Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

В.Е. Баглай. Вексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм


Скачать 4.93 Mb.
НазваниеВексельным культом мирового дерева Так, хоровод вокруг майского дерева как форм
АнкорВ.Е. Баглай
Дата06.06.2017
Размер4.93 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаV_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf
ТипДокументы
#21967
страница2 из 32Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 26 файл(ов). Среди них: Tantsy_raznykh_narodov_Chast_5.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_4.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_3.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_2.pdf, Tantsy_raznykh_narodov_Chast_1.pdf, T_Tkachenko_Narodnye_tantsy.pdf, V_E_Baglai_774_Etnicheskaya_khoreografia_narodov_mira.pdf, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Etyudy.pdf, vk_gettoken, G_P_Gusev_Metodika_prepodavania_narodnogo_tantsa_Uprazhnenia_u_s и ещё 16 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
РАЗДЕЛ I Людям присущи различные особенности и черты — специфическая походка, различия по полу и возрасту, индивидуальные, устойчивые и специфические особенности (различия в степени влечения, уверенности, бруталь­
носте, воинственности, тревожности, робости, нежности, покорности й т.д.). Вместе стем в том, как люди ходят в разных ситуациях — в храм или за водой, на базарили в дальнюю дорогу, как гуляют и как спешат по делам, — во всем этом также имеется и культурно-этническое своеобразие. Содержание и выразительные средства народного танца, с одной стороны, непрерывно развиваются в соответствии с изменениями, происходившими в жизни этноса. С другой стороны, в этническом танце отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого. " В самом деле, содержание национального танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных каждым народом на протяжении веков. Поэтому важно знать, что составляет так называемую лексику народного танца, каковы его выразительные средства. Основными средствами выразительности в танце являются гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространство, рисунок, композиция. Для нас важно выяснить общую этнографическую составляющую. Как можно видеть, движения в танце имеют условный характер, выраженны в обобщенном виде герой совершает известное трудовое действие, например, собирает виноград, использует жесты, соответствующие приглашению, зову, угрозе и т.п.). С помощью этих движений можно читать танец. Такие движения называют действенными движениями — они выражают конкретное действие. Как можно видеть, множество движений народных танцев образно передают различные понятия, представле-
ВВЕДЕНИЕ 21
ния, условности, символы, существующие в реальной жизни. В них проявляется способность человека подражать окружающей действительности, воспроизводить ее наблюдая за природой, он переносит пластику ее образов в танец. При этом требуются разные усилия. Так, если, например, в танце с помощью изобразительно-подража­
тельных движений нужно передать художественный, идеальный образ всадника, воина, то содержание образа всадника в принципе у всех народов будет одинаково (по крайней мере, для культур тех народов, которые знакомы с лошадью и традицией верховой езды. Но есть танцы, в которых требуется воспроизведение традиционных символов, понятий, представлений. В таком случае часто прибегают к ассоциациям, используя
изобразительно-подражательные движения. В этом заключается ассоциативный характер рисунка танца в нем нет полного воспроизведения того или ценного образа, но желаемый образ, тем не менее, формируется. Так, русский народ обобщил понятие о женской красоте в образе лебедя, о девичьей прелести и скромности — в образе березки, но задира, забияка обычно отражается в образе петуха. Угорских народов важен образ орла и т.п. Поэтому в народном танце широко применяются изобразитель­
но-подражательные движения при создании пластической характеристики образа, отсюда девушки-лебедушки,
юноши-соколы, и др. Кроме ассоциативных движений, важных в народном танце, есть еще один вид танцевальных движений, составляющий основу хореографического языка народного танца. Так, в далекие времена, когда охота была важным занятием, танец охотника имел практический, утилитарный смысл. Стечением времени, с изменением условий жизни, занятий танцы такого вида утратили свою действенную, смысловую основу, а содержание приобрело иной характер. Это отразилось в этническом танцев котором представляется уже трансформировавшаяся, изменившая первоначальную природу, действительность. Теперь, ког-

22 РАЗДЕЛ I = да необходимость в метании копья отпала, это движение стало лишь выражением ловкости, силы, мужественности, характера образа. Таким образом, действенный и ассоциативный характер многих движений сменился выражением эмоциональности, настроения, чувств человека. Эту эволюцию хореографической лексики нетрудно проследить на примере многих народных танцев. К выразительным средствам народного танца также относится композиционный рисунок народного танца. Композиционное расположение танцующих в одних случаях выражает какое-то действие, в других имеет ассоциативный характер, в третьих — помогает раскрыть природу и настроение постановки. Так, в одних танцах круг — образ солнца (круг — это универсальная древняя форма танца см, например, русские танцы, обрядовое кружение суфиев в Турции или Египте, в других — образ ярмарочной карусели, в третьих — средство подчеркнуть единство эмоционального состояния танцующих, показатель их социального единения. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, собственный пластический язык хореографии, который создается, в том числе, благодаря особой координации движений, избранным приемам соотношения движения с музыкой. У одних народов построение танцевальной фразы синхронно музыкальное, у других (например, у болгар не синхронно. Своеобразие этнического танца проявляется ив том, как соотносятся движения корпуса, рук, ног. Так, танцы народов Западной Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют, в танцах же народов Средней Азии (и других стран Востока) основное внимание уделяется движению руки корпуса. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчеркивается танцовщиком (имеются ввиду притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков и др. Народная хореография существует не хаотично, но рождается и развивается по объективным законам жизни этноса, это создает возможность для классификации этнических танцев. Хореография использует разные типы классификации этнических танцев обрядовые, бытовые, сюжетные, бессюжетные танцы, индивидуальные, парные, коллективные и др. Показательно выделение мужского и женского танцевального фольклора. В древности это было связано со спецификой родовых традиций мужчины иже н щи н ы были из разных экзогамных родов (каждая из тендерных групп имела собственную религиозную традицию, поэтому мужская и женская обрядовая культура породила раздельные ритуальные танцы. Позже разделение мужских и женских танцев было обусловлено разделением труда, при котором мужчины и женщины, в силу разного положения в социальной структуре, а также особенностей биологической природы, трудились в разных сферах экономической жизни общества. Связь танца прослеживается и с другими видами и жанрами фольклора. С развитием общества, изменением об­
щественно-экономических и политических условий происходит разделение единого синкретического народного искусства на отдельные жанры — танец, песня, музыкаль­
но-инструментальное, декоративно-прикладное творчество. Но связь между ними сохраняется. Так, многие этнические танцы исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов. Более того, танцоры часто держат их вру ка х (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др. Танцы часто исполняют под аккомпанемент пения (самого танцора или других участников. Фольклорный танец предполагает соучастие зрителей. Значительное число народных танцев исполняется с использованием бытовых предметов (платок, шляпа, чаша и др) или оружия (копье, луки стрелы, сабля, меч, нож, щит. Иными словами, танец обогащается и конкретизируется костюмом, реквизитом и т.п. Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм, также являющийся произведением народного
художественного творчества. Например, плотно пригнанная к телу, узкая верхняя часть казахского женского костюма обусловила сохранение статичности Корпуса при активной роли рук в народном танце. Плавности хода русских и горских танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног. Та же причина обусловила характерное движение в русском и венгерском мужском танце — отбивка по голенищу жестких сапог. Неолитическое искусство, образцы которых хорошо известны ученым (например, Пенья де Кандамо в Испании, пещера Камбарелль в Дордони, во Франции, изображает танец, посвященный мамонту, причем у танцора верхняя часть тела — мамонта нижняя антропоморфная. Здесь мы видим начало того, что станет традицией в танцевальной этнической традиции многих народов — использование масок. Как уже отмечалось, танец — один из самых древних и массовых видов искусства. В нем представляется история, трудовая деятельность народа. Нов нем также отражаются социальные и эстетические идеалы народа. На протяжении веков народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме. Художественно отражая действительность, танец, подобно другим жанрам фольклора, передает миропонимание народа, его современное представление о прекрасном. В этом одна из главных художественных особенностей народного танца. В нем отражается всегда современное понимание действительности, отражается средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Так реализуется социальная и эстетическая функции этнического танца. У некоторых народов этнический танец до сих пор может выполнять и культовую функцию. Этнические танцы вместе стем были показателем духовной культуры и психического здоровья народа, те, выполняли медицинскую, лечебную' функцию. Вовремя ВВЕДЕНИЕ 25 танца, особенно коллективного, формируется состояние радости и духовного единения, возникает интенсивный информационный обмен — взаимодействие духовно-пси­
хологических сфер танцующих. Народные танцы выполняли и выполняют рекреационную функцию. Благодаря танцу происходило духовное сближение людей, особенно когда они брались за руки. В пластике и ритмике движений рождалось положительное эмоциональное состояние, духовное состояние радости, столь важное для психического здоровья человека. Благодаря танцу происходит своего рода коллективная медитация, подзарядка нервных центров. Это основано на присущем многим этническим танцам принципе или правиле смены темпов — быстрого и медленного, эмоционального расслабления и эмоционального возбуждения. Так, в большинстве индийских классических стилей танцев имеет место равновесное исполнение двух элементов — энергичного и спокойного. В большинстве танцев используется топанье ногами серия этих л топаний должна состоять как из жестких, таки мягких и осторожных. Коллективные танцы — отличная пластическая гимнастика, развивающая и гибкость, и подвижность суставов, снимающая спазмы кровеносных сосудов. Общий, совместный танец был средством своего рода коллективной психотерапии, физической тренировки и энергетической разрядки. У танца, как и других искусств, важны игровые функции. Танцы наиболее искусных и выносливых танцоров часто напоминали характер состязаний ( « кто кого пере­
п ля ш е т » ) и были, таким образом, забавой и отдыхом для зрителей. Таким образом, своими корнями танец уходил в народное творчество. Все празднества начинались и сопровождались танцами. Танец мог быть развлечением, иллюстрацией, повествованием о важном событии. Любовь, труд, обряд — вся жизнь народа воплощаются в танцевальных движениях. Танец настолько связан с жизнью,

26 РАЗДЕЛ I = что в языке, например, мексиканских индейцев тараху-
мара понятия труд и танец выражаются одними тем же словом. Народный танец, как мелодичное и ритмичное выражение человеческого тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире. В современных условиях народный танец получает новую жизнь. Во всем мире, особенно с середины XX в. распространяется увлечение подлинным, этнографически достоверным танцевальным фольклором. Благодаря демонстрации сценических форм народных танцев, появилось немало профессиональных танцевальных трупп, ансамблей. Значительное их число достигло известности — российский Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Фольклорный балет Мексики, «Инбал» Израиля, «Баянихан» Филиппин и др. Наконец, этнические танцевальные мотивы играют большую роль в балете. Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте принадлежность этнического танца к акциональным, нефиксированным формам фольклора.
2. В чем заключаются синкретический характер древних ритуалов и роль в нем этнотанца?
3. Выделите семиотическую природу танца и его истоков.
4. Раскройте пути влияния природного, религиозного и социального фактора на формирование этнического танца.
5. Охарактеризуйте признаки этнического танца народность, вариативность, анонимность, преемственность, национальная специфика и др.
6. Проанализируйте черты, характеризующие лексику, специфику выразительных средств этнического танца (манера исполнения, композиционный рисунок и др.
Раздел II. Австралия и Океания Традиционно здесь выделяют следующие крупные географические и историко-этнографические регионы — Австралию (и остров Тасмания, остров Новая Гвинея, Океанию (Полинезия, Меланезия, Микронезия. Для целей изучения и анализа этнохореографического материала, хронологически относящегося к той эпохе, когда танец только зарождался и нес на себе наиболее архаические черты, Австралия и Океания, населявшие его народы наиболее интересны.
2.1. Австралия и Тасмания Анализ этнической хореографической традиции неслучайно начинается с этого региона. Австралийский континент, который европейцы впервые увидели вначале в, был заселен наиболее отсталыми в социально-экономиче­

ском и культурном отношении племенами. Они жили практически в полной изоляции от остального мира. Зафиксировано незначительное влияние в Северной Австралии музыкальной культуры аборигенов Новой Гвинеи (папуасов) и немногочисленных переселенцев с Малайского архипелага (Юго-Восточная Азия. Современное население Австралии представлено несколькими существенно отличающимися одна от другой группами. Ее основное ядро составляют англоавстралий-
цы (около 8 0 % населения страны. Они являются потомками иммигрантов из Англии, переселение которых началось еще в X V I I I в. (как известно, сначала это были осужденные за серьезные преступления, которым каторгу заменили поселением на далеком континенте. Позже сюда стали переселяться иммигранты из разных стран Европы. Численность выходцев из Азии невелика (это главным образом китайцы и индийцы. Австралийские аборигены, которые до прихода европейцев были разде-
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
29 лены на более семисот племен, сейчас составляют только около 1% населения Австралии. К Австралии примыкает остров Тасмания коренное население которого исчезло (не безучастия пришельцев с других континентов и стран) еще в конце X I X в. Несомненно, что культура англоавстралийцев, как и выходцев из Азии, несет на себе отпечаток культуры тех стран, из которых прибыли их предки. А это значит, что современная австралийская этническая культура, равно как и этнохореография, не есть простое повторение материнской английской культуры. Нас, однако, интересует народная танцевальная традиция коренных жителей континента. Этническая культура аборигенов отличалась большой самобытностью. Особенности этой культуры, в том числе и танцевальной, складывались под влиянием условий жизни. Аборигены Австралии, как и острова Тасмания, — это охотники, собиратели, рыболовы, не знавшие оседлости (у них был первый, так называемый присваивающий тип хозяйства. Зависимость от окружающей природы формировала у австралийских аборигенов и тасманийцев суеверное к ней отношение, поэтому важная часть жизни — религия, под знаком которой проходила вся их общественная и частная жизнь. С ней были связаны также и все виды и формы австралийского искусства — устное творчество, музыка, драматизированные обряды, изобразительное искусство (рисунки и гравюры, покрывающие различные изделия, куски эвкалиптовой коры, скалы, стены пещер. Немаловажную роль в оформлении художественной традиции аборигенов играла песня. Песня выполняла огромную роль в ритуальной и повседневной жизни (песни обрядовые, бытовые, эпические и др. Исполнение их было как индивидуальное, сольное, таки групповое. Для австралийских аборигенов характерна миграция песен, что связано с кочевым образом жизни, а также обычаем обмена, дарения песен своим соседям. Такой же

30 РАЗДЕЛ 11 = обычай, как увидим, характерен для некоторых жителей Океании. Напевы песен аборигенов — это короткие двух-трех-
звучные мелодии. Пение, сопровождаемое отбиванием ритма, характерно для австралийцев. Для напевов австралийских аборигенов типична устойчивость ритмов, повторяемость традиционных формул, которые и вырабатывались при исполнении песен, сопровождавших пляски. Собственно музыкальные инструменты считались священными и магическими. Набор их необычен, но типичен для раннего общества. Средством инструментального обогащения тембровых оттенков песни (вокала, усиления звука голоса служила
труба-рупор. В качестве такого рупора часто использовалась труба из полого дерева длиной около 60 см и диаметром 5 см. Одно из названий такой трубы — югул. Однако своего рода символом австралийского аборигенного музыкально-инструментального творчества является особая труба, так называемая диджериду (рис. 1 ) . Дид-
жериду относится к числу старейших в мире духовых инструментов. Ее делают из коры, свернутой в трубу, а также из куска ствола эвкалипта длиной от одного до трех метров. Для этого подходил эвкалипт, сердцевина которого выедена термитами. Конец диджериду обрабатывали пчелиным воском. Обычной была роспись инструмента красками или изображениями тотемов. Вовремя игры на инструменте аборигенами используется техника непрерывного дыхания. Диджериду обладает большим диапазоном тембра, его звучание можно сравнить с человеческим голосом или звуками органа. Играна диджериду сопровождает ритуалы и способствует вхождению в транс. К духовым инструментам австралийских аборигенов относилась носовая флейта, заимствованная североавст­
ралийскими аборигенами из Новой Гвинеи. Один ее конец музыкант вставлял в ноздрю, а другую закрывал или открывал пальцем правой руки. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
31 Рис 1. Австралиец, играющий на трубе Кроме того, при исполнении танцев аборигены использовали шумовые эффекты (хлопание в ладоши, удары по животу, бедрам, шипение, шуршание и т.п.). К музыкальным инструментам относились так называемые гуделки — деревянные дощечки или каменные пластины с отверстием на одном конце, которые при быстром вращении за продетый в него шнур производили своеобразные звуки, убар — полое бревно, по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов (самозвучащие инструменты типа трещотки, используемых аборигенами, следует назвать бумеранги (ритм задавали удары бумерангов друг о друга. Это также свертки шкур (примитивный мембранный барабан из шкуры опоссума делали, свернув ее в трубку или укрепив между коленями, удары двух палок о землю, погремушки из плодов и раковин, рифленые дощечки, по которым водят палкой, обтянутые кожей ручные барабаны (влияние папуасов Новой Гвинеи.
Песня, инструментальная музыка у австралийских аборигенов наиболее часто сопровождали танец. Как отмечалось выше, для архаической, древнейшей стадии развития этнической хореографии характерна тесная связь танца с ритуалом, поэтому выделить специальные танцы трудно, настолько они похожи друг на друга. В качестве примера можно считать австралийскую мужскую пляску, действо, так называемое корробори. Также обычно называют вообще все пляски аборигенов Австралии.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей