Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница12 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20
Методика обследования письма
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Нарушение письма у детей — это особые специфические затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка, которое у детей, достигших школьного возраста, при нормальных умственных способностях и слухе проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова.
Дети в этом случае оказываются не подготовленными к звуковому анализу и синтезу речи и по этой причине — к переходу на более зрелую стадию языкового развития — овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р. Е. Левина, об этом свидетельствуют различные специфические нарушения письма, которые могут иметь разную структуру и степень выраженности: от полной несформированности его до лишь единичных ошибок.
В письме всех детей, независимо от степени овладения соответствующим навыком, можно обнаружить ошибки на смешение и замену согласных, но лишь замену согласных можно рассматривать как типичное, характерное и устойчивое проявление. Данное положение было подтверждено и массовым обследованием детей (Р. Е. Левина, Н. А.
Никашина, Л. Ф. Спирова, Э. К. Габашвили, А. С. Винокур, Р. Аязбекова и др.), установившим, что в большинстве случаев при наличии специфических ошибок — замен согласных букв в письме имеет место отставание в речевом развитии детей, которое либо проявляется в момент обследования, либо констатировалось в недавнем прошлом.
В исследованиях Г.В. Чиркиной отмечается, что недостаточное усвоение навыков письма может быть детерминировано не только речевыми нарушениями, но и другими факторами, как, например, нерегулярностью школьного обучения (из-за частых болезней,

ГБУ НСО «ОЦДК»
76 переездов и по другим причинам), педагогической запущенностью, нарушениями поведения, двуязычием, сниженными слухом, зрением, интеллектом и т.д.
Оцениваются следующие показатели:

ошибки звукового состава слова;

лексико-грамматические ошибки;

графические ошибки;

ошибки на правила правописания с учетом класса обучения.
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития. Для детей с ограничением двигательной функции рук можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки. В этих случаях трудности, связанные с двигательным актом письма, снижаются, а затруднения в анализе и синтезе звукового комплекса остаются и проявляются наиболее наглядно.
Методика обследования чтения
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
В отечественной логопедии среди расстройств письменной речи основная роль традиционно отводилась нарушениям письма, а трудности в овладении чтением рассматривались как сопутствующий феномен. В последние годы появились исследования, которые подчеркивают самостоятельность нарушений чтения и определяют их причины, методы изучения и пути их преодоления (А. Н. Корнев).
Причины нарушений чтения можно определить, понимая сущность самого процесса чтения, которое в настоящее время рассматривается с психофизиологических, психологических и психолингвистических позиций.
Для оценки понимания прочитанного ребенку могут быть предложены следующие варианты заданий:
1.
пересказать прочитанное;
2.
разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте и, как вариант, пересказать текст с опорой на них;
3.
выбрать сюжетную картинку из ряда предложенных, соответствующую прочитанному;
4.
ответить на вопросы (предлагаются вопросы двух типов: отражающие фабулу рассказа; выявляющие понимание смысла прочитанного, что позволит выяснить уровень глубины понимания текста ребенком).
Понимание текста включает в себя:

понимание значения слов, т.е. установление предметной соотнесенности между словами и явлениями действительности;

образование связей между словами;

образование связей между фразами;
•образование связей между частями текста (абзацами, главами и т.п.).
Для исследования понимания текста следует использовать разнообразные речевые показатели. Например, в качестве показателя правильного понимания прочитанного могут служить следующие ответы и действия учащихся:

нахождение в тексте предложений, которые являются ответами на вопросы, поставленные к тексту учителем или другими учащимися, свободные ответы по прочитанному, ответы на вопросы к подтексту;

составление читающим вопросов к тексту или к отдельным его частям;

составление плана пересказа текста;

свободное воспроизведение содержания текста;

объяснение значений новых слов;

ГБУ НСО «ОЦДК»
77

правильное интонирование отдельных предложений.
Оцениваются следующие показатели:
•особенности способа чтения (непродуктивное — элементы побуквенного чтения, отрывистое слоговое; продуктивное — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов);

правильность чтения (характер ошибок - замены букв по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры, грамматические ошибки, как показатель несформированности фонематических, морфологических и синтаксических обобщений);

выразительность чтения (паузы, интонация, логическое и психологическое ударения, громкость и внятность);

понимание смысла прочитанного.
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Методика обследования связной речи
К р а т к а я а н н о т а ц и я .
Методика обследования связной речи включает в себя обследование диалогической и монологической ее форм. Методика обследования связной речи используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данная методика находится в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Методика обследования связной речи описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е. Грибовой и других исследователей.
Соблюдая принцип от общего к частному и от простого к сложному, ребенку предлагаются следующие виды заданий:

Составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти)

Составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке

Составление повествовательного рассказа по впечатлению

Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке

Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок
Задания должны даваться в коммуникативно значимой для ребенка форме.
Виды работы:

Пересказ описательного текста и/или ответы на вопросы

Пересказ повествовательного текста и/или ответы на вопросы

Сокращение (компрессия) текста

Соотнесения текста и картинки или объекта.
Для этого диагностического пакета тексты должны быть заранее отобраны и адаптированы к нуждам обследования.
Оцениваются следующие показатели:

сформированность текста как лингвистической структуры;

грамматическое оформление высказывания
(тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного

ГБУ НСО «ОЦДК»
78 диалекта возрастным нормативам;

звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);

темп говорения;

особенности голосоподачи и голосоведения;

паралингвистические средства: выразительность, паузация, интонация.
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Методика с использованием картинок не может применяться для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения),
В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников с тяжелой речевой патологией и/или интеллектуальной недостаточностью, в процедуру включаются задания, аналогичные тем, которые предъявляются дошкольникам: рассказы с опорой на картинку или серии картинок.
Обследование грамматического строя
К р а т к а я
а н н о т а ц и я .
Методика обследования грамматического строя используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данная методика находится в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии школы Р. Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Методика обследования грамматического речи описана в трудах Г.В.Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, О.Е.
Грибовой и других исследователей. Обследование грамматического строя состоит из ряда методик, которые можно рассматривать как оригинальные методические средства. Сюда включается:
Составление предложений различных типов.
Составление сложносочиненных предложений.
Составление сложноподчиненных предложений.
Согласование имени существительного с другими частями речи.
Согласование имени существительного и глагола в прошедшем времени.
Согласование имени существительного (местоимения) и глагола в настоящем времени.
Беспредложное и предложное управление.
Словоизменение.
Образование множественного числа имен существительных в именительном падеже.
Образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных.
Словообразование.
Суффиксальный способ образования имен существительных.
Суффиксальный способ образования имен прилагательных.
Суффиксальный способ образования глаголов
Префиксальный способ образования имен существительных и глаголов.
Оцениваются следующие показатели:

грамматическое оформление высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования);

выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи
(употребление и понимание);

ГБУ НСО «ОЦДК»
79

определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;

выяснить характер грамматических ошибок;

наметить пути формирования грамматического строя устной и письменной речи

словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики);

соответствие звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам;

звукослоговое и ритмическое наполнение лексики (акцентный контур слова);

темп говорения;

особенности голосоподачи и голосоведения;

паралингвистические средства: выразительность, паузация, интонация.
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Исследование состояния звукового анализа
Краткая аннотация. Несформированность процессов чтения и письма может быть обусловлена недостаточным уровнем готовности к обучению грамоте, а именно, низким уровнем звукового и звуко-буквенного анализа.
Оцениваются следующие показатели:

уровень сформированности звукового анализа и синтеза;

характер ошибок и их частотность
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).
Обследование звуковой стороны речи
Краткая аннотация. Обследование звуковой стороны речи предполагает, в том числе, исследование состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия. Эти недостатки могут носить самостоятельный характер или обуславливать неуспешность освоения метапредметных навыков чтения и письма. В результате ребенок становится неуспевающим по всем предметам учебного цикла.
Целью обследование является:

выявить звуки, произносимые детьми правильно и дефектно;

определить уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявления и использования языкового материала (при изолированном произнесении; отраженно; в отработанных ранее слогах, словах и предложениях; при фиксации внимания на качестве произнесения; в спонтанной речи и проч.);

выяснить характер нарушения звуков (искажения, замены, смешения) на материале различного уровня сложности;

определить причину (где это возможно) дефектного формирования звукопроизношения у обследуемого ребенка;

обнаружить недостаточность фонематического восприятия и фонематических представлений у ребенка, их выраженность и характер;

ГБУ НСО «ОЦДК»
80

выявить уровень сформированности ритмико-мелодической стороны речи и умения пользоваться различными слоговыми структурами при продуцировании высказывания и при его восприятии.
В рамках этого направления обследования выделяются следующие самостоятельные методики:
Обследование звукопроизношения.
Оцениваются следующие показатели:

Характер дефекта звукопроизношения:

Отсутствие звука,

Искажение звука,

Замены звуков (устойчивые или неустойчивые)

Смешения звуков (устойчивые и неустойчивые).

Уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:

В самостоятельной (спонтанной) речи

На специально отобранном материале (в словах, слогах) под контролем сознания

Изолированное произнесение.
Обследование слоговой структуры слова
Оцениваются следующие показатели:

какими слоговыми структурами владеет ребенок;

какими слоговыми структурами он не владеет (многосложными, со стечением согласных);

характер типичных ошибок.
Обследование строения и функций артикуляционного аппарата
Оцениваются следующие показатели:

Сила движений;

объем движений:

точность движений;

плавность движений;

симметричность движений;

наличие синкинезий.
Обследование фонематического восприятия
Оцениваются следующие показатели:

уровень сформированности фонематического восприятия и, в частности, фонематического слуха;

характер ошибок;

степень выраженности недостаточности.
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Обследование словарного запаса
К р а т к а я а н н о т а ц и и .
Обследование словарного запаса проводится на несколько ином уровне, чем у дошкольников, хотя общее количество обследуемых словарных единиц примерно такое же - около сотни. Естественно, что сложность предъявляемого

ГБУ НСО «ОЦДК»
81 материала и дидактические приемы будут зависеть от возраста школьника и степени речевого недоразвития. Поэтому в тяжелых случаях мы можем использовать предметные и сюжетные картинки, с опорой на которые школьники должны ответить на вопросы: Что это? Кто это? Что делает? Какой? Где? И др.
У школьников с менее выраженной патологией речи с учетом их более широкого жизненного опыта, возросшим уровнем обобщения, расширившимися представлениями об окружающем мире, можно использовать одну предметную картинку для организации ситуативного поля. С помощью вопросов логопед может исследовать состояние часто и редко употребительной лексики в активном словарном запасе ребенка. Например, демонстрируя картинку «самолет», педагог задает следующие вопросы: Что это? Назови части самолета? Зачем нужны самолеты? Какие бывают самолеты? Кто управляет самолетом? Какие еще профессии в авиации ты знаешь? и др. Естественно, что отбор ситуаций должен коррелировать с представлениями ребенка и его жизненным опытом.
Оцениваются следующие показатели:

объем словарного запаса;

соотношение лексики, относящееся к различным морфологическим категориям;

характер парадигматических и синтагматических связей;

адекватность использования лексики;

способы актуализации лексики.
О г р а н и ч е н и я .
Методика не может быть использована для детей с выраженными степенями умственной отсталости и тяжелыми множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими. Методика с использованием предметных и сюжетных картинок не применяется в обследовании детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения).

ГБУ НСО «ОЦДК»
82
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей