Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорKopytin_A_I__Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40455
страница6 из 12
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Одиннадцатая
стадия
:
«Фрагментация»
Данная стадия может быть результатом патологического процесса, например шизофрении, если ее проявления сохраняются в течение длительного времени. Мандала, характерная для этой стадии, представляет собой «разрезанный пирог»; каждый сегмент изображения при этом имеет разную окраску, а центральный элемент может отсутствовать.
- 60 -

Рис.12. КартыW и X (к одиннадцатой стадии: «Фрагментация»)
- 61 -

Окраска такой мандалы дисгармонична, и из-за отсутствия центра она не производит впечатления целостного изображения. Если считать, что каждый сегмент или цвет в рисунке отражает те или иные психологические качества и аспекты индивидуальной динамики, тогда подобное изображение говорит о неком разрушительном внутрипсихическом процессе либо проявлении саморазрушительных тенденций.
Подобные мандалы также могут свидетельствовать об ощущении утраты физической целостности, при котором разные части тела воспринимаются как несвязанные друг с другом.
Отсутствие центра иногда говорит о разрушении Эго. Дисгармоничные цвета вызывают ассоциации с костюмом клоуна или шута. Что характерно, во многих культурах шут или «дурак»
— это тот, кто может позволить себе делать и говорить то, чего не могут другие.
Иногда после создания мандалы этой стадии имеет место возвращение на пятую стадию с характерной для нее дефензивностью. Это вполне объяснимо, если учесть высокую вероятность разрушительных процессов и утраты ощущения психической целостности и границ "я" на стадии
«фрагментации».
«Положительным символом женственности и чрева является рот; поэтому губы могут ассоциироваться с женскими гениталиями. Основанием для такой символической связи фемининности со ртом как расположенным в верхней части тела чревом является, по-видимому, то, что рот является местом «рождения» дыхания и слова... Аналогичным образом разрушительные проявления женского начала, чрево как место погребения наиболее часто имеет в качестве своего архетипического выражения оскаленную пасть или рот с зубами. Это, в частности, характерно для африканских статуэток, где «оскаленное чрево» заменено устрашающей маской, а также для ацтекских изображений богини смерти, украшенных множеством ножей и острых зубов.
Мотив vagina dentata наиболее характерен для мифов североамериканских индейцев. В мифах некоторых индейских племен присутствует образ плотоядной, обитающей во влагалище Ужасной
Матери рыбы» (Neumann, 1972, р. 167-168).
«Таким образом, когда богиня разгневана, она может закрыть чрева всех живых существ, и тогда жизнь замирает. Она — богиня-мать, хозяйка восточных врат — врат рождения; выступая же в качестве ужасной матери, она является хозяйкой западных врат, ведущих в подземный мир врат смерти» (Neumann, 1972, р. 170).
- 62 -
Вербальные ассоциации с «Фрагментацией»: распятие, расчленение, утрата чувства «я», психоз, растерянность, амбивалентность, тибетский «Чод»-ритуал, дезинтеграция, гниение.
Двенадцатая
стадия
:
«Трансцендентный
экстаз»
Данная стадия связана с экстатическими переживаниями, следующими за опытом
«фрагментации». В отличие от предыдущей стадии, здесь присутствует ощущение энергетического центра. Мандалы этой стадии могут представлять собой изображение фонтана; иногда изображаемые потоки воды или энергии вырываются за пределы круга через его верхнюю часть. Нередко изображается фонтан белого света. Вслед за опытом «фрагментации» на этой стадии наступает объединение разных элементов «я». Нередко изображаются переливы цветов, указывающие на переживание «пикового опыта». В некоторых случаях, когда такие мандалы изображаются многократно, это указывает на наличие маниакального состояния. Иногда они связаны с переживанием психологической трансформации. Пользуясь аналогией с алхимическим процессом, можно связать данную стадию с нахождением квинтэссенции (начал бытия). Нередки экстатические переживания, ощущение блаженства, напоминающее оргазм. Индивид находится в активном, а не рецептивном состоянии и воспринимает себя в качестве «генератора» энергии.
В некоторых случаях вслед за этой стадии переживаются первая и вторая стадии, что указывает на переживание опыта «нового рождения».
Вербальные ассоциации с «Трансцендентным экстазом»: белый свет, мерцание, переливы, фонтан, пронзание копьем, нирвана, идущая из центра пульсация, мужской оргазм, интернализация божественной энергии, бездеятельное деяние, пиковый опыт, любовь ко всему, ощущение собственного могущества, естественная красота, самоактуализация, воскресение, завершение.
- 63 -

Рис. 13. Карты Y и Z (к двенадцатой стадии: «Трасцендентный экстаз»)
- 64 -

Рис. 14. Иллюстрации индивидуальных стадий
- 65 -

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ
Джоанна
Келлогг
,
Маргарет
Мак
Рэ
,
Хеллен
Бонни
и Франческо
Ди
Лео
(Joan Kellogg, Margaret MacRae, Helen Bonny and Francesco Di Leo)
Значение
цвета
и
формы в
изображении
мандалы
*
В 1969 г. я впервые предложила своим пациентам рисовать мандалы. В начале лечения мандала не только помогала им реализовать свою творческую энергию, но и способствовала разработке плана психотерапии. Создаваемые в ходе болезни и выздоровления мандалы также помогают нам отследить изменения в состоянии пациентов.
Оптимальный набор материалов для работы — это пастельные мелки (хорошо, если имеется набор из 48 цветов) и белый лист бумаги размером 12 на 18 дюймов. Размер изображения мандалы немаловажен, поэтому я раздаю пациентам бумажные тарелки десяти с половиной дюймов в диаметре, которые они обводят карандашом. После этого, используя мелки, пациенты заполняют пространство круга и иногда также пространство за его пределами.
В этой части статьи я опишу некоторые приемы интерпретации цвета и формы мандалы.
Обратите внимание, что для результата интерпретации имеет значение не только цвет и форма, на и их расположение в мандале. Для краткости я опущу мифологический материал, а также работы по психологии и антропологии, которыми я часто пользуюсь в ходе интерпретации. Я упомяну только самые важные источники информации, чтобы читатели смогли познакомиться с ними самостоятельно. Конечно же, важно иметь для сравнения с мандалами пациентов мандалы, созданные здоровыми, хорошо функционирующими субъектами.
___________
* Джоанна Келлогг.
- 66 -
Значение
цвета
в
мандале
Каждому, кто занимается интерпретацией рисунков мандалы, нужно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он используется.
Начнём с черного цвета. Он традиционно ассоциируется с отрицанием жизни — разрушением. С другой стороны, можно рассматривать его как психологическую смерть, предшествующую новой жизни. Черный символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено зерно. Любая жизнь зарождается во тьме.
Помоим наблюдениям, большинство американцев избегают пользоваться черным цветом, если не считать случаев патологии. Черный цвет нередко используется пациентами с психическими расстройствами и крайне редко - здоровыми субъектами. Я считаю, что это связано скультурными табу, в частности с избеганием темы смерти и поощрением оптимизма.
Американцы не любят касаться неприятных вещей. В изобразительных же работах клиентов и специалистов из Европы и в особенности из латиноамериканских стран черный цвет используется чаще, причем он во многих случаях вовсе не ассоциируется с депрессией и патологией. Мне это представляется признаком более здоровой позиции, которая связана с восприятием жизни и смерти как составных частей одного и того же.
Трудно проигнорировать и связь этого цвета с представлением о черной расе. Было бы ошибочно полагать, что если быть черным (иметь черную кожу) хорошо, то черный цвет всегда имеет положительное психологическое содержание. Оно определяется не физическими, а эмоциональными характеристиками субъекта. Кроме того, наши эмоциональные реакции имеют висцеральный характер (мы чувствуем «нутром»), слизистая же оболочка внутренних органов имеет красноватый оттенок. Обозначая биологическую границу субъекта, цвет кожи во многих случаях воспринимается также и как показатель эмоционального состояния. На это указывают глаголы «покраснеть» (от того или иного чувства), «побледнеть».
Общепринятое отрицательное отношение к черному цвету обусловлено тем, что он ассоциируется с тьмой, которая у многих вызывает страх. Во многих культурах существуют ритуалы, посредством кото-

- 67 - рых люди пытались помочь солнцу взойти; утро было временем всеобщего ликования.
Провинциальные жители верят, что ночь имеет тысячу глаз, наполнена жизнью. Она, как и бессознательное, внушает людям страх. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие черного цвета в изобразительной продукции может являться признаком депрессии.
Теперь рассмотрим серый цвет. Этот цвет часто присутствует в мандалах употреблявших героин наркоманов, которые получают метадон, и иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни.
Обилие серого цвета в рисунке может указывать на утрату способности испытывать от неё радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором
«эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.
Я полагаю, что тёмно-фиолетовый цвет является одним из наиболее значимых. Он указывает на состояние, которое предшествует дистанцированию от матери, на симбиотическую зависимость от неё. Это состояние ассоциируется с тёмно-фиолетовым цветом, поскольку он является результатом смешивания красного – цвета либидо – и синего цвета, который ассоциируется с амниотической жидкостью. И любовь, и ненависть связаны с эмоциональной привязанностью, а потому присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти.
Последнее более вероятно, если речь идёт о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу его эмоциональной зависимости от матери. С другой стороны, тёмно- фиолетовый цвет может указывать на активность фантазии, которая в арт-терапии обычно играет положительную роль.
В историческом прошлом тёмно-фиолетовый цвет считался цветом королей. Тот, кто верит в своё благородное происхождение и считает себя особенным, нередко использует этот цвет. Он также может свидетельствовать о кровосмесительной связи в благородной семье. В истории известны случаи, когда мать-королева и её сын занимали трон совместно. Иногда это также могли быть брат и сестра, и в этом случае также можно предполагать наличие кровосмесительных тенденций.
- 68 -
Символическое значение темно-фиолетового цвета может быть раскрыто путем обращения к древним мифам, в особенности тем, в которых описываются ритуалы жертвоприношений. Этот цвет в мифах нередко связывается с принесением в жертву молодого бога.
Когда речь идет о коричневом цвете, у многих возникают ассоциации с фекалиями.
Коричневый цвет может указывать на контакт с фекалиями во время родов и страх загрязнения.
Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. С другой стороны, коричневый цвет может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в частности, с готовой к посеву почвой. Если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетельствовать о заниженной самооценке ее автора.
Теперь рассмотрим красный цвет. Я полагаю, что этот цвет связан с мужскими проявлениями и физиологией — сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы. Все это необходимо для выживания, однако, когда красный цвет присутствует на рисунке в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, готовых реализоваться в разрушительных действиях.
В то же время, хотя красный цвет ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, он свиде- тельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а потому его следует считать признаком психического здоровья. Неизменное отсутствие красного цвета в серии мандал может указывать на пассивность и недостаточную способность добиваться своего.
Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание можно назвать грязно- красным цветом), трудно исключить наличие проблем, связанных с различными запретами, а также заболевания крови. У примитивных народов такой цвет ассоциируется с менструальной кровью, а потому — и с кровосмесительными потребностями, ранами и физическими заболеваниями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и его расположением в мандале.

Розовый цвет можно с большой долей уверенности считать символом тела (конечно, если абстрагироваться от различий в цвете кожи, о чем было сказано выше). Большинство людей связывают розовый и
- 69- телесный цвета с нежностью, чувствительностью, уязвимостью. Обилие розового цвета в мандале может указывать на эмоциональную хруп кость и незащищенность, страх обнажения и потребность в защите со стороны психотерапевта. В этом цвете можно увидеть проявление воз вращения к внутриутробному состоянию.
Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. В период месячных многие женщины используют розовый и красный цвета. Женщины в большей степени, чем мужчины, придают значение своему физическому состоянию и на подсознательном уровне «понимают», что происходит в их теле. Они могут использовать розовый цвет в период менструаций, даже если они ничего не говорят о своей озабоченности физическим состоянием.
Если в мандале присутствует розовый цвет, следует спросить женщину, нет ли у нее месячных, чтобы избежать ошибочного предположения о том, что у нее имеются определенные соматические проблемы.
Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно, если на рисунке они расположены рядом, высока вероятность проявления у пациента саморазрушительных тенденций.
В сочетании с розовым черный может ассоциироваться с ведьмой или иным разрушительным началом, «разверзшейся землей, готовой поглотить все живое» (Neumann, 1970, р. 58).
Обратимся теперь к оранжевому цвету — одному из наиболее интересных, поскольку он является результатом смешивания красного и желтого цветов. Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. И в том и в другом случае красный цвет либидо сочетается с золотым или желтым цветом — цветом отца. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам или отцу. Присутствие в мандале большого количества оранжевого цвета свидетельствует об амбивалентном отношении к мужским фигурам и потребность в самоутверждении. В мандалах женщин оранжевый цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами. В некоторых случаях он отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку и выраженную амбициозность.
Оранжевый цвет в сочетании с цветом индиго (темно-синим), особенно когда они присутствуют в мандале в виде изогнутых фигур и используются мужчинами, может быть проявлением Эдипова комплекса.
- 70 -
Когда в рисунке женщины оранжевый сочетается с темно-зеленым и черным цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности.
Желтый цвет — цвет солнца. Ярко-желтый цвет указывает на высокий интеллект и сильный характер. В отличие от оранжевого, желтый цвет ассоциируется со здоровым самоутверждением, свободным от дефензивности и противостояния авторитетам. Светло-желтый цвет в мандалах как мужчин, так и женщин в большинстве случаев отражает ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших, теплых отношениях с отцом. Во многих мифах яркое желтое солнце с его всепроникающими лучами ассоциируется с плодородием и золотой спермой бога. Солнце и вода являются важнейшими условиями развития растительной, органической жизни.
Зеленый цвет ассоциируется с критическим состоянием, поскольку его положительные и отрицательные значения крайне поляризованы. Этот Цвет отражает растительную жизнь. С мифологической же точки зрения он может рассматриваться как единство матери (синий цвет) и отца (желтый цвет) и символизировать здоровый рост и развитие. Он также указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости, когда субъект интроецирует материнские и отцовские качества и сам становится родителем.
Иной смысл присущ темно-зеленому цвету. Последний ассоциируется с лесом, в котором обитают ведьмы и другие злые существа. Бледно-зеленый цвет, например, цвет шартрез, нередко используется больными шизофренией. Этот цвет вызывает у меня мысль об испепеляющем солнце, обесцвечивающем воды жизни. Практика показывает, что его наличие в рисунке является индикатором прекращения роста и развития и утраты энергетического потенциала. Хотя в бледных оттенках зеленого присутствует отцовский желтый цвет, он не ассоциируется с
поддержкой. Грязно-зеленый цвет можно считать противоположностью розового и, следовательно, носителем противоположных характеристик.
На наличие в рисунке любых оттенков зеленого цвета нужно обращать особое внимание.
Любопытно, что психотерапевты и медицинские сестры часто пользуются зеленым и желтым цветами при рисовании мандал. Я полагаю, что в данном сочетании желтый цвет выражает силу характера, проявляемую через заботу о других; зеленый же цвет в
- 71 - этом случае отражает способность оказывать другим поддержку. Зеленый, таким образом, свидетельствует о поддержке других, хотя прежде всего он ассоциируется со способностью заботиться о себе самом. Если зеленый цвет присутствует в большом количестве, это может указывать на некоторую ригидность или тенденцию к гиперопеке. Избыточное количество зеленого цвета требует пристального внимания, в особенности, если это характерно для мандал представителей помогающих профессий.
Перейдем к светло-голубому (или небесному) цвету. Для многих людей он символизирует воду как источник жизни и бескорыстную любовь матери, возможно поэтому он на многих рисунках обозначает деву Марию. Этот цвет также часто ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным и лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность. Любопытно, что некоторые мужчины используют этот цвет в сочетании с оранжевым. Такая комбинация указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло- голубой цвет) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый цвет) рассматривался как ее противоположность. Данное сочетание цветов может поэтому свидетельствовать об актуализации эдипального конфликта.
Теперь обратимся к темно-синему цвету. Исторически он принадлежал богине Кали, архетипу Великой Матери в его разрушительных проявлениях, символизируя чрево-могилу, идею о том, что все появившееся на свет должно умереть. Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. Она воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить.
Парадоксальным образом, однако, присутствие в мандале темно-синего цвета указывает на интуитивные способности. Этот цвет, таким образом, имеет и определенные положительные значения. Негативным же аспектом симбиоза с матерью являются паранойяльные тенденции или дефензивные проявления. Если в мандале присутствует темно-синий цвет, можно сказать ее автору, что у него имеются интуитивные способности, а также способность к эмпатии. Нелишне также спросить их о том, нет ли в их отношениях с матерью каких-либо проблем.
- 72 -
Многие алкоголики обладают заметной интуицией и повышенной чувствительностью, при этом они часто используют темно-синий цвет врисунках мандалы. Я полагаю, что страдающие аддиктивными расстройствами лица нередко принимают алкоголь и наркотики, чтобы блокировать стимулы, которые являются для них невыносимыми. Они прибегают к алкоголю и наркотикам как к средству контроля над неприятными эмоциями.
Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным, можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единоборство с драконом»: «Космический герой вступает в поединок с драконом, для того чтобы обрести независимость. Он побеждает дракона, воплощающего собой архетип Великой Матери, тем самым освобождая себя и свое сознание от ее доминирования» (Neumann, 1970, р. 315).
Данные два цвета — красный и синий, — указывающие на борьбу за независимость и преодоление симбиотической зависимости, являются в то же время составными частями темно- фиолетового цвета, символизирующего мать в образе царственной особы. Чтобы стать самим собой, человек должен отделиться от матери и ее темных аспектов (ассоциирующихся с драконом). Когда это отделение происходит, он начинает более активно использовать красный, голубой и желтый цвета. Время единоборства с драконом — это интервал от 16 до 25 лет. Если человек не победил в этом единоборстве, темно-фиолетовый цвет сохраняется в его рисунках даже в зрелом возрасте.
Наконец, коснемся сиреневого цвета или цвета лаванды. Этот цвет нередко используется при изображении таких форм, которые напоминают языки пламени и исходят от неких
мифологических существ. Данный цвет, как правило, символизирует единство с божественной матерью и мистические переживания. К положительным аспектам сиреневого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью. Этот цвет может также передавать опыт нового рождения. Сиреневый, цвет является результатом соединения голубого цвета — цвета положительного материнства с розовым — цветом сублимированной сексуальности.
Сливаясь, они производят сиреневый цвет.
Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встречается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями. Кроме того, он может указывать на асфиксию, имевшую место при рождении. Похожего бледно-го
- 73 - лубого цвета бывают младенцы, перенесшие асфиксию, и губы страдающих одышкой больных.
Таким образом, сиреневый цвет определенным образом связан с дыханием. Когда он присутствует в мандале проходящих LSD-терапию пациентов, это может указывать на возникновение них проблем с дыханием в ходе сессий с использованием LSD.
Ябы также хотела обратить внимание на связь сиреневого цвета с религиозными и мистическими переживаниями. Когда он присутствует в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, религиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духов- ного опыта.
Особым смыслом в изображениях мандалы обладают радужные переливы или множество цветов, расположенных в определенной последовательности. Они могут иметь как положительное, так и отрицательное содержание. Так, например, мандалы, в которых все цвета изображены без какого-либо порядка, могут отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства «я». Однако те же изображения, в случае, если им на смену впоследствии приходит более упорядоченное расположение цветов, могут указывать на положительные переживания экстатического характера. Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того процесса, который, предполагая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности.
Больные шизофренией часто используют цвета таким образом, что их рисунки вызывают ощущение дезинтеграции. Изображения радуги в этом случае имеют негативное содержание, указывая на распад личности. Аналогичное значение могут иметь изображения радуги в рисунках пациентов с пограничными расстройствами.
Наличие у пациента конфликтных отношений с родителями психотерапевт может определить потому, какие цвета использует пациент при создании мандалы. Так, например, если у женщины имеются напряженные отношения с матерью, она может при создании своей мандалы вначале использовать темно-синий цвет. Когда же ей удастся установить хорошие отношения с женщиной-психотерапевтом, в ее мандалах может появиться небесно-голубой цвет, указывающий на положительный опыт общения со значимым для нее лицом женского пола. Аналогичный процесс будет характерен для мужчины, который при создании своей первой мандалы использовал грязно-желтый цвет, указывающий на неразрешенный конфликт в его отношениях с отцом.
- 74 -
В ходе психотерапии, проводимой мужчиной, выступающим для пациента в качестве примера хорошего отца, такой пациент постепенно начнет использовать ярко-желтый цвет, указывающий на установление новых, положительных отношений с родительской фигурой, каковой является психотерапевт.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом