Главная страница

Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005


Скачать 2.22 Mb.
НазваниеДиагностика в арт-терапии. Метод Мандала . Под редакцией А. И. Копытина спб. Речь, 2005
АнкорKopytin_A_I__Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
Дата17.05.2018
Размер2.22 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40455
страница8 из 12
Каталог

С этим файлом связано 43841 файл(ов). Среди них: и ещё 43831 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Использование
мандал
в
терапии
в
сочетании с
психоделическими
препаратами
*

В Мэрилендском психиатрическом центре мандалы также использовались в ходе лечения пациента, страдающего алкоголизмом. В терапии были применены психоделические препараты в сочетании с конвенциональной психотерапией. Лечение проводилось врачом Франческо Ди Лео, а
Джоанна Келлогг, так же как и в предыдущем примере, интерпретировала мандалы, получая минимальную информацию о клиенте.
________________
* Франческо Ди Лео и Джоанна Келлогг.
- 85 -
Клиентом был 36-летний рабочий по имени Джон, создавший за период лечения семь мандал. Они имели более схематичный характер, чем рисунки Черил. Три мандалы приводятся и обсуждаются в этой статье с тем, чтобы показать, что даже на основе столь скудной графической продукции арт-терапевт может сделать весьма точные психологические заключения.
В период, о котором идет речь, Джон был повторно госпитализирован и проходил лечение в отделении, специализирующемся на аддиктивных расстройствах. В прошлом он многие годы злоупотреблял алкоголем. Незадолго до помещения в это отделение он развелся с женой после 15 лет семейной жизни. Он винил себя и свое пристрастие к алкоголю в том, что потерял все, что обрел за свою жизнь: жену, детей, дом и работу. В течение длительного времени он не считал пьянство своей проблемой, однако признавал, что всю свою жизнь он считал себя хуже других, а потому, будучи трезвым, отличался пассивностью и слабохарактерностью. Лишь в состоянии опьянения он мог выражать свой гнев, проявляя насилие в отношении жены и испытывая затем чувство вины и раскаяния. Он вспоминал, что повторное замужество его матери, когда ему было
11 лет, вызвало в нем чувства отверженности и предательства, очень напоминавшие те чувства, которые он переживал в настоящий момент в связи с разрывом отношений с женой.
Длятого чтобы сравнить мнение арт-терапевта со своим мнением и заключениями других специалистов, еще до начала лечения врач попросил Джона нарисовать мандалу (рис. 19). Этот рисунок был проинтерпретирован следующим образом: «Данный рисунок является классическим примером эмбриональной регрессии, характерной для алкоголизма. Ее центром является лабиринт, изогнутый влево (в сторону бессознательного), что подтверждает феномен регрессии.
При этом используется темно-синий цвет, указывающий на негативный опыт общения с матерью и в то же время наличие симбиотической зависимости от нее, несмотря на исходящую от нее угрозу. Композиция в целом характеризуется бесформенностью, что говорит о беспомощности и незащищенности автора рисунка. Синие линии окружены розовыми, что указывает на трудности в выражении гнева. Все линии извилистые, что характерно для пассивно-агрессивного стиля реагирования».
- 86 -
Рис. 19. Джон: рисунок № 1

Данная интерпретация практически полностью повторяла заключение, сделанное на основе психологического обследования клиента с применением диагностических интервью и батареи тестов.
После трех недель подготовки Джон получил первую высокую дозу психоделического препарата, в результате чего он пережил опыт рождения, которое протекало с большим трудом.
Он отметил большое сходство между тем, насколько трудно это происходило, и тем, как он ощу- щает себя в реальной жизни: он всю жизнь напряженно работал, стараясь чего-то достичь и, в конце концов, так ничего и не достигая.
После нескольких сессий конвенциональной психотерапии, в ходе которых основной акцент делался на достижении инсайта и уяснении связи сделанных ранее Джоном наблюдений с его текущей жизненной ситуацией, он нарисовал свою третью мандалу (рис. 20). Интерпретация этого рисунка арт-терапевтом была следующей: «Знак вопроса в центре мандалы словно связан с попыткой автора рисунка понять, кем же он является на самом деле. Мандала чем-то напоминает матку. По сравнению с первым рисунком, расположение цветов на этой мандале совершенно иное: теперь красный цвет расположен внутри, а синий — снару-
- 87 -
Рис. 20. Джон: рисунок № 2
жи, что указывает на связь чувства гнева с начальной стадией развития. Слегка изогнутые линии розового цвета, направленные вовне, указывают на потребность в эмоциональной зависимости.
Они изогнуты влево, что свидетельствует о регрессивном характере этой потребности».
Данная интерпретация мандалы, будучи весьма краткой, удивительно точно отражает наиболее значимые аспекты психоделического опыта и те результаты, которые за ним последовали.
После следующей сессии психоделической терапии, когда пережитый Джоном новый опыт рождения был еще более мучительным, состоялись пять сессий конвенциональной психотерапии.
Теперь Джон пребывал в состоянии крайней нерешительности — как в отношении дальнейшего лечения, так и в плане воссоединения со своей семьей. Психоделический препарат был при этом использован в последний раз, что привело к улучшению настроения Джона и помогло ему более ясно осознать свое положение. В конце сессии он признался, что всегда воспринимал свою жену, словно она была его матерью.
План лечения, с учетом того, что нами исследовалась эффективность психоделической терапии в качестве варианта краткосрочного, интенсивного лечения, предполагал ограниченное число сессий; поэто-
- 88 -
му мы должны были завершить свою работу с Джоном. Он смог достичь определенного улучшение в состоянии, однако его проблемы требовали дальнейшего воздействия.
Интерпретация седьмой мандалы (рис. 21), созданной незадолго до выписки Джона из больницы, отражает результаты психотерапии: «Мы видим здесь прямые линии в виде стрел, направленные вовне, что указывает на существенный прогресс. Можно констатировать ослабле- ние страхов, в особенности страха внешнего осуждения. Налицо более экстравертированная ориентация. Автор рисунка движется во всех направлениях сразу и в то же время хорошо защищен внешними границами круга. Мне бы, однако, хотелось видеть больше желтого цвета. Здесь мы уже видим мужчину, но мужчину без достаточного чувства собственного достоинства. Красные направленные вовне стрелки приближаются к зеленому кругу. Темно-синий цвет, указывающий на негативные переживания, связанные с матерью, уже не присутствует в таком количестве, как прежде; он включен в зеленый цвет, который ассоциируется с людьми в целом, но не с матерью.
Теперь перед автором рисунка стоят совершенно новые задачи».
Рис. 21. Джон: рисунок № 3
- 89 -
Данный случай также подтверждает ценность мандалы в качестве средства первичной диагностики и оценки изменений в ходе психотерапии. Вполне вероятно, что мандала сможет дать еще больше ценной информации, если арт-терапевт будет присутствовать рядом с клиентом в процессе рисования и пользоваться иными материалами психотерапевтической работы. Однако метод интерпретации мандал необходимо систематизировать, чтобы диагностика и оценка стали доступны не только специалистам с особыми интуитивными способностями.
Мандала
в
качестве
инструмента
психотерапии
:
клинический
пример
*
С юнгианской точки зрения символы отражают отношения между сознанием и бессознательным, а потому доступны для восприятия любого человека. Они включают как положительные, так и отрицательные значения и сами по себе не могут являться однозначными признаками патологии.
Идея о том, что символы включают универсальные и личные содержания, основана на сравнительных исследованиях символических образов, характерных для доисторических, примитивных и зрелых культур. В истории мандала всегда выступала в качестве символа психической интеграции; она отражает не только актуальное состояние личности, но и потенции ее развития. Поэтому посредством интерпретации архетипического содержания мандал можно оценить сильные и слабые стороны «я». Как и при интерпретации сновидений, объяснение паци- ентом содержания символов позволяет прояснить личное содержание универсальных образов.

Личность проявляет себя в мандалах таким образом, что арт-терапевту надо приложить определенные усилия, чтобы понять их смысл. Причины психологических проблем клиента могут быть обнаружены в мандалах еще до того, как пациент их осознает, и часто до того, как психотерапевт или иной специалист, занятые лечением клиента, смогут разобраться в его состоянии. Использование арт-терапевтом манда-
________
* Маргарет Мак Рэ.
- 90 - лы налагает на него высокую ответственность и в то же время наделяет его большими возможностями — все это, как правило, характерно для юнгианского аналитика.
Условия, в которых я работаю, и контингент моих пациентов налагают на меня определенные ограничения. Я использую арт-терапию в основном с острыми и хроническими психиатрическими пациентами, лечение которых сводится, главным образом, к приему лекарств и терапии занятостью или терапии средой. Я предлагаю этим пациентам рисовать мандалы в качестве формы самоисцеляющей практики. Часто создание первой мандалы знаменует собой начало арт-терапевтической работы. Я объясняю пациенту, что это не требует от них предше- ствующего опыта изобразительной деятельности или способностей к рисованию.
В зависимости от моих первых впечатлений от пациента, я в одних случаях даю им краткую инструкцию следующего содержания: «Начните рисовать в центре круга и затем создайте в нем определенное изображение». В других случаях я могу дать пациенту более подробные разъяснения относительно того, что ему следует делать, как например: «Мы используем в психотерапии круг, называя его мандалой, потому что круг — это символ космического порядка и того порядка, который присутствует в самом человеке. Я предлагаю вам найти в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра — вашего центра, — изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое, поэтому, когда вы закончите рисовать, мы вместе обсудим вашу мандалу».
Когда имеется достаточно времени и у меня создается впечатление, что пациент обладает достаточно сильным Эго, я инициирую периодически возобновляющийся диалог, используя при этом ту или иную доступную для понимания пациента лексику. При этом я пытаюсь донести до него представления о возможности психологических измене-
- 91 - ний и роста и достижения психической целостности. Я пытаюсь использовать такой язык, который способен помочь пациенту лучше понять самого себя благодаря анализу созданных им мандал.
Те вопросы, которые я при этом задаю, и мои комментарии основаны на идеях и принципах юнгианского анализа и исследованиях содержания символических образов, а также на результатах предпринятого Джоанной Келлогг изучения диагностических возможностей личных* мандал и теории цвета Макса Люшера.
Роджер
Следующий клинический пример, по моему мнению, достаточно необычен, поскольку он охватывает психотерапевтический процесс продолжительностью в 18 месяцев и в силу того, что пациент оказался готовым к весьма глубокой работе. Когда я начала с ним работать, он уже проходил гештальт-терапию и продолжал ее в течение всего времени, пока рисовал мандалы.
Пациент — 20-летний молодой человек по имени Роджер. Его направил для прохождения открытых арт-терапевтических сессий, проводимых мной на базе больницы Св. Иосифа (г.
Патерсон, штат Нью-Джерси), гештальт-терапевт, включивший Роджера в психотерапевтическую группу, работающую в рамках программы дневной поддержки. Прежде чем гештальт-терапевт привел Роджера ко мне, он рассказал мне об истории жизни Роджера и симптомах его заболевания.
Роджер был вторым ребенком в семье из трех детей, воспитываемых матерью. Его отношение к ней было противоречивым, хотя он был к ней очень привязан. Он тяготился
высокими требованиями, которые она к нему предъявляла. В школе у него появились приступы сильной тревоги, которые еще более усилились в период обучения в колледже, из-за чего он вынужден был даже оставить учебу. Он начал посещать психотерапевта в возрасте 18 лет. Он жаловался, главным образом, на повышенную тревожность и, в частности, на страх того, что окружающие заметят, как он навязчиво смотрит на женщин.
_____________
* Личные мандалы, в отличие от ритуальных, создаются не спонтанно, а на основе определенной инструкции. Ритуальные же мандалы включают трансперсональный смысл и являются средством развития сознания. Если использовать юнгианские понятия, то можно сказать, что личная мандала связана с фокусировкой на Эго, в то время как ритуальная — на Самости.
- 92 -
В арт-терапевтическом кабинете в течение многих сессий Роджер одиноко сидел с опущенной головой, избегая встречаться со мной взглядом. Он также избегал общения с другими пациентами, принимавшими участие в занятиях. В конце концов он поддался моим уговорам и начал рисовать, испытывая чувство гордости за созданные им рисунки и установив при этом со мной доверительные отношения.
В этой части статьи я приведу комментарии Роджера к его рисункам и свои собственные интерпретации его мандал. И сами мандалы, и комментарии Роджера в значительной степени помогали мне определить степень интенсивности психотерапии и то, в каком направлении она должна идти.
Первая созданная Роджером мандала (рис. 22) отражает опыт гештальт-терапии с характерной для нее сознательной фокусировкой на чувствах и их трансформации в образы.
Роджер пояснил, что его рисунок передает чувство одиночества: на нем изображен окруженный водой остров. Не видно ни моста, ни корабля, которые помогли бы Роджеру выбраться с этого острова. Я указала ему на зеленые и коричневые оттенки, которыми раскрашен остров, заявив, что они могут указывать на потенциал развития. Затем мы обсудили жизненные цели и интересы
Роджера и то, что ему следует предпринять, чтобы построить мост или корабль, с помощью которых он смог бы достичь того, что ему нужно.
Рис. 22. Роджер: рисунок 1
- 93 -
Интерпретация архетипического содержания мандалы, представленной на рисунке 8, позволила мне понять то, что в психическом развитии Роджера имелась остановка, в связи с чем его проблемы вряд ли могли быть в настоящее время решены в психотерапии напрямую.

Изображенный на мандале Роджера остров напоминает дракона. И дракон, и вода связаны с архетипом Великой Матери и отражают основной комплекс Роджера. Он остановился на матриархальной стадии развития и продолжает пребывать во внутриутробном состоянии, что следует, конечно же, понимать в переносном смысле, хотя его мать по-прежнему о нем заботится.
Роджер опасается регресса — как в смысле усиления зависимости от матери, так и в смысле усиления влияния на его психическую жизнь со стороны бессознательного. Учитывая то, что в этом состоянии его сексуальная идентичность дифференцирована явно недостаточно, его мандала свидетельствует о его психосексуальной незрелости.
Мандала обычно характеризует не только различные аспекты сознания, но и бессознательного. Представленная на рисунке 8 мандала позволяет понять следствия чрезмерной зависимости Роджера от матери. Присутствие в рисунке второго значимого элемента, расположен- ного в стороне от центра, можно связать с тенью. Этот элемент раскрашен коричневыми и рыжими оттенками и, по всей видимости, отражает подавляемое пациентом чувство собственной неполноценности. Это, однако, отчасти компенсируется гордостью Роджера, которая сама по себе играет положительную роль, но в то же время мешает ему предпринимать активные действия, чреватые возможным провалом. В мандале отсутствует активный, связанный с самоутверждением красный цвет; вместо него имеется розовый цвет, указывающий на пассивность. Отсутствует и желтый цвет надежды (ассоциирующийся с отцом и сознанием — logos). Отец Роджера умер, когда Роджеру было 15 лет. Он характеризовал отца как строгого человека. Композиция в целом достаточно четко организована и характеризуется относительно высокими эстетическими качествами, а ее границы ясно очерчены.
Представленная на рисунке 23 мандала была создана спустя неделю и свидетельствует о состоянии тревоги или даже паники. Наполняющие ее воды пребывают в активном движении, напоминают змей и выглядят довольно угрожающе. То, что на предыдущем рисунке выглядело как остров, расположенный в центре, на этой мандале смещено в
- 94 -
Рис. 23. Роджер: рисунок № 2 сторону и защищено оградой из колючей проволоки. Он оттесняет к краю мандалы напоминающую фонтан или гейзер фигуру, которая может ассоциироваться с исцеляющими силами. Тень же смещена влево.
Создавая этот рисунок, Роджер выглядел подавленным и мало говорил. Он лишь заявил, что нуждается в прочном заборе, которым бы мог себя окружить, добавив, что мог бы поместить за этот забор и меня, за что я выразила ему свою благодарность.
Представленная на рисунке 24 мандала была создана несколько недель спустя. В это время
Роджер был представлен гештальт-терапевтом новому специалисту-женщине. Как сообщил

Роджер, основной задачей психотерапии, согласованной вместе с новым специалистом, стало отреагирование длительно подавляемого гнева.
Эта мандала очень интересна. Впервые появляется красный цвет, располагаясь на периферии, возле границ мандалы. Тень, также раскрашенная оттенками красного цвета, стала больше и теперь угрожает центру, который представлен в форме цветка с радужными лепестками, тянущимися к воде, которая значительно уменьшилась в размере. Мы говорили с Роджером о гневе и силе характера и их взаимосвязи. Я по-
- 95 -
Рис. 24. Роджер: рисунок № 3
советовала ему продолжать развивать в себе те качества его интровертированной личности, которые символизирует расположенный в центре мандалы цветок. Эти качества проявились и в его тщательно выполненных рисунках, и в любви к истории и литературному творчеству.
Представленное на рисунке 25 изображение было создано по моей рекомендации: я попросила Роджера отреагировать свой гнев на бумаге. Круглая форма появилась спонтанно, в результате попыток Роджера как-то ограничить энергичные линии красного и оранжевого цветов, которые были готовы выйти из-под его контроля. В конце концов он сознательно нарушил границы круга, резко прочертив диагональ. Прошло еще несколько месяцев, прежде чем Роджер оказался готов в ходе работы со своим основным психотерапевтом выразить свой гнев на физическом уровне путем битья подушки.
Представленная на рисунке 26 мандала, созданная несколько недель спустя, по-видимому, отражает реакцию Роджера на пугающую его встречу со своей тенью. Роджер вновь пытается вернуться во внутриутробное состояние и защитить себя от того, что прорывается и снаружи, и изнутри.
- 96 -

Рис. 25. Роджер: рисунок № 4
Рис. 26. Роджер: рисунок № 5
- 97 -
Следующие рисунки отражают борьбу Роджера за самоопределение. На них уже не видно того элемента, который символизирует тень. Одним из них является мандала, представленная на рисунке 27. Ее композиция сложна и динамична. Многие элементы изображения словно борются друг с другом, пытаясь захватить центр. Видна лента, проходящая через все пространство мандалы и придающая ей объемный характер, из-за чего мандала чем-то напоминает земной шар, что указывает на то, что она отражает подлинное «я» автора рисунка. Это свидетельство развития самосознания Роджера побудило меня обсудить с ним то, как мы воспринимаем глубину пространства в рисунке. Это также побудило меня порекомендовать Роджеру более активно устанавливать отношения с другими людьми, хотя это предполагало определенный риск,
аналогичный тому, который возникал в процессе экспериментов Роджера с рисунком, когда, пытаясь передать объем, он должен был доверять своей руке и зрению.
Рис. 27. Роджер: рисунок № 6
- 98 -
Намного позже, в соответствии с моей особой инструкцией, Роджер нарисовал мандалу, представленную на рисунке 28. Я объяснила ему, что в мандале, так же как в природе и в нас самих, красота связана с равновесием и что круг может быть очень красив, когда он заполнен симметричными формами. Я предложила Роджеру создать в круге симметричную композицию и при этом уравновесить прямые и извилистые линии.
Созданная Роджером композиция открыта и пластична; ее центр напоминает драгоценный камень как по форме, так и по цвету. В ней отсутствует красный цвет, однако больше желтого и фиолетового цветов, чем раньше, свидетельствуя о том, что проявления творчества могут, по- видимому, компенсировать все еще неразрешенные комплексы. Прямые линии слегка изогнуты, что указывает на влияние Эроса — фемининного принципа психической деятельности. Мы поговорили с Роджером о важности проявления творческого начала, независимо от того, в какой форме оно реализуется.

Рис. 28. Роджер: рисунок № 7
- 99 -
Изображенная на рисунке 29 мандала была создана незадолго до того, как Роджер завершил программу лечения. В рисунке полностью отсутствует синий цвет. Центр мандалы представлен крупным желтым крестом, на фоне которого виден более мелкий крест красного цвета. Центральная фигура имеет нечто, напоминающее лучи, которые раскрашены весьма гармонично и словно ее поддерживают. Композиция состоит из прямых линий, и это свидетельствует о том, что в рисунке впервые преобладает мужской принцип — принцип Логоса.
Роджер действительно в этот период стал более рационален и озабочен практическими вопросами. Он искал работу и собирался продолжить свое образование. Мандала свидетельствует о том, что он находится на перепутье. Отсутствие извилистых линий и синего цвета в рисунке свидетельствует о том, что он действительно изменился, однако теперь имеется опасность фиксации на противоположных качествах, что предполагало бы односторонность. Роджер не может отменить принцип Эроса, хотя и может временно подавить его в своем рисунке. В то же время он может добиваться большей интеграции своей личности, что всегда очень значимо в случае высокодифференцированного сознания.
Рис. 29. Роджер: рисунок № 8

- 100 -
Роджер пояснил, что эта мандала отражает его надежды на будущее. В настоящее время он имеет работу, учится в колледже и посещает психотерапевтическую группу.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов
связь с админом