Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Харчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966. Академия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а


НазваниеАкадемия наук СССР ленинград с ка яка фе др а философии iПiiр обл ем а
АнкорХарчева А. Г. (гл. ред.) - Проблема ценности в философии. - 1966.pdf
Дата19.08.2017
Размер7.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKharcheva_A_G__gl_red__-_Problema_tsennosti_v_filosofii_-_1966.p
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#25080
страница3 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
4 Там же, стр. 289.
Марксистская философия и проблема ценности
19
правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную нолю».6
Ленин решительно выступил против объективистской философии и социологии, отрицавшей оценочное отношение к общественным явлениям, мешавшей якобы их чистоте, возможности их объективного описания.
В противовес этой лжеобъективности Ленин выдвинули развил учение о коммунистической партийности, о пролетарском, классовом подходе к фактам общественной жизни.
Идеализм отличается от материализма отнюдь не тем, что первый защищает возвышенные, идейные мотивы против якобы отрицающего их низменного материализма, а тем, из чего выводятся эти мотивы. Откуда берется, спросим мыта симпатия к ценностному, которая заставляет нас преодолеть самих себя Она коренится в общественных интересах, возвышающихся над интересами отдельной личности. В этом смысле Энгельс и называет нравственные идеалы общественными идеалами. К области возвышенного люди всегда относили мысли и чувства, которые выходят заграницы чисто личного, за пределы своего я. Таким образом, выведение ценностного из интересов, пользы и других утилитарных категорий вовсе не является ни «субъективиза- цией», ни прозаическим принижением ценностей. Фон Ринтелен относит к собственно ценностям то, что носит в себе самоценность, что нас притягивает, возвышает, что сохраняет постоянство перед нашим собственным форумом, что испускает лучи обратно на человека, что лишено интереса, что совершается бескорыстно.
Это понимание ценностей представляет собой мистификацию одной реальной особенности нормативных и идеальных ценностей, а именно, что они, будучи выработаны, приобретают значение неких, как бы стоящих над человеком побудительных сил и стремлений. На самом деле эта их самостоятельность весьма ограничена и относительна. В конечном счете все они произросли на почве интересов развития и функционирования общественной жизни. Так, самопожертвование есть акт бескорыстный в смысле интересов отдельного человека, жертвующего собой, но весьма полезный, утилитарный сточки зрения интересов общества.
Р. Т. де Джордж США) в своем выступлении на том же Конгрессе высказал мысль, что факт сам по себе не ценность, но они его отношение к цели образуют основу для ценностного суждения что если мы наблюдаем в истории два или больше ВИЛ е ни н , Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 159.
7 Richard Т. De G e o r g e . Value theory in soviet phylosophy: a western confrontation. Proceedings of the X I I I International congress of philosophy (Me-
2*
В. П. Тугаринов ряда ценностей, то это значит, что люди стремятся к двум или более целям Верно, что значительная часть ценностей определяется их целями. Но нельзя согласиться стем, что факт (предмет, отдельное событие) не является ценностью. Так, хорошая пища или добрый поступок являются ценностями сами по себе, те. приносят пользу людям непосредственно, безотносительно к дальнейшему. Не все ценности являются целевыми, перспективными или идеальными.
Буржуазная аксиология много говорит о вечных и общечеловеческих ценностях. Неправильно было бы думать, что марксизм отрицает существование таких ценностей. Однако, во-первых, марксизм считает, что отнюдь не все ценности имеют вечный и общечеловеческий характерно что большая часть ценностей имела до сих пори имеет характер временно-исторический и классовый и, далее, что и первая группа ценностей имеет в себе значительный элемент признаков, характерных для второй группы ценностей.
Во-вторых, марксизм выступает против возведения ценностей буржуазного сознания в ранг вечных и общечеловеческих ценностей.
Теория ценностей, если она претендует на то, чтобы быть научной, должна исходить из обязательного для всей науки объективного критерия. Можно ли найти такой критерий Да, можно. Такими ценностями для всей истории человечества являются, например, факторы, способствующие общественному прогрессу, а также личность человека, его жизнь, свобода, достоинство, благосостояние, счастье.
И з этого явствует, что марксизм отнюдь не отрицает наличия определенных объективных общечеловеческих ценностей, а, наоборот, защищает их от искажения и извращения идеологами правящих классов. Но, скажут нам, не противоречит ли данный вывод положению о классовости, партийности духовной культуры Нет, не противоречит, ибо для марксизма общечеловеческое и классовое — отнюдь не антиподы. Освобождая себя, отмечали классики марксизма-ленинизма, пролетариат освобождает все общество. Поэтому его классовые ценности для настоящего исторического периода суть ценности, в осуществлении которых объективно заинтересованы все трудящиеся, те. подавляющее большинство человечества, а в исторической перспективе — ценности общечеловеческие в полном смысле слова.
Коммунизм не только усваивает и использует существующие ценности, но и обогащает их, поднимает их на новые ступени развития. Так, гражданское политическое равенство в странах xico, D. F. 7— 14 September 1963). Universidad National Autonoma Mexico,
1963, p. 5.
8 Там же, стр. 8.
Марксистская философия и проблема ценности
21
социализма распространено на всех без исключения граждан и укреплено ликвидацией частной собственности на средства и орудия производства.
Рассматривая проблему ценностей как проблему социальную, мы, однако, не отрицаем личных, индивидуальных ценностей. Несомненно, что у людей, живущих в условиях одинаковых по своему социальному строю стран, принадлежащих к одному и тому же классу и пр, имеются общие, одинаковые в своей основе, в главном, представления о ценностях. Однако индивидуальное, единичное неполностью входит в общее, не вполне покрывается последним. Полное совпадение ценностей и оценок у разных людей также невозможно, как полная одинаковость ландшафта для людей, смотрящих на него из окон разных домов и даже из разных окон одного итого же дома. У разных людей в любом обществе имеются различия в способностях, склонностях, личных интересах, вкусах, запросах, обстоятельствах личной жизни и т. д, диктующих соответственное различие в отношениях к ценностям. Коммунизм не только не отрицает и не игнорирует, но, наоборот, ставит в качестве одной из своих задач развитие индивидуальности. Примат общественного над личным отнюдь не означает ни пренебрежения, ни умаления значения личных ценностей чело­
века.
Уже цитированный РТ. де Джордж в том же выступлении на Международном философском конгрессе заявил, что согласно советской точке зрения, конечный базис ценности, по-видимому, исходит не от индивидуумов, а от людей, взятых коллективно, от человечества или от масс что, по взглядам советских философов, индивидуум имеет ценность лишь постольку, поскольку его цели или интересы совпадают с таковыми человечества сам же по себе, по мнению советских философов, отдельный человек якобы ценности не имеет. Это очень старое рассуждение, многократно опровергнутое марксистами политически и теоретически. Человек для коммунистов есть высшая ценность сам по себе для его развития и для его счастья и строится коммунизм. Но коммунизм строится не для какого-то одного человека и не для избранных, а для всех людей, для общества, в котором полное удовлетворение потребностей и интересов отдельной личности осуществляется не в ущерб другим личностям. Это абсолютная сторона ценности личности. Относительная же ценность личности для общества зависит оттого, способствует или препятствует его деятельность развитию прогресса общественной жизни, построению указанного общества
В. П. Тугаринов
Теоретический анализ ценностей требует их классификации и систематизации. В свою очередь построение системы ценностей не может исходить из произвольных принципов, а должно опираться на объективные научные основания. Все ценности связаны, как было указано, с потребностями, интересами, идеалами и целями людей. Поэтому марксизм отвергает системы ценностей, основанные на теологии и. на гипостазировании ценностей, те. на признании их выражениями божественной или вообще трансцендентной сущности или сущностей. Никакого внечеловеческого царства ценностей не существует. Все ценности человека связаны либо сего жизнью как организма, либо сего жизнью как члена общества.
Главнейшими и определяющими ценностями, началом всякой системы ценностей является человек, его жизнь и его счастье. Все остальные ценности служат улучшению и обогащению жизни человека, совершенствованию человеческого общества. Однако сказанное отнюдь не означает построения чисто личных систем ценностей, как это предлагает ряд представителей современной аксиологии. Как уже было показано, жизненные ценности личности определяются в своей основе ценностями того общества, того класса и той общественной группы, к которым человек принадлежит. Его личные ценности представляют собой лишь индивидуальные варианты ценностей его общества. Да и построение чисто личностной системы ценностей практически невозможно, так как это значило бы построить столько систем ценностей, сколько имеется людей на свете. Таким образом, естественно выступает объективное основание классификации ценностей соответственно основным областям современной общественной жизни материальной (производственно-экономической)* социально-поли­
тической, духовной и бытовой. Возможна более обобщенная систематизация, исходящая из деления культуры на материальную и духовную. Такая классификация ценностей встречает возражения со стороны представителей буржуазной философии.
Н а X I I I Международном философском конгрессе П. Т. Раджу в своем докладе Жизненные идеалы Восток и Запад говорил, что философская и религиозная традиции рассматривают экономические ценности как инструмент для реализации других ценностей, в частности духовных. Но материалистическая философия (как марксизм, таки более старые формы материализма, по мнению Раджу, рассматривает экономические идеалы как главные и основные, а духовные как результат полезный и желаемый, ноне имеющий самостоятельного существования.
В этом высказывании марксистское деление ценностей на материальные (экономические) и на духовные рассматривается как некая односторонность, подобная другим односторонним направле­
Марксистская философия и проблема ценности
23
ниям в теории ценностей. Раджу пользуется очень примитивным представлением о марксизме, подвернутым критике еще Г. В. Пле­
хановым: что мол для марксистов важны только материальные ценности, а в духовных ценностях, они не нуждаются.
Выше уже была показана вся несостоятельность и буржуазная тенденциозность этого взгляда. Дело отнюдь не в том, что в марксизме экономические ценности добавлены к традиционным, а духовные ценности не имеют самостоятельного существования, не в том, что первые важны, а вторые неважны, малозначительны. Марксизм исходит из того, что прежде чем философствовать и пользоваться всеми остальными ценностями, надо сначала жить, те. иметь хотя бы минимум экономических благ, определенный уровень материального достатка. Причем экономика не только создает условия для духовной жизни людей, нов конечном счете и определяет содержание этой жизни. Материальные и духовные ценности одинаково важны — каждые в своей сфере социальной жизни — и одинаково могут служить (в зависимости от конкретных обстоятельств) как целью, таки средством, инструментом для достижения других целей.
Большой интерес представляет вопрос о методах выведения общих ценностей из связанных с отдельными фактами жизни. Ведьмы отправляемся от этих последних и приходим к неким абстрактным понятиям о ценности и, далее, к еще более отвлеченному понятию ценности вообще, ценности как таковой. Фон Ринтелеи говорил на X I I I Международном философском конгрессе, что мы стоим перед важной и острой проблемой отношения всеобщего к особенному, одноразовому, которая прежде всего становится существенной в вопросе о ценностях.
Отправляясь от опыта, от повседневных жизненных проявлений ценности, мы ставим себе, как справедливо говорил фон Рин- телен, задачу вычленить существенные черты ценности, также как мы вычленяем в природе в качестве идеальных принципов законы, действующие без всяких исключений просто сами по себе, законы, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Выполнение этой задачи необходимо для познания существенного содержания ценностей, а также нахождения их объективных критериев, границ применения и условий осуществ­
ления.
Однако трудно согласиться с утверждением указанного автора, что такая всеобщая ценностная сущность в качестве основной ценности становится условием возможности индивидуального выражения. Разумеется, выработка ценностных принципов оказывает влияние на поведение людей, становясь руководством к действию. Без этого такая выработка имела бы чисто академическое и платоническое значение. Однако ценностное отношение и соответ­
В. П. Тугаринов ствующее ему поведение людей зависят не только от работы аксиологов, но определяются глубокими жизненными мотивами социальной и личной жизни, интересами народов, классов и партий. Работа философов, сознают они это или не сознают, служит лишь выражением этих жизненных мотивов и интересов.
Теория ценностей позволяет раскрыть новые стороны действительности и человеческих отношений, связанные с выбором людьми их дальнейших общественных и личных путей. Отнюдь неслучайно, что исследование ценностей получило в настоящее время такое широкое развитие в философии различных стран мира. Буржуазная аксиология пытается решить эту важную проблему исходя из неправильных, ненаучных философских и социологических основ. Однако марксистская критика этих основ вовсе не означает предвзятого и огульного подхода ко всем высказываниям западных аксиологов.
Критикуя неверные аксиологические теории, марксисты должны развивать научное, диалектико-материалистическое учение о ценностях. Это учение приобретает особенно актуальное значение в переломные периоды истории, к числу которых принадлежит и наша эпоха. Значительная часть человечества, живущая в социалистических странах, уже сделала свой выбор. Идет процесс переоценки ценностей жизни ив условиях капитализма. Жизнь дает все больше доказательств тому, что все трудовое человечество в конечном счете встанет под знамена тех высших ценностей, за которые борются коммунисты вместе со всеми деятелями прогресса
О. Г. Др об ниц кий НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
В последние годы все более отчетливо вырисовывается необходимость изучения и обсуждения проблемы ценности в марксистской философии. Острота данной проблемы обусловлена тем, что решение ее требует преодоления ряда вполне развитых идеалистических аксиологических концепций, которые сформировались в буржуазной философии за последние три четверти века. Критика этих концепций, естественно, предполагает выработку четкой марксистской позиции в проблеме ценности.
Уже сам тот факт, что категория ценности со всей связанной с нею проблематикой и терминологическими обозначениями пришла к нам в сформировавшемся виде из немарксистской философии, ставит специфическую задачу. Просто критиковать то или иное решение вопроса в буржуазной аксиологии — значит принять предлагаемый способ постановки проблемы. А есть ли в самой проблеме ценности какое-либо реальное теоретическое содержание Иногда высказываются соображения, которые заранее обрекают на неудачу попытки научного решения этой проблемы. Говорят, что вся проблема так называемых духовных ценностей — это стремление подвести философский фундамент под буржуазную идеологию, поэтому следует отвергнуть проблему ценности, как таковую, с самого начала. Но иногда вопрос ставится и более позитивно стараясь отвести от марксизма обвинение в том, что он отвергает духовные ценности, кое-кто просто переименовывает некоторые марксистские понятия. И это переименование оказывается весьма удобным, так как согласуется с некоторыми обыденными представлениями и выражениями, употребляемыми в популярной литературе. Дорогие нам идеалы — наши ценности полезные предметы — тоже ценности человек — высшая ценность вся жизнь представляет для нас ценность.
Опасность такого рода переименования состоит в том, что при перенесении этих обыденных представлений в теорию, когда им
О. Г. Дробницкий придается наукообразное звучание, марксизм может быть сведен к плоскому морализированию, против которого неоднократно предостерегали Маркс, Энгельс и Ленин. Здесь таится опасность того, что движение марксистской мысли получит как бы обратное направление не из научной теории через популярную литературу в массовое сознание, а наоборот, от обыденного сознания, через популярную литературу в теорию. И когда такая тенденция стала приобретать более или менее отчетливые формы, как ответ на нее появилась другая усмотрение в проблеме ценностей лишь порождения обыденного сознания в его извращенных формах, тем более что буржуазная аксиология буквально соткана из фетишист­
ских представлений, характерных для обыденного буржуазного сознания.
Чтобы предварительно уяснить, в чем состоит проблема ценности и как она трактуется, попытаемся пробиться сквозь нагромождение самых различных определений ценности, предлагаемых буржуазными аксиологами. Здесь в общем имеется всегда приблизительно один и тот же круг явлений, обозначаемых общим термином ценность. С одной стороны, ценность связывают с разного рода предметами, которые являются объектом оценки.
Независимо оттого, трактуется ли ценность как свойство самого предмета, значение этого предмета для человека или как отношение человека к предмету, сюда относится круг явлений, который нам всем хорошо известен. Это материальное благо предмета потребления, стоимость продукта труда, являющегося товаром, положительное или отрицательное значения общественного явления, прогрессивный или реакционный смысл исторического события, эстетические свойства природных объектов и произведений искусства, моральное достоинство объекта нравственной оценки (поступка, личности, мотива и т. пи некоторые другие явления. С другой стороны, под ценностями также понимают определенные феномены общественного сознания социально- политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные нормативы, принципы, идеалы, оценки и их критерии. Часто все эти явления называют духовными ценностями, имея при этом ввиду, что они являются непросто представлениями о чем-то, а такими явлениями сознания, которые содержат в себе оценочное положительное или отрицательное, одобрительное или неодобрительное) отношение к действительности и оказывают непосредственное влияние на действия и поведение людей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей