Тема: «Здоровье прежде всего»
Одной из важнейших задач воспитания ребенка, ведущим фактором правильного психофизического развития является забота о здоровье, создание комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям. Именно в этот период жизни закладывается фундамент здоровья ребенка.
В связи с этим они еще сравнительно слабо защищены от вредных влияний окружающей среды, в том числе инфекций. К неблагоприятным влияниям, отрицательно сказывающимся на развитии ребенка, относят и такие, как погрешности в уходе за ребенком. Неправильная организация питания, даже незначительное нарушение соотношение сна и бодрствования, не соответствующие должному уровню гигиенические условия быта (температура и влажность воздуха, площадь помещения, скученность и др.).
Родителям следует помнить: СОН, как и бодрствование, составляет основу нормального физиологического состояния организма. Достаточный по продолжительности, спокойный и глубокий сон обеспечивает ребенку полноценный отдых, восстановление сил, способствует оптимальной возбудимости нервной системы во время бодрствования. Таким образом, сон и бодрствование взаимообусловливают друг друга - правильно организованное активное бодрствование определяет хороший сон, и наоборот. Потребность во сне зависит не только от возраста, но и от состояния здоровья, типа нервной системы, физиологических особенностей организма, индивидуальных темпов развития малыша. Нередко у родителей вызывает тревогу недостаточный по длительности сон ребенка. Они жалуются, что он долго не может заснуть, часто просыпается, сон его неспокоен. Да, такой сон не обеспечивает необходимый отдых ребенку - нервная система остается возбужденной. Это может привести к различным нарушениям нервно-психологического характера и даже к отставанию в развитии. Основными причинами плохого сна являются несоблюдение ритма кормления, возрастного режима в целом, неправильные приемы укладывания ребенка, в том числе проводимые непосредственно перед сном разнообразные развлечения, игры, приводящие к перевозбуждению нервной системы. Сюда же можно отнести неблагоприятные гигиенические условия: плохо проветренное помещение, повышенная температура воздуха, посторонние примеси в воздухе (запах табака и т д.), неудобная кровать, чрезмерно большая подушка. Ребенок прежде всего нуждается в хорошем гигиеническом уходе, в правильной организации отдыха и деятельности.
Характер занятий во время бодрствования должен быть достаточно разнообразным: спокойные игры целесообразно чередовать с подвижными в соответствии с возможностями и интересами ребенка. Чаще общайтесь с малышом, направляйте его деятельность, играйте вместе с ним. Такой подход создаст благоприятные предпосылки для разностороннего развития ребенка и поддержания у него положительного эмоционального настроя. Как уже упоминалось, одним из важнейших компонентов режима дня ребенка является ежедневное пребывание на свежем воздухе - это прогулки два раза в день в утренние и вечерние часы. Длительность прогулки зависит от погоды, температуры воздуха, а так же самочувствия малыша. При благоприятных условиях пребывание ребенка на воздухе может достигать 5-6 часов в день. Ели ребенок спит дома, то в комнате с помощью проветривания температуру воздуха постепенно снижают до 15*С. Обычная же температура воздуха в помещении – 20 – 21*С при влажности воздуха 40 – 60 %.
Основой правильного умственного и физического развития ребенка является и питание.
Рацион должен быть разнообразным – в него включают все необходимые для рота компоненты: балки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли в нужных количествах в соответствии с принятыми медико - гигиеническими требованиями. Нельзя кормить ребенка насильно в случае отсутствия у него аппетита: это может быть симптомом начала заболевания, повышенной температуры тела, переутомления, недосыпания и др. В этом случае необходимо обратиться к участковому педиатру. Если пониженный аппетит или его отсутствие бывают у ребенка достаточно часто, то в большинстве случаев это свидетельствует о каком-либо неблагополучии в его здоровье и, безусловно, требует обращения к специалисту. В промежутках между основными приемами пищи не следует давать детям сладости, другие высококалорийные продукты. Не рекомендуется запивать пищу водой, молоком и другими напитками. Лучше дать ребенку несколько глотков кипяченой воды непосредственно перед едой.
Круглый стол
Тема: «Режим дня в жизни ребенка»
Цель: Детальное знакомство родителей с организацией режима дня младших дошкольников. Создание непрерывной системы воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ и семье.
Участники: Заведующий, воспитатели, родители, мед. работник ДОУ.
Вопросы для освещения:
Что надо знать о режиме дошкольников.
Режим – путь к здоровью.
Организация режимных процессов.
Единство требований ДОУ и и живота. семьи в соблюдении детьми режима дня.
Введение.Выступление заведующей ДОУ с сообщением: «Что надо знать о режиме дошкольников».
Основная часть:
Консультация медсестры «Организация режима ребенка 3-4 лет».
Методические рекомендации «Как приучить ребенка к режиму?» (воспитатели)
Коллективное обсуждение вопроса «Единство требований ДОУ и семьи в соблюдении детьми режима дня»
Аспекты обсуждения:
- Соблюдение родителями режима дня в ДОУ.
- Отражение режима дня ребенка в семье.
- Использование родителями в семье методических рекомендаций педагогов.
Заключение. Подведение итогов встречи заведующим ДОУ.
Школа для родителей «Советы Айболита»
Тема: «Формирование правильной осанки»
Часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка правильной осанки. Только когда ребенок становится взрослее – замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, не на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.
Возникновению дефектов осанки также способствуют:
несоответствующая росту мебель;
мягкая постель с высокой подушкой;
ношение тяжестей;
плоскостопие;
недостаточная освещенность в помещении;
безразличие (лень) к своей внешности.
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологическое состояние окружающей среды, которое оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение, их физическое здоровье.
Чтобы определить, есть ли нарушение осанки, необходимо осмотреть ребенка. В своей работе я делаю это следующим образом. Ставлю ребенка в хорошо освещенном помещении спиной к себе на возвышение так, чтобы его лопатки находились на уровне моих глаз (ребенок в трусах, но без майки). Разговариваю с ним, прошу рассказать стихотворение или задаю вопрос о его любимых игрушках или увлечениях для того, чтобы снять возникшее первоначальное напряжение и видеть естественную картину состояния позвоночника. Отмечаю спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну горизонтальную линию или одно немного (гораздо) выше другого, развернуты или сведены; смотрю со спины: не отстают ли лопатки, симметричны ли предплечья.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Чтобы правильно их подобрать, инструктору по физической культуре нужно учитывать данные вышеописанных осмотров в индивидуальной работе с детьми. Надо обращать внимание на осанку не только на занятиях, но и в повседневных видах деятельности. Для этого следует использовать и словесные указания, показ, контроль за осанкой как со стороны взрослого, так и со стороны самого ребенка.
Так упражнения для малышей 3-4 лет носят игровой характер: имитируют движения птиц, животных, насекомых. Главное в них – вызвать интерес двигаться активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Великан» предлагается малышам: «Вырастем большими! Потяните руки вверх»; в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, делает перекаты в разные стороны. Дети старшего дошкольного возраста могут понять пользу упражнений, которые они используют: с их помощью они смогут стать здоровыми, красивыми, подтянутыми. Для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя настойчивость и усилия.
Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины
Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение (предлагаем дойти до определенного места, не уронив мешочка, снять его и вернуться так, как будто на голове все еще лежит мешочек).
Кобучению детей прыжкам надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой (длиной), а на мягкое приземление: «Кошка прыгая, приземляется на свои лапки спокойно и мягко. Давайте и мы попрыгаем (перепрыгаем), как кошки – мягко и на носочки». Если у взрослых роль амортизатора выполняют не только ноги, но еще и естественные кривизны позвоночника, а у ребенка эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызванным прыжками.
При упражнении в лазанье надо следить за тем, чтобы дети не смотрели вниз, держали туловище прямо; кисти рук ставили не уже, чем на ширину плеч, иначе лазанье может неблагоприятно влиять на осанку. «Сегодня вы должны постараться залезть на гимнастическую стенку, как смелый пожарник, и позвонить в колокольчик, подвешанный на ступеньке».
Упражнения в подлезании, перелазании увеличивают подвижность позвоночника и укрепляют мышцы спины. Однако надо помнить, что после этих упражнений надо использовать такие, в которых дети могут активно выпрямлять позвоночник: добежать до стоек, на которых подвешаны ленточки, и, подпрыгнув, достать их.
При проведении упражнений в метании надо обращать внимание на правильный замах и позу туловища. Это не только способствует развитию навыка метания, но и укрепляет мышцы плечевого пояса. Для одинаковой нагрузки на все мышцы плечевого пояса упражнения в метании надо выполнять как правой, так и левой рукой.
Методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье и др. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляет мышцы спины, плечевого пояса, живота.
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется следующие мероприятия:
изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять. что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);
упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения – отведение рук, ног в стороны с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове;
ношение различных предметов на голове. К этим упражнениям относятся: ходьба на носках, пол бревну, на коленках, приседания, лазание по гимнастической стенке (не уронив при этом положенный на голову предмет);
координация движений, умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансирования. Например, стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.
Мячи, как средство развивающе–оздаровительно-коррекционной работы, используются в связи с их специфическим воздействием на опорно-двигательный аппарат и механизм равновесия. Большие гимнастические мячи (диаметром от 45 до 55см) появились не тек давно, но уже успели заинтересовать и стать любимой игрушкой детей.
Упругая, неустойчивая среда необходима для формирования чувства равновесия, ритма движений. Неоценима работа на мячах в плане всех опорно-статистических систем тела. Активная позиция «сидя» мобилизует структуры позвоночника, мышцы груди и живота в формировании правильной осанки.
Так же большие гимнастические мячи неоценимы при проведении эстафет, подвижных игр. Например, допрыгать, держась за «рожки» мяча, до определенного места и вернуться обратно; усложненный вариант игры «Ловушка» (на мячах).
Основные исходные положения работы на мяче:
сядя на мяче, ноги на полу, согнуты в коленях;
стоя на полу на коленях, руки на мяче;
лежа на животе на мяче;
лежа спиной на мяче;
лежа на мяче на боку, опираясь об пол руками.
Памятка для родителей:
В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду.
*У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
*Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
*Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
*Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
*Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбится и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Консультация
Тема: «Организация физического воспитания детей в семье»
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования детей проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Большинство родителей в силу различных причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или «контролера».При передаче родителям способов организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях необходимо создать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно.
Младший дошкольный возраст (3-5 лет) - период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностям двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазанье, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажерах.
Ведущая роль в этот период отводится овладению различными формами прыжков, метания (бросание и ловля мяча или разнообразных легких предметов: шишек, тряпичных и теннисных мячей); освоению упражнений с сохранением равновесия (при ходьбе по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.).
Особенно интенсивно в этом возрасте формируются навыки метания. Однако, бросая предмет в цель, ребенок не фиксирует направленность и дальность броска. Чаще всего он просто выпускает его из руки. Между замахом и броском нередко отмечается довольно длительная пауза, во время которой ребенок старается подойти как можно ближе к мишени. Еще очень неуверенно младший дошкольник ловит мячи и другие предметы. Многие исследователи отмечают, что ребенок заранее выпрямляет сведенные вместе руки навстречу мячу, сильно напрягается, широко расставляет пальцы или крепко сжимает их. Потом замирает в ожидании мяча, а при его подлете крепко зажмуривает глаза. Постепенно у детей 3-5 лет возникает интерес к правильности выполнения движений, их соответствия заданному образцу, а также к новым сочетаниям ранее освоенных движений. «Мама, смотри, как я умею!»- все чаще и чаще доносится с детской площадки. Но при этом младший дошкольник еще не умеет соизмерять свои силы и реальные возможности с выбранным двигательным заданием. Убедившись в невозможности выполнения того или иного действия, ребенок проделывает его наспех, оставаясь искренне убежденным, что все сделано качественно.
Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки. На пятом году жизни соревновательный момент и ориентир на личный выигрыш также становится значительным побудительным мотивом к успешному овладению новыми движениями.
В условиях семейного воспитания детям младшего дошкольного возраста необходимо создать определенную развивающую среду: предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку-мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч-прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
Дома необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив ковровым покрытием. Но если без тренажеров и сетки для метания можно обойтись, то есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка-мяч. Именно мяч является ключевым предметом, способствующим у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры.
Уникальность и универсальность мяча определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивает, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия. Изменение движения мяча в результате произвольного изменения направления и силы броска - двигательный навык, который формируется у детей на протяжении всего дошкольного детства.
Для сверхподвижных детей можно предложить комплекс упражнений с использованием больших гимнастических мячей (гимников).
«Хлопки над головой»
И.п.: сидя на большом мяче; пружинящие движения ногами вверх-вниз («скачем на лошадке»);
Руки через стороны вверх, хлопок над головой;
Вернуться в и.п. (повторить 4-6 раз).
«Бабочки»
И.п.: то же;
Руки согнуть в локтях, приставить к плечам;
Поднять локти вверх и опустить их в стороны (повторить 4-6 раз)
« Бокс»
И.п.: то же;
Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки;
Имитировать движения боксера (повторить 8-10 раз).
«Самолеты»
И.п.: то же;
Руки сложить перед грудью, пальцы сжать в кулаки;
Вращательные движения руками;
Руки в стороны, наклоны вправо и влево (повторить 2-3 раза). Листовка
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |