Главная страница

ДетствоЧеловек и познание


Скачать 222.23 Kb.
НазваниеДетствоЧеловек и познание
Анкор9.pdf
Дата13.05.2017
Размер222.23 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла9.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18520
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3
Природа и человек
Детство
Человек и познание
Наука
Нравственные качества человека Честь, человеческое достоинство Чинопочитание, чиновничество
Любовь к Родине Сохранение исторической памяти, русского языка
Война
Героизм
Патриотизм
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество Влияние учителя Отцы и дети Самопожертвование, сострадание, любовь к ближнему Самореализация, стремления, цели, смысл жизни, ценности и идеалы человека Культура, воспитание, труд, книги в жизни человека, роль примера, одиночество, личности в истории Хамство Проблема отношения человека к своему делу и его последствий
Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
Проблема отношения к родине Преданность собак
Трагедия "маленького человека" Национальная вражда Отношение толпы к людям, которые из нее выделяются
Есть ли у человека свобода выбора?
Зло, добро и художественная деятельность:
Счастье
Нравственный выбор
Тема Природа и человек 1

Проблема
Произведение, автор
Пример
Природа не храма мастерская, и человек в ней
работник
__________________
Неразрывная связь человека и
природы
__________________
Любовь к природе
И. С. Тургенев, Отцы и дети»
М.Ю. Лермонтов
«Герой Нашего
времени»
Е. Замятин
«Мы»
С.Есенин
«Гой ты, Русь, моя
родная»
Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети. Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией Природа не храма мастерская, и человек в ней работник. Именно таким Автор видит в нем "нового" человека он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящими пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести.
В романе И.Тургенева Отцы и дети поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимаете как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней совсем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он шел в лес и ломал ветки. Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия.
Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой. Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова Герой нашего времени. События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему свежими голубым, а солнце ярко сияющим то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию тусклым, а лучи его не грели».
Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а водной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что воздух Кисловодска таки располагает к любви. Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
___________________________________________________________
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина Мы. Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д, обреченна математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.
___________________________________________________________
Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века
С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя подругой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Самоосознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело
Тема Детство Тема Человек и познание 3
Проблема
Произведение, автор
Пример
Роль детства в становлении
человека
С. Ш. Фрейд,
«Леонардо да Винчи»
Н.В. Гоголь
«Страшная месть, Иван Федорович
Шпонька и его
тетушка»
М. Дрэббл
Один летний сезон»
Ч. Диккенс
«Дэвид Копперфилд»
Фрейд писал в своей работе "Леонардо да Винчи", что воспоминания детства и на них построенные фантазии всегда заключают самое существенное в духовном развитии человека.
________________________________________________________
В сюжетах повестей "Страшная месть, "Иван Федорович
Шпонька и его тетушка" раскрывая внутренний мир своих героев, Гоголь нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив стечением времени приобретал все большее значение. Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков. Понятие "детство" связано не только с возрастом человека, но и с периодом формирования отношений, основанных на чувству ответственности каждого человека за людей, ему близких.
Роман "Один летний сезон" Маргарет Дрэббл яркий тому пример. Герои достигают зрелости по мере того, как постигают важность взаимовнимания и взаимопомощи - основы крепкой семейной жизни и мудрости в отношениях с людьми.
________________________________________________________
В большинстве романах Диккенса можно проследить затем, насколько важно детство для становление каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Девид
Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Девида, дают ему жизненный опыт

Проблема
Произведение, автор
Пример
Важность процесса познания в жизни человека
И.А. Гончаров,
«Обломов»
И.С.Тургенев
Отцы и дети»
Д.И.Фонвизин
«Недоросль»
Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя,
члена-корреспондент а Академии Наук, И.А. Гончарова Обломов. Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
________________________________________________________
Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении Отцы и дети русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
________________________________________________________
Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид познающего мир как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина Недоросль Главный герой Митрофан представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А наделе он лишь находился под постоянным покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей его от проблем окружающего мира.
Тема Наука 4
Проблема
Произведение, автор
Пример
Последствия научных открытий
__________________
Неистребимость тяги к развитию,
науке
__________________
М. Булгаков, Собачье сердце»
М.Булгаков
Роковые яйца»
А.С. Грибоедов Горе от ума»
И.С. Тургенев
Отцы и дети»
Человек не всегда использует науку с целью принести пользу обществу. К примеру, в повести Собачье сердце выдающегося писателя М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой научное дело оборачивается страшными последствиями двуногое существо с "собачьим сердцем" - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.
________________________________________________________
В произведении русского советского писателя и драматурга
М.Булгакова. "Роковые яйца" наиболее полно отражены последствия неосторожного отношения к силе науки. Гениальный и эксцентричный зоолог профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. Столицу, равно как и всю остальную страну, охватывает паника. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли. Русский драматург, поэт и дипломат АС. Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" ставит проблему ума и обучения. В монологе "А судьи кто" Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством "В науки вперит ум, алчущий познаний Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высокими прекрасным" Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума молодого человека. Он пытается "вразумить" и "наставить на пусть истинный. Но, получив удар, Чацкий страдая, переживая личную драму, отстоял свое право быть собой. Тяга к науке, к развитию у человека неистребима.
________________________________________________________
Центральный образ романа замечательного писателя И.С.
Тургенева "Отцы и дети" - Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. Нигилизм, по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели
Тема Нравственные качества человека 5

Проблема
Произведение, автор
Пример
Честь, человеческое достоинство Какую жизнь можно назвать
духовной?
_________________
Нравственная
стойкость
_________________
Душевная глубина,
духовность
_________________
Нравственная деградация,
низость
Журнал «История»
Е. Замятин, Мы А. Солженицын
«Один день Ивана Денисовича Л. Н. Толстой Война и мир А.П. Чехов Попрыгунья А.П. Чехов Крыжовник Л. Н. Толстой Война и мир»
В журнале История были опубликованы мемуары одного из узников сталинских лагерей. Он рассказывал такой случай конвойные, желая развлечься, заставляли заключенных делать приседания. Запуганные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который несмотря на угрозы отказался подчиняться. Этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. Хочу упомянуть героев романа Е. Замятина Мы. Нумера, каких называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый нумер, по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось героине имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она из пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?
________________________________________________________
Алешка – герой рассказа А. Солженицына Один день Ивана Денисовича, как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, ноне отказался от не, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
________________________________________________________
Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты.
________________________________________________________
А.П. Чехов Попрыгунья. Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она таки не разглядела.
________________________________________________________
Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова Крыжовник. В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
________________________________________________________
Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе Война и Мир не раз писало нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем
Тема Чинопочитание, чиновничество Тема Любовь к Родине 8
Чинопочитание
_________________
Чиновничество
Чехов А.П. Толстый и
тонкий»
Евгений Шварц
Дракон Ильф и Петров « Золотой теленок»
Гоголь
"Повесть о капитане Копейкине»
Рассказ Чехова Толстый и тонкий, повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Но стоило им обменяться анкетными данными, как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов.
_________________________________________________________
В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники вовсе времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе.
В Драконе Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе.
Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и защитнику, как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.
_________________________________________________________
Бюрократ, фигура для авторов Золотого теленка примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех прочих, быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения Геркулес, восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов
_________________________________________________________
В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся
Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа
Тема Сохранение исторической памяти, русского языка Любовь к Родине
С.Есенин,
поэма Русь А.Блок
Легенда
Блок Грешить бесстыдно,
непробудно»
Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.»
Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет поэму Русь, в которой слышится глас народного гнева. Есенин полностью раскрывает тему любви к Отчизне Если крикнет рать святая Кинь ты Русь, живи в раю Я скажу Не надо рая, Дайте родину мою»»
__________________________________________________________
Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к России. Он говорило своей родине с бесконечной нежностью, его стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба России неразделимы: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..»
_________________________________________________
Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба Почему я не могу победить тебя. Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.
_________________________________________________
В строчках стихотворения прослеживается российская повседневность, отражающая тупость, косность ее общественного строя. Основная мысль заключена в строках Да, и такой, моя Россия Ты всех дороже мне.
Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт Он считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой, какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине, возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий дом

Проблема
Произведение, автор
Пример
Историческая память, сохранение и обогащение
культуры
_________________
Русский язык
В. Солоухин
« Чёрные доски »
Д.С. Лихачёв
« Любовь, уважение, знание В. Солоухин
«Письма из Русского
музея»
Д.С. Лихачев
«Письма о добром и
прекрасном»
Д.С. Лихачев
«Русская культура»
Т. Толстая «Кысь»
Статьи Н.Рериха
В произведении "Чёрные доски" В. Солоухин рассказывает о вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче бесценных книг в макулатуру, о "сколачивании ящиков для картошки" из старинных икон. В Ставрово водной из церквей "устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась машинно-тракторная станция. Ив туи в другую церковь заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с горючим".
Однако, как замечает автор, не может "коровник, паровоз, подъёмный кран и дорожный каток" заменить "Покров на Нерли, Московский Кремль, не может дом отдыха располагаться в здании монастыря Оптина пустынь, близ которого могилы старцев, родственников Толстого, Пушкина, да и просто могилы ЛЮДЕЙ "Ведь они там, внизу. А память о них и плиты нужны ведь не им, а нам, живым".
________________________________________________________
Та же мысль в статье Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание. В ней академик повествует о "невиданном поругании народной святыни" - взрыве чугунного памятника герою Отечественной войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал признательность всего народа брату-грузину, мужественно сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука Конечно, не у того, кто знает и чтит историю!
________________________________________________________
Рубя свои корни, люди стремятся впитать культуру иноземную, чужую. При этом, однако, как отмечает В. Солоухин в "Письмах из Русского музея, человек спешит укоренить в себе лишь те элементы западной культуры, которые лежат на поверхности, которые "глянцевы и приятны глазу".
________________________________________________________
Известный российский публицист Д.С. Лихачёв в своих Письмах о добром и прекрасном так рассуждает о памяти Каждое обращение к прошлому было революционным, то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по- своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед»
________________________________________________________
Академик Д.С. Лихачев в книге "Русская культура " ив других исследованиях определил культуру как духовную основу общенационального бытия, а сохранение культуры как залог "духовной безопасности" нации. Ученый неоднократно подчеркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и государства лишено смысла. Культура всегда живет в диалоге чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими культурами, тем богаче она становится, тем выше поднимается в своем историческом развитии. Лихачевым разработана "Декларация культуры" - документ, призванный на международном уровне защитить и поддержать культуру, созданную человечеством.
________________________________________________________
В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они кидаются словами, при этом произнося их отнюдь неправильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и защищать наш язык от жаргона и сленга.
Н.Рерих водной из своих публистических статей говорило том, что русский язык "может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. Рерих убеждён в том, что необходимо изучать иностранные языки, чем больше, тем лучше, таким образом русский человек утвердиться в сознании какой чудесный дар ему доверен.
К.Рерих не отрицает заимствование слов, он обращает наше внимание на то, что с каждым поколением появляются новые заимствования, которые иногда даже мы не замечаем их. Но
Тема Война 10
Проблема
Произведение, автор
Пример
Героизм Война – это плохо М.А.Шолохов Судьба человека»
Васильев
«А зори здесь тихие»
Борис Полевой Повесть о настоящем
человеке».
Э.М.Ремарк
«На западном фронте без перемен»
Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертаки старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены нельзя отступать, нужно бороться до конца Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать. Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену ив оккупации, воевали на фронте.
Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого Повесть о настоящем человеке. В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе На западном фронте без перемен описывает ужасы Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны. В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть
Патриотизм 12
(+ см. героизм, они
азаимосвязаны)
Г. Белль Дом без
хозяина»
Э. Хемингуэй
«Прощай, оружие»
В.Быков
"Сотников"
Л.Н. Толстой. Война и
мир»
Л.Н.Толстой Севастопольские
рассказы»
(этот пример еще может пойти в тему отношение к своему В романе немецкого писателя Генриха Белля Дом без хозяина описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной , и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен позицией автора Генрих Белль осуждал политику Гитлера, поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни.
Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких произведений , Прощай, оружие, Старики море и других, был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире вовремя военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе Прощай, оружие. Но конец этого произведения трагичен даже любовь не смогла спасти жизни материи её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе сними исчезает смысл жизни для главного героя произведения. Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной…
В повести "Сотников" В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам вовремя второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.
Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слово любви к родине, они во имя её совершают поступки Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за
Родину.
Если в других странах Наполеон сражался против армий, тов России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, ас такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение - наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.
Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, вовремя Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами- чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена
Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах, когда солдаты на носилках доставили в палатку тело без головы, говоря что врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал
Память подвига
солдат
делу»)
К.Симонов
недостатки родины, а работал на благо ее процветания.
Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно находился в действующей армии, пишет Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах Итак надеялись на мир Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыта их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
Проблема
Произведение, автор
Пример
Глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество 13
Е.И.Замятин - русский писатель начала 19, конца
20 века
«Мы»
М.А.Булгаков - русский советский писатель и драматург 20 века
«Роковые яйца»
М.Булгаков
«Собачье сердце»
В романе Мы Евгения Ивановича Замятина главный герой, Дописывает свою жизнь в тоталитарном Едином Государстве. Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно-технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.
Проблема научно-технического прогресса отражена в повести
М.Булгакова Роковые яйца. Преследуя только собственные цели, профессор Рокк бездумно использует изобретение
Персикова и выращивает гигантских рептилий, страусов. В этой нелепой катастрофе погибают жена Рокка Маня, тысячи людей и сам Персиков.
Проблема взаимодействия людей и природы находит отражение ив литературе. В повести М.Булгакова Собачье сердце профессор Преображенский совершает операцию по преобразованию собаки в человека. В произведении читатель видит, как миловидный пес Шарик превращается в отвратительного Шарикова. Мораль сей басни такова - нельзя вмешиваться в естественные процессы природы, не предугадав характер последствий.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом