ББК 88.4
К26
К 26 Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.—143 с.
ISBN5-9268-0747-6
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями, гувернерами.
© С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008
© Издательство «Речь», 2008
© П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,
иллюстрации, 2008 I8ВN 5-9268-0747-6 © И.А, Могутова, обложка, 2008
С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.
ОТ АВТОРОВ
Развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Судите сами: что важнее?
Речь. Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).
Восприятие. Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.
Внимание. Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.
Мышление. «Процессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.
Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.
Думаем, вы не смогли ответить , на этот вопрос. Просто ответа па него нет!
А если все составляющие интеллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?
По данным современных психологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку».
Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начинать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» (Л. С. Выготский).
Наша книга предлагает «коллекцию» развивающих заданий для дошкольников 45 лет. Мы постарались подобрать разнообразный и увлекательный материал для детей, а также систематизировали его для удобства взрослых.
Как заниматься с ребенком?
© Дорогие взрослые, помните, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
© Главное при работе с пособием — не сумма освоенных ребенком знаний, а развитие у него желания учиться.
© Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.
© Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения.
© Задания в пособии распределены по темам. На освоение материала одной темы отводится одна неделя. © Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкретный временной отрезок, например, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.
© Если ребенок легко справляется с заданиями, можно двигаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следующем пункте.
© Следует помнить, что продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одного занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких занятия с обязательным интервалом не менее 15 минут.
© Для каждого занятия следует подбирать задания как в устной форме, так и на рабочих листах.
© Желательно задания на рабочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где предусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предложить ребенку повторить задание при неуспешном первичном решении.
© Обратите внимание на коррекционно-развивающую направленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упражнения для развития внимания, связной речи и зрительно-моторной координации.
© Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать индивидуальный комплекс упражнений для ребенка, учитывая особенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.
© В начале занятия для обеспечения положительного настроя лучше предлагать те типы упражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над предыдущими темами.
© Не забывайте повторять задания из предыдущего материала, если их выполнение вызывало трудности у ребенка.
© В начале каждой лексической темы предлагается тематический словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По желанию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.
© Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выполняйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыдущем материале.
© Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до :следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.
Использование пособия в коррекционной работе
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5-летнего возраста.
Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина [15] выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.
Использование данного пособия в работе логопеда позволит: 1) насытить логопедические занятия общеразвивающим материалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);
2) обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждениях (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей);
3) поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы - использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации логопеда) будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника (единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы - это залог успеха логопедической работы);
4) облегчить работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы дома — возможно использование данного пособия родителями по заданию логопеда.
Надеемся, что наша книга будет полезна и интересна вашим детям, удобна вам, уважаемые педагоги и родители!
С пожеланиями успехов, учитель-логопед С. И. Карпова,
педагог-психолог В. В. Мамаева. ГДОУ №94
Невского района Санкт -Петербурга.
ИГРУШКИ
Тематический словарь
Барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, игрушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупс, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла. Выучи стихотворение
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик. Назови ласково
Игрушка — игрушечка.
Кукла —...
Мяч—...
Скакалка—...
Пупс —... Сосчитай до пяти
Один кубик — два кубика...
Одна машинка —...
Одна пирамида —...
Один совочек —... Один — много
Мяч — много мячей.
Кукла — ...
Шар—...
Кольцо —...
Лопатка —... Какое слово самое длинное?
Мячик, шар, игрушка.
Кукла, скакалка, кубик. Закончи предложение
В детской коляске лежала...
Ребята сделали постройку из...
У меня в руках был воздушный... Исправь ошибку
Большая мячик.
Красивое кукла.
Мягкая игрушки. Что не так?
Дети не любят играть в игрушки.
Игрушки надо ломать, а не беречь.
Девочки не любят играть в куклы. Какое слово отличается от других?
Игрушка, игрушка, лягушка, игрушка.
Кубик, зубик, кубик, кубик.
Платочек, совочек, совочек, совочек.
Юла, юла, юла, пила.
Какое слово самое короткое?
Мяч, лопатка, машина.
Куколка, шар, коляска. Что лишнее?
Мяч, кубик, пирамида, банан.
Кукла, юла, телевизор, совок. Скажи наоборот
Большой — маленький.
Высокая — ...
Широкий—... Рис. 1. Какая игрушка находится в подарочной коробке?
Рис. 2. Что лишнее? Почему?
Рис. 3. Найди двух одинаковых клоунов.
Рис. 4. Обведи по точкам. Раскрась.
Рис. 5. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки. Эти чудо -кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Все с начала начинаю.
(Конструктор) Что все это значит?
Девочка, а не плачет.
Спать уложишь до утра.-
Будет спать и день и два.
(Кукла) Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)
ОСЕНЬ
Тематический словарь
Безветрие, ветер, ветрено, грязь, деревья, дождливо, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, зонт, косой, листва, листопад, листья, мокро, мокрый, моросить, моросящий, наступать, ноябрь, ноябрьский, октябрь, октябрьский, осенний, осень, пасмурно, пасмурный, погода, поздняя, похолодание, проливной, ранняя, сентябрь, сентябрьский, серые, слякоть, срывать, сухой, сыро, трава, туча, холодно, холодный. Выучи стихотворение
Осень, осень к нам пришла
Нам подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты! Назови ласково
Дождь — дождик.
Лужа —...
Ветер— ...
Солнце— Сосчитай до пяти
Один зонтик — два зонтика
Одно облако —...
Одна лужа —... Один – много
Зонт — много зонтов.
Облако—...
Туча —...
Лужа —...
Листик —.. Закончи предложение
Осенью часто идут...
Первого сентября дети идут в... Какое слово самое длинное?
Лужа, ветер, сыро, пасмурно.
Туча, погода, зонт, осень. Исправь ошибку
Большая зонт.
Осенние месяц.
Яркий солнце. Что не так?
Сентябрь — это летний месяц.
Весной листья желтеют и опадают. Какое слово отличается от других?
Лужа, лужа, стужа, лужа.
Туча, куча, туча, туча.
Трава, дрова, трава, трава. Что лишнее?
Сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.
Зима, весна, вторник, лето. Подбери признак/действие
Ветер (какой?) — сильный...
Погода (какал?) —... Скажи наоборот
Тепло — холодно.
Мокро—...
Много— ... Что общего и чем отличаются друг от друга?
Осень и весна.
Лужа и озеро. Подбери обобщающее слово
Сентябрь, октябрь и ноябрь — это осенние... Рис. 6. Соедини листочки, начиная с самого маленького до самого большого.
Рис. 7. Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень.
Рис. 8. С какого дерева упали листья? Покажи стрелочками
Рис. 9. Обведи и раскрась
Рис. 10. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Собрались все в стайки... (птицы) Слезки капают из тучи —
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник,
Хлюпает по лужам... (дождик ) Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под… (зонт)
ОВОЩИ
Тематический словарь: Баклажан, бобы, большой, вскапывать, выкапывать, выращивать, вырезать, горох, гороховый, горький, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать, кочан, крепкий, круглый, крупный, лук, маленький, мелкий, морковь, овощи, овощной, огурец, патиссон, пересаживать, перец, петрушка, поливать, полоть, помидор, рассаживать, расти, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, сочный, срезать, срывать, стручок, тыква, удобрять, укроп урожай, урожайный, фасоль, хрустящий, чеснок Выучи стихотворение
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный. Назови ласково
Огурец — огурчик.
Помидор —...
Морковь — ...
Укроп— ...
Картошка— ... Сосчитай до пяти
Один помидор — два помидорчика...
Одна морковь —...
Один кабачок —...
Одно растение — Один — много
Растение — много растений.
Помидор—...
Огурец— ...
Баклажан — ...
Грядка — ... Закончи предложение
Пюре можно сделать из...
Овощной салат делают из огурцов и...
Мы поливаем грядку из... Какое слово самое длинное?
Лук, томат, помидор, бобы.
Кабачок, перец, лук, чеснок. Исправь ошибку
Сладкая помидор.
Крупное кабачок.
Красные свекла.
Перекапывать грядка Что не так?
Огурец, помидор и картофель — это ягоды.
Кукуруза красного цвета.
Из лука варят вкусное варенье.
Зимой мы сажаем картофель. Какое слово отличается от других?
Лук, лук, плуг, лук.
Петрушка, петрушка, петрушка, ватрушка.
Салат, салат, халат, салат. Подбери признак/действие
Помидор (какой?) — красный...
Картофель (какой?) — ...
Свекла (какал?) —... Что лишнее?
Огурец, репа, малина, картофель.
Лук, редис, помидор, гриб.
Сажать, поливать, пропалывать, стирать. Скажи наоборот
Мелкий — крупный.
Сладкий —...
Длинный—... Что общего и чем отличаются друг от друга?
Помидор и огурец.
Поле и грядка.
Картофель и морковь. Подбери обобщающее слово
Помидор, огурец и свекла — это...
Рис. 11. Какие овощи «спрятал» художник? Найди их и раскрась.
Рис. 12. Проведи стрелочки от овощей продолговатой формы к подносу, а от овощей круглой формы к тарелке?
Рис. 13. Что лишнее? Почему
Рис. 14. Заштрихуй по образцу.
Рис. 15. Отгадай загадки.
Раскрась картинки-отгадки.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный хвост.
{Морковь)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. V
(Горох)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу…
(лук) ФРУКТЫ Тематический словарь
Абрикос, абрикосовый, ананас, ананасовый, апельсин, апельсиновый, аромат, ароматный, банан, варенье, вишня, вишневый, вкус, вкусно, вкусный, груша, джем, зреть, киви, косточка, кожура, лимон, лимонный, мандарин, наливаться, нежный, отцветать, плод, повидло, расти, сад, садовый, сахарный, сироп, слива, созревать, сок, сочный, фрукт, фруктовый, хурма, цвести, черешня, яблоко, яблоня, яблочный. Выучи стихотворение
Три яблока из сада ежик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. Назови ласково
Яблоко — яблочко.
Груша — ...
Апельсин — ...
Мандарин—...
Абрикос —... Сосчитай до пяти
Один апельсин — два апельсина...
Одно яблоко —...
Один персик — ... Исправь ошибку
Спелая фрукт.
Зеленый яблоко.
Желтая лимон. Один — много
Фрукт — много фруктов.
Яблоко— ...
Ананас — ...
Банан — ... Закончи предложение
Мама сварила яблочное...
Я люблю апельсиновый...
Варенье, компот и повидло варят из... Какое слово самое длинное?
Груша, сок, апельсин, джем.
Фрукт, лимон, желе, мандарины.
Слива, джем, сад, абрикосы. Что не так?
На яблоне выросли груши.
Апельсины и мандарины — это овощи.
Мама сварила картофельное повидло. Что лишнее?
Огурец, яблоко, слива, груша.
Ананас, гриб, фрукт, мандарин.
Лимон, абрикос, помидор, апельсин. Подбери обобщающее слово
Апельсины, яблоки и груши — это... Рис. 16. Что перепутал художник?
Рис. 17. Что сначала, что потом?
Рис. 18. Помоги повару приготовить борщ и компот. Покажи стрелочками, какие овощи и фрукты для этого нужны.
Рис. 19. Обведи и раскрась.
Рис. 20. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус кислейший он,
Называется...
(лимон). С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь,
В нем полезный витамин —
Это спелый...
(апельсин). Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
А зовут его...
(банан).
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
Тематический словарь
Багряный, береза, березовый, боярышник, ветка, вечнозеленые, вянуть, деревья, дуб, дубовый, ель, еловая, желтеть, желтый, золотая, ива, каштан, клен, кленовый, кора, корень, краснеть, красный, крона, куст, кустарник, липа, липовый, лист, лиственница, лиственные, листопад, облетать, облетевшая, опадать, осина, осиновый, падать, пожухнуть, разноцветная, раскидистый, рябина, рябиновый, сосна, сосновая, срывать, ствол, сук, тополь, тополиный, ясень. Выучи стихотворение
Листья осенние тихо кружатся
Листья под ноги нам тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хот: Назови ласково
Куст — кустик.
Дерево — ...
Трава—...
Ветка —... Сосчитай до пяти
Одно дерево — два дерева...
Один клен—...
Одна рябина —...
Один дуб —... Один — много
Дерево — много деревьев.
Осина —...
Желудь —...
Дуб — Закончи предложение
В нашем дворе растет стройная...
Под дубом мы нашли много...
Листья желтеют и опадают... Какое слово самое длинное?
Дуб, береза, клен, ветка.
Сук, ель, липа, рябина.
Лист, веточка, куст, желудь. Исправь ошибку
Тополиная пух.
Желтое листья.
Стройные береза. Что не так?
Желуди растут на липе.
После осени наступает лето.
Береза — это хвойное дерево. Какое слово отличается от других?
Ветка, конфетка, ветка, ветка.
Зуб, дуб, дуб, дуб.
Куст, куст, хруст, куст. Какое слово самое короткое?
Сук, береза, листик.
Веточка, дуб, крона. Что лишнее?
Дуб, тополь, осина, боярышник.
Корни, ветки, гнездо, ствол.
Ранняя, золотая, морозная, поздняя. Подбери признак/действие
Береза (какая?) —...
Дуб (какой?) —...
Листья -(что делают?) — .. Скажи наоборот
Высокое — низкое.
Толстый — ...
Холодный —...
Узкая—... Что общего и чем отличаются?
Осень и весна.
Ель и береза. Подбери обобщающее слово
Корни, ствол, ветки и листья —...
Береза, липа, осина и клен — это... деревья.
Ель и сосна — это... деревья Рис. 21. Обведи кленовый лист красным карандашом, березовый — желтым, а дубовый — коричневым.
Рис. 22. Выложи из палочек
Рис. 23. Назови деревья и подбери к каждому из них свою веточку. Раскрась картинку.
Рис. 24. Раскрась листочки по образцу.
Рис. 25. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели птицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Ничего сама не шьет,
А в иголках — круглый год.
(Елка)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
ГРИБЫ
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |