Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Сто тысяч песен Миларепы том 1. Биография и поучения величайшего Святого Поэта, когда-либо существовавшего в истории буддизма


НазваниеБиография и поучения величайшего Святого Поэта, когда-либо существовавшего в истории буддизма
АнкорСто тысяч песен Миларепы том 1
Дата25.06.2017
Размер1.02 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSto_tysyach_pesen_Milarepy_tom_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипБиография
#23057
страница1 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Сто тысяч песен Миларепы
Биография и поучения
величайшего Святого Поэта,
когда-либо существовавшего в истории буддизма
Первый том
Издательство
«Алмазный Путь»
Санкт-Петербург
2004 г.

2
ББК 87.3(2)
М27
М27 Сто тысяч песен Миларелы. Том I, СПб.: Издательство "Алмазный путь", 2004 г.
– 232 с.
Наследие тибетского буддизма вызывает сейчас широкий интерес во всём мире. Кагью, одна из четырёх главных школ, всегда отличалась своим, главным образом, практическим подходом к учению, и почти во всех развитых странах мира возникли сегодня её центры изучения и медитации.
«Золотая гирлянда Кагью» – так называют линию преемственности мудрых учителей, донесших древнее знание до нас. И Миларепа – её выдающийся представитель. Он жил в XI-XII вв. и оставил после себя богатую сокровищницу поучений, данных им в виде песен. Эти спонтанные проявления просветлённого ума Мастера связаны с различными ситуациями и встречами в его жизни, что и составляет содержание данной книги.
Перевод с тибетского на английский и комментарии – Гарма Чанг.
Перевод с английского – Вагид Рагимов.
Редакция – Екатерина Курицына, Элина Лобацкая, Ольга Шмарина, Максим
Львов.
Коррекция – Екатерина Курицына.
Оригинал-макет – Андрей Степанов.
Мы благодарим Елену Мусаеву, Веру Дронову и Галину Кокину за помощь в компьютерном наборе текста.
Запрещается любое использование текста без согласования с Буддийским
Центром Алмазного Пути Шкалы Карма Кагью г. Санкт-Петербурга
Адрес для информации:
Россия 190068, Санкт-Петербург,
Никольский пер., 7-26
E-mail: kclbooks@online.ru
© Текст, Буддийский Центр Алмазного Пути
Школы Карма Кагью г. Санкт-Петербурга, 2004
© Оригинал-макет, Алмазный Путь, 2004
ISBN 5-94303-010-7

3
Оглавление
Предисловие
6
Предисловие к русскому изданию
7
Часть I
Миларепа подчиняет и обращает духов-демонов
1.
Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
8 2.
Путешествие к Лаши
24 3.
Песня заснеженных склонов
42 4.
Вызов мудрой демоницы
62 5.
Миларепа в Рагме
88 6.
Миларепа в Джанпан Нанка Цанге
102 7.
Песня радости йогина
110 8.
Миларепа и голубки
130
Часть II
Миларепа и его ученики в мире людей
9.
Алмазная Твердыня Серой Скалы
140 10.
Первая встреча Миларепы с Речунгпой
152 11.
Добрый совет о редкой возможности практики Дхармы
162 12.
Как пастух искал ум
168 13.
Песня осознавания
186 14.
Женщина в Дхарме
194 15.
Песня на постоялом дворе
212
Региональные буддийские центры
222
Книги издательства «Алмазный Путь»
224

4
Предисловие переводчиком этой книги мы познакомились в 1947 году – в
Дарджилинге, курортном городке у подножия Гималаев. Гарма Чанг тогда только что приехал из Тибета, преодолев расстояние хоть и небольшое, но все-таки вынудившее его провести несколько долгих дней в изнурительных переходах на лошадях и яках. В то время Тибет был большой тайной и вызывал всеобщее любопытство: страна по-прежнему оставалась закрытой для иностранцев, и европейцев там побывало буквально несколько человек. Не таким высоким барьер, отделявший весь мир от Тибета, был лишь со стороны Китая. И только в силу этого обстоятельства в конце 30-х годов мистер Чанг, посвятивший себя поискам буддийского учения и
Просветления, сумел пробраться в Страну Снегов. Более восьми лет он странствовал по одной из тибетских областей, которая называется Кхам, – знакомился с различными учителями, изучал буддизм. Его увлекательные приключения в этой практически недоступной части Тибета могли бы составить сюжет целой книги, а его многолетние исследования и практика в Гималаях, собственный опыт и преданность, а также непосредственное знакомство с жизнью тибетцев дают все основания полагать, что для
«Ста тысяч песен Миларепы» – этого великого образца тибетской классики – едва ли можно было найти более подходящего переводчика. Благодаря усилиям мистера Чанга европейцы впервые получили полный перевод этой книги.
Питер Грубер
Фонд исследований Востока,
Нью-Йорк, сентябрь 1962 года.
Предисловие к русскому изданию
Дорогой читатель!
та книга посвящена одному из учителей-основателей тибетской буддийской школы Кагью – легендарному Миларепе (1052-1135). Особую славу этот поистине великий мастер медитации снискал тем, что по достижении
Просветления (пробуждения от сна неведения, в который погружены все живые существа) начал давать поучения в форме песен-доха – поэтических произведений, спонтанно рождающихся из опыта просветленного ума.
Миларепа живёт как аскет, большую часть времени проводя высоко в заснеженных горах Тибета и занимаясь практикой буддийской медитации. А между тем молва о его необычных способностях и достижениях постепенно распространяется по всему Тибету.
Каждая глава рассказывает об одной из многочисленных встреч Миларепы с людьми и другими существами.
С
Э

Глава первая. Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
5
Часть первая
Миларепа подчиняет и обращает духов
Глава первая
Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
Поклон всем Учителям!
днажды великий буддийский подвижник Миларепа удалился в Замок
Орла, что в Долине Сокровищ Красной Скалы
1
, и погрузился в практику медитации Махамудры
2
. Через какое-то время он почувствовал голод и решил приготовить себе еды, но, оглядевшись, вдруг обнаружил, что в пещере ничего не осталось: ни воды, ни дров, не говоря уже о соли, масле или муке. «Кажется, я слишком пренебрегаю вещами, – сказал он себе. – Я должен пойти и принести хотя бы хвороста для очага».
И вышел наружу. Не успел он собрать немного веток, как внезапно поднялась буря. Ветер был настолько сильный, что сорвал с йогина обветшавшую одежду и унес всю его добычу. Миларепа пытался запахнуть халат – но хворост вырывало из рук, он пытался удержать хворост – но тогда сдувало халат. Расстроившись, Миларепа подумал: «Я так долго уже практикую Дхарму
3
и так давно живу в одиночестве, а до сих пор не избавился от привязанности к эго! Что за польза в практике Дхармы, если не умеешь укротить эгоистичную заботу о себе? Так пусть же ветер уносит мои дрова – если ему хочется. Пусть срывает с меня одежды – если он того пожелает!»
Решив так, Миларепа перестал сопротивляться. Но уже при следующем порыве ветра он, ослабевший от недоедания, не смог устоять на ногах и свалился без чувств.
К тому времени, как Миларепа пришел в себя, буря стихла. Высоко на дереве, колеблемый легким ветерком, болтался обрывок его одежды. Полная бессмысленность этого мира и всех дел его глубоко потрясла Миларепу, и его переполнило чувство отречения. Устроившись на скале, он вновь ушел в медитацию.
Вскоре со стороны Долины Дро Уо
4
расположенной далеко на восток, поднялось скопление белых облаков.
Глядя вдаль, Миларепа стал думать: «Под этой стаей облаков – храм моего
Гуру, Переводчика Марпы
5
. Сейчас он и его жена, верно, учат Тантре – дают посвящения и наставления моим собратьям. Да, мой Учитель там. Если бы я мог оказаться сейчас там, то увидел бы его». Так из безнадежных дум об Учителе родилась неизмеримая, невыносимая тоска по нему. Глаза Миларепы наполнились слезами, и он запел песню «Мысли о моем Учителе»:
Мысли о тебе, Отец Марпа, облегчают мои страдания
Я, нищий, посылаю тебе сейчас пламенную песню.
О

Глава первая. Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
6
На востоке, над Долиной Сокровищ Красной Скалы,
Плывет стая белых облаков,
Под ними мощные башни гор, как слоны,
вздымающие головы.
Рядом с ними, как лев в прыжке,
стремится ввысь еще один пик.
В храме Долины Дро Уо есть сиденье из камня,
Кто сейчас на этом троне?
Не Марпа-Переводчик ли это?
Если бы это был ты, я был бы радостен и счастлив.
Пусть недостает мне почтительности,
но я хочу тебя видеть.
Пусть в вере я слаб, но я хочу быть с тобой.
Чем больше я медитирую, тем сильнее тоска по Учителю.
А Дагмема, твоя жена, все так же живет с тобой?
Я ей благодарен больше, чем своей матери.
Если она там, я был бы радостен и счастлив.
Пусть долог путь, но я хочу ее видеть,
Пусть опасна дорога, но я хочу быть с ней рядом.
Чем больше я созерцаю, тем больше думаю о тебе.
Чем больше медитирую, тем больше я думаю об Учителе.
Как был бы я счастлив, если бы мог
присутствовать на том собрании,
Где ты, возможно, объясняешь Хеваджра-Тантру
6
.
Пусть прост мой ум, но я хочу учиться.
Пусть невежда, но я так хочу отвечать урок.
Чем больше я созерцаю, тем больше думаю о тебе,
Чем больше я медитирую, тем больше думаю об Учителе.
Ты, наверное, даешь сейчас Четыре символических
посвящения
7
устной передачи
8
;
Я был бы радостен и счастлив, если бы мог
присутствовать на собрании.
Пусть заслуг недостает, но я хочу получить посвящение,
Пусть слишком беден, чтобы много предложить,
но я желаю этого.
Чем больше я созерцаю, тем больше я думаю о тебе,
Чем больше я медитирую, тем больше думаю об Учителе.
Может быть, ты обучаешь сейчас
Шести Йогам Наропы
9
.
Если бы мог я быть рядом, то был бы
радостен и счастлив.
Пусть вовсе не стойко мое усердие,
я нуждаюсь в обучении.
Пусть мала моя настойчивость, но я хочу работать.
Чем больше я созерцаю, тем больше думаю о тебе,
Чем больше я медитирую, тем больше думаю об Учителе.

Глава первая. Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
7
Там могут быть братья из У и Цанга.
Если да, то я был бы радостен и счастлив.
Пусть недостоин этого,
Но я хочу обсудить свой Опыт и Постижение с ними.
Хотя в моей глубочайшей к тебе преданности
Я никогда с тобой не расставался,
Теперь я измучен желанием тебя видеть.
Это пламенное рвение сжигает меня,
Эта страшная пытка душит меня.
Мой милостивый Учитель,
избавь меня от этой пытки, молю.
Не успел Миларепа закончить, как сам Почитаемый, Джецюн
10
Марпа, появился поверх радужных облаков, и казалось, он облачен в пяти цветную мантию.
Небесное свечение, которое излучало его исполненное спокойствия и силы лицо, становилось все ярче. Верхом на льве, облаченном в богатую сбрую, он приблизился к
Миларепе.
«О Великий чародей
11
, сын мой, почему так отчаянно, в таком глубоком смятении, ты звал меня? – спросил он. – Откуда такое напряжение? Разве нет у тебя непоколебимой веры в твоего Гуру и Йидама? Или внешний мир притягивает тебя тревожащими мыслями
12
? Разве Восемь мирских ветров
13
поселились в твоей обители?
Или страх и тоска воруют у тебя силы? Разве не служил ты беспрерывно Гуру и Трем
Драгоценностям
14
или не посвящал приобретенную заслугу живым существам
15
в шести мирах
16
? Разве не достиг ты сам той ступени добродетели, на которой способен очищаться от своих проступков и накапливать достижения? Не думай «почему», но знай, что мы никогда не расстанемся – это точно. И продолжай медитировать ради
Дхармы и на благо всем живым существам».
Вдохновленный этим величественным и радостным событием, Миларепа запел в ответ:
Я вижу лик моего Гуру и слышу его слова,
И я, нищий, чувствую движение праны в моем сердце
17
.
Память о поучениях моего Гуру
Рождает в моем сердце уважение и преклонение.
Его сострадательные благословения входят в меня,
Все разрушающие мысли
18
изгоняются.
Моя невыдуманная, живая песнь, названная
«Мысли о моем Учителе»,
Наверняка услышана тобой, мой наставник.
Пусть я пока еще во тьме,
Прошу, сжалься надо мной и даруй мне свою защиту!
Несокрушимое постоянство
Высочайшее подношение моему Учителю.
Лучший способ угодить ему
Терпеливо продолжать труд медитации!
Жизнь в этой пещере, в полном одиночестве,
Самый благородный вид служения Дакиням
19
!
Наилучшая практика буддизма

Глава первая. Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
8
Отдать себя святой Дхарме:
Посвятить свою жизнь медитации и таким образом
Помогать беспомощным собратьям по существованию!
Любить смерть и болезни благословение,
Через которое очищаются от проступков.
Дабы воздать моему Отцу Учителю за его дары,
Я медитирую. И медитирую снова.
Учитель мой, прошу, даруй мне свою защиту!
Помоги этому нищему никогда не покидать
своего приюта.
Вдохновленный, Миларепа привел в порядок свое одеяние и отнес хворост к себе в пещеру. Войдя внутрь, он испугался, потому что увидел там пятерых индийских демонов с глазами, как блюдца.
Один из них сидел на его ложе и читал проповедь, двое других – слушали, еще один готовил и разносил еду, пятый же изучал книги Миларепы.
Оправившись от первого шока, Миларепа подумал: «Это, должно быть, магические фантомы местных божеств, которые меня невзлюбили. И правда, живя здесь уже долгое время, я ни разу не предложил им подношения и никак не поприветствовал». И он запел «Приветственную песню божествам Долины Сокровищ
Красной Скалы»:
Это одинокое место, где стоит моя хижина,
Земля, приятная Буддам,
Место, где живут совершенные создания,
Прибежище, где я живу один.
Вверху, над Долиной Сокровищ Красной Скалы,
Скользят белые облака,
Внизу плавно течет река Цанг,
Посредине вьются дикие ястребы.
Пчелы жужжат в цветах,
Опьяненные их благоуханьем,
Птицы порхают в кронах деревьев,
Наполняя все вокруг себя песнями.
В Долине Сокровищ Красной Скалы
Молодые воробьи учатся летать,
Обезьяны любят прыгать и раскачиваться на деревьях,
И звери бегают просто так или наперегонки.
А я же совершенствую Два Ума Бодхи
20
,
и люблю медитировать.
О демоны
21
, духи
22
и боги этих мест,
Все друзья Миларепы,
Испейте нектар доброты и сострадания
И возвращайтесь в свои жилища.

Глава первая. Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
9
Но индийские демоны не исчезли, а лишь злобно уставились на Миларепу.
Двое стали наступать: один строил дикие гримасы, кусая при этом свою нижнюю губу, другой страшно скрежетал зубами, третий, подкравшись сзади, свирепо рассмеялся и громко крикнул. Все они беспрерывно пытались напугать Миларепу ужасными гримасами и ужимками.
Миларепа, зная об их недобрых намерениях, приступил к медитации Гневного
Будды, и с силой повторял очень мощное заклинание
23
. Но демоны все не исчезали.
Тогда он с глубоким состраданием стал проповедовать им Дхарму, однако они по- прежнему и не думали уходить.
Наконец, Миларепа объявил: «Силой милости Марпы я уже полностью осознал, что все существа и все явления – плод моего собственного ума. Ум же представляет собой прозрачность Пустоты
24
. Так какая же польза во всем этом, и что я за глупец – пытаюсь разогнать эти проявления снаружи!»
В неустрашимом состоянии духа Миларепа запел «Песню Осознания»:
Учитель-Отец, ты, кто победил Четырех демонов
25
,
Я кланяюсь тебе, Марпа-Переводчик.
Я тот, что перед вами, человек с именем,
Сын Дарсена Гхармо
26
,
Был выпестован во чреве матери,
Где оформились мои Три канала
27
.
Младенцем спал я в колыбели,
Юношей увидел я дверь,
Возмужав, я жил на высокой горе.
Пусть грозен шквал на снежной вершине,
Но у меня нет страха.
Крута и беспощадна пропасть,
Но я не боюсь!
Я тот, что перед вами, человек с именем,
Сын Золотого Орла
28
,
Я отрастил крылья и оперился внутри скорлупы.
Младенцем спал я в колыбели,
Юношей я увидел дверь,
Возмужав, я летал в небе.
Пусть небо высоко и широко, я не боюсь,
Пусть путь крутой и узкий, я бесстрашен.
Я тот, что перед вами, человек с именем,
Сын Нья Чен Ер Мо
29
, царя рыб.
Во чреве матери вращал я своими золотыми глазами.
Младенцем спал я в колыбели,
Юношей я научился плавать,
Возмужав, я плавал в великом океане.
Пусть рев и грохот волн наводят ужас
У меня нет страха,
Пусть рыболовных крючков великое множество,
не боюсь.

Глава первая. Сказание Долины Сокровищ Красной Скалы
10
Я тот, что перед вами, человек с именем,
Сын лам Кагью.
Вера моя выросла во чреве матери.
Младенцем вошел я в дверь Дхармы,
Юношей я вникал в поучения Будды,
Возмужав, я жил один в пещерах.
Пусть множатся демоны, духи и бесы,
Я не боюсь.
У снежного льва никогда не замерзнут лапы,
Иначе что за польза
Называть льва «царем»
Тем, кто обладает Тремя Совершенными Силами
30
.
Орел никогда не падает вниз с небес,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей