втроем).

  • Полька.

  • Мазурка.

  • Шакон.

  • Миньон


Тема 15. особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIX века

XIX век – новая эра в бальной хореографии. Балы и маскарады. Демократизация бальной хореографии. Стандартизация мужского костюма. Торжественность художественного стиля ампир в облике бального женского костюма начала века XIX века. Разделение костюмов по назначению: бальные, домашние и т.д. Отказ от корсета в женском платье (свобода движений). Общий тип бального женского костюма: длинное платье (с лифом под грудью), глубокое декольте, рукав – «фонарик» и т.д. Наличие в бальном платье длинных шлейфов (с лифом или с поясом). Веер, перчатки, атласные бальные туфельки – непременное условие женского бального костюма. Элементы античности в женских прическах: гребни, диадемы и т.д. Эволюция бытового танца (положение партнеров в паре лиц он друг к другу; кавалер держит даму за талию). Обращение к народной тематике в костюме и танцах. Вальс и его роль в развитии бытового и сценического танца.

Эстетические принципы романтического стиля 20–30 годов XIX века. Особенность стиля женского бального костюма романтического стиля – «воздушное создание»: очень стянутая корсетом талия, сильно открытое короткое (до щиколотки) платье с расширенной к низу юбкой, плотно облегающие руку до запястья перчатки и т.д. Особенность бальной обуви. Сценический образ и костюм М. Тальони и их влияние на эстетику женского платья 40–х годов. Романтический стиль в бытовой хореографии.

Возвращение стиля «рококо» середины столетия. Кринолин как обязательное условие бальных и придворных платьев. Перчатки – непременное дополнение бального женского туалета. Разделение женских украшений на вечерние (бальные) и повседневные.

Изменение женского силуэта конца столетия (S-образная линия изгиба корсета). Простота композиционного и лексического построения бальных танцев. Доступность массовому исполнительству. Появление танцев сочиненных русскими хореографами. Роль Н. Гавликовского, А. Бычкова, Е. Иванова и других балетмейстеров в создании бытовой хореографии в России конца XIX века.
Раздел 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра
Тема 16. Композиция танцев классического наследия (XVI век).

Творчество Л. Лавровского (1905–1967 гг.). История создания балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940 г.). Воплощение трагического конфликта в советском балетном театре. Музыкальная и хореографическая драматургия. Композиция «Танца с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Бранль – основа хореографического текста танца. Своеобразие композиционного рисунка. Характер и манера исполнения танца.
Тема 17. Композиция танцев классического наследия (XVII век).

Творчество М. Петипа (1818 – 1910 гг.). Возрождение традиций романтического балетного театра. Проблема содержательности и драматической правды в творчестве М. Петипа. Изучение композиции «Романески» из балета А. Глазунова «Раймонда» (постановка М. Петипа). Характер и манера исполнения. Сравнительный анализ композиционного построения старинной «Романески» с прогулкой и «Романески» в постановке М. Петипа.
Тема 18. Композиция танцев классического наследия (XVIII века).

Общая характеристика творчества В. Вайнонена (1901 – 1964 г.). Героико–эпический балет на музыку Б. Асафьева «Пламя Парижа» (1932 г.). Изучение композиции сарабанды из балета «Пламя Парижа» (балетмейстер В. Вайнонен). Своеобразие композиционного построения. Стиль, характер и манера исполнения сарабанды.

В. Моцарт (1756 – 1791 гг.) – создатель всех музыкальных жанров своего времени. Балетная музыка В. Моцарта – как высшее достижение музыкальной культуры. Изучение композиции менуэта из оперы В. Моцарта «Дон Жуан», балетмейстер М. Петипа. Своеобразие композиционного и лексического построения. Стиль и манера исполнения.

Творчество О. Вестриса (Мари Жан Огюстена). О. Вестрис – непревзойденный мастер виртуозной техники своего времени: пируэтов, всех видов заносок и т.д. Изучение гавота, музыка неизвестного автора, балетмейстер О. Вестрис. Своеобразие композиционного и лексического построения. Стиль и манера исполнения.
Тема 19. Композиция танцев классического наследия IХ века)

Реформаторская деятельность А. Горского (1871 – 1924 гг.). Новаторский эксперимент балетмейстера. Изучение экосеза из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (балетмейстер А. Горский). Своеобразие композиционного построения. Стиль и манера исполнения.

Общая характеристика творчества Р. Захарова (1907 – 1984 гг.). Утверждение эстетики хореодрамы. Изучение композиции танца «Краковяк» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (балетмейстер Р. Захаров). Своеобразие композиционного построения. Стиль, характер и манера исполнения.
Раздел 4. источники изучения историко-бытовых танцев..
Тема 20. основные источники изучения историко-бытовых танцев XIVXVI веков

Эпоха Ренессанса – музыка, живопись, литература, архитектура и т.д. Начало теоретического осмысления бытовой хореографии. Первые трактаты итальянских танцмейстеров о танцах: Доменико да Пьяченца («Об искусстве пляски и танца»), Антонио Арен (1536 г.), Фабрицио Карозо (1577 г.), Гульельмо Абрео («Трактат об искусстве танца» 1463 г.), Антонио Корнацано («Книга об искусстве танцевания» 1465 г.), Чезари Негри (1604 г.). Французский теоретик танца Туано Арбо (каноник Жеан Табуро) и его труд «Орхеография» (1588 г.). Значение «Орхеографии» для дальнейшего исследования историко-бытовой хореографии. Произведения В. Шекспира как источник знакомства с формами, характером и манерой исполнения бытовых танцев XVI века. «История танцев всех времен и народов» С. Н. Худенкова (4.1-4. Спб. – Пг., 1913–1917.) как источник изучения танцев прошлых эпох. Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI–XIX веков» (1948 г.), М.В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века» (1979 г.), «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» (1981 г.) и др.
Тема 21. основные источники изучения историко-бытовых танцев XVII веков

Живопись, литература, архитектура – информация к изучению быта, костюма и т.д. Художественная литература (Л. Вега, Сервантес, Ж. Руссо и др.) как информационный источник эпохи. Изучение музыкального наследия XVII века (Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Бах, Г. Гендель, В. Моцарт и др.). Теоретическое наследие прошлых эпох: Ж. Рамо «Учитель танцев» (1725 г.) К. Блазис «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы» (М., 1864 г.).

Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н.П. Ивановский «Бальный танец XVI – XIX веков» (1948 г., 2000 г.), М.В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В.М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века» (1979 г.), «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» (1981 г.), М.С. Друскин и его «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936 г.) и др.
Тема 22. основные источники изучения историко-бытовых танцев XVIII веков

Живопись, литература, архитектура – информация к изучению быта, костюма и т.д. Художественная литература как информационный источник эпохи. Изучение музыкального наследия XVIII века (X. Глюк, В. Моцарт, Л. Бетховен и т.д.). Теоретическое наследие прошлых эпох: Ж. Ж. Новерр и его книга «Письма о танцах и балете» (1927 г.), И. Кусков «Танцевальный учитель, заключающий в себе правила и основания сего искусства к пользе обоего пола, со многими графированными фигурами и частию музыки» (1794 г.), А. Глушковский «Мемуары балетмейстера» (1940 г.). Влияние теоретического наследия Ж. Ж. Новерра «Письма о танцах и балете» на развитие хореографического искусства.

Теоретическое наследие отечественных авторов второй половины XX века: Н. П. Ивановский «Бальный танец XVI – ХIХ веков» (1948 г., 2000 г.), М. В. Васильева-Рождественская «Историко-бытовой танец» (1963 г., 1987 г.), В. М. Красовская «Западноевропейский балетный театр. От истоков до середины XVIII века» (1979 г.), «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра» (1981 г.), М. С. Друскин и его «Очерки по истории танцевальной музыки» (1936 г.) и др.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей