Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (см. табл. 1) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Таблица 1
Методический конструктор Преимущественные формы достижения
воспитательных результатов во внеурочной деятельности»
Уровень
результатов
Виды
внеурочной
деятельности
| Приобретение
социальных
знаний
| Формирование
ценностного
отношения
к социальной
реальности
| Получение опыта
самостоятельного общественного
действия
| 1. Игровая
| Игра с ролевым акцентом
|
|
|
| Игра с деловым акцентом
| Социально моделирующая игра
| 2. Познавательная
| Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
|
|
| Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
| Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей-клуб
| 3.Проблемно-ценностное общение
| Этическая беседа
|
|
| Дебаты, тематический диспут
| Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
| 4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
| Культпоходы
в театры, музеи, концертные залы, галерею
|
|
| Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
| Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.д.)
| 5.Художественное творчество
| Занятия объединений художественного творчества
|
|
| Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
| Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
| 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
| Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым)
|
|
| КТД (коллективно-творческое дело)
|
| Социально-образовательный проект
| 7. Трудовая (производственная) деятельность
| Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремёсел
|
|
| Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого
|
| Совместное образовательное производство детей и взрослых
| 8. Спортивно-оздоровительная деятельность
| Занятия спортив-ных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
|
|
| Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
|
| Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
| 9.Туристско-
краеведческая деятельность
| Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
|
|
| Туристский поход, краеведческий клуб
|
| Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей
|
2) Сущность программы «Внеурочная познавательная деятельность учащихся» Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространённых видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативов, кружков, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности: экскурсий, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т. п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа является модульной и состоит из четырёх автономных модулей (общим объёмом 147 ч): модуль 1 «Великие этические учения», модуль 2 «Загадки истории и современности», модуль 3 «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», модуль 4 «Научное общество учащихся». Школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает занятия по тем модулям программы, которые ему интересны и которые он будет посещать после уроков. Занятия по различным модулям могут проводиться разными педагогами: учителями предметниками в виде факультативных занятий, классными руководителями как классные часы, педагогами дополнительного образования в форме кружковых или клубных мероприятий и т. п. Каждый из предложенных модулей может быть реализован как в рамках настоящей программы познавательной деятельности, так и в рамках других, комплексных, программ внеурочной деятельности учащихся, реализуемых в образовательном учреждении. Каждый из модулей программы имеет свою
специфику и направлен на решение своих собственных педагогических задач. Занятия в рамках модуля 1 «Великие этические учения» позволяют школьнику приобрести знания об основных нормах и принципах нравственного поведения человека, которые нашли своё отражение в религиозных заповедях, философских притчах, мыслях и высказываниях великих учителей человечества. Знакомство школьников с первоисточниками (религиозными или философскими текстами), обсуждение их дадут возможность педагогу формировать осмысленное ценностное отношение воспитанников к данным нормам и заповедям. Особенность модуля 2 «Загадки истории и современности».
Изучение подобных загадок — это лишь повод привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на события истории и современности не в политическом, а в человеческом измерении. Организация обсуждения школьниками данных проблем даёт возможность педагогу влиять на формирование их отношений к Человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Это, в свою очередь, создаёт благоприятную почву для включения школьников в различные социально ориентированные, гуманитарные акции, позволяющие им приобретать важный для своего собственного развития опыт социальной деятельности. Воспитательная направленность занятий в рамках модуля 3 «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к знаниям, развитием их любознательности, повышением их познавательной мотивации. Проведение предусмотренных программой тематических игр «Что? Где? Когда?» позволит педагогу акцентировать внимание школьников на ярких страницах отечественной и мировой истории и культуры. Также можно предоставить подросткам возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволит им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности. Модуль 4 «Научное общество учащихся», как и предыдущий, ориентирован в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный потенциал научного общества учащихся может быть значительно увеличен, если включить в программу его деятельности проведение членами клуба научно-познавательных занятий для учащихся младших классов. Подготовка, проведение и совместный с учащимися начальных классов анализ увлекательных научных экспериментов социальной направленности позволят подросткам побывать в непривычной для себя роли взрослого, роли воспитателя.
Важный социальный опыт школьник приобретёт и в процессе проведения совместных со студентами вузов научных конференций.
Занятия двух последних модулей программы могут быть
связаны с деятельностью детско-взрослых интеллектуальных
клубов, что также может усилить их воспитательный потенциал. Для этого педагогам необходимо стремиться к образованию в рамках таких клубов привлекательных для ребёнка детско-взрослых общностей, с членами которых тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировался благопристойный образ жизни. Появление таких общностей и делает воспитательный процесс эффективным.
3)Особенности тематического планирования и содержание деятельности.
Модуль 1. Великие этические учения (11 ч)
1.1. Вводное занятие. (1 ч) Особенности проведения занятий. Роль этических учений в жизни человека и человечества. Религиозное и атеистическое объяснение истоков нравственности. Сущностная общность и этнокультурная специфика различных этических учений.
1.2. Конфуцианская этика. (1 ч) Конфуций и конфуцианская этика. Знакомство с высказываниями Конфуция. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Конфуция — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного
отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.3. Буддистская этика. (1 ч) Сидхартха Гаутама и буддистская этика. Дхаммапада. Знакомство с высказываниями Будды Шакьямуни. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение буддистской этической концепции — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.4. Этическая концепция Сенеки. (1 ч) Сенека и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами писем Сенеки. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный
анализ школьниками предложенной этической концепции:«Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической
концепции Сенеки — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение
появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.5. Христианская этика. (1 ч) Иисус Христос и христианская этика. Новый Завет. Знакомство с фрагментами текста Нового Завета. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической
концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение христианской этической концепции — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций
сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.6. Исламская этика. (1 ч) Мухаммед и исламская этика.
Коран, суры Корана, хадисы. Знакомство с фрагментами сур и хадисов. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?»,
«Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение исламской этической концепции — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников;
сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив.
Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.7. Этика европейского Средневековья. (1 ч) Фома Кемпийский. Этическая концепция трактата «О подражании Христу». Знакомство с фрагментами текста трактата. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому
посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции автора трактата «О подражании Христу» — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.8. Этика Махатмы Ганди. (1 ч) Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьяграха», гражданское неповиновение и несотрудничество. Знакомство с фрагментами текста с
высказываниями Ганди. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?».
Обсуждение этической концепции Ганди — ролевой диалог
сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.9. Далай-лама и его «Этика в новом тысячелетии».
(1 ч) Далай-лама XIV и его этическая концепция. Знакомство
с фрагментами книги «Этика в новом тысячелетии». Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Далай-ламы XIV — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
1.10. Итоговая дискуссия «Нравственность мешает полноценной жизни современного человека?!». (2 ч) Подиумнаядискуссия «Нравственность мешает полноценной жизни современного человека?!»; участвуют директор школы, педагоги, родители, старшеклассники (6—8 человек). Вопросы подростковучастникам подиумной дискуссии и выработка отношения подростков к мнениям взрослых. Присоединение подростков кдискуссии, предъявление своих позиций, аргументация, мнения.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |