Главная страница

Ббк 88. 4 К26 к 26 Карпова С. И., Мамаева В. В


Скачать 4.73 Mb.
НазваниеБбк 88. 4 К26 к 26 Карпова С. И., Мамаева В. В
АнкорKarpova_Razvitie_rechi_i_poznavatelnykh_sposobno.doc
Дата22.09.2017
Размер4.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKarpova_Razvitie_rechi_i_poznavatelnykh_sposobno.doc
ТипДокументы
#17078
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4






ББК 88.4

К26

К 26 Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познаватель­ных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфе­ра, 2008.—143 с.

ISBN5-9268-0747-6

Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным роди­телям. Может быть использовано в работе логопедами, психолога­ми, воспитателями, гувернерами.

© С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008

© Издательство «Речь», 2008

© П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,

иллюстрации, 2008
I8ВN 5-9268-0747-6 © И.А, Могутова, обложка, 2008

С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.

ОТ АВТОРОВ

Развитие интеллекта ребен­ка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внима­ние, память, мышление, речь, зри­тельно-моторная координация. И какая из перечисленных состав­ляющих интеллектуального раз­вития является первоочередной и наиболее важной, определить не­возможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в разви­тии, время от времени уступая первенство друг другу.

Судите сами: что важнее?

Речь. Любая деятельность че­ловека требует не только понима­ния им слов родного языка, но и употребления их в речи (расшире­ние и активизация словарного за­паса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложе­ния согласно законам родного язы­ка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие граммати­ческого стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказы­вать (развитие связной речи).

Восприятие. Является «зер­калом», отражающим действи­тельность в нашем сознании. В основе восприятия лежит актив­ный поиск признаков, необходи­мых для формирования образа предметов.

Внимание. Невозможно себе представить, что какая-либо за­дача может быть решена, если человек не умеет сосредотачи­ваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переклю­чаться с одного вида деятельнос­ти на другой.

Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраня­ется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что об­раз воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, пе­рерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.

Мышление. «Процессор» на­шего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятель­ности человека, в которой не уча­ствовали бы анализ или синтез, классификация или системати­зация, сравнение или абстраги­рование информации.

Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.

Думаем, вы не смогли ответить , на этот вопрос. Просто отве­та па него нет!

А если все составляющие ин­теллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?

По данным современных пси­хологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет на­чинается интенсивное формиро­вание и развитие навыков и уме­ний, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выра­жено «чутье ребенка к языку».

Время возникновения и наибольшей выраженности предпо­сылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и пример­но определено возрастными вре­менными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начи­нать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп разви­тия которых индивидуален и от­стает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забега­ет вперед развития и ведет разви­тие за собой» (Л. С. Выготский).

Наша книга предлагает «кол­лекцию» развивающих заданий для дошкольников 4

5 лет. Мы по­старались подобрать разнообраз­ный и увлекательный материал для детей, а также систематизи­ровали его для удобства взрослых.

Как заниматься с ребенком?

© Дорогие взрослые, помни­те, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и раз­вивающий характер.

© Главное при работе с посо­бием — не сумма освоенных ре­бенком знаний, а развитие у него желания учиться.

© Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет занимать­ся, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.

© Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отме­чайте только его собственные ус­пехи и достижения.

© Задания в пособии распре­делены по темам. На освоение ма­териала одной темы отводится одна неделя. © Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкрет­ный временной отрезок, напри­мер, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.

© Если ребенок легко справ­ляется с заданиями, можно дви­гаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следую­щем пункте.

© Следует помнить, что про­должительность одного занятия не должна превышать 15-20 ми­нут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одно­го занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких заня­тия с обязательным интервалом не менее 15 минут.

© Для каждого занятия сле­дует подбирать задания как в ус­тной форме, так и на рабочих ли­стах.

© Желательно задания на ра­бочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где пре­дусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предло­жить ребенку повторить задание при неуспешном первичном ре­шении.

© Обратите внимание на коррекционно-развивающую на­правленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упраж­нения для развития внимания, связной речи и зрительно-мотор­ной координации.

© Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать ин­дивидуальный комплекс упраж­нений для ребенка, учитывая осо­бенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.

© В начале занятия для обес­печения положительного настроя лучше предлагать те типы уп­ражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над преды­дущими темами.

© Не забывайте повторять задания из предыдущего матери­ала, если их выполнение вызыва­ло трудности у ребенка.

© В начале каждой лексиче­ской темы предлагается темати­ческий словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По жела­нию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.

© Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выпол­няйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыду­щем материале.

© Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до :следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.

Использование пособия в коррекционной работе

В настоящее время увеличи­вается число детей с нарушени­ями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже до­статочно достоверно ставят де­тям 4-5-летнего возраста.

Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, харак­теризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой струк­туры, фонематического восприя­тия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблю­дается недостаток слов-призна­ков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заме­нам одних слов другими. Это за­метно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются про­стыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Во многом успешность рече­вого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышле­ния затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недоста­точность анализа и синтеза отри­цательно сказывается на разви­тии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприя­тие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина [15] выделяет нарушение внимания как одну из причин возникнове­ния общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие вни­мания и памяти положительно сказывается на коррекции рече­вого недоразвития. Все это свиде­тельствует о необходимости про­ведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по раз­витию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышле­ния и внимания.

Использование данного посо­бия в работе логопеда позволит: 1) насытить логопедические занятия общеразвивающим мате­риалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способ­ность к концентрации, распреде­лению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и раз­витие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классифи­кации, конкретизации и абстрак­ции);

2) обеспечить соответствие ра­боты комплексно-игровому мето­ду, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждени­ях (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофи­зическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потен­циальные возможности детей);

3) поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы - использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации логопеда) будет способ­ствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации сло­варного запаса дошкольника (единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками, преем­ственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспи­тательной работы - это залог ус­пеха логопедической работы);

4) облегчить работу специали­стов в подборе материала для ре­комендуемой родителям работы дома — возможно использование данного пособия родителями по заданию логопеда.

Надеемся, что наша книга бу­дет полезна и интересна вашим детям, удобна вам, уважаемые педагоги и родители!

С пожеланиями успехов, учитель-логопед С. И. Карпова,

педагог-психолог В. В. Мамаева. ГДОУ №94

Невского района Санкт -Петербурга.




ИГРУШКИ

Тематический словарь

Барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, иг­рушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупс, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.
Выучи стихотворение

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.
Назови ласково

Игрушка — игрушечка.

Кукла —...

Мяч—...

Скакалка—...

Пупс —...
Сосчитай до пяти

Один кубик — два кубика...

Одна машинка —...

Одна пирамида —...

Один совочек —...
Один — много

Мяч — много мячей.

Кукла — ...

Шар—...

Кольцо —...

Лопатка —...
Какое слово самое длинное?

Мячик, шар, игрушка.

Кукла, скакалка, кубик.
Закончи предложение

В детской коляске лежала...

Ребята сделали постройку из...

У меня в руках был воздуш­ный...
Исправь ошибку

Большая мячик.

Красивое кукла.

Мягкая игрушки.
Что не так?

Дети не любят играть в иг­рушки.

Игрушки надо ломать, а не бе­речь.

Девочки не любят играть в куклы.
Какое слово отличается от других?

Игрушка, игрушка, лягушка, игрушка.

Кубик, зубик, кубик, кубик.

Платочек, совочек, совочек, совочек.

Юла, юла, юла, пила.

Какое слово самое короткое?

Мяч, лопатка, машина.

Куколка, шар, коляска.
Что лишнее?

Мяч, кубик, пирамида, банан.

Кукла, юла, телевизор, совок.
Скажи наоборот

Большой — маленький.

Высокая — ...

Широкий—...
Рис. 1. Какая игрушка находится в подарочной коробке?



Рис. 2. Что лишнее? Почему?



Рис. 3. Найди двух одинаковых клоунов.




Рис. 4. Обведи по точкам. Раскрась.



Рис. 5. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
Эти чудо -кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все с начала начинаю.

(Конструктор)
Что все это значит?

Девочка, а не плачет.

Спать уложишь до утра.-

Будет спать и день и два.

(Кукла)
Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день.

(Юла)

ОСЕНЬ

Тематический словарь

Безветрие, ветер, ветрено, грязь, деревья, дождливо, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, зонт, косой, листва, листопад, листья, мокро, мокрый, моросить, моросящий, наступать, но­ябрь, ноябрьский, октябрь, октябрьский, осенний, осень, пасмур­но, пасмурный, погода, поздняя, похолодание, проливной, ранняя, сентябрь, сентябрьский, серые, слякоть, срывать, сухой, сыро, трава, туча, холодно, холодный.
Выучи стихотворение

Осень, осень к нам пришла

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!
Назови ласково

Дождь — дождик.

Лужа —...

Ветер— ...

Солнце—
Сосчитай до пяти

Один зонтик — два зонтика

Одно облако —...

Одна лужа —...
Один – много

Зонт — много зонтов.

Облако—...

Туча —...

Лужа —...

Листик —..
Закончи предложение

Осенью часто идут...

Первого сентября дети идут в...
Какое слово самое длинное?

Лужа, ветер, сыро, пасмурно.

Туча, погода, зонт, осень.
Исправь ошибку

Большая зонт.

Осенние месяц.

Яркий солнце.
Что не так?

Сентябрь — это летний месяц.

Весной листья желтеют и опа­дают.
Какое слово отличается от других?

Лужа, лужа, стужа, лужа.

Туча, куча, туча, туча.

Трава, дрова, трава, трава.
Что лишнее?

Сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.

Зима, весна, вторник, лето.
Подбери признак/действие

Ветер (какой?) — сильный...

Погода (какал?) —...
Скажи наоборот

Тепло — холодно.

Мокро—...

Много— ...
Что общего и чем отличаются друг от друга?

Осень и весна.

Лужа и озеро.
Подбери обобщающее слово

Сентябрь, октябрь и ноябрь — это осенние...
Рис. 6. Соедини листочки, начиная с самого маленького до самого большого.






Рис. 7. Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень.


Рис. 8. С какого дерева упали листья? Покажи стрелочками


Рис. 9. Обведи и раскрась





Рис. 10. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки
Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Собрались все в стайки... (птицы)
Слезки капают из тучи —

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам... (дождик )
Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под… (зонт)

ОВОЩИ

Тематический словарь: Баклажан, бобы, большой, вскапывать, выкапывать, выращи­вать, вырезать, горох, гороховый, горький, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать, кочан, крепкий, круглый, крупный, лук, маленький, мелкий, морковь, овощи, овощной, огурец, патис­сон, пересаживать, перец, петрушка, поливать, полоть, помидор, рассаживать, расти, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, сочный, срезать, срывать, стручок, тыква, удобрять, укроп урожай, урожайный, фасоль, хрустящий, чеснок
Выучи стихотворение

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкус­ный.
Назови ласково

Огурец — огурчик.

Помидор —...

Морковь — ...

Укроп— ...

Картошка— ...
Сосчитай до пяти

Один помидор — два поми­дорчика...

Одна морковь —...

Один кабачок —...

Одно растение —
Один — много

Растение — много растений.

Помидор—...

Огурец— ...

Баклажан — ...

Грядка — ...
Закончи предложение

Пюре можно сделать из...

Овощной салат делают из огурцов и...

Мы поливаем грядку из...
Какое слово самое длинное?

Лук, томат, помидор, бобы.

Кабачок, перец, лук, чеснок.
Исправь ошибку

Сладкая помидор.

Крупное кабачок.

Красные свекла.

Перекапывать грядка
Что не так?

Огурец, помидор и карто­фель — это ягоды.

Кукуруза красного цвета.

Из лука варят вкусное ва­ренье.

Зимой мы сажаем карто­фель.
Какое слово отличается от других?

Лук, лук, плуг, лук.

Петрушка, петрушка, пет­рушка, ватрушка.

Салат, салат, халат, салат.
Подбери признак/действие

Помидор (какой?) — крас­ный...

Картофель (какой?) — ...

Свекла (какал?) —...
Что лишнее?

Огурец, репа, малина, карто­фель.

Лук, редис, помидор, гриб.

Сажать, поливать, пропалы­вать, стирать.
Скажи наоборот

Мелкий — крупный.

Сладкий —...

Длинный—...
Что общего и чем отличают­ся друг от друга?

Помидор и огурец.

Поле и грядка.

Картофель и морковь.
Подбери обобщающее слово

Помидор, огурец и свекла — это...




Рис. 11. Какие овощи «спрятал» художник? Найди их и раскрась.


Рис. 12. Проведи стрелочки от овощей продолговатой формы к подносу, а от овощей круглой формы к тарелке?




Рис. 13. Что лишнее? Почему



Рис. 14. Заштрихуй по образцу.

Рис. 15. Отгадай загадки.

Раскрась картинки-отгадки.

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост.

{Морковь)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки. V

(Горох)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу…

(лук)
ФРУКТЫ
Тематический словарь

Абрикос, абрикосовый, ананас, ананасовый, апельсин, апельси­новый, аромат, ароматный, банан, варенье, вишня, вишневый, вкус, вкусно, вкусный, груша, джем, зреть, киви, косточка, кожу­ра, лимон, лимонный, мандарин, наливаться, нежный, отцве­тать, плод, повидло, расти, сад, садовый, сахарный, сироп, слива, созревать, сок, сочный, фрукт, фруктовый, хурма, цвести, че­решня, яблоко, яблоня, яблочный.
Выучи стихотворение

Три яблока из сада ежик при­тащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в та­релке.
Назови ласково

Яблоко — яблочко.

Груша — ...

Апельсин — ...

Мандарин—...

Абрикос —...
Сосчитай до пяти

Один апельсин — два апель­сина...

Одно яблоко —...

Один персик — ...
Исправь ошибку

Спелая фрукт.

Зеленый яблоко.

Желтая лимон.
Один — много

Фрукт — много фруктов.

Яблоко— ...

Ананас — ...

Банан — ...
Закончи предложение

Мама сварила яблочное...

Я люблю апельсиновый...

Варенье, компот и повидло варят из...
Какое слово самое длинное?

Груша, сок, апельсин, джем.

Фрукт, лимон, желе, манда­рины.

Слива, джем, сад, абрикосы.
Что не так?

На яблоне выросли груши.

Апельсины и мандарины — это овощи.

Мама сварила картофельное повидло.
Что лишнее?

Огурец, яблоко, слива, груша.

Ананас, гриб, фрукт, манда­рин.

Лимон, абрикос, помидор, апельсин.
Подбери обобщающее слово

Апельсины, яблоки и гру­ши — это...
Рис. 16. Что перепутал художник?

Рис. 17. Что сначала, что потом?



Рис. 18. Помоги повару приготовить борщ и компот. Покажи стре­лочками, какие овощи и фрукты для этого нужны.

Рис. 19. Обведи и раскрась.



Рис. 20. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.
Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

Но на вкус кислейший он,

Называется...

(лимон).
С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

В нем полезный витамин —

Это спелый...

(апельсин).
Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

А зовут его...

(банан).

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

Тематический словарь

Багряный, береза, березовый, боярышник, ветка, вечнозеленые, вянуть, деревья, дуб, дубовый, ель, еловая, желтеть, желтый, золотая, ива, каштан, клен, кленовый, кора, корень, краснеть, красный, крона, куст, кустарник, липа, липовый, лист, лиственница, лиственные, листопад, облетать, облетевшая, опадать, осина, осиновый, падать, пожухнуть, разноцветная, раскидис­тый, рябина, рябиновый, сосна, сосновая, срывать, ствол, сук, тополь, тополиный, ясень.
Выучи стихотворение

Листья осенние тихо кружатся

Листья под ноги нам тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хот:
Назови ласково

Куст — кустик.

Дерево — ...

Трава—...

Ветка —...
Сосчитай до пяти

Одно дерево — два дерева...

Один клен—...

Одна рябина —...

Один дуб —...
Один — много

Дерево — много деревьев.

Осина —...

Желудь —...

Дуб —
Закончи предложение

В нашем дворе растет строй­ная...

Под дубом мы нашли много...

Листья желтеют и опадают...
Какое слово самое длинное?

Дуб, береза, клен, ветка.

Сук, ель, липа, рябина.

Лист, веточка, куст, желудь.
Исправь ошибку

Тополиная пух.

Желтое листья.

Стройные береза.
Что не так?

Желуди растут на липе.

После осени наступает лето.

Береза — это хвойное дерево.
Какое слово отличается от других?

Ветка, конфетка, ветка, ветка.

Зуб, дуб, дуб, дуб.

Куст, куст, хруст, куст.
Какое слово самое короткое?

Сук, береза, листик.

Веточка, дуб, крона.
Что лишнее?

Дуб, тополь, осина, боярыш­ник.

Корни, ветки, гнездо, ствол.

Ранняя, золотая, морозная, поздняя.
Подбери признак/действие

Береза (какая?) —...

Дуб (какой?) —...

Листья -(что делают?) — ..
Скажи наоборот

Высокое — низкое.

Толстый — ...

Холодный —...

Узкая—...
Что общего и чем отличаются?

Осень и весна.

Ель и береза.
Подбери обобщающее слово

Корни, ствол, ветки и лис­тья —...

Береза, липа, осина и клен — это... деревья.

Ель и сосна — это... деревья
Рис. 21. Обведи кленовый лист красным карандашом, березовый — желтым, а дубовый — коричневым.

Рис. 22. Выложи из палочек




Рис. 23. Назови деревья и подбери к каждому из них свою веточку. Раскрась картинку.

Рис. 24. Раскрась листочки по образцу.


Рис. 25. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

В белом сарафане

Стояла на поляне.

Летели птицы,

Сели на косицы.

(Береза)

Ничего сама не шьет,

А в иголках — круглый год.

(Елка)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

ГРИБЫ

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом