Главная страница

Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для специалистов пмпк новосибирск 2015 гбу нсо оцдк 2 содержание введение
АнкорПакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК.pdf
Дата17.05.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPakety_diagnosticheskikh_metodik_dlya_komplexnoy_diagnostiki_v_u
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#40457
страница5 из 20
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Оцениваемые показатели:

соотношение активного и пассивного словарного запаса;

объем словарного запаса, его наполнение;

объем пассивного словарного запаса, его наполнение;

особенности усвоения лексики различной морфологической принадлежности
(номинативный словарь, глагольный, словарь прилагательных и проч.)

уровень сформированности семантики лексических единиц, адекватность ее использования.
Методика изучения понимания и употребления простых предлогов
Краткая аннотация. Условно выделяется несколько групп пространственных предлогов, в соответствии с последовательностью их становления в онтогенезе: а) В,
НА, ПОД; б) С, ИЗ, НАД; в) К, ОТ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД; г) ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ,
ОКОЛО. Причем нельзя принимать эту последовательность как единственно возможную, логопеду как специалисту по детской речи необходимо помнить, что существуют разнообразные индивидуальные стратегии становления речевой деятельности у детей.
Исследование состояния предложного управления у детей младшего и среднего возраста проводится в процессе игры или манипуляции с предметами, причем изучаются более подробно две первые группы предлогов.
Оцениваемые показатели:

количество понимаемых и употребляемых предлогов:

характер замен, смешений предлогов, их отсутствие:

наличие предлогов в самостоятельной речи, особенности их оформления и употребления.
Методика обследования звукопроизношения
Краткая аннотация. Методика обследования звукопроизношения используется в практической деятельности логопедов с 50-60 годов XX века. Данная методика находится в рамках специалисто-педагогического направления российской логопедии школы Р.Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга». Методика обследования звуковой стороны речи у детей раннего возраста описана в трудах Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой,
Г.Н.Соломатиной и других исследователей. Методика включает диагностику звукопроизношения, слоговой структуры слова.
Оцениваемые показатели:

качество произношения звуков с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте;

номенклатуру звуков в самостоятельной речи;

ГБУ НСО «ОЦДК»
29

наличие грубых искажений слоговой структуры слова.
Сформированность навыков словоизменения и словообразования
Краткая аннотация. Русский язык имеет сложную грамматическую систему, которую освоить в полной мере достаточно сложно даже взрослым людям с высшим образованием. Специфика развития грамматического строя в онтогенезе накладывает ограничения, как на способ предъявления материала, так и на характер предъявляемого материала. При обследовании дошкольников необходимо учитывать, что процесс становления грамматического строя у детей еще далеко не закончен. Более того, основным механизмом освоения грамматического строя является генерализация грамматических форм и законов (А.М. Шахнарович). Поэтому для дошкольников характерна унификация грамматических форм и правил.
Лингвистами выделяется активная грамматика и пассивная грамматика, т. е. грамматика, используемая в продуктивных видах речевой деятельности, и грамматика, используемая в рецептивных видах речевой деятельности.
Оцениваются следующие показатели:

уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования при продуцировании собственных высказываний;

уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования при восприятии чужих высказываний;

адекватность использования словоизменительных и словообразовательных средств в собственной речи и при восприятии;

характер специфических ошибок в использовании грамматических средств;

механизмы появления специфических ошибок;

уровень помощи взрослого.

ГБУ НСО «ОЦДК»
30
ПАКЕТ № 2
Пакет № 2 состоит из двух разделов, в которых описаны диагностические средства, используемые психологом ПМПК в работе с детьми младшего дошкольного (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). В первом разделе представлено 7 методик, во втором - 17 методик.
Примерные диагностические средства для оценки различных сфер
психической деятельности ребенка и его личности, используемые
педагогом-психологом ПМПК в работе с детьми младшего
дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).
Метод наблюдения
Краткая аннотация. Автора метода наблюдения установить трудно, поскольку он используется с середины XIX века. Метод наблюдения за детьми младшего дошкольного возраста представляет уникальную возможность оценки практически любого параметра психического развития ребенка, как в условиях свободной самостоятельной деятельности, так и в условиях его взаимодействия с взрослыми - психологом или родителями.
Оцениваются следующие показатели:

Характер самостоятельной игры и поведения ребенка;

Особенности взаимодействия с взрослым.

Характер выполнения заданий и стратегия их выполнения.

Особенности эмоционального реагирования ребенка.

Оценка темпа и продуктивности деятельности ребенка.

Оценка параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения).

Оценка эмоционально-личностных особенностей.
Ограничения. Методика не имеет ограничений.
Оценка зрелости функции программирования и контроля и
собственной регуляции двигательной активности.
Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной
активности
Краткая аннотация. Оценка сформированности регуляторного обеспечения психической активности всегда происходит не только с помощью каких-либо специальных проб, но опирается и на особенности и характеристики поведения самого ребенка. Соответственно, чем младше ребенок, тем менее сформированы все его регуляции. Оценка сформированности произвольной регуляции движений как наиболее
«глубокого», фактически первичного в регуляторной системе опирается на закономерности и показатели нормативного развития двигательной активности ребенка в онтогенезе.

ГБУ НСО «ОЦДК»
31
Оцениваемые показатели:
а) возможность совершать произвольные единичные движения, в соответствии с заданной инструкцией; б) возможность произведения серии последовательных движений удержание простой и более сложной двигательной программы; в) оценка возможности регуляции силы мышечного тонуса.
Ограничения. Не используется для детей с тяжелыми двигательными нарушениями.
Оценка особенностей мнестической деятельности.
Запоминание двух групп слов
Краткая аннотация. Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого (зрительного для детей с нарушением слуха) запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала.
Анализируемые показатели:

объем запоминаемого материала;

количество необходимых для полного запоминания ребенком повторений как первого, так и второго запоминаемого материала (скорость запоминания);

возможность удержания предъявляемого порядка слов;

наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу или звучанию (парафазии);

наличие интерферирующих влияний на воспроизводимый по «группам» материал;

прочность мнестических следов (при отсроченном воспроизведении);

особенности фонематического восприятия.
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями слуха, у которых не сформировано чтение, детей с тяжелыми нарушениями развития, в том числе с грубыми нарушениями коммуникации и расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития.
Исследование перцептивного-действенного компонента мышления
Методика Выготского—Сахарова
Краткая аннотация. Методика является модификацией классической методики формирования искусственных понятий, разработанной Л.С. Выготскими и Л.С.
Сахаровым в 1930 году. Методика использовалась указанными авторами в целях оценки формирования научных понятий, целенаправленности и последовательности мыслительной деятельности, а также протекания процессов обобщения и отвлечения обследуемых. Как диагностическая методика, была направленная на оценку особенностей образования искусственных понятий для детей не младше 12-летнего возраста и взрослых. Методика впервые была описана в монографии С.Я. Рубинштейн
(Рубинштейн, 1970). Существуют также многочисленные ссылки на этот вариант методики, используемый, по мнению многих авторов, исключительно в научных целях.
Вариант методики, включающий классические фигуры (деревянные цветные фигурки, которыми ребенок может манипулировать в перцептивно-действенном плане) используется для задач оценки развития понятийного мышления (формирование абстрактных понятий) у детей дошкольного возраста одновременно с методикой «Детская предметная классификация». Методика Выготского-Сахарова может быть применена

ГБУ НСО «ОЦДК»
32
только после исследования классификации конкретных объектов с использованием методики Детская предметная классификация для предотвращения провоцирующих влияний признаков цвета и формы в работе с предметными изображениями.
Оцениваются следующие показатели:

соответствие уровня развития перцептивно-действенного мышления возрасту.

уровень актуального понятийного развития,

объем помощи взрослого

способность охарактеризовать выделяемый признак
Ограничения. Методика не может быть использована при преобладании ротового обследования предметов над непосредственной манипулятивной и исследовательской деятельностью (при тяжелой степени тотального недоразвития ВПФ). Не используется для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Оценка уровня сформированности элементарных
пространственных представлений
Краткая аннотация. Методика направлена на оценку базовых структур когнитивного обеспечения познавательной деятельности.
Впервые важность исследования разноуровневых пространственных представлений была определена А.Р.
Лурия, который ввел понятие «квазипространственные представления» для одного из высших уровней пространственно-временных репрезентаций-представлений.
Исследование пространственных представлений в рамках оценки непосредственно физического пространства и владения пространственными предлогами проводится практически всеми отечественными дефектологами и описано в большинстве пособий.
Оцениваются следующие показатели:

представления о пространстве объектов: взаимоотношения объектов и тела, внешних объектов между собой (уровень целостного пространства);

вербализация пространственных представлений и владение речевыми конструкциями и понятиями (речеязыковое квазипространство).
Вербализация простых пространственных представлений
Оценивается: возможность понимания, и использования в собственной речи предлогов, наречий и простых предложных конструкций. Анализируется понимание и использование предлогов для оценки взаимоотношения объектов и собственного тела, а далее и объектов между собой (возможность называния взаиморасположения объектов в пространстве).
Ограничения. Не используется для детей с тяжелыми нарушениями зрения, А для детей с тяжелой двигательной патологией необходимо изменение формата изображений - сильное увеличение расстояний между ними.
Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе, уровня и особенностей понятийного мышления.
Детская предметная классификация
Краткая аннотация. Основой для разработки данного варианта предметной классификации послужили представления Л. С. Выготского о формировании понятий в детском возрасте (Выготский, 1982).
На каждом возрастном этапе для ребенка наиболее важным, смыслообразующим
(до определенной степени - классификационным) будет выступать тот или иной признак
(функция) предмета (в случае предметной классификации - реалистического изображения предмета), на основе которого будет формироваться то или иное объединение этих

ГБУ НСО «ОЦДК»
33 предметов или их изображений. Такой детальный анализ системы формирования понятий в детском возрасте и лег в основу подбора стимульного материала для детского варианта предметной классификации. Таким образом, крайне важным для детского возраста представляется определение актуального уровня понятийного развития ребенка - выделение признака, являющегося для ребенка классификационным в настоящий момент исследования, «уход» в генетические корни процесса образования понятий.
Оцениваются следующие показатели:

Актуальный уровень обобщающих операций, и понятийного мышления, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребенка.

Характер обобщающих операций.

Наличие латентных выборов.

Стратегия деятельности ребенка.
Ограничения. Методика не может быть использована при работе с детьми с тяжелыми нарушениями зрения и грубыми нарушениями взаимодействия.
Методики, используемые психологом для оценки особенностей и
уровня развития различных сфер психической деятельности
ребенка и его личности (от 5 до 7 лет)
Метод наблюдения
Краткая аннотация. Автора метода наблюдения установить трудно, поскольку он используется с середины XIX века. Метод наблюдения за детьми предоставляет уникальную возможность оценки практически любого параметра психического развития ребенка, как в условиях свободной самостоятельной деятельности, так и в условиях его взаимодействия с взрослыми - психологом или родителями.
Оцениваются следующие показатели:

Характер самостоятельной деятельности и поведения ребенка;

Особенности взаимодействия с взрослым, возможность удержания дистанции;

Адекватность коммуникативного поведения

Особенности и характер эмоционального реагирования ребенка в различных ситуациях успеха и неудачи.
Ограничения. Метод не имеет ограничений.
Исследование операциональных характеристик деятельности
(темп, продуктивность, работоспособность)
Методика Пьерона-Рузера
Краткая аннотация. В своем классическом варианте предъявления методика в полном объеме реализует возможность исследования уровня сформированности произвольной регуляции психических функций (программирования собственной деятельности и ее контроля, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простой программы деятельности, усвоения нового способа действий, сформированности элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации. Данная методика может быть отнесена к разряду бланковых методик и в своем классическом виде приведена в классическом пособии по диагностике М.П.Кононовой (Кононова, 1963).
Методика может быть использована в ситуации групповой диагностики.
Оцениваются следующие показатели:

ГБУ НСО «ОЦДК»
34

возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности);

целенаправленность деятельности;

параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

количество правильно заполненных фигур по отношению к общему их количеству
(индекс правильности);

число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);

количество ошибок за регистрируемые отрезки времени (динамика изменения количества ошибок);

распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются как характер распределения ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и ее влияния на количество ошибок;

характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)
Ограничения. Методика не может быть использована для детей с тяжелыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), с выраженными степенями умственной отсталости, с тяжелыми двигательными и множественными нарушениями развития, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность
распределения, переключения)
Методика В.М. Когана
Краткая аннотация. Методика разработана В. М. Коганом для исследования особенностей работоспособности. Для детей методика была адаптирована Э.А.
Коробковой. Методика является одним из первых заданий подобного рода, созданных на материале классификаций геометрических фигур разного цвета и величины. Варианты методики В. М. Когана, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, используются для нейропсихологической диагностики. В целом можно отметить, что методика В. М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов.
Безусловно, анализ результатов позволяет оценить значительно больший спектр параметров, в частности сформированность произвольного компонента деятельности, характеристики обучаемости, сформированность пространственных представлений, специфику сформированности мелкой моторики и т.п.
Анализируемые параметры:

возможность распределения внимания по двум признакам (счет и сортировка по цвету).

возможность распределения внимания

возможность его переключения.

возможность распределения внимания по трем признакам одновременно (при использовании таблицы).
Дополнительно могут быть оценены:

мануальные предпочтения — какой рукой ребенок держит карточки, какой раскладывает, меняет ли руки, насколько они взаимодействуют;

специфика ориентации в пространстве листа;

наличие упорядоченной стратегии поиска и пространственный характер этой стратегии

особенности тонкой моторики: насколько ребенок ловко удерживает, перебирает и раскладывает карточки;

ГБУ НСО «ОЦДК»
35

как сохраняется программа собственной деятельности;

замечает ли ребенок свои ошибки (критичность);

как эмоционально реагирует на замеченные взрослым ошибки.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
связь с админом