Главная страница

Дорогие родители нормальное развитие речи предполагает, что к первому году жизни ребенок может сказать около 10 простых слов, например ав-ав , дай, на и т


Скачать 95.19 Mb.
НазваниеДорогие родители нормальное развитие речи предполагает, что к первому году жизни ребенок может сказать около 10 простых слов, например ав-ав , дай, на и т
АнкорBatyaeva_S_V_Savostyanova_E_V_Albom_po_razvi.pdf
Дата11.05.2017
Размер95.19 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBatyaeva_S_V_Savostyanova_E_V_Albom_po_razvi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#18218
Каталог

С этим файлом связано 40752 файл(ов). Среди них: и ещё 40742 файл(а).
Показать все связанные файлы
МОСКВА
•РОСМЭН*
2009
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ Нормальное развитие речи предполагает, что к первому году жизни ребенок может сказать около 10 простых слов, например «ав-ав», дай, на и т. п, к двум годам активный словарь малыша составляет уже около 300 словак трем — достигает 1000 слов. Если речь вашего ребенка развивается без задержки, то эта книга предложит вами малышу много интересных упражнений, которые улучшат его слуховую память и фонематическое восприятие, скоординируют мышцы речевого аппарата, расширят словарь, сделают речь яркой, эмоциональной, выразительной. Если же речевое развитие вашего малыша отстает от возрастной нормы, этот альбом поможет преодолеть отставание. Предложенная авторами методика была проверена на детях с различными речевыми нарушениями и показала хорошие результаты. Альбом представляет собой комплексную систему занятий по развитию речи. На начальном этапе вы сможете определить, насколько точно ребенок понимает обращенную к нему речь. Пальчиковые игры, артикуляционная и дыхательная гимнастики помогут развить навыки, без которых невозможен процесс формирования речи. Игры и упражнения позволят малышу шаг за шагом научиться произносить звуки и слова, говорить фразами и короткими предложениями. Последовательно выполняя задания из приложения, малыш познакомится с основными цветами и сможет различать их. Для того чтобы занятия приносили пользу и чувство удовлетворения, необходимо соблюдать несложные правила занимайтесь в хорошо проветренном помещении, продолжительность занятий — 5-15 минут. А самое главное — вы и ваш малыш должны быть в хорошем настроении, тогда эти занятия помогут вам стать еще ближе друг к другу. ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ
ПОКАЖИ, ГДЕ. Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите его Где мячик Покажи. Если малышне справляется с заданием, возьмите его пальчики найдите картинку вместе, обязательно приговаривая Вот мячик. Если это задание вызывает трудности, возьмите 3-4 объемные игрушки и поиграйте подобным образом. Важно, чтобы малыш начал понимать вопрос где и просьбы покажи, дай.
ЧАСТИ ТЕЛА Попросите малыша показать, где у куклы рука. (Когда ребенок покажет руку куклы, попросите его показать свою руку) Подобным образом показываем ноги, нос, рот, уши — на кукле, а потом обязательно находим эти части тела у малыша. Если задание вызывает затруднения, возьмите объемную куклу и найдите у нее руки, ноги, голову, глаза, уши, нос, рот. ГЛАЗА НОС РОТ ГОЛОВА УХО РУКА НОГИ
Теперь задание усложняется. Рассмотрите картинки, попросите найти мышку, зайчика, мишку, поросенка. Затем попросите малыша показать хвосту мышки, уши у зайчика, глаза у медведя, носу поросенка. В случае затруднения выполните задание на объемных игрушках.
Расширяем словарный запас за счет глаголов. Попросите малыша найти картинки, где девочка ест, качается, спит, моет руки. ЧТО ДЕЛАЕТ ДЕВОЧКА
ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЬЧИК Найдите с малышом картинки, где мальчик плачет, одевается, играет в мяч, рисует.
Рассмотрите картинки и попросите малыша Покажи, где шапка, телефон, кровать, ложка и т. д. После того как вы убедитесь, что ребенку знакомы нарисованные предметы, спросите его, рассматривая первый ряд (остальные картинки закройте бумагой Что нужно, чтобы есть кашу Покажи, На чем ты будешь спать, Чем можно рисовать. ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ. Задайте вопросы к этим картинкам Что нужно взять, когда идет дождь, Чем можно копать, Чем будем резать бумагу.
Спросите малыша Что можно надеть наголову, Что нужно, чтобы вымыть ручки, Во что мы будем играть. Задайте вопросы Что нужно, чтобы позвонить, почистить зубы, подмести пол
Упражнения помогут развить координацию движений вашего малыша. Они научат ребенка сочетать движения со стихотворным текстом и повысят его эмоциональный настрой.
Улыбнись-нахмурься Возьмите зеркало. Улыбнитесь вместе с вашим малышом. Покажите, какой он славный. А теперь нахмурьтесь. Повторите раза.
Тучки-солнышки Сожмите пальчики в кулачки — это тучки. А теперь поднимите вверх ручки с раскрытыми пальчиками — это
«солнышки». Мы потопаем немножко топ-топ-топ топаем, Мы похлопаем немножко хлоп-хлоп-хлоп хлопаем в ладошки, А теперь мы повернемся поворачиваемся вокруг себя) И все вместе улыбнемся улыбаемся друг другу и обнимаемся. Бабочка летела, летела, на цветочек села бегаем по кругу, садимся на корточки, Крылышки сложила ручки на коленочки, Деток покормила ладошки вместе, подносим корту, говорим «ням-ням»). Зайка скок-скок-скок, Мишка топ-топ-топ, Белка прыг-прыг-прыг, А лисичка хлоп-хлоп.
Вот идет колючий еж топаем, идем по кругу, Он на елочку похож руки вверх, пальчики растопырены, Все грибочки еж собрал наклоняемся, собираем грибочки, И домой он зашуршал идем, шурша по полу. Мышка в норку забежала ручки вместе, пробегаем по кругу и садимся, Рядом кошку увидала ручки на головке, как ушки у кошки.
— Ой Ой Ой — сказала мышка. — Я боюсь обнимаем себя руками.
— Не трусь, малышка Будем мыс тобой дружить, Песни петь и суп варить. Котик выпил молока высовываем языки изображаем, как котик лакает молоко, Откусил он пирога ладошки вместе — котик кушает, Лапки вытер вытираем лапки, Нос помыл моем нос, Мяу Мяу — говорил.
Тук-тук-тук! Строим дом кулачком стучим по кулачку, Дом высокий руки вверх вытянуть, Дом с окном руки вместе и развести в стороны, Сострой крышей и трубой руки в виде крыши. В доме я живу с тобой обнимаемся ).
Для того чтобы малыш начал говорить и впоследствии быстрый темп развития речи не спровоцировал заикание, необходимо делать дыхательные и артикуляционные упражнения. Старайтесь выполнять эти упожнения не реже 3-4 разв неделю в течение 2-5 минут, повторяя каждое упражнение 2-
3 раза. Помните, что в раннем возрасте вашему малышу через каждые 5-7 минут нужна смена деятель- ности.
Мишкг Ручки з стороны. Идем вперевалочку, как мишка, и говорим Ух. Ух Слон Руки сложены вместе и вытянуты вперед (изображаем , хобот слона. Несколько раз наклоняемся вперед, а затем выпрямляемся. На каждый наклон говорим поочередно один из слогов «ха»,«хо», «ху», хи. Цветочек Подносим к ребенку воображаемый цветочек. Вдыхаем носиком и говорим Ах Шарик Ладошки малыша плотно прижаты друг к другу. Говорим
«Ш-Ш-Ш» — и ладошки расходятся, показывая, как надувается шарик. Вот какой шарик получился
Машинка Нарисуйте на листе бумаги дорожки прямую, волнистую ив виде восьмерки. Возьмите маленькую машинку. Вместе с малышом провезите машинку по дорожке, произнося при этом «А-А-А», затем ООО, «У-У-У», «И-И-И» — и сливая два гласных А, АУ, три гласных «А-О-У» — и все четыре гласных звука «А-О-У-И». Волшебник Теперь ваш малыш ста- нетнастоящим волшебником. Взмахните руками и задержите их наверху. Теперь плавно опускайте их и повторяйте «М-М-М-А». Продолжайте игру, повторяя «М-М-М-О»,
«М-М-М-У», «М-М-М-Ы». Свеча Держите перед ребенком зажженную свечу. Попросите малыша задуть ее. Каждый раз увеличивайте расстояние между ребенком и свечкой. Второй вариант игры нарисуйте на тонкой бумаге свечку с пламенем и вырежите ее. Попросите малыша дуть на бумажную свечку, чтобы пламя колыхалось. Комарик Попросите малыша приподнять указательный пальчики выполнить спиралевидные движения, изображающие полет комарика. При этом малыш произносит «3-3-3». Упражнение заканчивается хлопком в ладоши Поймали комарика
Одуванчик Подуйте с малышом на одуванчики посмотрите, как красиво летят его парашютики. Два медведя Попросите ребенка пропищать тоненьким голоском, как маленький мишка «Э-Э-Э». А теперь басом, как большой мишка
«Э-Э-Э». Любимая игрушка Вместе с малышом погладьте его любимую игрушку (кошку, мишку и т. п, проговаривая «А-А-А», ООО, «У-У-У», а затем сливая звуки «А-О-У». Насос Руки соедините в локтях, пальчики сожмите в кулачки, наклоняйтесь впереди при этом произносите долгий звук
«С-С-С».
Тренировать пальчики малыша можно уже с шести месяцев, ведь это стимулирует развитие ребенка. В раннем возрасте такая тренировка представляет собой массаж кистей руки пальцев малыша. Улитка Улитка, улитка, улитка ползет. Улитка (имя ребенка) подарки везет. Держите ладошку ребенка открытой и своими пальцами рисуйте спираль от середины ладони малыша до основания пальцев) Котик Есть у котика на лапках Очень острые царапки. Сжимайте в кулачки и разжимайте пальцы сразу обеих рук) Кораблик Кораблик плывет по речке, На воде оставляя колечки. Соедините ладони вместе и поднимите вверх большие пальцы. Изображая кораблик, двигайте кистями рук в разных направлениях вперед, в сторону, прокладывая курок) Колокольчик Колокольчик растет, к солнцу тянется, И бутон его распускается. Соедините кисти рук вместе. Медленно поднимая руки вверх, разъедините пальцы, не разъединяя ладони)
Эти упражнения помогут улучшить подвижность губи языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и целых слов. Дом Представьте, что ротик вашего малыша — это дом. Постучите пальчиком по щечке «Тук-тук», — и ротик малыша открывается Дверки дома открылись. Говорим Пока Пока, — и ротик закрывается. Окошечко Открываем ротик, произнося звук О. Удерживаем рот в этом положении в течение 3-5 секунд. Вкуснятина Приоткрываем рот, облизыве ем верхнюю губу, а затем нижнюю. Лопаточка Широкий язык высунут иле жит на нижней губе. Держим язычо в таком положении 5-10 секунд.
Блинчик Высовываем язычок и губками шлепаем по нему, проговаривая «Пя- пя-пя». Волшебные дверки Укажите малышу на его губки. Скажите «Раз-два-три», — и губки улыбаются. Затем снова повторяем «Раз-два- три, — и губки вытягиваются вперед. Качели Широко открываем рот и, улыбнувшись, кладем кончик языка за нижние зубы, а потом поднимаем егоза верхние зубы. Пузырь Надуваем щечки, пальчиками • с двух сторон дотрагиваемся дощечек и сдуваем пузырь. Чистые зубки Улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по нижним зубами чистим их. Дудочка Сильно вытянув губы вперед, поем с малышом «Ту-ту-ту, ду-ду-ду». Следите, чтобы губы не размыкались.
Вместе с малышом рассмотрите картинки и попросите его Покажи, где девочка плачет. В случае затруднения укажите пальчиком ребенка на нужную картинку Вот девочка. Девочка плачет «А-А-А». Давай скажем вместе "А-А-А"». Потяните долго звук А. Даже если ребенок не сможет с первого раза повторить завами, обязательно похвалите его Да, молодец. "А-А-А"». Возвращайтесь к упражнениям снова и снова, и малыш, глядя на вашу артикуляцию, научится повторять эти звуки.
Рассмотрите картинки и попросите ребенка Покажи, где кошка. Кошка говорит МЯУ. Давай вместе скажем "МЯУ. Если малышу вместо МЯУ удастся произнести «МЯ» или «МЬ», это очень хорошо, обязательно похвалите его Да, молодец. "МЯУ. Затем переходите к другой картинке Посмотри цыпленок. Давай скажем "ПИ-ПИ"». КТО ТАК ГОЛОС ПОДАЕТ
Рассматривая с малышом картинки, задавайте ему вопросы Где часики Покажи. Как часики идут Давай скажем "Тик-так"». ИГРА ПОВТОРИ ЧАСИКИ ИДУТ ТИК-ТАК. САМОЛЕТ ЛЕТИТ У-У-У. КОЛОКОЛЬЧИК ЗВЕНИТ ДИНЬ-ДИНЬ. ЛОШАДКА СКАЧЕТ ЦОК-ЦОК. ДОЖДЬ КАПАЕТ КАП-КАП. ПОЕЗД ЕДЕТ ТУ-ТУ.
БАРАБАН СТУЧИТ БОМ-БОМ. ЛЯГУШКА КВАКАЕТ «КВА-КВА». ВОРОБЕЙ КЛЮЕТ «КЛЮ-КЛЮ». ПОРОСЕНОК ХРЮКАЕТ
«ХРЮ-ХРЮ».
:
ПОЗОВЕМ ГОЛУБЯ «ГУЛИ-ГУЛИ».
» ПОГРЕМУШКА ГРЕМИТ ДОН-ДОН
Расскажите вместе с малышом историю про мальчика Колю. Рассматривайте картинки и читайте короткие фразы, побуждая малыша повторять завами выделенные слова. Произносите эти звукоподражания каждый раз, когда ребенок гуляет, играет, ест, ложится спать, и очень скоро ваш малыш будет повторять их завами. РАССКАЖИ ИСТОРИЮ ЭТО КОЛЯ. КОЛЯ ИДЕТ ГУЛЯТЬ ТОП-ТОП. КОЛЯ СЕЛ НА КАЧЕЛИ И КАЧАЕТСЯ КАЧ-КАЧ. КОЛЯ ИГРАЕТ НА ДУДОЧКЕ ДУ-ДУ-ДУ. КОЛЯ ВЗЯЛ МАШИНКУ И ВОЗИТ ЕЕ ПО ДОРОГЕ БИ-БИ.
КОЛЯ ПОГУЛЯЛИ ПОШЕЛ ДОМОЙ «ТУК-ТУК. МАМА, ОТКРОЙ ДВЕРЬ. КОЛЯ РАЗДЕЛСЯ И ПОШЕЛ МЫТЬ РУКИ. ВОДИЧКА ЛЬЕТСЯ С-С-С. КОЛЯ СЕЛ ЕСТЬ «НЯМ-НЯМ». КОЛЯ УСТАЛИ ЛЕГ СПАТЬ БАЮ-БАЙ.
Следующий этап — введение в речь ребенка таких слов, как дай и на. Зная их, малыш сможет построить простые фразы, например Мама, дай, На би-би» и т. д. Предложите малышу поиграть в игру Дай игрушку. Разложите перед ребенком 3-4 игрушки, которые он может назвать, например машинка — «би-би», кукла — «ля-ля», мышка — «пи-пи», поезд — «ту-ту». Попросите малыша дать вам игрушку Маша, дай куклу, дай ля-ля». Ребенок дает куклу и старается вместе с вами произнести На, на ля-ля». На данном этапе все слова произносятся в именительном падеже, те. не Дай ля-лю», а Дай ля-ля». Затем вы с ребенком меняетесь ролями. Ребенок (вместе с вами) произносит Дай би-би». Выдаете машинку и говорите На би-би». Более сложный вариант игры — перед ребенком разложены не игрушки, а их изображения картинки.
Музыкальные инструменты Положите перед ребенком колокольчик. Покажите, как он звенит. Спросите Что звенит Ребенок показывает. Спрячьте колокольчик за ширму, снова позвените, спросите Что звенит — и откройте ширму. Ребенок показывает на колокольчик. Далее возьмите погремушку. Игра строится аналогично. Затем предложите малышу обе игрушки. За закрытой ширмой позвените колокольчиком, откройте ширму малыш, видя колокольчики погремушку, должен определить, что звенело за ширмой. Кто как голос подает Положите перед ребенком 3-5 игрушек, которые он знает, как озвучить, например кошку, корову, собачку, малышку и т. д. Закройте свои губы листом бумаги и скажите Мяу- мяу. Спросите малыша Кто так голос подает Покажи. Попугайчик В этой игре ребенок — это веселый попугайчик, который любит повторять каждое слово. Предложите повторить завами слоги. Одинаковые
ТА-ТА-ТА
ВА-ВА-ВА
ТУК-ТУК Различающиеся согласным звуком
ТА-ПА
ПО-ТО
МУ-БУ Различающиеся гласными звуками ТАТУ МАМУ
СА-СИ
Наследующем этапе учим малыша произносить слова из двух слогов (проговариваем сначала один слога потом другой. Проще начинать со слов с одинаковыми слогами. КТО это МАМА ТАТА ПАПА ЛЯЛЯ БАБА НЯНЯ
Попросите ребенка сказать А, а затем «НЯ». Скажите, прохлопывая слоги АНЯ. Вначале малыш будет произносить имена с большой паузой А — пауза — «НЯ». Это нормально. У малышей словесная память еще недостаточно развита, им пока сложно запоминать и произносить два слога подряд. С каждым повторением пауза между слогами будет сокращаться, скоро ребенок сможет сам, без вашей помощи, произнести имена из двух слогов. КАК ТЕБЯ ЗОВУТ АНЯ ВАНЯ ТАНЯ ТОЛЯ КОЛЯ ОЛЯ
Отрабатываем имена на сюжетной картинке. Рассмотрите с малышом картинку. В произвольном порядке показывайте на изображения детей и называйте их по именам Маша. Повтори Маша. Подобным образом отрабатывается остальной материал. Используйте имена Паша, Даша, Ася, Вася, Галя, Вова. НАЗОВИ ПО ИМЕНАМ
К уже отработанному речевому материалу прибавляем слова ЭТО, ВОТ или ТУТ (в зависимости оттого, что у малыша лучше получается. Таким образом, соединив указательное слово с существительным, малыш произносит фразу НАЗОВИ, КТО ЭТО Это (тут, вот) Аня. Это Вова. Это баба. Баба Таня. Это деда. Деда Ваня. Это мама. Мама Катя. Это папа. Папа Дима. Это киса. Киса Муся.
Рассмотрите вместе с малышом картинки. Попросите его Найди, где КАЗА». Обратите внимание, что проговаривать слова (в этой и всех других играх) нужно так, как они слышатся пишем КОЗА, аре- бенка учим «КА-ЗА». После того как малыш показал нужную картинку, продолжайте Правильно, это
КАЗА. Давай скажем вместе "КА-ЗА"». Когда ребенок сможет легко произносить слово из двух слогов, включайте это слово в фразу ЭТО ВА-ДА», ЭТО ВАЗА и т. д. СКАЖИ ЭТО. ВОДА КОЗА ВАТА СОВА ДЫНЯ ВАЗА
НОТА МЫЛО ЧАСЫ МУХА ЛИСА РОЗА
Рассматриваем картинку и проговариваем Вот Аня. Вот Коля. Дети в лесу. Тут сова. (Находим, показываем) А тут кто (Показываем на уши зайца) Тут заяц (возможны варианты произношения «зая» или зайка. РАССКАЖИ ПО КАРТИНКЕ
Игра начинается с двух картинок, остальные пока закройте бумагой. Назовите с малышом, что изображено на картинках ЭТО КОСА. ЭТО БАБА. После этого попросите малыша отвернуться, асами закройте одну картинку. Спросите Кого нет Далее возьмите другую пару картинок и поиграйте аналогично. Затем увеличивайте количество картинок от трех до шести. ИГРА КОГО (ЧЕГО) НЕТ КОСА БАБА ТУЧА ЧАСЫ ЮЛА ЛИСА
Следующий этап — произнесение слов, состоящих из одного закрытого слога. Трудность этого этапа заключается в том, что последний звук в слове для ребенка будет равен еще одному слогу. Так, чтобы сказать слово МАК, ребенок произносит МА — пауза — К. Это естественный процесс. Пройдет немного времени, и малыш научится произносить целиком слова из одного закрытого слога. БАК РАК ЛУК ГУСЬ КОТ ДОМ
конь ПЕС СОК ДЫМ мяч ЛЕС

Чистоговорки и стихи специально разработаны и адаптированы для малышей, которые только- только начали говорить. Материал подобран таким образом, чтобы каждое слово в чистоговорках и стихотворениях малыш смог произнести сам.
Са-са-са, Зайка и лиса.
Ач-ач-ач, У Ани синий мяч.
Ду-ду-ду, Я домой иду.
Ва-ва-ва, Мышка и сова.
Ок-ок-ок, У Тани сок.
Но-но-но, Я открыл окно.
Ла-ла-ла, Наша Катя мала.
Оп-оп-оп, Оля с санок — хлоп
Та-та-та, Это бантику кота. Это мак, Это кот, Это мяч, Это сок, Это ты, Это я, Это мама моя. СТИХИ
ЧИСТОГОВОРКИ
Таня, Таня, где ты Я тебя ищу Таня, Таня, тут ты Я тебе пою
Ля-ля-ля! Вот бычок «Му-му-му». Надо кашу дать быку.
«Ма-мо-му, ма-мо-мы». Надо дать быку воды. Киса Катя идет, Киса Катя поет
— Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Ах, как Катя поет Я пеку-пеку-пеку, Детям дам по пирогу, Маме дам, папе дам, Бабе дам, деду дам. Котик мой, котик мой, Ты беги, беги домой. Дам тебе я молока, Мясо, рыбу, пирога. Где наша Маша Вот наша Маша. На, Маша, кашу.
Следующий этап в развитии речи очень важен. Малыш учится говорить фразы, состоящие из имени собственного и глагола повелительного наклонения. ОЛЯ, КАТИ. ЛЯЛЯ, ЛОВИ.
НАТА, МОЙ. ТАТА, ИДИ.
КОЛЯ, спи. ДИМА, БЕГИ. ВАНЯ, ПЛЫВИ. ТОЛЯ, НЕСИ.
ТЕРЕМОК Это адаптированная сказка, которую малышу предстоит не только послушать, но и рассказать с небольшой помощью взрослого. Читайте сказку и просите ребенка повторять завами выделенные фразы. Вот дом. Вот мышка «Пи-пи». Мышка стучится «Тук-
тук. Кто тут Я буду тут жить И стала мышка жить в тере- мочке. Идет лягушка «Ква-ква. Тук-тук. Кто тут живет — Я — мышка. А ты кто — Я лягушка. — Иди в дом. И стали мышка и лягушка жить вместе.
Идет зайка «Тук-тук. Кто тут — Я — мышка. — Я — лягушка. А ты кто — Я зайка. — Иди к нам И стали мышка, лягушка и зайка жить вместе. Идет лиса «Тук-тук. Кто тут — Я — мышка. — Я — лягушка. — Я — зайка. А ты кто — Я лиса. — Иди к нам И стали они жить вместе.
Идет волк «Тук-тук. Кто тут — Я — мышка. — Я — лягушка. — Я — зайка. — Я — лиса. А ты кто — Я волк. — Иди к нам. Идет мишка «Тук-тук. Кто тут — Я — мышка. — Я — лягушка. — Я — зайка. — Я — лиса. — Я — волк. А ты кто — Я мишка. — Иди к нам.
Стал мишка в домик забираться, домик сломался Мышка, лягушка, зайка, лиса, волк убежали. Надо строить новый дом И все звери вместе построили новый теремок.
Трудность этого этапа заключается в появлении согласного звука в середине слова, который на первых порах малышне слышит. Поэтому не волнуйтесь, если ваш ребенок будет опускать согласный звук в середине слова, произнося вместо банка слово бака, вместо юбка — «юка». На первых порах это вполне допустимо. Произносите слова как можно четче, и постепенно малыш научится говорить их правильно. БАНКА ЮБКА ВЕТКА ТЫКВА НИТКИ УТКА
МАЙКА ОКНО ПИСЬМО ВАННА ТАКСИ КОНЬКИ
НАША АНЯ ЭТО АНЯ. ЭТО МАМАНЯ, ВОТ ЮБКА. НАДЕНЬ. ВОТ КОФТА. НАДЕНЬ, АНЯ.
ВОТ ШУБА. НАДЕНЬ, АНЯ. ВОТ ШАРФ. НАДЕНЬ, АНЯ. ВОТ ШАПКА. НАДЕНЬ, АНЯ.
ПОКА-ПОКА, АНЯ. ИДИ ГУЛЯТЬ.
Пальчики сложены в кулачок)
— Кто тут — Аня (выпрямляем большой пальчик.
— Кто тут Таня (выпрямляем указательный пальчик, Вова (средний пальчик Маша (безымянный пальчик Ваня (мизинчик. Детям спать давно пора (складываем все пальчики в кулачок. Всем пока-пока-пока
(машем ручкой Ручки на головке, как ушки у зайчика) Это зайка — белый бок. Зайка, зайка — скок-скок
(прыгаем. Это гусь — га-га-га.
Га-га-га, иди сюда руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями. Вот коза — ме-ме-ме. Дай воды, Аня, мне большие пальцы на обеих руках подняты вверх, остальные плотно прижаты друг к другу. Это белка — прыг-скок
(ручки прижаты к груди, как лапки. Белка, белка — рыжий бок. Руки на поясе, наклоны в сторону)
Тик-так, тик-так. Аня (или имя ребенка Аня, делай так Руки вверх, руки вниз, Аня, Аня, повернись. Ноги топ-топ-топ, Руки хлоп-хлоп-хлоп. Кошка Маша спать идет, Тихо песенку поет. Глазки, Маша, закрывай ручками закрываем глазки. Спи спокойно, баю-бай гладим себя ручками по всему телу.

Разноцветные прищепки Вариант 1 Вам понадобится банка или ведерко, а также разноцветные прищепки. Прикрепите их к краям банки. Посадите малыша за стол или на пол и покажите, как снимать прищепку двумя пальчиками, а затем бросать ее в банку и громко говорить Бах Упала Вариант 2 А теперь усложняем игру предложите малышу прищепки и четыре коробки основных цветов (красного, зеленого, синего и желтого. Задача ребенка — не только снять прищепку, но и положить ее в коробку такого же цвета красную прищепку в красную коробку и т. д. Вариант 3 Еще один вариант этой игры — соотнесение по размеру. Положите перед малышом большие и маленькие прищепки одного (!) цвета, а также большую и маленькую коробки. Задача малыша — снять двумя пальчиками прищепку и положить ее, если она маленькая, в маленькую коробку, а если большая в большую коробку. Игра с магнитами Декоративные магнитные фигурки (овощи, фрукты, персонажи) очень привлекут вашего малыша. Покажите, как фигурки крепятся на холодильник, на металлический подносили доску. Попросите ребенка снять их, а потом снова прикрепить. Называйте фигурку, которую прикрепляет ребенок. Игра с перышками Десять небольших перышек опустите впустую прозрачную пластиковую бутылку и закройте ее крышкой. Переверните бутылку и обратите внимание ребенка на то, как медленно и плавно опускаются перышки. Откройте бутылку и помогите малышу достать перышки. Сопровождайте действия словами Достань перышко. Вот оно какое маленькое. Курочка перышко (имя ребенка) подарила. Аналогично можно провести игру со счетными палочками, предлагая ребенку Давай спрячем палочку в бутылку.
Ваш малыш научился употреблять глаголы повелительного наклонения, например Мама, сядь, дай, неси. Теперь его ждет новое задание. Необходимо научиться использовать глаголы третьего лица. При работе над материалом старайтесь, чтобы малыш четко произносил конечный согласный звук Т. Сначала потренируйтесь произносить только глаголы, а затем всю фразу целиком. Например Идет, Маша идет, Маша идет гулять. КОСТЯ ПОЕТ «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ». МАША ИДЕТ ГУЛЯТЬ. ДАША МОЕТ РУКИ. ВИКА ВОЗИТ КУКЛУ.
ВИТЯ НЕСЕТ СУМКУ МИТЯ ЕДЕТ. АНЯ ПИШЕТ. ЗИНА ЛЬЕТ ВОДУ.
Это дед. Это репа. Репа большая. Дед подумал Надо репу вытянуть. Дед тянет репу Тянет-потянет, вытянуть не может. Зовет дед бабку Баба, иди помоги. Надо репу вытянуть. Читайте сказку и просите ребенка повторять завами выделенные фразы. РЕПКА
Баба тянет. Дед тянет Вытянуть не могут. Зовет бабка внучку Катю Катя, иди помоги. Надо репу вытянуть. Катя тянет, баба тянет, дед тянет Вытянуть не могут. Позвала Катя собаку Пушка Пушок, иди помоги.
Пушок тянет репу, Катя тянет репу, баба тянет, дед тянет Но вытянуть не могут. Позвал Пушок кошку Машку Машка, иди помоги. Кошка Машка тянет репу, пес Пушок тянет репу. Катя тянет. Баба тянет. Дед тянет. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Зовут мышку Мышка, иди помоги.
Мышка тянет репу, кошка Машка тянет репу, пес Пушок тянет репу, Катя тянет репу. Баба тянет. Дед тянет. Вытянули репу Вот так репа
лимон БАНАН ВАГОН ПЕТУХ УТЮГ ПАРУС
КОВЕР ПАУК МЕШОК СОВОК КОМАР ДИВАН
Рассмотрите с малышом картинки. Прочитайте предложения и попросите ребенка повторить завами выделенные фразы. Это Маша. Это Петя. Маша и Петя идут гулять. У Маши кукла. У Пети совок. Петя играет в песок. Маша качает куклу.
Это кукла. Кукла Сима. Кукла упала. У куклы болит ухо, болит рука, болит нога Пришла девочка Аня На, Сима, ешь пирог, пей сок Кукла поела пирога, выпила соку и поправилась Не болит У Симы ухо, не болит рука, не болит нога. Спасибо, Аня.
Сначала рассмотрите с малышом картинки и произнесите их названия, например Дождик, кактус и т. д. Затем попробуйте сказать фразы. Легкий вариант — добавляем к названию указательное слово Это дождик. Сложный вариант — название + глагол Дождик идет. ДОЖДИК ИДЕТ МАЛЬЧИК УПАЛ. ЧАЙНИК КИПИТ. ФАРТУК ВИСИТ. КАКТУС РАСТЕТ. ДЕЛЬФИН ПЛЫВЕТ.
ИГРА НАЙДИ ПАРУ Рассмотрите с малышом картинки, проговорите их названия. К каждой картинке из левой части последовательно подберите такую же картинку из правой части. БУБЛИК КУВШИН ЛИСТОК АРБУЗ АРБУЗ ЛИСТОК БУБЛИК КУВШИН
Рассмотрите с малышом картинки. Прочитайте ребенку предложения, а затем вместе расскажите историю по картинкам. Это Боря и Лиза. Дети пошли в лес. Боря нашел орех. Лиза нашла гриб. На, белка, орех. На, белка, гриб.
Рассмотрите с ребенком картинки, назовите их. Обратите внимание малыша на изображение зайчика Посмотри, чего нету зайчика Если ребенок затрудняется с ответом, сравните эту картинку с другим изображением зайца или с объемным игрушечным зайцем. Обязательно проговорите У зайца нет уха — и т. д.
КОЛОБОК САМОЛЕТ ПОМИДОР МОЛОТОК ПОПУГАЙ АНАНАС
БЕГЕМОТ БАРАБАН ТЕЛЕФОН ПАРОВОЗ ПАРАШЮТ ЧЕМОДАН
Это дед. Это баба Дед просит бабу Баба, испеки колобок. Стала баба колобок печь. Печет и поет Я пеку-пеку-пеку. Колобок я испеку. На окно я положу и дедуле покажу. КОЛОБОК
Сидел колобок, сидел. Потом прыг — и убежал. Тут зайка идет Колобок, я тебя съем. — Нет, зайка, не надо. Я тебе песенку спою — Я — колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. И от тебя уйду.
НИ Н Катится колобок. Видит — волк идет. Колобок, я тебя съем. — Не надо, волк. Я тебе песенку спою — Я — колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. Я от зайки ушел. И от тебя уйду. Катится колобок. Видит — мишка идет. Колобок, я тебя съем. — Не надо, мишка. Я тебе песенку спою — Я — колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. Я от зайки ушел. Я от волка ушел. И от тебя уйду.
Катится колобок. Видит — лиса идет. Колобок, я тебя съем. — Нельзя, лиса. Я тебе песенку спою — Я — колобок. Я от бабы ушел. Я от деда ушел. Я от зайки ушел. Я от волка ушел. Я от мишки ушел. И от тебя уйду. Лиса говорит Колобок, я плохо слышу. Сядь намой нос. Спой песню Колобок сел нанос лисы Алиса ам! — и съела колобка.
ЯБЛОКО ШАХМАТЫ КОНФЕТА КАПУСТА ДЕВОЧКА КОЛБАСА
ИГОЛКА ВАЛЕНКИ УЛИТКА БОТИНКИ УДОЧКА КУКУШКА
Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно. КРАСНЫЙ ЦВЕТ
НАЙДИ ПРЕДМЕТЫ КРАСНОГО ЦВЕТА Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ КРАСНЫЙ И ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТА Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаши т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ И ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТА Попросите ребенка Покажи, что на картинке красного цвета Найди, что зеленое. Выбери, что желтое. Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите Помидор какой Груша какая, побуждая ребенка проговаривать названия цветов.
СИНИЙ ЦВЕТ
УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТА Попросите ребенка Покажи, что синее. Найди, что зеленое.
УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТА Попросите ребенка Покажи и назови, что красное. Что синее Что зеленое Что желтое Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок
РАЗЛОЖИ ПО КОРОБОЧКАМ Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша Как ты думаешь, куда мы положим бантик Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку, возьмите карандаши вместе соедините линией бантики коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантики спросите Где такая же коробочка
ПОДБЕРИ КУКЛАМ ОДЕЖДУ Скажите ребенку Давай поможем куклам одеться. Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком испросите Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом наденьте пальто, сапоги и шапочки всем куклам.
ПОДУМАЙ И РАСКРАСЬ Рассмотрите с малышом контуры рисунков и узнайте в них предметы. Положите перед ребенком четыре карандаша синий, красный, желтый и зеленый. Попросите малыша Покажи, где солнышко. Возьми желтый карандаши раскрась его. Подскажите ребенку, какими цветами раскрасить остальные предметы.

перейти в каталог файлов
связь с админом