Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Золото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций. АннотацияВступлениеИз истории исследования древнерусских измерительных инструментов о геометрических соотношениях саженей


НазваниеАннотацияВступлениеИз истории исследования древнерусских измерительных инструментов о геометрических соотношениях саженей
АнкорЗолото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций.pdf
Дата25.06.2017
Размер1.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZoloto_Drevney_Rusi_Russkaya_matritsa_-_osnova_zolotykh_proports
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#23129
страница5 из 8
Каталогid338854829Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 59 файл(ов). Среди них: otvet-gu-mvd-2.gif, 212c91770406e7a7602558c29de71e53_187945_1502486687.gif, Чистый Бланк Бюджетная смета на 2016 для Заполнения РУЧКОЙ-5.doc, Бомбардировка ЖКХ - 2 - Запрос по счёту 810.doc, otvet_iz_GU_MVD.gif, Цой - Романс.doc, БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА.docx, Бомбардировка ЖКХ - 1 - Перерасчёт доли.doc, КОНЦЕПЦИЯ формирования Системы Прямого Народовластия.doc и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
244,0 197,4 159,7
230,4 186,4 150,8 122,0 98,7
217,6 176,0 142,4 115,2 93,20 75,40 61,00
134,5 108,8 57,60 46,60 37,70
67,20 54,40 44,00 35,60 28,80 23,30 33,61 27,20
14,40
16,81 13,60
8,90
8,404 6,80
5,50
4,202 3,34
2,101 Итак, на золотых скрижалях, которые, по-видимому, названы И. Шмелевым золотыми за большой объем занесенной на них эзотерической информации, жезл и прутья в руках Хеси-Ра являются элементами измерительных инструментов, соразмерных с элементами саженей Древней Руси. И можно полагать, что их было не 12, а 14 или 22 (7 х 2 = 14; 11x2 =
22). Тогда размер остальных саженей еще необходимо определить. Степенное изменение числовых величин от большей сажени по главной диагонали к меньшой обусловливает уникальное арифметическое

пропорционирование, по которому каждый член пропорции, являясь элементом большей сажени по диагонали, становится и элементом другой сажени, другой пропорции по вертикали. То есть выполняет две как бы смежные функции и может перейти на другую форму

пропорционирования, стать элементом третьей сажени (и не только третьей) посредством матричной вязи. Результатом сложения, например, двух иррациональных чисел становится третье, им пропорциональное, иррациональное число. К такому же результату приводят операции умножения и деления элементов саженей как друг на друга, таки на члены главной диагонали матрицы 11. Всеобщая комбинаторика матричной вязи древних саженей обладает качественно иными свойствами, чем
метричностъ, резко уменьшая объемы измерений и вычислений в проектировании ив строительстве, заключая в себе золотые пропорции, а вместе сними и соответствие соизмерителъных инструментов природным структурам ПОНЯТИЕ О ЖИВЫХ ФИГУРАХ
Информация о том, что числа и геометрические фигуры делятся на живые и неживые, время от времени появляется в разнообразной эзотерической литературе. Общим недостатком этой информации является отсутствие однозначных критериев отличия живых чисел и фигур от аналогичных, но неживых. Какое качество, а может быть, какие качества способны придавать таким абстрактным понятиям, как число и геометрическая фигура, свойства, признаваемые за живыми и неживыми телами, в этих публикациях не сообщается. Но все же за этой информацией скрывается истинность, до поры нам неизвестная. Ниже я изложу свое понимание живого и неживого соотношения между фигурами-абстракциями, а сначала остановлюсь подробнее на статье Серебряное сечение А. Чернова [18], по-видимому, одной из последних попыток связать золотое сечение с живыми фигурами живым квадратом) посредством введения понятия серебряное сечение как отображение связи золотого числа Ф с числом . Начну с определения понятия серебряное сечение в [18]: серебряное сечение - это когда целое относится к меньшему отрезку как длина окружности к ее диаметру. Это очень красивое определение, напоминающее определение понятия золотая пропорция, страдает по меньшей мере двумя недостатками во- первых, длина окружности, которая неявным образом вводится как понятие целое, не является целым, те. большим отрезком, частью которого является меньший отрезок — диаметр во-вторых, они качественно несопоставимы по своим функциям (диаметр — всегда перпендикуляр к окружности, а потому несоразмерны, что и отражает их трансцендентное частное . К тому же, вышеприведенное определение есть трансформация более известной истины отношение длины одной окружности к ее диаметру всегда равно отношению длины другой окружности к своему диаметру. Пропорции тут не получается, да и решение у этого отношения единственное
(?), а не восемь, как у золотой пропорции. И все жене обращая внимания на эту неточность, следует отдать должное оригинальности подхода автора к проблеме, привлечению в качестве аргументации разнообразного, достаточно доказательного, материала — от Слова о полку Игореве» и стихотворений А.С.Пушкина до семицветия
И.Ньютона и плана церкви Успения XII века в Старой Ладоге. Последний является основными определяющим аргументом автора в доказательстве существования живого квадрата и серебряной пропорции. Поскольку на плане церкви Успения нанесены, как считает А. Чернов, размеры восьми саженей, являющихся исходной точкой в аргументации автора, посмотрим, какие можно сделать выводы из анализа
Рис. 14. План церкви Успения в Старой Ладоге. Мерный ангел живого квадрата на плане церкви Успения предлагаемого плана. Автор полагает, что древний зодчий нанес на план размеры восьми единственных эталонных (статичных) саженей, которыми пользовались новгородцы (напомню, что у Б.А. Рыбакова таких и тоже единственных саженей семьи сопровождает план 'вычислениями с точностью до миллиметров (которыми новгородцы не пользовались, доказывающими знание зодчими чисел и Ф. Приведу для наглядности эти вычисления
«КсВ — косая великая сажень — 2,484 м (диагональ квадрата со стороною
МХ).
СБ — сажень большая — 2,157 м (рост человека (?) с поднятой рукой. КН — косая новгородская по трости 2,005 м (уменьшенная на 4 мм диагональ квадрата со стороной ТК).
МХ — маховая, она же мерная — 1,756 м (размах рук. РС — ростовая сажень - 1,705 м. ТС - темная сажень - 1,589 м (диагональ полуквадрата со стороной ТК). ТК — тмутараканс-кая, она же малая — 1,421 м (два шага (?) или от основания шеи до земли (?). (Знак вопроса поставлен мной — А. Ч)

КсЧВЕ и ТНОК — квадраты
АГВЕ — живой квадрат
АГ : РС = Ф : = 1,03... Если 4 : = 5 : МХ, то МХ =
5 : 4,
(2МХ + КН) : МХ = . Отношение парных саженей

МХ : ТК = 5 - 1 ; СБ : РС = Ф :
2
+ 1 ; 2) ;
КсВ : КН = 2 : ( - 2); СЧ : ТС = 5 - 1 . Эти вычисления легко производить, оперируя метрическими размерами саженей и используя знания современных вычислительных методов. Если же вспомнить, что метричность в XII в. отсутствовала и зодчий тех времен никогда ничего не измеряли тем более арифметически не делил (самые просвещенные умели делить табличными методами целые числа на целые, оперируя целыми отрезками саженей, величиной до вершка, то все построения автора становятся сомнительными. Вершки для проведения проделанных выше расчетов совершенно не подходят. Однако метод, который применяет зодчий, практически повторяет построение рассмотренных выше «вавилонов» Б. А. Рыбакова. Следует отметить, что важнейшим аргументом автора в доказательстве существования живого квадрата является наличие на схеме линии АГ, уменьшающей длину стороны КсЕ квадрата КсЧВЕ примерно на 3%. Эти 3% и составляют разницу между длиной маховой сажени и ростовой сажени. На них же в среднем отличается размах рук человека от его роста. И именно они, по мнению автора, способствуют образованию живого квадрата АГВЕ. Но какова роль живого квадрата на этой схеме И для чего он вообще предназначался, как и вся схема Остается неясным. Я полагаю, что перед нами наглядное пособие. Разбивочный чертеж, выполненный применительно к некоторым саженям или их элементам, который демонстрировал ученикам зодчего простейший способ перехода от симметричной прямоугольной формы к асимметричной косоугольной посредством применения прямоугольных треугольников. Об этом говорит линия СГ, которая, если следовать логике автора, должна быть девятой сажепью, но является элементом прямого угла БГС. Об этом свидетельствует прямая БГ, которую можно было бы посчитать за половину сажени. Об этом свидетельствует смещение на плане конструктивных элементов относительно общепринятого центра симметрии СБ. Фигура ангела является не только некоторым эталоном построения саженей, но и как бы показывает, что асимметричное построение плана не нарушает соразмерности всего сооружения и даже облагораживает его.
И вот здесь-то встает вопрос Зачем зодчему портить красивое симметричное сооружение приданием ему асимметричной формы Чего он добивался асимметрией И что поразительно, неон один.
А.Чернов правильно отметил, что КсЧВЕ является квадратом, а АГВЕ — живым квадратом (ниже это будет рассмотрено подробнее, ноне придал значения тому, что, вводя асимметрию между квадратом и живым квадратом правая стена храма сдвинута относительно левой именно на их разницу, зодчий дополнительно превращал внутренний объем церкви из холодного неподвижного (неживого) в теплое живое. Он вводил в неподвижные конструкции элемент движения человеческого восприятия (и не только зрительного, тем самым оживляя и усиливая их. Человек, находящийся в любой точке внутри такой конструкции, не замечает асимметрии, она как бы растворяется в объеме, но чувствует, созерцая помещение, некоторое движение объема, его постоянное изменение, как бы дыхание. И это полуинтуитивное воздействие успокаивает его, создает душевный уют и тем приближает его к Богу. Что касается саженей, тона плане отображены, с точностью до полвершка, те. практически без нарушения соразмерности, две группы саженей. Запишем их в сопоставлении с саженями из матрицы 2 (первая строка сопоставления
2,176; 1,76; 1,442; 2,440; 1,974; 1,597;
2,157; 1,756; 1,421; 2,484; 2,005; 1,589;
1,963. Совпадение для соразмерных, но несоизмеримых безэталонных, инструментов просто поразительное. Разница только в двух случаях превышает 2 см. И только одна ростовая сажень выпадает из этого ряда. Если же взять вершок маховой сажени 0,055 ми отнять от сажени народной 1,76 м, то получим точный размер так называемой ростовой сажени 1,705 м. Не так ли была получена данная сажень Или это снова очередное совпадение Но вернемся к живым фигурам. Проведем на листе линию 1 и попросим несколько человек определить ее длину без применения измерительного инструмента (рис. 15). В зависимости от тренированности человека ошибка в определении длины в среднем будет находиться в пределах 1,5-10%. Проведем недалеко от нее другую линию примерно на 3-5% длиннее первой и попросим тех же людей определить, которая из линий длиннее. Большинство правильно определят линию большей длины, хотя могут оказаться и такие, для которых линии будут иметь одинаковые длины.
Рис. К определению длин
Теперь можно, изменив фон, окружающий линию 2 (например, множеством параллельных штрихов вокруг нее, создать впечатление, что ее длина изменилась, и количество ошибок при определении большей длины возрастет. И хотя собственная длина линий не изменилась, большинство из созерцающих будут констатировать кажущееся изменение длины той из них, у которой меняется окружающий фон. Таким образом неподвижные линии постоянной длины становятся как бы движущимися, изменяющими на изменяющемся фоне свою длину, и изменение это будет четко фиксироваться в пределах 1,5-4,5% от их длины. А это, вероятно, и есть те параметры, которые характеризуют живые фигуры и которые неоднократно встречаются в строительных композициях. Исходя из этих соображений попробую дать определение живому квадрату Живой квадрат — это та переходная граница, которая отделяет восприятие квадрата от прямоуголъпика. Точнее, это такая фигура, которая еще не квадратно и, уже не прямоугольник. Живой квадрат имеет как бы подвижные грани, движение, а следовательно, живет. Живое - это, подвижное. Неживое — неизменное, статичное. Живое - это процесс А процесс символизируют древние сажени. Вот мы снова вернулись к ним. Тем более, что ранее было опущено рассмотрение раздвоения саженей на 6 частей, тогда как в старину чаще делили на 7. Чем же было вызвано нарушение традиций Возьмем, например, туже казенную сажень и разложим поэлементно сажень
— см, полсажени — см, локоть — см, пядь — 27, 2 см, полпяди — 13, 6 см, вершок — 6,8 см. Все. Сложим их за исключением сажени
108,8 + 54,4 + 27,2 + 13,6 + 6,8 = 210,8 см. Для получения полной длины сажени не хватает ровно одного вершка. А вершок это 1/32 часть сажени
6,8 : 217,6 х 100 = 3,125% .
Таким образом, длина вершка составляет 3,125% от длины сажени. Округленно те же самые 3%, которые образуют живой квадрат церкви Успения и на которые размах рук человека больше его высоты. Случайно ли это совпадение или перед нами потаенный седьмой вершок Вершок, свидетельствующий, что сажень есть процесса не инструмент для измерения. И не потому ли, что он составляет 3% сажени, на нем заканчивается раздвоение саженей Но, возможно, иное. Добавление к сажени вершка приводит к такому ее наращиванию, которое зрительно воспринимается как начало изменения длины сажени. Добавление второго вершка фиксируется уже как переход сажени к другому размеру. Отсюда можно предположить, что изменение длины сажени в сторону увеличения или уменьшения на полвершка не оказывает существенного влияния на ее соразмерность другим саженями в тоже время становится началом изменения стандарта сажени или фигуры. Это обстоятельство позволяло древним строителям работать с деревянными саженями, концы которых очень быстро истираются. Да и на плане церкви Успения, быть может, отложены именно поработавшие сажени, а более вероятно — сумма вершков различных саженей. По предположению А.А. Пилецкого [10], вершок является модулем зрительного отличия самой сажени от ее интуитивно воспринимаемой длины. Модулем соблюдения соразмерности инструментов, расплывчатой границей перехода неживой фигуры в живую. Здесь к месту привести еще одну из особенностей применения на Руси древних саженей. Разбивку объекта сих помощью проводили так, что длина замерялась одной саженью, ширина — другой, высота — третьей, внутренняя планировка — четвертой. И каждый размер вмещал в себя целое число саженей или их элементов. Чем обусловливалась такая методика и что она обеспечивала, пока неизвестно. Нов качестве некоторого намека на объяснение можно рассмотреть соразмерность двух прямоугольных треугольников ранее построенного золотого треугольника с фиксированными сторонами абс и священного египетского треугольника со сторонами абс. Какие обстоятельства способствовали освящению треугольника 3:4:5, неизвестно тоже, нона интуитивном уровне чувствуется, что между ними есть какая-то противоположная общность, какая то-связь, обусловливающая некоторый антагонизм в существовании холодных чисел золотого треугольника и веселых, теплых чисел священного. Еще развернемся к матрице А.А. Пилецкого. Она записана в форме, определяющей взаимосвязь системы саженей и их элементов. Но, как показано в [19], основой этой матрицы является русская матрица,
построенная на системе восходящих и нисходящих ветвей золотого ряда. Приведу фрагмент русской матрицы (матрица 12). Отмечу, что центр фрагмента матрицы 12 занимает базисная единица 1 (те. число, качественно отличающееся от всех других чисел матрицы, а по диагонали от нее слева направо снизу вверх идет восходящая ветвь золотой пропорции. По той же диагонали от базисной единица 1 вниз идет нисходящий ряд той же пропорции. Диагональ, проходящая через базисную единицу 1 слева направо снизу вверх, называется главной диагональю. По вертикали вверх от базисной единица 1 ряд чисел удваивается, а вниз раздваивается. Это свойство матрицы и отображает принцип разделения древних саженей на элементы. Обратим внимание на то, что главная диагональ пересекает вертикальный ряд чисел под углом 45°, образуя вместе с другой диагональю, вертикальными горизонтальным рядами фигуру двойного креста (выделен на матрице 12 серым цветом. Базисная же единица 1, является, по-видимому, отправной величиной, например в древнеегипетском каноне. Числа 10, 100, 1000, ...,91,
991, 9991, ... становятся для них базисными, те. качественно отличными от других рядовых иррациональных чисел в тех структурах, в которых они проявляются. Первая цифра по главной диагонали вверх от базисной единицы в = Ф — золотое число. Числа a и сна этой диагонали отсутствуют. Однако, как показано выше, они связаны с числом Ф пропорцией а = b
3
= Ф = с
2
(см. раздел Элементы золотых пропорций) и потому являются элементами одной последовательности, не входящей вряд главной диагонали. Эта последовательность и становится, видимо, эталоном измерения параметров геометрической фигуры (в данном случае золотого треугольника, не изменяющей внутренних пропорций элементов при степенном изменении каждого параметра. Другими словами, каждый параметр золотого треугольника есть величина, образованная каким-то одним, общим для всех, статичным числом — эталоном. И длина каждого параметра по модулю равна эталону, возведенному в некоторую степень. Например, параметры золотого треугольника могут быть образованы числом-эталоном 1,04929... . Тогда 1.049 5
= 1,272 — один катет треугольника, 1,049 10
= 1,618 — другой катет и 1,049 15
= 2,058 — его гипотенуза. Матрица 12

15,11 12,22 9,888 8,000 6,472 5,236 4,236 7,554 6,111 4,944 4,000 3,236 2,618 2,118 3,777 3,056 2,472 2,000 1,618 1,309 1,059 1,888 1,528 1,236 1,000 0,809 0,654 0,529 0,944 0,764 0,618 0,500 0,404 0,327 0,264 0,472 0,382 0,309 0,250 0,202 0,164 0,132

0,236 0,191 0,154 0,125 0,101 0,082 0,066 Таким образом, основным отличием неживых фигур от живых становится соразмерность образующих их параметров какому-то неявному эталонному рациональному или иррациональному размеру. Живой является такая фигура, параметры которой несоразмерны никаким явным или скрытым эталонам Учитывая данное обстоятельство, сопоставим в абсолютных значениях, насколько ив чем отличаются друг от друга золотой и священный египетский треугольники, приведя сначала к единому базису модуль их малого катета. Для этого все модули сторон разделим на величину их малого катета Золотой треугольник Египетский священный треугольника с =1,666... Приведение к единому размеру египетского треугольника показывает, что его больший катет и гипотенуза представляют бесконечную рациональную дробь, округленную до целых чисел 3,9999... = 4, 4,99199... = 5. Такие же стороны золотого треугольника тоже представляют бесконечную, но иррациональную дробь. Стороны этих двух треугольников имеют между собой некоторое математическое родство. Но если в золотом треугольнике между модулями большого катета и гипотенузой имеется степенная зависимость, тов египетском такая зависимость отсутствует, а следовательно, отсутствует и единый степенной эталон измерения параметров каждой из сторон. Определим, насколько отличаются синусы углов
1
и : sin
0,618
---
---
=
------
-
= 1,03
sin
1 0,6 Оказывается, что синусы углов данных треугольников различаются нате жена которые отличается живой квадрат от неживого, нов меньшую сторону для египетского треугольника. А это и есть свидетельство его принадлежности живым фигурам. И хотя египетский живой (и, по-видимому, поэтому священный) треугольник образуется умножением всех сторон треугольника авс на 3 и округлением до
целых чисел, соразмерных метру, эти операции не отражаются на пропорциях его сторон и не приводят к появлению эталонного размера. Между тем использование в проектировании фигур стандартного метра в качестве единого измерительного инструмента для определения начальных параметров объектов способствует неявному появлению в этих параметрах эталонных размеров, а следовательно, и превращения образованных ими фигура вместе сними и будущих объектов, в неживые, вредные для проживания людей объекты. Нельзя исключить также, что эталонные размеры образуются не только как степенные величины, но и как интегрированные единичные элементы длины. Видимо, по этой причине древние зодчие и проектировали различные параметры сооружений каждый своей мерой — саженью, поскольку, как было показано ранее, сажени несовместимы ни с каким эталоном длины. А потому при соизмерениях саженями никогда не образуют ни явных, ни неявных эталонных величин. И надо согласиться с А.Черновым [18]: Метр — гениальное изобретение, но он годится только для измерения уже найденных пропорций. Не больше. И добавить Проектировать и строить на основе метра нельзя ЛОГИКА ДРЕВНИХ САЖЕНЕЙ Выше упоминалось, что в Древней Руси имело хождение множество соизмерительных инструментов — саженей. Вот уже почти два столетия ученые пытаются привести это множество к минимальному количеству типоразмеров и пока безуспешно. И эти неудачи неслучайны. Во всех работах по системам мер сажени рассматриваются только как измерительные инструменты, имеющие строго определенную длину и единственный способ применения — измерение. По сформулированной за два столетия метром логике измерительный инструмент должен с большой точностью делиться на некоторое количество одинаковых мерных единиц, обычно кратных круглому числу. Например, метр делится на 10 дециметров, дециметр делится на 10 сантиметров и т.д. Сам по себе метр является стандартной величиной, десятимиллионной долей от одной четверти парижского меридиана, и получение его эталонной длины — достаточно сложная, продолжительная и дорогостоящая операция. А потому раз полученный эталонный отрезок в виде выверенного платинового стержня уже почти 200 лет хранится в футляре при постоянной температуре, давлении и влажности. И даже в этих условиях требуется уточнение его длины. Возникают вопросы А какими же методами производилось хранение измерительных инструментов в древности Имеет ли смысл говорить об их точности И не является ли требование точного измерения длины саженей
логическим отголоском привычного использования стандартной единицы длины — метра Ведь хранение это длилось тысячи лет со времен Древнего Египта, если не ранее [19]. К тому же никаких эталонов не найдено. Требовать от таких инструментов точности при отсутствии даже намеков на эталоны не приходится. И тем не менее. Сооружения как Древней Руси, таки Древнего Египта своей соразмерностью, пропорциональностью и эстетической красотой, предназначенностью для облагораживающего воздействия на людей намного превосходят типовые и не типовые коробки XIX и XX вв. — детища очень точного стандартного метра. Эта соразмерность и эстетическая красота сооружений — следствие особой, подвижной функции взаимосвязанного комплекса древнерусских саженей, заключающаяся в том, что их основное назначение — соизмерение, а потому они — не статические линейки, а остановленные длиною продолжающиеся динамические процессы. Переведенные по длине, для облегчения пользования, в привычные для нас сантиметры, сажени, тем не менее, не обладают настоящими длинами. Сажени не являются измерительным инструментом и потому сами не имеют длины, хотя и применяются иногда для измерения. Как и тела не имеют размерности, таки сажени не обладают метричностью. Сажени — инструмент соизмерения, инструмент пропорционирования, поэтому их метрический модуль является бесконечным иррациональным числом, округленным до го знака А их диагональ слева направо снизу вверх есть нечто иное как ряд золотой пропорции. В матрице А.А. Пилецкого сажени по этой причине являются абстрактным выражением бесконечного процесса, приняв-У шего форму конечных отрезков. Каждая сажень имеет как бы, свою внутреннюю единицу измерения длины, нам неизвестную, отличную от всех остальных длин, и обусловленную собственным процессом молекулярного деления Фактически каждая сажень является одним из тех иррациональных
отрезков-процессов, которые получаются делением отрезка любой длины в крайнем и среднем отношениях. Складывая или деля сажени, мы складываем или делим не отрезки длины, а процессы, бесконечности, а результаты деления или сложения как бы представляем целыми и неделимыми (?) отрезками. И потому вновь образовавшийся отрезок не является частью какого-то процесса, а представляет собой целое как новый самостоятельный процесс. В этом заключается основное качественное отличие саженей от метра. Метр — статическая измерительная единица, эталон, предназначенный для сопоставления с собой всех измеряемых тел. Сажень — соиз-мерителъный
процесс, обусловливающий нахождение соразмерности частей тел процессу, а следовательно, и самому телу. Метр фиксирует существующие пропорции, умертвляя их статичностью. Сажень соразмеряет пропорции процессом, оживляя их. Ибо все, что движется, соразмеренно живет Именно соразмерность определяет принципы разделения саженей на элементы. Являясь отрезком-процессом бесконечной длины, не отмеряемым ник одному, ник другому концу, сажень не может быть измерена никаким мерным инструментом Отрезок, имеющий один конец на бесконечности, обладает и другим концом, уходящим в бесконечность. И хотя для нас, для внешней системы, каждый из его концов конечен, и мы его определяем как конечный внешний измерительный инструмент, он остается для себя системой бесконечной, двигаясь в которой (если допустить, что нам в эту систему удалось попасть) от одного конца к другому никогда не дойти. Разделить такой отрезок на две конечные части или отрезать от него, в его системе, отрезок конечной длины невозможно, ибо для такого отрезка не существует соизмеримого и неизменного эталонного элемента, кратного всему отрезку. Да и две разновеликие половинки — результат осуществленного разделения сразу же изменят свои внутренние параметры К тому же, как показывает деление в крайнем и среднем отношения, отрезок иррациональной длины не имеет места, находящегося точно по его центру, и деление его на 2 обусловливает появление двух иррациональных, как бы сопоставимых, ноне соизмеримых по мерности отрезков-процессов. А потому деление древних сажений-процессов возможно только на 2. Раздвоение саженей или их элементов приводит к появлению в качестве остатков только двух «бесконечно-конечных» длин. Растроение сажени, деление ее на 3, 5, 6, и т.д. частей невозможно, ибо создает условия для появления между бесконечными отрезками отрезков конечных, соизмеримых некоторому мерному инструменту, ноне соразмерных, а следовательно, не являющихся процессами и непригодных для соизмерения. Округление иррациональных раздвоенных отрезков в любых измерениях скрывает движение Иррациональные числа, по С.Громову, — незавершенные числа, как бы требующие постоянного довычисления», а потому динамические числа, и свойства их определяются динамической геометрией, представление о которой только начинают складываться в современной науке [9]. Кратко они сводятся к следующему. В отличие от статической геометрии, в которой точка — геометрический объект, лишенный протяженности, а прямая, имея один ранг сточкой, представляет собой как бы слившиеся в длину точки и потому завершается с
каждой стороны конечной точкой, в геометрии динамической точка есть сфера одного ранга, не имеющая центра, те имеющая радиус бесконечной длины, а прямая — слившиеся в одну цепочку точки другого, меньшего ранга. И завершается такая динамическая прямая пересечением границы предыдущей по рангу сферы-точки и устремлением по радиусу к ее отсутствующему центру, те. в бесконечность Деление динамического отрезка сопровождается изменением вместе деления ранга концевых точек и превращением их в точки большего ранга, те. процессом движения по радиусу новых концов в бесконечность. Сложение вновь полученных, бесконечных отрезков не образует единого сдвоенного, как в статической геометрии, отрезка, а приводит к возникновению как бы составного, через точку другого ранга, отрезка. Так, диаметр любой окружности в динамической геометрии состоит, а не слагается, из двух бесконечных радиусов несоизмеримых с длиной образуемой ими окружности Несоизмеримость проявляется всегда в виде трансцендентного числа при делении окружности на составной диаметр или на удвоенный радиус. Удвоение и есть составление двух бесконечностей в одну Эти процессы удвоения-раздвоения динамической геометрии положены, по- видимому, некоторой цивилизацией в основу системы древних саженей. Они определяют первую особенность изменения мерности соразмерных инструментов — получение отрезков меньшей длины последовательным делением их на 2. В матрице А.А. Пилецкого эта последовательность деления отображена рядом нисходящих под численной величиной каждой сажени чисел, образуемых последовательным делением ее на 2. Количество этих чисел, включая саму сажень, равно 6. Как было показано, они имеют следующие названия сажень, полсажени, четверть сажени — локоть, восьмая часть сажени — поллоктя — пядь, шестнадцатая часть — полпяди или два вершка, или пясть, и тридцать вторая часть сажени — вершок или полпясти. На вершке раздвоение заканчивается, хотя могло бы, как предполагал А.А.
Пилецкий, и продолжаться бесконечно. Вершок является завершающим элементом, соразмерности. Он приобретает два функциональных назначения с одной стороны, осуществляя функции соразмерности, ас другой, являясь измерительным инструментом. Он единственный среди элементов сажени может делиться на любое число, образуя измерительное частное, прибавление которого к любому элементу сажени превращает этот элемент из соизмерительного в измерительный, те. меняет его статус и качество с динамического на статическое, что делает невозможным участие его частей в процессе соизмерения Ниже я попробую разобраться, чем обусловлено измерительное качество вершка, а пока отмечу, что существование шести раздвоенных элементов одной сажени является второй особенностью комплекса древних саженей.
Третья особенность заключается в существовании взаимосвязи элементов каждой сажени матрицы 3 с элементами всех остальных саженей. Следствием данных взаимосвязей становится свойство матричной вязи [19], позволяющее находить посредством четырех действий арифметики, ив первую очередь сложения и вычитания, по элементам двух различных саженей элементы всех остальных саженей. Простейшей из операций матричной вязи является правило сложения и вычитания Фибонначи: сумма двух последовательных чисел по диагонали слева направо снизу вверх равна верхнему числу. Например, возьмем локоть казенный 54,4 см, сложим его с полсаженью народной 88,0 см и получим малую сажень 142,4 см. Правило сложения Фибонначи, как и матричная вязь матрицы 11, базируется на пропорциональности двух любых чисел диагоналей слева направо снизу вверх золотому числу Ф. Четвертую особенность можно показать на примере совместного анализа трех ранее рассмотренных саженей найденную Б.А. Рыбаковым — московскую, предлагаемую А. Черновым — новгородскую и наиболее полную систему — А.А. Пилецкого. Сведем их в одну таблицу 7 и выясним, чем они отличаются кроме длины Таблица 7 Номера строк Пропорции А.А. Пилецкого
1 258,4 2
244,0 197,4 159,7 3
284,8 230,4 186,4 150,8 4
217,6 176,0 142,4 5
134,5 Пропорции Б.А. Рыбакова
1
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей