Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница2 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
6 Там же, стр. 139.
7 Г. В. Пл е ханов, Избранные философские произведения, т. III, стр. 515.
Проблема ценности и оценки
11
пости. Причем для некоторых буржуазных теоретиков, в частности Струве, было характерно стремление сблизить закон стоимости классиков политической экономии с буржуазно-субъекти­
вистским пониманием ценности. Эти попытки встретили решительный отпор В. И. Ленина, подчеркнувшего, что взгляды
Струве на ценность как понятия идеального или должного несовместимы с марксизмом, который исходит из объективных экономических отношений в обществе.
В критике Лениным позиции Струве обращает на себя внимание и другая важная сторона. Струве пытался навязать марксизму этическую дискредитацию точки зрения экономистов — предшественников Маркса на том основании, что экономические отношения марксистами оцениваются сточки зрения пролетариата. Ленин писал в связи с этим Говорить, будто естественный закон “ классиков „этически дискредитирован, как буржуазная апологетика, значит говорить непереносный вздор, значит извращать и классиков, и материалистический историзм" самым бесшабашным образом».8
Выступая против неокантианских спекуляций понятием ценность, Ленин отнюдь не отрицает необходимости оценки явлений окружающей человека действительности и широко пользуется в своих трудах соответствующей терминологией. Более того, он подробно разрабатывает вопрос о социологических и социально- политических основах категории оценка. В его трудах исключительно глубокое развитие получила мысль о том, что исходным гносеологическим пунктом марксистской оценки общественных явлений должно быть соответствие наших представлений действительности. Приведя положение Плеханова об оценке общественных отношений в русской действительности, Ленин подчеркивает, что марксисты критерий своей оценки этих отношений видят совсем
Fie в абстрактных схемах, а в соответствии с действительностью. Это понимание критерия оценки необходимым образом ведет к положению о том, что в основе марксистских оценок общественных явлений должен лежать анализ объективных условий. Ленин неоднократно говорило неумолимой объективности марксизма.
Оценка вырастает, по Ленину, из понимания необходимости данного общественного процесса. Раскрытие детерминизма в социальной жизни является исходной точкой для понимания ценности общественных явлений. В работе К характеристике экономического романтизма Ленин вскрывает субъективизм оценочных положений сентиментального Сисмонди в противопоставлении научному объективизму Риккардо, который исходит из анализа экономической необходимости. Верность данной здесь оценки сен-
8 ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 42.

12
Б
А. Чагин тиментального Сисмонда, — замечает Ленин, — в отношении его к научно-,,объективному* Рикардо вполне подтверждается отзывом Маркса во втором томе Теорий прибавочной стоимости, вышедшем в 1905 году».9
Отмечая принципиальную важность объективного подхода к оцениваемым явлениям, Ленин пишет Понимание необходимости явления вызывает, естественно, совершенно иное отношение к нему, уменье оценить его различные стороны Но эта объективность ничего общего не имеет с объективизмом. Известно, что Ленин, критикуя объективизм в оценке общественных явлений со стороны Струве, указывал, что материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы Эта идея глубоко и всесторонне развивается Лениным в ряде работ. В частности, Ленин ставит вопрос о возможности различной оценки явления в зависимости от принадлежности оценивающего к тому или иному классу, от его классовых интересов. В речи на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию в 1919 гон подчеркнул глубокое различие в оценках революционера Чернышевского пролетариатом или беральной буржуазией. Особенно важное значение имеют ленинские указания о совпадении субъективных классовых интересов и оценок пролетариата с объективной необходимостью общественного развития, о том, что пролетариат заинтересован в наиболее правильной объективной оценке действительности вследствие своего особого положения в современном обществе. Поэтому субъективно­
классовая сторона органически входит в содержание объективной оценки пролетариатом общественных явлений.
Критикуя ликвидатора Ерманского, Ленин писал Дело в том' что ставши ликвидатором, вы разучились применять революционную точку зрения к опенке общественных событий. Вот где зарыта собака Маркс отнюдь не ограничивал свою мысль шаблонами и образцами" конца X V I I I века, но точку зрения он применял всегда революционную, оценивая . классовую борьбу всегда наиболее глубоко. Классовый анализ Ленин кладет в основу оценки различных политических партий и принципиальных различений в тактике большевиков и меньшевиков. Этой стороне понятия ценности в области общественных отношений он придавал решающее значение Там же, т. 2, стр. 201.
10 Там же, стр. 223.
11 Там же, т. 1, стр. 419.
12 Там же, т. 23, стр. 241.
Проблема ценности и оценки
73
Категория оценки, объективного общественного приговора у Ленина теснейшим образом связана с требованием конкретно­
исторического подхода к оцениваемым общественным явлениям. Исторические заслуги, — писал он, — судятся не потому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а потому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками Возражая против субъективистской интерпретации категории ценности, Ленин отнюдь не избегал этого термина, когда речь шла о его истинном смысле и значении. Так, касаясь вопросов поощрения хорошо работающих коммун, он предлагает их вознаграждать сокращением на известный период рабочего дня, повышением заработка, предоставлением большого количества культурных или эстетических благ и ценностей и т. п.)».14
Таким образом, если подытожить сказанное, то можно сделать следующий вывод Маркс, Энгельс и Ленин в своих работах впервые поставили на научную почву проблему отношения субъекта (человека, класса, народа, нации) к объективным материальными духовным результатам человеческого труда. Они глубоко проанализировали некоторые важнейшие компоненты, входящие в содержание понятия ценности в его подлинно научном смысле и тем самым заложили фундамент для последующей разработки марксистами проблемы ценности
В. П. Туга р и нов М АР КСИ СТ С КА Я ФИЛОСОФИЯ ИПР ОБЛ ЕМ А ЦЕННОСТИ Проблема ценности явлений окружающего нас мира (природы и общественной жизни, а также ценности человеческой жизни, ее целей и идеалов издавна была составной частью философии. С конца прошлого века эта проблема стала предметом многочисленных специальных исследований, получивших название аксиологических. Ф . К. фон Ринтелен на X I I I Международном конгрессе 1963 г. в Мехико справедливо отметил что о философском вопросе касательно ценностей можно говорить имея ввиду приблизительно лишь последние 50 лет, что сегодня этот вопрос занимает философию всех стран Востока и Запада, что эта тема возникает уже вначале всякой философии и что было бы большим упущением, если бы философия оставила вне своего внимания ценности и ценностные суждения.
В подходе людей к окружающим их явлениям природы и общественной жизни следует различать две неразрывно связанные стороны теоретическую и практическую, изучение явления, как оно существует само по себе, и практическое к нему отно­
шение.
В первом случае человек ставит перед собой вопрос что представляет собой данное явление, как его объяснить, каковы его причины и основания. Во втором случае он спрашивает как отнестись к этому явлению, как его (в конечном счете) использовать, если оно полезно, или устранить, если оно вредно. Необходимым моментом перехода от теоретического к . практическому Здесь и ниже извлечения из выступлений на Международном философском конгрессе в Мехико даны по русскому переводу еще неопубликованных на русском языке материалов Конгресса и потому не содержат ссылок на печатные источники, за исключением ссылок на стр. 12 и 14. Стиль авторов мы стремились сохранить
Марксистская философия и проблема ценности
15
отношению является ценностное отношение к предмету, отнесение его к ценностям или отказ ему в достоинстве ценности. Ведь прежде чем использовать на практике то или иное явление, мы оцениваем его сточки зрения наших интересов, целей, потребностей и задач, сточки зрения полезности или вредности для нас данного явления. То, что нам (обществу или определенной группе, классу) нужно, полезно, мы называем ценностью или благом. Что нам ненужно или вредно, то мы ценностью не называем и практически использовать не будем.
Понятие полезности, как один из критериев ценности, вызывает у некоторых отрицательную реакцию, ассоциации с утилитаризмом, прагматизмом, теорией предельной полезности Бем-
Баверка и пр. Между тем полезность одних вещей и идей и вредность других является повседневным фактом и понятием практической жизни, политики и идеологической борьбы. В отличие от немарксистских теорий полезности марксистское понимание этой категории свободно от субъективизма, имеет классовое, партийное и объективное содержание, исходит из интересов прогрессивных классов и движений, выражающих объективные задачи исторического развития. Понятие полезности употребляется здесь в самом общем и широком смысле, свойственном этому понятию, а не только в смысле материальной выгоды и поэтому относится и к духовным, этическим, эстетическими прочим ценностям.
Научное изучение явлений природы и общества и ценностное отношение к ним находятся в тесном и нерасторжимом единстве. Теоретический подход не ограничивается лишь раскрытием содержания объективного процесса, но сопровождается оценкой этого процесса, включает в себя оценочный момент. Рассматривая структуру познания, В. И. Ленин раскрыл учение о ступенях и одновременно о моментах, сторонах) познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. Таким образом, ценностный подход не является чем-то дополнительным к теоретическому подходу, а теория ценностей — чем-то вполне новым в марксизме-ленинизме. Ценностный подход органически присущ марксизму-ленинизму, как живому учению, зовущему к революционному действию. Он представляет собой необходимый мост от теории к практике, посредствующее звено между ними.
Итак, мы можем определить понятие ценностей в самом общем смысле так (це
1
ш<эсти> суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые (йЬлездБц нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала.
И з этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще надо осуществить

16
В
П. Тугаринов за что надо бороться. Ценности, следовательно, могут быть действительными, наличными и мыслимыми, желаемыми, идеальными. Так, современное национально-освободительное движение, процесс ликвидации колониальной системы есть ценность наличная, существующая. А всеобщий мирна земле — важнейшая общечеловеческая ценность, за осуществление которой борются миллионы людей.
Известно, что многие из буржуазных аксиологов рассматривают ценности как чисто субъективный результат произвольной оценки, если даже эта оценка производится не отдельным лицом, а обществом или общественным классом. Для оценок, как и для вкусов, не существует мерки — пишут, к примеру, Огберн и
Нимкоф. Такая позиция, воспроизводя поверхностный факт, выраженный русской пословицей На вкусна цвет товарища нет, теоретически неверна. Оценивается всегда что-то, какой-то источник, объект. У существующего или мыслимого явления имеются некоторые свойства, имеющие для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят оттого, кто их оценивает. Поскольку же они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, те. как ценности, они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент, те. свойства предмета оценки, является первичным, определяющим отношение субъекта оценки, человека и характер самой оценки.
Следовательно, утверждать, что ценность лишь субъективна, гак же неверно, как и утверждать, что она чисто объективна. Оценка зависит прежде всего от качества предмета оценки. Нона нее оказывают влияние также и особенности оценивающего субъекта. Поэтому отнесение к ценностями оценка тех или иных общественных явлений в различные эпохи истории общества и различными общественными классами в ряде случаев бывали и бывают различными. Однако это обстоятельство не может служить основанием для того, чтобы считать отнесение к ценности и оценку актами произвольными, чисто личными или же результатом некоего соглашения. Ведь общественные интересы и потребности в своей основе определяются особенностями той или иной исторической эпохи, положением данного конкретного класса или общественной группы в системе общественного производства. Это значит, что оценки, исходящие из этих интересов и потребностей, объективно детерминированы, что они различны у людей разных эпохи разных общественных классов по определенным причинам объективного характера W . O g b u r n , М. N i m k o f f . Sociology. New York, 1958, p. 721.
Марксистская философия и проблема ценности
17
Все ценности выводятся людьми из реальных условий их жизни и имеют потому вполне земное происхождение и значение. Осознание человеком ценности (или неценности) того или иного явления есть, конечно, результат работы сознания. Но сознание человека направлено в конечном счете, на посюсторонние кон­
кретно-практические, жизненно необходимые цели. Поэтому марксизм отвергает имеющееся в современной аксиологии гипостазирование ценностей, те. представление о ценностях, как неких идеальных сущностях, независимых от реальной жизни, от их познания и осуществления, как неких прообразов оценочных суждений. Таковы попытки неокантианцев вывести ценности из идеальных значимостей», из идеальных объектов, выведение ценностей из идеального бытия в себе у Николая Гартмана. Эти мотивы характерны также для аксиологических теорий Б. П. Боуна, Э. Ш . Брайтмана, Дж. Сантаяны и др. Такая онтология ценностей противоречит сущности науки, вносит в теорию ценностей элемент мистики. Идеи не могут существовать вне материальной основы, в своем чисто духовном виде б форме духовных сущностей, своего рода существ, «ипоста­
сей».
Марксистская философия связывает ценности с реальной жизнью, с общественными и личными потребностями, интересами и целями людей, а последние считает отражением изменяющегося общественного бытия. Что противопоставляют этому буржуазные аксиологи? Ф . К. фон Ринтелен в своем докладе на X I I I Международном философском конгрессе выдвинул, например, такие возражения марксистам.
Первое возражение. Если бы внутренний мотив моего ценностного стремления был заложен лишь в собственной пользе, в утилитарном, в желании или в чем-либо другом, тогда по существу можно было бы сказать вместе с Хейдеггером: все ценности одна лишь субъективизация. То, что мы часто поступаем именно так, никто не будет оспаривать. Но это не соответствует феноменальному состоянию того, что обнаруживается в области ценностного. Мы, люди, можем скорее из симпатии к ценностному преодолеть самих себя, и только здесь начинается собственно вопрос о ценностях, о том, в чем мы видим заполненность жизни. Эти положения иллюстрировались примерами врача, который видит свой идеал в исцелении больных, а не только лишь во внешней прибыли матери, которая живет ради благополучия своих детей великих художников, видевших свою жизненную цель в создании трудов наконец тем, что есть такие времена, которые проникнуты великими ценностными идеями, и члены общества видят высокую ценность в том, что их жизнь определяется такими ценностными требованиями. Собственно ценность, говорил Проблема цсипости
В. П. Тугаринов фон Ринтелен, есть основное условие всей страсти самоотречения, самопожертвования.
Второе возражение. Выведение ценностей из жизни, из бытия аспект бытия) применимо только к части ценностей, к таким, как например вид природы, организм, рукопись, историческое событие. Камень или дерево — это не норма, их ценность не имеет степеней сравнения. Напротив, ценность личности, любви, прекрасного допускает сравнительную степень и приближение к превосходной степени, что дает нам основание снять ценностный вопрос, когда речь идет о бытии. Оценки относятся к нормам, с которыми мы вступаем в действительность.
Всякое ценностное переживание, говорил фон Ринтелен, носит в себе динамический, зовущий к исполнению характер, что не может быть высказано простой констатацией состояния бытия.
Марксизм никогда не отрицал ни идеальных побудительных мотивов деятельности людей, ни вытекающего из них самопожертвования, ни нормативного характера духовных ценностей.
Еще Ф . Энгельс писало различном характере побудительных мотивов действий людей, в том числе и идеальных, духовных мотивов Воля определяется страстью или размышлением. Ноте рычаги, которыми, в свою очередь, непосредственно определяются страсть или размышление, бывают самого разнообразного характера. Отчасти это могут быть внешние предметы, отчасти — идеальные побуждения. .».3 Энгельс страстно возражал против утверждения, что материализм якобы отрицает стремление к идеальным целям Предрассудок относительно того, что вера в нравственные, то есть общественные, идеалы составляет будто бы сущность философского идеализма, возник вне философии, у немецкого филистера. .».4 Более того, наличие идеальных, духовных побуждений и стремлений следует из самой сущности материализма. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, словом — в виде идеальных стремлений, ив этом виде они становятся идеальными силами“».5
В. И. Ленин, критикуя социологов народничества, твердивших о конфликте между историческим детерминизмом и нравственностью, прямо указывал на детерминизм, как на основу ценностных суждений. Он писал Идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и КМ ар кси Ф . Э н гель с , . Сочинения, т. 21, стр. 306»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей