Главная страница

Кариков Геннадий (мс) Безопасность в походе (2017-03-09). 1. Безопасное снаряжение. Снаряжение должно быть продуманным и, безусловно, обеспечивать защиту водника в потоке. Удобство в эксплуатации его является важным элементом нет причины снять или расстегнуть не вовремя. Каска


Скачать 84.5 Kb.
Название1. Безопасное снаряжение. Снаряжение должно быть продуманным и, безусловно, обеспечивать защиту водника в потоке. Удобство в эксплуатации его является важным элементом нет причины снять или расстегнуть не вовремя. Каска
АнкорКариков Геннадий (мс) Безопасность в походе (2017-03-09).doc
Дата16.09.2017
Размер84.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКариков Геннадий (мс) Безопасность в походе (2017-03-09).doc
ТипДокументы
#12351
Каталогid155146875

С этим файлом связано 94 файл(ов). Среди них: Sputnik_turista-kraeveda_po_Uralu_1930.pdf, Po_Uralu_i_ego_zavodam_1928.pdf, razryadnye_proekt.pdf, Samospasenie.pdf, Po_Sovetskomu_Uralu_1928.pdf, Kratkiy_spravochnik_turista.pdf, Instruktor_provodnik_0001201710190032.pdf и ещё 84 файл(а).
Показать все связанные файлы

Кариков Г.Г. Мастер спорта, Заслуженный путешественник России. Владивосток
Обеспечение безопасности в спортивных водных походах.
Сразу хочу предупредить – это не пособие для идущих в «шестерки».

Скорее это краткие рекомендации для тех, кто в это дело «увяз» недавно.

Внимание к вопросам обеспечения безопасности не бывает излишним. Также как нет мелочей.

Чем выше категория сложности маршрута, тем ближе грань опасности. Практика разбора несчастных случаев говорит, что только в половине случаев, страховка срабатывает. Этому причина – формальный подход к отработке спас работ, постановка упрощенных учебных задач, отсутствие учебной практики в походах. Снаряжение должно быть качественное, подходить технически для целей водного туризма. Группа должна отработать практически методы спас работ силами одного и двух экипажей.
1.Безопасное снаряжение.

Снаряжение должно быть продуманным и, безусловно, обеспечивать защиту водника в потоке. Удобство в эксплуатации его является важным элементом – нет причины снять или расстегнуть не вовремя.

Каска – небольшая, плотно сидящая на голове, закрывающая уши, без козырька, пена внутри, ремень с подбородником и быстро регулируемой пряжкой. В некоторых касках внутри очень плотная и жесткая пена и поролон. Нужно ставить пенополиуретан мягкий, поролон выбросить. Возможна стандартная пряжка из пластмассы (применяется на рюкзаках) но все же лучше металлическая, рамочная, сварная. Категорически недопустима нерегулируемая пряжка на кнопках. На простых участках допустимо под каску надеть козырек - его легко сорвать с головы. Кепка под каской обязательно сползет на нос при перевороте. Хорошей практикой является наличие в каске и спас жилете – «аварийки».

Спасательный жилет с обязательным паховым и грудным ремнями (или бедренная обвязка). Плавучесть комбинированная – пена и надувные элементы. Соотношение их равное – 50х50. Общий объем около 25% веса тела. Гигантский объем жилета – свыше 35-40% может оказаться опасным. Вы не сможете в нем пробиваться через пенные бочки. Никакое болтание спаса на теле недопустимо. Он должен сидеть на вас плотно, но и, не стесняя движений. Ткань - капрон, плотностью не менее 100г. кв/м. Толщина пены 25-30мм. Обязательное требование - минимальные зазоры между пластинами. Важная функция пенной части - защита от ударов и надувная ей не замена. Все металлические петли - сварные. Проем для головы делается минимальным. Сзади пришит клапан, защищающий затылок от ударов. Пряжки на ремнях металлические и должны работать при знакопеременных нагрузках. На плечах - петли в виде ручек, слегка выступающие, для вытаскивания из воды, желательно контрастного цвета. Надувные емкости должны быть максимально плоскими и располагаться в специальных карманах – спереди – ниже уровня груди (уровень диафрагмы), а сзади – от уровня плеч и ниже. Такое расположение их позволит удерживать тело в воде лицом вверх. Наибольшие проблемы создают передние подушки при попытке выбраться из воды на борт. Большие подушки на спине приводят к насильственному удержанию вниз лицом, и выпустить из них воздух невозможно. Большой объём воротника будет упираться в каску сзади и мешать при сплаве, а в воде надвинет каску на глаза, что будет сильно мешать само спасению. Вообще недостатки надувных спас жилетов много раз описывались в литературе, но как добавка к пене – необходимы. Некоторые авторы предлагают иметь на жилете специальный обоюдоострый нож. В моей практике много сложных рек и переворотов - потребность в ноже возникала один раз. Но нож на поясе всегда есть. Складной. Пенный жилет описанной конструкции удобен еще тем, что используется как спальный коврик. Практика показывает, что в походах по рекам, имеющим ледниковый водосбор в обязательном порядке необходимы гидрокостюмы. Температура воды в таких реках колеблется от 6 до 13 градусов по Цельсию и максимальное время нормальной активности в такой воде 7-10 минут, после чего наступает холодовой шок и спортсмен теряет способность бороться со стихией. Удобнее в походе раздельный, штаны – куртка. Толщина стенки гидрокостюма может быть от 3 до 5 мм. При подборе объёма спасательного жилета нужно учитывать, что гидрокостюм с толщиной стенки 3 мм держит на плаву тело человека на спокойном течении, соответственно объём спасательного жилета может быть несколько снижен и это способствует большей подвижности и удобству работы с веслом во время сплава на катамаране. В специальном карманчике жилета обязательно поместить «аварийку».
Аварийка – герметично заклеенный плоский пакет с набором для разведения костра. Легко помещается в каску и в кармашек на спас жилете. Попытка превратить ее в носимый аварийный запас - порочна. Достаточно следующего: спички обычные - 10 шт. каждая отдельно завернута в папиросную бумагу или полиэтилен, терки от коробков - 2, каждая завернута в тонкий полиэтилен, парафинированная тряпочка для растопки - 50 кв.см. Можно положить пакетик растворимого кофе с сахаром. Но ничего в твердой упаковке.
Защитно-спасательный комплект Поскольку каска и спас жилет уже рассмотрены, осталось напомнить о, безусловно, необходимом элементе – ЗСК «по Елаховскому». Необходимость иметь его не подорвали даже широко используемые мокрые гидрокостюмы. Некоторые моменты необходимо уточнить с учетом практики. Ткань капрон, прочный и яркий плотностью не менее 100г. кв/м. Одевать его нужно поверх гидрокостюма. В этом случае он служит защитой от механических повреждений о камни и сучки. Куртка и штаны должны быть не широкими и отдельными. Куртка надевается поверх пенного спас жилета. Поэтому надувные элементы могут быть в ней. Никаких накладных карманов. Костюм не должен "парусить" в воде. Штаны - обязательно на ремне или шнурке, скрещенных помочах. Нельзя использовать тянущиеся трикотажные. (Много раз упоминались случаи сползания их вниз по ногам. Было бы смешно, если бы не трагедии). Наколенники, налокотники выполняются из пенополиуретана, толщиной 10-15 мм, который плотнее используемого в рулонных ковриках. Есть смысл сами накладки делать без прямых углов. Пришейте их к рабочей одежде не "намертво", не понравилось - передвинули. Щитки на бедра делать из продольных элементов и доводить их как можно выше. При перевороте меньше вероятность зацепиться. Категорически нельзя под них надевать штаны "химзащиты" или КЗМ (морской вариант ее). Даже при условии жгутовки их - проблемы в воде возникают серьезнейшие. Цель химерна - вы все равно будете мокрыми - от собственного пота.

Обувь - нужно однозначно подчеркнуть - нельзя использовать болотные сапоги. Вообще резиновые сапоги улетают практически сразу при попадании в хороший поток. Ботинки с крючками дадут возможность вам за что-нибудь неудачно зацепиться. Поверх неопреновых носков желательно надевать кроссовки или другую обувь, поскольку в течение дня приходится многократно выходить на берег и их надолго не хватит.

Подготовка снаряжения


При перевороте катамарана предпочтительнее оказаться между гондол и поэтому не делайте плотный настил или сетку на него. Ремни посадки (уточняю - именно ремни, поскольку всякого рода металл - любой, имеет свойство лопаться и, конечно, в самый неподходящий момент.) - обязательно должны иметь удобную регулировку. В противном случае обязательно начнется сознательное ослабление их перед сложным участком. Если ремень достаточно жесткий и не опадает - это то, что надо. Достигнуть можно, если вы сделаете его сшитым внахлест из двух. Именно сшитым - одинарный даже очень толстый, форму держать не будет. К сожалению, в большинстве случаев, наружный конец ремня (он должен быть мягким) крепят за поперечину, проходящую под подошвой. Ремни сильно давят на ноги, а функцию удержания не выполняют. Много лет назад специально уточняли это в рекомендациях - между передней поверхностью бедра и ремнем - прямой угол. При этом ремень крепится за продолину чуть выше щиколотки. На продолине - только кольцо - пряжка регулировки - на бедре. Ширина постановки коленей на катамаран должна быть не менее чем на ширину плеч и это минимум, оптимально колени должны располагаться на палубе на расстоянии шире плеч и иногда для достижения правильной посадки может быть нужно привязать дополнительную продолину и между внешней и дополнительной продолинами крепить ленту под колени. Таким образом, достигается правильная и удобная посадка.

На весле нужно обязательно иметь дополнительный поплавок из мягкой пены обшитой яркой тканью. Объем его около 1-2л. Он должен передвигаться с усилием. То, что весло ваше хорошо плавает в спокойной воде, не выручит в пороге. Его часто прижимает лопастью к камню на дне, и стоять там будет до морозов. Поплавок создает дополнительное сопротивление и дергает за верхний конец, что приводит к освобождению весла.
Спасательные средства.

Для страховки с берега имеется несколько вариантов.

1. Выброска "морковка" –

выполняется из шнура Ф6мм или плоской ленты такого же сечения, обязательно мягких. Полипропилен - желателен. На пенопластовый диск Ф 120 и толщиной 50-60мм, пришивается мешок (лучше из сетки), куда и складывается шнур. Мешочек должен быть довольно объемным, чтобы веревка хорошо оттуда вываливалась (но не одним комком), и чтобы при ее сборке туда можно было свободно засунуть руку с веревкой. Крепление карабина и требования к нему аналогичные предыдущему. Мешок с тыльной стороны завязывается. Сейчас в продаже имеются достойные, и рекомендуем купить.

Достоинства - складывается в мешок просто. Легко укладывать на палубе. Значительно проще в обучении броска. Точность его сравнима с выброской.

Недостатки - складывается в мешок - медленно. В воде мешок может вывернуться и закрыть карабин. Плоский диск сильно рыскает, чаще уходит на дно с зацепом.

2. Кораблик.

Деревянные доски длиной 80-100см и шириной 25-30см крепятся на ребре, на расстоянии 30-40 см поперечинами. Конструкция должна быть прочной - сила прикладывается ощутимая. Вместо ближайшей вертикальной доски можно применить пластиковую бутылку, она не даст конструкции опрокинутся. Фал 8-10мм крепится так, чтобы поставить вертикально стоящие доски под углом к течению. Эффект водяного змея вытаскивает конструкцию на струю.

Достоинства – работает при большой ширине реки, не требует навыков укладки и броска веревки. Уверенно держит ее на пути спасаемого.

Недостатки - громоздкая конструкция лежит на катамаране. Выставление на струю медленное. Сильно прыгает в стоячих валах. При нормальном проходе страхуемого мешает, очень трудно убрать со струи.

На катамаране

Плавучий якорь.

Для самовытаскивания.

Плавучий якорь в виде парашюта, диаметром около 100-150 м с фалом 10-12 метров. При попадании в тормозную бочку или подобную ситуацию, выбрасывается в основную струю и реально создает мощный вытягивающий импульс. Рекомендуется на куполе иметь небольшой кусок пены, чтобы он плавал. В случае необходимости – (вас он выдернул, а сам может зацепиться за камни, - он отрезается). Потом можно и поймать. Иметь их нужно несколько.

Спасательный конец для оказания помощи. Необходимо крепить за поперечину катамарана легко развязываемым под нагрузкой узлом - "на дерг". Наиболее подходящий - "мокрый полуштык". Диаметр фала не более 8 мм. Карабин без муфты. Место крепления наружного конца зависит от техники выполнения маневра. Зацеп носовыми матросами требует четкого разворота перед уходом к берегу, либо уход реверсом. Крепление на носу. Если уход с разворотом, то крепить нужно на корме. Укладка его на палубе - серьезный вопрос. В любом случае нужно исключить запутывание. В байдарочные времена наматывали на специальную рогатку. Практикуется: - укладка на палубе под резинку, укорачивание "воздушными петлями" или по-морскому - "шворкой", крепление на палубе собранным в мешок - "морковку". "Шворку" невозможно при необходимости быстро снять и обеспечить страховку с берега.

Страховка


Методика выбора места и подготовки страховки многократно описаны в литературе. Обозначим основные правила.

1. Страховка всегда - "всерьез".

2. В пороге должен быть только один экипаж.

3. Аварийный экипаж редко несет прямо к спасателям. Нужно выставлять их с запасом - дублировать посты.

4. Поставили сигнальщиков, оговорили функции.

5. Четко оговорить сигналы на разрешение и запрет начала движения.

6. Проговорить со спасателями разные варианты развития событий и действия в каждом случае. Очередность действий каждого поста перехвата.

7. Бросок выброски на проплывающий катамаран должен быть обоснован. Имеются случаи, когда на прошедший благополучно экипаж прилетали выброски "для тренировки". После этого начинались настоящие проблемы с освобождением от ненужной веревки, стремящейся придавить кого-нибудь из экипажа.
Страховка с берега - Спас концы.
Довольно надежный способ для отлавливания людей в сознании, только: первое - когда экипаж вынырнул из-под перевернутого катамарана или большой бочки, некоторое время понадобиться на ориентировку. Прилетевший в это время спас конец - от него толку никакого – спасаемые пропустят его. Тщательно подбирайте места для страховки. Например - мощный слив первой ступени, малый промежуток быстрого течения, вторая ступень из нескольких менее опасных сливов, потом все становится спокойнее. Основная страховка спас концами обязательно должна стоять именно после второй ступени на сравнительно спокойном отрезке. Что не отрицает наличия их между первой и второй ступенями, но основные силы на страховку после второй. Все "оверкильнутые" всплывут и отплюются только к началу второй ступени и оставят ваши труды за спиной. Если же поставить спас концы после второй ступени, часть людей уже вылезет на кат, часть выберется на берег, остаток (кстати, и кат тоже) выловите вы.

Второе - не создайте по неопытности проблем уже висящему на конце человеку. Думайте еще в момент постановки страховки, - куда его на вашем спас конце прибьет маятником - вы его можете направить в такую ситуацию, что лучше бы ему этого спас конца и не видеть. Никаких камней или бревен в зоне страховки. Нельзя привязывать береговой конец выброски!

Третье - ставьте спасателей последовательно. Брошенный конец по возможности не должен мешать следующему. Опутанные со всех сторон спасателями веревками пловцы посередине струи не редкость при неграмотной постановке страховки.

Четвертое - попасть точно в пловца часто трудно. Выручают спас концы с плавающей веревкой - тем самым область "поражения" значительно увеличивается. И еще очень важно - с берега ловят только людей в сознании. Бросая, обязательно привлеки внимание, крикни – «лови!»

Страховка с берега - Живец.

Один из самых надежных приемов страховки. Но в действии мне его увидеть ни разу не довелось. Даже на всесоюзных семинарах. Живец в обвязке со свободно смещающемся по поясу карабине стоит возле струи и кидается к проплывающему мимо воднику. Потом его вытаскивают приятели на берег вместе с добычей.

Наиболее надежная - страховка с воды Кат-4. Основной минус - катамаран же надо в точку страховки доставить.

Тандем.

Иногда очень помогает, иногда нет. Обычно помогает, когда один из катамаранов идет путем попроще. Если кого-то оторвало далеко от катамарана или сильно ударило при киле, второй катамаран сыграет свою роль. Главная опасность – недооценка сложности препятствия. В этом случае вас ожидает хорошая каша из двух экипажей в бурном месиве.

Обучение методам страховки.

Любой способ страховки будет надежным только в случае отработанности его командой. Причем недопустим подход - "вот Володя хорошо выброску бросает, а я буду на сигнале стоять". Основной уровень владения методами страховки должен выполняться всеми участниками.

Отработка техники броска спас конца должна начинаться заблаговременно и включает два этапа: обучение и восстановление навыка. Задача первого этапа - выработка навыка точного броска и сматывания спас конца. Контрольные нормативы - 5 попаданий из 5 бросков. Расстояние 18 м, цель - 2 м. Второй этап - не менее чем через 2-3 недели. 15 летний опыт обучения показывает, что для выработки техники броска на зачет - 5 бросков и 5 попаданий, достаточно одного учебного дня.

Техника броска.

Начальная стойка - боком к направлению броска. При бросании ее нужно придерживаться прямой линии, чтобы не было дугообразных движений. Тогда полет равномерный, без кувырков.

Практика последних лет показывает преимущество современных «морковок», только иметь их нужно несколько.
Обучение технике спас работ с воды.

Вытаскивание из воды на катамаран.

Важные моменты

Удержание судна не должно требовать больших усилий, чтобы не устать до начала работ.

проработать выход на струю.

правильно подойти к плывущему в воде спортсмену (не придавить его сгоряча).

не пытаться всем экипажем срочно вытащить его на борт.

при подходе к берегу он должен быть на борту.

Подходить лучше сверху, почти уровняв скорости. Если берем между гондол - в вытаскивании могут участвовать двое и есть возможность маневра при самостоятельном вылезании на борт. В крайнем случае, он просто распирается между гондол и подбирает зад повыше - чтобы по камням не стучать. Часто достаточно помощи одного члена экипажа, чтобы зафиксировать контакт с каркасом. Остальные в этот момент везут к берегу. Если пловец беспомощен - четко фиксировать его и за паховый ремень затаскивать ноги на борт. При подходе к берегу следить, чтобы спасаемого не затащило потоком под останавливающийся кат, т.е. держать его ниже по течению. Пусть поток лучше оттаскивает его от борта, чем затягивает.

Страховка Кат-2 всегда - " зацепил и убежал к берегу". Иное только в случае вытаскивания из воды оторвавшегося или беспомощного человека.

При страховке двумя катамаранами, основным страхующим является верхний, нижний прижимает носом перевернутый кат к берегу или вылавливает оторвавшегося и вещи. Второй вариант - зацепив первого спасателя, причаливать всех. В этой ситуации все три ката сцеплены и на изменившуюся обстановку реакция замедленная. Например - оторвало от ката человека или рюкзак. Потребуется время на освобождение от «братских уз».

Идея установить кат страхующих на натянутой поперек реки веревке - порочна. Кроме трудного удержания, помните, что вытаскивание пострадавшего нужно делать на небольшой разнице скоростей.

Выдергивание из пенной бочки. Кроме обычного варианта – бросить с берега выброску и т.д. можно рекомендовать вытаскивание катамараном. Идущий сверху катамаран подает спас конец находящимся там и вытаскивает. При хорошей выучке команды, вариант хорошо срабатывает при страховке "тандемом".
Учеба экипажа.

Включает переворот катамарана и постановку его на ровный киль.

Вначале при перевороте обязательно будут получать удары каркасом по каске. К этому нужно относиться как к неизбежности. Предупреждение заранее пользы не приносит. Переворот катамарана выполняется - перебравшись на одну из гондол тянуть на себя каркас. Кат упал. Все громко пересчитались по принципу - первый, второй и т.д. Очень важный момент - вы сразу определите, кто неудачно кильнулся. Вылезли на каркас между гондол, сели на одну из них, зацепились ногами за каркас снизу, крестовинами весел - за продолину под другой гондолой и с радостным воплем потянули ее на себя, откидываясь назад. Катамаран переворачивается, и все выбираются на него. Отрабатывается проход вовнутрь каркаса, держась за каркас и обвязку. Можно опрокидывать кат с экипажем с помощью другого экипажа.

Особенного внимания заслуживает самосплав с веслом. Этот элемент важен и часто недооценивается при обучении. Устраивайте заплывы на скорость. На небольшой шивере пересечение речки самосплавом с веслом. Плыть нужно преимущественно на спине.

Отработка спасения проводится на спокойных участках в виде игр. Прижать другой кат к берегу уперевшись носом, зацепить спас конец и зачалить их.

Действия после «киля» - вынырнув, быстро оценивайте ситуацию (на берег плыть или забираться на катамаран) и не паникуйте. Если все-таки запаниковали, то - в 90% случаев правильное решение – быстро хватайтесь за шнуровку катамарана и старайтесь по ней быстро попасть внутрь ката. Просто перебирая руками. Не карабкайтесь на гондолу – она круглая, гладкая – уцепиться не за что. Выберетесь на раму - тогда и оцените ситуацию. Только перебирайте руками по обвязке и вылезайте на раму с умом - если в этот момент вас бросает в бочку лучше на секунду схватиться за обвязку покрепче и переждать, иначе вас в этот момент от катамарана и оторвет.

Если за обвязку не уцепились или вас от нее оторвало, тогда самосплав. Наверное, помните, где страховка стоит и куда в этом пороге (хуже, если каскаде) попадать не стоит? А когда же нужно катамаран бросать? Порог, за ним плес, потом начало жесткого и длинного каскада. Вот и выбирай - либо безопасно рвануть к берегу, либо уйти с катамараном в каскад. Чаще всего все-таки лучше катамаран не бросать.

Хорошие привычки

Спас жилет и каска застегнуты даже при просмотре порогов по берегу.

Движение катов в пределах прямой видимости, но не «топтать зад» передним.

Прошел порожек - нырнул в улов и подстраховал, следующий делает тоже самое.

Отчаливание - всегда носом вверх по течению.

3. Посильный маршрут.

Часто встречается такая ситуация – пошли сильные дожди и речка стала на одну-две категории сложнее. Вода стоит высоко и продолжает подниматься. Нужно помнить, что падать уровень будет примерно в два раза дольше, чем поднимался. При очень большом уровне - (кусты в воде и еще выше) характер реки меняется очень сильно. Если такие особенности погоды не были предусмотрены в плане, то ожидание спада воды сопряжено с ростом напряженности в группе. Взяты обратные билеты, на работе могут быть проблемы. Если у вас каякеры - нужно сидеть. Катамаранщикам рекомендую делать из катов плот на поперечных гондолах с гребями.

Для этого практически нет необходимости сильно переделывать каркасы. Поставили два катамарана поперек на расстоянии 1-2м, положили на них поперек 4 жерди на ширину до 3м. Выступающие за каркас нос и корма ката - не проблема. Не рекомендуется делать продолины его очень жестким. Продолины связанные навстречу верхушками делают его гибким и прочным – особое предпочтение - березе. Делаете подгребицы, из весел греби( не забывайте о противовесах на них), и имеете судно более высокого класса. Конечно - это другой тип судна и навыки требуются другие. Так ведь на хорошую реку выбрались, а не на Клязьму.

Нельзя идти по пути упрощения и просто связывать вдоль два катамарана" - при общей длине 10м, река разломает любые ваши продолины, да и управлять эдаким "линкором" эффективно не удастся. В 1994г на Китое московская группа не вняла советам, соорудила и прошла несколько порогов после Моткин-гола. Потом эти бревна река сломала.
Можно привести массу примеров, когда серьезные проблемы возникали при просмотре препятствий с берега. Падение в воду,- а спас жилет расстегнут или вообще оставлен. Упал грудью на камень, а в нагрудном кармане под спасиком - сувенирный камешек,- сломано ребро. Не менее часто "влетают" - после прохождения сложной части маршрута.

В 1983г группа, прошедшая Акишму (5к. с), выйдя в Ниман (3к. с) потеряла более половины состава из-за переворота в высоких валах, появившихся только при большой воде и не описанных в лоции. Сняли спас жилеты и каски…
перейти в каталог файлов
связь с админом