ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Распространенной формой организации работы со школьниками во внешкольном учреждении являются кружки разного профиля.
КРУЖОК - это добровольное, творческое, основанное на общих интересах и склонностях объединение детей и подростков, которое может создаваться как на учебный год, так и на более короткое время на базе внешкольного учреждения, по месту жительства, в школе.
По необходимости могут создаваться кружки с переменным составом.
В соответствии с Положением о внешкольном учреждении численный состав кружка и продолжительность занятий зависят от характера и программы деятельности, возраста учащихся, года обучения, условий труда и утверждается руководителем учреждения. Принимаются в кружки все желающие дети и подростки.
Основой учебно-воспитательного процесса являются занятия кружка. При этом обучение уч-ся младшего возраста (6-10 лет) может проводится в пределах 4-6 часов в неделю, среднего возраста (11-13 лет) – 6-8 часов; старшего возраста (14-18 лет) – 8-12 часов в неделю как индивидуально, так и со всем коллективом. Занятия могут проводится как по одному, двум профилям, так и по комплексной сквозной программе.
Содержание деятельности кружка строится руководителем на педагогично-обусловленном выборе учебных программ, средств, форм и методов обучения и воспитания с ориентацией на национальные и региональные особенности. Занятия ведутся как по программам, разработанным на основе типовых программ, так и по региональным.
Приветствуется разработка и внедрение авторских программ, одобренных педагогическим (методическим) советом.
С разрешения администрации в работе кружка могут принимать участие родители совместно с уч-ся (кроме основного состава) при наличии свободных мест.
Во внешкольных учреждениях могут создаваться школы, студии разных типов: музыкальные, хоровые, хореографические, театральные, духовых и ударных инструментов, фольклорные, художественные, декоративно-прикладного искусства, школы искусств и т.д.
Школы, студии создаются для целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства. Школы, студии являются основной формой начального художественного образования. Главная их задача – создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности, всемерного развития ее способностей. В школе, студии закладывается фундамент подготовки к занятиям художественным творчеством, а для более одаренных уч-ся – к выбору будущей профессии в области искусства и культуры.
Студия имеет некоторое отличие от школы. Студия объединяет творческий коллектив уч-ся, соединяет в своей работе учебную, экспериментальную и творческую работу. Руководитель может создавать авторские и экспериментальные программы.
В организации и планировании работы школы, студии можно пользоваться типовыми Программами для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений Министерства образования РБ, а также инструкциями и методическими материалами по организации учебно-воспитательного процесса школ искусства МК РБ, Управления образовательных учреждений и кадров, Республиканского методического кабинета по образовательным учреждениям искусства и культуры.
Срок и содержание обучения в школе, студии утверждается педсоветом в соответствии с учебными планами, программами, возрастом и индивидуальными способностями уч-ся. При приеме в школу проводится проверка способностей к тому или иному виду искусства. Но принимаются в школу все желающие и желательно одного возраста. В студии кружки не обязательно формировать по возрастному принципу. Здесь учитываются общие интересы и склонности детей разных возрастов.
Курс учебных занятий в школе, студии рассчитывается от 3 до 7 лет (музыкальные – 5-7 лет). Численный состав их может быть до 100 уч-ся. Здесь учитываются возможности внешкольных учреждений.
Занятия начинаются в сентябре и заканчиваются в мае. Единицей измерения учебного времени и основой организации учебно-воспитательного процесса является занятие продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся: индивидуальные, групповые, коллективные. При распределении учебного времени необходимо опираться на Положение о внешкольном учреждении (младшие уч-ся – 4-6 часов в неделю и т.д.). Оценка текущей успеваемости может использоваться в баллах и другой системе.
Личности, окончившие школу, студию, сдавшие экзамены, получают свидетельство об окончании школы, студии.
Школы, студии открываются при наличии квалифицированных преподавателей с соответствующим образованием и желательно с опытом работы с детьми.
Широкое развитие и огромное социальное значение в последнее время получила такая форма работы как клуб.
Клуб – общественная организация, доброжелательно объединяющая в свободное время детей и подростков для удовлетворения и развития их разнообразных интересов, способностей, талантов, определения будущей профессии.
Их основная задача расширять знания, полученные в школе, обеспечить правильную организацию свободного времени.
Цель клубной работы в том чтобы привлечь уч-ся к общественно полезной деятельности, отвечающей их потребностям, возможностям, интересам.
Клуб отличается от других детских объединений тем, что дает возможность каждому уч-ся побывать на занятиях нескольких кружков и в результате такого непосредственного ознакомления определить свои склонности и выбрать наиболее интересный кружок для себя.
Отличается он и организационным оформлением. Клуб имеет свой устав, символику, атрибуты.
Устав клуба может быть представлен разделами:
-общие положения;
-цели и задачи;
-организационная структура клуба;
-содержание деятельности;
-права и обязанности членов клуба;
-органы управления.
Первые коллективы клуба – кружок, секция, отряд, любительское объединение и др. Численность этих объединений может быть любой в зависимости от наличия учебно-материальной базы, помещений. Численный состав первичных коллективов, продолжительность занятий определяются в соответствии с Положением о внешкольном учреждении. Кружки занимаются по расписанию, составленному администрацией с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха уч-ся, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Общие занятия клуба проводятся один-два раза в месяц. Этот день называется клубным днем и является комплексной и самой массовой организационной формой работы клуба.
Членом клуба может быть каждый, кто желает принять участие в его деятельности. В клубе может быть разработан ритуал приема в члены клуба.
Высшим органом руководства является общее собрание, исполнительным и руководящим – совет клуба. Основные функции органов самоуправления определяются уставом. Численность членов совета зависит от численности уч-ся в клубе. При совете могут действовать необходимые клубу сектора. Заседание совета проводится один раз в месяц.
Направление деятельности и содержание работы клуба по интересам очень разнообразно и определяется в зависимости от духовных и познавательных потребностей школьников. Это могут быть клубы: юных философов, психологов, историков, журналистов, любителей литературы и искусства, юных книголюбов, филотелистов, техников, авиаторов, моряков, новаторов и рационализаторов, спортивные клубы, клубы юных любителей природы, огородников, киноклубы, экологические, клубы забытых ремесел, клубы для совместного проведения свободного времени детей и их родителей и др.
Более полному раскрытию содержания деятельности клубов способствуют формы работы. Они могут быть: комплексные (клубный день); массовые (тематические вечера, дни семейного отдыха, праздники, диспуты, конкурсы, встречи со знаменитыми и интересными людьми, клубные гостиные, встречи в кругу друзей, театрализованные праздники, ярмарки, праздники песни, танца); групповые (кружки, ансамбли, секции, агитбригады); специального предназначения (справочные бюро, отряды милосердия, редколлегии, аукционы, выставки-продажи и т.д.).
Традиционными формами клуба могут стать итоговые выставки кружков, недели юных физиков, математиков, турниры смекалистых, праздники юных дарований.
Важная роль в организации всей деятельности клуба принадлежит руководителю. Его работа связана с планированием, организацией практических занятий, ведением учета, отчетности, организацией массовых мероприятий. Руководитель определяет перспективы развития клуба, планирует работу на учебный год, четверть или месяц. Главными требованиями к плану должны быть: точность и конкретность, разнообразие форм и их целесообразность, разумная насыщенность мероприятиями, равномерное распределение дел по времени, опора на семью и общественность.
Учет работы клуба необходим по многим причинам: во-первых, он помогает раскрывать способности и интересы уч-ся; во-вторых, дает возможность показать им, чему они научились, что сделано за определенный период; в-третьих, учет необходим для анализа педагогического качества клубной работы. Необходимо вести и численный учет.
Учет работы клуба может осуществляться путем записей в рабочем журнале, что, когда и в какой форме проведено для детей, сколько охвачено детей теми или иными мероприятиями. Могут применяться и такие формы учета, как описание работы, годовой отчет, дневники, таблицы, сводки, характеристики, выставки и др.
Руководитель клуба направляет работу актива. Актив не формируется сам по себе. Необходима целенаправленная работа по его воспитанию. Одним из путей формирования и расширения актива является продуманная система постоянных и разовых поручений. Чем больше выделено участников работы, видов деятельности, функции по подготовке тех или иных мероприятий, тем больше возможностей для включения в активную деятельность каждого участника. Формирование актива клуба осуществляется и в процессе участия членов объединения в разных видах деятельности коллектива: пропаганде деятельности клуба, обсуждении плана работы, организации выставок, встреч, самостоятельной подготовки лекций, докладов и пр.
В отдельных внешкольных учреждениях в зависимости от объема работы и в пределах средств, выделяемых на содержание учреждения создаются лаборатории.
Лабораторией считается объединение первоначальных коллективов одного или нескольких смежных профилей, в которых осуществляется как кружковая, так и изобретательская, экспериментальная деятельность школьников по определенным профилям. При организации работы с уч-ся в рамках лаборатории предусматривается творческий подход педагогов к осуществлению учебно-воспитательного процесса, создание научных товариществ уч-ся.
Лаборатория призвана содействовать развитию творческих способностей, конструкторских, поисковых, исследовательских навыков детей и подростков.
Основными задачами лаборатории является разработка новых технологий, приемов и способов работы, изделий, приборов и приспособлений, их внедрение в практику кружковой работы школ, внешкольных учреждений.
Работа лабораторий предусматривает тесное сотрудничество с высшими образовательными учреждениями, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, исследовательско-экспериментальными предприятиями, а также широкое использование опубликованных патентов, изобретений, справочных материалов, опыта лучших педагогов.
Помещения лаборатории, рабочие места школьников и педагогов должны быть оснащены необходимым оборудованием, инструментами, материалами для качественного осуществления учебно-воспитательного процесса. При этом необходимо выполнять требования техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |