Главная страница
qrcode

Грамматика. Глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода


НазваниеГрамматика. Глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода
АнкорLOGOPEDIChESKIE TESTY chast 2.doc
Дата11.11.2017
Размер1.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLOGOPEDIChESKIE_TESTY_chast_2.doc
ТипДокументы
#31134
Каталог









ГРАММАТИКА. ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА


Лисёнок учится в лесной школе. Помоги ему справиться с трудными вопросами
филина-учителя.

Найди на доске рисунки, про которые можно сказать «одна», «один», «одно».
(Предварительно можно рассмотреть и назвать, что нарисовано на доске:
солнце, месяц, луна, чудовище, девочка, мальчик, дерево, трава, гриб.)

♦ Покажи предметы на рисунке, про которые можно сказать:

  • росла, росло, рос (росла трава, девочка; росло дерево и т.п.);

  • светил, светила, светило;

  • бежало, бежала, бежал.

♦ Филин попросил Лисёнка рассказать, что изображено на рисунке. Поправь
его, если он допустит ошибки: «Росло трава, росла дерево, рос гриб» и т. д.








ГРАММАТИКА. РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
♦ В цирке выступал клоун с дрессированной собачкой. Помоги маленькой со-
бачке справиться с трудными заданиями клоуна:

  • Принеси мне карточку с рисунком, про который можно сказать: голубая
    (чашка), а теперь — карточку с рисунком, про который можно сказать: голу-
    бые; голубой;голубое.

  • Покажи карточку с рисунком, про который можно сказать: большая, боль-
    шое, большие, большой.




  • Правильно ли говорит клоун? Если нет, то поправь его: «Большая лев, боль-
    шая машина, большая колесо...».

  • Помоги клоуну придумать, про что ещё можно сказать: большая; большое;
    большие; большой... (Не повторяйте слова, которые уже были использованы.)


















Догадайся, что нарисовал художник. (Следите, чтобы ребёнок правильно произ-
носил окончания. Например, художник нарисовал дом, лису, льва и т.д.)

Художник рисовал свои картинки в том порядке, в каком расположены краски.
Догадайся, что он нарисовал сначала, а что потом?




















ГРАММАТИКА. РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ, ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ


Все звери спрятались, но остались видны хвосты. Догадайся, чьи это хвосты.
(Например, это хвост павлина, это хвост льва и т. д.)
Расскажи, чьи это хвосты. (Например, это лисий хвост, это волчий хвост и т. д.)
Все звери спрятались за камнями самой причудливой формы. Внизу лежат та-
кие же камни, только маленькие. Найди для каждого большого камня такой
же по форме маленький и соедини пары линиями.








♦ Даша пригласила в гости петуха, зайца, козу, ежа, пчелу и собаку и приготови-
ла для каждого угощение. Расскажи, как Даша угощала гостей: кому она дала
косточку, кому — цветок, и т. д.

♦ Посмотри, гости недовольны. Наверное, Даша что-то перепутала. Кому надо
дать зёрнышки? Правильно, петушку. А кому надо дать сено (траву), цветок,
морковь и т. д.?

















ГРАММАТИКА. ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ, ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Все зверята были заняты своими делами, но волшебный ветер унёс и смешал все
предметы, необходимые им. Соедини линией нужные картинки и расскажи,
с помощью чего малыши будут выполнять свою работу. (Например, чем нужно-
подметать пол? Веником. Чем надо мыть пол? Тряпкой.)












Любопытная Белоснежка решила посмотреть, что находится в шкатулке у гно-
мов, и рассыпала драгоценные камни, которые там лежали. Помоги найти все
камни до прихода гномов и расскажи, где ты их нашёл. (Например, на крова-
ти, на стуле, в башмаке, в тетради, в букете сирени, на столе, на полке.)















ГРАММАТИКА. РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ,

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО И СОГЛАСОВАНИЕ

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

  • Посмотри, в каком беспорядке находятся у девочки её игрушки и вещи! Сосчи-
    тай все предметы и игрушки. Считать надо так: один стул, два стула, три стула,
    четыре пять стульев, и т.д. Один шар, два шара, ... .

  • Скажи, сколько у девочки шаров, собак, стульев, вёдер, кукол и т.д. (Например,
    у девочки есть 5 шаров, 6 стульев и т.д.)















  • Помоги разобраться, кому достанутся игрушки. (Например, мячи — муравьям;
    кубики — жукам и т.д.)


  • По какой дорожке ты шёл к зайчикам, а по какой — к воробьям?

  • К кому ты шёл по жёлтой дорожке? А к кому — по зелёной? И т. д.




















  • Всем животным и птицам иногда приходится защищаться от врагов. Расска-
    жи, чем защищаются ежи, кошки, птицы. (Например, ежи защищаются игол-
    ками; кошки — когтями и т. д.)


  • Скажи, за кем едут птицы? (За кошками). За кем едут тигры? Олени, ежи?
    Перед кем едут кошки, птицы, олени? Ежи?

  • Догадайся, о ком я говорю: их вагон между тиграми и кошками. (Это птицы.)
    А теперь сам загадай 2—3 загадки.














  • Люди могут передвигаться на различных транспортных средствах: на кораб-
    лях, на машинах, на вертолётах. Расскажи, на чём ещё могут передвигаться
    люди. ответе должны быть существительные во множественном числе.
    Обращайте внимание ребёнка на правильное произношение окончаний.)


  • Найди различия между всеми мотоциклами, между всеми самолётами, меж-
    ду самокатами.








ГРАММАТИКА. СОГЛАСОВАНИЕ

НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В РАЗНЫХ ПАДЕЖАХ

♦ Рассмотри картинки и ответь на вопросы.

  • Кого увидела девочка на прогулке? (Двух полосатых котят.)

  • За кем побежала девочка? (За двумя полосатыми котятами.)

  • Кто теперь живёт у девочки? (Два полосатых котёнка.)

  • Кому девочка наливает молочко? (Двум полосатым котятам.)

  • О ком девочка заботится? двух полосатых котятах.)

♦ Составь небольшой рассказ про девочку и котят. Свой рассказ можешь начать
со слов: «Однажды девочка Маша пошла гулять и вдруг...»

этих заданиях необходимо следить за тем, чтобы ребёнок правильно про-
износил окончания слов).















ГРАММАТИКА. ПОНИМАНИЕ

И ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Ответь на вопросы. Где летит птица? (Над деревом.) Где растут яблоки? Отку-
да падает яблоко? Где сидит девочка? Откуда она встанет? Куда спрятался за-
яц? Откуда он выглядывает? А откуда выглядывает сова? А куда спрятался
мальчик? Откуда он выглядывает? Где живёт крот? Откуда он вылезает? Где
собака? Откуда собака выглядывает? (В норме все предлоги должны быть ус-
воены к 4—5 годам.)


Внимание! Вас должно насторожить, если ребёнок пропускает предлоги, за-
меняет их или употребляет неверно. Например, вместо «из-за дерева» говорит
«из дерева» и тому подобное.














Давай вместе расскажем, как девочка Маша в лес ходила. Я начинаю, а ты про-
должай. (Ребёнок должен добавлять глагол в нужной форме.)

Однажды Машенька за грибами в лес ... (пошла). Шла-шла и к избушке ...
(подошла). Вокруг ... (обошла) и внутрь ... (зашла). Потом она из избушки ...
(вышла). Только от избушки ... (отошла), увидела речку. По мостику речку ...
(перешла) и дальше ... (пошла). Устала Маша и решила отдохнуть, с тропин-
ки ... (сошла), посидела на пеньке и дальше ... (пошла). Из леса ... (вышла) и до-
мой ... (пришла).




















Покажи, где дрова, а где трава; где крыса, а где крыша; где почка, а где бочка.
Посмотри на рисунок: попугая учат разговаривать. Слушай внимательно и по
вторяй, как попугай:

па-ба; да-та; ка-га; на-ма; ка-ха; почка-бочка; трава-дрова.








НАВЫКИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

  • Какой первый звук в слове «аист»? Назови первый звук в словах: «мак»,
    «гном», «сумка».

  • Назови последний звук в словах «мак», «аист», «гном», «сумка».

  • Послушай, как я назову все звуки по порядку в слове «дом»: [д], [о], [м] (Зву-
    ки называть как звуки, а не буквы:
    [д], а не [дэ],[м], а не [эм] и не [мэ].)Те-
    перь сам назови все звуки по порядку в словах «мак», «аист», «гном», «сумка».
    Теперь впиши нужные буквы в клеточки под картинками. (Только после того
    как ребёнок правильно назовёт все звуки, не пропустив ни одного, можно впи-
    сать соответствующие буквы в клеточки.)


Внимание! Если малыш затрудняется с выполнением этого задания, потре-
нируйте его. Следует соблюдать определённый порядок: сначала пропойте слово,
выделяя все звуки, затем называйте отдельно каждый звук в слове.

  • Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [о], [т]. Если
    догадался, обведи нужный рисунок.

  • В этом слове сначала идёт звук [к], потом [р], [о], [т].

  • Сначала звук [в], ... потом звук [о], ... [л], ... [к] ... (многоточия обозначают
    паузы ).





















Посмотри на картинки и назови предметы. (Если ребёнок затрудняется сам
назвать предметы, предложите ему повторять слова за вами. В таком же по-
рядке предлагаются задания на все остальные звуки.)


Внимание! Вас должно насторожить, если в 3—4 года ребёнок пропускает
звуки в словах или заменяет их другими звуками. В норме правильное произ-
ношение этих звуков формируется рано.









ПРОИЗНОШЕНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [СЬ], [3], [ЗЬ], [Ц]

Посмотри на картинки и назови предметы. (Если ребёнок затрудняется сам
назвать предметы, предложите ему повторять слова за вами.)
Внимание! Вас должно насторожить:

  • если ребёнок старше 4 лет смягчает звуки [с] и [з] (например, «сябака»),
    что может быть допустимо только для детей не старше 4 лет;


  • если ребёнок заменяет звуки [с], [з], [ц] другими звуками или искажает их
    звучание, особенно если язычок высовывается между зубами или отклоняется
    в сторону (слышится хлюпающий звук).















Посмотри на картинки и назови предметы. (Если ребёнок затрудняется сам
назвать предметы, предложите ему повторять слова за вами.)


Внимание! Вас должно насторожить, если ребёнок старше 5 лет заменяет
или искажает эти звуки:


  • заменяет звук [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на [ть], [щ] на [сь];

  • произносит звук [ш] с призвуком [ф];

  • при произнесении звуков [ш] и [ж] язык находится внизу, и звук слышит-
    ся чуть смягчённо.















ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ]

Посмотри на картинки и назови предметы. (Если ребёнок затрудняется сам
назвать предметы, предложите
ему повторять слова за вами.)

Внимание! Неправильное произношение этих звуков может проявляться:

  • в замене этих звуков другими ([ль] заменяется на [й]: «йена» вместо «Лена»;
    [р] заменяется на [л] и т. д.);


  • в отсутствии звука: «ука» вместо «рука»;

  • искажением произношения (так называемое горловое произношение, при
    котором вибрирует мягкое нёбо).















Проверьте, не заменяет ли ребёнок одни звуки в своей речи другими. (При
выполнении всех этих заданий следует отмечать звуки, которые малыш сме-
шивает.)


♦ Повтори каждое предложение:





















ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ

СО СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ

  • Посмотри и назови, что нарисовали Маша и Даша.

  • Чем рисунок Даши отличается от рисунка Маши?

  • Пуговицы раскатились в разные стороны. Найди все пуговицы и сосчитай их.
    (Считать надо так: одна пуговица, две пуговицы, три пуговицы и т. д.)

Внимание! Вас должно насторожить, если:

  • ребёнок правильно, но медленно воспроизводит слова;

  • переставляет слоги местами;

  • и особенно если он укорачивает слова. (Например, «кофета» вместо «кон-
    фета»).





















ПРОИЗНОШЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

СО СЛОВАМИ СО СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ

♦ Дети пришли в магазин, где продаются телевизоры. Посмотри, что показыва-
ет каждый телевизор и повторяй за мной предложения.

  • Мотоциклист догоняет велосипедиста.

  • В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

  • Пингвин гуляет с пингвиненком.

  • На площади идёт строительство многоэтажного дома.

  • Аквалангист ныряет с аквалангом.














СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Найди в каждом квадратике «лишний» предмет и объясни, почему он «лишний».
Например, чашка лишняя, так как в ней горячий чай, а все остальные предме-
ты «холодные».

















связь с админом